Механизмы социальных влияний в пренатальном периоде развития ребенка

Механизмы социальных влияний в пренатальном периоде развития ребенка thumbnail

Основным проводником социальных влияний
в этот период [развития ребенка является,
конечно, мать. Современные исследования
показывают, что уже во внутриутробном
периоде на ребенка оказывают негативное
воздействие не только патогенные
биологические факторы, но и неблагоприятные
социальные ситуации, в которых оказывается
мать ребенка и которые направлены
непосредственно против самого ребенка
(например, желание прервать беременность,
негативные или тревожные чувства,
связанные с будущим материнством, и
т.п.). Как показали клинические исследования
американского ученого С.Грофа, в период
внутриутробного развития у ребенка
закладываются так называемые базовые
перинатальные матрицы эмоционального
опыта, которые в зависимости от
биологических и социальных условий
протекания беременности могут стать
как полноценной основой для нормального
психического развития ребенка, так и
его патогенной базой.

Как пишет А. И. Захаров, обобщая данные,
полученные по этому вопросу как
зарубежными, так и отечественными
исследователями, наиболее патогенными
являются длительные отрицательные
переживания матери. Результатом таких
переживаний является выработка и выброс
в околоплодную жидкость гормонов
беспокойства. Их влияние проявляется
в сужении сосудов плода, что затрудняет
доставку кислорода к клеткам головного
мозга, плод развивается в условиях
гипоксии, может начаться отслойка
плаценты и соответственно преждевременные
роды.

Не менее патогенными являются и сильные
кратковременные стрессы — потрясения,
испуги. Как правило, беременность в этом
случае заканчивается самопроизвольным
выкидышем.

Большое значение придается и
психологическому состоянию матери во
время родов — допускается присутствие
близких, ребенка сразу не уносят, а
кладут на живот матери, что способствует
как развитию материнского инстинкта,
так и смягчению послеродового шока у
новорожденного.

Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития

Чем меньше ребенок, тем большую роль
как в возникновении, так и в профилактике
недостатков его развития играет семья.
Прежде всего условием полноценного
развития в младенческом возрасте
является наличие условий для развертывания
непосредственного эмоционального
общения ребенка со взрослым, и отсутствие
таких условий приводит, как правило, к
задержке психоэмоционального развития
ребенка той или иной степени тяжести.
Эти данные были получены в исследованиях,
проведенных на сиротах и на детях, чьи
матери находились в заключении.
Выяснилось, что независимо от морального
облика матери само по себе общение с
ней для младенца более полезно, чем
пребывание в ясельной группе, где дети
практически лишены индивидуального
внимания.

Однако пребывание ребенка в семье
социального риска (алкоголизм, наркомания,
противоправные поступки, совершаемые
одним родителем или несколькими членами
семьи) повышает риск развития состояний
педагогической и социальной запущенности
у детей, ухудшения состояния здоровья,
как физического, так и психического,
усугубления уже имеющихся недостатков
развития. Так, установлено, что в случаях
хронического алкоголизма у 95% детей
отмечаются нервно-психические отклонения
разной степени выраженности. Кроме
того, родитель-алкоголик фактически не
выполняет свои родительские функции.

Любая односторонность в оценке причин
отклоняющегося развития ребенка
препятствует вскрытию действительно
имеющих место закономерностей развития
и построению соответствующих развивающих
и корригирующих психолого-педагогических
систем. В связи с этим приведем высказывания
известного отечественного психолога
А. В. Запорожца: «С одной стороны,
созревание организма ребенка вообще и
его нервной системы в частности, которое
носит, как показывают морфогенетические
исследования… стадиальный характер,
не порождая само по себе новых
психологических образований, создает
на каждой возрастной ступени специфические
условия, специфические предпосылки для
усвоения нового опыта, для овладения
новыми способами деятельности, для
формирования новых психических
процессов… наряду с этим обнаруживается
и обратная зависимость созревания от
развития, обусловленного условиями
жизни и воспитания. Вызываемое этими
условиями функционирование определенных
систем организма, определенных мозговых
структур, находящихся на данном возрастном
этапе в стадии интенсивного созревания,
оказывает существенное влияние на
биохимию мозга, на морфогенез нервных
структур, в частности на миэлинизацию
нервных клеток в соответствующих зонах
мозговой коры» (Значение ранних периодов
для формирования детской личности:
Принципы развития в психологии. – М.,
1978. — С. 256 — 257).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы социальных влияний в пренатальном и натальном периодах развития ребенка.

