Механизмы социальных влияний развития ребенка

Механизмы социальных влияний развития ребенка thumbnail

Основным проводником социальных воздействий в этот период развития ребенка является, конечно, иметь. Современные исследования показывают, что уже во внутриутробном периоде ребенка влияют негативные действия не только патогенных биологических факторов, но и неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные ощущения, связанные с будущим материнством, и др.). Как показали клинические исследования американского ученого С. Грофа, в период внутриутробного развития у ребенка закладываются так называемые базовые перинатальные матрицы эмоционального опыта, которые в зависимости от биологических и социальных условий протекания беременности могут стать как полноценной основой для нормального психического развития ребенка, так и его патогенной базой .

Как пишет А. Захаров, обобщая данные, самыми патогенными являются длительные негативные переживания матери. Результатом таких переживаний является выработка и выброс в околоплодной жидкости гормонов заботы. их влияние проявляется в сужении сосудов плода затрудняет доставку кислорода к клеткам головного мозга, плод развивается в условиях гипоксии, может начаться отслойка плаценты и соответственно преждевременные роды.

Не менее патогенными есть и сильные кратковременные стрессы – потрясение, нервное. Как правило, беременность в этом случае заканчивается самопроизвольным выкидышем.

Большое значение придается и психологическому состоянию матери во время родов – допускается присутствие близких, ребенка сразу не относят, а кладут на живот матери, способствует как развитию материнского инстинкта, так и смягчению послеродового шока у новорожденного.

Чем меньше ребенок, тем большую роль как в возникновении, так и в профилактике недостатков его развитии играет семья. Прежде всего условием полноценного развития в детском возрасте является наличие условий для развертывания непосредственного эмоционального общения ребенка со взрослым, и отсутствие таких условий приводит, как правило, к задержке психоэмоционального развития ребенка той или иной степени тяжести. Эти данные были получены в исследованиях, проведенных на сиротах и ​​на детях, чьи матери находились в заключении. Выяснилось, что независимо от морального облика матери само по себе общение с ней для младенца более полезное, чем пребывание в ясельной группе, где дети практически лишены индивидуального внимания.

Однако пребывание ребенка в семье социального риска (алкоголизм, наркомания, противоправные поступки, совершенные одним из родителей или несколькими членами семьи) повышает риск развития состояний педагогической и социальной запущенности у детей, ухудшение состояния здоровья, как физического, так и психического, ужесточение уже имеющихся недостатков развития. Так, установлено, что в случаях хронического алкоголизма у 95% детей отмечаются нервно психические отклонения различной степени выраженности. Кроме того, отец-алкоголик фактически не выполняет свои родительские функции.

Любая односторонность в оценке причин развития ребенка с отклонениями в развитии не раскрывают закономерностей развития и построении соответствующих развивающих и корректирующих психолого-педагогических систем. В связи с этим приведем высказывания известного психолога А.В. Запорожца: с одной стороны, созревание организма ребенка вообще и его нервной системы в частности, которое носит, как показывают морфогенетические исследования стадиальный характер, не порождает само по себе новых психологических образований, создает на каждом возрастном степени специфические условия, специфические предпосылки для усвоения нового опыта, для овладения новыми средствами деятельности, для формирования новых психических процессов. Вместе с этим проявляется и обратная зависимость созревания от развития, обусловленного условиями жизни и воспитания. Функционирование определенных систем организма, вызываемое этими условиями, определенных мозговых структур, находящихся на данном возрастном этапе в стадии интенсивного созревания, оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, в частности на миелинизацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры (Значение ранних периодов для формирования детской личности: Принципы развития в психологии. – М., 1978. – 3.256 – 257).

Источник

Основным проводником социальных влияний
в этот период [развития ребенка является,
конечно, мать. Современные исследования
показывают, что уже во внутриутробном
периоде на ребенка оказывают негативное
воздействие не только патогенные
биологические факторы, но и неблагоприятные
социальные ситуации, в которых оказывается
мать ребенка и которые направлены
непосредственно против самого ребенка
(например, желание прервать беременность,
негативные или тревожные чувства,
связанные с будущим материнством, и
т.п.). Как показали клинические исследования
американского ученого С.Грофа, в период
внутриутробного развития у ребенка
закладываются так называемые базовые
перинатальные матрицы эмоционального
опыта, которые в зависимости от
биологических и социальных условий
протекания беременности могут стать
как полноценной основой для нормального
психического развития ребенка, так и
его патогенной базой.

