Метод проектов и развитие личности ребенка

Проектная деятельность в ДОО – звено в системе  воспитания, в цепи развивающей личность  программы.

Проектный метод как средство развития свободной творческой личности ребенка.

В связи со стремительными изменениями окружающего мира, всестороннего проникновения научно-технического прогресса перед педагогом встает необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания, продиктованные  современными методами и интегрированными технологиями. Одним из наиболее перспективным методом, способствующим решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Педагогическому коллективу дошкольной организации предлагается активно использовать метод проектов в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать свои творческие способности.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В процессе проектной деятельности происходит как самостоятельная, так  и коллективная творчески законченная работа, содержащая социально значимый результат.  Суть проекта состоит в проблеме, для решения которой необходима исследовательско- поисковая деятельность в различных направлениях, результаты которой анализируются и синтезируются в единое целое.

Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Для каждого возраста задачи исследовательской деятельности специфичны:

При реализации проектной деятельности создаются все условия, влияющие на эффективное развитие творческого потенциала и творческих способностей детей. Стратегия проектной деятельности ориентирована:

  • формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;
  • на раскрытие скрытых резервов творческого мышления; преодоление стереотипности мышления;
  • обогащение творческого воображения;
  • развитие способности к достижению оригинального результата решения задач;
  • умение сотрудничать в коллективе,  взаимодействовать с партнером, что позволяет добиваться большей содержательности и результативности творческого процесса;
  • активное сотрудничество с родителями как полноправными участниками проекта.
  • развитие словесного творчества (игра в рассказчика, придумывание историй, салат из сказок и пр.)

Проект предполагает следующие подготовительные этапы:

  • постановка цели;
  • разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
  • организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  • организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  • коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

  • проблема;
  • проектирование или планирование;
  • поиск информации;
  • продукт;
  • презентация.

Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста богаты своим многообразием. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, педагоги ДОО могут воспользоваться различными творческими и ролево-игровыми проектами: «Моя игрушка», «Журнал «Здоровье» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Волшебный мир театра», «Книжкина неделя»;
  • творческие: «В гостях у сказки», «Мир природы»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»,   «Секреты бабушкиного сундука»;
  • исследовательские: «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

В ходе основного этапа любого проекта педагоги должны привлекать  детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму, где происходит реализация  совместных  действий: например, экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, эксперимент, беседы, обсуждения, совместные и индивидуальные  репетиции.

На заключительном этапе происходит кульминация проекта- презентация: представление участникам проекта или гостям продукта проектной деятельности: театрализация, концерт, спортивный праздник, выпуск стенгазеты, журнала, фотоальбома и т.д.

Отличительной чертой проектной деятельности в дошкольной системе образования является отсутствие у ребенка возможностей самостоятельно найти противоречия в окружающем, обозначить проблему, определить цель (замысел). В связи с этим, в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, где активно принимают участие не только дети и педагоги ДОО, но и привлекаются родители, другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощью и поддержкой ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Таким образом, в проектной деятельности возникает своего рода триада  «Педагог – Родители – Дети»

Значение проектной деятельности:

  • Происходит развитие личности дошкольника.
  • Повышается продуктивность и качество взаимодействия детского сада и семьи.
  • Развиваются детско-родительские отношения. Происходит сближение родителей и детей, скрепление семейных уз.

Источник

Ольга Горбачёва
Проектная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста

Актуальность данной темы.

На сегодняшний день система развития дошкольногообразования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие личности ребёнка. Обязательным становится использование современных образовательных технологий, где главной целью образования становится не только передача знаний и социального опыта, сколько развитие ребёнка. На смену традиционным методам приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Проектная деятельность для дошкольника не является чем-то искусственно привнесенным, а носит вполне естественный характер, позволяющий ребёнку войти в более широкий мир, ориентироваться в нём, понять окружающую его предметную действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познаёт не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомиться с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.

