Менчинская н а развитие психики ребенка

Менчинская н а развитие психики ребенка thumbnail

Booksee.org

Главная →

Обложка книги Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка

Менчинская Н.А.

Скачать книгу бесплатно (djvu, 62.40 Mb)   |  Читать «Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка»

Популярные книги за неделю:

#1

Г.С.Гендин. Высококачественные ламповые усилители звуковой частоты (МРБ-1235, 2000, djvu)

4.47 Mb

#2

Олег Анатольевич Платонов. Загадка Сионских протоколов (rtf) (“Терновый венец России” #6)

2.07 Mb

#3

И.Ю.Темпер, В.Е.Ошеров. Справочник радиолюбителя (1949, djvu)

4.95 Mb

#4

Менчинская н а развитие психики ребенка

Твоё свободное время (занимательные задачи, опыты, игры)

Болховитинов В.Н., Колтова Б.И., Лаговский И.К.

Категория: Педагогика в помощь учителю

33.80 Mb

#5

Менчинская н а развитие психики ребенка

Биохимия

Северин Е.С

Категория: Медицина, Химия, Биохимия

26.09 Mb

#6

Менчинская н а развитие психики ребенка

Массаж в борьбе с недугами

А.А.Бирюков

Категория: people, people, health

1.20 Mb

#7

Менчинская н а развитие психики ребенка

Чаромутие, или священный язык магов, волхвов и жрецов

Лукашевич Платон Акимович

Категория: society, religion, other, raritet

12.16 Mb

#8

Менчинская н а развитие психики ребенка

Атлас анатомии человека

Фрэнк Неттер

Категория: info, encyc, science, human, people, health

373.85 Mb

#9

Менчинская н а развитие психики ребенка

Блюда узбекской кухни

К. М. Махмудов, Ш. Г. Салихов

Категория: КУЛИНАРИЯ

16.55 Mb

#10

Менчинская н а развитие психики ребенка

Английский язык. Основы компьютерной грамотности

Радовель В.А.

Категория: НАУКА и УЧЕБА, РАЗНОЕ

2.39 Mb

Только что пользователи скачали эти книги:

#1

Toyota: Lite-Ace – Town-Ase, праворульные модели 1996-2004 года выпуска (djvu)

15.28 Mb

#2

Общая и неорганическая химия

Н.С.Ахметов

Категория: science, science, exact

6.96 Mb

#3

Менчинская н а развитие психики ребенка

Введение в косметологию. Учебник для косметологов

Дрибноход Юлия

Категория: info, teach, people, health

11.51 Mb

#4

Менчинская н а развитие психики ребенка

Прочность материалов при работе в судовых конструкциях

В.А. Быков

Категория: 1003605-Судостроение

1.15 Mb

#5

Менчинская н а развитие психики ребенка

Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада

Бондаренко Т. М.

Категория: Children

133.00 Mb

#6

Менчинская н а развитие психики ребенка

Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада.Практическое пособие для воспитателей и методистов

ДОУ Б.

4.51 Mb

#7

Менчинская н а развитие психики ребенка

Управление личными финансами на основе 1С:Деньги 8

Н. В. Донина, В. С. Савенок

Категория: money

8.73 Mb

#8

Операции японцев против Циндао в 1914 году

И. С. Исаков

Категория: КНИГИ, ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

54.33 Mb

#9

Внутренняя баллистика ствольных систем и пороховых ракет.

Серебряков М.Е.

14.31 Mb

#10

Физика.

Эллиот Л., Уилкокс У.

18.81 Mb

Источник

Отрасли        психологии

Предисловие

ОТ РЕДАКТОРА

Дневники родителей, отражающие ход развития ребенка, являются одним из наиболее ценных материалов для детской психологии. Систематически ведущийся дневник дает относительно полную историю развития ребенка. Другие методы исследования (например, наблюдения и эксперименты, проводимые в детском саду или в школе) позволяют глубже проникнуть в своеобразие отдельных этапов развития, но они сами по себе не могут дать такой полной картины всего хода развития ребенка, какую рисует правильно веденный дневник. По такому дневнику можно проследить на протяжении ряда лет формирование психических качеств личности ребенка, возникновение и развитие отдельных психических процессов. Только дневник, ведущийся самым близким к ребенку человеком, дает возможность подметить первые проявления отдельных психических свойств или процессов.

