Механизмы и закономерности психологического развития ребенка
Вот она! Наконец-то написала вторую статью из раздела «Психология развития и возрастная психология»! В ней я кратко описала основные моменты темы «Основные закономерности психического развития ребенка». Пробегаясь по основным явлениям и понятиям, я также буду делать акцент и на некоторых психологах, которые, собственно, и изучали данные вопросы.
Я очень надеюсь, что вам понравится новая статья. Оставляйте свои комментарии, обсуждайте статьи, прямо на сайте подписывайтесь на паблик Вконтакте ImPsi Ψ Психология для ума, где вас будет ждать еще много всего интересного и полезного.
Содержание
- Детерминация возрастного развития
- Проблема обучения и развития в возрастной психологии
- Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития
- Неравномерность психического развития
Основные закономерности психического развития — это наиболее существенные и общие для всех однотипные изменения психики от рождения человека и до его смерти.
Маркова Аэлита Капитоновна предлагает трактовать эти закономерности как принципы психологии развития и возрастной психологии.
Основные закономерности психического развития:
1. Детерминация возрастного развития как соотношение предпосылок, условий и движущих сил развития.
2. Сензетивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития.
3. Неравномерность темпа и отдельных сторон психического развития.
Детерминация возрастного развития
Детерминация психического развития — это факторы психического развития, от которых оно зависит и которыми определяется (т.е. детерминанты).
Факторы психического развития
1 фактор — природные предпосылки психического развития
(Александр Владимирович Запорожец)
Наследственные факторы:
- видовые признаки человека как представители Homo Sapiens (например, мозг человека);
- некоторые частные биологические признаки, полученные от родителей (например, особенности нервной системы).
Врожденные факторы:
- индивидуальные особенности, которые приобретаются в ходе пренатального развития (это могут быть задатки, определяющие развитие тех или иных способностей).
Период пренатального развития — это период от зачатия до рождения.
Перинатальный период — это период от 28 недели беременности (6 месяцев), включающий период родов и заканчивающийся после 168 часов после рождения (7 дней).
2 фактор — социальная среда как условия развития
(Даниил Борисович Эльконин)
Социальная среда — это:
- социально-экономическая ситуация, в которой появился на свет и живет человек (т.е. макросреда);
- ближайшее окружение человека на каждом возрастном этапе (т.е. микросреда).
Макросреда влияет на человека через микросреду.
Социальная среда должна быть:
- человеческой;
- развивающей;
Обучение и воспитание — это необходимые условия психического развития.
Госпитализм — это совокупность психических и соматических (от греч. soma — тело) нарушений, обусловленных длительным пребыванием ребенка в закрытых учреждениях.
Госпитализм
Отклонения в развитии эмоций у ребенка могут выражаться как в недостаточном их развитии (эмоциональная холодность), так и в чрезмерном развитии отрицательных эмоций.
Пример холодности и замкнутости может возникать в результате развития у ребенка госпитализма и при эмоциональной депривации.
Госпитализм — это синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.
Особенно часто госпитализм проявляется в детских домах и домах ребенка, где детям не могут уделять достаточного внимания.
Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д.
В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т.п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.
«Современный госпитализм», или институализация, характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с предметами, длительной задержкой в развитии речи.
«Эксперимент с каменным лицом» Троника продемонстрировал весомость и важность эмоционального общения между родителями и детьми.
Согласно идее Троника, основная детерминанта развития детей связана с функционированием двусторонней системы эмоционального общения между ребенком и ухаживающим за ним взрослым.
В ходе поставленного эксперимента родителя просили прекратить на время общение с ребенком (3 мес), но, продолжая смотреть на малыша, придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение. У младенца это вызывало сначала удивление, затем он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью.
Через несколько минут поведение младенцев начинало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец и выглядели страдающими. Некоторые из детей реагировали на безучастность родителя хныканием, переходящим в непрерывный плач, у кого-то текли слюни и развивалась икота.
Согласно другим исследованиям, дети, потерявшие мать сразу же после рождения, часто вырастают замкнутыми, неконтактными людьми, а лишившись матери в 6-месячном возрасте, проявляют асоциальные черты поведения.
Исследования показали, что одним из важнейших факторов, неблагоприятно влияющих на ребенка, является недостаточность в его жизни эмоциональных и социальных стимулов. Таким образом, стоит подчеркнуть, что ребенку для полноценного развития необходима любовь человека, его ласка.
