Механизмы социальных влияний в пренатальном и натальном периодах развития ребенка

Механизмы социальных влияний в пренатальном и натальном периодах развития ребенка thumbnail

Основным проводником социальных влияний
в этот период [развития ребенка является,
конечно, мать. Современные исследования
показывают, что уже во внутриутробном
периоде на ребенка оказывают негативное
воздействие не только патогенные
биологические факторы, но и неблагоприятные
социальные ситуации, в которых оказывается
мать ребенка и которые направлены
непосредственно против самого ребенка
(например, желание прервать беременность,
негативные или тревожные чувства,
связанные с будущим материнством, и
т.п.). Как показали клинические исследования
американского ученого С.Грофа, в период
внутриутробного развития у ребенка
закладываются так называемые базовые
перинатальные матрицы эмоционального
опыта, которые в зависимости от
биологических и социальных условий
протекания беременности могут стать
как полноценной основой для нормального
психического развития ребенка, так и
его патогенной базой.

Как пишет А. И. Захаров, обобщая данные,
полученные по этому вопросу как
зарубежными, так и отечественными
исследователями, наиболее патогенными
являются длительные отрицательные
переживания матери. Результатом таких
переживаний является выработка и выброс
в околоплодную жидкость гормонов
беспокойства. Их влияние проявляется
в сужении сосудов плода, что затрудняет
доставку кислорода к клеткам головного
мозга, плод развивается в условиях
гипоксии, может начаться отслойка
плаценты и соответственно преждевременные
роды.

Не менее патогенными являются и сильные
кратковременные стрессы — потрясения,
испуги. Как правило, беременность в этом
случае заканчивается самопроизвольным
выкидышем.

Большое значение придается и
психологическому состоянию матери во
время родов — допускается присутствие
близких, ребенка сразу не уносят, а
кладут на живот матери, что способствует
как развитию материнского инстинкта,
так и смягчению послеродового шока у
новорожденного.

Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития

Чем меньше ребенок, тем большую роль
как в возникновении, так и в профилактике
недостатков его развития играет семья.
Прежде всего условием полноценного
развития в младенческом возрасте
является наличие условий для развертывания
непосредственного эмоционального
общения ребенка со взрослым, и отсутствие
таких условий приводит, как правило, к
задержке психоэмоционального развития
ребенка той или иной степени тяжести.
Эти данные были получены в исследованиях,
проведенных на сиротах и на детях, чьи
матери находились в заключении.
Выяснилось, что независимо от морального
облика матери само по себе общение с
ней для младенца более полезно, чем
пребывание в ясельной группе, где дети
практически лишены индивидуального
внимания.

Однако пребывание ребенка в семье
социального риска (алкоголизм, наркомания,
противоправные поступки, совершаемые
одним родителем или несколькими членами
семьи) повышает риск развития состояний
педагогической и социальной запущенности
у детей, ухудшения состояния здоровья,
как физического, так и психического,
усугубления уже имеющихся недостатков
развития. Так, установлено, что в случаях
хронического алкоголизма у 95% детей
отмечаются нервно-психические отклонения
разной степени выраженности. Кроме
того, родитель-алкоголик фактически не
выполняет свои родительские функции.