Читайте также:  Развитие правильной речи ребенка альбом

Как пишет А. И. Захаров, обобщая данные,
полученные по этому вопросу как
зарубежными, так и отечественными
исследователями, наиболее патогенными
являются длительные отрицательные
переживания матери. Результатом таких
переживаний является выработка и выброс
в околоплодную жидкость гормонов
беспокойства. Их влияние проявляется
в сужении сосудов плода, что затрудняет
доставку кислорода к клеткам головного
мозга, плод развивается в условиях
гипоксии, может начаться отслойка
плаценты и соответственно преждевременные
роды.

Не менее патогенными являются и сильные
кратковременные стрессы — потрясения,
испуги. Как правило, беременность в этом
случае заканчивается самопроизвольным
выкидышем.

Большое значение придается и
психологическому состоянию матери во
время родов — допускается присутствие
близких, ребенка сразу не уносят, а
кладут на живот матери, что способствует
как развитию материнского инстинкта,
так и смягчению послеродового шока у
новорожденного.

Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития

Чем меньше ребенок, тем большую роль
как в возникновении, так и в профилактике
недостатков его развития играет семья.
Прежде всего условием полноценного
развития в младенческом возрасте
является наличие условий для развертывания
непосредственного эмоционального
общения ребенка со взрослым, и отсутствие
таких условий приводит, как правило, к
задержке психоэмоционального развития
ребенка той или иной степени тяжести.
Эти данные были получены в исследованиях,
проведенных на сиротах и на детях, чьи
матери находились в заключении.
Выяснилось, что независимо от морального
облика матери само по себе общение с
ней для младенца более полезно, чем
пребывание в ясельной группе, где дети
практически лишены индивидуального
внимания.

Однако пребывание ребенка в семье
социального риска (алкоголизм, наркомания,
противоправные поступки, совершаемые
одним родителем или несколькими членами
семьи) повышает риск развития состояний
педагогической и социальной запущенности
у детей, ухудшения состояния здоровья,
как физического, так и психического,
усугубления уже имеющихся недостатков
развития. Так, установлено, что в случаях
хронического алкоголизма у 95% детей
отмечаются нервно-психические отклонения
разной степени выраженности. Кроме
того, родитель-алкоголик фактически не
выполняет свои родительские функции.

Любая односторонность в оценке причин
отклоняющегося развития ребенка
препятствует вскрытию действительно
имеющих место закономерностей развития
и построению соответствующих развивающих
и корригирующих психолого-педагогических
систем. В связи с этим приведем высказывания
известного отечественного психолога
А. В. Запорожца: «С одной стороны,
созревание организма ребенка вообще и
его нервной системы в частности, которое
носит, как показывают морфогенетические
исследования… стадиальный характер,
не порождая само по себе новых
психологических образований, создает
на каждой возрастной ступени специфические
условия, специфические предпосылки для
усвоения нового опыта, для овладения
новыми способами деятельности, для
формирования новых психических
процессов… наряду с этим обнаруживается
и обратная зависимость созревания от
развития, обусловленного условиями
жизни и воспитания. Вызываемое этими
условиями функционирование определенных
систем организма, определенных мозговых
структур, находящихся на данном возрастном
этапе в стадии интенсивного созревания,
оказывает существенное влияние на
биохимию мозга, на морфогенез нервных
структур, в частности на миэлинизацию
нервных клеток в соответствующих зонах
мозговой коры» (Значение ранних периодов
для формирования детской личности:
Принципы развития в психологии. – М.,
1978. — С. 256 — 257).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Чем меньше ребенок, тем большую роль как в возникновении, так и в профилактике недостатков его развития играет семья. Прежде всего условием полноценного развития в младенческом возрасте является наличие условий для развертывания непосредственного эмоционального общения ребенка со взрослым, и отсутствие таких условий приводит, как правило, к задержке психоэмоционального развития ребенка той или иной степени тяжести. Эти данные были получены в исследованиях, проведенных на сиротах и на детях, чьи матери находились в заключении. Выяснилось, что независимо от морального облика матери само по себе общение с ней для младенца более полезно, чем пребывание в ясельной группе, где дети практически лишены индивидуального внимания.