Социальные факторы риска возникновения недостатков в психофизическом и личностно-социальном развитии

Основным проводником социальных влияний в этот период развития ребенка является, конечно, мать. Современные исследо­вания показывают, что уже во внутриутробном периоде на ребен­ка оказывают негативное воздействие не только патогенные биоло­гические факторы, но и неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непос­редственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные чувства, связанные с будущим материнством, и т. п.). Как показали клинические исследования американского ученого С. Грофа, в период внутриутроб­ного развития у ребенка закладываются так называемые базовые перинатальные матрицы эмоционального опыта, которые в зависимости от биологических и социальных условий протекания бере­менности могут стать как полноценной основой для нормального психического развития ребенка, так и его патогенной базой.

Как пишет А.И. Захаров, обобщая данные, полученные по это­му вопросу как зарубежными, так и отечественными исследовате­лями, наиболее патогенными являются длительные отрицатель­ные переживания матери. Результатом таких переживаний являет­ся выработка и выброс в околоплодную жидкость гормонов беспо­койства. Их влияние проявляется в сужении сосудов плода, что затрудняет доставку кислорода к клеткам головного мозга, плод развивается в условиях гипоксии, может начаться отслойка пла­центы и соответственно преждевременные роды.

Не менее патогенными являются и сильные кратковременные стрессы — потрясения, испуги. Как правило, беременность в этом случае заканчивается самопроизвольным выкидышем.

Большое значение придается и психологическому состоянию матери во время родов — допускается присутствие близких, ре­бенка сразу не уносят, а кладут на живот матери, что способствует как развитию материнского инстинкта, так и смягчению послеро­дового шока у новорожденного.

Чем меньше ребенок, тем большую роль, как в возникновении, так и в профилактике недостатков его развития играет семья. Преж­де всего условием полноценного развития в младенческом возра­сте является наличие условий для развертывания непосредствен­ного эмоционального общения ребенка со взрослым, и отсутствие таких условий приводит, как правило, к задержке психоэмоцио­нального развития ребенка той или иной степени тяжести. Эти данные были получены в исследованиях, проведенных на сиротах и на детях, чьи матери находились в заключении. Выяснилось, что независимо от морального облика матери само по себе обще­ние с ней для младенца более полезно, чем пребывание в ясель­ной группе, где дети практически лишены индивидуального вни­мания.

Читайте также:  30 занятий для успешного развития ребенка 4 года гаврина

Однако пребывание ребенка в семье социального риска (алко­голизм, наркомания, противоправные поступки, совершаемые од­ним родителем или несколькими членами семьи) повышает риск развития состояний педагогической и социальной запущенности у детей, ухудшения состояния здоровья, как физического, так и психического, усугубления уже имеющихся недостатков развития. Так, установлено, что в случаях хронического алкоголизма у 95% детей отмечаются нервно-психические отклонения разной степе­ни выраженности. Кроме того, родитель-алкоголик фактически не выполняет свои родительские функции.

Тема 1.4. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)

Термин «дизонтогения» был введен представителями клини­ческой медицины для обозначения различных форм нарушения нор­мального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости.

По имеющимся данным, первым термин «дизонтогения» упо­требил в 1927 г. Швальбе для обозначения отклонений в форми­ровании структур организма в период внутриутробного развития. Соответственно в отечественной дефектологии, а ныне — специ­альной педагогике и специальной психологии долгое время был принят термин «аномалии развития». В период возникновения де­фектологии использовался термин «дефективные дети». В настоя­щее время в связи с переходом от субъект-объектной педагогики к субъект-субъектной, ориентирующейся, прежде всего, на индивиду­альный тренд развития ребенка, во всем мире идет поиск наиболее гуманной терминологии по отношению к детям, имеющим те или иные недостатки в развитии. Это широко распространившиеся, но очень неопределенные термины: «дети группы риска» (child at risk), «дети с особыми нуждами» (children with special needs), «дети со специфическими образовательными потребностями» (children with special educational needs), «плохо адаптирующиеся дети» (maladjusted children), «дети, имеющие особые права» (children with special rights) — и начинающий использоваться в отечественных офици­альных документах термин «дети с ограниченными возможностя­ми здоровья». Кроме того, как в отечественных, так и международ­ных документах, направленных, прежде всего, на создание равных возможностей для развития и образования детей с различными от­клонениями, используется термин «инвалиды» (disabled children).