Любая односторонность в оценке причин
отклоняющегося развития ребенка
препятствует вскрытию действительно
имеющих место закономерностей развития
и построению соответствующих развивающих
и корригирующих психолого-педагогических
систем. В связи с этим приведем высказывания
известного отечественного психолога
А. В. Запорожца: «С одной стороны,
созревание организма ребенка вообще и
его нервной системы в частности, которое
носит, как показывают морфогенетические
исследования… стадиальный характер,
не порождая само по себе новых
психологических образований, создает
на каждой возрастной ступени специфические
условия, специфические предпосылки для
усвоения нового опыта, для овладения
новыми способами деятельности, для
формирования новых психических
процессов… наряду с этим обнаруживается
и обратная зависимость созревания от
развития, обусловленного условиями
жизни и воспитания. Вызываемое этими
условиями функционирование определенных
систем организма, определенных мозговых
структур, находящихся на данном возрастном
этапе в стадии интенсивного созревания,
оказывает существенное влияние на
биохимию мозга, на морфогенез нервных
структур, в частности на миэлинизацию
нервных клеток в соответствующих зонах
мозговой коры» (Значение ранних периодов
для формирования детской личности:
Принципы развития в психологии. – М.,
1978. — С. 256 — 257).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Основным проводником социальных влияний
в этот период [развития ребенка является,
конечно, мать. Современные исследования
показывают, что уже во внутриутробном
периоде на ребенка оказывают негативное
воздействие не только патогенные
биологические факторы, но и неблагоприятные
социальные ситуации, в которых оказывается
мать ребенка и которые направлены
непосредственно против самого ребенка
(например, желание прервать беременность,
негативные или тревожные чувства,
связанные с будущим материнством, и
т.п.). Как показали клинические исследования
американского ученого С.Грофа, в период
внутриутробного развития у ребенка
закладываются так называемые базовые
перинатальные матрицы эмоционального
опыта, которые в зависимости от
биологических и социальных условий
протекания беременности могут стать
как полноценной основой для нормального
психического развития ребенка, так и
его патогенной базой.

Как пишет А. И. Захаров, обобщая данные,
полученные по этому вопросу как
зарубежными, так и отечественными
исследователями, наиболее патогенными
являются длительные отрицательные
переживания матери. Результатом таких
переживаний является выработка и выброс
в околоплодную жидкость гормонов
беспокойства. Их влияние проявляется
в сужении сосудов плода, что затрудняет
доставку кислорода к клеткам головного
мозга, плод развивается в условиях
гипоксии, может начаться отслойка
плаценты и соответственно преждевременные
роды.

Не менее патогенными являются и сильные
кратковременные стрессы — потрясения,
испуги. Как правило, беременность в этом
случае заканчивается самопроизвольным
выкидышем.

Большое значение придается и
психологическому состоянию матери во
время родов — допускается присутствие
близких, ребенка сразу не уносят, а
кладут на живот матери, что способствует
как развитию материнского инстинкта,
так и смягчению послеродового шока у
новорожденного.

Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития

Чем меньше ребенок, тем большую роль
как в возникновении, так и в профилактике
недостатков его развития играет семья.
Прежде всего условием полноценного
развития в младенческом возрасте
является наличие условий для развертывания
непосредственного эмоционального
общения ребенка со взрослым, и отсутствие
таких условий приводит, как правило, к
задержке психоэмоционального развития
ребенка той или иной степени тяжести.
Эти данные были получены в исследованиях,
проведенных на сиротах и на детях, чьи
матери находились в заключении.
Выяснилось, что независимо от морального
облика матери само по себе общение с
ней для младенца более полезно, чем
пребывание в ясельной группе, где дети
практически лишены индивидуального
внимания.

Однако пребывание ребенка в семье
социального риска (алкоголизм, наркомания,
противоправные поступки, совершаемые
одним родителем или несколькими членами
семьи) повышает риск развития состояний
педагогической и социальной запущенности
у детей, ухудшения состояния здоровья,
как физического, так и психического,
усугубления уже имеющихся недостатков
развития. Так, установлено, что в случаях
хронического алкоголизма у 95% детей
отмечаются нервно-психические отклонения
разной степени выраженности. Кроме
того, родитель-алкоголик фактически не
выполняет свои родительские функции.

Любая односторонность в оценке причин
отклоняющегося развития ребенка
препятствует вскрытию действительно
имеющих место закономерностей развития
и построению соответствующих развивающих
и корригирующих психолого-педагогических
систем. В связи с этим приведем высказывания
известного отечественного психолога
А. В. Запорожца: «С одной стороны,
созревание организма ребенка вообще и
его нервной системы в частности, которое
носит, как показывают морфогенетические
исследования… стадиальный характер,
не порождая само по себе новых
психологических образований, создает
на каждой возрастной ступени специфические
условия, специфические предпосылки для
усвоения нового опыта, для овладения
новыми способами деятельности, для
формирования новых психических
процессов… наряду с этим обнаруживается
и обратная зависимость созревания от
развития, обусловленного условиями
жизни и воспитания. Вызываемое этими
условиями функционирование определенных
систем организма, определенных мозговых
структур, находящихся на данном возрастном
этапе в стадии интенсивного созревания,
оказывает существенное влияние на
биохимию мозга, на морфогенез нервных
структур, в частности на миэлинизацию
нервных клеток в соответствующих зонах
мозговой коры» (Значение ранних периодов
для формирования детской личности:
Принципы развития в психологии. – М.,
1978. — С. 256 — 257).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В этой статье вы узнаете:

