Мероприятия для развития одаренного ребенка

Мероприятия для развития одаренного ребенка thumbnail

 Программа

« Одаренные дети»

на 2015-2019 г.г.

 Содержание программы.

1.Пояснительная записка

   2.Концепция работы с одарёнными детьми.

3.Цели и задачи программы

  4.Принципы программы

  5.Основные направления работы

  6.Стратегия работы с одаренными детьми

  7.Формы работы с одаренными учащимися

  8.Кадровое обеспечение программы

  9.Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе

  10.Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

  11.Этапы реализации:

  12. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

  на 2015-2019 г.

  13.Ожидаемые результаты

1.Пояснительная записка

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

            Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

            Анализ участия учащихся школы  в различных конкурсах, смотрах, районных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на научно-методических семинарах и педагогических советах, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать.

            Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

            Данная проблема стала темой обсуждения педсоветов, психолого-педагогических семинаров ходе которых обозначались направления работы коллектива по реализации программы «Одарённые дети».

            Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов являются гарантом реализации программы.

2.Концепция работы с одарёнными детьми.

Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» – тезис, отражающий в некоторой степени  характерный признак нового социального заказа. Это предполагает  построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

В своей работе будем опираться на следующее «рабочее» определение одарённых детей:

К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

1)      имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

2)      имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

3)      испытывают радость от умственного труда.

Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:

1)      дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

2)      дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

3)      учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие  яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.

В работе с этой категорией детей наш педагогический коллектив будет руководствоваться следующими принципами

3.Цели программы

1.Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации.

2. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

3.Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

4.Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

Задачи программы

1.Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

3. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.

   4.  Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

4.Принципы программы

            1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

2.  Акцент на решающую роль теории.

3. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

4. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

5. Поддержание интереса, любознательности.

6. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов, школьных научных конференций,  викторин и т.д.

7. Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к  личностно-творческой  самореализации.

5.Основные направления работы

1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

6.Стратегия работы с одаренными детьми

I. Диагностика

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.

2. Создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.

Читайте также:  Как выявить уровень развития ребенка

5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

 II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

1. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3. Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

4. Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

7. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

 III. Развитие творческих способностей

1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.

2. Проведение школьных олимпиад.

3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:

– творческие ответы;

– выполнение творческих тематических заданий;

– выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;

– выполнение проектов;

– приобщение (в различных формах) к работе учителя;

– повышение степени сложности заданий.

            5. Углубленное изучение отдельных предметов.

4. Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности.

 IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, краевых олимпиад.

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, объявления).

3. Отправление благодарственных писем родителям.

   4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

7.Формы работы с одаренными учащимися

– групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
– факультативы;
– кружки по интересам;
– конкурсы;
– интеллектуальные марафоны;
– спецкурсы;
– консультирование обучающихся в заочных школах при ВУЗах;
– участие в олимпиадах.

8.Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы.

Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по УВР,

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

Классные руководители,

Учителя

Педагоги дополнительного образования.

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Участие в мероприятиях школы и района.

9. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правоове обеспечение:

  • О проведении школьного тура олимпиад

  • О проведении предметной недели (декады)

  • О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

Организационно-методическое обеспечение

1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

2. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

3. Мониторинг работы системы.

10.Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Форма

Задачи

Элективные курсы

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся.

  • Расширение познавательных возможностей учащихся.

  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Предметная неделя

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Содействие в профессиональной ориентации.

  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

11. Этапы работы

1 этап: диагностико- прогностический, методологический 2015-2016 годы)

  • пополнение банка данных по одаренным детям;

  • банка творческих работ учащихся;

  • банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;

  • 2 этап: деятельностный (2016-2018 годы)

  • Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

  • Активное использование метода проектов.

  • Проведение выставок детского творчества.

  • 3 этап: констатирующий (2018-2019 годы)

  • Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

  • Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми».

12. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» 

на 2015-2019 г.г.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика одаренных детей

Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы.

ежегодно

Педагог-психолог, классные руководители

2.

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

ежегодно

Зам.директора по УВР

 Зам. директора по ВР

3.

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками

ежегодно

Зам.директора по УВР

 классные руководители

4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

ежегодно

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

5.

Расширение сети курсов по выбору с учетом  способности и запросов учащихся

Май,

Администрация

6.

Организация и проведение школьных олимпиад.

октябрь

Администрация

7.

