Метод развития ребенка 2 лет по монтессори
Согласно периодизации развития Марии Монтессори пик активности в самых разных направлениях приходится у детей как раз на возраст от 2 до 3 лет. Малыши активно осваивают речь и движение, учатся взаимодействовать с самыми разными предметами, усваивают закономерности и становятся чувствительны к порядку, а также начинают расширять свой круг знакомств и заводят первых друзей.
Всё это значит, что именно в этом возрасте важно устраивать детям всевозможные активности и игры для гармоничного развития.
Девиз Монтессори философии: «Помоги мне сделать это самому». Задача взрослых вдохновлять детей на самостоятельные открытия и достижения, ведь наши крохи могут гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
При планировании Монтессори активностей для детей 2-3 лет следует придерживаться следующих правил:
- Занятия должны быть направлены на увеличение самостоятельности ребенка,
- Задействовать разные органы чувств,
- Включать в себя элементы полезные для развития мелкой и крупной моторики,
- Учитывать интересы ребенка и использоваться только по его желанию,
Все Монтессори занятия должны быть предварительно презентованы ребенку, располагаться в доступном для него месте (на невысокой полке) и быть доступным без помощи взрослых (однако упражнения с мелкими предметами стоит предлагать лишь тогда, когда у вас есть время проследить за малышом).
Монтессори занятия на развитие чувства порядка для детей 2-3 лет
Такие упражнения помогают малышу понять принципы, по которым существует наш мир, в основном здесь мы работаем над сортировками и классификациями.
Подбери пару – Монтессори занятия для 2 3 лет
Принцип подбора пары можно очень широко использовать в работе с детьми:
- Предложите малышу отсортировать собственные носки и перчатки,
- Распечатайте изображения животных и предложите сопоставить картинку и имеющиеся игрушечные модельки (то же самое можно проделать с любимыми машинками, цветочками, моделями зданий и т.д.)
- Предложите найти парные карточки (цвета, изображения, текстуры),
- Используйте специальные Монтессори материалы для 2 лет и старше
Сортировки – усложненные Монтессори игры для детей от 2 лет
Когда малыш освоил пары, можно переходить к более сложному варианту – сортировкам.
- Разберите по цветам карточки разных оттенков (можно нарезать картинки из журналов, лоскутов, цветного картона, а можно приобрести готовый Монтессори набор),
- Вспомните Золушку и предложите перебрать разные виды крупы. Сперва лучше брать зернышки покрупнее: фасоль, нут. Также могут быть удобны сухие детские завтраки с их хлопьями, подушечками и колечками,
- Разберите по форме, цветам или количеству дырочек шкатулку с бабушкиными пуговицами (у вас же точно такая есть!),
- Попросите малыша разложить по местам столовые приборы,
- Предложите навести порядок на кухне и поставить все цилиндры и шары в одну сторону, а кубы и параллелепипеды в другую,
- Отмотайте салат назад: огурцы к огурцам, помидоры к помидорам и так далее
Установление последовательностей Монтессори для ребенка 3 лет и младше
- Разложите карточки с простыми историями и предложите малышу вспомнить правильную последовательность событий,
- Используйте Монтессори цилиндры, чтобы помочь ребенку освоить понятия меньше-больше и ниже-выше,
- Разучите простые действия по уходу за собой, разбив их на этапы. Так можно освоить чистку зубов, принятие душа, уход за животными, сборы в садик
Монтессори занятия на развитие мелкой моторики для 2-3 лет
Маленькие ручки ещё не слушаются так хорошо, как у взрослых, а ведь координация пальчиков – это залог развития мозга. Именно поэтому мелкой моторике уделяется огромное внимание в дошкольной педагогике.
Простые шнуровки – отличное занятие по методике Монтессори для детей от 2 лет
- Родители купили новые ботинки? Сперва предложите малышу разобраться со шнуровкой. Детские ботинки могут быть слишком маленькими для знакомства со шнурками, поэтому ботинки старших могут помочь,
- Можно приобрести красивый Монтессори набор для освоения шнуровки,
- Сделайте бусы или браслет из шнурка и крупных деревянных бусин,
- Освойте вместе с малышом ткацкое ремесло: сплетите коврик из крупных лоскутов, а может у вас хватит терпения и на целую сумку,
Переливание воды и игра с мелкими предметами – Монтессори занятия, вызывающие восторг у детей 2-3 лет
- Не бойтесь предлагать детям самим наливать себе воду из кувшина. Да, возможно несколько стаканов и окажется на полу, но уже через пару раз малыш без проблем освоит эту задачу и сможет сам поддерживать питьевой режим (не забудьте предложить ребенку тряпочку или швабру на случай, если вода прольется),
- Используйте купание по максимуму: дети часами могут возиться в ванной с формочками и игрушками, и эта активность крайне полезна для их развития,
- Насыпьте мелкую крупу в тазик дайте ребенку ложку или совочек и предложите пересыпать её в другую ёмкость (ширина горлышка будет задавать сложность всему занятию),
- Предложите малышу отсортировать мелкие предметы (монетки, помпоны, горошины, ракушки или гальку), используя щипчики,
Знакомство с грамотой и математикой – интересные занятия по монтессори для детей 3 лет
Если малыш уже начинает проявлять интерес к буквам и цифрам, представленные ниже игры могут стать отличным началом для освоения грамоты.