  • Что такое перинатальные матрицы;

  • От первой до четвертой перинатальная матрица и их влияние;

  • Последствия для жизни ребенка осложнений при беременности и родах;

  • Нивелирования последствий негативного прохождения матриц.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, от чего зависит ваша судьба? Ваши решения? Ваша жизнь, в конце концов? Думаю, да, ведь это перечень вопросов, которые каждый человек ставит себе довольно часто.

Конечно, на ход событий в нашей жизни влияет огромное количество различных факторов, об одном очень неожиданном пойдет речь в данной статье.

Что такое перинатальные матрицы?

На многих форумах мы встречаем информацию об ощущениях будущих мам во время беременности и их изменениях в психологическом плане. А вот сведений о том, что чувствует малыш в утробе, очень мало.

Теория базовых перинатальных матриц – это теоретическая модель состояния психики ребенка в пренатальный (от момента зачатия, до родов), натальный (период родов) и постнатальный период (от рождения до 3 лет).

По данной теории все, что происходит с ребенком внутриутробно и при рождении имеет прямое влияние на дальнейшую жизнь человека, его психику и особенности характера. Мы не можем вспомнить момент своего рождения, но именно во время этого процесса мы переживаем уникальный опыт, который открывает нам путь к трансперсональной составляющей нашей личности.

перинатальные матрицы грофа читать

Понятие о базовых перинатальных матрицах не новое, оно берет начало с более ранних работ американских ученых о влиянии родовых травм на психику человека. В современном варианте данная теория пришла к нам после опытов, которые проводил чешский психолог и психиатр Станислав Гроф. Он применял психотропные вещества, а после запрета их использования в исследования ввели методику «холотропного дыхания». Основным открытием стало яркое проявление особых компонентов подсознания, которые оказались подсознательными воспоминаниями о периоде внутриутробного развития и момента рождения.

Соединив данные эксперимента и информацию о том, что родовые травмы могут быть причиной различных расстройств психики, ученый вывел теорию перинатальных матриц в 1975 году.

Всего выделяют четыре базовые перинатальные матрицы:

  1. Первая перинатальная матрица, другое название которой «Матрица наивности» (от момента зачатия до родов, в норме 9 месяцев)
  2. Вторая базовая перинатальная матрица – «Матрица жертвы» (от начала схваток, до начала родовой деятельности – 4-20 часов).
  3. Третья перинатальная матрица, или «Матрица борьбы» (от начала родовой деятельности до рождения ребенка – 0,5-6 часов).
  4. Четвертая перинатальная матрица – «Матрица свободы» (от рождения до 3 лет).

Проходя каждую из данных матриц, которые соответствуют различным этапам развития плода, а также процесса рождения, ребенок подвергается воздействию многих факторов. В будущем это проявляется в различных психологических особенностях.

Первая перинатальная матрица

«Матрицей наивности» данный этап назван не просто так, ведь это самая комфортная стадия развития для ребенка. Тяжело точно определить временные рамки этого периода, обычно сюда относят отрезок времени от зачатия до первых схваток.

Первая перинатальная матрица характеризуется состоянием ребенка, близкому к представлениям человечества о рае:

  • тепло,
  • приятно,
  • ощущение невесомости и защиты,
  • полное удовлетворение физиологических потребностей,
  • постоянная температура среды обитания.

Это единственная статическая матрица, которая формирует жизненный потенциал человека, его способность к адаптации и потенциальные возможности индивидуума.

станислав гроф перинатальные матрицы

Со стороны психики ребенка этот этап ощущается как легкий, радостный и комфортный. Но это только в случае благоприятных условий: этот ребенок желанный, его ждут, он желаемого пола, беременность проходит без осложнений и различных потрясений будущей мамы. В таком случае психический потенциал и адаптационные возможности ребенка находятся на высоком уровне.

