Метод реконструкции истории развития ребенка

44 • Возрастная психология. Конспект лекций
Симона. Эти тесты был разработаны по заказу французского правительства в связи с переходом к всеобщему образованию для дифференциации детей со сниженным интеллектом и социально запущенных. Были разработаны системы задач для определения умственного возраста ребенка и специальная формула для вычисления IQ (коэффициента умственного развития). С этого момента метод тестов получил широкое развитие в детской психологии. Сегодня существует целый ряд тестов, которые позволяют определять уровень умственного развития, социальной адаптации, особенностей личностного развития; тесты достижений, определяющих уровень усвоения умений, знаний, навыков; тесты способностей.
По сути, тест — это сравнение уровня развития ребенка по определенным показателям с репрезентативной выборкой, т. е. с нормативной шкалой. Тест дает представление о месте ребенка по уровню развития в популяции. Особенность тестов — жесткая стандартизация процедуры проведения и обработки данных.
Метод реконструкции онтогенетического развития выступает в форме метода реконструкции истории развития ребенка (Л. С. Выготский), метода «исследования случая» (case-study), биографического метода (Ш. Бюлер), исследования психологии жизненного пути (Б. Г. Ананьев).
Метод реконструкции истории развития ребенка Л. С. Выготский противопоставлял методу тестов как позволяющий вскрыть источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребенка в каждом из возрастных периодов.
Биографический метод основан на анализе биографии, как правило, великих людей. Дневники, записки, воспоминания дают основания для заключения и выводов о причинно-следственных связях в формировании личности (Ш. Бюлер, Э. Фромм, Э. Эриксон).
Метод исследования психологии жизненного пути был разработан в школе Б. Г. Ананьева. Жизненный путь — это социальная биография человека в условиях возрастно-физиологических изменений и психического развития. Б. Г. Ананьев считал, что необходимо учитывать и духовную биографию человека, т. е. особенности биографических переживаний или воспоминаний. С. Л. Рубинштейн отмечал, что благодаря индивидуальной биографической памяти в единстве нашего сознания выражается единство личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки [84].

Лекция 3. Стратегии и методы возрастной психологии ■ 45
3.2. Проекты (формы) исследования психического развития в онтогенезе
Существуют три основные формы исследования психологического развития в онтогенезе: 1) поперечные «срезы», или поперечное исследование, сравнительно-возрастное исследование; 2) лонги-тюдное или продольное исследование (продольные «срезы») — ло-гитюд; 3) временное запаздывание.
Поперечные срезы — форма исследования, основанная на одновременном, сравнительном изучении испытуемых разных возрастов. По срезам осуществляется реконструкция целостной картины психического развития в онтогенезе. Главное достоинство — экономичность, относительно низкая трудоемкость. Недостатки данной формы исследования:
. критерии возраста. Возрастные группы формируются по хронологическому признаку. Однако даже объединение детей с незначительным хронологическим разбросом еще не гарантирует единства психологического возраста;
■ опасность усреднения данных, нивелирования кризисов. Целост-
ная картина должна включать кризисы, переломные моменты в
развитии, поэтому данные метода поперечных срезов должны
быть дополнены лонгитюдом;
■ проблема реконструкции недостающих возрастов. На основа-
нии двух замеров, например, 5 и 10 лет, мы экстраполируем раз-
витие в промежутках, т. е. пытаемся реконструировать разви-
тие детей 6 и 9 лет. Конечно, такой способ анализа чреват ошиб-
ками. Как их избежать? Предлагается сделать более дробные
замеры: 4; 4,5; 5; 5,5 и т. д. В предельном варианте мы неиз
бежно перейдем к лонгитюду;
■ проблема смешения когортных и возрастных изменений. Ко
горта — это поколение одного исторического времени. Напри
мер, когорта 1960-х, 1990-х гг. и т. д. Когорта может охватывать
разный временной интервал в зависимости от социально-исто
рических событий в жизни общества. При сравнении двух воз
растных групп необходимо четко различать, что обусловлено ис
торическими особенностями, а что — собственно возрастно-пси-
хологическими.
Лонгитюд предполагает систематическое исследование психического развития одного и того же испытуемого или группы испытуемых на протяжении достаточно продолжительного периода вре-

