Место семейного воспитания в развитии ребенка

Место семейного воспитания в развитии ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Асадуллина, М. Н. Роль семьи в воспитании ребенка / М. Н. Асадуллина, Т. П. Колодяжная. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1879/ (дата обращения: 17.09.2020).

Семья
была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой
духовно-нравственного формирования личности ребенка и глав­нейшим
институтом воспитания, отвечающим не толь­ко за социальное
воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа
его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и
научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли
семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной
фун­кции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в
формировании личности.

Семью можно определить как
обладающую исторически определенной организацией малую социальную
группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями,
общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная
необходимость в которой обусловлена потребностью общества в
физическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).

Семья в силу глубокой
специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным
фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия
семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или
запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных
коллективов.

Необходимость семейного
воспитания объясняется следующим[1]:

1. Семейное воспитание
более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание,
ибо «проводником» его является родительская любовь к
детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в
раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к
любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую
группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее
соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной
жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья – не
однородная, а диффе­ренцированная социальная группа, в которой
представ­лены различные возрастные, половые, а подчас и
про­фессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку
активнее проявлять свои эмоциональные и интеллек­туальные
возможности, быстрее реализовать их.

Семья является важнейшим
фактором социализа­ции не только для детей, но и для взрослых, от
нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоци­ональное и
социальное развитие человека на протяже­нии всей жизни.

Семейное
воспитание отвечает не только обще­ственной заинтересованности в
социализации личнос­ти ребенка, но и индивидуальной
заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях,
а детей – в покровительстве, защите, нравственной по­мощи со
стороны родителей.

В семейной жизни
складываются социально-био­логические, хозяйственно-бытовые,
нравственно-пра­вовые, психологические и эстетические отношения.
Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную
социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые
навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим
в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает
организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных
материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей
профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других
людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего
семьянина. [5]

Воспитание детей в семье –
дело сложное, дели­катное, требующее от родителей
заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта,
знании в области детской психологии и педагогики. Специфика
воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и
степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной
функции в семье.

Все
родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это
удается. Авторитет, «сделанный» специально во имя детей,
существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя
навязать угрозами, роди­тельской властью. Он должен заключаться в
самих ро­дителях. Определенную роль в формировании авторитета
родителей играет их ответственное отношение к сло­ву –
приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными
по тону и содержанию.
[3]

Воспитание детей в семье
зависит от возраста роди­телей, их жизненного опыта. Стали
супруги родителями в17 лет, 25 или 35 лет – это существенно скажется
на их отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот,
долгожданному). Чем выше уровень образования родителей, тем больше
времени они уделяют воспитанию детей. И если женщины с высоким
уровнем образования имеют мень­шее количество детей, то объяснить
это можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образование
не ниже своего собственного. Увеличивается и требова­тельность к
воспитанию каждого ребенка.

В каждой
семье объективно складывается определенная система воспитания. Под
системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка задач,
более или менее целенаправленная преемственность методов и приемов
воспитания, учет того, что можно и что нельзя допустить в отношении
ребенка. Родители составляют первую общественную среду ребенка.
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого
человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями,
определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для
поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим
родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в
первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и
безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше
выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего,
эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь
– источник и гарантия благополучия человека, поддержание
душевного и телесного здоровья. [7]

Как всякий организационный
процесс, семейное воспитание предусматривает определенную
целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем
обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания
подрастающего поколения чаще всего совпадают, цели и задачи
общественного и семейного воспитания в основном также являются
идентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в семье
составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное
богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением
этой цели является осуществление таких задач, как физическое,
умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

В семейном воспитании
важное место занимает забота
о здоровье

ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы,
ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый
человек, способен более успешно заниматься умственным и физическим
трудом, у него обычно хорошее и бодрое настроение, он, как правило,
доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее
воспринимает красоту, и сам стремится все делать красиво. Главное –
пример родителей.

Воспитание детей в семье
необходимым компонентом включает умственное
развитие
.
Первые обращения матери к младенцу уже заключают начала умственного
воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение
книжек, стимулирование, поощрение детской любознательности, ответы на
вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. – все это
отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения,
служит важной задаче подготовки обучения в школе.

