Мелкая моторика с нитками развитие мелкой моторики у ребенка
Ольга Шмидт
«Волшебные ниточки». Развитие мелкой моторики с использованием техники конструирования и рисования нитками
«Волшебные ниточки»
Развитие мелкой моторики с использованием техники
конструирования и рисования нитками
В своей методической разработке мы предлагаем еще один способ развития мелкой моторики – рисование и выкладывание узоров кусочками шерстяных ниток. Техника «Волшебные ниточки» будет интересна воспитателям детских садов, психологам и логопедам, т. к. ее можно использовать в непосредственно образовательной деятельности: на игровых занятиях по развитию речи, на занятиях по рисованию, счету, фрагментами и на различных других занятиях. Родители также могут использовать эту технику в совместных играх с детьми, при изготовлении поделок, как интересное занятие в дороге или в ожидании, к примеру, приема у врача.
Для чего нужно развивать мелкую моторику?
Навыки мелкой моторики помогают совершать как примитивные жесты и движения (например: что-то брать в руку, так и достаточно сложные, например: играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать. От того, как развита мелкая моторика руки зависит почерк человека. Неумение рисовать, несформированность графических навыков и умений мешают ребенку изображать объекты окружающего мира, самовыражаться, что влияет и на его самооценку.
Развитие мелкой моторики ребенка определяет качество его жизни, так как с ней связано большое количество бытовых действий (одевание и раздевание, застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, вдевание нитки в иголку и др.).
В. А. Сухомлинский совершенно справедливо утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках пальцев”. Головной мозг, кончики пальцев рук и артикуляционный аппарат (движение губ, языка и нижней челюсти при речи) связаны между собой теснейшим образом. Развитие мелкой моторики связано с левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих важнейших психических функций и учебных навыков.
Систематические упражнения движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, также стимулирующим влиянием на развитие речи. Поэтому развитие мелкой моторики у ребенка помогает ему быстрее и лучше заговорить. Задача специалистов и родителей: стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, тем самым активизировать речевой центр.
Известны два вида средств стимулирования моторного центра:
традиционные: пальчиковые игры, гимнастика, лепка, конструирование, мозаика и т. д.
нетрадиционные (с использованием нестандартного оборудования) – массажные мячики, коврики, прищепки, счетные палочки и шестигранные карандаши, бусы, пуговицы, эспандеры, выкладывание узоров с помощью крупы, рисование на песке, крупе, манке, шнурки, веревочки и т. д.
Используя технику «Волшебные ниточки» можно решать следующие задачи:
1. развитие мелкой моторики рук;
2. подготовка руки к письму;
3. развитие зрительно-моторной координации;
4. формирование пластичности, плавности и точности движений;
5. развитие художественно-эстетического восприятия;
6. формирование способности представлять, планировать, анализировать будущий рисунок.
7. развитие творческого воображения у детей;
8. воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Оборудование и материалы:
Для работы нужны шерстяные нитки разного цвета толщиной от 3 до 5 мм, нарезанные на мелкие кусочки разных размеров (от 2 до 30 см). Основой для выкладывания узоров может быть любая поверхность (в домашних условиях это: пол, стол, диван, подушка, платок, лист картона). На занятиях в детском саду можно использовать бумагу, картон, бархатную бумагу, а также отрезы ткани: лен, фетр, фланель. Для изготовления поделок: картинок, открыток рисунок лучше закрепить на клей ПВА.
Основная часть
Техника рисования и конструирования «Волшебные ниточки» предлагаем начинать осваивать уже в средней группе. Есть опыт использования техники и в младшей группе. Так как внимание и интерес ребенка 3-х лет быстро иссякают, игра проходит в течение пяти минут, где сюжет предлагает взрослый, а ребенок подражает движениям, выкладывая работу совместно с взрослым. К примеру, это может быть травка, лучи солнца, дождик, дорожка к домику, волны на море. Такое занятие лучше проводить индивидуально, включать в него пальчиковую гимнастику, артикуляционные упражнения, потешки, стихи и другие развивающие игры.
