Мелани кляйн большое значение придавала в развитии ребенка
Мелани Кляйн рассматривала отношения матери и ребенка как ключевые для развития личности, становящиеся своего рода прототипом для всех последующих отношений в жизни человека. Одним из важнейших моментов теории Кляйн стало то, что, по ее мнению, психическое развитие ребенка в первый год жизни определяло многое для взрослой личности. Особое значение первого года жизни отличает ее модель от модели развития Фрейда, по мнению которого, определяющими являются первые пять лет жизни.
Теория развития Кляйн осталась совместимой с теорией Фрейда, так как она признает мотивирующую роль, которую играют инстинктивные влечения.
Кляйн говорила о том, что у новорожденного уже имеется зачаточное Эго, которое в состоянии чувствовать тревогу, использовать защиты и начинать формировать объектные отношения в фантазии и реальности.
По мнению Мелани Кляйн, эго развивается через непрекращающийся процесс интроекции и проекции объектов. От рождения младенец находится в отношениях с матерью, а конкретнее, с материнской грудью в качестве основного объекта.
Грудь является амбивалентным частичным объектом: в какие-то моменты идеальным, приносящим удовлетворение, в другие моменты разочаровывающим и фрустрирующим. Собственные агрессивные импульсы младенца приводят к персекуторным чувствам по поводу груди.
Теория развития Кляйн подчеркивает роль врожденной амбивалентности вследствие нативного конфликта между влечениями к жизни и смерти и фантазмов в раннем развитии.С самого рождения ребенок пытается справиться с этим напряжением посредством проекции влечения к смерти на объекты. Мелани Кляйн развила теорию Зигмунда Фрейда о влечении к смерти в собственную концепцию зависти и деструктивных чувств детей раннего возраста по отношению к матери.
Кляйн считала разрешение врожденного конфликта по отношению к матери и груди центральным в развитии личности, конфликт, по ее мнению, разрешался при совмещении противоречивых представлений о другом, в данном случае, о матери, то есть признанием существования амбивалентности. Фактическая материнская забота способствует разрешению этого конфликта, так как усиливается хороший объект, который интроецируется и становится в дальнейшем частью эго.
Мелани Кляйн использовала термин фантазия, называя так психическое выражение инстинктов. Так как инстинкты находятся на границе соматического и психического, фантазии, производные от них, также описываются как одновременно соматические и психические явления. Через умение фантазировать младенец тестирует свой внешний и внутренний опыт. Внешняя реальность постепенно может влиять и изменять сырые гипотезы, созданные фантазиями. Фантазия является деятельностью и одновременно продуктом деятельности.
«В теории объектных отношений бессознательные фантазии являются репрезентацией тех соматических событий в теле, которые включают в себя инстинкты и представляют собой физические ощущения, интерпретируемые как отношения с объектами, вызывающими эти ощущения».
Можно сказать, что влечения в психической реальности представлены в виде бессознательных фантазий, которые становятся внутренним результатом влечений. Такие механизмы как интроекция и проекция передают значение фантазий об инкорпорации и исторжении. Одной из первичных бессознательных фантазий является врожденное знание о соске и рте.
Мелани Кляйн отмечала важность отношений с материнской грудью и матерью и сделала заключение, что если первичный объект, который интроецируется, укореняется в Эго с достаточной стабильностью, то закладывается основа для удовлетворительного развития. Но фрустрация от исчезнувшего навсегда пренатального единства с матерью проявляется даже в ситуации комфортного кормления.
Кляйн использовала идею Винникотта о важности окружающей среды в своей концепции первичного хорошего объекта, который является не только результатом инстинктов и коренится в фантазиях, но и зависит от внешнего воспитания.
Для Мелани Кляйн нормальное развитие главным образом включает в себя управление противоположными внутренними силами, любовью и ненавистью, созиданием и разрушением.
Она заменяет концепцию Фрейда о стадиях развития концепцией позиций. Использование термина “позиция” подчеркивает, что ее следует рассматривать как «конкретную конфигурацию объектных отношений, тревоги и защиты, которые сохраняются на протяжении всей жизни».
Мелани Кляйн описывает две позиции: параноидально- шизоидную, занимающую первые три или четыре месяца жизни, и депрессивную, которая начинается приблизительно после трех или четырех месяцев жизни. Обе позиции продолжают играть важную роль, в разной степени и в зависимости от различных обстоятельств, на протяжении детства, юности и взрослой жизни.
Параноидально-шизоидная позиция: эго младенца испытывает беспокойство из-за врожденного конфликта между противоположными инстинктами жизни и смерти (проявляется как деструктивная зависть к первому частичному объекту- материнской груди) и взаимодействием в реальности.
Так что с самого начала жизни отношение к первичному частичному объекту (материнской груди) является двойственным: хорошая часть, идеальная и приятная; плохая часть, фрустрирующая и преследующая.
Параноидально-шизоидная позиция характеризуется персекуторной тревогой, состоянием, когда младенец боится быть уничтоженным плохим объектом, таким образом, объясняется использование термина “параноидальный”.
Термин “шизоидный” употребляется в данном случае в контексте того, что младенец поддерживает отношения с хорошим объектом, отбрасывая плохую его часть, еще не понимая, что с ним взаимодействует один и тот же объект, то есть происходит расщепление младенческого эго.
Эго младенца еще не имеет способности к интеграции, поэтому младенец использует всемогущее отрицание для того, чтобы устранить преследующий его объект и управлять внутренними импульсами.
