Механизмы речи и основные закономерности развития речи у ребенка

Механизмы речи и основные закономерности развития речи у ребенка thumbnail

Основные закономерности развития речи детей.

При овладение родным языком в естественных условиях языковые правила усваиваются ребенком самостоятельно. Помощь взрослого заключается в большинстве случаев лишь в том, что в повседневном общении с ребенком поставляет речевой материал, из которого ребенок может черпать необходимую для него информацию . Особенности детской речи во многом обусловлены способностями ребенка к анализу речи взрослых, а именно тем, что он конкретно в состоянии извлекать из воспринимаемой им речи взрослых в плане ее грамматической, лексической, фонетической и другой организации.

Закономерностями усвоения языка, их изучением занимались многие исследователи детской речи и речи вообще. Среди таких ученых можно назвать А.Н. Гвоздева , Ю.А. Элькина, Р.И. Лалаеву и Н.В. Серебрякову , С.Н. Цейтлин и других опираясь на их исследования можно определить следующие тенденции развития речи детей:

– усвоение речи идет от простого к сложному (т.е. сначала звуки потом слово и текст);

– от надсегментных единиц, к сегментным (т.е. от интонации, темпа, ритма к словам);

– от элементарной дифференциации, к постоянно усложняющейся;

– от общего к частному (при общении с маленьким ребенком он сначала понимает лишь общее значение фразы не выделяя отдельных фонем);

– от предикативных структур к номинативным;

– от диалогической речи к монологической;

– в первую очередь ребенок усваивает самые регулярные проявления в речи взрослых;

– развитие речи идет от крупных единиц к мелким (так в один год [ма] является по смысловому отношению целым текстом, а в пять лет ребенок может уже строить довольно развернутые фразы);

– на ранних этапах онтогенеза порядок усвоения фонем обусловлен биологическими врожденными универсально – языковыми факторами. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем все больше начинает подчиняться закономерностям фонематической системы усеваемого языка.

На основе литературных данных рассмотрим закономерности развития речевой функции.

Процесс овладения языком, как средством коммуникации, начинается уже в период эмоционального общения матери и ребенка. На этой стадии главным для малыша является интонационная сторона обращенной к нему речи, а именно темп, ритм, паузы и общая мелодика. Интонация для ребенка является самым первым средством общения, замечено, что даже в разных коммуникативных ситуациях интонация звуковых проявлений ребенка меняется [8; 202]. На ранних стадиях речевого развития ребенок реагирует не на отдельные слова, а на всю фразу целиком. Лишь к шести месячному возрасту он начинает различать общий звуковой облик слова его ритмический контур. А отдельные фонемы ребенок полноценно воспринимает лишь к одному году. Подражая взрослым в процессе эмоционального общения с ними и опираясь на выработанные ранее двигательные сноровки, на втором году жизни ребенок приступает к освоению звуковых комплексов.

В науке, в течение многих лет не затихают споры относительно того, какими факторами обусловлена последовательность появления звуков в речи детей: их ролью в организации основных фонологических противопоставлений их артикуляционной сложностью, или их так называемой, перцептивной выпуклостью.

Ю. А. Элькин основным фактором, влияющим на усвоение звукопроизношения определяет степень функциональной значимости фонем в речи ребенка. В своей работе он подчеркивает, что закономерности в порядке овладения звукопроизношением объясняются языковыми факторами, а не артикуляторными и акустическими характеристиками усваиваемых звуков. Артикуляторные и акустические различия менее значимы с точки зрения языковой функции оказываются и менее значимыми для ребенка, поэтому позже усваиваются в произношении. Ю.А. Элькин (1996 г.) приводит следующие закономерности произношения в онтогенезе, основываясь на исследованиях В.И. Бельтюкова (1979г), В. Мальберг (1962г):

1. обобщенное использование двух или нескольких фонем: вместо двух оппозиционных фонем используется некоторая третья, может быть, представляющая собой некий средний вариант относительно заменяемых;