46 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
мени. Основное достоинство лонгитюда — выявление кризисов и целостной картины развития. Недостатки:
■ дороговизна и трудоемкость;
■ опасность утраты репрезентативности выборки в силу того, что
часть испытуемых по различным причинам выбывают из уча-
стия в исследовании (метафора сокращения выборки — съежи-
вание шагреневой кожи);
■ эффект научения испытуемых вследствие неоднократного по
вторения одних и тех же методик «зашумляет» эффекты соб-
ственно развития;
■ смешение возрастных и когортных различий.
Временное запаздывание предполагает сравнение особенностей развития различных когорт посредством «дублирования» лонгитюда или «поперечносрезового» исследования с целью дифференциации возрастных и когортных различий.
Общим недостатком продольного лонгитюдного и поперечносрезового проектов исследования является то, что оба реализуют констатирующую стратегию.
3.3. Стратегии исследования
Можно выделить две стратегии исследования психического развития, различающиеся в зависимости от представления о причинах развития — констатирующую и формирующую.
Констатирующая стратегия исследования исходит из представления о развитии как стихийном естественном процессе, где объект развития — индивид. Любое вмешательство извне рассматривается как интервенция, нарушающая естественный ход развития. Позиция исследователя — внешняя, констатирующая происходящие изменения. Основной недостаток констатирующей стратегии — ограниченность возможностей выявления причин развития.
Формирующая стратегия следует из нового взгляда на развитие как процесс, осуществляющийся в форме присвоения ребенком социокультурного опыта в общении и сотрудничестве ребенка со взрослым (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Решающее значение для развития приобретает обучение в широком смысле слова. Объектом развития является не индивид, а ребенок в системе социальных отношений. Общество проектирует и направляет процесс психического развития ребенка через по-

Читайте также:  Глухота в раннем развитии ребенка

Источник

В этой статье мы с вами разберем, что это такое метод замещающего онтогенеза, для чего нужно, какие проблемы ребенка решает.

Среди современных детей все чаще встречаются те, у которых есть сложности и проблемы с успеваемостью в школе:

– ребенок плохо читает или не понимает, что читает;

– плохо пишет, не понимает сам, что написал;

– не может быстро в уме посчитать примеры, не может запомнить таблицу умножения, про задачки я вообще молчу и т.д.

Из-за этого у ребенка начинает появляться психологические зажимы, трудности и барьеры: прогрессирует неуверенность в себе, ребенок чувствует себя постоянно неуспешным во всем, боится выступать, рассказывать стихотворения, отвечать на уроке, боится совершить ошибку боится получить плохую оценку и т.д.

В итоге:

  • у ребенка занижается самооценка,
  • он не верит в свои силы и в хороший результат,
  • интерес к учебе пропадает,
  • появляется все больше и больше нежелание учиться и познавать что-то новое и, как следствие, начинают постепенно портиться отношения с родителями, с учителями.

Ребенок замыкается в себе, не слушается, становится агрессивным и вечно всем недовольным.

Причины отставания ребенка в школе могут быть не только родовые травмы. Чаще всего виной тому недостаточное развитие ребенка после рождения.

Этапы развития ребёнка после рождения

Ребенок с рождения до года проходит этапы двигательного развития, благодаря движению частей тела ребенка и глаз активизируется работа головного мозга.

В этот период он уже приобретает определенные двигательные навыки.

Отлично, если у ребенка двигательное развитие происходило в правильной последовательности, поэтапно.