Депрессивная позиция – любопытный термин, который на самом деле имеет мало общего с депрессией, описывая интеграционный процесс. Она представляет собой значительный шаг в развитии, когда младенец открывает, что ненавистная грудь и любящая грудь – это одно тоже. Мать начинает быть целостным объектом, который может быть и хорошим, и плохим. Любовь и ненависть, внешняя реальность и интрапсихическая реальность (фантазии) так же начинают сосуществовать.
Источник: https://chancefund.ru/post/melani-klyain-o-teorii-obektnykh-otnoshenii
Источник
Ìåëàíè Êëÿéí (1882-1960) è ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ èãðîâàÿ òåõíèêà.
Èñêóññòâîâåä è ïñèõîàíàëèòèê Ì.Êëÿéí â èãðå ðàçðåøàëà ðåáåíêó âûðàæàòü åãî ýìîöèè è ôàíòàçèè òàê, êàê îíè âîçíèêàþò áåç âîñïèòàòåëüíîãî è ìîðàëüíîãî âëèÿíèÿ è äàæå ñîîáùàëà åìó, ÷òî ïðîèñõîäèò â åãî áåññîçíàòåëüíîé ôàíòàçèè (êðàòêî è ÿñíî â âûðàæåíèÿõ ñàìîãî ðåáåíêà). Ìåëàíè ñ÷èòàëà, ÷òî íå ïîäàâëÿòü äåòñêèå àãðåññèâíûå ôàíòàçèè âî âðåìÿ åãî èãðû ñ èãðóøêàìè è æäàòü ïîÿâëåíèÿ ÷óâñòâà âèíû çà àãðåññèþ, à ýòî è èçìåíÿåò åãî îòíîøåíèå ê âðàæäåáíîìó äëÿ íåãî, êîíêðåòíîìó ëèöó. Êëÿéí ðàññìàòðèâàëà ñâîáîäíóþ èãðó äåòåé êàê èíòåðïðåòàöèþ áåññîçíàòåëüíîãî ðåáåíêà áåç âìåøàòåëüñòâ, êîòîðûå â òî âðåìÿ ïðîïàãàíäèðîâàëà Àííà Ôðåéä. Ì.Êëÿéí îáíàðóæèëà, ÷òî èíòåðïðåòàöèÿ ìîäèôèöèðóåò òðåâîãó äåòåé, çàòðàãèâàåò íåãàòèâèçì ðåáåíêà, ïîòîìó ÷òî â îáúÿñíåíèè ôàíòàçèé ðåáåíêà ðàñïîëàãàåòñÿ òî÷êà ìàêñèìàëüíîé òðåâîãè ïðîèñõîäèò ñäâèã â ïîçèòèâíîì íàïðàâëåíèè. Äðóãèå àíàëèòèêè òîãî âðåìåíè áûëè íàïóãàíû îòêðîâåííûìè è ãëóáîêèìè èíòåðïðåòàöèÿìè Ì.Êëÿéí è ýòî íå îäîáðÿëè. Çíà÷èìîñòü ïðèðîäû èãðû ïóòåì èñòîðæåíèÿ âíóòðåííèõ êîíôëèêòîâ, ðåáåíêîì ëó÷øå ïåðåíîñèòñÿ. ×åðåç èñòîðæåíèå è îò÷àÿíèå ê èçáàâëåíèþ è ðàäîñòè! Ä.Á. Ýëüêîíèí â ñâîåé ðàáîòå: “Òåîðèè è ïðîáëåìû èññëåäîâàíèÿ äåòñêîé èãðû”, çàìå÷àåò: “Ì.Êëÿéí ñ÷èòàåò, ÷òî èãðà è èãðîâàÿ òåðàïèÿ çàìåùàåò òåõíèêó ñâîáîäíûõ àññîöèàöèé, íà êîòîðîé áàçèðóåòñÿ ïñèõîàíàëèç âçðîñëîãî.  ñèñòåìå Ì.Êëÿéí êàæäîå äåéñòâèå ðåáåíêà â “èãðîâîé ñèòóàöèè” èìååò ãëóáîêî ñèìâîëè÷åñêîå çíà÷åíèå. Çàäà÷à èãðîâîé òåðàïèè çàêëþ÷àëàñü â òîì, ÷òîáû ñäåëàòü òàêèå áåññîçíàòåëüíûå òåíäåíöèè ñîçíàòåëüíûìè. …Äåòñêàÿ èãðà îáëåã÷àåò ÷óâñòâî âèíû” (47). Ýëüêîíèí çàìå÷àåò, ÷òî çàäà÷à èãðû ñíà÷àëà âûÿâèòü ñêðûòûå òðåâîãè è âèíó ðåáåíêà, à ïîòîì îáëåã÷èòü èõ. Êëÿéí ñ÷èòàëà:
1 ÷åëîâå÷åñêèé ðàçóì ñ ñàìîãî íà÷àëà ìûñëèò â òåðìèíàõ îáúåêòîâ âìåñòî ñ èõ îòíîøåíèåì äðóã ê äðóãó è ê ñóáúåêòó.
2. ðåáåíîê õî÷åò îñâîáîäèòüñÿ îò íåñ÷àñòèé â ñâîåì âíóòðåííèì ìèðå è äåëàåò ýòî ïóòåì ýêñòåðèîðèçàöèè âî âíåøíèé ìèð íàèõóäøèõ ñèòóàöèé ïðåñëåäîâàíèÿ;
3. ÷àñòü åñòåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà çàêëþ÷àåòñÿ â ïîèñêå íîâûõ îáúåêòîâ êàê çàìåñòèòåëåé äëÿ ïðåäûäóùèõ, è èãðóøêè è òîâàðèùè ïî èãðàì – îäíà èç ôîðì îñóùåñòâëåíèÿ ñèìâîëèçàöèè òàêîãî ðîäà;
4. ðåáåíîê îáðàùàåòñÿ ê íîâûì îáúåêòàì èç-çà êîíôëèêòîâ ñ ðàííèìè îáúåêòàìè, òàê ÷òî ïåðåäûøêà äîñòèãàåòñÿ, êîãäà íàéäåí íîâûé îáúåêò (ñèìâîë).
