Мероприятия направленные на укрепление здоровья ребенка и его физического развитие
Цели и задачи мероприятий по укреплению здоровья и физическому развитию детей
Определение 1
Здоровье – это одна из базовых ценностей и необходимых условий полноценного физического, социального и психического развития ребенка.
Фундамент здоровья каждого ребенка необходимо формировать как можно раньше, начиная с дошкольного возраста.
Определение 2
Физическое развитие – это определенный динамический процесс биологического созревания и роста ребенка на конкретном этапе онтогенеза.
Под ростом в физическом развитии понимается увеличение массы и длины тела ребенка, развитие его органов и систем, и т.д.
Для того, чтобы укрепить здоровье ребенка и его физическое развитие, в рамках образовательных учреждений, педагоги стремятся создать все необходимые условия и организуют систему мероприятий. Основное их предназначение заключается в освоении детьми навыков гигиенической культуры, здорового образа жизни (далее ЗОЖ), а также в формировании стойкой привычке к физической культуре и закаливанию.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Замечание 1
Основной целью мероприятий по укреплению физического здоровья детей и их успешному физическому развитию заключается в создании необходимых для этого условий.
Достижение данной цели осуществляется через решение ряда задач:
- Совершенствование системы по формированию навыков ЗОЖ, форм профилактики по возникновению и развитию заболеваний у детей.
- Формирование и развитие у детей представления о полезных и вредных привычках, знаний о привычках, которые направленных на укрепление здоровья.
- Оказывать всевозможное содействие в развитии у детей самостоятельности при выполнении культурно-гигиенических навыков, а также навыков самообслуживания.
- Развитие качеств, необходимых человеку для успешной жизнедеятельности: выносливость, самостоятельность, эмоционально-волевая сфера, умственная работоспособность и т.д.
- Формирование осознанной потребности в физическом совершенствовании и двигательной активности.
Фундаментом полноценного физического развития детей является усвоение ими основ здорового образа жизни и знаний, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья. Важным в этом приобщении является формирование у детей основ гигиенической культуры, начиная с дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте, формирование у детей культурно-гигиенических навыков, осуществляется посредством разнообразных игровых приемов, чтения тематической художественной литературы, дидактических игр, которые способствуют развитию у детей самостоятельности в обслуживании самого себя.
Основные виды мероприятий
Основными мероприятиями, направленными на укрепление здоровья ребенка и его физического развития, являются:
Утренняя гимнастика – направлена на решение основных оздоровительных задач.
Утренняя гимнастика способствует укреплению у детей костно-мышечного аппарата, развитию нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Кроме того, она придает ребенку бодрости, формирует привычку заниматься физическими упражнениями каждый день.
Подвижные игры – являются основной потребностью ребенка, в процессе их осуществления происходит решение множества задач разной направленности (воспитательные, образовательные и оздоровительные).
Подвижные игры не только способствуют укреплению физического здоровья детей, но помогают ему правильно развиваться, получить ребенку навыки поведения в различных ситуациях, учат, как поступать в определенных случаях, формируют мораль и общепринятые нормы поведения.
Во время игр дети удовлетворяют свои потребности в движении и общении. Игры позволяют совершенствовать детскую моторику, формировать нравственные качества, а также навыки и привычки жизни и взаимодействия в коллективе.
Прогулка – это одно из наиболее популярных и доступных средств, направленных на общую закалку организма ребенка.
Прогулка способствует повышению устойчивости и выносливости организма к различным неблагоприятным условиям внешней среды, а в особенности к простудным заболеваниям.
Физкультурные минутки – направлены на предупреждение утомления и улучшение общего состояния детей во время различных видов деятельности (рисование, учебные занятия и т.д.).
Физкультурные минутки позволяют ребенку на время сменить деятельность, отвлечься от нее, путем выполнения кратковременных физических упражнений. Кроме того, они позволяют снимать напряжение в мышцах, которое вызвано однообразной деятельностью или неподвижным состоянием. То есть, во время физкультурной минутки у детей переключается внимание на другую деятельность, за счет чего успокаивается нервная система и происходит восстановление работоспособности.
Общеразвивающие упражнения – это упражнения, которые занимают одно из важнейших мест в системе физического развития детей, они являются необходимыми для правильного и своевременного развития организма, самостоятельного и сознательного управления движениями и общего укрепления организма.
Закаливание – это мероприятия, направленные на повышение устойчивости организма к внешнему воздействию, с целью усиления его сопротивляемости и укрепления иммунитета.