2. собственное субституирование, когда одна фонема, входящая в оппозиционную или корреляцию, используется правильно и заменяет другую фонему, составляющую данную оппозицию или входящую в корреляцию;

3. дополнительная дистрибуция – в одних позициях регулярно используется одна фонема, а в других позициях – вторая оппозиционная фонема;

4. сверхрегуляризация (гиперкорреляция, сверхгенерализация), когда фонема, ранее не используемая и в это время заменяемая другой фонемой, начинает использоваться вместо ранее ее заменяющей фонемы;

5. свободное варьирование (взаимозамены) в одной и той же позиции используется с равной вероятностью как одна фонема, так и другая (т.е. фонемы или взаимозаменяются или используются правильно);

6. нормативное использование.

Современные исследователи также выделяют следующие закономерности усвоения в онтогенезе звукопроизношения:

– чем звуковое (и артикуляторное) различие менее значимо с точки зрения языковой функции, тем оно менее, замечено ребенком и позже усваивается в произношении;

– чем больше фонема имеет связей в системе с другими фонемами, тем сильнее она включена в фонематическую систему, тем быстрее она усваивается в произношении, т.е. сначала усваиваются частотные фонемы, затем менее частотные, находящиеся на периферии фонетической системы;

– возможность зрительно воспринимать

– отдельные элементы артикуляции и наличие, орального образа звука по мнению Г. В. Чиркиной, облегчает создание имитационного образа, т.к. возникают связи между зрительными и двигательными впечатлениями.

Отметим некоторые закономерности усвоения морфологии. Очередность усвоения морфологических категорий и форм, их представляющих, зависит от их прагматической ценности, насколько смысл, соотнесенный с данной формой или категорией, актуален для практической деятельности ребенка. Так, формы повелительного наклонения усваиваются очень рано, поскольку служат для выражения просьб и требований, играющих в жизни меленького ребенка огромную роль.

Готовность ребенка к усвоению плана содержания морфологической категории определяется также уровнем его когнитивного развития. При этом когнитивное развитие является первичным по отношению к развитию языковому. В первую очередь усваиваются категории с отчетливо выраженным конкретным значением. Чем меньше зависимость морфологической категории от лексики, тем легче и быстрее ребенок осваивает эти категории. Если морфологическая категория по – разному выявляется в разных группах лексики, то раньше усваивается ее функционирование в тех лексико-грамматических разрядах, где она имеет наиболее четкую семантическую матировку. Так, по отношению к категориям числа существительных, прежде всего, усваивается противопоставление форм единственного и множественного числа в сфере конкретно – предметных существительных, значительно позже – в группе существительных именующих действие. Эти закономерности усвоения морфологии отмечает С.Н. Цейтлин [49].

Рассмотрим закономерности усвоения лексики. Большой вклад в изучение данного вопроса внес А.Н. Гвоздев [10]. Он выделил следующие тенденции этого процесса:

1. закономерности, определяемые уровнем коммуникативных потребностей, которые в свою очередь обусловлены этапами физического развития ребенка и соответствующим уровнем его социальных потребностей, его участием в делах окружающих, развитием познавательных интересов. Таким образом, с развитием потребности ребенка растет его активный словарь;

2. неоднократно А.Н. Гвоздев отмечает, что в ряде случаев раньше, чем конкретное значение слова, ребенком усваивается то, какой семантической системе относится лексема [10; 9]. В первую очередь это касается употребления числительных и других слов, связанных с количественным значением. Например, словом пять ребенок отвечает на любой вопрос начинающийся словом Сколько;

3. развитие лексики в онтогенезе определяется также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение же окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.

Таким образом, ребенок в первую очередь усваивает наиболее регулярные проявления языковых закономерностей в речи взрослых. Усваивая первыми правила относительно более широких языковых классов, ребенок затем постепенно распространяет правила относительно подклассов. И в первую очередь ребенок усваивает те категории и языковые единицы, которые для него наиболее коммуникативно значимы.