Ýòè ïðîöåññû áåññîçíàòåëüíû è ïðåäñòàâëÿþò áîðüáó ïñèõèêè ðåáåíêà ñ òðóäíîñòÿìè. êîòîðûå ñòàâÿò ïåðåä íåþ å¸ èìïóëüñû è îáúåêòû. Èãðà, ñ òî÷êè çðåíèÿ Êëÿéí, äëÿ ðåáåíêà ñåðüåçíîå çàíÿòèå, à íå âñåãî ëèøü áàíàëüíîå ðàçâëå÷åíèå èëè òîëüêî óïðàæíåíèå â îâëàäåíèè ìàòåðèàëüíûì îêðóæåíèåì ( Ð.Õèíøåëâóä . Ñëîâàðü Êëÿéíèàíñêîãî ïñèõîàíàëèçà. “Êîãèòî-öåíòð” Ì. 2007. ñ 303-304).
À. Ô. Óñêîâ â ïðåäèñëîâèè ê êíèãå “Ìåëàíè Êëÿéí. Çàâèñòü è áëàãîäàðíîñòü.Èññëåäîâàíèå áåññîçíàòåëüíûõ èñòî÷íèêîâ” ïèøåò: “Íàèáîëåå âàæíûì äîñòèæåíèåì Êëÿéí â ïðàêòèêå äåòñêîãî àíàëèçà áûëî ñîçäàíèå èãðîâîé òåõíèêè. Îíà ñ÷èòàëà, ÷òî äåòñêèé àíàëèç íå ìîæåò ïðîõîäèòü, êàê âçðîñëûé: êîãäà ïàöèåíò ëåæèò íà êóøåòêå è ïðåäàåòñÿ âåðáàëüíûì ñâîáîäíûì àññîöèàöèÿì. Ðåáåíîê äîëæåí äâèãàòüñÿ, èãðàòü, âèäåòü ñâîåãî àíàëèòèêà. Ïîýòîìó âìåñòî âåðáàëüíûõ ñâîáîäíûõ àññîöèàöèé â äåòñêîì àíàëèçå Ìåëàíè Êëÿéí ïðèìåíèëà òåõíèêó ñâîáîäíîé èãðû, èíèöèàòîðîì êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ ðåáåíîê, è êîòîðàÿ, òàê æå, êàê âåðáàëüíûå àññîöèàöèè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, ñòàíîâèòñÿ ñïîñîáîì âûðàæåíèÿ åãî æåëàíèé, ôàíòàçèé è æèçíåííîãî îïûòà. Ìåëàíè Êëÿéí òàêæå îïðåäåëèëà, êàêîâî äîëæíî áûòü ðàñïèñàíèå ïñèõîàíàëèòè÷åñêèõ ñåàíñîâ ïðè ðàáîòå ñ äåòüìè è êàê äîëæíà áûòü óñòðîåíà èãðîâàÿ êîìíàòà. Êàæäûé ðåáåíîê, â ÷àñòíîñòè, èìåë ñâîé îòäåëüíûé ÿùèê ñ èãðóøêàìè, ïðè÷åì îñîáûé àêöåïò äåëàëñÿ íà òîì, ÷òîáû èãðóøêè áûëè íåáîëüøèìè, ÷òî ïîçâîëÿëî èì âûñòóïàòü íåïîñðåäñòâåííî â êà÷åñòâå ñèìâîëîâ âíóòðåííåãî ìèðà ðåáåíêà.  îòëè÷èå îò Àííû Ôðåéä, Ìåëàíè Êëÿéí ñ÷èòàëà, ÷òî ó ìàëåíüêîãî ðåáåíêà òàêæå âîçíèêàåò ïåðåíîñ, è óäåëÿëà áîëüøîå âíèìàíèå åãî àíàëèçó, îñîáåííî àíàëèçó íåãàòèâíîãî ïåðåíîñà. Îíà òàêæå óäåëÿëà áîëüøîå âíèìàíèå àíàëèçó âçàèìîîòíîøåíèé ðåáåíêà ñ àðõàè÷åñêèìè, ÷àñòè÷íûìè îáúåêòàìè åãî âíóòðåííåãî ìèðà, íàïðèìåð ðàñùåïëåííûìè íà õîðîøóþ è ïëîõóþ ÷àñòè ìàòåðüþ è îòöîì”.
Êëÿéí, Ìåëàíè
Ìàòåðèàë èç Âèêèïåäèè ñâîáîäíîé ýíöèêëîïåäèè
Ìåëàíè Êëÿéí ( íåì. Melanie Klein; óðîæä. Ðàéöåñ ; 30 ìàðòà 1882, Âåíà 22 ñåíòÿáðÿ 1960, Ëîíäîí) âëèÿòåëüíûé áðèòàíñêèé ïñèõîàíàëèòèê àâñòðèéñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, ñòîÿâøàÿ ó èñòîêîâ äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà, èãðîâîé ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé òåðàïèè è òåîðèè îáúåêòíûõ îòíîøåíèé.
Áèîãðàôèÿ
Ìåëàíè Êëÿéí ðîäèëàñü 30 ìàðòà 1882 ãîäà â åâðåéñêîé ñåìüå, ãäå áûëî óæå òðîå äåòåé. Ÿ îòåö, Ìîðèö Ðàéöåñ, ñîñòîÿë âî âòîðîì áðàêå è áûë íà 15 ëåò ñòàðøå ñâîåé æåíû. Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ Ìåëàíè åìó áûëî áîëåå 50 ëåò.