Закаливание признано одним из наиболее эффективных средств укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний. В качестве закаливания могут быть использованы воздушные ванны, хождение по песку, обтирание влажной губкой, обливание водой и т.д.
Дыхательная гимнастика – это упражнения, которые направлены на улучшение обмена кислорода во всем организме, в результате чего происходит стимулирование работы кишечника, желудка и сердечной мышцы.
Кроме того, необходимо отметить, что развитие гармонично развитой личности невозможно без участия родителей. Поэтому родители и педагоги должны объединять усилия в воспитании и развитии ребёнка. Организация досуговых мероприятий с активным участием родителей – замечательное сотрудничество. Такие мероприятия объединяют, сплачивают родителей с детьми, родителей с педагогами, родителей с родителями, создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей.
Источник
изместьева
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»
Образовательная область: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная
Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая.
Планируемый результат:
Дети проявляют интерес к здоровье-сберегающей жизнедеятельности, первоначальным нормам здорового образа жизни.
Дети демонстрируют такие качества, как наблюдательность и любознательность.
Дети взаимодействуют друг с другом и воспитателем
Цель: развитие представлений о правильном питании в процессе выполнения практических заданий, знакомство с витаминами. Формирование у детей здорового образа жизни.
Задачи режимного момента
Воспитательные задачи:
Закрепить у детей знания о правильном питании, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной
Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание быть всегда чистым и опрятным
Воспитывать самостоятельность, активность.
Развивающие задачи:
Уточнить понятия «Витамины», рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.
Развивать наблюдательность и любознательность
Развивать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков.
Учить детей понимать в чем польза, а в чем вред некоторых продуктов питания.
Обучающие задачи:
Сформировать у детей знания о правильном питании, знания о важности правильного питания.
Учить детей вести здоровый образ жизни
Учить детей проявлять аккуратность в процессе умывания, заботится о себе, о своем здоровье.
Формирование у детей представления о полезных и вредных продуктах питания;
Оздоровительные задачи:
Учить детей оказывать оздоровительное воздействие на организм, через соблюдение правил личной гигиены.
Способствовать оздоровлению детского организма.
Вызывать у детей стремление употреблять в пищу полезные продукты, вести здоровый образ жизни.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма в процессе беседы, воспитание через взаимодействие, выдвижение системы положительных целей.
Принципы обучения: принципы наглядности, доступности, систематичности и последовательности.
Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта (беседа, метод стимулирования (поощрение).
Методы обучения: метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием, информационно-рецептивный метод (объяснение, указания).
Средства воспитания и обучения: письмо от Доктора Айболита, карточки с заданиями, карточки с изображением продуктов, инвентарь для сюжетно-ролевой игры «Магазин»(корзинки, муляжи продуктов, касса,медали, познавательное видео.
Список использованной литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ министерства образования и науки российской федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций“От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
Источник
Закаливание детей в домашних условиях.
Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение стал часто болеть. Предрасполагающими к этому факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми больными острыми респираторными заболеваниями, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, неправильная организация режима дня, излишнее «укутывание» детей родителями по принципу «сибиряк тот, кто теплее одевается», недостаток в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий.
Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического характера, так и материального. При этом зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым. Нередко матери, разочаровавшись в традиционной медицине, в отчаянии обращаются к различного рода целителям и знахарям, с тщетной надеждой на быстрое исцеление.
Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией, направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1 — 2 раз в год.
Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на
всех других функциях организма — улучшаются аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется жизнерадостное настроение.
Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3 — 10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний.
Основными правилами закаливания являются следующие:
1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.
2. Непрерывность. Если холодовой фактор воздействует на организм систематически, многократно, происходит выработка быстрой реакции кровеносных сосудов на влияние низкой температуры воздуха, воды. Напротив, хаотичность проведения закаливающих процедур, длительные перерывы уменьшают сопротивляемость организма, могут привести к противоположному эффекту.
3. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как « огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.
4. Нужно считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Например, легковозбудимые, «нервные» дети иногда плохо реагируют на холодную воду.
5. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая не
вызывала никаких отрицательных явлений.
6. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.
7. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле — необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию.
8. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4 — 5 раз в день, каждый раз не менее 10 — 15 минут.
9. Детям 1, 5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2, 5 — 3, 0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2, 5 — 3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом.
Специальными закаливающими мероприятиями являются: ультрафиолетовое облучение, гимнастические занятия, массаж, воздушные, свето-воздушные, водные процедуры, в том числе плавание, рефлексотерапия, сауна.