Источник

ЛОГОПЕДИЯ
– это наука о нарушениях речи, методах
их выявления, устранения и предупреждения
средствами специального обучения и
воспитания.

Логопедия
исторически складывалась как интегративная
об­ласть знаний о психической и,
конкретнее, речевой деятельности
человека, речевых и языковых механизмах,
обеспечивающих фор­мирование речевой
коммуникации в норме и патологии. В
связи с этим логопедия базируется на
неврологии, нейропсихологии и
нейролингвистике, психологии, педагогике
и ряде других наук. Эти научные дисциплины
позволяют логопедии научно обосно­вывать
механизмы и структуру нарушения речи,
разрабатывать и использовать научно
обоснованные методы развития, исправле­ния
и восстановления речи.

Краткие
исторические сведения
.

Изучение
речевой патологии и ее коррекция начались
относительно недавно, а именно с тех
пор как стали известны основные
анатомо-физиологические механизмы
обеспечения речевой деятельности, т.е.
примерно с середины XIX в.

С
конца прошлого века особый интерес
начинает вызывать детская речь,
особенности ее развития и причины
нарушения, формируются научные
представления о некоторых клинических
формах речевых расстройств (А.Куссмауль,
И.А.Сикорский и др.). Современный этап
развития логопедии связан с разработкой
научных представлений о различных
формах речевых нарушений, а также с
созданием эффективных методик их
преодоления.

Ста­новление
логопедии в нашей стране связано с
именами Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, О.В.
Правдиной, Р.Е.Левиной и др.

Для
нормальной речевой деятельности
необходима целостность и сохранность
всех структур мозга. Особое значение
для речи имеют слуховая, зрительная и
моторная системы. Устная речь
осу­ществляется посредством
координированной работы мышц трех
отделов периферического речевого
аппарата:
дыхательного,
голо­сового и артикуляционного.

Речевой
выдох вызывает колебания голосовых
складок, что обеспечивает голос в
процессе речи. Про­изнесение речевых
звуков (артикуляция) происходит благодаря
работе артикуляционного отдела. Вся
работа периферического речевого
аппарата, которая связана с точнейшими
и тончайшими координациями в сокращении
его мышц, регулируется центральной
нервной системой (ЦНС).
Качественные характеристики речи
за­висят от совместной синхронной
работы многих зон коры правого и левого
полушарий, что возможно только при
условии нормаль­ного функционирования
низлежащих структур мозга. Особую роль
в речевой деятельности играют речеслуховая
и речедвигательная зоны, которые
расположены в доминантном (левом для
правшей) полушарии мозга.

Речь
формируется в процессе общего
психофизического разви­тия ребенка.
В период от одного года до пяти лет у
здорового ре­бенка постепенно
формируются фонематическое восприятие,
лексико-грамматическая сторона речи,
развивается нормативное звукопроизношение.
На самом раннем этапе развития речи
ребенок овладевает голосовыми реакциями
в виде вокализации, гуления, лепета. В
процессе развития лепета произносимые
ребенком звуки постепенно приближаются
к звукам родного языка. К одному го­ду
ребенок понимает значения многих слов
и начинает произно­сить первые слова.
После полутора лет у ребенка появляется
про­стая фраза (из двух-трех слов),
которая постепенно усложняется.
Собственная речь ребенка становится
все более правильной фо­нологически,
морфологически и синтаксически. К трем
годам обычно сформированы основные
лексико-грамматические конст­рукции
обиходной речи. В это время ребенок
переходит к овладе­нию развернутой
фразовой речью. К пяти годам развиваются
меха­низмы координации между дыханием,
фонацией и артикуляцией, что обеспечивает
достаточную плавность речевого
высказывания. К пяти-шести годам у
ребенка также начинает формироваться
способность к звуковому анализу и
синтезу. Нормальное развитие речи
позволяет ребенку перейти к новому
этапу – овладению письмом и письменной
речью. К условиям формирования нор­мальной
речи относятся сохранная ЦНС, наличие
нормального слуха и зрения и достаточный
уровень активного речевого обще­ния
взрослых с ребенком.