 äåòñêèå ãîäû îñîáî áëèçêèå îòíîøåíèÿ ñëîæèëèñü ó Ìåëàíè ñî ñòàðøåé ñåñòðîé Ñèäîíè. Îäíàêî Ñèäîíè óìåðëà â âîçðàñòå 9 ëåò è ìàëåíüêàÿ Ìåëàíè òÿæåëî ïåðåæèâàëà ýòó óòðàòó. ×åðåç íåñêîëüêî ëåò óìåð áðàò Ýììàíóýëü, êîãäà Ìåëàíè Êëÿéí èñïîëíèëîñü 18 ëåò, óìåð å¸ îòåö, à ñïóñòÿ íåñêîëüêî ëåò ïîñëå îòöà ñêîí÷àëàñü ìàòü. Òÿæåëûå óòðàòû äåòñêèõ ëåò âûçâàëè ó Ìåëàíè ãëóáîêóþ äåïðåññèþ, êîòîðàÿ, ïî ìíåíèþ õîðîøî çíàâøèõ åå ëþäåé, ñ ãîäàìè çàêðåïèëàñü â åå ìèðîîùóùåíèè è õàðàêòåðå. Âîîáùå õàðàêòåðîì Ìåëàíè Êëÿéí âñþ æèçíü îòëè÷àëàñü ðåçêèì è íåóæèâ÷èâûì, ÷òî íåâîëüíî ñóæàëî êðóã åå ïîñëåäîâàòåëåé.
 1903 ãîäó âûøëà çàìóæ çà èíæåíåðà Àðòóðà Êëÿéíà. Íåñêîëüêî ëåò èçó÷àëà â Âåíñêîì óíèâåðñèòåòå èñêóññòâî è èñòîðèþ, îäíàêî îáðàçîâàíèå îñòàëîñü íåçàâåðøåííûì. Âìåñòå ñ ìóæåì ïîêèíóëà Âåíó è ïðîæèâàëà ñ íèì â Ñëîâàêèè è Ñèëåçèè.  áðàêå ðîäèëîñü òðîå äåòåé, îäíàêî ñåìåéíàÿ æèçíü ñëîæèëàñü íåóäà÷íî. Òÿæåëûé õàðàêòåð Ìåëàíè Êëÿéí ïîìåøàë åé ñòàòü õîðîøåé ìàòåðüþ. Ëþáâè âçàèìîïîíèìàíèÿ â îòíîøåíèÿõ ñ äåòüìè ó íå¸ íå áûëî. Ÿ äî÷ü Ìåëèòòà, òîæå ñòàâøàÿ ïñèõîàíàëèòèêîì, ïîðâàëà îòíîøåíèÿ ñ ìàòåðüþ è äàæå íà ïîõîðîíû Ì. Êëÿéí íå ÿâèëàñü.
«Äîëãèå ãîäû îíà íå îáùàëàñü ñ ìàòåðüþ. Êîãäà Ìåëàíè â ñåíòÿáðå 1960 ã. óìåðëà, Ìåëèòòà, êîòîðàÿ òîæå áûëà â Ëîíäîíå, íå ïðèñóòñòâîâàëà íà ïîõîðîíàõ  ýòîò ñàìûé äåíü Ìåëèòòà, îñòàâàÿñü äî êîíöà íåïðåêëîííîé, ÷èòàëà â Ëîíäîíå ëåêöèþ â ÿðêî-êðàñíûõ ñàïîãàõ» [1].
Ñòàðøèé ñûí Ì. Êëÿéí òðàãè÷åñêè ïîãèá â ãîðàõ, îäíàêî, ïî óòâåðæäåíèþ Ìåëèòòû, îí ïîêîí÷èë ñ ñîáîé, îò÷àÿâøèñü íàéòè âçàèìîïîíèìàíèå ñ ìàòåðüþ [2].
Ñ 1910 ïî 1919 ãîäû Ì. Êëÿéí ïðîæèâàëà ñ ñåìü¸é â Áóäàïåøòå.  1914 ãîäó, íàõîäÿñü â äåïðåññèâíîì ñîñòîÿíèè, ñâÿçàííîì ñ î ñìåðòüþ ìàòåðè è ðîæäåíèåì òðåòüåãî ðåá¸íêà, Ì. Êëÿéí îáðàòèëàñü çà ïîìîùüþ ê ïñèõîàíàëèòèêó Øàíäîðó Ôåðåíöè. Ïðîéäÿ ó íåãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêèé êóðñ, Ì. Êëÿéí ïðîÿâëÿåò èíòåðåñ ê ïñèõîàíàëèçó êàê òàêîâîìó.
 1917 ãîäó Ì. Êëÿéí íà÷àëà ñîáñòâåííóþ ïñèõîàíàëèòè÷åñêóþ ïðàêòèêó ñ àíàëèçà ñîáñòâåííîãî ìëàäøåãî ñûíà, à çàòåì ïÿòèëåòíåãî ìàëü÷èêà, ñûíà å¸ çíàêîìûõ.
 1918 ãîäó ó÷àñòâîâàëà â ðàáîòå 5ãî Ìåæäóíàðîäíîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî êîíãðåññà, ãäå ïîçíàêîìèëàñü ñ Ç. Ôðåéäîì.
