Мероприятия при отклонение в развитии ребенка

Путяшева Е.С.,

Воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Дружба»,

Качканарский городской округ

Нарушения развития детей раннего возраста и их профилактика

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Нарушение развития у детей — это любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых  психических функций.

Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в развитии бывают разных форм и разной степени выраженности.

Существует несколько категорий детей с нарушениями развития:

– С нарушениями зрения;

– С нарушениями слуха;

– С нарушениями речи;

– С нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– С нарушениями поведения;

– С нарушениями эмоционально-волевой сферы;

– Умственно отсталые дети;

– С задержкой психического развития;

– С комплексными нарушениями развития.

Нарушения в психическом развитии у детей обусловлены двумя группами факторов – биологическими и социальными.

Биологические факторы это: различные патологии беременности и родов, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, расстройства обмена веществ, нейрохирургические заболевания, интоксикации в первые годы жизни, наследственные генетические поражения. В зависимости от причин возникновения аномалий и нарушения развития их подразделяют на врожденные и приобретенные.

К социальным факторам относятся психологические травмы, агрессия по отношению к ребенку, недостаточное общение с ним, конфликты супругов, неумение правильно уделять внимание развитию ребенка, недостаточная организация развивающих занятий и игр, неспособность заметить отклонения в развитии ребенка, жесткая система общения с ребенком, неадекватные реакции родителей на интеллектуальные возможности ребенка, непонимание причин возникновения нарушений в эмоционально-поведенческой сфере, неадекватная реакция родителей на интеллектуальные неудачи ребенка, дефицит информации.

В раннем возрасте явными признаками нарушений психического развития являются:

1) отсутствие истинно предметных действий, замена их манипуляциями (действиями, неспецифичными для определенных предметов);

2) неадекватные действия;

3) ограниченное понимание  речи взрослого, проявляющееся в отсутствии переноса;

4) резкое отставание в развитии собственной речи;

5) аутизация ребенка;

6) симптомы нарушения центральной нервной системы: заикание, беспорядочная речь, постоянное моргание, бесцельные движения руками, разнообразные тики, сосание пальца, ходьба с подпрыгиванием и др.

Поведенческие нарушения, свидетельствующие о неблагополучии в эмоционально-волевой сфере личности, заключаются в следующем: ребенок очень часто плачет, капризничает, не может сам себя занять, трудно адаптируется к новым ситуациям, проявляет негативизм, агрессивно настроен по отношению к детям, не понимает запретов, не усваивает элементарные правила поведения, возбудим.

Любые отклонения требуют коррекции и своевременной профилактики, так как именно от этих действий зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка.

Особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений в развитии у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование многих отклонений в развитии ребенка, чем их впоследствии устранить.

Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей раннего возраста играет комплексная система мер профилактики, в основу котороой положен принцип дифференцированного подхода с учетом состояния здоровья, комплексности использования медицинских, психологических, педагогических и социальных методов реабилитации. 

Потенциальные проблемы будущего нарушения развития ребенка, непонимание родителями важности своевременного обращения к специалистам нужно предупреждать уже в период внутриутробного развития плода и не только медицинскими мероприятиями, но психолого-педагогическими. Поэтому необходима ранняя комплексная профилактика среди родителей еще во время беременности: медицинская и психолого-педагогическая. 

Немаловажным фактором профилактики нарушений развития является проведение медицинских и педагогических консультаций будущей мамы во время беременности и соблюдение безопасности. При планировании семьи полезны генетические консультации.

Родителям из группы риска следует посещать медико-генетические консультации, специалисты которых информируют их о возможностях рождения детей с наследственными нарушениями развития, а также о рисках рождения детей с патологией развития.

Всем женщинам необходимо пройти перинатальную диагностику, которая имеет важнейшее значение для решения проблемы планирования семьи. По возможности беременным женщинам целесообразно посещать перинатальные центры по психологическому сопровождению беременности.

Весьма важное значение имеет иммунопрофилактика детей. Своевременная иммунизация детей предупреждает опасные инфекционные заболевания, приводящие к нарушению развития.

Одна из немногих причин нарушения развития, предупреждение которой прямо зависит от родителей и педагогов, – это травмы детей. Опасными являются все виды травм, как бытовые, так и уличные, и спортивные. Самые опасные – открытые и закрытые травмы головы, которые вызывают не только сотрясение мозга, но и могут быть причиной повреждения центров, из-за чего могут быть нарушены определенные функции.