Дневник Н А Менчинской представляет большую научную ценность прежде всего потому, что автор его — видный психолог, много работавший по вопросам детской и педагогической психологии. Н. А Менчинская знала, что именно нужно наблюдать, знала, как проводить наблюдение. Иногда, не ограничиваясь простым наблюдением, она проводила со своим сыном небольшие эксперименты, дававшие возможность вскрыть то, что оставалось недоступным неопытному наблюдателю. В этом отношении публикуемый дневник выделяется из всех напечатанных до сих пор дневников русских авторов.

Другой ценной особенностью публикуемого дневника является то, что он захватывает больший период времени, чем это делается обычно в дневниках родителей. Автор вышла за пределы дошкольного детства и отразила в своем дневнике первый год школьной жизни своего сына — период исключительно важный в истории психического развития ребенка.

Наконец, особенный интерес представляет этот дневник потому, что Саша, «герой» этого дневника, это — советский ребенок наших дней, родившийся в годы второй Сталинской пятилетки, переживший Великую отечественную войну.

Н А. Менчинская стремилась всесторонне охарактеризовать развитие своего сына. В известной мере ей это удалось. Естественно, однако, что отдельные стороны психического развития Саши оказались освещенными более глубоко и подробно, чем другие. Больше всего материала записи Менчинской дают по вопросу о развитии мышления и речи. Отдельные вопросы речевого развития Саши представлены с почти исчерпывающей полнотой. Как специалист по вопросам психологии арифметики, Н А. Менчинская сумела дать единственные в своем роде по тонкости и детальности наблюдения за развитием навыков счета и зачатков «арифметического мышления». Очень большой интерес представляют, на мой взгляд, записи, говорящие о развитии воли ребенка, о первых проявлениях у него чувства долга Особенную ценность имеют те места дневника, в которых отразились первые проявления советского патриотизма ребенка.

Такова ценность дневника как научного источника для детской психологии. Но значение этой книги шире. Ее с интересом будут читать не только специалисты, психологи и педагоги, но и широкие круги родителей, кровно заинтересованных в вопросах воспитания. Книга Менчинской ставит много актуальных и острых вопросов семейного воспитания. Не следует искать в дневнике решения этих вопросов, данного в общей форме. Это не руководство по воспитанию, но это очень поучительный рассказ о том, как шло воспитание ребенка в здоровой советской семье, притом семье научных работников, специально занимающихся вопросами педагогики и детской психологии. Они, естественно, допускали отдельные ошибки в воспитании своего ребенка, но они относились к этим ошибкам сознательно и стремились возможно скорее и эффективнее исправить их. Автор дневника не скрывает тех педагогических трудностей, с которыми она сталкивалась, и тех ошибок, которые она допускала. Она говорит о них полным голосом, стремится возможно глубже разобраться в них с тем, чтобы найти пути преодоления трудностей и исправления ошибок Читая эту книгу, не следует забывать, что это не обобщение — научное или художественное. Это — подлинный жизненный документ, в котором отражены в неразрывном единстве общее и частное, типичное и случайное. Вычленение общих закономерностей, отделение типичного от случайного — дело тех исследователей, которые будут работать над этим дневником, сопоставляя его с другими жизненными документами: другими дневниками, материалами наблюдений и экспериментов. Этой задачи автор дневника перед собой не ставил и не мог ставить. Но свою задачу автор выполнил: он дал подробную историю развития и воспитания в семье одного советского ребенка. Это — не глава из педагогики или из детской психологии, но это один из тех камней, на которых строится здание подлинно научной психологии и педагогики.

Действительный член Академии педагогических наук РСФСР, профессор Б. М. Теплов.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

В этой книге дана история жизни одного ребенка от рождения до 8 лет.