Также благоприятное течение «матрицы наивности» обеспечивает развитие умения расслабляться, дарить и получать любовь, познавать окружающий мир.

Последствия неправильного прохождения первой матрицы

Совсем другая ситуация, когда во время первой перинатальной матрицы на маму и ребенка оказывают влияние негативные факторы, тогда у младенца на подсознательном уровне могут сформироваться следующие программы:

  • Беременность была незапланированная – формируется программа «опять я не вовремя».
  • Если будущие родители думали о прерывании беременности – программа страха смерти и различные суицидальные наклонности.
  • Если у будущей мамы токсикоз – программа «меня тошнит от этого мира».
  • Болезни матери – программа «если я расслаблюсь, это принесет болезнь», а также склонность к астеническим проявлениям.
  • Неприятности в семье, волнения будущей мамы – программа «окружающий мир не дружеская среда, или даже опасная».

Внутриутробно, на психическом уровне, при таких условиях ребенок может испытывать страх, дискомфорт, настороженность и даже агрессию.

Вторая перинатальная матрица

Начало периода «Матрицы жертвы» совпадает с первой фазой родов, при появлении первых схваток. Физиологически это проявляется в сокращениях шейки матки, при которых сама она еще закрыта.

Именно тогда мама и ребенок становятся друг для друга источником биологического дискомфорта и боли. При этом, плод уже не получает кислорода и питательных веществ в нужном количестве, что вызывает стресс, панику, страх, обиду, агрессию, а также проявления клаустрофобии.

перинатальные матрицы

Вмешательство в ход родов, нарушает нормальное течение второй перинатальной матрицы и формирует следующие подсознательные программы:

  • Плановое кесарево сечение – почти не несет негативных последствий, внеплановое – формирование программы «я сам не смогу, мне нужна помощь», а также сложности доведения дел до конца.
  • Применение наркоза – программа «отморожения» от жизненных ситуаций, требующих твердого решения.
  • Стремительные роды – человек не может долго решать жизненные ситуации, отсутствие быстрого решения приводит к отказу решать что-либо вообще.
  • Долговременные роды – провоцирует закрепления у человека роли жертвы, во всех сферах жизни человека прессуют, он страдает, но на самом деле подсознательно его это устраивает.
  • Родостимуляция – способствует формированию подсознательной программы «пока меня не подтолкнут, я ничего делать не буду».

Данная матрица является важным компонентом в формировании решимости, а также развития умения к самомотивации.

Третья перинатальная матрица

Эта матрица получила название «матрица борьбы». По временным рамкам совпадает со второй стадией родов – матка продолжает сокращаться, но родовой канал уже открыт. Именно процесс рождения и процесс прохождения по родовым путям является первым опытом преодоления трудностей.

Если роды проходили правильно, и ребенок чувствовал «помощь» маминого организма, то матрица формируется в положительном плане «Когда мне тяжело, я не сам» и «Я смогу!». Именно во время этого процесса определяется способность преодолевать трудности, целеустремленность и смелость идти к цели.

При осложненных родах возможны различные варианты:

  • При стремительных родах, стимуляции родовой деятельности, матрица формируется в форме «если я не смогу, за меня сделают другие», человек почти не стремится бороться на пути к поставленной цели.
  • Другая сторона развития матрицы при неправильном течении родов – это форма гиперкомпенсации, при котором человек постоянно борется со всем и всеми, даже если это не очень нужно.
  • При асфиксии – возможно формирование матрицы чувства вины, или опасных для жизни увлечениях, как бы игры со смертью.
  • Клиническая смерть ребенка может развить программу скрытых суицидальных наклонностей.
  • При применении акушерских щипцов или вакуума – программа «я нуждаюсь чьей-либо помощи, но в то же время ее боюсь, потому что она может быть болезненна».
  • При разрывах, может сформироваться программа страха своей силы «если я проявлю силу это причинит боль».
  • Если ребенок рождается в ягодичном предлежании, это может развить умение выходить из ситуаций нестандартным путем, чаще всего тем, что сложнее.

