Мероприятия направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

Цели и задачи мероприятий по укреплению здоровья и физическому развитию детей

Определение 1

Здоровье – это одна из базовых ценностей и необходимых условий полноценного физического, социального и психического развития ребенка.

Фундамент здоровья каждого ребенка необходимо формировать как можно раньше, начиная с дошкольного возраста.

Определение 2

Физическое развитие – это определенный динамический процесс биологического созревания и роста ребенка на конкретном этапе онтогенеза.

Под ростом в физическом развитии понимается увеличение массы и длины тела ребенка, развитие его органов и систем, и т.д.

Для того, чтобы укрепить здоровье ребенка и его физическое развитие, в рамках образовательных учреждений, педагоги стремятся создать все необходимые условия и организуют систему мероприятий. Основное их предназначение заключается в освоении детьми навыков гигиенической культуры, здорового образа жизни (далее ЗОЖ), а также в формировании стойкой привычке к физической культуре и закаливанию.

Замечание 1

Основной целью мероприятий по укреплению физического здоровья детей и их успешному физическому развитию заключается в создании необходимых для этого условий.

Достижение данной цели осуществляется через решение ряда задач:

  1. Совершенствование системы по формированию навыков ЗОЖ, форм профилактики по возникновению и развитию заболеваний у детей.
  2. Формирование и развитие у детей представления о полезных и вредных привычках, знаний о привычках, которые направленных на укрепление здоровья.
  3. Оказывать всевозможное содействие в развитии у детей самостоятельности при выполнении культурно-гигиенических навыков, а также навыков самообслуживания.
  4. Развитие качеств, необходимых человеку для успешной жизнедеятельности: выносливость, самостоятельность, эмоционально-волевая сфера, умственная работоспособность и т.д.
  5. Формирование осознанной потребности в физическом совершенствовании и двигательной активности.

Фундаментом полноценного физического развития детей является усвоение ими основ здорового образа жизни и знаний, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья. Важным в этом приобщении является формирование у детей основ гигиенической культуры, начиная с дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте, формирование у детей культурно-гигиенических навыков, осуществляется посредством разнообразных игровых приемов, чтения тематической художественной литературы, дидактических игр, которые способствуют развитию у детей самостоятельности в обслуживании самого себя.

Основные виды мероприятий

Основными мероприятиями, направленными на укрепление здоровья ребенка и его физического развития, являются:

Утренняя гимнастика – направлена на решение основных оздоровительных задач.

Утренняя гимнастика способствует укреплению у детей костно-мышечного аппарата, развитию нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Кроме того, она придает ребенку бодрости, формирует привычку заниматься физическими упражнениями каждый день.

Подвижные игры – являются основной потребностью ребенка, в процессе их осуществления происходит решение множества задач разной направленности (воспитательные, образовательные и оздоровительные).

Подвижные игры не только способствуют укреплению физического здоровья детей, но помогают ему правильно развиваться, получить ребенку навыки поведения в различных ситуациях, учат, как поступать в определенных случаях, формируют мораль и общепринятые нормы поведения.

Во время игр дети удовлетворяют свои потребности в движении и общении. Игры позволяют совершенствовать детскую моторику, формировать нравственные качества, а также навыки и привычки жизни и взаимодействия в коллективе.

Прогулка – это одно из наиболее популярных и доступных средств, направленных на общую закалку организма ребенка.

Прогулка способствует повышению устойчивости и выносливости организма к различным неблагоприятным условиям внешней среды, а в особенности к простудным заболеваниям.

Физкультурные минутки – направлены на предупреждение утомления и улучшение общего состояния детей во время различных видов деятельности (рисование, учебные занятия и т.д.).

Физкультурные минутки позволяют ребенку на время сменить деятельность, отвлечься от нее, путем выполнения кратковременных физических упражнений. Кроме того, они позволяют снимать напряжение в мышцах, которое вызвано однообразной деятельностью или неподвижным состоянием. То есть, во время физкультурной минутки у детей переключается внимание на другую деятельность, за счет чего успокаивается нервная система и происходит восстановление работоспособности.

Общеразвивающие упражнения – это упражнения, которые занимают одно из важнейших мест в системе физического развития детей, они являются необходимыми для правильного и своевременного развития организма, самостоятельного и сознательного управления движениями и общего укрепления организма.

Закаливание – это мероприятия, направленные на повышение устойчивости организма к внешнему воздействию, с целью усиления его сопротивляемости и укрепления иммунитета.