Дневники родителей чаше всего ограничиваются периодом дошкольного детства, но автор этого дневника продолжал свои заметки, захватив и 7-летний возраст ребенка. Это диктовалось, прежде всего, стремлением показать в известной завершенности жизнь ребенка в период Великой Отечественной войны и ее влияние на него. Победное окончание войны знаменовало поворотный пункт и в биографии этого отдельного ребенка. Помимо этого, первый год пребывания в школе имеет особое значение в любой детской биографии. Именно в этот период обнаруживаются сильные и слабые стороны дошкольного воспитания, со всей силой выявляются некоторые намечавшиеся ранее черты характера и наблюдается очень тонкий в психологическом отношении переход от дошкольника — к школьнику — ребенку, занявшему новое место в жизни.

Автор дневника — психолог и мать, отсюда понятна та двойная задача, которая стояла перед ней при ведении записей. Книга ни в какой мере не претендует на то, чтобы быть руководством по воспитанию, ибо такое руководство не может быть написано на основе истории воспитания одного ребенка. Тем не менее, каждая мать сможет здесь найти ряд моментов, которые напомнят ей свои собственные трудности, удачи и неудачи, помогут ей проанализироватъ их и более уверенно двигаться вперед в сложном деле воспитания.

Дневниковые записи о развитии психики отдельного ребенка, несомненно, являются необходимым материалом для построения науки – детской психологии. Однако закономерности развития детской психики нельзя выводить на одном ребенке. Поэтому автор и считал своей задачей дать правдивое и документальное описание развития ребенка и воздерживался от широких истолкований и обобщений, от той или иной психологической интерпретации.

При ведении записей я исходила из следующих принципов.

  1. 1. Я пыталась описывать явления в их развитии, стремясь зафиксировать тот момент, когда то или иное явление или психологический факт появилось впервые. Затем я прослеживала его дальнейшую судьбу и те изменения, какие оно претерпевало. Но, естественно, что осуществление этого принципа мне полностью не удалось; нередко из поля зрения ускользали или первоначальный момент появления какого-либо процесса или промежуточные ступени его развития, или, наконец, иногда ускользал завершающий этап.
  2. 2. Нередко я переставала быть пассивным наблюдателем и активно вмешивалась в процесс, внося, таким образом, в свои наблюдения элемент «экспериментирования». Так, например, я неоднократно пыталась вызвать у восьмимесячного ребенка подражание речи и, когда это не удавалось, стремилась вызвать подражание движению. Или я начинала ребенка в 1 г. и 2 м. «обучать» счету, причем в данном возрасте я и не рассчитывала на успех, но меня интересовало, что в этом сложном счетном процессе им усвоено будет в первую очередь и т. п. Хочется предупредить того читателя, который будет искать в этой книге прежде всего решения вопросов воспитания, что такое «экспериментирование» осуществлялось для того, чтобы лучше выявить, как формируется тот или иной процесс, но в целях воспитания оно является, конечно, ненужным.
  3. 3. В своем дневнике я пыталась, по возможности, всесторонне охарактеризовать развитие личности ребенка: развитие его воли и характера, изменение его отношения к людям (детям и взрослым, близким и чужим, друзьям и врагам), отношение к родине, к учению, особенности его игровой деятельности на разных возрастных этапах, начатки трудовой деятельности, развитие его мышления и речи.Полностью реализовать этот принцип мне не удалось, и одни стороны развития личности оказались более ярко и детально раскрытыми (как, например, развитие мышления и, в частности, числовых представлений), другие же (например, развитие движений) остались вопреки стремлениям автора в тени, а третьи (и таких — большинство) оказались раскрытыми не во всей их жизненной полноте.
  4. 4. Описывая развитие психики ребенка, я стремилась возможно более полно обрисовать тот воспитательный фон, на котором происходило это развитие, специально останавливаясь на характеристике воспитательных приемов и пытаясь проследить, какое воздействие они оказывали.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Новости психологии

22.01.2021

«Школа общественного действия» приглашает волонтеров помогать детям из Центральной клинической психиатрической больницы

30.12.2020

Исполнение мечты: как собаки-терапевты делают лучше жизнь особенных детей

25.12.2020

Памяти Клары Самойловной Лебединской

Партнеры

Информационные партнеры

Союз охраны психического здоровья

Источник

Наталья Александровна Менчинская (15.01.1905 – 6.07.1984), российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии.

