Мелкая моторика в психофизическом развитии ребенка
МЕЛКАЯ МОТОРИКА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант
Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т. е. сжимает и разжимает кулачки. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье, бросание, ловля, метание), которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазанье и только потом – ходьба и бег, прыжки.
С рождения и до трех месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения – схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным предметам, касается игрушки.
С 4-7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения – он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает её, перекладывает. С 7 мес. Взрослый играет с ребенком в «ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки, гнезда, матрешку, складывать кубики.
Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, приговаривая при этом пестушки и потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.
Сорока-ворона кашу варила,
кашу варила, деток кормила,
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Ты в лес не ходил,
Ты дров не рубил,
Ты кашу не варил.
Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на 3-4 недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психологи, муз. руководители, инструктор по физ-ре_ и воспитатели.
Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, разделили их на группы и определили назначение.
1 ИГРЫ – МАНИПУЛЯЦИИ
«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» – ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнить самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. С
2 СЮЖЕТННЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Пальчики здороваются»-подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» – из сжатого кулака поочередно появляются пальцы.
«Грабли» -ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Елка»- ладони от себя, пальцы в замок (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
3 ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СОЧЕТАНИИ СО ЗВУКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, т-д, г-к и т.д.
4 ПАЛЬЧИКОВЫЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ГИМНАСТИКА МОЗГА)
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
«Колечко» – поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак, ребро, ладонь»- последовательно менять три положения: сжать в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос»- левой рукой взяться за кончик носа, правой -за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«СИММЕТРИЧНЫЕ РИСУНКИ»- рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки( начинать лучше с круглого предмета: яблока, арбуза и т.д. главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА»-нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза -сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
5 ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СОЧЕТАНИИ С САМОМАССАЖЕМ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от перифирии к центру).
«ПОМОЕМ РУКИ ПОД ГОРЯЧЕЙ СТРУЁЙ ВОДЫ- движения как при мытье рук.
«НАДЕВАЕМ ПЕРЧАТКИ»-большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«ЗАСОЛКА КАПУСТЫ»-движения ребром ладони правой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«СОГРЕЕМ РУКИ»- движения как при растирании рук.
«МОЛОТОЧЕК»- фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«ГУСИ ЩИПЛЮТ ТРАВУ»- пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
6 «ТЕАТР В РУКЕ».
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«БАБОЧКА»- сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения (трепетание пальцев).
«СКАЗКА» – детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.
«РЫБКИ»-кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб.»Сначала они плавали порознь, а потом решили , что вместе веселее».
«ОСЬМИНОЖКИ»-правая рука осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы – пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга. Замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.
К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
Источник
Абламонова Л.Д.
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 32»
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека».
И. Кант
В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И.М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как и неподвижная рука». А исследования М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений пальцев рук и речью.
Речь – это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики проявляется также в том, что тяжесть нарушений артикуляционной моторики связана с тяжестью нарушений функций рук.
Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Рука ребенка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. наблюдения за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш, кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус, у одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить и рисовать.
Дошкольнику предстоит научиться правильно распределять мышечную нагрузку на руки, соответствующая тренировка мышечного тонуса осуществляется в играх типа «мозаика», при работе с штампами, в ручном труде (например, при работе с иголкой и ножницами). Одним из важных моментов в развитии старших дошкольников, является ориентировка на листе бумаги.
Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития; слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.
Моторный навык у ребёнка будет вырабатываться совместно со взрослым в процессе работы по принципу «рука в руку» (взрослый берёт руку ребёнка с карандашом в свою руку и вместе с ним воспроизводит образец). Данный способ я использую в работе с детьми, испытывающими проблемы с координацией движений пальцев рук. Это особенно важно при подготовки ребёнка к школе, так как есть дети с проблемами со здоровьем, и им необходим индивидуальный подход. А развитие моторного навыка позволяет улучшить не только координацию, а также повысить самооценку дошкольника, он становится более уверенным в себе. Особое внимание необходимо уделить тому, чтобы ребёнок не только отрабатывал моторный навык, но и постоянно соотносил полученное изображение с образцом. В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие задания:
А) нарисовать простой узор
Б) поиграть в игру «Трудные виражи». Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых – машины, а в другом – дом. Потом говорите ребёнку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным» Ребёнок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам Ваших дорожек.
В) Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. «Колечко» – поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак-ребро-ладонь» – последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос» – левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» – рисование в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.) Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку.).
