Методическая работа развитие ребенка в творческом коллективе

Методическая работа развитие ребенка в творческом коллективе thumbnail

Доклад на тему «Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе»

преподавателя хореографии

МКОУ ДОД «ДМШ п.Эркен-Шахар»

Кужева Иналя Ильясовича

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива.

  1.  Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.
  2. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.
  3. Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, и т.д.
  4. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина – это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.
  5. Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.
  6. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов.
  7. Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.
  8. Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу.
  9. Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей.
  10. Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.).
  11. Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.
  12. Большую пользу в художественном воспитании детей принесет изучение танцев других народов.
  13. Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на детей. В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является автором постановки и кто подготовил номер в данном коллективе.

Подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей.

Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств для всестороннего их развития. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. «Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь» .

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:

1. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.

2. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество – чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.

3. Приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы.

4. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством.

5. Они определяют педагогические и организаторские способности детей.

Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.

Список использованных источников

  1. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, – 2000г. – 624с.
  2. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997г. – 206с.
  3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
  4. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Пинт А. О. Высокое призвание. М, 1973.
  6. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.
  7. https://xreferat.ru/47/1204-2-vospitanie-deteiy-iskusstvom-horeografii.html

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Городской Дворец детского (юношеского) творчества

имени Н.К. Крупской»

Горшкова Елена Ивановна,

педагог дополнительного образования

«Развитие личностного роста учащихся в творческом коллективе «Юный конструктор»

В современной педагогической практике ведущими становятся процессы развития индивидуальности ребенка, что предполагает включение обучающихся в различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей, раскрытие их творческого потенциала, как в учебной, так и во внеучебной работе. 

Деятельность личности – ведущий фактор её формирования посредством целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работы над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности школьника.

В последние годы все большее внимание уделяется построению такой образовательной системы, которая позволяла бы обеспечить учащемуся развитие всех его природных задатков и создавала бы условия для его самореализации в социальной среде, на рынке труда, в сферах инновационной экономики, в бизнесе. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей.

Хочу поделиться опытом работы по развитию личностного роста учащихся дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях в творческом коллективе «Юный конструктор». Творческий коллектив очень молодой, ему всего два года, педагогическая деятельность осуществляется на базе подросткового клуба по месту жительства им. И.С. Назарова, который является структурным подразделением Городского дворца детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской. Клуб является не столько местом получения знаний, сколько микросоциумом, в котором идет процесс формирования ценностей, норм и навыков полноценного развивающегося общения, обращающим свободное время детей в условия и инструмент их предсказуемого развития. Важной составляющей развития ребенка в нашем клубе является процесс его духовно-нравственного воспитания. Все силы педагогов направлены на всестороннее развитие личности.

Занимаясь конструированием, ребята изучают принципы работы различных механизмов, учатся конструировать “шаг за шагом”. Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые, более сложные задачи. Любой признанный и оценённый успех приводит к тому, что ребёнок становится более уверенным в себе. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей. Применение предметно-развивающей среды ЛЕГО на занятиях, направлено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения учащихся. Мною разработана двухлетняя программа «Лего-конструирование», для детей 5-8 лет, которая предназначена для того, чтобы положить начало формированию у них целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире.

Каждое занятие построено таким образом, что сначала дети знакомятся с темой, затем смотрят развивающее видео, картинки, фотографии, затем с детьми проходит обсуждение, далее каждый ребенок ставит перед собой свою цель для достижения поставленной темы, в процессе практической работы (конструкторской деятельности) он сможет объяснить, что происходит на его рабочей пластине и почему он это так видит. Например: тема «Путешествие в зоопарк» позволяет детям провести виртуальную экскурсию по зоопарку, вспомнить свои ощущения при реальном посещении зоопарка, обсудить животных, узнать как живут они в дикой природе, затем мы с детьми обобщаем наши общие знания, а далее детям предлагается построить свой зоопарк, чтобы они придумали для улучшения содержания животных, для удобства посещения зоопарка посетителями и т.д. Можно строить, опираясь на картинки, можно строить по собственному воображению с учетом возможностей Лего – кирпичиков. В результате работы у каждого учащегося получается свой конструкторский «шедевр». Задача педагога – корректирующая и направляющая, но ни в коем случае, не навязывающая и не подводящая деятельность ребенка под определённые шаблоны.

Более подробно можно остановиться на теме «Динозавры». После сообщения темы и просмотра материала на данную тему, обобщаем какие особенности строения динозавров, что в них особенного, на что надо обратить внимание при постройке, а далее учащимся предлагается построить каждому своего динозавра, хищного или травоядного, плавающего или летающего, или бегающего по поверхности земли. Как правило, предлагаю детям готовые картинки динозавров из Лего, которые можно воспроизвести в своей работе, а выбор остается за самим ребёнком.

hello_html_16d413c4.png

Предложенные картинки «Динозавры»

hello_html_64075715.png

Вот такие разные динозавры получились

hello_html_482f491d.jpg

hello_html_m174918ab.jpghello_html_mfc54049.jpghello_html_58381490.jpg

hello_html_3ae988cd.jpghello_html_5416743e.jpghello_html_m5c5dede9.jpghello_html_m48fe60fe.jpg

hello_html_794f00d.jpghello_html_10b32aa0.jpghello_html_m3bcf0591.jpghello_html_m66aacd92.jpg

Фотографии трёх работ учащихся дошкольной группы были отправлены на дистанционный конкурс международного уровня.

