Механизмы социальных влияний в индивидуальный период развития ребенка

Механизмы социальных влияний в индивидуальный период развития ребенка thumbnail

Чем
меньше ребенок, тем большую роль как в
возникновении, так
и в профилактике недостатков его развития
играет семья. Преж­де
всего условием полноценного развития
в младенческом возра­сте
является наличие условий для развертывания
непосредствен­ного
эмоционального общения ребенка со
взрослым, и отсутствие таких
условий приводит, как правило, к задержке
психоэмоцио­нального
развития ребенка той или иной степени
тяжести. Эти данные
были получены в исследованиях, проведенных
на сиротах и
на детях, чьи матери находились в
заключении. Выяснилось, что
независимо от морального облика матери
само по себе обще­ние
с ней для младенца более полезно, чем
пребывание в ясель­ной
группе, где дети практически лишены
индивидуального вни­мания.

Однако
пребывание ребенка в семье социального
риска (алко­голизм, наркомания,
противоправные поступки, совершаемые
од­ним
родителем или несколькими членами
семьи) повышает риск развития
состояний педагогической и социальной
запущенности у
детей, ухудшения состояния здоровья,
как физического, так и психического,
усугубления уже имеющихся недостатков
развития. Так,
установлено, что в случаях хронического
алкоголизма у 95% детей
отмечаются нервно-психические отклонения
разной степе­ни
выраженности. Кроме того, родитель-алкоголик
фактически не
выполняет свои родительские функции.

Любая
односторонность в оценке причин
отклоняющегося раз­вития
ребенка препятствует вскрытию
действительно имеющих

28

место закономерностей
развития и построению соответствующих
развивающих
и корригирующих психолого-педагогических
систем. В
связи с этим приведем высказывания
известного отечествен­ного психолога
А. В. Запорожца: «С одной стороны,
созревание организма ребенка вообще и
его нервной системы в частности, которое
носит, как показывают морфогенетические
исследова­ния… стадиальный характер,
не порождая само по себе новых
пси­хологических образований, создает
на каждой возрастной ступе­ни
специфические условия, специфические
предпосылки для ус­воения нового
опыта, для овладения новыми способами
деятель­ности, для формирования новых
психических процессов… наряду с этим
обнаруживается и обратная зависимость
созревания от раз­вития, обусловленного
условиями жизни и воспитания. Вызывае­мое
этими условиями функционирование
определенных систем организма,
определенных мозговых структур,
находящихся на данном возрастном этапе
в стадии интенсивного созревания,
ока­зывает существенное влияние на
биохимию мозга, на морфогенез нервных
структур, в частности на миэлинизацию
нервных клеток в соответствующих зонах
мозговой коры» (Значение ранних пери­одов
для формирования детской личности:
Принципы развития в психологии. – М.,
1978. — С. 256-257).

1.5. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)

Термин «дизонтогения»
был введен представителями клини­ческой
медицины для обозначения различных
форм нарушения нор­мального
онтогенеза, возникающих в детском
возрасте, когда мор-фофункциональные
системы организма еще не достигли
зрелости.

В
большинстве своем это так называемые
непрогредиентные]
болезненные
состояния, своего рода пороки развития,
подчиня­ющиеся тем же законам, что и
нормальное развитие, но пред­ставляющие
собой его патологическую модификацию,
затрудня­ющую полноценное психосоциальное
развитие ребенка без соот­ветствующей
специальной психолого-педагогической,
а в неко­торых случаях и медицинской
помощи.

По имеющимся
данным, первым термин «дизонтогения»
упо­требил в 1927 г. Швальбе для обозначения
отклонений в форми­ровании структур
организма в период внутриутробного
развития. Соответственно в отечественной
дефектологии, а ныне — специ­альной
педагогике и специальной психологии
долгое время был

Прогредиентность
(от
лат. рго^гесНог

идти вперед) — нарастающий характер
нарушений при каком-либо заболевании.
Непрогредиентный характер нарушений
означает отсутствие усугубления
первичного дефекта, лежащего в основе
психического недоразвития.