Читайте также:  Написание характеристики речевого развития ребенка

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре программы дошкольного образования, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость. Метод проектов – является педагогической инновационной технологией, имеет свои специфические особенности, которые обуславливают определенные изменения в педагогической практике, что способствует условиям для создания единого образовательного пространства за счёт взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

Мною изучено множество методической литературы по вопросам проектирования. Установлено, что метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Педагоги 20-х гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, это стимулирует детей к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений, навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств.

После революции этот метод применялся в образовании как общественно- полезные дела детей. В системе отечественного дошкольного образования метод проектов возродился в начале 90-х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий.

Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е. С. Полат в учебном пособии “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”.

Идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию, возникшая из идеи свободного воспитания. В настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – развитие личности дошкольника, стимулирование интереса детей к определенным проблемам.

2000 год можно смело назвать началом применения проектной деятельности и метода проектов в отечественных дошкольных образовательных организациях. Об этом свидетельствуют исследования, проведённые многими отечественными педагогами и психологами (А. И. Савенковым, А. Данюковой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Б. В. Хозиев (2002г.). Использование проектной деятельности, как формы организации развития способностей детей дошкольного возраста занимается Е. Евдокимова (2003г.). Е. С. Полат отмечает, что идея метода проектов становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования.

Метод проекта способствует:

развитию личности ребенка – повышению активности детей, развитию творческого мышления, воображения, внимания,памяти, речи, творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать;

•стимулированию интересов дошкольников к определенным проблемам через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем;

•практическому применению полученных знаний;

•самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, использовать эти знания для создания новых объектов действительности;

•созданию открытой системы ДОУ для активного участия родителей.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Эта модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решения сложных для него проблем, находясь в активной позиции. Он направлен на развитие личности ребёнка, познавательные и творческие способности.

Результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности.

Мною было проведено анкетирование среди родителей по внедрению проектного метода обучения в ДОУ. Мнение родителей к проектной деятельностивыглядят следующим образом:

(20%) родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничества, но с оговоркой (дефицит времени);

у 10% родителей отсутствует четкое представление о системе совместной работы с педагогом ДОУ в рамках проекта;

70%-большинство родителей перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ, мотивируя это отсутствием свободного времени, нежеланием участвовать в совместной проектной деятельности.

Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, увидеть трудности и проблемы в воспитании и развитии детей. Стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация) оказались недостаточно эффективными, позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

Работа с семьями воспитанников учитывает современные подходы к проблеме. Самая удачная находка-метод проектов.

Мною составлена система работы по внедрению проектного метода обучения для развития личности дошкольника, рассчитанная на 3 года. Прописаны цели и задачи для реализации данной системы с детьми младшей, средней, старших групп. Система по развитию личности дошкольника через проектный метод, разработана в соответствии с программой «Детство», «Программы развития и воспитания детей в детском саду», под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович, с использование парциальных программ.

«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Т. А. Данилиной, Л. С. Киселевой, Т. С. Ладоги, где данный метод понимается как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, поэтапной практической деятельности для достижения поставленной цели.

Цель: развитие личности ребенка посредством проектного метода обучения.

Задачи:

1Разработать педагогическую систему развития личности ребёнка посредством проектного метода обучения.

2. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.

3. Развивать познавательные способности, творческое воображение, мышление, речь, коммуникативные навыки дошкольника.

Новизна работы заключается: в разработке и апробации различных проектов по развитию личности детей дошкольного возраста, их организации в рамках проектной деятельности.

Основные этапы метода проекта:

1этап. Целеполагание. Я помогаю воспитаннику выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени,

способствую саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки и приобретения новых знаний, развития речи и психических процессов.

Последовательность работы на данном этапе: * ставлю перед собой цель (исходя из потребностей и интересов ребёнка);

Читайте также:  Индивидуальный маршрут для ребенка с задержкой в развитии

* вовлекаю дошкольника к решению проблемы;

* намечаю план движения к цели (поддерживаю интерес детей и родителей); * обсуждаю план с семьями (на родительском собрании);

* обращаюсь за рекомендациями к специалистам ДОУ;

* вместе с детьми и родителями составляю план-схему проведения проекта;

* собираю информацию, материал.