Читайте также:  Художественное развитие как основа духовного развития ребенка

Однако пребывание ребенка в семье социального риска (алкоголизм, наркомания, противоправные поступки, совершаемые одним родителем или несколькими членами семьи) повышает риск развития состояний педагогической и социальной запущенности у детей, ухудшения состояния здоровья, как физического, так и психического, усугубления уже имеющихся недостатков развития. Так, установлено, что в случаях хронического алкоголизма у 95% детей отмечаются нервно-психические отклонения разной степени выраженности. Кроме того, родитель-алкоголик фактически не выполняет свои родительские функции.

Любая односторонность в оценке причин отклоняющегося развития ребенка препятствует вскрытию действительно имеющих место закономерностей развития и построению соответствующих развивающих и корригирующих психолого-педагогических систем. В связи с этим приведем высказывания известного отечественного психолога А. В. Запорожца: «С одной стороны, созревание организма ребенка вообще и его нервной системы в частности, которое носит, как показывают морфогенетические исследования… стадиальный характер, не порождая само по себе новых психологических образований, создает на каждой возрастной ступени специфические условия, специфические предпосылки для усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов… наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость созревания от развития, обусловленного условиями жизни и воспитания. Вызываемое этими условиями функционирование определенных систем организма, определенных мозговых структур, находящихся на данном возрастном этапе в стадии интенсивного созревания, оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, в частности на миэлинизацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры» (Значение ранних периодов для формирования детской личности: Принципы развития в психологии. – М., 1978. – С. 256-257).

1.5. ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ (ДИЗОНТОГЕНИИ)

Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости.

В большинстве своем это так называемые непрогредиентные болезненные состояния, своего рода пороки развития, подчиняющиеся тем же законам, что и нормальное развитие, но представляющие собой его патологическую модификацию, затрудняющую полноценное психосоциальное развитие ребенка без соответствующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

По имеющимся данным, первым термин «дизонтогения» употребил в 1927 г. Швальбе для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития. Соответственно в отечественной дефектологии, а ныне — специальной педагогике и специальной психологии долгое время был принят термин «аномалии развития». В период возникновения дефектологии использовался термин «дефективные дети». В настоящее время в связи с переходом от субъект-объектной педагогики к субъект-субъектной, ориентирующейся прежде всего на индивидуальный тренд развития ребенка, во всем мире идет поиск наиболее гуманной терминологии по отношению к детям, имеющим те или иные недостатки в развитии. Это широко распространившиеся, но очень неопределенные термины: «дети группы риска» (child at risk), «дети с особыми нуждами» (children with special needs), «дети со специфическими образовательными потребностями» (children with special educational needs), «плохо адаптирующиеся дети» (maladjusted children), «дети, имеющие особые права» (children with special rights) — и начинающий использоваться в отечественных официальных документах термин «дети с ограниченными возможностями здоровья». Кроме того, как в отечественных, так и международных документах, направленных прежде всего на создание равных возможностей для развития и образования детей с различными отклонениями, используется термин «инвалиды» (disabled children)1.

В соответствии с представлениями клиницистов Г.Е.Сухаревой и М. С. Певзнер, а также современными исследованиями в области нейропсихологии (В.В.Лебединский, Э.Г.Симерницкая, А. В. Семенович и др.) целесообразно рассмотреть следующие факторы, влияющие на тип возникшей у ребенка дизонтогении: 1) время и длительность воздействия повреждающих агентов (возрастная обусловленность дизонтогении), 2) их этиологию, 3) распространенность болезненного процесса — локальность или системность патогенного воздействия, 4) степень нарушения межфункциональных связей.

Читайте также:  Ребенок 2 года развитие и психология видео

Это так называемые параметры дизонтогенеза. Рассмотрим их подробнее.

