Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка thumbnail

Наталья Александровна Менчинская (15.01.1905 – 6.07.1984), российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии.

Биография

Родилась в 1905 году в Ялте. Отец – земский врач. Образование получила в Крымском педагогическом институте.

В 1927 году поступает в аспирантуру в Институте народной педагогике (на базе Второго МГУ). На протяжении нескольких лет готовила материалы для кандидатской диссертации, направленной на изучение проблем развития арифметических операций у детей школьного возраста. Научным руководителем являлся Л.С. Выготский. В итоге диссертация была защищена, после чего Н.А. Менчинская в 1930 году переезжает в Свердловск и начинает работать в качестве преподавателя.

В 1932 году была приглашена в Институт психологии, где работала заведующей лабораторией, рассматривающей проблемы психологии обучения и умственного развития.

В 1952 году была удостоена учёной степени «Доктор психологических наук». Являлась профессором, членом-корреспондентом АПН СССР.

В 1955-1965 гг. работала в качестве учёного секретаря и заместителя директора института по научной работе.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Умерла в 1984 году.

Вклад в науку

Замечание 1

Н.А. Менчинская внесла заметный вклад в отечественную возрастную и педагогическую психологию. Ей были изданы более 150 научно-исследовательских работ, 10 монографий, результаты были достойно оценены, получено несколько премий Академии педагогических наук.

Н.А. Менчинской осуществлялась научная работа под руководством Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, соавторами нескольких работ являлись такие учёные, как Д.Н. Богоявленский, М.И. Моро.

В рамках педагогической психологии Н.А. Менчинской рассматривались вопросы организации обучения школьников, раскрыла подробно связь между таким категориями педагогики, как обучение и развитие, кроме того, являлась непосредственным участником в отборе содержания для программ начальной школы. Стояла у истоков разработки проблем развивающего обучения.

Важным направлением работы Н.А. Менчинской являлась разработка проблем неуспеваемости детей школьного возраста. Результаты отражены в научном труде «Психологические проблемы неуспеваемости школьников», материалы которого используются и в современной школе. В содержание рассматриваемых проблем автором включены следующие вопросы:

  • основные причины, влияющие на возникновение трудностей в обучении;
  • обоснование путей и способов повышения усвоения знаний школьниками.

Н.А. Менчинской подробно изучены закономерности процесса усвоения школьниками знаний, описаны эффективные приёмы, направленные на организацию работы по усвоению учебного материала учащимися. Следуя принципу взаимосвязи обучения и воспитания, усвоение знаний школьниками рассматривалось в качестве важнейшего условия, обеспечивающего психическое развитие учащихся.

Замечание 2

Являясь ученицей Л.С. Выготского, Н.А. Менчинская следовала позиции о важной роли спонтанного обучения в развитии личности. Использование в практической деятельности метода клинического наблюдения за поведением способствовало изучению индивидуальных различий детей, рассматривалась подробно природная активность ребёнка, онтогенез психического развития.

Таким образом, в круг проблем, рассмотренных Н.А. Менчинской, входят следующие:

  • индивидуальные различия школьников;
  • основные причины неуспеваемости;
  • обучаемость и активность личности – взаимосвязь понятий;
  • формирование научных понятий и др.

Основные труды

  • Психологические проблемы неуспеваемости школьников;
  • Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах (в соавторстве с М.И. Моро);
  • Психология усвоения знаний в школе (в соавторстве с Д.Н. Богоявленским);
  • Развитие психики ребенка (дневник матери);
  • Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников.