2этап. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

к кому обратиться за помощью? (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию?;

какие предметы использовать? (принадлежность, оборудование);

с какими предметами нужно работать для достижения цели.

3этап. Выполнение проекта – практическая часть.

Выполнение проекта происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).

Задача воспитателя на данном этапе – создание в группе условий для осуществления совместных замыслов детей и взрослых в рамках проекта.

Последовательность работы педагога на данном этапе.

Образовательная деятельность: игры, наблюдения.

Родители и дети выполняют задания, поощряются самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовления поделок, рисунков, альбомов)

4этап. Подведение итогов – продукт проекта, определение задач для новых проектов.

На данном этапе раскрывается творческий потенциал дошкольников, применяются полученные сведения на практике.

Последовательная работа над этапами:

* организация презентации проекта, создание условий (чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытали чувство гордости за достижения, осмыслили результат своей деятельности). *выступления перед сверстниками,где ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жестами, мимикой).

Взаимодействуя с родителями и детским садом помогает:

*привлечь внимание дошкольника;

*помочь обнаружить проблему и способствовать её выполнению;

*вызвать интерес и ввести детей в совместный проект.

Особенность проектного метода обучения.

Метод проекта можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, способа взаимодействия с окружающей средой, поэтапной практической деятельностью по достижению поставленной цели.

Источник

УДК 373                                                                           А.А. Мясникова

                                                                                           воспитатель

                                                                                          О.Н. Мотина

                                                                                           воспитатель          

(АНО ДО «Планета Детства «Лада» д/с № 99 «Капелька» г.Тольятти)

 Развитие личности ребенка средствами проектной деятельности

В данной статье освещен опыт работы педагогов по внедрению в практику технологии детской проектной деятельности, отвечающей современным федеральным государственным требованиям, активно формирующей у дошкольников  интерактивные качества личности.

«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь»
(древняя китайская пословица)

От современного образования требуется   не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования — наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

Главная особенность исследовательского обучения — активизировать   работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Ребенок – это маленький исследователь, который стремиться к активной деятельности. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Ребенок стремиться к самопознанию, самовыражению, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию.

Педагоги детского сада № 99 организовывают деятельность детей, стараясь направить детскую жажду к исследованиям в нужное русло. Но очень часто само слово «занятие» вызывает у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. Актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Эту возможность представляет метод проектов, который интегрирует в себе различные виды деятельности для осуществления единой цели, что соответствует Федеральным Государственным Требованиям.  Метод проектов ведёт к результативности в работе не только по формированию предпосылок исследовательской деятельности, но и развитию интегративных качеств личности.

Читайте также:  2 года развитие речи ребенка форум

Проектная деятельность стала частью воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду: она внедряется в практику работы  педагогов детского сада с 2006 года. Первыми откликнулись, и с большим интересом начали осваивать эту форму работы воспитатели старших и подготовительных групп. Работая в подготовительной к школе группе, наши дети выбрали тему «Наш волжский край».

Дети  столкнулись с проблемой – хотели узнать как можно больше о родном крае, но не нашли достаточного количества доступной информации. Педагогами была определена цель проекта развитие интегративных качеств личности  дошкольников в процессе ознакомления с родным краем, а также создание мини-музея «Здравствуй, сказочный край!».

Были поставлены основные задачи:

  • повысить мотивацию к процессу приобретения знаний;
  • развить позицию ребенка – исследователя в проекте;
  • активизировать работу педагогов и родителей;
  • обогатить краеведческий уголок в группе.

Проект проходил в пять этапов – поисковый, аналитический, практический, презентационный и оценочно-рефлексивный.

На поисковом этапе беседуя с детьми, мы определились с названием проекта, разделились на группы, у каждой из которых была своя обязанность, сформулировали цель. Вместе с родителями разработали план совместных мероприятий.