Причины речевых нарушений

Среди
причин, вызывающих нарушения речи,
различают био­логические и социальные
факторы риска.

Биологические
причи­ны
развития
речевых нарушений представляют собой
патогенные факторы, воздействующие
главным образом в период внутриут­робного
развития и родов (гипоксия плода, родовые
травмы и т. п.), а также в первые месяцы
жизни после рождения (мозговые инфекции,
травмы и т. п.) Особую роль в развитии
речевых нару­шений играют такие
факторы, как семейная отягощенность
рече­выми нарушениями, леворукость
и правшество. Социально-психо­логические
факторы
риска связаны главным образом с
психиче­ской депривацией детей. Особое
значение имеет недостаточность
эмоционального и речевого общения
ребенка со взрослыми. От­рицательное
воздействие на речевое развитие также
могут оказы­вать необходимость
усвоения ребенком младшего дошкольного
возраста одновременно двух языковых
систем, излишняя стиму­ляция речевого
развития ребенка, неадекватный тип
воспитания ребенка, педагогическая
запущенность, т.е. отсутствие должного
внимания к развитию речи ребенка, дефекты
речи окружающих. В результате действия
этих причин у ребенка могут наблюдаться
нарушения развития различных сторон
речи.

Нарушения
речи рассматриваются в логопедии в
рамках клинико-педагогического
и
психолого-педагогического
подходов.

Механизмы
и симптоматика речевой патологии
рассматрива­ются с позиций
клинико-педагогического подхода. При
этом выде­ляются следующие расстройства:
дислалия,
нарушения голоса, ринолалия, дизартрия,
заикание, алалия, афазия, дисграфия и
дислексия.

Соседние файлы в папке ПСИХОЛОГИЯ

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Кутаева Динара
Основные закономерности развития детской речи

Вопросы онтогенеза детской речипривлекали пристальное внимание специалистов разных областей научного знания: психологов (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Н. X. Швачкин, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Л. И. Божович, М. Г. Елагина, педагогов (Е. А. Стребелева, С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева, лингвистов (А. Н. Гвоздев, Н. И. Лепская, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович, Л. Блум, Е. Кларк, Массеи, К. Ф. Седов) и др. Несмотря на пристальное внимание ученых к выявлению особенностей речевого развития в разные периоды жизни ребенка, многие проблемы нельзя окончательно считать решенными.

Формирование разных сторон речи (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно и несинхронно, то есть на разных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. На каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка ребенка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка»

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

В развитиясловаря детей выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов.

Количественный рост словаря. Рост словаря ребенка во многом зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни. Развитие пассивного словаря в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет жизни наблюдается огромный скачок в обогащении активного словаря, и к концу второго года жизни он составляет примерно 300-400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Развитие словаря происходит не только за счет речи взрослых, которую слышит ребенок, но и за счет овладения разными способами словообразования. Такое словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса и к четырем годам количество слов достигает 1900 слов, в пять лет – 2000-2500, в 6-7 лет – до 3500 – 4000 слов.

Обогащение словарного запаса происходит в основном за счет существительных и глаголов, так как прилагательные для ребенка являются наиболее абстрактной частью речи и взрослые уделяют мало внимания признакам и качествам предметов.

В своих исследованиях В. В. Гербова отмечает процентное количество наиболее употребительных частей речи.

«Существительные:

· предметы обихода – 36 %

· объекты живой природы – 16,5 %

· средства передвижения – 15,9 %

· явления неживой природы, части тела, строительные сооружения и др.

Третью часть всех слов составляют глаголы.

Качественное развитие словаря. Уже с 10 – 11 месяцев ребенок начинает реагировать на содержание звуковой оболочки слов. Сначала слово ассоциируется с конкретным предметом, затем начинает развиваться способность обобщать, формирование которой М. М.Кольцова разделила на четыре степени:

1 степень обобщения (1 год): слово замещает чувственный образ одного предмета, то есть кукла – это одна определенная кукла.