Ребенок родился:

  1. лежит на спине, глаза совершают движение;
  2. лежит на животе, поднимает голову и осматривает происходящее вокруг;
  3. поворачивается то на один бок, то на другой, переворачивается на живот;
  4. ползает по-пластунски;
  5. поднимает руки, опирается;
  6. начинает садится;
  7. ползает на четвереньках;
  8. встает с помощью рук, держась за что-то, а затем без рук;
  9. начинает ходить сначала с помощью поддержки взрослого, а вскоре самостоятельно.

И если малыш какой-то из этих этапов пропустил, то у него однозначно будет пропущен и этап развития определенных полей мозга.

Например, малыш долго лежал на спине, никак не хотел переворачиваться на животик, потом малыш быстро повернулся и сразу начал сидеть.

Или малыш не ползал или очень мало ползал на четвереньках, а может быть ползал только назад. А потом сразу встал.

Оказывается малыш просто не проходил некоторые этапы двигательного развития. А это в свою очередь пагубно влияет, как я уже сказала ранее, на развитие определенных полей головного мозга.

Доказано, что ползание развивает способность к чтению и письму.

Если ребенок пропустил этот этап или мало ползал, то однозначно будет грязь в тетрадях, плохой почерк, глупые ошибки. И 90% случаев дисграфия и дислексия скорее всего будет выявлена у детей, пропустивших стадию ползания.

Что делать, если какой-то из этапов онтогенеза был пропущен?

Всё можно исправить!

В нейропсихологии был разработан метод замещающего онтогенеза (МЗО) – базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики детей с разными вариантами развития.

Давайте разберем, что такое онтогенез и МЗО.

Онтогенез – это индивидуальное развитие любого живого организма.

МЗО – это комплекс физических упражнений, который похож на этапы двигательного развития ребенка с рождения до года. Эти упражнения как раз и помогают ребенку убрать пробелы развития, которые возникли, когда он был младенцем.

Цель волшебного метода — активизация, пробуждение тех полей головного мозга, которые “спят” до сих пор.

Это специально подобранные упражнения, они стимулируют спящие поля головного мозга.

Связь между двигательным развитием ребенка и развитием психических функций (такие как, память, внимание, речь и мышление) очень тесная.

Т.е. МЗО – Это комплекс упражнений, которые помогают отработать те этапы двигательного развития, которые были пропущены или не до конца были освоены ребенком с рождения до года.

Что входит в МЗО?

Сюда входят упражнения на дыхание, глаза и на координацию тела.

1. Упражнения на дыхание благоприятно влияют на нервную систему, активизируют работу головного мозга в целом. Правильное дыхание – это важно, оно обеспечивает хорошее самочувствие, развивает концентрацию внимания, улучшает память.

2. Упражнения на глаза очень важны. Глаза называют мозгом, вынесенным наружу. Если произошло недоразвитие глаза, то страдают функции психического развития (внимание, память, речь и мышление).

3. Упражнения на координацию тела.

Благодаря этим упр-ям происходит освоение ребенком пространства собственного тела и пространства вокруг своего тела, а так же это является профилактикой и коррекцией нарушений письма, чтения, счета.

Если ваш ребенок пишет “как курица лапой”, делает много ошибок при письме, плохо читает, не понимает прочитанное, ему сложно решать задачки и примеры, тем более если у вашего ребенка дисграфия и/ или дислексия и/ или дискалькулия, то, как говорят ученые, 99% – причина в том, что ваше ребенок не прошел или не до конца прошел некоторые этапы двигательного развития.

Где найти упражнения МЗО?

Я создала курс “МЗО. Нейрогимнастика”

Теперь не нужно посещать дорогих нейропсихологов. Вы сами сможете помочь своему ребенку, благодаря этому курсу.

Курс очень прост и в тоже время очень эффективен.

Каждая мама сможет выполнять эти упражнения со своим ребенком, помогая ему улучшить почерк, процесс чтения и т.д.