Начиная со средней группы, продолжительность занятия увеличивается до 15-20 минут. В вводной части можно использовать загадку по теме занятия. В основной части занятия взять психогимнастическое упражнение, пальчиковую гимнастику или динамическу паузу. В конце занятия подвести итоги, устроить выставку работ.
Данную технику можно использовать на занятиях по развитию речи, занятиях по рисованию, на тематических занятиях «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Зима», «Дикие, домашние животные», «Транспорт», «Космос», «Цифры», «Эмоции», «Моя семья», «Одежда» и т. д.
Этапы освоения техники:
1. Знакомство со свойствами ниточек. Идет формирование познавательной активности, развитие тактильной чувствительности рук. Вопросы-помощники для изучения: Какие ниточки на ощупь? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны ниточки? Для чего их используют люди? Можно провести сортировку: по цвету, по длине.
2. Выкладывание простых элементов. Задача ребенка сделать травку для цыпленка, дорожку для машинки, дождик из тучки, волны на море. Игра проводится на листе бумаги, бархатной бумаги или на фланели. Персонажей можно нарисовать заранее или рисовать в ходе занятия, можно использовать игрушки или картонные фигурки. Создается проблемная ситуация которую ребенок должен решить, используя технологию. Например: «Цыпленок вышел погулять на улицу, пощипать травку. А где же травка? Давай поможем ему». Выкладывание может быть горизонтальным, вертикальным, свободным, т. е. разнонаправленным.
3. Выкладывание простых узоров. Ребенку предлагается выложить рисунок ниточками по контуру. Задание выполняется прямо на образце.
4. Выкладывание легких рисунков. Образцы – контурные фигуры фруктов (яблоко, груша, апельсин и т. п., овощей (помидор, огурец, тыква и т. д., грибов. Предлагаем ребенку выбрать свой способ работы: можно выложить ниточки на образец, а можно взять бархатную бумагу или ткань и выложить рисунок самостоятельно.
5. Следующим этапом будет заполнение формы цветом, т. е. повторяя контур, мы «закрашиваем» фигуру ниточками.
6. Выкладывание более сложных рисунков (изображение животного, дерево, корабль, машина и т. д.)
7. Создание сюжетных картин. С помощью трафаретов, шаблонов дети могут самостоятельно перевести рисунок на картон, создавая сюжет картинки. Выкладываем картинку ниточками, добавляем детали и рассказываем историю по картинке. Такие сложные картинки с мелкими деталями можно делать с помощью клея. На контур наносится клей ПВА, на него накладываются ниточки таким образом, чтобы получился ровный контур рисунка. Заполнять фигурки цветом также можно с помощью клея. Тогда картинку можно долго хранить, поставить на выставку, подарить ее родителям.
8. Творческое задание «Ассоциация» для детей старшей, подготовительной группы. Ребенок выбирает ниточку или несколько и просто кладет их на фон в свободном порядке, можно ниточку бросить на основу. «На что это похоже?» Ребенок рассматривает получившийся рисунок или деталь и находит сходство с каким-либо предметом. И начинается сказка: «Жил был…» Ребенок с помощью взрослого выкладывает остальные детали, меняет что-то, добавляет, рассказывая свою сказку. Роль взрослого в этом занятии активная. С помощью вопросов «А что было дальше? А почему он так сделал? Куда бы нам отправиться путешествовать?» мы помогаем ребенку развивать сюжет. Для создания положительного эмоционального настроя важно, чтобы сказка закончилась счастливым концом и у ребенка остались положительные эмоции от занятия.
Заключение
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшийся конструктор, работать с пазлами, мозаикой, они отказывают от любимых другими детьми лепки и аппликации, на занятиях не успевают за другими детьми. Таким образом, возможности познания мира такими детками оказываются ограничены. Они часто чувствуют себя неумелыми в элементарных действиях. Это негативно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Со временем уровень развития мелкой моторики руки оказывается недостаточным и для освоения письма, наряду с речевыми нарушениями, появляются проблемы в школе.
Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики ребенка и использовать для этого самые разнообразные средства.
Техника рисования и конструирования «Волшебные ниточки» удобна и проста в использовании. Ее могут применять не только воспитатели, психологи, логопеды на тематических занятиях по развитию речи, рисовании, математике, но и, родители в домашних условиях, на отдыхе, в дороге и т. д. Для родителей это еще и хороший способ общения и взаимодействия с детьми, т. к. играть с «Волшебными ниточками» нравится и взрослым тоже. Обучающее занятие по ознакомлению с техникой для специалистов дало много положительных отзывов. Для педагогов – это отличная возможность творческого самовыражения, снятие эмоционального напряжения, профилактика эмоционального выгорания, а также поддержание педагогической компетентности и знакомство с разнообразием средств по развитию мелкой моторики.
Источник
Пишко Инна
Нетрадиционная работа с нитками как способ развития мелкой моторики пальцев рук у ребенка
Нетрадиционная работа с нитками, как способ развитие мелкой моторики пальцев рук у ребенка. Подготовила: Пишко Инна Николаевна,
воспитатель МБДОУ «ДС№ 83
«Золотой петушок»
г. Норильск, район Талнах
Отношение к рукам человека всегда было особенным, потому что руки добывали все необходимое для жизни человека. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно очень давно. Например, в Китае, во 2 веке до нашей эры, были распространены упражнения ладоней с металлическими и каменными шарами, что не только улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, но и развивает координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус.
В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают все большего значения. В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
Игры и занятия, способствующие развитию мелкой моторики, оказывают стимулирующее действие на развитие речи. В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук находятся рядом, что позволяет рассматривать кисть руки как «органы речи». Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, нужно не только развивать артикуляционный аппарат, но и мелкую моторику.
С введением ФГОС все виды детской деятельности требуют амплификации-усложнения, углубления, обогащения. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества.
В этом году я реализую проект на подготовительной группе: «Волшебная ниточка», где мы с детьми используем нитки в нетрадиционных видах изодеятельности. Мы используем элементы вязания, как для создания полноценных работ, так и для отдельных элементов. Эта деятельность направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Дети учатся творить настоящие чудеса собственными руками. Занятия проходят в теплой атмосфере, где ребята не только обучаются рукоделию, но и учатся общаться и помогать друг другу. В процессе занятий вязания крючком формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, развития художественно – творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпе деятельности.
Актуальность и целесообразность данной программы заключается в следующем. В детстве особенно важно научиться работать руками. Давно известно, что мелкая моторика пальцев рук активно развивает мышление. Аккуратная, мелкая и тонкая работа руками развивает внимание, способствует точности и ясности речи, хорошо организует и дисциплинирует мышление. Кроме того, если выполненная ребенком работа обладает высоким качеством, то этот труд приносит маленькому мастеру ни с чем несравнимые удовольствие и пользу, поскольку положительные эмоции при выполнении любой работы пробуждают желание творчески подойти к делу, развивают фантазию, интерес. А в итоге делают личность маленького человека богаче, ярче, целеустремленнее. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема знаний. Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение обучающихся знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно – гигиенические требования к занятиям ручного труда. Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные работы важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что малыш может сделать что-то красивое и удивительное для близких своими руками (при разумно организованной помощи взрослых); коллективные же работы объединяют детей и взрослых, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку.
Вместе с детьми мы принимаем участие в различных конкурсах декоративно-прикладного искусства и получаем дипломы разного уровня.
Целью данного проекта является развитие личности ребенка путем творческого самовыражения через освоение вязания крючком как один из видов прикладного творчества.
Задачи, которые мы решаем с помощью этой деятельности:
1. Познакомить с историей, техниками работы по рукоделию и учить детей осваивать разные виды и способы вязания крючком;
2. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении;
3. Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества;
Сейчас дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, наши родители вовлечены в нашу работу.