В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному.
Источник
валентина омельченко
Разработка нетрадиционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка раннего возраста и его физическое развитие
Для решения поставленной задачи, разработка серии нетрадиционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка до трех лет и его физического развитиябыли положены следующие основания:
– занятия в нетрадиционной форме должно обеспечить решение задач всестороннего развития личности детей;
– выбор той или иной формы занятий должен быть научно обоснован;
– при разработке системы занятий в нетрадиционных формах воспитатели должны руководствоваться определенными научными принципами;
– система данных занятий должна строиться с учетом здоровья, физической подготовленности, не должна «вредить» детям;
– необходима тщательная подготовка к занятию: работа над сюжетом, предварительная работа с детьми, подбором двигательного содержания определенного методического приема;
– при подготовке к занятиям должна быть связь с другими формами работы по физическому воспитанию, а так же связь с другими видами деятельности;
– при составлении занятий в нетрадиционной форме воспитатель должен соблюдать общепринятые требования.
К методике любых физкультурных занятий (в плане подбора упражнений, дозировки, методики их проведения, обеспечения двигательной активности): на занятиях в нетрадиционной форме должен быть строгий контроль за моторной и общей плотностью занятий, за качеством выполнения всех видов физических упражнений, которые должны проводиться регулярно вместе с медицинскими работниками.
В результате исследования разработала серию подвижных игр, утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, физкультурное развлечение.
При выборе нетрадиционных форм учитывала задачи, содержание, место и условия проведения занятия, физическую подготовленность детей, степень владения ими определёнными видами движений, индивидуальные особенности и интерес детей.
Для осуществления внедрения нетрадиционных оздоровительныхсредств в утреннюю гимнастику была проведена следующая работа:
– подобрала, адаптировала комплексы упражнений, направленных укрепление здоровья;
– разработала, адаптировала комплексы ритмической гимнастики; внедрила в практику игры-упражнения на формирование осанки, профилактике плоскостопия;
– систематизировала цикл гимнастических упражнений с речевым сопровождением;
– картотеки: подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики.
Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики является:
– Выполнение гигиенических условий и время проведения.
– Наличие трех частей утренней гимнастики.
– Соответствие ОРУ возрасту детей.
– Продолжительность утренней гимнастики.
– Использование физкультурного инвентаря.
– Дозировка упражнений.
– Приемы регулирования дыхания.
– Совершенствование ОРУ на второй неделе освоения детьми комплекса.
– Использование музыкального сопровождения.
– Самочувствие детей и их настроение.
Утренняя гимнастика проводилась в определенное время в гигиенической обстановке. Правильно подобраны комплексы физических упражнений, которые направлены на укрепление здоровья, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
Оборудование было подобрано в соответствии с программными задачами воспитания детей. Количество инвентаря определяется по числу занимающихся детей, его размеры и масса – согласно возрасту дошкольников. При оформлении мест занятий физическими упражнениями учитывала взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине.
Была подобрана пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика, которые проводились в свободное время, в перерывах между различными видами деятельности детей. Продолжительность каждого комплекса, состоящего из нескольких упражнений пальчиковой гимнастики и дыхательной гимнастики, составляла 1 минуту. Каждое упражнение повторялось 4-6 раз.
Дети с большим удовольствием выполняли предложенные упражнения.Дыхательные упражнения: сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот развивали дыхательную мускулатуру, увеличивали подвижность грудной клетки, улучшали лимфо и кровообращение в легких.
Таким образом, специальные дыхательные упражнения создавали благоприятные условия для дальнейшей деятельности, положительный эмоциональный настрой, способствовали воспитанию физиологического дыхания, профилактике простудных заболеваний.
Серьезным недостатком дошкольного воспитания является малоподвижность детей: если они много занимаются сидя, мало двигаются и играют на свежем воздухе, это плохо сказывается не только на физическом, но и на их духовном развитии, снижает тонус их нервной системы, угнетает психическую активность. Следовательно, дети нуждаются в дополнительных физических нагрузках для определенных групп мышц. С этой целью были разработаны подвижные игры (игры с ходьбой). В которых были включены игровые упражнения, самомасаж, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика.
Проведение игры «К куклам в гости»имеет важную особенность: никаких предварительных объяснений до начала проигрывания детям не предлагается, т. к. в этом возрасте преобладает наглядно-действенное мышление. Детям понятно и интересно только тогда, когда они находятся в действии.