В соответствии с представлениями клиницистов Г.Е.Сухаре­вой и М.С.Певзнер, а также современными исследованиями в области нейропсихологии (В.Б.Лебединский, Э. Г. Симерницкая, А.В.Семенович и др.) целесообразно рассмотреть следующие факторы, влияющие на тип возникшей у ребенка дизонтогении:

1) время и длительность воздействия повреждающих агентов (воз­растная обусловленность дизонтогении),

2) их этиологию,

3) рас­пространенность болезненного процесса — локальность или сис­темность патогенного воздействия,

4) степень нарушения меж­функциональных связей.

Это так называемые параметры дизонтогенеза. Рассмотрим их подробнее.

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1238; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы социальных влияний в пренатальном и натальном периодах развития ребенка

Основным проводником социальных влияний в этот период [развития ребенка является, конечно, мать. Современные исследования показывают, что уже во внутриутробном периоде на ребенка оказывают негативное воздействие не только патогенные биологические факторы, но и неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные чувства, связанные с будущим материнством, и т.п.). Как показали клинические исследования американского ученого С.Грофа, в период внутриутробного развития у ребенка закладываются так называемые базовые перинатальные матрицы эмоционального опыта, которые в зависимости от биологических и социальных условий протекания беременности могут стать как полноценной основой для нормального психического развития ребенка, так и его патогенной базой.

Как пишет А. И. Захаров, обобщая данные, полученные по этому вопросу как зарубежными, так и отечественными исследователями, наиболее патогенными являются длительные отрицательные переживания матери. Результатом таких переживаний является выработка и выброс в околоплодную жидкость гормонов беспокойства. Их влияние проявляется в сужении сосудов плода, что затрудняет доставку кислорода к клеткам головного мозга, плод развивается в условиях гипоксии, может начаться отслойка плаценты и соответственно преждевременные роды.

Не менее патогенными являются и сильные кратковременные стрессы — потрясения, испуги. Как правило, беременность в этом случае заканчивается самопроизвольным выкидышем.

Большое значение придается и психологическому состоянию матери во время родов — допускается присутствие близких, ребенка сразу не уносят, а кладут на живот матери, что способствует как развитию материнского инстинкта, так и смягчению послеродового шока у новорожденного.

Чем меньше ребенок, тем большую роль как в возникновении, так и в профилактике недостатков его развития играет семья. Прежде всего условием полноценного развития в младенческом возрасте является наличие условий для развертывания непосредственного эмоционального общения ребенка со взрослым, и отсутствие таких условий приводит, как правило, к задержке психоэмоционального развития ребенка той или иной степени тяжести. Эти данные были получены в исследованиях, проведенных на сиротах и на детях, чьи матери находились в заключении. Выяснилось, что независимо от морального облика матери само по себе общение с ней для младенца более полезно, чем пребывание в ясельной группе, где дети практически лишены индивидуального внимания.

Однако пребывание ребенка в семье социального риска (алкоголизм, наркомания, противоправные поступки, совершаемые одним родителем или несколькими членами семьи) повышает риск развития состояний педагогической и социальной запущенности у детей, ухудшения состояния здоровья, как физического, так и психического, усугубления уже имеющихся недостатков развития. Так, установлено, что в случаях хронического алкоголизма у 95% детей отмечаются нервно-психические отклонения разной степени выраженности. Кроме того, родитель-алкоголик фактически не выполняет свои родительские функции.

Любая односторонность в оценке причин отклоняющегося развития ребенка препятствует вскрытию действительно имеющих место закономерностей развития и построению соответствующих развивающих и корригирующих психолого-педагогических систем. В связи с этим приведем высказывания известного отечественного психолога А. В. Запорожца: «С одной стороны, созревание организма ребенка вообще и его нервной системы в частности, которое носит, как показывают морфогенетические исследования… стадиальный характер, не порождая само по себе новых психологических образований, создает на каждой возрастной ступени специфические условия, специфические предпосылки для усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов… наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость созревания от развития, обусловленного условиями жизни и воспитания. Вызываемое этими условиями функционирование определенных систем организма, определенных мозговых структур, находящихся на данном возрастном этапе в стадии интенсивного созревания, оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, в частности на миэлинизацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры» (Значение ранних периодов для формирования детской личности: Принципы развития в психологии. – М., 1978. — С. 256 — 257).