Работу по развитию тонкой моторики я организовала с детьми, используя комплексный подход, он включает в себя и работу с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезание (особенно плавное, не отрывая ножниц от бумаги). Одним из эффективных упражнений является проделывание нитки в игольное ушко (вышивание). В практике часто использую штриховку (это также один из способов развития моторики). Важно научить ребёнка штриховать. Он должен штриховать те предметы, которые он нарисовал. Это развивает воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Также, детям нравятся и пальчиковые игры, они разучивают их с большим удовольствием и легко запоминают:
Комплекс пальчиковых игр
по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников.
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
Пальчиковые игры
«Шла машина»
Шла машина дождевая, (поочередные притопы)
Словно туча шла живая, (добавить шлепки по коленям)
Два фантана впереди, (добавить качание головой)
Берегись-не подходи!
Между тем из тучки черной (вращать руками в воздухе)
С громыханьем во всю мощь (сильно топать ногами)
Лил веселый, лил задорный (шлепки по груди и по коленям)
Долгожданный летний дождь
«Тропинка»
Шла тропинка, шла, шла (2 хлопка, 2 шлепка по груди)
К речке подошла. (2 хлопка, 1 шлеп по коленям)
Удивилась, потопталась (развести руки в стороны, притопнуть)
С речкой тихо пошепталась, (шелестеть ладошками)
Под воду ушла, (присесть)
А за речкою не слышно (встать, шлепки по коленям)
Из воды тропинка вышла.
Дальше побрела (притопы)
Пыль с себя стряхнув немножко (стряхнуть)
Да водицы на дорожку (почерпнуть ладошками, вылить на себя)
У реки взяла
«Летела муха»
Летела муха около уха (вращать рукой около уха)
Ис-ис
Летели осы около носа: с-с (вращать рукой около носа)
Летел комар, звенел: з-з (показать пальцем в разные стороны)
На лоб сел,
А мы его поймали (прижать рукой лоб)
В кулачок зажали, (зажать кулачок)
Послушали и отпустили (разжать кулачок)
«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяются в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание пальцев обеих рук)
1, 2, 3, 4, 5 – (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять (руки вниз, встряхнуть кистями)
1, 2, 3, 4, 5 – мы закончили считать (то же)
«Замок»
На двери висит замок. (руки в «замок»)
Кто открыть его бы мог? (разжать)
Потянули, (тянуть)
Покрутили, (крутить)
Постучали (стучать основаниями ладоней)
И открыли! (расцепить)
«Бойцы молодцы»
Пальцы эти – все бойцы, (растопырить пальцы на обеих руках)
Удалые молодцы. (сжать пальцы в кулак)
Два – больших и крепких малых, и солдат в боях бывалый. (положить ладони на стол, приподнять два больших пальца)
Два – гвардейца – храбреца, (приподнять указательные пальцы)
Два – сметливых молодца. (приподнять средние пальцы)
Два – героя безымянных, но в работе очень рьяных. (приподнять безымянные пальцы)
Два мизинца – коротышки – (приподнять мизинцы)
Очень славные мальчишки! (хлопнуть ладонями по столу)
«Овечка»
Вот кудрявая овечка (раздвинуть руки, округлив ладони)
Шерстка белая в колечках, (сцепить пальцы «колечками»)
Шерстка мягкая, густая – шубка у овцы такая. (погладить одной ладонью другую)
В шубке этой очень жарко!
Дай мне шерстки, коль не жалко. (руки ладонями вверх)
Я колечки состригу (указательным и средним пальцами изобразить «ножницы»)
И в комочек соберу. (кистями сделать «комочки»)
Крутится, вверено, («моталочка»)
Ниточку прядет оно. (большим и указательным пальцами тянуть воображаемую нить)
Нитку я перебираю, (перебирать «нить»)
Из нее клубок мотаю (имитировать указанные действия).
Вот теперь возьму я спицы (а вязать я мастерица),
Петлю к петле нанижу, шарф и варежки свяжу.
Подарю я Марьюшке теплый шарф (руки ладонями вверх, пальцы соеденены кончиками)
И варежки. (положить кисти ладонями вниз)
«Теремок»
Стоит в поле теремок. (изобразить «дом»)
На дверях висит замок. (большие пальцы перекрестить)
Как бы нам замок открыть;
В теремок зверей пустить?
Слева зайка, справа мишка.