29

вжтз=лц^л^^^»^–^^^–^В^1Н

принят термин
«аномалии развития». В период возникновения
де­фектологии использовался термин
«дефективные дети». В настоя­щее время
в связи с переходом от субъект-объектной
педагогики к субъект-субъектной,
ориентирующейся прежде всего на
индивиду­альный тренд развития
ребенка, во всем мире идет поиск наиболее
гуманной терминологии по отношению к
детям, имеющим те или иные недостатки
в развитии. Это широко распространившиеся,
но очень
неопределенные термины: «дети группы
риска» (сЫШ а1 пзк), «дети
с особыми нуждами» (сЬПскеп т11
8рес1а1
пеео!§), «дети со специфическими
образовательными потребностями» (сЫккеп
уИп
$рес1а1
еёисагюпа! пееа§), «плохо адаптирующиеся
дети» (та1ао!щз1ес1 сЫШгеп),
«дети, имеющие особые права» (сгпМгеп
У11п §рес1а1 гщЫа)
— и начинающий использоваться в
отечественных офици­альных документах
термин «дети с ограниченными возможностя­ми
здоровья». Кроме того, как в отечественных,
так и международ­ных
документах, направленных прежде всего
на создание равных возможностей для
развития и образования детей с различными
от­клонениями,
используется термин «инвалиды» (сПзаЫео’
сшШгеп)1.

Читайте также:  Чем объясняется высокая значимость игры для развития ребенка

В соответствии с
представлениями клиницистов Г. Е.
Сухаре­вой и М.С.Певзнер, а также
современными исследованиями в области
нейропсихологии (В.В.Лебединский,
Э.Г.Симерницкая, А.В.Семенович и др.)
целесообразно рассмотреть следующие
факторы, влияющие на тип возникшей у
ребенка дизонтогении: I)
время и
длительность воздействия повреждающих
агентов (воз­растная обусловленность
дизонтогении), 2) их этиологию, 3)
рас­пространенность болезненного
процесса — локальность или сис­темность
патогенного воздействия, 4) степень
нарушения меж­функциональных связей.

Это так называемые
параметры дизонтогенеза. Рассмотрим
их подробнее.

Возрастная
обусловленность дизонтогении

В
ходе индивидуального развития ребенка
постоянно идет борьба между
незрелостью его структур и фондом роста
или развития. В зависимости от преобладания
первого или второго фактора

Инвалидность —
это любое ограничение или отсутствие
(в результате дефекта) способности
осуществлять ту или иную деятельность
таким образом или в таких рамках, которые
считаются нормальными для человека;
дефект — любая утрата психической,
физиологической или анатомической
структуры или функции или отклонение
от нее; нетрудоспособность
—ограниченность конкретного индивидуума,
вытекающая из дефекта или инвалидности,
которая препятствует или лишает его
возможности выполнять роль, считающуюся
для этого индивидуума нормальной в
зависимости от возрастных, половых,
соци­альных и культурных факторов»
(Международная классификация дефектов,
ин­валидности и нетрудоспособности
(МСДИН), Всемирная организация
здраво­охранения).

30

при одних и тех же
условиях в одних случаях можно ожидать
более устойчивые патологические
изменения, а в других — бо­лее легкие
и поддающиеся коррекционно-педагогическому
воз­действию (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева,
Г.Гельниц). Наиболее уязвимыми периодами
детства является период «первичной
не­зрелости» организма в период до
трех лет, а также период пере­стройки
организма в период пубертата, когда уже
гармонически сформировавшиеся системы
детского организма вновь утрачива­ют
состояние равновесия, перестраиваясь
на «взрослое» функци­онирование.

Согласно
клинико-психологическим материалам,
наиболее гру-

  • бое недоразвитие
    психических функций возникает вследствие
    воз-‘; действия повреждающих вредностей
    в период интенсивной кле-; точной
    дифференциации структур головного
    мозга, т. е. на ранних

  • этапах эмбриогенеза,
    в первой трети беременности.

В период дошкольного
и младшего школьного возраста (3 —
,
11 лет) детский организм представляет
собой систему, более ус-
,” тойчивую
к стойким необратимым отклонениям.
1 Каждый
возраст накладывает свой отпечаток на
характер реа-

гирования в случае
патогенного воздействия. Это так
называемые уровни нервно-психического
реагирования детей и подростков на |
различные патогенные воздействия:

*сомато-вегетативный
(от 0 до 3 лет)
— на фоне незрелости

Iвсех систем
организм в этом возрасте на любое
патогенное воз-
действие
реагирует комплексом сомато-вегетативных
реакций, та-I
ких, как общая и вегетативная возбудимость,
повышение темпе -I
ратуры тела, нарушение сна, аппетита,
желудочно-кишечные рас-| стройства;