Закаливание признано одним из наиболее эффективных средств укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний. В качестве закаливания могут быть использованы воздушные ванны, хождение по песку, обтирание влажной губкой, обливание водой и т.д.

Дыхательная гимнастика – это упражнения, которые направлены на улучшение обмена кислорода во всем организме, в результате чего происходит стимулирование работы кишечника, желудка и сердечной мышцы.

Кроме того, необходимо отметить, что развитие гармонично развитой личности невозможно без участия родителей. Поэтому родители и педагоги должны объединять усилия в воспитании и развитии ребёнка. Организация досуговых мероприятий с активным участием родителей – замечательное сотрудничество. Такие мероприятия объединяют, сплачивают родителей с детьми, родителей с педагогами, родителей с родителями, создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей.

Источник

изместьева
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития

Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»

Образовательная область: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная

Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая.

Планируемый результат:

Дети проявляют интерес к здоровье-сберегающей жизнедеятельности, первоначальным нормам здорового образа жизни.

Дети демонстрируют такие качества, как наблюдательность и любознательность.

Читайте также:  Белев центр развития ребенка колокольчик

Дети взаимодействуют друг с другом и воспитателем

Цель: развитие представлений о правильном питании в процессе выполнения практических заданий, знакомство с витаминами. Формирование у детей здорового образа жизни.

Задачи режимного момента

Воспитательные задачи:

Закрепить у детей знания о правильном питании, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной

Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание быть всегда чистым и опрятным

Воспитывать самостоятельность, активность.

Развивающие задачи:

Уточнить понятия «Витамины», рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.

Развивать наблюдательность и любознательность

Развивать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков.

Учить детей понимать в чем польза, а в чем вред некоторых продуктов питания.

Обучающие задачи:

Сформировать у детей знания о правильном питании, знания о важности правильного питания.

Учить детей вести здоровый образ жизни

Учить детей проявлять аккуратность в процессе умывания, заботится о себе, о своем здоровье.

Формирование у детей представления о полезных и вредных продуктах питания;

Оздоровительные задачи:

Учить детей оказывать оздоровительное воздействие на организм, через соблюдение правил личной гигиены.

Способствовать оздоровлению детского организма.

Вызывать у детей стремление употреблять в пищу полезные продукты, вести здоровый образ жизни.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма в процессе беседы, воспитание через взаимодействие, выдвижение системы положительных целей.

Принципы обучения: принципы наглядности, доступности, систематичности и последовательности.

Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта (беседа, метод стимулирования (поощрение).

Методы обучения: метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием, информационно-рецептивный метод (объяснение, указания).

Средства воспитания и обучения: письмо от Доктора Айболита, карточки с заданиями, карточки с изображением продуктов, инвентарь для сюжетно-ролевой игры «Магазин»(корзинки, муляжи продуктов, касса,медали, познавательное видео.

Список использованной литературы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ министерства образования и науки российской федерации от 17 октября 2013 г. N 1155

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций“От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

Источник

Закаливание детей в домашних условиях.

     Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение стал часто болеть. Предрасполагающими к этому факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми больными острыми респираторными заболеваниями, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, неправильная организация режима дня, излишнее «укутывание» детей родителями по принципу «сибиряк тот, кто теплее одевается», недостаток в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий.

Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического характера, так и материального. При этом зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым. Нередко матери, разочаровавшись в традиционной медицине, в отчаянии обращаются к различного рода целителям и знахарям, с тщетной надеждой на быстрое исцеление.

Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией,  направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1 — 2 раз в год.

Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих  нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на

всех других функциях организма —  улучшаются  аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется жизнерадостное настроение.

Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3 — 10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний.

Основными правилами закаливания являются следующие:

1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка с нарушением речи

2. Непрерывность. Если холодовой фактор воздействует на организм систематически, многократно, происходит выработка быстрой реакции кровеносных сосудов на влияние низкой температуры воздуха, воды. Напротив, хаотичность проведения закаливающих процедур, длительные перерывы уменьшают сопротивляемость организма, могут привести к противоположному эффекту.

3. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как « огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.

4. Нужно считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Например, легковозбудимые, «нервные» дети иногда плохо реагируют на холодную воду.

5. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит  к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая не

вызывала никаких отрицательных явлений.

6. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.

7. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле — необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию.

8. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4 — 5 раз в день, каждый раз не менее 10 — 15 минут.

9. Детям 1, 5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2, 5 — 3, 0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2, 5 — 3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом.