Основная задача по нетрадиционной работе с нитками – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые сюжеты, используя нитки, используют разные виды ниткографии для изображения характерных особенностей создаваемого образа. В ходе работы у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться, участвовать в жизни группы.
Источник
Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью аппликации из ниток
Цель: Развивать тактильные ощущения, моторику пальцев
Задачи:
1.Развитие координации движений пальцев рук путем специальных упражнений.
2.Развитие чувств ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слов и жестов.
3. Развитие ручной умелости (точность произвольных движений рук, глазомер, аккуратность, настойчивость).
4.Развитие концентрации и устойчивости внимания, сосредоточенности, усидчивости.
Развитие мелкой моторики рук – это кратчайший путь для достижения максимальных успехов в развитие ребенка. Внимание, координация движений, мышление, воображение, зрительная и двигательная память, наблюдательность, речь – все они напрямую связаны с мелкой моторикой рук. Развитие этих навыков в дальнейшем скажется на жизни ребенка в целом. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.
Работа по формированию у детей тонких движений пальцев многогранна: это дидактические игры и упражнения, театр 5 пальчиков, развитие пальцевой живописи и аппликации из прикладного материала (из опилок, чая, кофе, круп), лепке из пластилина и теста. Но я хочу остановиться на обучении детей аппликации из ниток – как одном из способов развития пальчиковой моторики.
В этом виде продуктивной деятельности развивается пальчиковая моторика, так как дети работают с мелко нарезанными нитками, развивается зрительный контроль над движением руки (происходит связь рука – глаз). Все это будет хорошим помощником в школе.
Обучение аппликации из ниток производится по следующим этапам работы.
1 Создание психологической готовности детей к предстоящей деятельности:
– знакомство с творчеством,
– ознакомление с видами ниток (цветом, толщиной, качеством),
– ознакомление с видами аппликации.
2 Создание условий для начала работы и техника безопасности.
3 Планирование предстоящей деятельности с показом приемов и непосредственная работа по аппликации из ниток.
4 Организация контроля со стороны воспитателя и обсуждение результатов.
5 Интеграция образовательных областей – связь с развитием речи и художественно эстетическим развитием.
Дети учатся подробно комментировать свои действия, с помощью вопросов вовлекаются в описание действий. Постепенно у детей формируется потребность самим объяснять свои действия и оценивать то, что получилось. При обучении вышиванию используются пословицы о труде, о рабочих руках, их объяснение, загадывание загадок. А это работа над обогащением словаря.
Во время аппликации из ниток дети овладевают множеством соизмерительных действий: – это подбор нити нужного цвета, и глазомерная длина нарезаемых кусочков нити, т.к. при обучении в школе им нужно будет соблюдать размеры, расстояния между буквами, цифрами, их элементами. А это связь с умственным воспитанием и сенсорикой.
– это развитие анализаторов: тактильного и зрительного, что способствует улучшению умственных способностей, все это подводит ребенка к анализу, синтезу, умозаключению, рассуждению, развитию словесно-логического мышления. Дети учатся ориентироваться на плотном картоне (основе для аппликации), у них развивается восприятие. Здесь очень хорошо используется прием «думать вслух»- когда дети выполняют аппликацию и приговаривают над своими действиями, запоминают и экспериментируют.
– связь с изодеятельностью: дети упражняются в сочетании и подборе цветов, формировании эстетического вкуса.
Художественный ручной труд – это творческая работа с различными материалами, в процессе которой создается поделка.
Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками поделки (картины, натюрморта, подарка).
Занимаясь аппликацией из ниток, ребенок развивает не только моторику пальцев рук, но и узнает много нового, развивает образное и пространственное мышление, также дети знакомятся с цветовой гаммой («теплые» и «холодные» цвета). Рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. В работе по аппликации из ниток используются следующие принципы работы:
-принцип самостоятельности
-принцип этапности (от простого к сложному)
-принцип индивидуальности
-принцип интеграции с другими видами деятельности.
Источник