Методическая разработка программы индивидуального развития ребенка

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:

– одним из этапов подготовки к педсовету;

– завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

Читайте также:  Центр развития ребенка в чертаново

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

– по педагогике;

– по психологии;

– по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:

– последовательность;

– повторяемость;

– доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник

Паспорт Программы

Наименование программы

          Программа индивидуального развития  ребёнка

Автор

    Михайлова Светлана Геннадьевна, классный руководитель   МБОУ «СОШ №39» г. Чебоксары

Основание для разработки программы

  Реализация приоритетного национального проекта «Образование» от 5 сентября 2005 года: внедрение инновационной деятельности в воспитательный процесс с использованием личностно-ориентированного подхода к ребёнку

Цель программы

     Создание условий для формирования личности, способной к самореализации, самовыражению и успешной адаптации в социуме и в образовательной среде

Задачи программы

   Расширение круга интересов подростка.

   Развитие творческих и интеллектуальных способностей подростка.

   Создание  условий  для поддержания стабильного здоровья.

   Оказание психолого-педагогической помощи в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределении.

   Осуществление сотрудничества и взаимодействия между учеником, педагогом и родителями.

   Выявление уровня развития подростка степени её социальной адаптации и свойства личности.

Основные мероприятия

  •           Проведение классных и школьных мероприятий с ее участием.
  •           Обеспечение участия  подростка в мероприятиях различных уровней.
  •           Привлечение к научно- исследовательской работе, олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм,
  •           Привлечение к организации общественных дел в классе.
  •           Психологическое сопровождение класса и ученика.

Участники программы

     Классный руководитель, учащиеся класса, администрация школы, учителя- предметники, психологи, медицинский персонал, социальные педагоги  и  родители, педагоги дополнительного образования.

Ожидаемые результаты

 Достижение высокого образовательного уровня.

Формирование гармонично развитой личности: интеллектуальной, креативной, толерантной, здоровой. Создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания учащейся.

Оптимизация самооценки ученика, расширение позитивных социальных контактов.

Формирование активной жизненной позиции подростка.

Организация  презентации достижений учащейся за четыре года.

Принципы реализации Программы

  • Комплексность.
  • Природосообразность.
  • Дифференциация.
  • Индивидуальность.
  • Опора на интересы и потребности ученика.
  • Демократичность воспитательного воздействия.
  • Системность (по В. А. Петровскому).
  • Успешность (по Л. В. Выготскому).
  • Конфиденциальность.
Читайте также:  Норма физического развития ребенка в три года

      Законодательно-нормативное обеспечение программы

  1. Закон РФ « Об образовании».
  2. Закон ЧР « Об образовании».
  3. Конвенция о правах ребёнка.
  4. Конституция РФ,
  5. Закон « О правах ребёнка», « О защите прав детей
  6. Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
  7. Школьные программы: «Развитие воспитания», «Здоровый образ жизни», «Подросток и закон», «Школа и родители», «Досуг».

                            Условия реализации Программы:

 – создание мотивационного поля и благоприятных условий, возможностей для полноценной работы над реализацией Программы;

 – осознание необходимости  решения проблемы;

 – координация действий всех участников Программы;

– личностно-ориентированный подход;

 – организация деятельности учащейся.

Комплекс методов психолого-педагогической диагностики:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • интервьюирование;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • тренинги;
  • деловые игры;
  • изучение продуктов ученического творчества.

Методы и формы педагогического воздействия

  • Убеждение 
  • Пример 
  • Разъяснение 
  • Пожелание 
  • Создание ситуаций 
  • Совместное изучение результатов деятельности 
  • Внушение 
  • Тренинг
  • Беседа
  • Просьба
  • Совет 
  • Одобрение 
  • Наблюдение 
  • Ведение учета, записей, дневника 
  • Соревнование 
  • Поощрение
  • Создание ситуаций успеха

Важнейшие заповеди нравственного воспитания

«Золотое правило» нравственности: Не делай другому того, чего себе не желаешь.