Специальными закаливающими мероприятиями являются: ультрафиолетовое облучение, гимнастические занятия, массаж, воздушные, свето-воздушные, водные процедуры, в том числе плавание, рефлексотерапия, сауна.

В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному.

Источник

                                                              ГБПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»

по  ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»

Образовательная область: «Физическое развитие»,  «Познавательное  развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Цель: формирование у детей культурно – гигиенических навыков, воспитание аккуратности, потребности в чистоте и здоровье в процессе режимных моментов в первую половину дня.

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма в процессе беседы, воспитание через взаимодействие, выдвижение системы положительных целей.

Принципы обучения: принципы наглядности, доступности, систематичности и последовательности.

Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта (беседа), метод стимулирования (поощрение).

Методы обучения: метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием)

Список использованной литературы.

Этап СОД в РМ, задачи

Реализованные методы воспитания и обучения

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности детей

Планируемый результат

1. Утренний прием

Задача:

Организовать утренний

прием, взаимодействие с

родителями о здоровье,

эмоциональном состоянии

ребенка. Формировать

умение следить за своим

внешним видом, умение

здороваться со

сверстниками и взрослыми,

формировать К.Г.Н. (мытье

рук после посещения

улицы)

Беседа , напоминание , эмоциональное стимулирование

За 10 – 15 минут прихожу в группу , проветриваю помещение , готовлю игрушки.

Воспитатель встречает детей и родителей , создает благоприятную эмоциональную атмосферу ,интересуется самочувствием и настроением ребенка. Осматривает ребенка.

-Здравствуй Вадим,

Здравствуйте Анна Андреевна. Как у вас дела? Как здоровье у Вадима? Как спал Вадим?

Какое у него настроение ?

Проходи Вадим в группу, тебя сегодня ждут интересные игры! До свидания , Анна Андреевна ! Хорошего вам дня!

Воспитатель проводит индивидуальную работу с родителями. Наблюдает за общением детей и родителей .                                                                               Воспитатель обращает внимание на внешний вид ребенка , предлагает ребенку оценить свой внешний вид и поправить неточности.

-Никита , подойди к зеркалу и посмотри все ли хорошо в твоем наряде, поправь если что-то неправильно и проходи в группу, не забудь поздороваться с ребятами и помыть руки.

Приучает детей здороваться со взрослыми и детьми и  закрепляет привычку мыть руки.

Спрашивает у ребенка , чем бы он хотел заняться.

Дети эмоционально реагируют, подходят к зеркалу и исправляют ошибки в своем внешнем виде и прическе, здороваются.  Моют руки. Играют в различные игры по  своим интересам

Организован утренний прием, диалог  с

родителями о здоровье и

эмоциональном состоянии

ребенка.  Ребенок проявляет умение следить за своим внешним видом, мыть руки , здороваться со сверстниками и взрослыми , мыть руки после посещения улицы

Читайте также:  Законы развития ребенка в дошкольном возрасте

2.Индивидуальная работа

Игра «Виды спорта»

Задача: обогатить и систематизировать знания детей о видах спорта , инвентаре для спорта.

1. Беседа

2. Игра

3.Объяснение

4.Эмоциональное стимулирование

5.Стимулирование занимательным содержанием

Воспитатель проводит игру «Виды спорта».

Ребята посмотрите кто к нам пришел.

Здравствуй девочка, как тебя зовут ?

Меня зовут Алиса .

Ребята я пришла к вам из страны спорта.

В нашей стране разбойники перемешали все виды спорта и заколдовали спортсменов и теперь у нас хоккеисты играют в хоккей не шайбой ,а футбольным мячиком.

Ребята , помогите нам исправить , то что натворили разбойники.

Ребята , у меня есть карточки , где изображен вид спорта, и есть карточки с инвентарем, давайте найдем пару каждой карточке и объясним почему эта карточка подходит к другой?

Задает вопросы: какой инвентарь подходит к данному виду спорта? Почему?

Ребята спасибо вам большое за помощь нашим спортсменам , теперь они снова смогут заниматься своим видом спорта с правильным инвентарем, ну а мне пора возвращаться скорее в страну , чтобы все исправить .

До свидания ребята !

Дети вовлечены в  игру, отвечает на вопросы воспитателя.

У детей обогащены и систематизированы знания о видах спорта и инвентаре .для данного спорта

3. Совместная

деятельность

Чтение художественной литературы

«Лесная сказка»

Задача: обогащать знания детей о пользе спорта, его значимости для здоровья; развивать мотивацию здорового образа жизни. Развивать образное мышление в процессе чтения художественной литературы

1. Беседа

2..Стимулирование занимательным содержанием

3.Иллюстрация

4.Эмоциональное стимулирование

Чтение художественной литературы

«Лесная сказка»

Воспитатель читает детям сказку показывает иллюстрации и задает вопросы:

-Ребята, а вы любите спорт?