Участие в районных, краевых олимпиадах

ноябрь, декабрь

Зам.директора по УВР, учителя-предметники

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

постоянно

Зам.директора по УВР

9.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

ежегодно

Администрация

10.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

ежегодно

Администрация

11.

Проведение предметных недель .

ежегодно

Администрация

12

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми

ежегодно

Учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог.

13

Аналитический отчет

ежегодно май

Зам. директора по УВР

14

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети

Зам. директора по УВР

 Зам. директора по ВР

13.Ожидаемые результаты

1.Активизация инициативы и творчества учащихся в разных областях наук;
 2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

3. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми.

 4. Формирование интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.

5. Повышению качества образования и воспитания школьников.

Источник

«Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна,
прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях»
К.Д.Ушинский

«…Врожденные дарования подобны
диким растениям и нуждаются в выращивании
с помощью ученых занятий»
Ф.Бэкон

Пояснительная записка

Проблема работы с одарёнными обучающимися актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Читайте также:  Образовательные ситуации для развития ребенка как субъект образовательного процесса

Индивидуальная программа работы учителя русского языка и литературы по сопровождению одарённых и талантливых детей нацелена на работу с обучающимися 5-11 классов. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Данный курс способствует развитию эстетического вкуса, формирует духовную культуру детей, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности обучающихся, их фантазию, образное мышление. Программа способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения.

Целью программы является создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых и талантливых обучающихся 5-11 классов в области филологии:

  • выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых и талантливых детей;
  • создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент, может быть, ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.

Задачи:

  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
  • организация проектной деятельности;
  • использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;
  • проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр и др., позволяющих обучающимся проявить свои способности;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями обучающихся;
  • использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности;
  • развитие потенциала детей;
  • проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми;
  • создание условий поддержки и защиты одаренных детей.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными и талантливыми детьми

  • удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  • адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
  • повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;
  • увеличение числа таких детей.

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция Дж.Фензулли. Согласно его теории, одаренность – это сочетание 3-х характеристик: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, креативность (творческие способности) и настойчивость (мотивация, ориентированная на определенную задачу). Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Раскрывая суть одаренности как природного явления, эта концепция определенно указывает направления педагогической работы.

Одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
  • имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:

  • дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
  • дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
  • дети с высокими творческими (художественными) способностями;
  • дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
  • обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Одарённость – это врождённая способность человека к успешному освоению достаточно сложной деятельности. Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человек легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов.

Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря этому человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливают самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественное своеобразное сочетание способности, необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Вообще, одарённость, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.

Основные направления реализации программы.

создание благоприятных условий для работы с одарёнными и талантливыми детьми:

– внедрение передовых образовательных технологий;
– укрепление материально-технической базы;
– нормативно-правовое обеспечение деятельности;
– формирование банков данных по проблеме одарённости.

методическое обеспечение работы с одарёнными и талантливыми детьми:

– повышение профессионального мастерства педагогов;
– организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
– научно-методическое и информационное обеспечение программы.

мероприятия по работе с одарёнными и талантливыми детьми: предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Этапы  и сроки реализации

I. Организационный этап (сентябрь–октябрь)

Данный этап  включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование.

II. Практический этап (ноябрь–апрель)

Данный этап предполагает: реализацию программы по работе с одаренными обучающимися; расширение форм работы с одарённым обучающимся.

III. Обобщающий этап (май)

На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы  педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных обучающихся.

Формы работы с одарёнными и талантливыми обучающимися.

  • объединения дополнительного образования;
  • внеурочная деятельность;
  • конкурсы, марафоны и конференции;
  • участие в олимпиадах;
  • индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
  • проектная деятельность;
  • посещение интеллектуальных и творческих кружков;
  • экскурсии;
  • интеллектуальные игры, викторины;
  • ведение детских портфолио.
Читайте также:  Ребенку 1 год и 2 месяца развитие питание и игры

Помощь одарённым и талантливым обучающимся в самореализации их творческой направленности.

  • cоздание для ученика ситуации успеха и уверенности через обучение и воспитание;
  • организация научно-исследовательской деятельности;
  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
  • разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов;
  • изготовление компьютерных презентаций, видеороликов, исследований;
  • контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников;
  • контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
  • поощрение одаренных детей;
  • публикация в СМИ, на сайте школы;
  • награждение.