Упражнения требовали физического напряжения в течение определенного времени, чтобы не вызвать у детей ощущение рутинности физических тренировок, все упражнения имели названия, символизирующие на время его исполнения подражание каким-либо действиям различных персонажей. Это позволяло детям лучше запоминать и качественнее выполнять упражнения. При этом выполнение упражнений и, особенно, повторений всегда сопровождалось фразами и выражениями, стимулирующими в сознании ребенка поддержание образа объекта под-ражания.
Например, упражнение «Утка и кот» массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний.Проводили в игровой форме: А уточки, а уточки, все топают по улочке. Идут себе вразвалочку и крякают считалочку. Утка крякает, зовет всех утят с собою, а за ними кот идет, словно к водопою. У кота хитрющий вид, их поймать мечтает! Не смотри ты на утят, не умеешь плавать! Упражнение повторяли по 3 раза, следили за правильностью выполнения, амплитудой движения. Все ребята выполняли упражнения с желанием, у всех получалось это движение.
Правильная координация движений развивается у детей постепенно, в процессе совершенствования функций вестибулярного, мышечного и зрительного анализаторов, которыми управляет центральная нервная система. Упражнения на равновесие способствуют развитию ловкости и координации движений, решительности, формируют правильную осанку у ребенка. Упражнение «По тропинке» способствовало укреплению мышц ног, развитию координации движений. Я приглашает детей погулять по тропинке. Они медленно проходят по тропинке туда и обратно. Здесь добавить примеры корригирующей гимнастики (формирование и укрепление сводов стоп). Не все ребята могли выполнять правильно упражнение, Антон Н., Маргарита Б., Роман Ш. наступили на линию, Михаил К., Даниил Г., мешали друг другу, Артем П., Диана А. наталкивались на идущего впереди ребенка. Постепенно мы наблюдали улучшение качества выполнения упражнения. На развитие координации движений были направлены упражнения «Догоните меня», «Принеси предмет».
Осанка является важной частью человеческого организма. Её формирование происходит в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо уделить особое внимание развитию осанки и профилактике ее искривления. Формированию правильной осанки способствовало игровое упражнение «Страус» я своим детям предлагала погулять бесшумно в лесу дети ходят на носках, пятках с глубоким перекатом стопы, поочередно полуприседая и выпрямляясь. Постепенно, в ходе ежедневных тренировок, движения детей становились легче, увереннее, им стало легче удерживать позу.
Следует отметить, что каждое упражнение для ребенка — это его маленькая победа в своем физическом совершенствовании. Наблюдение за выполнением упражнений давало возможность оценить у каждого ребенка уровень физической восприимчивости тех или иных мышечных нагрузок, и, тем самым, индивидуализировать объем и количество повторений. Так, Еве С. очень сложно было выполнять упражнения формирование правильной осанки, увеличение нагрузки вводили постепенно.
Было запланировано и проведено сюжетно-игровое физкультурное занятие, построенное на сюжете «Мишки косолапые». Содержание двигательной деятельности детей было согласовано с сюжетом. Тематика занятия соответствовала возрастным возможностям детей.Цели занятия: упражнять в ходьбе‚ беге в колонне по одному в разных направлениях, в прокатывании мяча в ворота, в ползании и подлезании в ворота. Воспитывать внимание, самостоятельность, инициативу.На занятии применяли следующие приемы: показ и разъяснение, команды и распоряжения педагога, игровой метод, метод упражнений.Для проведения занятия использовали следующее оборудование: Ворота (ширина 60 см, мячи средних размеров (по количеству детей, игрушка кошка.
Ребятам предложили отравиться в лес, ходьба друг за другом в колонне в разных направлениях за воспитателем, который меняет направление, следит за тем, чтобы дети не выходили из колонны, голову держали прямо. По сигналу взрослого «Побежали» малыши бегут. Темп бега задает педагог.
В процессе разминки подбадривали детей: «Шире шаг, не зевай, выше ногу поднимай!» Затем приступили к комплексу общеразвивающих упражнений.
Каждое упражнение имело название, так упражнение «Мишки» дети выполняли поднять руки вверх, опустить вниз. Дети сели на пол ноги раздвинуты. Наклониться вперед, коснуться руками пола между ступнями ног, выпрямиться. В упражнении «Мишки пляшут» выполняли круговые движения на месте. Прокатывание мяча в ворота и ползание за ним.
воспитатель предлагает прокатить мяч между воротами друг другу, а затем пролезть за мячом. Проводится подвижная игра «Медведь и добрые зайчата», в которой ребята были зайчиками прыгали под музыку пока не вышел медведь он рычит (ребенок со старшей группы) Зайчата (ребята)вместе с воспитателем спрашивают:
«Мишка бурый,
Мишка бурый
От чего такой ты хмурый?»
