Место семьи в воспитание и развитие ребенка
Реакция игнорирования
Семья – самая важная социальная группа в обществе. Она играет важную роль в жизни и развитии ребенка, удовлетворении его физических и эмоциональных потребностей, а также в моральном воспитании. Какие ошибки часто допускают родители в воспитании?
Обучение и воспитание ребёнка в семье
Одна из главных ролей семьи в обществе заключается в создании условий, в которых дети могли бы учиться позитивным ценностям, отношениям, поведению и навыкам на протяжении всей жизни. Родители должны научить своих детей быть ответственными за свой выбор, принимать участие в образовании своих детей, преподавать необходимые жизненные уроки. Ценности, формирующиеся в семье, влияют на выбор, который члены семьи делают как внутри, так и вне своей семьи в течение всей жизни.
Воспитание детей зависит от семейного опыта, который накоплен всей историей, традициями и культурой данной семьи.
Родители защищают и материально обеспечивают детей
Когда дети рождаются и растут, они сильно зависят от своих родителей и других членов семьи, которые заботятся о них. Семья нужна, чтобы защитить и материально обеспечить детей, любить их и оказывать эмоциональную поддержку.
Ребёнок нуждается не только в пище, одежде и крове, чтобы выжить, но у него также есть эмоциональные потребности. Дети, да и каждый из нас, хочет, чтобы его любили, понимали и поддерживали. В идеале члены семьи любят друг друга безусловно и поддерживают во всём, независимо от обстоятельств.
В такой семье каждый, и маленький ребенок, обучающийся катанию на велосипеде, и подросток, пытающийся пережить свой первый разрыв, и молодой женатый взрослый с детьми, которого только что уволили, может найти утешение в любви и эмоциональной поддержке своей семьи.
Доверительные отношения в семье
Ошибки современного воспитания
Семейные ценности за последние несколько десятилетий значительно изменились в связи с тем, что более 40 процентов из рожденных детей приходится на незамужних женщин. Это семьи, в которых мать заменяет отца. Растет число семей с неродным отцом, вследствие повторного брака матери.
По различным причинам многие из детей живут без своих родителей (ныне здравствующих) в доме бабушки и дедушки или родственников. При этом родительская роль в воспитании детей, особенно в долгосрочной перспективе, значительно снижается.
Вместо того, чтобы воспитывать своих детей в духе добра и благородства, целеустремленности и взаимопомощи, помогать ребёнку искоренить его личностные дефекты и усвоить хорошие качества, большинство сегодняшних родителей считают, что покупать дорогую одежду и продукты питания, платить высокую плату за образование – это их единственная обязанность. Они не понимают, что все это заставляет детей желать только материальных удовольствий, подпитывающих в них недостатки.
Вместе с тем, только счастливые родители могут породить счастливое поколение. Научить детей быть счастливыми возможно при доверительном общении родителей с детьми. Однако большинство современных родителей живут в спешке и стрессе. Когда мать и отец постоянно находятся в стрессовом состоянии, детям не хочется разговаривать с ними, делиться своими идеями, мыслями и проблемами.
Можно выделить несколько основных ошибок в поведении родителей, которые негативно сказываются на воспитании ребёнка:
- Привычка всегда жить прошлым не позволяет родителям понять своих детей, которые в силу своей природы легко забывают свое прошлое и всегда живут в настоящем. Поэтому дети счастливы здесь и сейчас. Когда родители вспоминают события прошлого и продолжают нести на себе бремя плохого опыта, с которым сталкивались в прошлом, они не могут слышать и понимать своих детей. Вывод – стараться жить настоящим, чтобы услышать своего ребёнка.
- Негативный разговор и подход в виде высказываний, типа «вы ничего не знаете», «вы бесполезны» причиняют детям огромную боль. Физические травмы исцеляются, но боль, причиненная на моральном уровне, не так легко исцелить. Вывод – мы должны быть всегда позитивны в своем подходе и речи, разговаривая с детьми. Наша беседа должна быть такой, чтобы она воодушевляла ребёнка.
- Не признание своих ошибок перед детьми приводит к напряжению и непониманию. Ведь дети видят все наши ошибки. Но, если родители пытаются скрыть свои ошибки или оправдать себя, то дети стараются сделать, то же самое. Вывод – признавать свои ошибки, тогда дети развивают в себе уважение к нам и пытаются подражать, учатся честно принимать свои ошибки. Ведь без ошибок нет опыта.
- Постоянно пытаться найти недостатки у детей – плохая привычка, приводящая к формированию заниженной самооценки у ребёнка. Вывод – стараться замечать и признавать хорошие качества у ребёнка. В результате со временем он осознает и примет свои личностные дефекты и попытается их искоренить. Постоянно акцентируя внимание на достоинствах наших детей вместо того, чтобы находить в них недостатки, мы будем сами в позитивном настроении, и докажем свою любовь к ребёнку, в которой он так нуждается.
- Сохранение своего личного имиджа во время общения с детьми или другими словами, проявление гордыни своим положением в обществе перед детьми, приводит к тому, что ребёнок игнорирует такого родителя. Он чувствует стену непонимания, и даже отчуждения. Вывод – родители должны вести себя естественно со своими детьми, забывая об своей карьере и положении в обществе. Только тогда они смогут оставаться счастливыми и эффективно воспитывать своих детей.