 1919 ãîäó âûñòóïèëà ñ äîêëàäîì « Âëèÿíèå ñåêñóàëüíîãî ïðîñâåùåíèÿ è îòêàçà îò àâòîðèòåòà íà èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå ðåá¸íêà», îñíîâàííîì íà íàáëþäåíèÿõ çà îäíèì èç ñîáñòâåííûõ äåòåé.  ýòîì æå ãîäó ñòàíîâèòñÿ ÷ëåíîì Âåíñêîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî îáùåñòâà.
 1921 ãîäó, ïî ïðèãëàøåíèþ Êàðëà Àáðàõàìà, ïîñòóïèëà íà ðàáîòó â Áåðëèíñêèé èíñòèòóò ïñèõîàíàëèçà, ãäå ïðîäîëæèëà ñâîþ èññëåäîâàòåëüñêóþ è òåðàïåâòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü â îáëàñòè äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà.
 1922 ãîäó ðàçîøëàñü ñ ìóæåì. Ñ 1924 ïî 1925 ãîäû ïðîõîäèëà ëè÷íûé àíàëèç ó Êàðëà Àáðàõàìà, êîòîðûé áûë ïðåðâàí â ñâÿçè ñî ñìåðòüþ ïîñëåäíåãî.
 1925 ãîäó, âî âðåìÿ ïîåçäêè â Ëîíäîí, Ì. Êëÿéí çíàêîìèòñÿ ñ ïðåçèäåíòîì Áðèòàíñêîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî îáùåñòâà Ýðíåñòîì Äæîíñîì, êîòîðûé ïðèãëàøàåò å¸ îñóùåñòâëÿòü ñâîþ äàëüíåéøóþ íàó÷íóþ è òåðàïåâòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü â Àíãëèè.
 1926 ãîäó Ì. Êëÿéí îêîí÷àòåëüíî ïåðååçæàåò â Ëîíäîí, ãäå ïðîäîëæàåò àêòèâíî ðàçâèâàòü ñâîè èäåè, ñâÿçàííûå ñ äåòñêèì ïñèõîàíàëèçîì è èñïîëüçîâàíèåì òåõíèêè èãðû ñ ìàëåíüêèìè ïàöèåíòàìè. Èäåè Ì. Êëÿéí áûëè êðèòè÷åñêè âîñïðèíÿòû Àííîé Ôðåéä.  ðåçóëüòàòå äëèòåëüíûõ äèñêóññèé ìåæäó ñòîðîííèêàìè Ì. Êëÿéí è À. Ôðåéä ïðîèçîøåë ðàñêîë â Áðèòàíñêîì ïñèõîàíàëèòè÷åñêîì îáùåñòâå è îáðàçîâàëèñü òðè ãðóïïû ïñèõîàíàëèòèêîâ êëÿéíèíñêàÿ, ôðåéäîâñêàÿ è íåçàâèñèìàÿ [3].
 30-å ãîäû èäåè Êëÿéí íàøëè ïîääåðæêó ó íåêîòîðûõ ïñèõîàíàëèòè÷åñêè îðèåíòèðîâàííûõ âðà÷åé. Íåêîòîðûå èç íèõ, Äîíàëüä Âèííèêîòò è Äæ. Áîëáè, ïðîøëè ó íå¸ àíàëèç.
Ïîñëå Âòîðîé ìèðîâîé âîéíû Ì. Êëÿéí â îñíîâíîì ðàáîòàëà êàê îáó÷àþùèé àíàëèòèê è êàê ñóïåðâèçîð, îòêàçàâøèñü îò àêòèâíîé ðîëè â æèçíè Áðèòàíñêîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî îáùåñòâà.
22 ñåíòÿáðÿ 1960 ãîäà ïîñëå ïåðåíåñåííîé îïåðàöèè Ìåëàíè Êëÿéí óìåðëà îò ýìáîëèè ë¸ãî÷íîé àðòåðèè.
Íàó÷íàÿ äåÿòåëüíîñòü
Íàáëþäåíèÿ çà èãðàìè ñîáñòâåííûõ äåòåé 2-3 ëåò ïðèâåëè å¸ ê âûâîäó, ÷òî èìåííî íà ýòîò âîçðàñò ïðèõîäèòñÿ ôîðìèðîâàíèå Ýäèïîâà êîìïëåêñà.
 õîäå èçó÷åíèÿ íàèáîëåå àãðåññèâíûõ èìïóëüñîâ ìàëåíüêèõ ïàöèåíòîâ ( çàâèñòü, æàäíîñòü, íåíàâèñòü) Êëÿéí ðàçðàáîòàëà òåõíèêó ðàáîòû ñ äåòüìè, íå óòðàòèâøóþ àêòóàëüíîñòè è â íàøè äíè. Àíàëîãîì ñâîáîäíûõ àññîöèàöèé â äåòñêîì ïñèõîàíàëèçå ÿâëÿåòñÿ èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü. Îíà ïðèäàâàëà áîëüøîå çíà÷åíèå ïåðåíîñàì è êîíòðïåðåíîñàì, à òàêæå ðàñêðûëà îñíîâîïîëàãàþùåå çíà÷åíèå ðàñùåïëåíèÿ äåòñêîãî ñîçíàíèÿ â ñàìîì ðàííåì âîçðàñòå íà ñîñòàâëÿþùèå åãî îñíîâíûå ïîíÿòèÿ: « õîðîøèé» ( àíãë. good ) è «ïëîõîé». [4] .