Работы – победители

международного образовательного портала «Престиж

hello_html_maecb093.png

hello_html_m64c2e344.jpg

hello_html_m50f72f2a.jpghello_html_m54a85d7e.jpg

hello_html_m64abd943.jpghello_html_5f0b3379.png

На каждом занятии я веду фотосъемку работ учащихся и сбрасываю фотоотчёт родителям в группу Viber, иногда произвожу видеосъемку защиты (объяснения) своей работы (мини-проекта). Родители очень довольны таким подходом. В течение учебного года работы каждого ребёнка принимают участие в клубных тематических выставках, таких как:

  • «hello_html_m38f63d0d.jpgДля милых мам», посвященная дню матери;

  • «Новогодний Лего-калейдоскоп»;

  • «День защитника Отечества»

  • «8 Марта – день чудесный»

  • «День Великой победы»

  • «Итоги года «Наши успехи»

Выставка «Для милых мам»

hello_html_m4af498d7.jpghello_html_m555139b8.jpg

«8 Марта – день чудесный» «День защитника Отечества»

Самые интересные работы, с разрешения родителей, я отправляла на Всероссийский и международный конкурсы, где работы детей были достойно оценены. В 2017-2018 учебном году во Всероссийском творческом конкурсе «Рассударики» приняли участие 3 работы, которые стали победителями. В 2018-2019 учебном году во Всероссийском творческом конкурсе «Рассударики» приняли участие 5 работ, которые стали победителями, а на международном образовательном портале «Престиж» 16 представленных работ заняли призовые места.

Участие каждого ребёнка в том или ином мероприятии клуба имеет для него важное значение: каждая выставка поднимает планку его конструкторских способностей все выше и выше, каждое воспитательное мероприятие позволяет сплачивать наш коллектив, позволяет детям объединяться для совместных работ. Особое значение имеют благодарственные слова родителей за тот прогрессивный личностный и творческий рост каждого ребёнка, который они смогли наблюдать в течение учебного года.

Лего – конструирование помогает решить поставленные задачи развития личности, индивидуальности, раскрытия творческих способностей. Пришедший вначале учебного года ребёнок, порой даже не умеющий соединять детали конструктора, к концу учебного года показывает поразительные результаты конструирования по инструкциям, замыслу и воображению.

Результат работы учащихся коллектива «Юный конструктор» можно увидеть на открытых занятиях, тематических выставках в клубе, в открытой группе клуба «ВКонтакте», на сайтах конкурсов «Рассударики», «Престиж» и т.д.

Ещё одним немаловажным результатом является то, что учащиеся начинают лучше учиться в школе, наблюдается рост их авторитетности, как среди учащихся школ, так и среди педагогического коллектива, у дошкольников формируется усидчивость, умение устного представления (защиты) работы.

Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требуются новые формы и методы воспитания и обучения, которые отвечают настоящему времени. Требуется воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности. Всему этому, в полной мере, способствует технология Лего-конструирования.

Список литературы

  1. Воспитание учащихся по месту жительства / [Текст] / Под ред. Бочаровой В.Г. Плоткина М.М – М.: Просвещение, 1987 – 298с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.

  3. Куприянов, Б.В. Роль и место клуба в дополнительном образовании детей [Текст] / Б.В. Куприянов // Воспитание школьников. 2015. № 1. – С. 55-62

  4. Липатова, С. Н. Организационно-педагогические условия социализации личности подростка в детско-юношеском клубе по месту жительства [Текст] :автореф. дис. … канд. пед. наук / С.Н. Липатова. – Томск, 2004. – 18 с.

Источник

Методы организации занятий в детском творческом объединении.

(методические материалы для педагогов дополнительного образования)

Дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности.

Современная стратегия учреждения дополнительного образования детей базируется на образе современной личности, способной к активной самореализации, саморазвитию, самовыражению и самоорганизации жизни.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Занятие должно быть направлено на усовершенствование учебного процесса, выполнение мероприятий по улучшению качества получаемых обучающимися знаний, обобщение и пропаганду передового педагогического опыта.

Целью современного дополнительного образования детей является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:

– комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

– адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

– соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

– наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

– четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную

деятельность;

– наличие благоприятной психологической атмосферы;

– активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

– полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.