Важным фактором, во многом определяющим развитие ребенка является семья. Важность семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что жизнь и благополучие ребенка на ранних этапах развития зависят от заботы и помощи взрослых.

Основными составляющими семьи, как микросреды развития, можно назвать межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Эти компоненты выступают своеобразной питательной средой для психики ребенка.

Огромную роль играет внимательность самих родителей, которые должны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его психике не остались без пристального внимания. А педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи помогут определить состояние психического развития ребенка и вовремя скорректировать его нарушения.

Источник

Ольга Исаченко
Семинар для педагогов «Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии»

«Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии».

Регистрация участников мероприятия.

Приветствие.

Упражнение «Здравствуйте».Участникам предлагается взять любое количество фишек и поздороваться с группой и продолжив фразу: «Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…1 фишка- определение, 2-,. 3- …» и так по количеству фишек описать свое отношение к сегодняшнему дню.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 392

Цель: Актуализация знаний педагогов в области сопровождения детей с нарушениями в развитии.

Задача: формировать умение учитывать особенности ребенка, имеющего психофизические нарушения в развитии.

Ход мероприятия.

Упраженение 1. Расскажите о своих ожиданиях сегодняшней встречи от имени кинестетика, аудиалиста, визуалиста.

Ответьте на вопросы:

1. Имеется ли у вас опыт работы с детьми, имеющими нарушения в психофизическом развитии?

2. Дети, с какими нарушениями встречались в вашей практике?

Среди трудностей, которые переживает современная начальная школа, особое место занимают проблемы, обусловленные ростом числа школьников с незначительными и сложными отклонениями в психофизическом развитии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями развития, проблемами в развитии, отклонениями в развитии, недостатками психофизического развития) — это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т. д.

И при нормальном, и при нарушенном развитии формирование психики ребенка носит поступательный характер. Каждый из этапов развития завершается формированием принципиально новых качеств — новообразований, которые в свою очередь становятся основой для следующего этапа.

Каждая категория детей имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения.

Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных нарушений при аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой — имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития. Эта специфика определяет необходимость создания специальных образовательных условий, соответствующих психофизическим особенностям детей, относящихся к каждому типу нарушенного развития.

В настоящее время наибольшую распространенность имеет классификация отклонений развития, предложенная В. В. Лебединским.

В ней выделено шесть вариантов психического дизонтогенеза.

1. Психическое недоразвитие, типичным пример- умственная отсталость.

2. Задержанное развитие — разнообразная группа, представленная вариантами нарушений школьных навыков, задержкой психического развития.

3. Поврежденное развитие, при котором ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, а затем вследствие заболевания (прежде всего центральной нервной системы) или травмы это нормальное развитие нарушилось.

4. Дефицитарное развитие — особенности развития в условиях нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие, при котором сочетаются когнитивные, эмоциональные и коммуникативные нарушения. Такое развитие отмечается у детей и подростков с РДА и детской шизофренией.

6. Дисгармоническое развитие — нарушения в формировании личности, приводящие к стойкой социальной дезадаптации. Типичной моделью этого вида дизонтогенеза являются различные формы психопатий.

Для педагога наиболее важной является классификация, которая отражает существующую систему специального образования. Согласно этой классификации выделяется несколько категорий лиц с нарушениями развития,для некоторых из них созданы определенные виды специальных коррекционных учреждений:

• лица с нарушениями функций слухового анализатора (неслышащие и слабослышащие);

• лица с нарушениями функций зрительного анализатора (незрячие и слабовидящие);

• лица с тяжелыми нарушениями речи;

• лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

• лица с задержкой психического развития;

• лица с умственной отсталостью;

• лица с расстройствами аутистического спектра;

• лица с нарушениями поведения;

• лица со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

При этом важно учитывать, что в классе могут быть и дети, имеющие незначительные отклонения в психофизическом развитии, учебные трудности которых носят стойкий характер и, как правило, сопровождаются поведенческими нарушениями.

Одну из наиболее многочисленных групп среди неуспевающих школьников составляют дети с ЗПР. В данной группе встречаются дети как с нарушенным темпом физического и умственного развития, так и учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности. В первом случае задержка вызвана медленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и её связей с другими областями коры и подкорки. Такие дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой работоспособностью, в их поведении зачастую развивается нервозность. Что касается функциональных расстройств психической деятельности, то здесь можно отметить, что для данной категории школьников характерна слабость основных нервных процессов, хотя глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет и в периоды хорошего состояния они добиваются высоких результатов в учебе.