Родители
должны много внимания уделять нравственному
воспитанию

детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают
разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями
между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку
нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся
проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По
мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно
возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье
предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству,
гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости,
ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько
специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни
ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали,
повседневная практика надлежащего поведения.

Чрезвычайно ответственное
место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому
воспитанию
детей.
С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих возможностей,
стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих
играх имитировать различные виды труда. Важная задача родителей –
не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом
отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы
самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка
разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение роли труда
в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение
участия в общественно полезном труде – все это весьма
существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в
будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести
пользу обществу.

Среди конкретных
направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи
немаловажную роль играет эстетическое
воспитание
.
Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует к
приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в
жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В
этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой,
совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на
музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, экскурсий по
родным местам, выставок и многое другое. Задача семьи –
воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и
активных участников его созидания во всех возможных областях и
сферах. [1]

У родителей как
воспитателей ничего не получится, если они не будут знать
особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни
было лет, – это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и
матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем
ребенке. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение
ребенка, выделение его интересов, запросов, увлечений, склонностей и
способностей, достоинств и недостатков, положительных и отрицательных
черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и
обоснованно, последовательно и планомерно влиять на формирование
личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных
сторонах и развивать их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая
негативные черты. В изучении ребенка помогут непринужденные беседы по
интересующему вопросу, наблюдение за его поведением, как дома, так и
на улице, в общественных местах, в школе, во время труда, отдыха, что
читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие
игры играет. Доверие – вот главная линия поведения отца и
матери. Очень важно, чтобы и ребенок им доверял.

Воспитание ребенка и
организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих
себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных
внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Семья
– школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их
эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений
чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно
эмоциональный
опыт.
В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство
защищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своей
природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и
слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие
эмоциональные впечатления он получает: положительные или
отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность,
заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или
суету, взвинченность. Ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица.
Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем
здании личности. [1]

Сфера свободного времени
семьи создает возмож­ности прежде всего для воспитания детей,
духовного развития членов семьи, их психической и физической
подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т. д. Внутрисемейное
общение в рамках межпоколенного общения (родители – дети) приобретает
черты воспи­тательной функции и предполагает совместное
осуще­ствление супругами досуговых занятий. Особенно большим
воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные
тради­ции. Ими могут быть: семейные праздники, совмест­ные
прогулки, выезды за город и др. Традиции как ос­нова, как
порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению
семейного коллектива.

Эффективность
воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со
стороны родите­лей и педагогов (воспитателей детского сада,
учителей школы).

Взаимодействие семьи и ДОУ
– важнейшее ус­ловие успеха в воспитании детей, но оно возможно в
том случае, когда воспитатели и родители становятся
еди­номышленниками, способными вовремя заметить и устранить
причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства
включения его в лично­стно и общественно значимую деятельность,
обеспечи­вающую развитие внутренних сил и нравственное
ста­новление растущего человека.
[3]

Знание общих тенденций
развития семьи и факто­ров, влияющих на социализацию личности в
семье, воспитателю необходимы знания в области социальной педагоги
для выработки стра­тегии и тактики педагогически грамотного
воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицирован­ной
психолого-педагогической и социальной помощи.

Литература:

  1. Азаров Ю.П. Семейная
    педагогика: Педагогика Любви и свобо­ды. М., 1993.

  2. Аркин Е.А. Родителям о
    воспитании. М., 1957.

  3. Арнаутова Е.П. Основы
    сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.

  4. Земска М. Семья и
    личность, М., изд. Прогресс, 1986

  5. Люблинская А.А. Очерки
    психического развития ребенка, М., изд. АПН РСФСР, 1959

  6. Семья и формирование
    личности / ред. Бодалев А. А., М., Просвещение, 1989

  7. Титаренко В.Я. Семья и
    формирование личности, М., изд. Мысль, 1987

  8. Эльконин Э.Г. Детство и
    общество, СПб, изд. Ленато, 1996

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитание детей, семейное воспитание, семья, родитель, воспитательная функция, родительская любовь, главный образ, ранний возраст, физическая подготовка.

Источник

Наталия Попова
Ведущее место семьи в воспитании своего ребёнка!

Значение семейного воспитания переоценить невозможно. Именно семья закладывает начала начал в маленьком человеке, оказывая решающее воздействие на весь его внутренний мир.