Четвертая перинатальная матрица

«Матрица свободы» берет свое начало с момента полного биологического отделения от тела матери и продолжается в течение первого месяца, включая в себя третий период родов.

Новые обстоятельства жизни приносят значительно лучше ощущения, чем два предыдущие моменты. Но, вместе с тем, они недостаточно комфортные по сравнению с внутриутробным периодом. Ведь для удовлетворения физиологических потребностей уже нужно применять собственные усилия.

Данная матрица формирует у индивидуума свое отношение к свободе, а также к своим возможностям. Еще одним важным компонентом является формирование умения любить. Но в отличие от первой матрицы, четвертая способствует образованию любви, основанной на свободе действий партнера, а не их ограничения.

Важны также последствия других особенностей родов:

  1. Если ребенок не того пола, которого хотели родители – возможным есть формирование проблемы половой самоидентификации, что может привести к стремлению изменить пол в будущем, или к гомосексуальным отношениям.
  2. В случае размещения ребенка в кувез, в подсознании формируется барьер между ребенком и окружающим миром.
  3. Интересным является случай, когда рождаются близнецы. Ребенку необходимо ощущение кого-то рядом. У ребенка, который родился первым –  формируется чувство вины, что он предатель. А ребенок, который рождается следующим – чувство обиды и отверженности.
  4. Очень опасная ситуация, если у матери до этого были аборты. В это сложно поверить, но они записываются в подсознание новорожденного и отражаются в психике страхом насильственной смерти.
  5. Если во время родов применялись обезболивающие препараты, у ребенка может развиться ощущение отстраненности и безынициативности.

базовые перинатальные матрицы

Нивелирования последствий негативного прохождения матриц

Ошибочно считать, что при всех вышеперечисленных проблемах обязательно проявится та или иная психологическая проблема, это вовсе не обязательные явления. Но, если они все же присутствуют, существует ряд техник, которые могут снивелировать негативные последствия неправильного протекания родов.

Один из них является универсальным, он может применяться как для детей, так и для взрослых – это медитация. Основное условие ее эффективности – представлять те образы, которые соответствуют определенным матрицам. Закономерно, что самими тяжелыми для воображения будут именно проблемные элементы запрограммированных компонентов психики. Для удобства разделим образы медитации-визуализации соответственно очередности перинатальных матриц:

1) Матрица наивности включает в себя такие положительные образы:

  • Живописные, полные гармонии картины природы, сады, пение птиц.
  • Котенок, который нежится в лучах солнышка, бабочка в цветке, дельфинчик в волнах и тому подобное.
  • Плоды на дереве, земля после дождя, цветочек, который тянется к солнышку.
  • Лодка или парусник, плывущий по спокойной воде в хорошую погоду.

2) Неприятности в период матрицы жертвы могут нивелироваться за счет:

  • Образа морских просторов, вида с высокой горы, светлой лужайки с цветами.
  • Табуна лошадей в степи, стаи птиц, семьи пчел и т. д.

3) Сглаживание негативных последствий матрицы борьбы возможно при использовании таких образов:

  • Луч света, который светит в морскую глубину, растение, что пробивается сквозь асфальт.
  • Сильный ветер или шторм в океане.

4) Матрица свободы имеет следующие положительные образы:

  • Кошка, вылизывающая своего котенка, птичка, которая кормит птенца.
  • Звонкий родничок, или небольшой водопад.
  • Звездное небо и самая яркая звезда.

Если вы взяли за цель проработать сразу несколько негативных последствий неправильного прохождения перинатальных матриц, то важно соединить все визуальные образы в логическую цепочку. Они должны будто плавно переходить из одного в другой.

Также перед началом вашего «путешествия» нужно четко представить путь «домой», но уже новым и счастливым человеком.

Тут будет размещена реклама

Теория перинатальных матриц подвергается критике со стороны ученых, из-за своего недостаточного подтверждения фактами. В общих чертах считается научной, но в психологической и психиатрической литературе все же рассматривается в сочетании с эзотерическими взглядами.

Воспринимать, или не воспринимать данную теорию личное дело каждого, но знать о возможных последствиях собственных мыслей и действий все же необходимо.

Ира Чернова

Источник