Метод проекта метод развития творческих способностей ребенка
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.
Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Перед нами, педагогами, задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.
Одним из эффективных средств решения данных задач считаем метод педагогического проектирования. Это одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС. Этот метод влияет на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств для развития интегративных качеств ребенка, и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребёнком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Проектная деятельность позволяет видеть современный мир как совокупность реализованных и разворачивающихся проектов, авторами и реализаторами которых являются конкретные люди, сумевшие перевести свои мечты в проектный план и реализовать его.
Таким образом, метод проектов можно представить как один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка. В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно – практико- ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие – оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
На современном этапе развития общества, когда государство стало понимать, что общее процветание страны зависит от личностного потенциала каждого индивидуального человека, методы воспитания детей уже на дошкольном этапе претерпевают значительные изменения. Прежде всего, уходит в прошлое авторитарно-командный стиль наставничества, показавший свою крайнюю неэффективность и даже вредность, так как значительно ограничивает свободу мышления и творческий потенциал ребенка, мешая его самоопределению и самореализации в дальнейшем. Но нельзя просто «отбросить все старое», не предлагая ничего взамен. Поэтому ведущими педагогами и психологами и был разработан совершенно новый метод взаимодействия с подрастающим поколением, получивший название проектная деятельность в детском саду.
Одним из инновационных методов в своей работе, позволяющих решать проблему не только развития творческих познавательных способностей детей, но и создание единого пространства, служит метод проектной деятельности. Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности и развития коммуникативных навыков общения.
Проектируются и реализуются индивидуальные траектории образования, представляющих собой некое движение педагога в содержании образования, во времени и в пространстве.
Можно предложить следующие инновационные проекты:
«Наше здоровье» – проект по сохранению и укреплению здоровьесберегающих технологий
Сохранение и укрепление здоровья детей рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет быть активным и позволит добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.
Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – технология направленная на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель проекта: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупность осознанного отношения ребенка к здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Задачи проекта:
1.Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы;
2.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
3.Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
Методы: теоретические, обобщение, классификация, моделирование, наблюдение, беседа.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
«Юные исследователи» – проект развития исследовательских навыков у дошкольников
Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения можно использовать методы, которые предлагает Савенков А.И. Один из приемов, использование простых графических схем, которые дают возможность, выявить логическую структуру текста. Занятия по познавательной деятельности проводятся один раз в неделю. Используя исследовательский метод мы отошли от традиционного обучающего занятия, когда взрослый преподает, а ребенок учится. Савенков А.И. подчеркивает, что «Доминирование исследовательского метода в обучении не исключает иных методов и приемов, оно предполагает лишь его преобладание».
Цель проекта: организация и внедрение исследовательской деятельности детей младшего возраста в ДО.
Задачи проекта:
1. раскрыть содержание поисково — исследовательских методов в детском саду;
2. определить место и значение поисково — исследовательской деятельности в детском саду;
3. обеспечить организацию поисково — исследовательской деятельности в детском саду.
Ознакомление детей с новым не является переносом части школьной программы в детский сад. Это необходимость, обусловленная задачами и условиями умственного воспитания, потому, что ребенок, так или иначе, сталкивается со всеми этими фактами действительности в процессе своего стихийного опыта.
В тоже время у детей будет «багаж знаний» для бушующих занятий в начальной школе на уроках естествознания и курсах природоведения станет для них впоследствии более понятным и интересным.
«Мы – единый народ» проект этнокультурного воспитания
Обучая национально-культурным ценностям казахского народа в гармоническом сочетании, дать знание воспитывающее народной культуре.
Цель проекта: Воспитывать воспитанников к высокой человечности, доброте, высокой ответственности, научить любить и ценить свою национальность, народ, оберегая свою Родину, преданно служить ей.
Задачи проекта: Поднять интерес и стремлению к знаниям, научить принимать полученные знания в природе, в быту, соединяя их с жизненными закономерностями, научить применять их на опыте, развивать мышление и языковое чутье, сообразительность, красноречие.
«Наш мир» – социальный проект совместной работы приобщения родителей к педагогическому процессу
Ориентация на индивидуальность ребёнка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьёй. Работа педагогического коллектива нашего детского сада направлена на развитие педагогики сотрудничества. На воспитателях и педагогах дополнительного воспитания лежит особая ответственность. Именно они чаще всего видят родителей и членов семьи ребенка ближе всех, знакомы с проблемами и особенностями семьи. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Детский сад — первый не семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Цель проекта: повысить компетентность родителей ДО, а так же повысить знания о рефлексии взаимоотношений родителя с ребенком, сформировать у родителей умение смотреть на мир глазами ребёнка, способствовать повышению педагогической культуры родителей.
Задачи проекта:
- партнерство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;
- единое понимание обеими сторонами целей и задач воспитания и обучения детей;
- помощь, уважение и доверие к ребенку со стороны родителей;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДО.
О перспективности проектной деятельности свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими развитие успешной личности.
Внедрение этих проектов позволит наиболее полно воспитать сознательное отношение к собственому здоровью, формировать личность дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем.
Список литературы:
1.С.Ф. Еликова, О.И. Вязовая, Е.А. Москоленко. Я и мир вокруг меня. 2010 г.
2.И.Н.Павленко, Н.Г. Родюшкина. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. 2006 г.
3.Н.В.Полтавцева, Н.А. Гордова. Физическая культура в дошкольном детстве.2007 г.
