Метод исследования развития ребенка считающийся наиболее распространенным

Метод исследования развития ребенка считающийся наиболее распространенным thumbnail

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Специфика применения методов в работе с детьми определена тем, что психологические исследования в возрастной и педагогической психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развития и формирования психологических состояний, процессов и свойств человека, установления зависимости этих явлений от условий общения, деятельности, обучения и воспитания человека.

Классификация методов (по Ананьеву).

1.организационные, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, или выборок).

В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или поперечных, срезов и лонгитюдных (продольных) исследований. – –Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

При использовании процедуры поперечных срезов изучаемое психическое явление диагностируется с помощью одного и того же психологического инструмента у различных возрастных групп испытуемых (но близких по социально-психологическим характеристикам). Лонгитюдные исследования предполагают длительное исследование одних и тех же людей на протяжении ряда лет, не случайно их называют продольными исследованиями. При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики. Лонгитюдные исследования дают возможность выявить индивидуальные особенности развития.

Вариантом сравнительного метода, специфичным для возрастной и педагогической психологии, считается генетический метод.

Комплексный анализВсовременных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы, как правило, создаются для решения практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и др.).

2. эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития, бесспорный приоритет этого метода отмечал, например, известный французский психолог Анри Валлон, подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства.

Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др. Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент, в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования.

3. методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

4. интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы. Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет горизонтальные структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

1.  Стратегия наблюдения.  Основная задача – накопление фактов и расположение их во временной  последовательности.
Наблюдение – это целенаправленное, систематическое изучение определенного явления. Наблюдение – незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение – сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт – действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

2.  Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель – установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
а) метод поперечного среза – в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например, уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей – детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.
б) лонгитюдный метод, который часто называется “продольным исследованием”. Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются “поперечными” срезами.
Беседа – эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);
Анкетирование – метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);
Анализ продуктов деятельности – метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);
Тестирование – диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

Читайте также:  Развитие крупной моторики у ребенка

3.  Стратегия формирующего эксперимента.

Эксперимент — метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основная цель – активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С.Выготский)
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено.  Естественный эксперимент
организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
– постановка цели;

– планирование хода эксперимента;

– проведение эксперимента (сбор данных);

– анализ полученных экспериментальных данных;

– выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

1.              Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

2.  Формирующий (в процессе которого, реализуются формирующие и развивающие приемы);

3.  Контрольный этап. Его задача – оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

Идею естественного эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский, который призывал к углубленной разработке новых форм психологического эксперимента. Чтоб организовать естественный эксперимент, надо, по мнению Лазурского, решить проблему выбора таких видов деятельности, в которых особенно характерно выявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых. После чего создается модель деятельности, весьма близкой к тем занятиям, которые обычны для участников. (Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде дидактической игры.). Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. (Пример, тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, Тест Векслера и др.))

Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетико-моделирующего, обучающего) исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

ЗАДАНИЕ

Возрастное новообразование – это …

ü -: психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют весь ход его развития в данный период

-: противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями

-: восприимчивость к внешним воздействиям

-: индивидуальные особенности ребенка

-: структура личности ребенка

ЗАДАНИЕ

Метод, который начали использовать в возрастной психологии первым, называется наблюдением.

ЗАДАНИЕ

Метод, при котором одна и та же группа людей тестируется через фиксированные промежутки времени, называется …

ü -: лонгитюдным методом

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по физическому развитию по фгос

-: близнецовым методом

-: кросс-культурным исследованием

-: квазиэкспериментом

-: генетическим методом

ЗАДАНИЕ

Выявление определенных психических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства называется …

ü -: констатирующий эксперимент

-: формирующий эксперимент

-: моделирование

-: исследование

-: наблюдение

ЗАДАНИЕ

Краткое стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий, называется ___тестированием____

ЗАДАНИЕ

Метод исследования, который начали использовать в возрастной психологии первым:

ü -: наблюдение

-: тестирование

-: метод срезов

-: лонгитюдный метод

-: метод контент-анализа

ЗАДАНИЕ

Наиболее существенный недостаток метода наблюдения:

ü -: субъективность

-: трудоемкость

-: недостаточная информативность

-: наукоемкость

-: дороговизна

ЗАДАНИЕ

Воссоздание в лабораторных условиях модели развития определенной функции или способности ребенка, которой он ранее не обладал, называется лабораторным экспериментом

ЗАДАНИЕ

Задачи, стандартизированные по отношению к определенному возрасту, называются …

ü -: тестами

-: экспериментальными методами

-: методами срезов

-: упражнениями

-: критерием Пирсона

ЗАДАНИЕ

Воссоздание в лабораторных условиях модели развития определенной функции или способности ребенка, которой он ранее не обладал, называется лабораторным экспериментом

ЗАДАНИЕ

Проблема в возрастной психологии, которая определяет, что больше влияет на психическое и поведенческое развитие человека – анатомо-физиологическое состояние или внешняя среда:

-: проблема сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении человека

ü -: проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека

-: проблема соотношения задатков и способностей

-: проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии

ЗАДАНИЕ

Метод исследования, который пришел в возрастную психологию из дифференциальной психологии:

-: наблюдение

ü -: близнецовый метод

-: контент-анализ

-: эксперимент

ЗАДАНИЕ

Частота в ходе проведения психологического исследования, с которой должно осуществляться наблюдение за детьми шестимесячного возраста:

-: ежедневно

-: один раз в полгода

ü -: еженедельно

-: ежемесячно

ЗАДАНИЕ

Наиболее эффективная форма проведения экспериментального исследования с ребенком-дошкольником:

ü -: игры

-: опроса

-: обучения

-: тренировки

ЗАДАНИЕ

Метод исследования развития ребенка, который считается наиболее распространенным и надежным, с точки зрения получения наиболее достоверной информации:

-: опрос

-: тестирование

-: проективный метод

ü -: эксперимент

Источник

Тест “Психодиагностика школьного обучения”

Позволяет проверить уровень знаний предназначенные для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Для автогенерации бесплатного сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов и пройти регистрацию на этой платформе.

Благодарим за сотрудничество с институтом АНО ДПО ИДПК ГО!

1. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов при исследовании возрастных особенностей, называется:

формирующим экспериментом

моделированием

наблюдением

констатирующим экспериментом

2. Принципы, которым должна подчиняться психодиагностическая работа школьного психолога:

доступность и практическая полезность психодиагностической информации для заказчика (ребенка, педагога, родителя)

комплексный подход при диагностике индивидуально-психологических особенностей ребенка

все ответы верны

разумное сочетание качественной диагностики и количественной, индивидуального подхода к интерпре тации с использованием стандартных процедур

учет влияния диагностической ситуации на результаты тестирования

учет и защита интересов ребенка при решении психолого-педагогической задачи

3. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:

наблюдение

тестирование

самонаблюдение

эксперимент

4. Какое утверждение определяет понятие стандартизации тестов:

приведение теста в соответствие со стандартами

использование единообразных процедур проведения и обсчета результатов

согласование популяционных нормативов с культурными и социальными стандартами

5. Используемая в детской диагностике методика обучающего обучения А.Я. Ивановой направлена на изучение:

мотивации учебной деятельности

зоны ближайшего развития

эмоциональных блоков интеллектуальной работы

интеллектуального уровня

6. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психологическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определённые выводы, принято называть исследованием:

сравнительным

комплексным

лонгитюдным

пилотажным

7. В детских дошкольных учреждениях, в начальной школе психо- диагностическое обследование решает следующие задачи:

получение данных, необходимых для изучения динамики психического развития

все ответы верны

психодиагностическое исследование характера психического развития, в том числе степени выраженности умственной отсталости или психического дефекта

психологические обследования с научной целью – для анализа еще недостаточно изученных психических новообразований детей

получение данных, необходимых для диагностики. Исследование проводится с целью изучения проявления отдельных симптомов

8. В ходе диагностики надо стремиться фиксировать:

не только успех, но и затруднения ребенка при выполнении им задания

все ответы верны

не только определять уровни, на которых находится ребенок, но и устанавливать условия перехода от одного уровня к другом

Читайте также:  Развитие характера ребенка с рождения

не только результаты, но и способы, процесс решения; способы решения несут намного больше информации о внутренних источниках и « пружинах » развития

9. Тест фрустрации Розенцвейга относится к одной из названных групп:

тесты достижений

свободное интервью

психометрические тесты

личностные опросники

проективные методы

10. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:

беседой

контекст-анализом

анализом продуктов деятельности

экспериментом

11. Как называется стадия исследования, на которой формулируются идеи о причинах и следствиях избранных для исследования явлений?