Читайте также:  Хорошее развитие ребенка в 4 месяца

Важно надо понять одно, если ребенок плохо пишет или пишет с ошибами, то писать больше (как говорят вам учителя в школе и репетиторы) – проблему не решит, ребенок все равно будет плохо писать и с глупыми ошибками.

Если ваш ребенок плохо читает и не понимает прочитанное, то читать больше – проблему не решит, ребенок все равно не будет понимать то, что читает.

Дело здесь не количестве прочитанного или написанного, а качестве работы полей головного мозга.

А вот тут как раз вам поможет курс “МЗО. Нейрогимнастика”.

Не надо много писать или много читать со слезами на глазах, надо просто выполнять специальные и эффективные упражнения для пробуждения тех полей головного мозга, которые пока еще спят у вашего ребенка.

По окончании курса вы увидите результат:

  • у ребенка улучшиться почерк,
  • ошибок станет намного меньше,
  • наладиться процесс чтения,
  • начнет понимать прочитанное,
  • быстрее будет считать примеры и понимать, как решать задачки.
  • улучшиться его внимание и память,
  • укрепятся межполушарные связи ребенка, переключаемость между полушариями ускорится.

Вся школьная успеваемость улучшится.

Если вас заинтересовал мой курс “МЗО. Нейрогимнастика”, проходите по ссылке и знакомьтесь подробнее ???? “Метод замещающего онтогенеза”

Источник

Нельзя отделять наблюдение от эксперимента, так как это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие методы. Сегодня наблюдение переживает второе рождение, связанное с утверждением экологического подхода к изучению развития ребенка. У. Брон- фенбреннер, видный методолог, теоретик в области психологии развития, предложил экологическую парадигму изучения развития, или экологический подход. Еще в 1960-е гг. он писал о неудовлетворительном состоянии в исследовании детского развития. Это было время господства бихевиоризма и схематичных экспериментальных подходов в американской психологии. У. Бронфенбреннер подверг критике эти исследования, считая, что лабораторный эксперимент есть не что иное, как «странное поведение детей в странных ситуациях со странными взрослыми». Ситуация, когда для ребенка неясны смысл и значение тех задач, которые он решает, отрываясь от естественной среды жизнедеятельности, с точки зрения ученого, не позволяет изучить подлинную систему его взаимодействий с миром.

Основным требованием экологического подхода стало требование коренного пересмотра представлений о содержании, структуре и роли среды в психическом развитии ребенка. Бронфенб- реннер сформулировал основные требования к экологически валидному исследованию. Необходимо сохранять целостность реальных жизненных ситуаций, выступающих объектом экспериментального исследования. Планируемое исследование должно учитывать широкие социальные и культурные контексты, в которых происходит развитие детей, и соответствующим образом отражать их в модели эксперимента. Наконец, экспериментальные процедуры (задачи, инструкции, полученные результаты) должны быть восприняты участниками в соответствии с теми концептуальными определениями, которые были заложены в проекте исследования, как в явном, так и скрытом виде.

Среда в концепции Бронфенбреннера понимается как сложная многоуровневая система, где все уровни связаны друг с другом по типу русской матрешки. Автор выделяет четыре системы: микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема. Микросистема определяет ближайший контекст взаимодействия ребенка со средой, его взаимодействие в семье, школе, с группами сверстников, церковью. В последних работах У. Бронфенбреннер вносит существенные уточнения и дополнения в понятие «микросистема». Микросистема выступает как структура, включающая виды активности, социальные роли и межличностные отношения, которые реализует развивающийся субъект в непосредственно данном окружении. Оно характеризуется определенными физическими, социальными и символическими чертами, инициирующими, разрешающими или подавляющими прогрессивно усложняющиеся формы межличностного взаимодействия или предметной активности с непосредственным окружением. Мезосистема (дом и семья, школа, соседи, группа сверстников) определяется связями и отношениями между двумя и более микросистемами, их соответствием, Экзосистема включает социальные структуры и контексты, которые выходят за пределы области непосредственного взаимодействия ребенка и оказывают опосредованное влияние на его развитие. Это место работы и профессия родителей, промышленность, уровень технологии, школьная администрация, правительство, средства массовой информации. Макросистема представляет собой уровень ценностей, культурных традиций, законов, определяющих характер и возможности осуществления процессов взаимодействия ребенка с социальным окружением через социальные нормы и правила (идеология, моральные нормы, общественное сознание). Макросистема оказывает влияние на все уровни — микро-, мезо- и экзосистему, тем самым выступая существенным фактором, определяющим развитие ребенка.