Îäíà èç íàèáîëåå âàæíûõ èäåé Êëåéí ñîñòîèò â òîì, ÷òî àãðåññèÿ è ëþáîâü âûñòóïàþò â êà÷åñòâå ôóíäàìåíòàëüíûõ îðãàíèçóþùèõ ñèë ïñèõèêè. Àãðåññèÿ ðàñùåïëÿåò ïñèõèêó, òîãäà êàê ëþáîâü åå öåìåíòèðóåò. Ðåáåíîê (èëè âçðîñëûé) áóäåò àãðåññèâíî «ðàñùåïëÿòü» ìèð, ñ òåì ÷òîáû îòâåðãíóòü òî, ÷òî îí íåíàâèäèò, è ñîõðàíèòü òî, ÷åãî îí æåëàåò. Ïîñòîÿííîå æåëàíèå ðåáåíêà èìåòü ðÿäîì äîáðóþ è íàïîëíåííóþ ãðóäü è îòâåðãàòü îïóñòîøåííóþ, íàçîéëèâóþ èëè áåçó÷àñòíóþ ãðóäü. Òàêèì îáðàçîì, Êëåéí ïîñòóëèðîâàëà, ÷òî ïåðâûì îðãàíèçàòîðîì ïñèõèêè ÿâëÿåòñÿ ïðîöåññ ðàçäåëåíèÿ. Ýòîìó äåñòðóêòèâíîìó, ðàñùåïëÿþùåìó ïðîöåññó ïðîòèâîñòîèò äðóãîé, îðãàíèçóþùèé ïðîöåññ, êîòîðûé ïðîèçâîäèò èíòåãðàöèþ è ñïîñîáñòâóåò öåëîñòíîñòè è ëþáâè. Êëåéí çàìåòèëà, ÷òî ðåáåíîê, ïðîÿâëÿþùèé íåíàâèñòü ê ñâîåé ìàòåðè (õîòÿ áû â ôàíòàçèÿõ), ñî âðåìåíåì ïîïûòàåòñÿ âîñïîëíèòü òîò óùåðá, êîòîðûé, ïî ìíåíèþ ðåáåíêà, áûë èì íàíåñåí. Òèïè÷íûé ïðèìåð ýòîãî ðåáåíîê, ïðåäëàãàþùèé ëþáèìóþ èãðóøêó â âèäå äàðà, ñ òåì ÷òîáû óòåøèòü ìàìó, êîòîðîé îí ïðè÷èíèë áîëü â ñâîèõ ôàíòàçèÿõ. Òåì ñàìûì ìàìà, êîòîðàÿ â ñîçíàíèè ðåáåíêà áûëà ðàñùåïëåíà, ñîëüåòñÿ â åäèíûé îáðàç, îáúåäèíÿþùèé â ñåáå õîðîøåå è ïëîõîå. Ïîëàãàëà, ÷òî ñóïåðýãî ïðèñóùå ñòðóêòóðå ëè÷íîñòè îò ðîæäåíèÿ è ÷òî ðåá¸íîê â õîäå ñâîåãî ðàçâèòèÿ ïðîõîäèò ÷åðåç ïàðàíîèäíî-øèçîèäíóþ ïîçèöèþ (ñâÿçàííóþ ñ äåñòðóêòèâíûìè èìïóëüñàìè) è äåïðåññèâíóþ ïîçèöèþ (êîíòðîëü ëèáèäî). Îáà òåðìèíà ïîëó÷èëè øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå â ïñèõîàíàëèçå.
Âåëà îæèâë¸ííóþ ïîëåìèêó ñ Àííîé Ôðåéä ïî ïîâîäó ïåðåñìîòðà ðÿäà ïîëîæåíèé ó÷åíèÿ å¸ îòöà, â îñîáåííîñòè êàñàþùèõñÿ ïðîÿâëåíèé àãðåññèè â äåòñêîì âîçðàñòå. Êëÿéíîâñêèé ïñèõîàíàëèç åäèíñòâåííàÿ íåîôðåéäèñòñêàÿ øêîëà (ïîìèìî ëàêàíîâñêîé), ïðèíèìàþùàÿ ñóùåñòâîâàíèå âëå÷åíèÿ ê ñìåðòè.
Ñðåäè ïîñëåäîâàòåëåé Ìåëàíè Êëÿéí áûëè òàêèå ïñèõîàíàëèòèêè, êàê Ãåðáåðò Ðîçåíôåëüä, Óèëôðåä Áèîí, Áåòòè Äæîçåô, Õàííà Ñåãàë, Äîíàëüä Ìåëüöåð, Ðîæäåð Ìàíè-Êåðë.
Источник
Психонализ Мелани Кляйню Параноидно-шизоидная позиция: основные тревоги и особенности отношений с объектами.
В основе концепции Мелани Кляйн лежит особое понимание функции инфантильного Эго, предназначение которого заключается в обеспечении возможности субъекта осознавать процессы и состояния, происходящие с ним.
Согласно взглядам Мелани Кляйн, в основе любого психического процесса лежат бессознательные фантазии, и соответственно задача Эго заключается в том, чтобы определенным образом посредством бессознательных фантазий вступать в борьбу с теми тревогами, которые неминуемо возникают в процессе взаимодействия с внешней реальностью.
Параноидно-шизоидная позиция описывает задачи и формы развития Эго с первых дней жизни субъекта. Мелани Кляйн намеренно отошла от терминов фаза, период и стадия для того чтобы термином «позиция» подчеркнуть отсутствие четких границ между позициями и обязательность их хронологической своевременной смены в зависимости от возраста ребенка.
Параноидно-шизоидная позиция-это способ функционирования Эго, которому присущи свои бессознательные фантазии, комплекс защит и особенности в объектных отношениях.
Эта позиция, которая характерна для ребенка с первых дней его жизни, в логике развития она предшествует депрессивной позиции.
По мере физического и психического созревания младенца при благоприятных обстоятельствах у него появляется возможность перейти на депрессивную позицию. Но, в течении жизни эти позиции могут сменять друг друга и определять восприятие субъектом определенной ситуации, с которой ему пришлось столкнуться в реальности.