- Создайте мешочки с буквами и цифрами, наполненные крупой и другими наполнителями. С помощью этих мешочков можно будет искать первые буквы в словах и придумывать разные игры, знакомящие ребенка с фонетикой,
- Сделайте пару комплектов карточек с буквами и цифрами и используйте задания на подбор пар,
- Для обучения письму могут пригодиться многоразовые контуры букв, их можно обводить пальчиковыми красками, пластилином и, когда рука будет готова, ручкой,
- Можно сделать также изображения букв и цифр с шершавой поверхностью: это можно сделать с помощью клея и песка. Так ребенок быстрее запомнить очертания символов,
- Для обучения счету отлично подходят наборы, где к каждой цифре можно подобрать нужное количество предметов или точек. Это необходимо, чтобы ребенок с самого начала понимал смысл цифр
Развитие органов чувств с помощью Монтессори занятий в 2 года и старше
- Соберите в непрозрачном мешочке предметы разных размеров, форм и текстур и предложите малышу на ощупь узнавать их,
- Обзаведитесь музыкальными инструментами и звуковыми цилиндрами Монтессори: научить малыша чувствовать ритм и высоту звука, предложите подобрать пары, распределите звуки по порядку,
- Прекрасным упражнением на развитие зрительных анализаторов будет свободная работа детей с материалами для творчества: гуашь, пальчиковые краски, акварель, цветной песок, пластилин,
- Иногда в магазинах для детей можно найти слаймы и всевозможные желе, их тоже можно использовать для разнообразия сенсорного опыта
Игры Монтессори для 2 лет для обретения бытовой самостоятельности
Эти упражнения скорее стоит назвать рациональной организацией пространства для детей, которое поможет им как можно быстрее освоить все действия по уходу за собой и своими вещами:
- Помогите малышу научиться самостоятельно одеваться: можно повесить на стену смешную схему, можно сделать наклейки на одежду и обувь, которые помогут ребенку найти правильную сторону,
- Сложите на одном подносе всё, что нужно, чтобы привести себя в порядок при пробуждении и перед сном: расческа, зубная щетка, паста, стаканчик для воды. Пусть сперва малыш сам использует все эти предметы, а уже после, при необходимости, оказывайте помощь.
- Некоторые особенно упрямые застёжки можно прикрепить к рабочей поверхности и сделать подобие бизи борда, на котором малыш сможет отрабатывать навыки, чтобы позже пуговицы и молнии не вызывали у ребенка проблем,
- В этом же возрасте стоит приучить ребенка мыть руки с мылом правильно, повесьте на дверь напоминалку или выберете стишок, который будет напоминать ребенку мыть руки после улицы и туалета.
По методике Монтессори детям 2 лет можно начать поручать и общие домашние дела.
- Научите ребенка пользоваться пульверизатором и предложите протереть окна (проверьте, что они надёжно закрыты!) или зеркало. Проследите, чтобы ребенок не контактировал с агрессивной бытовой химией,
- В этом же возрасте можно научить ребенка мыть посуду – сперва просто полоскать тарелки и чашки в воде, а затем и использовать губку,
- Сортировка стирки – это прекрасная задача для детей: попросите малыша отделить белое бельё от цветного, хлопок от шерсти или просто распределить бельё по нескольким корзинам,
- Малыш может начинать и сам накрывать себе на стол. Чтобы выучить расположение приборов и посуды можно предложить ребенку специальный коврик с силуэтами, он же защитит стол от загрязнений,
- Разрешите ребенку участвовать в наведении уюта в дома: пусть ставит в вазу цветы, убирает миски домашних животных, подметает пол собственным маленьким веником, расставляет фоторамки,
- Полезно для развития крупной моторики предлагать ребенку расстилать ковёр всякий раз, когда он хочет поиграть на полу, и сворачивать его по окончанию игры. Следите, чтобы коврик был не слишком тяжёлым для ребенка.
Выводы
Методика Монтессори для детей от 2 лет предлагает огромный выбор активностей и позволяет подстраиваться под интересы и характер каждого ребенка. Для гармоничного развития малыша старайтесь предлагать ребенку занятия из разных блоков, а также следите, чтобы у ребенка всегда был выбор, чем заняться.
Любые предложенные здесь задания можно адаптировать под любого малыша. Активному непоседе можно предложить обежать весь двор в поисках предметов на карточках, а медлительному домоседу время от времени можно облегчить задачу и принести материалы в корзинке. Любителю техники будет интереснее находить пары для машинок разных цветов, а любитель живой природы с удовольствием поработает над сортировкой изображений с животными и растениями.