Второй метод, альтернативный наблюдению, метод эксперимента, который призван выявлять причинно-следственные связи или детерминанты развития. Эксперимент предполагает решение испытуемым задач в контролируемых, специально создаваемых условиях. В эксперименте проверяется гипотеза или предположение о связи переменных. Метод предполагает контроль переменных (т. е. все условия контролируются), выделение зависимой и независимой переменных (для установления причинно- следственных связей) и сравнение результатов решения задач экспериментальной (в которой значение переменной варьируется) и контрольной (переменные остаются неизменными) группами. Эксперимент предполагает два замера — претест (до изменения переменной) и посттест (после изменения). Чтобы снять эффект изменения деятельности ребенка из-за повторного решения задачи, вводят контрольную группу. Сегодня объективный эксперимент — основной метод психологического исследования.

При эксперименте с детьми очень важно иметь в виду, что задача ребенком может восприниматься не так, как вы ее сформулировали, а по-другому. Если в работе со взрослыми мы более или менее можем быть уверены в том, что задача принята, то в эксперименте с детьми такой уверенности нет.

Цель исследования — подтвердить гипотезу о принципиальных различиях практического интеллекта ребенка раннего возраста и высших приматов самооценки. Что такое скамеечка для ребенка 6 лет? Это неинтересно. При работе с детьми мы должны быть абсолютно уверены в адекватности принятия задачи.

Читайте также:  Развитие ребенка в пренатальном период

Д. Б. Эльконин выделяет четыре возможных варианта отношения ребенка к задаче: 1) адекватное принятие задачи; 2) подмена задачи исследованием собственных возможностей (5—6 лет); 3) подмена задачи задачей общения с экспериментатором; 4) задача превышает возможности ребенка и вызывает отказ.

Ситуация подмены часто возникает у детей, которые испытывают дефицит общения со взрослыми.

Оказывается, для ребенка главная задача — установить контакт со взрослым. И ребенок с готовностью, но чисто формально выполняет задание.

Как избежать подмены задачи? Прежде чем проводить обследование, надо установить контакт с ребенком и «насытить» его потребность в общении.

Если задача выходит за пределы интеллектуальных возможностей и умственного развития ребенка, то она «оглупляет испытуемого», он демонстрирует уровень развития гораздо ниже реального. Сверхсложная задача приводит к снижению мотивации и, как следствие, к тому, что испытуемый вообще не справляется с ее решением. Задача должна иметь для ребенка смысл, быть ему понятна и соответствовать его зоне ближайшего развития. В противном случае вы рискуете получить артефакты в исследовании.

Для обеспечения смысла нужно включить задание в контекст значимой для ребенка деятельности. Для дошкольника — это игра, для младшего школьника — учебная деятельность (хочу посмотреть, что ты знаешь, умеешь, чему вас в школе научили), для подростка — самопознание (выполнив это задание, ты сможешь больше узнать о себе, о своих способностях).

Эксперименты подразделяют на следующие виды:

  • ? лабораторный — предполагает специально созданную ситуацию и наличие средств регистрации полученных данных;
  • ? естественный — соответствует экологической парадигме, реализуется в естественных условиях;
  • ? педагогический — оценивает развивающий эффект обучающих программ и воздействий.