- Говорить авторитетно не стоит с детьми. Они нуждаются в разговоре на равных и с родительской любовью.
- Не учитывать, что у каждого человека своя природа при общении с детьми, значит отрицать, что ваш ребёнок уникален, как каждый человек. Он может иметь свои природные особенности, которые нужно уважать и принимать родителю как данность Всевышнего. Вывод – разговаривая с детьми, не думайте, что вы говорите с таким же человеком, как и вы. У вашего дитя есть другие черты и природные наклонности, которые вы должны принять и любить их вместе с ним.
- Отсутствие общения с детьми обычно связано с занятостью работой. Мы не всегда выслушиваем проблемы наших детей. Поручив ребёнка школе, мы забываем, что учителя чаще озабочены завершением своей учебной программы, а не состоянием ребёнка. В результате дети оказываются в психическом замешательстве. Они теряют уважение и веру в своих родителей, дерзят и не слушают их. Вывод – непринужденный разговор сближает детей и родителей. Поэтому очень важно, чтобы мы находили время, посидеть и непринужденно поговорить со своими детьми, хотя бы 15 минут в день. Это поможет воспитывать счастливого ребёнка.
- Завышенные ожидания родителей дети чувствуют интуитивно. Поскольку, их эго очень мало, они сразу же воспринимают вибрации ожиданий. Это отрицательно сказывается на их самооценке и мотивации, особенно тогда, когда родители их сравнивают с более успешным другом или подругой. Вывод – любите детей без ожиданий. Вместо того, чтобы ожидать, что «мой сын или дочь сохранит и укрепит мою репутацию в обществе», желательно думать: «я люблю своего ребёнка таким, какой он есть, он моё продолжение…».
Итак, семья выступает в роли защитника, чтобы обеспечить наилучшие возможности для жизни детей. На родителях лежит ответственность не только за физическое, но и духовное развитие своих чад. Обязанности семьи – воспитывать детей в любви и праведности, дать им моральный компас, чтобы они отличали добро от зла, научились верить и надеяться на лучшее.
Родители имеют огромную свободу воспитывать детей в соответствии со своей совестью и ценностями (в рамках законов государства).
Помните: только счастливые родители могут воспитать счастливого ребёнка!
Удачи в воспитании!
Текст: Анатомия здоровья
БЛАГОДАРИМ ЗА ВАШИ ЛАЙКИ И РЕПОСТЫ ЭТОЙ СТАТЬИ!
Источник
Библиографическое описание:
Асадуллина, М. Н. Роль семьи в воспитании ребенка / М. Н. Асадуллина, Т. П. Колодяжная. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1879/ (дата обращения: 04.11.2020).
Семья
была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой
духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшим
институтом воспитания, отвечающим не только за социальное
воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа
его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и
научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли
семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной
функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в
формировании личности.
Семью можно определить как
обладающую исторически определенной организацией малую социальную
группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями,
общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная
необходимость в которой обусловлена потребностью общества в
физическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).
Семья в силу глубокой
специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным
фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия
семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или
запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных
коллективов.
Необходимость семейного
воспитания объясняется следующим[1]:
1. Семейное воспитание
более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание,
ибо «проводником» его является родительская любовь к
детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.
2. Ребенок, особенно в
раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к
любому другому воздействию.
3. Представляя собой малую
группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее
соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной
жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
4. Вместе с тем, семья – не
однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой
представлены различные возрастные, половые, а подчас и
профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку
активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные
возможности, быстрее реализовать их.
Семья является важнейшим
фактором социализации не только для детей, но и для взрослых, от
нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и
социальное развитие человека на протяжении всей жизни.
Семейное
воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в
социализации личности ребенка, но и индивидуальной
заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях,
а детей – в покровительстве, защите, нравственной помощи со
стороны родителей.
В семейной жизни
складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые,
нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения.
Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную
социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые
навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим
в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает
организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных
материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей
профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других
людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего
семьянина. [5]
Воспитание детей в семье –
дело сложное, деликатное, требующее от родителей
заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта,
знании в области детской психологии и педагогики. Специфика
воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и
степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной
функции в семье.
Все
родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это
удается. Авторитет, «сделанный» специально во имя детей,
существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя
навязать угрозами, родительской властью. Он должен заключаться в
самих родителях. Определенную роль в формировании авторитета
родителей играет их ответственное отношение к слову –
приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными
по тону и содержанию.
[3]
Воспитание детей в семье
зависит от возраста родителей, их жизненного опыта. Стали
супруги родителями в17 лет, 25 или 35 лет – это существенно скажется
на их отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот,
долгожданному). Чем выше уровень образования родителей, тем больше
времени они уделяют воспитанию детей. И если женщины с высоким
уровнем образования имеют меньшее количество детей, то объяснить
это можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образование
не ниже своего собственного. Увеличивается и требовательность к
воспитанию каждого ребенка.
В каждой
семье объективно складывается определенная система воспитания. Под
системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка задач,
более или менее целенаправленная преемственность методов и приемов
воспитания, учет того, что можно и что нельзя допустить в отношении
ребенка. Родители составляют первую общественную среду ребенка.