Основные требования к современному занятию

Занятие – основная форма организации учебного процесса. От его качества зависит степень усвоения учебного материала обучающимися. Оно должно отвечать следующим требованиям:

– чёткость определения учебных задач занятия, выделение из них главной и второстепенных целей;

– единство образовательных и воспитательных задач;

– определение оптимального содержания и отбор учебного материала занятия в соответствии с его задачами и возможностями, определяемыми уровнем подготовки обучающихся. На выполнение поставленных задач, отрицательно сказывается как перегрузка учебного материала, так и небольшой его объём;

– выбор наиболее рациональных методов и приёмов обучения, обеспечение познавательной активности обучающихся, сочетание коллективной работы с дифференцированным подходом к обучению;

– формирование у обучающихся самостоятельности в познавательной деятельности, развитие творческих способностей;

– осуществление межпредметных связей;

– связь теоретических знаний с практикой.

Как подготовиться к занятию

  1. Старайтесь спланировать всю тему сразу (5-8 занятий), материал не должен распадался, сохраняя целостность и внутреннее единство.

  2. Определяя цели занятия, разграничьте обучающую, развивающую, воспитательную и свою методическую цель (какой новый метод, прием вы используете).

  3. При подготовке ранжируйте материал, определите, что надо помнить лишь в ближайшее время, а что пригодиться в дальнейшем.

  4. Определите моменты активного включения учеников в занятие.

  5. Подготовьте резервный материал на случай преждевременного окончания запланированной работы в группе.

  6. Повторите программу эмоционально – психологической подготовки к занятию: развитие положительных, блокирование отрицательных ощущений, стереотипов.

Начало и концовка занятия

Начало и концовка занятия являются исключительно важными моментами. С каким настроем придет педагог? С каких слов он начнет занятие? С каким настроением дети уйдут с занятия домой?

Начните с приема «коммуникативная атака». Ее цель – заинтересовать, привлечь внимание детей. Варианты:

  • Вход педагога в класс: бодрый, энергичный, уверенный, выражен настрой на общение, стремление передать этот настрой детям.

  • Расскажите интересную, захватывающую историю, связанную с темой занятия.

  • Задайте вопрос, связанный с интересами детей, их жизненным опытом.

  • Оригинальное, неожиданное начало, вызывающее внимание именно своей неожиданностью (зажечь свечу, начать с притчи и т.д.).

  • Начать с чего-то личного для педагога, прочувствованного им, волнующего его (любимое стихотворение поэта).

Концовка занятия:

  • Сделать слушателям комплимент: «Чем я больше всего доволен – вы не были равнодушными, вы не боялись возражать, не стеснялись спрашивать. Это самое ценное. Спасибо».

  • Вызвать смех.

  • Эффектная цитата: «Конечно, чтобы чего-то достичь в жизни, нужны талант и умная голова, но более всего – характер»?

  • Отсроченная концовка. К яркому образу, заявленному несколько занятий назад (в коммуникативной атаке), педагог возвращается в конце изучения темы.

  • Призыв к действию.

Примерная памятка для самоанализа занятия

педагогом дополнительного образования

1. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?

2. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика этого занятия?

3. Какие задачи решались на занятии:

а) образовательные,

б) воспитательные,

в) задачи развития?

4. Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?

5. Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в занятии для опроса, изучения нового материала, закрепления и.т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия? Логичны ли «связки» между этапами занятия?

6. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на занятии и почему? Выбрано ли главное, существенное?

7. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

8. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

9. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

10. Как использовался на занятиях учебный кабинет (иное пространство), какие средства обучения? Почему?

11. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия и обеспечивалась ли вообще?

12. За счет чего на занятии поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?

13. Как и за счёт чего обеспечивалось на занятии и в домашней работе обучающихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузок обучающихся?

14. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

15.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то – как и почему? Когда педагог планирует восполнение нереализованного?

Опрос для обучающихся

«Оценка занятия»

Внимательно прочитай вопрос и предлагаемые варианты ответов, подумай, выбери один из ответов и обведи кружком букву рядом с твоим ответом. Если тебе не понятен вопрос, попроси помощи у инструктора.

  1. Насколько интересно тебе было на сегодняшнем занятии?

а) Очень интересно

б) Интересно частично

в) Большей частью интересно

г) Неинтересно вообще

  1. Как ты считаешь, то, что ты сегодня узнал(а), понял(а), чему научился(лась), пригодится тебе на следующих занятиях?

а) Пригодится полностью

б) Возможно, пригодится, точно не знаю

в) Большей частью не пригодится

г) Не пригодится вообще

  1. Насколько понятно и доступно педагог объяснил сегодня то новое, что ты узнал(а)?

а) Полностью понятно и доступно

б) Не всегда понятно и доступно

в) Почти совсем непонятно и недоступно

г) Совсем непонятно и недоступно

  1. Когда тебе было особенно интересно?

а) В начале занятия (когда педагог знакомил с темой занятия, проверял нашу готовность к занятию)

б) В середине занятия (изучение нового, практическая работа)

в) В конце занятия (подведение итогов занятия, награждение отличившихся)

  1. Легко ли тебе было общаться с педагогом и товарищами на данном занятии?

а) Легче, чем обычно

б) Легко, впрочем, как всегда

в) Труднее, чем всегда

г) Очень трудно

  1. Что тебе хотелось бы сказать о сегодняшнем занятии, что добавить, изменить?

Источник