Метод беседы является одним из методов исследования возрастной психологии. Выделяют два варианта беседы.

Стандартизованная — проводится в соответствии с жестким планом вопросов. Можно сделать их последовательность более- менее жесткой, но количество вопросов должно быть стандартизовано.

Клиническая — разновидность эксперимента, направленная на проверку гипотезы. У 3. Фрейда — это гипотеза о содержании вытесненного в бессознательное. У Ж. Пиаже — гипотеза об особенностях и закономерностях мышления ребенка. Беседа строится- так, что вопросы меняются в зависимости от ответа ребенка. Клиническая беседа не предполагает жесткого набора вопросов. Все вопросы направлены на то, чтобы доказать гипотезу либо опровергнуть ее и предложить новую. Метод клинической беседы — это искусство, чтобы овладеть им, требуются высокий профессионализм, время и практика.

Метод исследования продуктов деятельности (рисунков, сочинений и т. п.) является проективным методом, т. е. мы рассматриваем продукты деятельности испытуемого как своеобразную проекцию его психологических особенностей и личности. Как любой проективный, метод имеет ряд ограничений. При работе с детьми первое ограничение связано с возрастом ребенка, так как проективный потенциал метода можно использовать только с дошкольного возраста. Второе ограничение в том, что метод является дополнительным к другим объективным методам обследования. И, наконец, важно наблюдать за процессом создания продукта, особенно если это рисунок, и фиксировать особенности поведения и высказывания ребенка. Рисунок как единство вербального и изобразительного компонента требует для интерпретации учета речи ребенка.

Метод изучения кросскультурных различий — сравнение особенностей личностного и умственного развития детей в различных культурах в зависимости от способов социализации, воспитания и обучения.

Метод тестов используется в детской психологии с начала XX в. в форме знаменитых шкал оценки умственного развития Бине— Симона. Эти тесты был разработаны по заказу французского правительства в связи с переходом к всеобщему образованию для дифференциации детей со сниженным интеллектом и социально запущенных. Были разработаны системы задач для определения умственного возраста ребенка и специальная формула для вычисления (коэффициента умственного развития). С этого момента метод тестов получил широкое развитие в детской психологии. Сегодня существует целый ряд тестов, которые позволяют определять уровень умственного развития, социальной адаптации, особенностей личностного развития; тесты достижений, определяющих уровень усвоения умений, знаний, навыков; тесты способностей.

По сути, тест — это сравнение уровня развития ребенка по определенным показателям с репрезентативной выборкой, т. е. с нормативной шкалой. Тест дает представление о месте ребенка по уровню развития в популяции. Особенность тестов — жесткая стандартизация процедуры проведения и обработки данных.

Метод реконструкции онтогенетического развития выступает в форме метода реконструкции истории развития ребенка (Л. С. Выготский), метода «исследования случая» (case-study), биографического метода (Ш. Бюлер), исследования психологии жизненного пути (Б. Г. Ананьев).

Метод реконструкции истории развития ребенка Л. С. Выготский противопоставлял методу тестов как позволяющий вскрыть источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребенка в каждом из возрастных периодов.

Биографический метод основан на анализе биографии, как правило, великих людей. Дневники, записки, воспоминания дают основания для заключения и выводов о причинно-следственных связях в формировании личности (Ш. Бюлер, Э. Фромм, Э. Эриксон).

Метод исследования психологии жизненного пути был разработан в школе Б. Г. Ананьева. Жизненный путь — это социальная биография человека в условиях возрастно-физиологических изменений и психического развития, Б. Г. Ананьев считал, что необходимо учитывать и духовную биографию человека, т. е. особенности биографических переживаний или воспоминаний. С. Л. Рубинштейн отмечал, что благодаря индивидуальной биографической памяти в единстве нашего сознания выражается единство личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки.

Источник