4.М.М.Безруких Развитие социальной уверенности у дошкольников. 2003 г.
5.С.К.Исмагулова, Н.К.Ткаченко, Д.Ф. Исмагулов. Творческая педагогика.2009 г.
6.Е Шишмакова, Т. Комарова. Воспитание дошкольников. 2009 г.
7. Психолог в детском саду 2008 г.
Источник
Проектная деятельность как способ развития творческих способностей детей
С.В. Суслова,
учитель начальных классов
МОУ«Каслинская СОШ №27»
Наше время – это время перемен. Современное общество предъявляет человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь организовать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной; привносить новое своей деятельностью, предъявлять свои результаты. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Об этом совершенно ясно сказано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «важнейшими условиями становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами…».
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Введение курса «Проектно-исследовательская деятельность», как вариативной части образовательного процесса учебного плана позволяет рассматривать его как одно из условий развития творческих способностей детей. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. А учителю позволяет наряду с развитием творческих способностей выявить степень одаренности обучающихся.
Как же осуществляется мною работа по данному направлению? Я считаю, для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований. Программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию:
- творческого мышления,
- творческого воображения,
- применения методов организации творческой деятельности.
Какие же виды заданий и упражнений я использую в своей работе?
Так в первом полугодии, первоклассникам я предлагаю задания и упражнения, которые способствуют:
- развитию умения видеть проблемы: продолжи неоконченный рассказ; составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге); опишите один день вашей воображаемой жизни, используя данную концовку (…нам так и не удалось выехать на дачу; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли); определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела); назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
- умения задавать вопросы: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы; придумай вопросы, которые помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе;
- умения классифицировать: задание «четвёртый лишний» (предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д); задачи на классификацию с явными ошибками.
- умения наблюдать: рассматривание предмета, затем предлагаю детям закрыть глаза и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы и включить сюда работу над проектами. Конечно, речь не идет о полноценных проектах, а лишь об элементах проектно-исследовательской деятельности, в ее классическом понимании. В ходе работы учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Так в рамках образовательной программы «Школа России» были выполнены на уроках обучения грамоте, математики, окружающего мира, следующие коллективные проекты: « Азбука в загадках», «Математика вокруг нас», «Счастливые числа», «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», которые были представлены в виде альбомов, книжек-малышек, газет, форме простой презентации. Для учеников 1 класса это была большая работа.
Начиная со второго класса, в своей практике я эффективно реализую следующие типы проектов:
- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т.д.), которые позволяют ребёнку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нём;
- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
Хочется рассказать, как проходила работа над некоторыми из них. Начну с самой основного, вызвавшего огромный отклик в сердцах моих учеников. Это исследовательский проект «Лук от семи болезней недуг». Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов.
В середине сентября мы принесли луковицы в класс. Обрезали у них верхушки. Лук выращивали в стаканчиках и баночках с водой и в земле. Изучали условия для роста лука. Для этого провели опыты: рост лука на свету и в темноте, при обильном поливе и при отсутствии полива, с применением удобрений и без них. На основании этого сделали вывод: луку, как и любому растению, нужны свет, тепло, воздух, вода. Затем искали интересный материал о луке в различных справочниках, энциклопедиях. Узнали, что существует около 400 видов лука. Его выращивают пять тысячелетий. Возделывание этой культуры началось в древнем Китае, затем перешло в Индию и Египет. У лука есть особые летучие вещества – фитонциды, убивающие многие виды болезнетворных микробов. Особый интерес вызвало поиск литературе пословиц, загадок о луке. В дальнейшем из выращенного лука дома сделали салат, а в класс принесли книжки-малышки с рецептами с применением лука. Результативность данного проекта состояла с следующем,
творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли садоводов, литераторов, историков, художников, озеленителей, ученых.
Хочется представить проведённую работу над информационным проектом «Снежинки». Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются газеты, публикации, выступления, сувениры, модели. В ходе работы над проектом «Снежинки» учащиеся приступили к изучению литературы по данной теме; были использованы прямые и косвенные наблюдения; проведены опыты: можно ли получить снег в домашних условиях, является ли иней и изморось снегом. Анализ полученных результатов сравнивался с информацией, полученной в литературе и из интернет ресурсов. Дети узнали, что Снежинка – это ледяной кристалл с шестигранной симметрией. Потому что ядром снежинки является идеально симметричная, шестигранная молекула воды. Иней – это пар, который замёрз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. А то, что осаждается на проводах, на ветках кустов и деревьев, на траве – называется изморозь. Значит, снежинки – это пар, который замёрз в облаках, а иней – это пар, который замёрз на стекле, ветках и других предметах. В дальнейшем учащиеся пробовали себя в роли поэтов и сказочников. Результатом стал сборник сказок о снежинках.
Кроме этого мною был использован практико-ориентированный проект «История новогодней игрушки». Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы.
Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект. Конечно, большая работа проводится учителем. Исходя из собственного опыта работы, могу сказать, что правильно организованная учителем проектная деятельность позволяет в рамках одного проекта интегрировать и углубить знания по нескольким предметам (окружающий мир, технология, литературное чтение). Данная интеграция обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом, обогащая внутренний мир учащихся начальных классов. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся в коллективной творческой деятельности. Совместная работа в рамках проекта учит учащихся творческому общению, взаимопониманию, сотрудничеству, предприимчивости, активности, что немаловажно для существования в нашем обществе.
Источник