Источник

  • Факторы риска в психологии развития — [лат. factor делающий, производящий] понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка. В отличие от однозначно вредоносных воздействий, Ф. р. это такие условия, опасное… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Библиография Л.С. Выготского — Библиография работ Л. С. Выготского 1915 год 1. Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира // Семейный архив Л. С. Выготского. Гомель, 5 августа −12 сентября 1915 г. Рукопись. 1916 год 2. Литературные заметки.… …   Википедия

  • деятельностный подход — (к изучению психики) 1) принцип изучения психики, в основу к рого положена разработанная Фихте, Гегелем и К. Марксом категория предметной деятельности (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их ученики); 2) теория, рассматривающая… …   Большая психологическая энциклопедия

    Читайте также:  Понятие нормы психического развития ребенка
  • ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Исследование детского поведения преследует две цели: 1) понять самого ребенка, то, как он реагирует на различные ситуации, чувствует, думает и воспринимает, и 2) понять,… …   Энциклопедия Кольера

  • общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Обухова, Людмила Филипповна — Людмила Филипповна Обухова Дата рождения: 21 июля 1938(1938 07 21) (74 года) Место рождения: Москва Страна …   Википедия

  • ЛЮБЛИНСКАЯ — Анна Александровна (1903 1983) российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Д р психологических наук(1958), профессор. Засл. деятель науки РСФСР. Окончила Ленинградский ин т дошкольного воспитания и с 1925 г.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Психология — I Психология (греч. psychē душа + logos наука) наука о происхождении, закономерностях развития и функционирования психики. Как самостоятельная область научного знания, отличная от философии и физиологии, сформировалась во второй половине 19 в.… …   Медицинская энциклопедия

  • Люблинская, Анна Александровна — (1903 1983)    Российский психолог.    Окончила Ленинградский институт дошкольного воспитания. Доктор психологических наук, профессор. С 1925 г. работала на кафедре психологии ЛГПИ им Герцена, с 1963 по 1975 являлась заведующей кафедрой… …   Кто есть кто в российской психологии

  • Уголовно-правовой режим несовершеннолетних в России — (особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, ювенальное уголовное право)  установленный уголовным законодательством России специфический уголовно правовой режим, предусматривающий значительное смягчение репрессивных мер в… …   Википедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Источник

    Аннотация
    Отзывы
    Другие издания
    Технические характеристики

    Аннотация к книге “Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Менчинская Н.А”

    В книгу известного психолога включены ее работы по проблемам связи процессов обучения, воспитания и развития ребенка, психологических основ обучения арифметике, формирования научного мировоззрения школьников.
    Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

    Оставить комментарий

    Текст комментария

    2003, ноябрь:книга на бумаге “Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Менчинская Н.А”, ISBN: 5-89502-514-5, издательство “Московский психолого-социальный институт”, 512 стр., твёрдая обложка, тираж 5000 экземпляров

    Н.А. Менчинская

    #

    1998, январь:книга на бумаге “Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка”, ISBN: 5-89112-028-3, издательство “Институт практической психологии (ИПП)”, 448 стр., тираж 10000 экземпляров

    Н.А. Менчинская

    Издательство:Московский психолого-социальный институт
    Дата выхода:ноябрь 2003
    ISBN:5-89502-514-5
    Тираж:5 000 экземпляров
    Объём:512 страниц
    Масса:482 г
    Размеры(высота, ширина, толщина), см:20 x 15 x 3
    Обложка:твёрдая

    Книганаходится в категориях

    Медицинская психология

    Практическая психология, психотерапия

    Медицина

    Вместе с этой книгой покупают

    Источник

    Деятельность развития органов, систем психических функций регулируется центральной нервной системой (ЦНС) и ее высшим отделом — корой головного мозга.

    В целом развитие организма у детей протекает неодинаково и зависит от:

    воспитания и обучения,

    активности самого ребенка,

    среды,

    наследственности.

    Роль и соотношение внутренних (наследственность) и внешних (среда, воспитание) факторов в становлении личности человека, движущих сил его психического развития по-разному рассматривается представителями разных теорий.

    Воспитание и обучение

    как специально организованные способы передачи общественно-исторического опыта представлены на схеме 4. Развитие человека происходит в ходе овладения общественно-историческим опытом (миром человеческих предметов и миром человеческих отношений). Каждый человек входит в культурное общество, присваивая ее материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве. Именно этому социальному наследованию и обязана эволюция человека:

    Читайте также:  Карта история развития ребенка купить в москве

    изменению общей структуры его поведения;

    появлению новых его форм и видов структур отражения действительности.