Чаще всего ЗПР выявляется в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет. Снижение работоспособности и неустойчивости внимания у детей этой категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других – наибольшее сосредоточение наступает после некоторого периода деятельности, у третьей группы учащихся отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей. В процесс обучения детей с данными нарушениями, целесообразно вводить игровые элементы, использовать красочный наглядный материал. Занятия должны быть разнообразными и эмоционально насыщенными.

В заключение несколько рекомендаций педагогам, из практического опыта коррекционно-педагогической работы с особенными детьми:

1. Постарайтесь ограничиться важнейшими делами и поначалу закройте глаза на некоторые проблемы поведения ребенка, воспользуйтесь правом приоритета.

2. Избегайте безграничной опеки; контроль необходим, но он должен быть не всегда заметным; не оберегайте своего воспитанника «от всего» и предоставьте ему самостоятельность настолько, насколько это возможно.

Читайте также:  Реферат роль природы в развитии ребенка дошкольного возраста

3. Дайте время себе и ребёнку, прежде всего, после острой фазы заболевания; не дожидайтесь с нетерпением «быстрого скачка вперед», а содействуйте продвижению в развитии малыми шагами и радуйтесь им.

4. Приравняйте ваши ожидания и стремления к сложившейся индивидуальной ситуации; избегайте чрезмерного стимулирования и не предъявляйте завышенных требований.

5. Если вы хотите, чтобы такой ребёнок выполнил какое – либо действие, прежде всего подумайте, как поступить деликатнее, и дождитесь наиболее благоприятного момента.

6. Выражайте свои мысли ясно и деловито, если действовать с раздражением или с прямым нажимом, то уменьшаются шансы добиться намеченной педагогической цели.

7. Надо понимать, что проявление симптомов психического заболевания (даже самые неприглядные) являются не выражением злой воли, а попыткой ребенка справиться с нарушенным образом жизни и дисгармоничным внутренним миром.

8. Помните, что ребёнок сам пытается защитить от болезни остающиеся здоровыми части своего организма, островки своей сохранной личности; помогите ему их укрепить и развить.

9. Необходимо постараться создать для ребенка комфортные условия, даже если порой это дается с трудом; потрудитесь над тем, чтобы свести до минимума конфликты и натянутые отношения в детском коллективе.

Источник

Татьяна Шерстнева
Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста

Программа развития ребенка р/в с особенностями психофизического развития построена на основе зарубежного опыта (Программа «Маленькие ступеньки», Сиднейского университета, Мойры Питерсон и Робина Трилора) и достижений российских ученых (С. Л. Новосёловой, Л. В. Гришиной, Л. Н. Павловой, Е. Б. Волосовой и др.).

В программе учтены следующие принципы:

онтогенетический (установление фактического, реального возраста развития познавательной деятельности ребенка (в том числе сенсомоторного развития, развития наглядно – действенного мышления, речевого, социального и физического развития. Для чего используется Денвер – тест.

Программа построена с учетом возрастной периодизации:

– от рождения до 3 – х месяцев;

– от 3 – х до 6 – ти месяцев;

– от 6 – ти до 9 – ти месяцев;

– от 9 до 12 месяцев;

– от 1г. 3мес до1г. 6мес;

– от 1г. 6мес до 1г. 9мес;

– 2года – 2г. 6мес;

– от 2-х лет 6мес до 3 – х лет.

концентрический принцип (многократная обработка умений; лишь при таком подходе умение автоматизируется, т. е. переходит в навык).

ступенчатый принцип (умения и навыки даны в программе под порядковыми номерами в соответствии с последовательностью их формирования).

принцип сензитивности (ранний возраст охватывает сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием).

В программе представлены следующие разделы:

1. Стимуляция познавательного развития.

2. Стимуляция эмоционального развития.

3. Речевое развитие

4. Социальное развитие

5. Физическое развитие

I. Важность сенсорной стимуляции, в том числе, чтобы ребенок в 1 – ый год жизни освоил всё богатство ощущений для начала работы всех анализаторных систем, чтобы у него выработались вкусовые, обонятельные, тактильные, зрительные ощущения. Очень важна работа осязания (кожной чувствительности).