-Ребята, а чем же полезен спорт?

Правильно чтобы быть сильными и здоровыми?

-Ребята, а какие виды спорта вы знаете ?

-Ребята, что же будет, если мы не будем заниматься спортом?

 Молодцы, я думаю что все мы будем заниматься спортом, ведь мы хотим быть здоровыми!

Дети вовлечены в деятельность , отвечают на вопросы

У детей обогащены знания о пользе спорта, его значимости для здоровья;  дети мотивированы на соблюдение правил здорового образа жизни. Дети понимают содержание сказки с опорой на уже знакомые образы.

4. Подготовка к завтраку

Задача:

Формировать К.Г.Н.

(умение мыть руки,

пользоваться полотенцем).

Воспитывать потребность в чистоте и здоровье.

Учить детей оказывать оздоровительное воздействие на организм, через соблюдение правил личной гигиены

Беседа, эмоциональное  стимулирование, напоминание, частично-поисковый, упражнение.

Организует процесс умывания небольшими группами, чтобы у раковины было не более 2-3 детей . Пользоваться личным полотенцем и аккуратно вешать его на место. Если есть необходимость побуждает к использованию расчески .Создает спокойный процесс мытья.

Ребята, вот уже и завтракать пора .

Но перед тем как сесть за стол, что нам нужно сделать?

Ребята , а зачем нам нужно мыть руки?

-Правильно , чтобы быть здоровыми.

Ребята , посмотрите у меня есть картинки- подсказки , которые помогут вам вспомнить , как мыть руки , чтобы уничтожить всех микробов, живущих на наших руках, посмотрите как их много.

Ребята ,давайте разделимся на две группы мальчики и девочки.

Воспитатель организовывает работу в двух подгруппах.

Ребята , давайте расположим карточки по порядку.

Какая карточка будет первой ? Почему?

Ребята , а почему мы не можем помыть руки просто водой , без мыла?( потому что микробы не будут уничтожены)

Ребята, а почему нужно закатывать рукава перед мытьем рук?( чтобы не замочить одежду)

А почему важно сделать обильную мыльную пену?

( чтобы уничтожить всех микробов)

Ребята, какие вы молодцы, вы правильно расположили последовательность мытья рук.

А теперь давайте пройдем в умывальную комнату и чисто-чисто помоем руки.

Воспитатель предлагает детям пройти в умывальную комнату.

Знаем, знаем – да-да-да!

 В кране прячется вода!

 Выходи, водица!

 Мы пришли умыться!

 Лейся понемножку

 Прямо на ладошку!

 Будет мыло пениться

 И грязь куда-то денется!

Отвечают на вопросы, моют руки

Дети умеют мыть руки , пользоваться полотенцем. Дети испытывают потребность в чистоте и здоровье. Дети умеют оказывать оздоровительное влияние на организм, через соблюдение правил личной гигиены

5. Завтрак

Задача:

Учить детей  правильно есть, формировать К.Г.Н. еды (самостоятельно и аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, задвигать стул, благодарить после еды), воспитывать благоприятное отношение к приему пищи. Закреплять умение выполнять правила поведения за столом (посадка за столом, не разговаривать, кушать над тарелкой).

Беседа, эмоциональное  стимулирование, напоминание.

После того как дети сели за столы , воспитатель желает детям приятного аппетита.

– «Дети, все, кто помыл руки, садитесь за столы.

Напоминает о пользе еды, о правилах поведения за столом. 

Сядьте ровно, ножки поставьте прямо, локти на стол не кладем.

Всем приятного аппетита!»

Во время еды слежу, чтобы дети правильно держали ложку, ровно сидели, кушали молча над тарелкой. Рассказываю, как полезно, когда дети кушают: они быстро растут, никогда не болеют.

Ребенку, который поел, говорит: «Кристина, возьми салфетку и вытри ротик, не забудь сказать «спасибо» и задвинуть стульчик».

Внимательно слушают, едят

Дети правильно едят, проявляют умения : самостоятельно и аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, задвигать стул, благодарить после еды. Дети благоприятно относятся к приему пищи.

Дети проявляют умения выполнения правил поведения за столом : правильно сидят, не разговаривают во время приема пищи, едят над тарелкой.

Источник