Место игры в развитии ребенка

Лариса Старкова
Место игры в развитии личности ребёнка

«Место игры в развитии личности ребёнка»

Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми

Например, в игре формируется такое качество, как саморегуляция действий ребенка с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает его существенным образом интеллектуальную среду, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижения общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это особенно важно поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от его участников совместного решения задач, направленных на получение общественного продукта.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего дошкольного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Результаты наблюдений, изучения детских игр, организованных взрослыми, приводят к следующим выводам.

Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву заданному ребенку взрослым с помощью предмета – игрушки, она представляет собой предметно – игровую деятельность. Ее содержание представляет действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета.

Следующий этап игровой деятельности получил названия отобразительной игры, в которой отдельные предметы и специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета.

Это кульминационный момент развития психологического содержания игры в раннем детстве. Именно он создает необходимую почву для формирования у ребенка собственной предметной деятельности.

В условиях содержательного общения со взрослым ребенок практически узнает название и целевое назначение предмета, это новое знание он и переносит в игру.

На рубеже 1 и 2 года жизни развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. До этого времени игра практически совпала по своему действенному содержанию с предметной деятельностью, расходясь с ней лишь по мотиву и предполагаемому результату действий.

Теперь различия начинают проявляться в способах действий – наступает следующий этап развития игры: сюжетно-отобразительный, зарождаются постепенно предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Способность к ролевому поведению в игре формируется не только на основе подражания или обучения, но и, что особенно важно, благодаря пониманию ребенком назначения предмета.

Содержание игровой деятельности детей на этапе развития ролевой игры противоречиво. В психологическом ядре ролевой игры возникает противоречие между стремлением реализовать те или иные игровые действия и знаниями, опытом детей. Если партнеры по игре не обладают достаточным объемом знаний, то игра ломается. Можно предположить, что из-за этого противоречия рождается потребность в приобретении знаний, источник которых – взрослые люди;

В настоящее время очень актуален вопрос о повышении роли игры в деле всестороннего воспитания детей. Хорошая игра – действительное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное ее формирование, с учетом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребенка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре ставится просто механическим. Чтобы добиться игры подлинной, эмоциональной, насыщенной, необходимо поэтапное руководство.

Рассмотрим подробное содержание метода комплексного руководства направленного на формирование игровой деятельности.

1. Планомерное обогащение опыта. В быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, чтения книг, и. т. д.

2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для вычленения главного в потоке информации, для усвоения способов воспроизводимых в игре действительности используются обучающие игры (дидактические и театрализованные). Обучающие игры представляют собой своеобразную форму передачи игрового опыта во время естественного общения.

3. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек, игрового материала.

4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного опыта необходимо общение со взрослыми во время игрового процесса.

Все компоненты комплексного руководства важны и взаимосвязаны при работе с детьми различного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном этапе возрастного развития позволяет идти дальше, учитывал новые возможности воспитанников.

Содержание игры, нацеленное раннее на выявление назначения предметов, переходит в план отражения ролевых взаимодействий людей, т. е. начинается сюжетно-ролевая игра. На более высоком уровне развития игры наблюдается отражение общественно-трудовых отношений людей, т. е. продолжает меняться мотив игры и ее содержание.

Сюжетные игры оказывают влияние на эстетическое воспитание, которое обеспечивается подбором игрушек, атрибутов, помещений. Немаловажное значение имеет и сама эстетика содержания игр.

Сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития однако только сюжетно-ролевой игры не могут обеспечить всех задач всестороннего воспитания. Это может быть достигнуто только при условии пропорционального сочетания в воспитательном процессе разных видов игр.

Развитие ребенка в игре происходит прежде всего за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры нацеленные на физическое воспитание (подвижные, умственное (дидактические и сюжетные, и. т. д.

Все виды можно объединить в 2-е большие группы, которые отличаются степенью участия взрослого, а так же различными средствами детской активной.

Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (в случае сформированности игровой деятельности) носит активный, творческий характер.

Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослые сообщают ребенку условия игры, дает фиксированную программу действий. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения.

Активность детей в обучающих играх носит репродуктивный характер.

К этой группе игр относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры – драматизации, игры-развлечения.

Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных «Программой воспитания…»

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе

Источник

Ольга Короткова
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника

Роль и место игры в развитии познавательных способностей

ребенка – дошкольника

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития детей. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Проблема исследования познавательных способностей детей давно привлекала внимание педагогов и психологов.Многие из них: Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н. и др. утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

Интенсивное развитие познавательных способностей дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. В качестве главного занятия для развития познавательных способностей дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка – игра (дидактическая). В игре естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира.

Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая. Задачи дидактических игр разнообразны. Наиболее важны для умственного развития детей следующие: сравнение предметов, отгадывание и загадывание загадок (определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков, обобщение предметов, быстрое припоминание, точное определение). Все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели.

По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, словесные игры и настольного – печатные игры. Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, природным материалом, мозаикой.Игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают сенсорные способности детей.

Настольно – печатные игры направлены на развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др., уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний.Они делятся на несколько видов: лото, домино, парные картинки, складные кубики.

Наиболее интересны для детей и полезны для умственного развития разнообразные игры – загадки. Отгадывание и особенно загадывание загадок требует рассуждения, умения определить существенные признаки предмета, узнать предмет по признакам.

Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Важно помнить, что подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольника, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: одному надо дать загадку легче, другому можно посложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Развивающая игра должна длиться не более 10 -20 минут. Наиболее эффективные игры включают в себя смену видов деятельности. Такие игры помогают дольше удерживать детское внимание и стимулируют повышенный интерес у ребенка.

Развитие познавательных способностей дошкольников опирается на естественную детскую потребность исследовать и открывать новое, формулировать свежие идеи, самостоятельно добывать знания.