Читайте также:  Шаблон для презентации развитие ребенка

Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Источник

      Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Открытия 
последних лет показали важнейшее 
значение не только периода младенчества
для психического здоровья и психологического
благополучия в течение всей последующей 
жизни человека, но и колоссальную
значимость внутриутробного развития.
Важность данных открытий сравнима с представлениями
о роли родовой травмы и травм раннего
детства, на которых построен как классический
психоанализ, так и множество психоаналитических
направлений психотерапии.

      Новая,
развивающаяся психология – пренатальная
психология – плавно ввела нас в новую
парадигму. В соответствии с ней развитие
идет от сложного к еще более сложному.
Уже первичная клетка (зигота) является
изначально сложной структурой благодаря
генетической информации, которая включает
в себя сведения о морфологическом строении
организма и функциональных процессах,
обеспечивающих закладку и развитие клеток,
органов и организма в целом в соответствии
с планом последовательного его построения,
а также данные о психологических особенностях
родителей и прародителей. Пуповина не
является единственным путем взаимосвязи
между матерью и ребенком. В процессе развития,
задолго до рождения, практически все
органы и системы ребенка уже начинают
функционировать. Мозг неродившегося
ребенка не только развивается, но функционирует,
реагирует и обеспечивает связь ребенка
с внутренним и внешним миром, а также
его психологические, эмоциональные реакции.

      К
настоящему времени получено много 
данных подтверждающих реальность психо-эмоционального
взаимодействия матери и ее неродившегося
ребенка. Оказалось, что в процессе этого
взаимодействия идет формирование и физического,
и психического здоровья младенца. Ребенок
с момента зачатия начинает накапливать
свой собственный опыт, цепко схватывая
вместе с матерью наиболее яркие моменты
в жизни и удерживая их в своей памяти.
В последующем эти образы отражаются в
мышлении, эмоциональных проявлениях
и стиле поведения ребенка и взрослого.

      Объект 
исследования психологов в пренатальный
период развития, да и в младенчестве –
диада «мать-дитя». Современные исследования
в области пренатальной психологии и микропсихоаналитические
концепции, включающие ранний пренатальный
субъективный опыт ребенка, заставляют
обратиться к выработке научных критериев
для определения начала и особенностей
раннего взаимодействия матери и ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Пренатальный 
период – это период от оплодотворения
до рождения. В это время происходит
бурное развитие всего организма ребенка
и его психики1.

      Современная
пренатальная практика как осознанная
деятельность по обеспечению оптимальных 
условий развития внутриутробного 
ребенка черпает свои основания 
из четырех различных источников:
из спонтанного мировоззрения; из обобщений,
автономно возникающих в самой пренатальной
практике; из теорий беременности и внутриутробного
развития человека, основанных на фактологии
эмпирико-аналитических наук; из феноменологии
беременности, полученной средствами
гуманитарных наук.

      Родители 
и специалисты по акушерству, превращаясь
в сообщество, сталкиваются с недостаточностью
декларации принципов духовного акушерства
для отношения к внутриутробному ребенку
как к человеческому существу, с недостаточностью
понимания сущности происходящего в пренатальном
периоде, с дефицитом собственных представлений
о нормативных условиях и предпосылках
человеческих способностей в этот период,
а также с рассогласованностью имеющихся
представлений со способами и средствами
деятельности. Сегодня ни психология,
ни философия не в состоянии предоставить
практике целостной теоретической модели
внутриутробного развития.

      Пренатальной 
физиологии как эмпирико-аналитической 
науке принадлежит признание 
объективности эмбриональной психики.
Были обнаружены разнообразные способности
внутриутробного человека, установлена
опосредующая роль внутреннего мира матери
в тех изменениях, которые социальная
среда оказывает на тело плода, доказаны
связи между эмоциями беременных и постнатальным
развитием младенца, сформулирована теория
первичных адаптивных систем и описаны
нейрогормональные механизмы, преобразующие
материнские эмоции в факторы воздействия
на плод, как обучающие, так и травмирующие.
При этом источник развития внутриутробной
психики полагается не вне ее самой, а
в генетических и социальных факторах,
опосредованных материнскими эмоциями,
которые могут способствовать разворачиванию
программы созревания, либо разрушать
ее. Созданные на основе этой модели социальные
программы заботы о материнстве опирались
на необходимость контролировать субъективные
влияния будущей матери на собственную
беременность и были направлены на коррекцию
и компенсацию негативных социальных
и психологических факторов. При этом
подходе фактическим гарантом благополучной
беременности и здоровья ребенка является
принятие практиком (врачом-акушером),
а вслед за ним и будущей матерью данной
модели внутриутробного развития, которую
мы назвали “Модель регулируемой коммуникации”.
При таком подходе и будущая мать, и внутриутробный
младенец должны переживать только позитивные
эмоции.