Тревоги
Одним из ключевых понятий в теории Мелани Кляйн является понятие тревоги, которая присуща определённой позиции.
М.Кляйн понимала тревогу ребенка с момента рождения как страх разрушения личности вследствие действия влечения смерти (тревога аннигиляции), которая принимает преследующий характер и действует изнутри.
Эта внутренняя тревога становится основой для возникновения всех других будущих тревог и непосредственно связана с действием влечения смерти.
«Я считаю, что тревога возникает под действием в организме инстинкта смерти, которые переживается как страх уничтожения (смерти) и принимает форму страха преследования. Страх деструктивного импульса, по-видимому, тут же прикрепляется к объекту – или точнее переживается как страх неконтролируемого всесильного объекта.»
М.Кляйн «Заметки о некоторых шизоидных механизмах»,1946 г.
Основная задача параноидно-шизоидной позиции состоит в постоянной борьбе за отклонение влечения смерти с целью устранения страха разрушения себя на части.
«Некоторые активные процессы расщепления внутри Эго могут возникать на очень ранней стадии и приводят к первичной тревоге аннигиляции деструктивной силой изнутри, сопровождающейся специфическим откликом Эго, который заключается в распаде на части или расщеплении себя самого»
М.Кляйн , «Заметки о некоторых шизоидных механизмах», 1946 г.
Как формируется страх аннигиляции и параноидная тревога?
Чтобы разобраться в механизме формирования тревоги преследования, нужно уточнить основополагающие понятия в теории М.Кляйн.
В ее представлении, ребенок с рождения обладает Эго, но способ его функционирования пока еще очень примитивный.
С первых минут жизни ребенок воспринимает определенные ощущения, связанные с его телесными переживаниями- это может быть чувство холода, голод, перистальтика и ощущение переполнения кишечника и т.д., которые пока еще незнакомы ребенку.
М.Кляйн считает, что эти телесные ощущения ребенок соотносит с влиянием объектов, находящихся внутри и имеющих свои намерения. Т.е. ребенок воспринимает внешний мир и себя пока еще очень примитивным образом-в зависимости от того какие физические ощущения преобладают в данный момент. Объектам он приписывает мотивы, которые определяясь бессознательной фантазий могут быть как устрашающими и преследующими, так и помогающими и поддерживающими.
«На данной фазе внешняя реальность заселяется в воображении ребенка объектами, которые как ожидается, угрожают ребенку тем же садистическим образом, каким ребенок вынужден угрожать объектам.Это отношение к действительности является примитивной реальностью маленького ребенка».
М.Кляйн, «Психотерапия психозов», 1930 г.
Для параноидно-шизоидной позиции характерны два типа отношений с объектами:
– ненависть и страх( в результате страх преследования)
-любовь к объекту.
Тревога аннигиляции идет изнутри и для того чтобы выжить и упорядочить внутренний хаос, ребенок проецирует эту тревогу на внешние объекты, приписывая им мотивы.
Я считаю, что тревога возникает под действием в организме инстинкта смерти, которые переживается как страх уничтожения (смерти) и принимает форму страха преследования. Страх деструктивного импульса, по-видимому, тут же прикрепляется к объекту – или точнее переживается как страх неконтролируемого всесильного объекта. К другим важнейшим источникам первичной тревоги относятся травма рождения (тревога сепарации) и фрустрации телесных потребностей.
М.Кляйн «Заметки о некоторых шизоидных механизмах»,1946 г.
Чрезмерная проекция и расщепление Эго приводят к тому, что тот, на которого этот процесс направлен, воспринимается преследующим, т.е. возникает тревога преследования.
Центральную роль в защитных маневрах Эго играет процесс расщепления, который обеспечивает удержание плохих объектов от хороших.
Без расщепления психика пока не может выносить то непереносимое напряжение, которое возникает при столкновении с плохим объектом, поэтому чтобы это напряжение снизить и обрести способность его пережить-психика расщепляет, т.е. препятствует смешению плохих и хороших объектов.
Необходимость расщепления психического содержания обусловлена незрелостью психики, которая не может пока удержать одновременно плохие и хорошие качества объекта, ей требуется бессознательная фантазия для снижения тревоги, которая будет ее устранять посредством разделения плохих и хороших объектов.
Пока объекты наделяются только одним абсолютным мотивом – они являются частичными.
До определенного времени, что обусловлено физиологической и психической незрелостью младенца, он не способен к целостному восприятию объектов.
По мере становления психических и физических функций младенца, а также с накоплением уже некоторого опыта взаимодействия с объектами у ребенка появляется возможность связать плохой и хороший объект в один, несущий в себе как положительные, так и отрицательные качества.
Этому способствует усложнение моторной и телесной активности ребенка, его органы чувств более полно воспринимают стимулы внешнего мира, к примеру, он уже может через какое-то время повернуть голову к источнику звука и сфокусировать свой взгляд на лице матери – это дает ему уже более полноценное восприятие объектов.
Но, определяющее значение для психического развития и потенциальной возможности перехода на следующую позицию -имеет накопленный психический опыт ребенка в процессе всех его предшествующих ежедневных взаимодействий с матерью. Если в впервые дни и недели жизни его переживания были тотальны – абсолютно плохими или абсолютно хорошими, то постепенно по мере усложнения психического, у ребенка появляется способность выдерживать уже определенные фрустрации. Можно сказать, что ребенок приобретает способность ждать, т.к. уже достаточно психического опыта, который позволит это осуществить. Достижение этой способности определяет возможность перехода на депрессивную позицию, на которой объекты воспринимаются уже более реалистично.