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого
человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями,
определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для
поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим
родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в
первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и
безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше
выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего,
эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь
– источник и гарантия благополучия человека, поддержание
душевного и телесного здоровья. [7]
Как всякий организационный
процесс, семейное воспитание предусматривает определенную
целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем
обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания
подрастающего поколения чаще всего совпадают, цели и задачи
общественного и семейного воспитания в основном также являются
идентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в семье
составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное
богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением
этой цели является осуществление таких задач, как физическое,
умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.
В семейном воспитании
важное место занимает забота
о здоровье
ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы,
ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый
человек, способен более успешно заниматься умственным и физическим
трудом, у него обычно хорошее и бодрое настроение, он, как правило,
доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее
воспринимает красоту, и сам стремится все делать красиво. Главное –
пример родителей.
Воспитание детей в семье
необходимым компонентом включает умственное
развитие.
Первые обращения матери к младенцу уже заключают начала умственного
воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение
книжек, стимулирование, поощрение детской любознательности, ответы на
вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. – все это
отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения,
служит важной задаче подготовки обучения в школе.
Родители
должны много внимания уделять нравственному
воспитанию
детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают
разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями
между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку
нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся
проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По
мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно
возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье
предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству,
гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости,
ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько
специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни
ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали,
повседневная практика надлежащего поведения.
Чрезвычайно ответственное
место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому
воспитанию детей.
С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих возможностей,
стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих
играх имитировать различные виды труда. Важная задача родителей –
не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом
отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы
самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка
разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение роли труда
в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение
участия в общественно полезном труде – все это весьма
существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в
будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести
пользу обществу.
Среди конкретных
направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи
немаловажную роль играет эстетическое
воспитание.
Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует к
приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в
жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В
этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой,
совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на
музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, экскурсий по
родным местам, выставок и многое другое. Задача семьи –
воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и
активных участников его созидания во всех возможных областях и
сферах. [1]
У родителей как
воспитателей ничего не получится, если они не будут знать
особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни
было лет, – это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и
матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем
ребенке. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение
ребенка, выделение его интересов, запросов, увлечений, склонностей и
способностей, достоинств и недостатков, положительных и отрицательных
черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и
обоснованно, последовательно и планомерно влиять на формирование
личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных
сторонах и развивать их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая
негативные черты. В изучении ребенка помогут непринужденные беседы по
интересующему вопросу, наблюдение за его поведением, как дома, так и
на улице, в общественных местах, в школе, во время труда, отдыха, что
читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие
игры играет. Доверие – вот главная линия поведения отца и
матери. Очень важно, чтобы и ребенок им доверял.
Воспитание ребенка и
организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих
себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных
внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Семья
– школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их
эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений
чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно
– эмоциональный
опыт.
В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство
защищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своей
природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и
слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие
эмоциональные впечатления он получает: положительные или
отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность,
заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или
суету, взвинченность. Ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица.
Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем
здании личности. [1]
Сфера свободного времени
семьи создает возможности прежде всего для воспитания детей,
духовного развития членов семьи, их психической и физической
подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т. д. Внутрисемейное
общение в рамках межпоколенного общения (родители – дети) приобретает
черты воспитательной функции и предполагает совместное
осуществление супругами досуговых занятий. Особенно большим
воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные
традиции. Ими могут быть: семейные праздники, совместные
прогулки, выезды за город и др. Традиции как основа, как
порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению
семейного коллектива.
Эффективность
воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со
стороны родителей и педагогов (воспитателей детского сада,
учителей школы).
Взаимодействие семьи и ДОУ
– важнейшее условие успеха в воспитании детей, но оно возможно в
том случае, когда воспитатели и родители становятся
единомышленниками, способными вовремя заметить и устранить
причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства
включения его в личностно и общественно значимую деятельность,
обеспечивающую развитие внутренних сил и нравственное
становление растущего человека.
[3]
Знание общих тенденций
развития семьи и факторов, влияющих на социализацию личности в
семье, воспитателю необходимы знания в области социальной педагоги
для выработки стратегии и тактики педагогически грамотного
воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицированной
психолого-педагогической и социальной помощи.
Литература:
Азаров Ю.П. Семейная
педагогика: Педагогика Любви и свободы. М., 1993.Аркин Е.А. Родителям о
воспитании. М., 1957.Арнаутова Е.П. Основы
сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.Земска М. Семья и
личность, М., изд. Прогресс, 1986Люблинская А.А. Очерки
психического развития ребенка, М., изд. АПН РСФСР, 1959Семья и формирование
личности / ред. Бодалев А. А., М., Просвещение, 1989Титаренко В.Я. Семья и
формирование личности, М., изд. Мысль, 1987Эльконин Э.Г. Детство и
общество, СПб, изд. Ленато, 1996
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитание детей, семейное воспитание, семья, родитель, воспитательная функция, родительская любовь, главный образ, ранний возраст, физическая подготовка.
Источник