Источник

Основным
проводником социальных влияний в этот
период [развития ребенка является,
конечно, мать. Современные исследования
показывают, что уже во внутриутробном
периоде на ребенка оказывают негативное
воздействие не только патогенные
биологические факторы, но и неблагоприятные
социальные ситуации, в которых оказывается
мать ребенка и которые направлены
непосредственно против самого ребенка
(например, желание прервать беременность,
негативные или тревожные чувства,
связанные с будущим материнством, и
т.п.). Как показали клинические исследования
американского ученого С.Грофа, в период
внутриутробного развития у ребенка
закладываются так называемые базовые
перинатальные матрицы эмоционального
опыта, которые в зависимости от
биологических и социальных условий
протекания беременности могут стать
как полноценной основой для нормального
психического развития ребенка, так и
его патогенной базой.

Как
пишет А. И. Захаров, обобщая данные,
полученные по этому вопросу как
зарубежными, так и отечественными
исследователями, наиболее патогенными
являются длительные отрицательные
переживания матери. Результатом таких
переживаний является выработка и выброс
в околоплодную жидкость гормонов
беспокойства. Их влияние проявляется
в сужении сосудов плода, что затрудняет
доставку кислорода к клеткам головного
мозга, плод развивается в условиях
гипоксии, может начаться отслойка
плаценты и соответственно преждевременные
роды.

Не
менее патогенными являются и сильные
кратковременные стрессы — потрясения,
испуги. Как правило, беременность в этом
случае заканчивается самопроизвольным
выкидышем.

Большое
значение придается и психологическому
состоянию матери во время родов —
допускается присутствие близких, ребенка
сразу не уносят, а кладут на живот матери,
что способствует как развитию материнского
инстинкта, так и смягчению послеродового
шока у новорожденного.

Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития

Чем
меньше ребенок, тем большую роль как в
возникновении, так и в профилактике
недостатков его развития играет семья.
Прежде всего условием полноценного
развития в младенческом возрасте
является наличие условий для развертывания
непосредственного эмоционального
общения ребенка со взрослым, и отсутствие
таких условий приводит, как правило, к
задержке психоэмоционального развития
ребенка той или иной степени тяжести.
Эти данные были получены в исследованиях,
проведенных на сиротах и на детях, чьи
матери находились в заключении.
Выяснилось, что независимо от морального
облика матери само по себе общение с
ней для младенца более полезно, чем
пребывание в ясельной группе, где дети
практически лишены индивидуального
внимания.

Однако
пребывание ребенка в семье социального
риска (алкоголизм, наркомания,
противоправные поступки, совершаемые
одним родителем или несколькими членами
семьи) повышает риск развития состояний
педагогической и социальной запущенности
у детей, ухудшения состояния здоровья,
как физического, так и психического,
усугубления уже имеющихся недостатков
развития. Так, установлено, что в случаях
хронического алкоголизма у 95% детей
отмечаются нервно-психические отклонения
разной степени выраженности. Кроме
того, родитель-алкоголик фактически не
выполняет свои родительские функции.

Любая
односторонность в оценке причин
отклоняющегося развития ребенка
препятствует вскрытию действительно
имеющих место закономерностей развития
и построению соответствующих развивающих
и корригирующих психолого-педагогических
систем. В связи с этим приведем высказывания
известного отечественного психолога
А. В. Запорожца: «С одной стороны,
созревание организма ребенка вообще и
его нервной системы в частности, которое
носит, как показывают морфогенетические
исследования… стадиальный характер,
не порождая само по себе новых
психологических образований, создает
на каждой возрастной ступени специфические
условия, специфические предпосылки для
усвоения нового опыта, для овладения
новыми способами деятельности, для
формирования новых психических
процессов… наряду с этим обнаруживается
и обратная зависимость созревания от
развития, обусловленного условиями
жизни и воспитания. Вызываемое этими
условиями функционирование определенных
систем организма, определенных мозговых
структур, находящихся на данном возрастном
этапе в стадии интенсивного созревания,
оказывает существенное влияние на
биохимию мозга, на морфогенез нервных
структур, в частности на миэлинизацию
нервных клеток в соответствующих зонах
мозговой коры» (Значение ранних периодов
для формирования детской личности:
Принципы развития в психологии. – М.,
1978. — С. 256 — 257).

Соседние файлы в папке Учебники по психологии

  • #
  • #
  • #

Источник