I психомоторный
(4 — 7 лет) —
интенсивное формирование кор-

1 ковых отделов
двигательного анализатора, и в частности
лобных
| отделов головного мозга,
делает данную систему предрасположен-
I
ной к гипердинамическим расстройствам
различного генеза (пси-
| хомоторная
возбудимость, тики, заикание, страхи).
Возрастает роль
ь психогенных факторов
— неблагоприятных травмирующих отно-
?
шений в семье, реакций на привыкание к
детским образователь-
I
ным учреждениям, неблагоприятных
межличностных отношений;
| аффективный
(7
— 12 лет) — на любую вредность
ребенок
реа-

| гирует с заметным
аффективным компонентом — от
выраженной
аутизации до аффективной
возбудимости с явлениями негативиз­
ма,
агрессии, невротическими
реакциями;
;эмоционально-идеаторный
(12
— 16 лет) — ведущий в препубер-

татном и пубертатном
возрасте. Характеризуется патологическим
I
фантазированием, сверхценными увлечениями,
сверхценными ! ипохондрическими идеями,
такими, как идеи мнимого уродства
(дисморфофобия,
нервная анорексия), психогенными
реакция-I
ми протеста, оппозиции, эмансипации.

31

Преимущественная
симптоматика каждого возрастного уровня
реагирования
не исключает симптомов предыдущих
уровней, но
отводит
им менее заметное место в картине
дизонтогении.

Перечисленные
выше реакции являются обостренной
формой нормального
возрастного реагирования на ту или иную
вредность.

Соседние файлы в папке Специальная психология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Основным проводником социальных воздействий в этот период развития ребенка является, конечно, иметь. Современные исследования показывают, что уже во внутриутробном периоде ребенка влияют негативные действия не только патогенных биологических факторов, но и неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные ощущения, связанные с будущим материнством, и др.). Как показали клинические исследования американского ученого С. Грофа, в период внутриутробного развития у ребенка закладываются так называемые базовые перинатальные матрицы эмоционального опыта, которые в зависимости от биологических и социальных условий протекания беременности могут стать как полноценной основой для нормального психического развития ребенка, так и его патогенной базой .

Читайте также:  Особенности развития ребенка в дошкольном детстве

Как пишет А. Захаров, обобщая данные, самыми патогенными являются длительные негативные переживания матери. Результатом таких переживаний является выработка и выброс в околоплодной жидкости гормонов заботы. их влияние проявляется в сужении сосудов плода затрудняет доставку кислорода к клеткам головного мозга, плод развивается в условиях гипоксии, может начаться отслойка плаценты и соответственно преждевременные роды.

Не менее патогенными есть и сильные кратковременные стрессы – потрясение, нервное. Как правило, беременность в этом случае заканчивается самопроизвольным выкидышем.

Большое значение придается и психологическому состоянию матери во время родов – допускается присутствие близких, ребенка сразу не относят, а кладут на живот матери, способствует как развитию материнского инстинкта, так и смягчению послеродового шока у новорожденного.

Чем меньше ребенок, тем большую роль как в возникновении, так и в профилактике недостатков его развитии играет семья. Прежде всего условием полноценного развития в детском возрасте является наличие условий для развертывания непосредственного эмоционального общения ребенка со взрослым, и отсутствие таких условий приводит, как правило, к задержке психоэмоционального развития ребенка той или иной степени тяжести. Эти данные были получены в исследованиях, проведенных на сиротах и ​​на детях, чьи матери находились в заключении. Выяснилось, что независимо от морального облика матери само по себе общение с ней для младенца более полезное, чем пребывание в ясельной группе, где дети практически лишены индивидуального внимания.

Однако пребывание ребенка в семье социального риска (алкоголизм, наркомания, противоправные поступки, совершенные одним из родителей или несколькими членами семьи) повышает риск развития состояний педагогической и социальной запущенности у детей, ухудшение состояния здоровья, как физического, так и психического, ужесточение уже имеющихся недостатков развития. Так, установлено, что в случаях хронического алкоголизма у 95% детей отмечаются нервно психические отклонения различной степени выраженности. Кроме того, отец-алкоголик фактически не выполняет свои родительские функции.

Любая односторонность в оценке причин развития ребенка с отклонениями в развитии не раскрывают закономерностей развития и построении соответствующих развивающих и корректирующих психолого-педагогических систем. В связи с этим приведем высказывания известного психолога А.В. Запорожца: с одной стороны, созревание организма ребенка вообще и его нервной системы в частности, которое носит, как показывают морфогенетические исследования стадиальный характер, не порождает само по себе новых психологических образований, создает на каждом возрастном степени специфические условия, специфические предпосылки для усвоения нового опыта, для овладения новыми средствами деятельности, для формирования новых психических процессов. Вместе с этим проявляется и обратная зависимость созревания от развития, обусловленного условиями жизни и воспитания. Функционирование определенных систем организма, вызываемое этими условиями, определенных мозговых структур, находящихся на данном возрастном этапе в стадии интенсивного созревания, оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, в частности на миелинизацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры (Значение ранних периодов для формирования детской личности: Принципы развития в психологии. – М., 1978. – 3.256 – 257).