    Схема 4. Воспитание и обучение как способы передачи общественно-исторического опыта

    Психика ребенка развивается при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности.В совместной деятельности ребенка и взрослого с предметами внешнего мира формируется психика ребенка. Руководство деятельностью ребенка со стороны взрослого осуществляется в специально организованных способах передачи общественно-исторического опыта — воспитания и обучения.

    Опосредствуют деятельность и процесс обучения, знаки и речь, как средство фиксации и передачи опыта.

    В процессе исторического развития ребенка развиваются средства передачи общественно-исторического опыта. Овладение этими средствами и определяет процесс психического развития ребенка, его индивидуальности.

    В процессе исторического развития психики ребенка развиваются средстваосуществления деятельности (счеты, арифмометр, компьютер) и способыпередачи общественно-исторического опыта (теории обучения).

    Процесс психического развития ребенка (человека) и его индивидуальность определяются овладением все более совершенными «средствами» передачи общественно-исторического опыта.

    В исследованиях Д.И. Фельдштейна доказывается, что процесс присвоения ребенком социальных норм, принципов жизнедеятельности представляет собой единство и противоречие двух сторон: социализации и индивидуализации. Социализация — как приобретение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация — как постоянное открытие и формирование себя как субъекта. При этом ребенок преодолевает объективно возникающие на разных этапах онтогенеза преграды, обусловленные степенью развития психических, психофизиологических, потребностно-мотивационных и других компонентов его характеристики как индивида.

    Социализация представляется как процесс многоплановый, в котором происходит воспроизводство ребенком социального опыта (при его индивидуализации) не только на сегодняшнем уровне, но и уровне будущего с элементами творчества.

    Социализация выступает не как ряд локальных действий присвоения мировой культуры, общечеловеческих качеств, но и как отношение ко всему этому самого индивида, активизирующей его «Я», раскрытием возможностей потенциалов личности, ее творческой природы.

    Иглавным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, а степень ее самостоятельности, инициативности,проявляющаяся в реализации социального в индивидуальном.

    То есть индивидуализация есть неизбежный результат (оборотная сторона) процесса социализации и, обратно, развитие индивидуализации возможно лишь «через» социализацию, лишь на ее основе, только социализация дает «материал», из которого могут строиться индивидуальные «формы поведения».

    Социализация в широком понимании, заключает Д.И. Фельдштейн, как сложный процесс социализации-индивидуализации, объективно задаваемый социальной действительностью и социальными задачами, требованиями общества, выступает одновременно и как процесс имманентного саморазвития психики и личности ребенка. И результатом социализации-индивидуализации как составных содержательных моментов развития в онтогенезе является степень социальной зрелости растущего человека, т. е. накопление им в себе социального как человеческого свойства.

    В связи с этим большое значение приобретает решение проблемы соотношения обучения и развития. В ее решении есть несколько направлений:

    1. Жан Пиаже, Инельдер и др. считают, что развитие совершается само собой (спонтанно) и в соответствии со своей внутренней логикой. А воспитание аолжно следовать за развитием. Как бы «идет в хвосте развития». Учитель должен считаться с тем уровнем развития ребенка, которого он достиг. И приспосабливать методику обучения к достигнутому уровню развития.

    Спонтанность развития по Ж. Пиаже в том, что существуют строго определенные стадии развития. Например, для возраста 7—10 лет характерен уровень конкретных операций с предметами. Лишь к 11 — 12 годам складываются словесные или формальные операции.

    В.В. Давыдов показал возможность развития этих операций значительно раньше при соответствующем обучении с помощью мерок.

    2. Торндайк, Уотсони др. отождествляют обучение и развитие. Обучение и развитие совершаются параллельно, то есть каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии.

    Л.С. Выготский, критикуя, писал, что развитие ребенка никогда не следует как тень, за отбрасывающим его предметом, за школьным обучением.