Методическая работа педагога:

  • самообразование;
  • повышение профессионального мастерства;
  • взаимопосещение занятий;
  • участие в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях ШМО и РМО педагогов;
  • проведение открытых занятий;
  • подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;
  •  занимательно-познавательные мероприятия с обучающимися объединения.

Работа с родителями.

  • учитывать одаренность как сложное явление;
  • учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;
  • создать условия для формирования у ребенка положительной
    «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
  • оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
  • формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);

Учителем проводится анализ успехов каждого ученика (желательно включить и результаты начальной школы) и, опираясь на  портфолио обучающегося, характеристику классного руководителя, переводные административные работы, составляется банк данных.

БАНК ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ  ДЕТЕЙ

№ п/п

Фамилия, имя

класс

Способности

1

Дарья М.

8

По уровню: высокие;
По личностной сфере: умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие (нестандартное мышление и видение мира); исполнительские.
По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные)

Однако работа с одаренными детьми в сельской школе осложняется тем, что наполняемость классов составляет 1-13 человек; следовательно, талантливых и способных  детей не так уж и много. Большой «+» работы в том, что обучение индивидуальное, дифференцированное;  есть все необходимые условия для работы с такими детьми.

План работы с одаренными и талантливыми детьми


п/п

Содержание мероприятия

Форма проведения

Срок

Ответственный

1

Работа по выявлению одарённых и талантливых детей. Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. Составление плана работы с одаренными и талантливыми детьми по русскому языку и литературе.

Анкетирование, собеседование. Заседание ШМО

Август-сентябрь

Рук. ШМО

2

Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия. Продолжение  работы по выявлению одарённых детей и талантливых детей.
Участие в заочных олимпиадах и конкурсах.

Практические занятия.

Октябрь

Рук. ШМО
учитель русского языка и литературы

3

Подготовка к участию в очных/заочных предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях разных уровней.

Инд. занятия с победителями школьных олимпиад.

Ноябрь

Учитель русского языка и литературы

4

Участие в очных/ заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях.

Инд. занятия с победителями школьных олимпиад.

Декабрь

Учитель русского языка и литературы

5

Выпуск информационного бюллетеня о результатах участия в мероприятиях.

Бюллетень.

Октябрь – декабрь

Рук. ШМО, редкол-легия школы

6

Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях.
Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций» Начало оформления работ. Проектная деятельность. Подготовка к научно-практической конференции, выбор тем для конференции «Первые шаги в науку».
Работа с портфолио (итоги 1-2 четверти).

Лекц.-практическое занятие.

Январь

Учитель русского языка и литературы

7

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований. Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях.

Лекц.-практическое занятие.
Неделя творчества.

Февраль

Учитель русского языка и литературы

8

Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. Предварительная защита научных работ на  заседании  ШМО гуманитарного цикла.

Заседание ШМО Учебное занятие.

Март

Рук. ШМО

9

Месячник «Портфолио  достижений одаренных детей» – «Книга творческих работ». Участие в муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

Неделя творчества.

Апрель

Рук. ШМО

10

Результаты, достижения. Планирование на следующий уч. год. Работа с портфолио (итоги года). Заседание ШМО «Анализ предоставляемых школой возможностей развития  одарённых и талантливых детей в этом учебном году. Планирование работы с одарёнными детьми на следующий учебный год»

Составление плана.
Заседание ШМО.

Май

Рук. ШМО

В течение года

Размещение материалов по работе с одаренными и талантливыми детьми на сайте школы и на личных страничках.

Дополнительные занятия с одаренными и талантливыми детьми на сайтах Интернет-онлайн. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных и талантливых  детей.

Создание в учебном кабинете материальной базы и картотеки материалов повышенного уровня сложности

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах, проектах, фестивалях. Награждение по итогам учебного года одарённых и талантливых детей.

Содержание работы

Список использованной литературы

1. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. – Волгоград: Учитель, 2012.

2. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.

3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

4. Беляева Н., Савенков А.И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999. – № 9.

5. Больных Е.М., Икрин Г.В., Пиянзина О.П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие. – Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.

6. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

7. Давыдова Г.А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.

8. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: «Прогресс», 1991.

9. https://www.booksgid.com/knigi_skachat/15606-odarjonnye-deti.-sbornik.html Одаренные дети / Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М., 1991.

10. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C.Лейтеса. – М., 2000.

11. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. – М., 1997.

12. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: 2000.

13. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. “Одаренность: дар или испытание”, М. Знание, 1990.

14. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.

Источник