Источник

Чем меньше ребенок, тем большую роль как в возникновении, так и в профилактике недостатков его развития играет семья. Прежде всего условием полноценного развития в младенческом возрасте является наличие условий для развертывания непосредственного эмоционального общения ребенка со взрослым, и отсутствие таких условий приводит, как правило, к задержке психоэмоционального развития ребенка той или иной степени тяжести. Эти данные были получены в исследованиях, проведенных на сиротах и на детях, чьи матери находились в заключении. Выяснилось, что независимо от морального облика матери само по себе общение с ней для младенца более полезно, чем пребывание в ясельной группе, где дети практически лишены индивидуального внимания.

Читайте также:  Тесты для определения развития ребенка фгос

Однако пребывание ребенка в семье социального риска (алкоголизм, наркомания, противоправные поступки, совершаемые одним родителем или несколькими членами семьи) повышает риск развития состояний педагогической и социальной запущенности у детей, ухудшения состояния здоровья, как физического, так и психического, усугубления уже имеющихся недостатков развития. Так, установлено, что в случаях хронического алкоголизма у 95% детей отмечаются нервно-психические отклонения разной степени выраженности. Кроме того, родитель-алкоголик фактически не выполняет свои родительские функции.

Любая односторонность в оценке причин отклоняющегося развития ребенка препятствует вскрытию действительно имеющих место закономерностей развития и построению соответствующих развивающих и корригирующих психолого-педагогических систем. В связи с этим приведем высказывания известного отечественного психолога А. В. Запорожца: «С одной стороны, созревание организма ребенка вообще и его нервной системы в частности, которое носит, как показывают морфогенетические исследования… стадиальный характер, не порождая само по себе новых психологических образований, создает на каждой возрастной ступени специфические условия, специфические предпосылки для усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов… наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость созревания от развития, обусловленного условиями жизни и воспитания. Вызываемое этими условиями функционирование определенных систем организма, определенных мозговых структур, находящихся на данном возрастном этапе в стадии интенсивного созревания, оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, в частности на миэлинизацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры» (Значение ранних периодов для формирования детской личности: Принципы развития в психологии. – М., 1978. – С. 256-257).

1.5. ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ (ДИЗОНТОГЕНИИ)

Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости.

В большинстве своем это так называемые непрогредиентные болезненные состояния, своего рода пороки развития, подчиняющиеся тем же законам, что и нормальное развитие, но представляющие собой его патологическую модификацию, затрудняющую полноценное психосоциальное развитие ребенка без соответствующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

По имеющимся данным, первым термин «дизонтогения» употребил в 1927 г. Швальбе для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития. Соответственно в отечественной дефектологии, а ныне — специальной педагогике и специальной психологии долгое время был принят термин «аномалии развития». В период возникновения дефектологии использовался термин «дефективные дети». В настоящее время в связи с переходом от субъект-объектной педагогики к субъект-субъектной, ориентирующейся прежде всего на индивидуальный тренд развития ребенка, во всем мире идет поиск наиболее гуманной терминологии по отношению к детям, имеющим те или иные недостатки в развитии. Это широко распространившиеся, но очень неопределенные термины: «дети группы риска» (child at risk), «дети с особыми нуждами» (children with special needs), «дети со специфическими образовательными потребностями» (children with special educational needs), «плохо адаптирующиеся дети» (maladjusted children), «дети, имеющие особые права» (children with special rights) — и начинающий использоваться в отечественных официальных документах термин «дети с ограниченными возможностями здоровья». Кроме того, как в отечественных, так и международных документах, направленных прежде всего на создание равных возможностей для развития и образования детей с различными отклонениями, используется термин «инвалиды» (disabled children)1.

В соответствии с представлениями клиницистов Г.Е.Сухаревой и М. С. Певзнер, а также современными исследованиями в области нейропсихологии (В.В.Лебединский, Э.Г.Симерницкая, А. В. Семенович и др.) целесообразно рассмотреть следующие факторы, влияющие на тип возникшей у ребенка дизонтогении: 1) время и длительность воздействия повреждающих агентов (возрастная обусловленность дизонтогении), 2) их этиологию, 3) распространенность болезненного процесса — локальность или системность патогенного воздействия, 4) степень нарушения межфункциональных связей.

Это так называемые параметры дизонтогенеза. Рассмотрим их подробнее.

Источник