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья для ребёнка – это модель общества, с помощью которой он входит в мир. Семье принадлежит ведущее место в развитии ребёнка, поэтому и в воспитании ребёнка приоритет, бесспорно, принадлежит семье.

В семье осуществляется преемственность поколений, происходит передача социальных норм и ценностей, образцов поведения. При этом решающую роль играет весь уклад жизни семьи, социальные установки родителей, уровень общения между членами семьи.

Детский сад детей воспитывает, а с родителями они живут, выполняют «общую работу». Отец и мать самые близкие и самые убедительные образцы, по которым растущий человек проверяет и строит своё поведение.

Еще только ожидая появления на свет малыша, почти все родители мечтают о том, как сложится его судьба и в своих мечтах рисуют самые радужные картины. Кто-то думает о том. Что его ребёнок непременно станет знаменитым, прославит свой род и неважно, где он будет трудиться – он будет лучшим из лучших – ведь это же его ребёнок. Для кого-то маленький человечек – исполнитель тех заветных желаний и планов, которые не смог реализовать в жизни его родитель, и теперь он с надеждой всматривается в лицо своего крохи, мысленно раскладывает по полочкам, как же всё это будет осуществляться. А малыш лежит себе в колыбельке и не догадывается о том, что ему предстоит свершить и сделать. Об этом обязательно позаботятся родители, чего бы им это ни стоило.

Есть и такие мамы и папы, для которых самым главным критерием в оценке собственного ребёнка является здоровье: «Лишь бы здоровеньким был, а остальное приложится, там видно будет».

Я рассмотрела лишь несколько вариантов родительских размышлений над тем, кем они хотят видеть в будущем своего ребёнка.Безусловно одно: всем им хочется видеть своего сына или дочь добрым, честным, трудолюбивым человеком, преданным своей Родине, готовым постоять за товарища, умеющим жить в коллективе, жизнерадостным, доброжелательным в отношении к людям. Никто из родителей не хочет своему ребёнку навредить, а все их помыслы благостны, и окутаны большой и искренней любовью к своему ненаглядному чаду.

Следуя этой мысли, мы давно должны были бы построить идеальное общество, где царят добро, любовь, дружба и взаимопонимание. Но реалии нашей жизни говорят об обратном. В детских садах воспитателям всё сложнее найти контакт с молодыми родителями.В школах учителя бьют тревогу: школьники в своём негативном поведении переходят все мыслимые и немыслимые границы; их подопечные позволяют себе демонстративное поведение, нецензурную брань в присутствии своих наставников, грубость, хамство, проявление неуважения к старшим, и многое другое. Так что же мы – родители, воспитатели, учителя делаем не так? В чём наши упущения? Отчего в работе столько брака?

Вот над этими вопросами я хотела поразмышлять. Я – воспитатель. С советских времён я тружусь в системе дошкольного образования, занимаюсь воспитанием «всесторонне гармонически развитой личности». И именно так звучала задача, сформулированная партией и правительством на очередном партийном съезде в 70-е годы, когда я только перешагнула порог дошкольного учреждения. Вот уже без малого 40 лет тружусь на этом поприще и даже в одной и той же организации. И что мне хотелось бы сказать в этой связи. Меняются названия стран, меняется государственный строй, меняются подходы, взгляды на систему дошкольного воспитания и образования; концепции, требования, стандарты. Измениться может всё, кроме самого главного дела – воспитания подрастающего поколения.

Чтобы не краснеть в будущем за собственных детей мы должны их воспитать достойными членами нашего общества.

Дети – это наше всё: наше продолжение, наша смена, это наша надежда на счастливую старость.

Стремиться сделать для своего любимого ребёнка больше, чем для самого себя, воспринимать критические замечания в его адрес, как личное оскорбление, добиваться любой ценой лучших результатов, видеть врага в человеке, который старше тебя по возрасту, но хочет подсказать, нацелить на что-то очень важное – это ли не те ошибки, которые обернутся против вас в будущем? Это ли не те первые звоночки, которые в скором времени прозвучат набатом, но время будет безвозвратно упущено.