Приступив к аналитическому этапу, с детьми были проведены ряд бесед о родном крае, городе. Совместно с педагогами, родителями и детьми прошла викторина «Наш волжский край», с целью определения уровня знаний по выбранной теме. Составили алгоритм, определяющий ход выполнения проекта.

В рамках практического этапа проводились экскурсии по улицам города и к достопримечательностям совместно с родителями, беседы о разных домах. Дети приносили в группу фотографии  домов, в которых они живут. В результате были собраны фотоальбомы «Улицы родного города» и «Дом, в котором я живу» с комментариями детей, рассказами и рисунками.  Собирая информацию, фотоматериалы, рассказы и рисунки детей о родном городе  мы изготовили книгу «Тольятти стал моей судьбой», в группах оформили тематические выставки на темы: «Татищев – основатель города», «Замечательные люди нашего города», «Моё древо жизни», «Мы юные архитекторы» и другие. Совместно с родителями изготовили макет «Улицы нашего города». Был проведен конкурс «Достопримечательности нашего города».

Дети с удовольствием добывали знания, сведения, материалы, используя различные источники информации: книги, энциклопедии, словари, общение со взрослыми, детские журналы и газеты.

С целью активизации у дошкольников интереса к данному проекту разработали мульти-медийную презентацию «Город, в котором я живу». Цель электронного пособия: формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному городу, людям, населяющим его, способствовать усвоению нравственных ценностей, вызвать у детей интерес к истории родного города, историческим и памятным местам.

Использование пособия позволило нам решить следующие задачи:

  • расширить у детей представление  о родном городе;
  • познакомить с достопримечательностями города Тольятти;
  • развить  интерес к истории города;
  • вызвать  у детей чувство гордости за город Тольятти

Данное обучающее пособие разработано для детей подготовительной к школе группы, оно может быть использовано при проведении непосредственно-образовательной деятельности с детьми.

Детская проектная деятельность – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию воспитателя. Требования к работе над проектом – совершенно особые. В процессе работы и в ходе реализации проекта педагог получает огромное количество информации, которую необходимо анализировать адаптировать к усвоению детьми дошкольного возраста.

Приступив к презентационному этапу, мы оборудовали в группе мини-музей «Здравствуй, сказочный край!». Провели экскурсии для родителей и детей других групп по мини-музею с использованием путеводителей, сделанных руками детей.

Участие детей в детской проектной деятельности способствовало достижению достаточно высокому уровню сформированности у детей следующих интегративных качеств:

  • «Любознательный, активный» – дети проявляли интерес к информации, которую получали в процессе общения, к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.
  • «Эмоционально отзывчивый» – эмоционально откликались на информацию, полученную от приглашенных гостей во время тематических встреч.
  • «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» –  дети овладели умением решать спорные вопросы, убеждать, доказывать, объяснять.
  • «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» – научились использовать простые схематические изображения для решения несложных задач.
  • «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве и природе» – научились рассказывать о своем городе, крае.
  • «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» – дети выполняют индивидуальные и коллективные поручения,  ответственно относятся к порученному заданию, стремятся выполнить его хорошо.

Можно сделать вывод, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, умение ставить цели и выполнять задачи.

Детская проектная деятельность актуальна и результативна в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Позиция ребёнка – исследователя в проекте – это позиция субъекта, способствующая интенсивному интеллектуальному, эмоциональному развитию личности и способности к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

Литература: 

  1. «Дошкольное образование» № 7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей.
  2. Дыбина, О.В. Организация поисково-познавательной деятельности – один из путей развития активности ребёнка / О.В.Дыбина, В.В.Щетинина. – Тольятти, ТГУ.
  3. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход»: учеб. пособие / Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. – М ., 2005.
  4. Ивин, А.А. “Искусство правильно мыслить”, Москва, “Просвещение”, 1986.
  5. Киселева, Л.С.   Данилина, Т.А. “Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения”, Москва 2004.
  6. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания./ А.И.  Савенков – Ярославль: Академия развития, 2003.

Источник