2 степень обобщения (2 год): слово замещает чувственный образ рада однородных предметов, то есть кукла – это любая кукла, независимо от ее размеров, цвета, материала.

3 степень обобщения (3 – 3,5 лет): слово обозначает несколько групп предметов, например, игрушки, посуда, транспорт и т. д.

4 степень обобщения (к 5 годам): слово достигает высшей степени интеграции, то есть слово вещь – это и игрушки, и посуда, и мебель, и т. д.

К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что этот язык становится действительно родным.

Особенности усвоения детьми грамматического строя речи.

«Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью головного мозга. Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Наблюдая реальные отношения предметов, ребенок, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи».

Рассмотрим основные периоды в формировании грамматического строя русского языка,которые выделил Гвоздев:

1 период (1 год 3 месяца – 1 год 10 месяцев): период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном виде во всех случаях.

2 период (1 год 10 месяцев – 3 года): период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения.

3 период (3 года – 7 лет): период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений.

Особенности овладения синтаксической стороной речи. Сначала появляются слова, обозначающие действующие лица, предметы, действия (дай, на). Они дополняются до предложения мимикой, жестами.

В период от 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяца появляются двухсловные предложения. К двум годам наблюдаются трех- и четырехсловные предложения. К 1 году 9 месяцам появляются предложения с однородными членами. Первые сложные бессоюзные предложения появляются в 1 год 8 месяцев, а с двух – трех лет наблюдаются сложные предложения с союзами.

На пятом году жизни предложения усложняются, появляются сложноподчиненные предложения, а так же придаточные предложения времени, причины, места [Алексеева 2000: 160 – 161].

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.

Освоение звуков начинается на первом году жизни на основе согласованной деятельности слухового анализатора, речевых центров и речедвигательного аппарата.

«К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким. Далее начинается усвоение социально закрепленных согласных звуков».

Большинство звуков формируются не сразу, а через промежуточные, переходные звуки. Например, звук [с] переходит в звук [ш]через стадии: [ с- с` – ш. ]

Однако при переходе к правильному произношению дети начинают произносить новый звук даже там, где этого не требуется (явление гиперкоррекции). Это объясняется тем, что новый звук становится сильным раздражителем, и вследствие недостаточной дифференциации с заместителем начинает вытеснять последний даже с законных мест.

Основное развитие фонетической стороны речи происходит в раннем возрасте. К трем годам ребенок овладевает основными группами звуков языка, с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие, сонорные и свистящие звуки.

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но ребенок выражает ими в основном свои желания и потребности. И только к полутора годам жизни слова начинают служить для обозначения предметов. С этого возраста ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому. Сначала слово имеет смысл целого предложения, постепенно появляются первые предложения, состоящие из двух слов. А к двум годам и из трех и четырех слов. К этому возрасту слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни речь начинает усложняется структура предложений. В основном дети пользуются диалогической формой речи, которая связана с практической деятельностью ребенка. Дети налаживают сотрудничество внутри совместной предметной деятельности. Речь состоит из обращения к собеседнику, выражает просьбы и ответы на вопросы взрослого. Смысл дополняется жестами, мимикой, интонацией.

К 4 – 5 годам происходит переход к контекстной речи. Он связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умений произвольно использовать средства языка. Дети активно вступают в разговор, участвуют в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы. Однако речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять товарищей. Их рассказы в основном копируют речь взрослого, содержат нарушения логики.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Совершенствуется и монологическая речь с опорой на наглядный материал и без нее.

Рассмотрев основные закономерности развития детской речиможно сделать следующие выводы:

Онтогенез речевой деятельности представляет собой сложный процесс неравномерного развития всех сторон речи и коммуникации в целом. Определенные количественные показатели сочетаются со значительными изменениями качественной, содержательной стороны.

Очень важно, чтобы родители знали нормы развития ребенка, отслеживали этапы становления речевых навыков и своевременно обращались к специалистам за помощью, если обнаружили отклонения.

Источник