контрольная стадия

стадия формирования гипотезы

стадия наблюдения

корреляционная стадия

12. Оценка коэффициента интеллекта опирается на сопоставление:

максимальных и минимальных показателей;

умственного и эмоционального возраста

паспортного возраста и уровня образования

интеллектуального и паспортного возраста

13. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:

достоверности

валидности

надёжности

14. Метод исследования развития ребенка считающийся наиболее распространенным и надежным, с точки зрения получения наиболее достоверной информации:

проективный метод

тестирование

эксперимент

опрос

15. Какое из утверждений точнее всего описывает, что такое коэффициент интеллекта:

мера приобретенных интеллектуальных навыков

характеристика зоны ближайшего развития

характеристика имеющихся познавательных способностей

характеристика врожденных способностей

16. Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего поведения, называются:

Z- данными

T-данными

Q- данными

L- данными

17. Метод активного воздействия исследователя на изменения психики ребенка – это:

пилотажный эксперимент

включенное наблюдение

контрольный эксперимент;

констатирующий эксперимент

18. Сколько этапов предполагает психолого-педагогическое исследование?

10

7

8

19. Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов самооценок, называется:

Z- данными

Q- данными

L- данными

T-данными

20. Метод беседы применяется:

при первоначальном знакомстве, когда начинается какое – либо обследование

при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, товарищей, его интересов

все ответы верны

при применении других методов обследования для получения дополнительных данных

21. Наиболее надежными методами диагностики развития в ходе обучения являются:

длительное лонгитюдное, так называемое изучение развития с использованием метода « поперечных » срезов

индивидуальный диагностический обучающий эксперимент (диагностическое обучающее занятие) и требования к нему: использо- вание нового для ребенка материала, применение системы дозирован- ной помощи со стороны взрослого, решение задачи не только обучения, перевода ребенка на более высокий уровень, но и выяснение самой динамики перехода с одного уровня на другой, то есть определе- ние не только наличной уровня, но и зоны ближайшего развития ребенка, характера и величины этой зоны. Здесь диагностика сближается с процессом формирования

все ответы верны

постановка детей в ситуации реального выбора в естественных условиях из жизни, что позволяет выявить его подлинные отношения и предпочтения, самооценку

22. Конечный результат деятельности психолога и педагога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуальных особенностей личности с целью прогноза дальнейшего развития, разработкой рекомендаций есть…

функциональный диагноз

клинико-психологический диагноз

психолого-педагогический диагноз

медицинский диагноз

23. Репрезентативность теста указывает на:

насколько результат по данному тесту одного испытуемого отличается от результата другого испытуемого

возможность применения к данной выборке норм, указанных в тесте

степень однородности диагностируемой выборки

24. Б. Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:

к интерпретационным методам

к организационным методам

к способам обработки данных

к эмпирическим методам

25. Что одно из перечисленного является существенным элементом предложенного А.Ф. Лазурским «естественного эксперимента» в отличие от лабораторного?

эксперимент проводится без использования технических средств

наблюдение в естественных условиях с точностью и научностью эксперимента, когда испытуемый не осведомлен о проводящемся исследовании

условия эксперимента не связаны с искусственными условиями и требованиями

экспериментатор включен в выполнение задания вместе с испытуемым

применяется специальная аппаратура и четко спланированные задания

26. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, — это:

тестирование

эксперимент

самонаблюдение

наблюдение

27. Оценка психологического состояния при помощи системы тестов называется:

измерение

психодиагностика

диагноз

психологический эксперимент

28. Включенное наблюдение – это:

наблюдение, использующее «батареи» психологических тестов

длительное наблюдение

наблюдение, при котором психолог является непосредственным участником событий

наблюдение в условиях лаборатории

29. Синонимом формирующего эксперимента является:

проективный эксперимент

лабораторный эксперимент

контрольный эксперимент

генетико-моделирующий

30. Целевые установки пробы Бурдона и матриц Равена соотносятся как:

предпосылки интеллекта — интеллект

ригидность — гибкость

интеллект — мышление

Источник