  • Доброта
  • Эмпатия 
  • Честность 
  • Вежливость
  • Справедливость
  • Уважение
  • Дружба 
  • Трудолюбие
  • Патриотизм

Дополнительное образование

  • Кружок «Декоративное вязание».
  • Клуб английского языка «Восходящие звёзды»

Сотрудничество с родителями

  • Беседы 
  • Консультации 
  • День открытых дверей 
  • Родительские собрания 
  • Создание сайта класса
  • Классные и школьные мероприятия
  • Родительское патрулирование

                                  Этапы и направления Программы

«Тропинка к своему «Я»»

Деятельность по реализации

программы индивидуального развития ребенка

1. Учебно-познавательная деятельность

Цель: развитие познавательной активности.

  • Задачи: 1) выявление индивидуальных способностей;
  • 2) развитие умений и навыков в учебной деятельности;  
  • 3) развитие самостоятельного мышления;
  • 4) выработка потребности в постоянном пополнении своих знаний;
  • 5) формирование стремления к сочетанию личных и общественных интересов.

Направление деятельности

    Формы и методы работы

Ответственные

Сроки

Углубленное изучение отдельных предметов (русского языка и литературы, обществознания, английского языка и чувашского языка)

Элективные курсы, кружки по данным предметам, факультативы, консультации, информирование родителей об учебной деятельности ученицы, беседы с учителями-предметниками

 Кл. руководитель, учителя-предметники, родители

Участие в олимпиадах

Дополнительные занятия с учителями-предметниками по индивидуальным программам,  консультации

 Кл. руководитель, учителя-предметники

Участие во Всероссийских и республиканских конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Английский бульдог», «Чувашская ласточка» и  дистанционных олимпиадах

Дополнительные занятия с учителями-предметниками по индивидуальным программам, консультации

Кл. руководитель, учителя-предметники, родители

Научно-исследовательская работа

Создание и защита проектов, исследовательских работ и рефератов, участие в конкурсах.

Предметное обучение, олимпиады, конкурсы

Уроки творчества и  презентация работ

Кл. руководитель, учителя-предметники, родители

Участие в предметных неделях

Участие в предметных конкурсах, конференциях.

Кл. руководитель, учителя-предметники

                             2. Развитие творчества и самостоятельности

      Цель: создание условий для проявления учащейся инициативы, самостоятельности, ответственности, развитие интереса к внеклассной деятельности.

     Задачи: 1) изучение индивидуальных интересов и потребностей учащейся во внеурочной деятельности;

2) создание условий для равного проявления своей индивидуальности во внеурочной деятельности;

3) просвещение и консультации в выборе кружков, секций и т. д.;

4) стимулирование инициативы и активности учащихся.

Направление деятельности

Формы и методы работы

Ответственные

Сроки

Организация коллективной деятельности, развитие креативности

Участие в самоуправлении класса, в КТД, общешкольных праздниках, классных вечерах, концертах, постановках.

Подготовка и проведение тематических классных часов, творческих вечеров.

Кл. руководитель, актив класса,

зам. директора по ВР, родители

Самопознание и самовоспитание

Анкетирование.

 Тесты по самопознанию.

Ознакомление подростка с основными методами и приемами самопознания.

Тренинги.

Посещение музеев, выставок, театров, кинотеатров, кружков.

Беседы.

Кл. руководитель, психолог, родители

Развитие творчества и самотворчества

Участие в организации деловых тренингов, походах, объединениях по интересам, КТД.

 Демонстрация достижений

Кл. руководитель, актив класса, родители

Читайте также:  Основные научные факторы развития ребенка

3. Воспитание толерантной личности, направленной на саморазвитие  и самосовершенствование

       Цель: воспитание толерантной личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к саморазвитию, самовыражению.

       Задачи: 1) создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации в обществе;

2) формирование у учащейся представления о различных нормах поведения;

3) научить решать возникающие проблемы мирным путём, воспитывать понимание сущности ответственности и исполнительности, точности, активности. 

Направление деятельности

Формы и методы работы

Ответственные

Сроки

Расширение представлений о различных формах социального устройства жизни, формирование положительного отношения к обществу

Индивидуальные беседы с учителями истории и обществознания.