      Таким
образом, врач стремится минимизировать
не только негативные переживания с 
источником вовне, но и те, что имеют 
внутренний источник (различного рода
прихоти, “беспричинные” изменения 
настроения, воспоминания, фантазии, страхи,
ощущения, “автономные” мысли и чувства).
Психотерапия встраивает эти данные в
существующие психологические теории:
различные направления психоанализа,
гештальтпсихологии, трансперсональной
психологии. Внутриутробный ребенок в
гуманитарных науках является человеческим
существом, обладает автономной субъективностью,
способной к спонтанному самовыражению,
которое, в свою очередь, влияет на эмоциональное
состояние беременной. С этой точки зрения,
травматические влияния на плод происходят
потому, что у внутриутробного младенца
отсутствуют средства коммуникации, он
не был “услышан” и “понят” матерью.
Практика, основанная на этой модели, стремится
к установлению коммуникации между внутриутробным
младенцем и матерью, которую замещает
психотерапевтическая группа и/или психотерапевт,
помогающие перевести в слова телесные
и визуальные переживания. Эта модель
допускает участие будущих матерей в интенсивных
формах психотерапии. Эта модель получила
название “Неограниченная коммуникация”.
При этом отрицательные эмоции матери,
переживающей и отреагирующей психотравмирующие
события своей жизни, начиная с эмбрионального
опыта, в определенный период могут нанести
травму будущему ребенку.

Читайте также:  Препараты для лучшего развития ребенка

      Анализ 
существующих моделей заставил предположить
неоднородность периода беременности
в отношении сензитивности матери
и внутриутробного ребенка. Мы предлагаем
интегративную модель пренатального развития,
которая опирается на категории нового
направления в психологии – психологии
человека, или психологической антропологии.
Та или иная форма субъективности является
результатом развития событийной общности
на некотором временном отрезке жизни.
Определяя возраст как регулятивную категорию,
психологическая антропология предлагает
в качестве основания периодизации развития
категорию ступени, которая включает в
себя этапы становления и развития общности2.
Внутриутробный период жизни человека
рассматривается как особый возраст, особая
ступень развития человеческой реальности
(внутреннего мира, субъективности), ступень
воплощения. Общая “возрастная” задача
человека на этой ступени состоит в том,
чтобы к моменту родов (рождения) стать
со-участником общения в сознании, переживаниях
и деятельности матери. 
 
 

      М.
Мид на основе своих исследований материнства
и детства в различных культурах делает
вывод, что каждая конкретная культура
выбирает определенные черты характера
и темперамента, присущие взрослому человеку,
наиболее приемлемые в данной культуре,
строит на их основе свою культурную модель
взрослого мужчины и женщины и создает
систему воспитания ребенка, ориентированную
на эту модель. В каждой культуре есть
соответствующий способ воспитания родителей
(в первую очередь матери), которые и являются
основными «производителями» личности
ребенка как члена своего, конкретного
общества. Можно говорить о конкретно-культурной
модели материнства и детства и существующих
в каждой культуре способах или путей
«производства» этой модели.

      В
развитии ребенка можно выделить
две взаимосвязанных стороны:

      1)
Физиологическое развитие, требующее
удовлетворения физиологических потребностей
в пище, физическом комфорте, движениях,
притоке впечатлений, необходимых для
развития нервной системы. Оно обеспечивается
уходом за ребенком, кормлением, организацией
его окружения. Однако, как показали исследования
детей, испытывающих недостаток общения
со взрослыми и материнской любви, обеспечение
физиологических потребностей необходимо,
но недостаточно для развития ребенка.
Физиологические особенности ребенка
являются одинаковыми для всех культур,
их обеспечение, роль взрослого в этом
процессе также одинаковы. Разница касается
только климатических условий. Исследования
когнитивного развития, процессов восприятия,
двигательной системы и т.п. в раннем онтогенезе
– то есть развитие способности ребенка
воспринимать окружающий мир с помощью
органов чувств и действовать в этом мире
– также происходит одинаково. Это подтверждено
исследованиями интеллектуального развития
ребенка Дж.Брунера, Т.Бауэра, Ж.Пиаже,
современными исследованиями раннего
когнитивного развития (Е.А.Сергиенко).