    Читайте также:  Мбдоу центр развития ребенка владивосток

    3. Дж. Брунерсчитает, что обучение не зависит от развития. Поэтому любому ребенку на любой стадии развития можно преподать любой предмет. Все зависит от методики обучения. Правда Дж. Брунер не всегда последователен. В ряде высказываний он утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Л.В. Занков в своей теории основывается на том, что обучение должно вести за собой развитие.

    Л.С. Выготскийподчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности ребенка. Что обучение всегда должно идти впереди развития. (Схема 5.) Но насколько впереди?

    Л.С. Выготский выделил 2 уровня развития детей:

    1. УРОВЕНЬ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. Это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день. Это то, чего ребенок уже достиг к моменту обучения.

    2. ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ. Это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослым, под его непосредственным руководством, с его помощью. То есть — это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что — при помощи взрослого.

    Схема 5 Зоны развития ребенка (по Л.С. Выготскому)

    Учитель может видеть завтрашний день развития ребенка, его ближайшие возможности: то, что вчера делал ребенок с помощью взрослого, завтра он сможет выполнять сам.

    С.Л. Рубинштейн писал, что психические функции формируются в процессе функционирования и зависят оттого объективного содержания, на котором они формируются. Он отмечал, что каждая теория обучения включает в себя определенную теорию развития, точно также каждая теория обучения заключает в себе и определенную теорию обучения.

    Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов.

    Зона ближайшего развития (ЗБР) динамична, имеет определенное структурное строение. Гипотетически ЗБР может быть представлена в виде пространственной модели, в центре которой располагается уровень актуального развития.

    Исследования А.Я. Ивановой, А. Буастоманте, ГА Варданяна, И.А. Корепановой и др. (рис. 1). В него входят:

    1. обучаемость;
    2. способность к переходу от развернутой к сокращенной форме выполнения действия;
    3. уровень выполнения действия в форме: моторной, громкоговорящей, умственной и т. п.;
    4. минимальная компетентность, наличие необходимых предварительных знаний и умений;
    5. ЗБР — сотрудничество со взрослым;
    6. ребенок в сотрудничестве со сверстником принимает на себя рациональные формы поведения: все то, что приобретено в общении со взрослым. Роль критика, контролера, лидера, организатора. Ребенок, учитывая точки зрения других, отстаивает собственную позицию. Ребенок рефлексирует то, что было приобретено в общении со взрослым;
    7. и наконец, будущий актуальный уровень.

    Рисунок 1

    Психологи (Л.А. Венгер, П-Я. Гальпернн, В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.) доказали, что включение в содержание и обучение специальных средств приводит к качественной перестройке психических процессов, к изменению тех стадий интеллектуального развития, процессов, которые считались неизменными. Что это за специальные средства?

    а) ЭТАЛОН: величины, цвета, формы при сенсорном развитии.

    б) МЕРКА: при обучении математике.

    в) МОДЕЛЬ: во всех видах обучения.

    г) ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ /ООД/ (система ориентиров по П.Я. Гальперину).

    Долгое время разработка проблемы обучения и развития осуществлялась по линиям:

    выявления условий. при которых обучение становится развивающим.

    определения конкретных форм обучения, обеспечивающих более высокое умственное развитие детей различного возраста.

    При этом:

    решающее значение придается изменению содержанию обучения(Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

    развивающий эффект обучения достигается главным образом посредством усовершенствования обучения (Л. В. Занков);

    эффективность усвоения повышается посредством изменения способов умственной деятельности (Н. А. Менчинская, Д.И. Богоявленский, Е.И. Кабанова-Меллер и др.);

    исследовали влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуальное развитие (П.Я. Гальперин. Н.Ф. Талызина);

    исследовали воздействие разных методов обучения (Б.Г. Ананьев, А.А.Люблинская);

    исследовали роль проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М- Матюшкин).

    Особую роль имеет вопрос о воздействии различных форм обучения на развитие личности учащегося, на становление ого мировоззрения, убеждений.

    

    Источник