II.Стимуляция эмоционального развития (важно создавать источники эмоциональных стимулов, поскольку у детей с отклонениями в развитии выявляется отсутствие эмоционального контакта со взрослым, с фиксирования взгляда на его лице).

III.Развитие речи.

Первый год жизни – подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребенка. В ходе эмоционального общения со взрослым происходит формирование голосовых реакций и речевого слуха. Речевая активность ребенка проявляется на фоне совершенствования его зрительных и слуховых ориентировочных реакций, эмоциональных контактов со взрослыми, усиления двигательной активности. Крайне важна стимуляция движения рук, так как развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью правой руки. Овладение речью в этот период зависит от эмоций ребенка, поэтому необходима его эмоциональная стимуляция. С 9 – 12 месяцев возникает новый тип речевого развития – умение подражать слогам, которых в речи ребенка ещё нет. Разговором или прибауткой взрослый стимулирует их появление. До 1года 6месяцев на первый план выступает развитие понимания речи взрослого. Во втором полугодии 2 – го жизни следует расширять пассивный запас слов. Что касается развития активной речи, то ребенка следует учить произносить те слова, которые он понимает.

Примерная программа развития ребенка раннего возраста с особенностями психофизического развитияпредставлена в учебно – методическом пособии:

Степура Н. А. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. – 146с.

В методическом пособии по развитию детей раннего возраста: Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224с. Развитиедетской речи до 3 – х лет традиционно разделяют на 3 основных этапа:

1. доречевой этап (от рождения до 1 года, который делится на период гуления и период лепета);

2. дограмматический этап первичного освоения языка (от 1 года до 2 – х лет);

3. этап усвоения грамматики, занимающий 3 – й год жизни ребенка.

Игры и занятия с детьми 1 года жизни.

От 3 – 5 недель до 2,5 – 3 месяцев:

С 3 – 4 – х недель ненадолго подвешивать над кроваткой яркую игрушку и двигать её в разных направлениях. Лучшей игрушкой в этом возрасте является погремушка или подвешенный на яркой ленте легкий мелодичный колокольчик.

От 2,5 – 3 до 5 – 6 месяцев:

Подвешенные игрушки, на которые ребенок раньше только смотрел спускают ниже, располагая над его грудью так, чтобы он, размахивая руками, случайно наталкивался на них, мог их ощупывать и захватывать. К 5 – ти месяцам ребенок должен направлять к игрушке руки, захватывать и, наконец, брать игрушку из рук взрослого и даже со дна манежа (в положении на животе).

Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам беременности

С 5 – 6 месяцев до 9 – 10 месяцев:

После 7 месяцев – развивается умение находить по слову названный предмет («Где Ляля?») – используются крупные сюжетные игрушки. «Ладушки»развивается понимание названий простых движений и подражание им. С 8 – 9 месяцев – знакомство ребенка с его именем и именами других детей и взрослых. С 7 – 8 месяцев – «перекличка» – подражание простым звукосочетаниям; ползание; вставание к барьеру; переступание вдоль барьера.

От 9 – 10 месяцев до 1 года:

«Показ игрушки» (вызвать звукоподражание: «кс – кс», образовать осмысленное слово «киса»); занятия с мешочком; катание шариков; нанизывание колец на палочку; «матрешки» (научить открывать и закрывать матрешку и понимать слова «открой», «закрой»); перекладывание кубиков; «догоню – догоню» (стимуляция ходьбы); собирание рассыпанных колец.

Игры и занятия с детьми от 1 года до 2 – х лет.

Упражнения на развитие внимания и навыков подражания (все движения сопровождаются речью; для оживления занятий используются стихи);

Упражнения для развития крупной и мелкой моторики;

Рисование (ладошками, кремом для бритья, пальцем по запотевшему стеклу, по крупе – способствует формированию координации глаз и руки); чирканье мелками; рисование фломастером и карандашом (годовалого малыша можно научить чиркать фломастером по листу бумаги). Ребенок в возрасте от года до 2 – х лет держит фломастер всей ладонью («ладонный захват»). Помогайте ему учиться координировать движения руки, не давайте ему делать чересчур сильные, размашистые движения. Рисование прямой вертикальной, горизонтальной линии, штрихов, круга.