Всегда следите за удовлетворённостью ребенка и никогда не заставляйте выполнять задания. Только благодаря внутренней мотивации когнитивное и эмоциональное развитие ребенка будет складываться благополучно.
Заключение
Подготовка интересных активностей для малышей – это длительная и кропотливая работа, поэтому неудивительно, что даже самым активным мамам нужна поддержка и обмен идеями.
Детский Монтессори центр «Созвездие» приглашает мам и малышей на занятия по методу Монтессори, творческие и спортивные секции, а также на консультации педагогов, логопедов и психологов. Наши занятия проводят сертифицированные педагоги и специалисты по работе с детьми, которые всегда готовы помочь.
Запишитесь на бесплатное пробное занятие в «Созвездии», чтобы познакомиться с нами поближе. Мы с нетерпением ждём вас и ваших детей!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Источник
Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек. Все, предлагаемые ниже, занятия расчитаны на двух- четырех-летних детей. Точнее игрушкой здесь может стать любая вещь в доме: кастрюля, пузырек, стакан с водой, цветок.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Мир взрослых вещей не слишком добр к маленькому ребенку. Значит, считает Монтессори, надо создать ребенку особенную “подготовительную среду”. Безусловно, большую радость и удовлетворение приносит ребенку деятельность значимая и полезная в глазах родителя, а также та, смысл которой хорошо ему понятен.
Монтессори предлагает ряд таких игр-действий вполне доступных маленькому ребенку: переливание воды, чистка металлических предметов и ботинок, завязывание бантов, уход за цветами, помощь в приготовлении завтрака, самостоятельное одевание и раздевание. Именно такая деятельность, полагала Монтессори, формирует у ребенка чувство собственного достоинства и независимости, ведь теперь многие полезные действия могут выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет и уверенность в себе. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, – считала Монтессори, – тем больше у него освобожденных творческих сил.
Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Монтессори рекомендует любое упражнения выполнять медленно, и тщательно анализируя его – так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной. Эта серьезная внимательность взрослого делает познавательной и приятной для ребенка даже процедуру одевания и раздевания.
1. Игры с водой
Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек. Игрушки: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка.
Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом. Вы демонстрируете ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложите ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдайте за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу игры. Игру можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин, бутылку).
2. Игра “Аквариум”
Игрушки: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики), поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками).
Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве “сачка”, причем вытаскивать нужно не помогая другой рукой.
3. Переливание воды
Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, тряпка.
Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах.
Одновременно обсуждаются вопросы: “Где равные количества воды?”, “Где воды больше?” Интересно лить не только крашеную воду, но и пену. В качестве контрольного задания Монтессори советует предложить ребенку переливать питье, например сок или молоко.
4. Игры с водой и губкой
Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка.
Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легок и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнения выполняет и малыш.
5. Игра “Ходьба по линии”
Игрушки: линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свечка, цветы.
Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. В этой игре дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, книгу на голове. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Важно идти ровно по линии, не пролив воду, не уронив книгу, не погасив свечу.
6. Игры с бисером
Игрушки: бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока.
Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори игр. Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела.
Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.
7. Игра c цветами
Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки , ножницы, лейка, тряпка.
Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.
8. Игра “Больше и меньше”
Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера.
Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.
9. Игра “Чистка посуды”
Игрушки: средство для чистки посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет ( небольшая кастрюля, чайник или ложка).
Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.
10. Игра “Уборка”
Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек.
Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка – развивающие игры в духе Монтессори.
11. Игры с застежками
Игрушки: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки
На плотный кусок ткани пришейте большие и маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который можно намотать на крючок, крючки и петли к ним, застежки из ремешков, застежки-“липучки”. Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать весь процесс.
Существуют гигантские пуговицы-шнуровки для малышей. Более 10 см в диаметре с 4 или 6 большими дырками – они тоже воплощают идеи Марии Монтессори. “Пришивать” такую пуговицу можно учиться уже с 1.5 лет. Для детей постарше (2-2.5 года) подойдут сюжетные шнуровки. Они предполагают не только само действие (шнурование, завязывание узлов), но и сюжетную игру, игру-драматизацию. Малыш помогает ежику донести грибок, корзинку, орешек, распределяя их и пришнуровывая к ежиковой спинке.
12. Игра “В тишине”
Игрушки: любые предметы в комнате.
В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать. Можно использовать возросшую способность детей к восприятию, предложив им рассказ, рассматривание картинок, песню.
Игры Монтессори – просты и естественны, они не требуют специальных игрушек, точнее делают игрушками все окружающие вещи в доме, они совершенствуют и гармонизируют поведение ребенка в целом; способствуют самостоятельности ребенка, его независимости от взрослых, и тем самым укрепляют чувство собственной ценности и достоинства; развивают чувство ответственности перед окружающими.
Источник