Диспуты с участием класса.

Тренинг этнической толерантности.

Встречи с ветеранами вооруженных сил, выпускниками школы, государственными служащими.

Просмотр информационных телепередач, чтение газет.

Кл. руководитель, учителя истории и обществознания, родители

Формирование вечных общечеловеческих ценностей (добро, истина, красота)

Беседы.

Тренинг общения и взаимодействия.

Анкетирование.

Тесты.

Диспуты.

 Этические и эстетические темы в классе.

Кл. руководитель,  руководитель музея, библиотекарь школы, психолог

Формирование идеала человека, жизненной позиции (образ человека, образ жизни)

Беседы.

Диспуты.

Классные часы.

Кл. руководитель, зам. директора по ВР, учитель истории, родители

Отношение к Родине, к родителям

Классные часы.

Классные вечера и другие мероприятия с участием родителей.

Приглашение родителей на выступления подростка в КВНах, конференциях, диспутах.

Творческие работы.

Экскурсии.

Выступления с докладами.

Кл. руководитель, учитель русского языка и литературы, учитель истории родители

Формирование человеческих норм общения и поведения

Тренинги.

Анализ ситуаций, происходящих с подростками.

Беседы.

Диспуты.

Участие в благотворительных акциях.

Кл. руководитель, психолог, родители

Формирование индивидуального этикета

Психологические и этические тесты в помощь осознания своего поведения в обществе.

Ситуационные упражнения.

Беседы.

Диспуты.

Мастер – классы.

Кл. руководитель,  психолог, родители

Формирование позитивной самооценки

Тестирование.

Анкетирование.

Беседы.

Диагностические занятия.

Конкурсы.

Уроки творчества.

Участие в классных и школьных мероприятиях.

 Посещение кружков.

 Встреча с интересными людьми.

Участие в классном самоуправлении.

Тренинг ассертивного поведения.

Кл. руководитель,

психолог, социальный педагог

Ориентирование на саморазвитие и самосовершенствование

Личностная диагностика.

Тесты.

Кл. руководитель,

психолог

Формирование интереса к осознанному выбору профессии

Карта интересов.

Тренинг выбора профессии.

Кл. руководитель,

психолог

4. Здоровый образ жизни

      Цель: формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей

       Задачи: 1) диагностика и учет заболеваний учащейся;

2) развитие навыков самообслуживания;

3) формирование положительного отношения к занятиям спортом с минимальной нагрузкой;

4) формирование негативного отношения к вредным привычкам;

5) развитие навыков полноценного отдыха и стимулирование позитивного поведения;

6) сотрудничество с внешкольными организациями, помогающими вести просветительскую работу;

7) сотрудничество с родителями и учителями-предметниками.

Направление деятельности

Формы и методы работы

Ответственные

Сроки

Приобщение к здоровому образу жизни

Участие в спортивных соревнованиях между классами в качестве болельщика.

Туристические походы и поездки.

Утренняя зарядка.

Спортивные игры и праздники.

Походы и экскурсии.

Классные часы.

Спортивные конкурсы.

Встречи с врачами-специалистами.

Беседы, дискуссии о пользе спорта.

Родительские собрания.

Индивидуальные консультации для ребёнка и родителей.

Участие в акциях.

 Кл. руководитель,

учитель физкультуры, родители

Формирование полового самосознания и здорового образа жизни

Встречи с врачами- специалистами, школьным психологом.

Анкетирование индивидуальное и в группе.

Кл. руководитель, школьная медицинская сестра, психолог, родители

Воспитание грамотного отношения к медико-профилактическим мерам как средству сохранения здоровья

Встречи с медицинскими работниками, обследования специалистами по коррекции незначительных отклонений

Кл. руководитель, школьная мед. сестра, родители

Формирование

навыков безопасного поведения

Беседы на уроках ОБЖ. Встречи с работниками МЧС и МВД.

Диспуты.

Классные часы.

Мастер – классы: «Это должен знать каждый».

Индивидуальная консультация.

«Дни здоровья» в школе и классе.

Кл. руководитель, учитель ОБЖ, родители

Источник