Прочитывая газеты и журналы, с особым вниманием отношусь к письмам читателей на тему «воспитание» ребёнка в школе или детском саду. Письма – размышления, письма – жалобы, которые вы выносите на суд читателей, и где гневно обличаете этих необразованных неумёх – воспитателей или подсказываете учителям, как им лучше организовывать уроки и досуг своих подопечных. Сколько недоброжелательства, негодования, злопыхательства вы вкладываете в эти жалобы. Не буду сейчас комментировать эти статьи, т. к. не пересказав их содержание, разговор может получиться беспредметным. Но хочу обратиться к авторам подобных писем, уже написавших что-то или собирающихся это сделать. Прежде чем отправлять такие письма, вы прочтите их несколько раз самим себе вслух, почитайте своим коллегам по работе, своим родителям. Может быть их житейская мудрость подскажет вам что-то важное, чего вы не осознаёте, позволит увидеть себя, и ту роль, которую вы отводите себе в этих статьях. Все факты и проблемы, о которых вы пишите не стоят выеденного яйца.А совет мой этим писателям и писательницам будет совсем простым: «Наведите мосты, наладьте контакт с теми людьми, о которых вы пишите в такой уничижительной форме». Приведя ребёнка в детский сад, подойдите к воспитателю и в вежливой форме попросите её сделать то-то или то-то для вашего ребёнка и не забудьте поблагодарить. Будьте самокритичны к себе, будьте терпимее, сдержаннее, всегда пытайтесь миром решить любую проблему, ведь на вас смотрит ребёнок как в зеркало. А то время, которое тратите на написание бесполезных публикаций, потратьте на своего ребёнка: поезжайте с ним за город, в музей, на экскурсию, в кино, в развлекательный центр – да куда угодно. Лишь бы вы были с ним вместе, рядом, чтобы он чувствовал вашу руку, смотрите ему в глаза, разговаривайте с ним, смейтесь, удивляйтесь, узнавайте, открывайте для себя ребёнка, а ребёнку открывайте себя.

Напоследок хочу поделиться одной историей, свидетелем которой я оказалась. Я ехала в вагоне метро, который был достаточно заполнен людьми, свободных мест не было. На одной из станций вошли бабушка и внук (мальчик лет пяти). Одна из женщин решила уступить малышу своё место. Что интересно, ребёнок не бросился на сиденье,он стал заглядывать в лицо бабушке с немым вопросом: «А можно ли ему сесть?». Когда бабушка слабым кивком своей головы дала своё согласие, внук сел на место, но теперь он стал искать взгляд той женщины, которая уступила ему место, и как только, встретился с ней глазами,сказал: «Спасибо».

Меня изумила эта сцена, как, наверняка, и ту женщину. На глаза навернулись слёзы. Это были слёзы благодарности и бабушке, и родителям этого мальчика. У меня был порыв встать и поклониться этой замечательной бабушке за воспитание внука, поблагодарить её и родителей за то, что они уже сделали и ещё сделают для этого мальчугана. К сожалению, моя сентиментальность не дала мне этого осуществить, и я покинула вагон метро на первой же станции.Шла и думала: «Вот этим родителям не придётся краснеть за своего ребёнка, они, бесспорно, вырастят из него высоконравственного гражданина, который станет предметом их гордости».

Знаю не понаслышке семьи, где главенствует неуёмная, жертвенная, всеобъемлющая любовь родителей, где слова «нет» для ребёнка не существует, даёт печальные плоды. Знаю и такие семьи, в которых ребёнку предоставляют полную свободу действий, неограниченную самостоятельность, которая несколько позже переходит во вседозволенность. Но и в первом, и во втором случае родители начинают задумываться слишком поздно, а время упущено, но зато они быстро находят себе оправдания, кивая на детский сад и школу.

Милые родители! «Сейте разумное, доброе, вечное». И помните, что сейчас вы держите в руках алмаз – подберите к нему нужную огранку, и он засверкает и превратится в бриллиант.

Детство – самая прекрасная пора в жизни каждого человека, самая беззаботная и безмятежная. Но и оно когда-то кончается. Дети подрастут, уйдут из детского сада в школу. Они унесут в душе те ростки добра и зла, которые посеяли в них мы. Они расстанутся с воспитателями, но при этом навсегда останутся со своими родителями. А вот когда дети вырастут,кого увидят состарившиеся родители рядом с собой: добрых, заботливых, внимательных или жестоких, чёрствых, равнодушных людей? Это, прежде всего, зависит от вас самих.

Источник