– Отодвиньте – ка задвижку! (пальцами захватить друг друга сверху вниз, тянуть руки в противоположные стороны)
Слева ежик, справа волк:
– Нажимайте на замок! (те же действия)
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок! (расцепить пальцы)
Данные пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, действий движениями рук стимулируют развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, игры расширяют кругозор и словарный запас детей, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Учитывая огромное значение развития мелкой моторики у детей, задача педагогов и детских психологов – донести до родителей важность данной проблемы. Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов. Родители, педагоги должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Список литературы:
1. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 2009 г.
2. Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. Москва, Обруч, 2011.
3. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К. : ГИППВ, 2012.
4. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры» Из-во «Феникс» 2013г.
5. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2010 г. – №1. –(С. 60-64.)
6. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2011 г.
Источник
Наталья Стреблянская
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Мелкая моторика в психофическом развитии дошкольников.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И. Кант.
Ребенок только родился и уже осуществляет хватательные движения, т. е. сжимает и разжимает кулачок.
Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, ползание и лазание, бросание, ловля, метание) которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазание и только потом ходьба, бег, прыжки.
С рождения до трех месяцев взрослый согревает руки малыша, делает мелкий массаж рук, пальцев, кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения – схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики). С четырех до семи месяцев у ребенка появляются произвольные движения – он захватывает мягкие игрушки, бусы.
С шести месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С семи месяцев взрослый играет с малышом в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, матрешку, кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мамы и бабушки играли с пальчиками малыша, припевая при этом частушки, потешки.
Так взрослые мудро и с любовью поучали ребенка.
Сорока – ворона
Кашу варила, деток кормила,
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Ты в лес не ходил,
Ты дров не рубил,
Ты кашу не варил.
Специалистами доказано, ежедневные пальчиковые упражнения, массаж кисти и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три на четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Как правило, комплекс пальчиковой гимнастики применяется логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель инструктор по физической культуре) и воспитатели.
Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию.Они разделены на группы:
1. Игры – манипуляции.
«Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» – указательным пальцем осуществляет круговые движения. «Пальчик – мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Раз, два, три, четыре, кто живет в твоей квартире?», «Пальчики пошли гулять» – ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются» – подушечки пальцев соприкасаются с большими пальцами (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветочек» – из сжатого кулачка поочередно» появляются» пальчики.
«Грабли» – ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Елка» – ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых деревья.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец,или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, г-к.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
«Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Ухо, нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмерка».
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с само массажем рук и пальцев руки.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, подавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струей воды»
«Надевание перчатки»
«Засолка капусты»
«Согреем руки»
«Молоточек»
«Гуси пощипывают траву»
6. Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус. Развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка», «Сказки», «Рыбки», «Осьминожки».
Пальчиковую гимнастику можно выполнить в режиме дня.
1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Я вас всех приветствую. (пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки).
2. Во время утренней гимнастики. Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.). Детям предлагают «поиграть с предметами», например, передать мяч из рук в руки.
Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок».
3. На физ. минутке (три – четыре упражнения).
Разминка начинается с упражнений для группы мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье, поскольку на занятии как правило устает все рука, а не только кисть. Детям предлагают махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений – сжать пальцы в кулак, разжать как двумя руками сразу, так и по очереди каждой рукой.Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложными движениями («Пальчики здороваются» или «Коготки», далее «Надеваем перчатку» и прокатывание грецкого ореха.
На достаточно сложных занятиях используются пальчиковые упражнения из серии «гимнастики мозга».
4. На физкультурных занятиях.
Пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а само массаж кисти с помощью массажных мячей.
5. Перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу.
Детям очень нравится показывать «театр в руке». «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села на лодку. Приплыли они в густой лес, в котором стоят густые, пушистые ели…» (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).
6. На прогулке в теплое время года.
После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др.
Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки. «Гусь», «зайчик – кольцо».
7. На праздниках, развлечениях, во время досуга.
На развлечениях, в ходе которых активизируется мелкая моторика рук («Передай мяч», «Посадка картошки,детям предлагают:
• выложить фигурку из физкультурного инвентаря (кегли, гимнастические палки, обручи и др.);
• построить стену, забор, пирамиду из кубиков;
• провести мелом линию в «лабиринт», не коснувшись его края;
• составить слово из кубиков, на котором нарисованы буквы.
Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникабельности.
К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»
Волгоград 2006 год.
Источник