Читайте также:  Как влияние музыки на развитие ребенка

Биография

Родилась в 1905 году в Ялте. Отец – земский врач. Образование получила в Крымском педагогическом институте.

В 1927 году поступает в аспирантуру в Институте народной педагогике (на базе Второго МГУ). На протяжении нескольких лет готовила материалы для кандидатской диссертации, направленной на изучение проблем развития арифметических операций у детей школьного возраста. Научным руководителем являлся Л.С. Выготский. В итоге диссертация была защищена, после чего Н.А. Менчинская в 1930 году переезжает в Свердловск и начинает работать в качестве преподавателя.

В 1932 году была приглашена в Институт психологии, где работала заведующей лабораторией, рассматривающей проблемы психологии обучения и умственного развития.

В 1952 году была удостоена учёной степени «Доктор психологических наук». Являлась профессором, членом-корреспондентом АПН СССР.

В 1955-1965 гг. работала в качестве учёного секретаря и заместителя директора института по научной работе.

Умерла в 1984 году.

Вклад в науку

Замечание 1

Н.А. Менчинская внесла заметный вклад в отечественную возрастную и педагогическую психологию. Ей были изданы более 150 научно-исследовательских работ, 10 монографий, результаты были достойно оценены, получено несколько премий Академии педагогических наук.

Н.А. Менчинской осуществлялась научная работа под руководством Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, соавторами нескольких работ являлись такие учёные, как Д.Н. Богоявленский, М.И. Моро.

В рамках педагогической психологии Н.А. Менчинской рассматривались вопросы организации обучения школьников, раскрыла подробно связь между таким категориями педагогики, как обучение и развитие, кроме того, являлась непосредственным участником в отборе содержания для программ начальной школы. Стояла у истоков разработки проблем развивающего обучения.

Важным направлением работы Н.А. Менчинской являлась разработка проблем неуспеваемости детей школьного возраста. Результаты отражены в научном труде «Психологические проблемы неуспеваемости школьников», материалы которого используются и в современной школе. В содержание рассматриваемых проблем автором включены следующие вопросы:

  • основные причины, влияющие на возникновение трудностей в обучении;
  • обоснование путей и способов повышения усвоения знаний школьниками.
Читайте также:  К какому врачу обратиться если ребенок отстает в развитии

Н.А. Менчинской подробно изучены закономерности процесса усвоения школьниками знаний, описаны эффективные приёмы, направленные на организацию работы по усвоению учебного материала учащимися. Следуя принципу взаимосвязи обучения и воспитания, усвоение знаний школьниками рассматривалось в качестве важнейшего условия, обеспечивающего психическое развитие учащихся.

Замечание 2

Являясь ученицей Л.С. Выготского, Н.А. Менчинская следовала позиции о важной роли спонтанного обучения в развитии личности. Использование в практической деятельности метода клинического наблюдения за поведением способствовало изучению индивидуальных различий детей, рассматривалась подробно природная активность ребёнка, онтогенез психического развития.

Таким образом, в круг проблем, рассмотренных Н.А. Менчинской, входят следующие:

  • индивидуальные различия школьников;
  • основные причины неуспеваемости;
  • обучаемость и активность личности – взаимосвязь понятий;
  • формирование научных понятий и др.

Основные труды

  • Психологические проблемы неуспеваемости школьников;
  • Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах (в соавторстве с М.И. Моро);
  • Психология усвоения знаний в школе (в соавторстве с Д.Н. Богоявленским);
  • Развитие психики ребенка (дневник матери);
  • Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников.

Источник