Первостепенное значение для возможности этого перехода является именно обретение ребенком способности справляться с состоянием тревоги при взаимодействии с объектами, обладающими разными качествами.
Если данное восприятие не удалось закрепить устойчиво в отношениях с объектами (что может быть связано с нестабильными отношениями с матерью, ее нечуткостью по отношению к потребностям ребенка, и частично от силы его бессознательных фантазий), такой субъект на протяжении всей жизни может отдельные ситуации воспринимать с точки зрения параноидно-шизоидной позиции.
М.Кляйн придавала важнейшее значение для укрепления, развития и структурирования Эго необходимости достаточной интроекции хороших объектов. Интроецированные хорошие объекты помогают сохранить целостность Эго, придать ему устойчивость, заложить основу.
Затруднением в прохождении этой позиции может стать тот опыт субъекта, который связан с уже некоторым закрепившимся расщеплением вследствие неудачных действий матери как первого объекта (которые, например, могут возникнуть вследствие столкновения сложностей с грудным вскармливанием, распознаванием потребностей ребенка), в такой ситуации даже хорошие действия матери могут стать неспособными к интроекции ребенком, т.к. такой объект может ощущаться как поврежденный или зараженный плохими чувствами Эго.
«Я также считаю, что раннему Эго недостает слитности (cohesion) и, что тенденция к интеграции чередуются с тенденцией к дезинтеграции, – распаду на части. Такие колебания составляют существенную особенность первых месяцев жизни»
М.Кляйн «Заметки о некоторых шизоидных механизмах»,1946 г.
Чрезмерное расщепление Эго способно его значительно ослаблять.
Такое ослабленное Эго теряет способность интроецировать объекты, что приводит к ощущению переполненности ими. Такой дисбаланс между интроективным процессом и расщеплением способствует дальнейшим расстройствам Эго и дает предпосылки к возникновению психических расстройств.
Успешно же инроецированный объект, становится дополнительным ресурсом для Эго, обогащая его. Хайманн (иллюстрирует это положение примером, в котором ребенок, имея положительный опыт кормления грудью, своего рода идентифицирует материнскую грудь со своим пальцем, сосание которого помогает ему справляться с приходящим чувством голода в ожидании кормления. Таким образом, внутренний мир постепенно становится поддерживающим изнутри, а не ощущается как собрание чужеродных и враждебных объектов.
Таким образом, процесс психического созревания зависит от прогрессивной модификации тревоги.
В здоровом варианте развития, мать интерпретирует неудовольствие младенца как потребность, которую она может удовлетворить, а если не может удовлетворить, то ее выдержать, когда младенец ее выносить уже не может. В результате у ребенка появляется возможность обрести внутренний объект, способный выносить эту тревогу и придавать ей смысл. Если этого не происходит, то происходит затруднение в преодолении ранних тревог, и в фрустрирующей ситуации ребенок будет испытывать так называемый «безымянный ужас» (Бион)
Особенности объектных отношений:
-Отношения к объекту определяются на основе проецирования собственных качеств.
-Чрезмерная проекция и расщепление Я приводят к тому, что объект, на который направлен этот процесс, начинает ощущаться как преследующий.
-Нарциссичность в отношениях, которая лежит в основе проективных и интроективных процессов.
« Отношение к другой личности на основе проецирования собственных плохих частей имеет нарциссический характер, так как в этом случае объект также представляет часть себя. Оба эти типа нарциссического отношения зачастую характеризуются обсессивными свойствами. Как мы знаем импульс контролировать других людей является существенным элементом обсессивного невроза. Потребность контролировать других до некоторой степени может быть объяснена отклоненным побуждением контролировать части себя. Когда собственные части чрезмерно проецируются в другую личность, они могут контролироваться посредством осуществления контроля над этой личностью.»
М.Кляйн «Заметки о некоторых шизоидных механизмах»,1946 г.
-Преобладание процесса расщепления, который помогают осуществить механизмы идеализации и обесценивания, что не дает возможности увидеть противоположные качества объекта.
Проявление этого механизма можно наблюдать у субъектов, в отношениях которых нет амбивалетности-если они чувствуют симпатию к какому-то объекту, то находится еще много оснований, для того чтобы подчеркнуть идеальность объекта любви, и напротив, если отношения к объекту наполнены неприятными чувствами, то они также становятся тотальными и определяющими все, т.е. такой объект не может обладать положительными качествами. Защитный механизм расщепления, при котором человек выражает по очереди то одно, то противоположное эго-состояние делит мир на черное и белое.
Можно предположить, что субъекты, в опыте которых не было успешного прохождения параноидно-шизоидной позиции главным фокусом в отношении с другими объектами будут держать мотивы других, а не то, что происходит у них внутри. С сильными чувствами они будут склонны справляться с помощью проекции и отрицания. Опасные чувства внутри себя они будут трансформировать в опасности, которые угрожают снаружи.
Также объектные отношения, вероятно, будут наполнены чувством вины и бессознательной ответственности, которое формируется при отщеплении плохой части себя и переживается как угроза любимому объекту, приносящая чувство вины. Чувство вины в свою очередь частично отклоняется на другого, но не уходит совсем, а переживается как бессознательное чувство ответственности по отношению к объектам, которым был нанесен ущерб собственной агрессией.
Характерные тревоги параноидно-шизоидной позиции вносят свои особенности в отношения с объектами, создавая конфликт вокруг близости и дистанции, т.е. субъект, может испытывать потребность в сохранении защищенного личного пространства, ощущать тревогу вторжения и в тоже время нуждаться, стремиться и желать близких отношений с объектом.
Источник