Ученые выделяют различные пути развития познавательных способностей. Одним из эффективных и интересных является исследовательская деятельность. Основная тенденция развития интеллекта состоит в том, чтобы дошкольники по возможности самостоятельно выводили утверждение из конкретных фактов. Самостоятельные выводы детей должны опираться на их собственные наблюдения. Развитию у детей наблюдательности способствует работа с дидактическим материалом Монтессори, природное окружение, организованные прогулки и экскурсии, исследовательская деятельность. Любимым видом детской деятельности является конструирование. Это не только интересное, но и весьма полезное занятие. При конструировании дети учатся анализировать предметы, выделять характерные признаки, сравнивать по этим признакам. Кроме того, развивается способность устанавливать разнообразные зависимости между отдельными явлениями (зависимость конструкции от ее назначения и т. п.); совершенствуется умение планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативность, вымысел. Такая деятельность имеет большое значение для развития творческого воображения, фантазии, мышления, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций.

Важно, чтобы окружающая предметная среда была представлена соответствующими возрасту книгами познавательного характера, наборами конструкторов, разнообразием средств для рисования и поделок.

Используемая литература интернетресурсы:

Баранник Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 916-919.

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=654422

© Библиофонд

Источник

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника

Один из основополагающих принципов  ФГОС ДОО – это построение образовательного процесса дошкольного образования в формах, наилучших для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. Обучение через игру противопоставляется  исключаемой из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Этот подход не нов, но только теперь он является принципиальным и основополагающим, хотя и ранее педагоги знали о важности игры.Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку» -вторит ему писатель ДжанниРодари.  Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.Игра у  дошкольников занимает значительное место в жизни, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения,  совместной деятельностью детейи условием становления человека – члена общества.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку сильнее развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.  В игре  естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, хорошее настроение. Через игру удается объединить один из основополагающих принципов обучения – «от простого к сложному», с очень важным принципом творческой деятельности  – «самостоятельно по способностям».                                                                                                                                  Познавательное развитие детей совершается непрерывно, оно обуславливает умственное и психическое развитие. Развитие познавательных способностей ребенка-дошкольника реализуется через организацию познавательной деятельности,  в основном через  систему дидактических игр.Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не исключительно развлекательным. В дидактической игре обязательно необходимо наличие интересной  задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: “Игра без усилий, игра без активной деятельности – всегда плохая игра”. В дидактических играх перед детьми обязательно ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. Януш Корчак писал,  что «человек любит усилие, любит, чтобы удавалось, хочет знать, сумеет ли и на что способен, хочет закончить, победить, доказать себе и другим…».Именно это усилие, интерес, удовольствие от процесса и элемент соревновательности, заложенные в дидактические игры,   и являются толчком для развития познавательных способностей ребенка.Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Можно утверждать, что игра — универсальная форма дидактического взаимодействия с воспитанником, так как она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса, что подразумевает более надежный способ усвоения знаний.В любой дидактической игре явно различима структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. В дидактической игре всегда присутствуют игровой замысел, игровые действия и правила.Игровой замысел  – задача – зачастую выражен уже в самом названии дидактической игры. Дидактическая задача осуществляется через игровую задачу.  Основные задачи дидактических игр: сравнение предметов, отгадывание загадок, определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков, обобщение предметов,их классификация, быстрое припоминание, точное определение, умение высказывать свои суждения, делать умозаключения.Очень важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей.

Игровые действия- основа игры.Они связа­ны с игровым замыслом и исходят из него.Чем разнооб­разнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познаватель­ные и игровые задачи. Игровые действия дают детям  возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. С помощью правил педагог управ­ляет игрой, процессами познавательной деятель­ности, поведением детей Дети должны быть заинтересованы в выполнении правил и следить за этим. 

 Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны между собой, и игра невозможна без любого из них. Также любая игра, придуманная воспитателем,  становится дидактической, если имеются основные компоненты: дидактический замысел, правила, игровые действия. 

Классификация дидактических игр по Д.В. Менджерицкой: дидактические игры (в зависимости от материала) подразделяются на игры с предметами,  настольно-печатные и словесные игры.Предметные игры – это игры с игрушками и реальные предметами. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность таких игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачам на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.Словесные игры построены на словах и действиях окружающих. В таких играх учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.Настольно – печатные игры направлены на развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др., уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний. Они делятся на несколько видов: лото, домино, парные картинки, складные кубики, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, Танграм, игры Никитиных и др.К этой классификации можно смело добавить современный вид дидактических игр: электронные дидактические игры с использованием интерактивной доски.А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:– Игры-путешествия –подразумевают собственно путешествие куда – то, с какой либо целью. Цель игры-путешествия – придать познавательному содержанию необычность, задействуя воображение детей.-Игры-поручения – словесные поруче­ния.– Игры-предположения. Перед детьми ставится задача предположить что-либо.  Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установление причинных связей.- Игры-загадки. В основе их лежит проверка зна­ний, находчивости. Разгадывание загадок развива­ет способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, решать логические задачи.-Игры-беседы. В основе их лежит общение, от имени самого воспитателя или от имени игрового персонажа. Такая игра воспи­тывает умение слушать вопросы и ответы, сосре­доточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.                              Эти виды игр, используемые поочередно,  способствуют разностороннему развитию познавательных способностей ребенка. В дидактических играх легко и непринужденно можно дать ребенку практически любые знания, воспитать гармоничную личность.  Из вышесказанного можно сделать вывод, что игра играет основополагающую роль в  развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника.

Литература:

1.      Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение»,1982 С.50-51

2.        Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. М., «Просвещение», 1976 С.120

3.      «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П.Никитин, 1989 г. С.36-37

4.      «Воспитателю о детской игре» Д.В.Менеджерицкая, М., «Просвещение», 1982 С.132

Источник