Игры на отгадывание действий бытового характера: «отгадай, что я делаю»; упражнения для развития координации движений в быту;

Развитиеречи и ориентировки в окружающем мире:

показы с называнием (от 1 года до 1года 6 месяцев);

показ предметов в действии (н -р: укладывание куклы спать; кормление куклы);

показ живых животных;

поиски спрятанных игрушек (развивать умение узнавать и называть игрушки);

«прогулка по комнате» (с 1 года 3 месяцев) – познакомить ребенка с названиями предметов домашнего обихода;

занятия на развитие подражания (с 1 года 3 месяцев): «кто как кричит?»; потешки; выполнение поручений («принеси мячик», «что сделать с названной игрушкой», «покажи, как»).

Занятия по картинкам можно предлагать детям, начиная с конца 1 года жизни, но не всем подряд, а лишь тем,кто имеет достаточный уровень понимания речи окружающих и активной речи:

занятия с одной картинкой (привлечь внимание ребенка к изображению, вызвать слуховое сосредоточение на словах взрослого; развивать понимание слов) + с 2 – мя картинками; с несколькими картинками (учить искать и находить названные изображения):

«Кормление собачки», «Села птичка на окошко», «Девочка и петушок», «Зайчик и морковка» (н – р:научить произносить слова: «зайка», «кушай», «морковка» и действия с игрушечным зайчиком).

Развитие ребенка от 2 до 3 – х лет.

Ритмика и координация речи с движениями.

Рекомендация: любое занятие с ребенком по развитию речи лучше всего начинать с речевой зарядки – чтения небольшого стихотворения с одновременным выполнением соответствующих движений в медленном темпе. Если ребенок не говорит, то его движения сопровождаются словами взрослого. При этом очень важно, чтобы движения соответствовали тексту.

Игры и упражнения на развитие речи.

определение звучащих игрушек (3 – 5);

«откуда доносится звук?»;

определение звука в быту (звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды, радио);

определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц;

определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машина, ветер, дождь, гром, шум толпы);

выполнение просьб и поручений, не сопровождаемых жестами (дай, возьми, закрой, подними);

перемещение предметов по заданию (н – р: взять со стола мишку и поставить его на диван);

повторение сочетаний звуков и слогов (А, У, О, И; А – У, О – А; АУ, АУИ; ТА, ПА, МА – МА, ТА – МА – СА). Старайтесь использовать те звуки, которые у ребенка сохранны или отработаны;

повторение слов, сочетаний слов и небольших предложений (домик и ёлка; лопата, ведро, песок; кошка спит; собака лает).

Дыхательные и голосовые упражнения:

сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку;

дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины, стараясь сдвинуть их с места;

дуть на шарики разного веса (пластмассовые, деревянные, резиновые (небольшого объёма);

дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие тазике, тарелке, миске с водой;

дуть в дудочку, свистульку;

надувать и пускать мыльные пузыри.

Произнесение гласных звуков А, О, У, И и слогов в сочетании с движением рук.

Миогимнастика (для детей от 1 года до 3 – х лет). Эти упражнения стимулируют развитие мышц, поднимающих язык, способствуя навыкам правильногоглотания, укрепляют круговую мышцу рта, предупреждая зубочелюстные деформации):

«Лошадка» (цоканье язычком в течение 30 – ти секунд); «заводим машинку» (длительное произнесение звука «д – ддд»); «погладим зубки» (кончиком языка сначала упереться в нёбо, а затем водить им по острому краю верхних и нижних зубов); «поцелуй» (вытянуть губы хоботком и чмокнуть); «шарик лопнул» (надуть щёки и медленно выдавит воздух через сжатые губы кулачками); «петрушка» (при разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта и в таком положении стремиться сомкнуть губы).

Развитие правильного звукопроизношения.

Эта работа строится на игровом звукоподражательном материале. Начать её лучше с произношения гласных звуков.

1.Звуковое подражание:

– укачивание ребенка: а – а – а;

– гудение паровоза: у – у – у;

– крику в лесу: ау!

2. Подражание голосам животных.

3. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами;

4.Произнесение простых слов и составление с ними коротких предложений типа: мама, дай; папа, на; баба, иди.

В процессе игры обучайте ребенка фразам: «У меня мяч» (или кукла, шар и т. д.).

Игры на развитие внимания и памяти:

«Что катится?»

«Почтовый ящик»

«Сделай узор»

«Сбор урожая»

«Построим башню» «Разноцветные поляны»

«Найди такой же» «Найди ошибки»

«Мозаика» «Кого загадали?».

«Спрячь мышку»

Источник