      2)
Особенности когнитивной и эмоционально-личностной 
сферы ребенка, соответствующие 
конкретно-культурной модели. В современной 
психологии влияние культурных 
и индивидуальных особенностей 
матери на развитие ребенка 
считается необычайно значимым. Индивидуальные
особенности эмоционально-личностной
сферы ребенка и их соответствие конкретно-культурной
модели общества, членом которого он является,
обеспечены специальными, именно для этой
культуры присущими особенностями материнского
поведения.

      Эти
две стороны развития ребенка 
позволяют сделать вывод, что 
существуют две взаимосвязанные 
группы материнских функций. Одна из
них призвана обеспечить «видотипичные»
особенности развития ребенка как 
в когнитивной, так и в эмоциональной 
сфере. Другая имеет своей задачей формирование
таких особенностей когнитивной и эмоциональной
сфер ребенка, которые обеспечили бы соответствие
его развития именно данной, конкретно-культурной
модели. Первую группу функций матери
Г.Г.Филиппова3 предлагает назвать
видотипичной, а вторую – конкретно-культурной.
Однако ни та, ни другая группа материнских
функций не является присущей матери сама
по себе. Об этом свидетельствуют многочисленные
современные исследования материнства.
Все особенности материнского поведения
имеют сложный путь развития в онтогенезе
матери.

      Психологическая
характеристика младенческого возраста
ориентируется прежде всего на детско-родительские
отношения. Круг проблем, связанных 
с развитием детско-родительских
взаимоотноше-ний, в последние годы
выдвигается в ряд наиболее значимых.
Исследования психологов и психиатров
показывают, что взаимоотношения ребенка
с окружающими людьми, и в первую очередь
с матерью, в первые годы жизни имеют чрезвычайно
важное значение для его дальнейшего личностного
развития и психического здоровья. Так,
установлено, что дефицит общения со взрослыми
уже в первые месяцы жизни ребенка ведет
к отклонениям и задержкам в его психическом
развитии. Из литературы известно также,
что неадекватное материнское отношение
к ребенку в раннем детстве выдвигается
на первое место среди средовых факторов
в развитии шизофрении и других заболеваний.
Существуют данные о том, что нарушения
взаимоотношений ребенка с близкими имеет
отдаленные последствия для формирования
родительского поведения: большинство
матерей, отказывающихся от своих детей,
с раннего детства имели негативный опыт
межличностных взаимоотношений в семье.

      Проблема 
перинатального развития ставит целый 
ряд вопросов перед психологической 
наукой. Прежде всего это проблема
зарождения психики. Когда, на каком этапе
развития мы можем говорить, что плод обладает
психикой, правомерно ли вообще говорить
о психическом отражении до рождения,
когда собственно «отражать» еще практически
нечего? Возможно ли обучение ребенка
до его рождения? Даст ли это преимущества
при обучении в дальнейшем? Знает ли плод
что-либо о своей матери?

      Столетиями 
людей интересовал вопрос, как 
влияет на после-дующее развитие ребенка 
опыт, полученный им в утробе матери.
Древнегреческий философ Аристотель
считал, что у плода могут быть ощущения.
В средневековой Европе некоторые верили
даже в то, что плод может обладать идеями.
Если правы Аристотель и средневековые
мыслители, то каким образом плод приобретает
эти ощущения или идеи?

      Прежде 
всего, необходимо критически посмотреть
на то, что уже известно о возможностях
и способностях плода. Известно, что двигательная
активность эмбриона начинается очень
рано. Сердцебиение возникает на 3 – 4-й
неделе после оплодотворения, первые спонтанные
движения туловища и конечностей – на 10-й
неделе, однако мать начинает их ощущать
значительно позже.

      Все
сенсорные системы плода начинают
функционировать задолго до рождения.
Его нервная система способна
перерабатывать проприоцептивную, вестибулярную,
а также тактильную информацию, которую 
она получает в результате обратной
сенсорной связи от движений, ограниченных
стенками матки.

Источник