«Я медком не угостился,
Вот на всех и рассердился!»
Мишка с зайчатами играет в прятки.
В заключительной части занятия провели спокойную ходьбу под музыку. Зайчата вернулись из леса.
В ходе опытно-педагогической работы был поведен физкультурный досуг «Вперед малыши»,в ходе которого решались следующие задачи: упражнять детей в беге, прыжках. Развивать физические качества. Стимулировать речевую активность детей. Формировать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Досуг начинался с небольшой вводной части, 4 эстафеты состязательного характера. В водной части провели разминку (ходьба, бег) все проводилось в игровой форме с музыкой.В следующем этапе проводились эстафеты:
1. Ходьба с препятствиями.
Ребята должны были перепрыгнуть лужу, перепрыгнуть кочку.
2. «Переползти по бревнышку, пролезть через норку».
Дети выполняют упражнения с ползанием по скамейке и подлезанием под дугой.
3. «Прыжки из обруча в обруч, с возвращением»
Дети прыгают из обруча в обруч короткую дистанцию, берут мячик и возвращаясь на исходную позицию кидают мячик в ведерко.
В конце досуга была проведена заключительная игра «Соберем игрушки». Физкультурный досуг прошел на высоком эмоциональном подъеме, дети были активны, инициативны.
Таким образом, проведенные нетрадиционные мероприятия двигательного режима были направлены на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего возраста, они способствовали повышению интереса детей к физкультуре, активизации двигательной активности, эмоционального подъёма, способствовали снижения заболеваемости.
Выводы и рекомендации для педагогов по организации нетрадиционных мероприятий двигательного режима с детьми раннего возраста
Таким образом,мероприятия с применением нетрадиционных средств, методов приемов и оздоровительных технологий, несет в себе общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие и является необходимым условием укрепления здоровья и гармоничного развития детей. В данной работе показано, что правильно подобранные упражнения для определенного возраста, способствуют лучшему и быстрому физическому развитию. Развиваются такие физические качества,как: быстрота, ловкость, гибкость. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. Представленные в реферате методики позволяют всесторонне физически развивать детей, а программа для выявления уровня физической подготовки позволяет контролировать этот процесс. Данные методики прошли испытание практикой, в результате их внедрения дети стали выполнять физические упражнения с большей охотой, это значит, что у них стал проявляться интерес к физической культуре. После проведения на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной активностью, стало возможным одевать детей даже в холодный период в облегченную спортивную одежду, а это способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний, повышению иммунитета среди воспитанников дошкольных учреждений.
Нетрадиционныезанятия увлекают детей своим разнообразием и доступностью: они с удовольствием приходят в спортивный зал, активно участвуют в играх, перевоплощаются в различных героев, проявляют большую фантазию в соответствии с сюжетами, раскрепощаются, освобождаются от напряжения, позитивно взаимодействуют среде сверстников. У детей формируются интерес, потребность и осознанное отношение к занятиям физическими упражнениями.
На основе анализа психолого-педагогической литературы были подобраны рекомендации для воспитателей по проведению физкультурных занятий в нетрадиционной форме:
При составлении занятий в нетрадиционной форме воспитатель должен соблюдать общепринятые требования. К методике любых физкультурных занятий (в плане подбора упражнений, дозировки, методики их проведения, обеспечения двигательной активности);
Использовать на занятии нестандартное оборудование, в частности дорожки здоровья;
Организовывать активный досуг с использованием нестандартного оборудования;
Использовать дыхательные гимнастики или релаксацию;
При разработке системы занятий в нетрадиционных формах следует руководствоваться определенными научными принципами;
Проведение разнообразных физкультурных занятий с разнообразием нетрадиционных форм, закаливающих и лечебных процедур и т. д. ;
Совместные физкультурные занятия, досуги, праздники с добавлением нетрадиционных форм занятий;
Повышать уровень применения нетрадиционных форм организации физкультурных занятий;
Использовать здоровьесберегающие технологии: ритмопластика, различные корригирующие гимнастики, гимнастика для глаз и т. д. ;
Воспитание интереса к активности двигательной деятельности и потребности в ней;
Система данных занятий должна строиться с учетом здоровья, физической подготовленности, не должна «вредить» детям;
В работе с младшими дошкольниками нужно чаще проводить занятия в форме ситуационных мини-игр, на которых дети имитируют сказочных героев, птиц, животных.
Источник