Малыш должен чувствовать, что он дорог взрослому, что его любят. Ребенок, выросший без любви, как правило, боязлив, хмур, недоверчив. Отсутствие любви в детстве сказывается на всей личности будущего человека.
3 фактор — собственно деятельность человека, прежде всего ведущая
(Алексей Николаевич Леонтьев)
В каждом возрасте человека один из видов деятельности становится главным, ведущим видом. Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н. Леонтьева.
3 признака ведущей деятельности:
- деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности;
- в этой деятельности формируются и перестраиваются познавательные психические процессы;
- от этой деятельности зависят основные на данном возрастном этапе изменения личности.
Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для данного возрастного этапа новообразований, а переход от одной ведущей деятельности к другой означает смену возрастного этапа.
Ведущая деятельность человека
Период | Ведущая деятельность |
Младенчество (от рождения до года) | Общение со взрослыми |
Раннее детство (1 — 3 года) | Предметно-орудийная деятельность |
Дошкольный возраст (3 — 6/7 лет) | Ролевая игра |
Младший школьный возраст (6/7 — 10/11 лет) | Учебная деятельность |
Подростковый возраст (11/12 — 15/16 лет) | Общение со сверстниками |
Юношеский возраст (17 — 23 года) | Учебно-профессиональная деятельность |
Взрослость | Трудовая деятельность |
4 фактор — противоречия как движущая сила психического развития
(Алексей Николаевич Леонтьев)
Противоречия могут быть следующими:
- между образом жизни и возможностями человека;
- между местом в социуме и желанием изменить это место.
Внешние противоречия сами по себе не являются двигателями развития. Развитие происходит только тогда, когда они вступают между собой в борьбу. Если случается так, что противоречия не возникают или не находят разрешение, то появляются отклонения в развитии.
Проблема обучения и развития в возрастной психологии
Лев Семенович Выготский выдвинул идею о ведущей роли обучения в психическом развитии высших психических функций (ВПФ). К ВПФ относятся речь, словесно-логическое мышление, воля, воображение, произвольное внимание, произвольная память. Это все продукты культурно-исторического развития.
Развитие ВПФ происходит из-за овладения 2 видами средств:
- орудия труда (направлены во внешний мир и преобразуют природу);
- знаки (направлены на внутренний мир человека и пересматривают психику человека; например, слово).
Овладеть этими 2 видами средств ребенок может только в процессе обучения под руководством взрослых. Поэтому развитие психики не может идти вне обучения. Выготский считал, что обучение является развивающим только тогда, когда оно идет впереди развития и ведет его за собой.
Развивающее обучение базируется на 2 уровнях развития:
1 уровень — низший — уровень актуального развития: уже сложившиеся на данный момент функции. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет самостоятельно.
2 уровень — высший — зона ближайшего развития (ЗБР): те функции, которые находятся в процессе созревания. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет с помощью взрослых.
Величина ЗБР — это потенциальные возможности ребенка, показатель запаса его развития, показатель обучаемости.
У детей с одинаковым уровнем актуального развития может быть разный уровень зоны ближайшего развития. Оценивая развитие ребенка, учитывают его ЗБР. Обучение не должно отрываться от ЗБР. Забегание вперед ЗБР не будет иметь развивающего эффекта.
Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития
Возрастная сензитивность — это наибольшая чувствительность к определенным обучающим воздействиям в определенные возрастные периоды.
В сензитивный период определенные воздействия только тогда могут влиять на развитие, когда психические функции находятся в процессе созревания. Когда они созревают, те же самые воздействия могут оказаться не только нейтральными, но и даже иметь негативный эффект.
Сензитивные периоды совпадают с тем, что Выготский назвал зоной ближайшего развития. Именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Всякий пропущенный сензитивный период приводит к отставанию в развитии.
Необратимость — это способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.
Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
Сензитивные периоды можно выделить из новообразований возраста. Таким образом, можно выделить несколько сензитивных периодов.
Сензитивные периоды
Возраст | Сензитивный период |
1,5 — 3 года | Развитие речи |
3 — 6/7 лет | Развитие образных форм познания: восприятия, образной памяти, образного мышления, воображения |
5 лет | Предполагается, что для обучения грамоте |
6 лет | Предполагается, что для обучения чтению |
Необратимость психического развития означает, что развитие в онтогенезе однонаправленно. Необратимость не означает неизменности произошедших изменений. Сформировавшиеся функции можно перестроить в контексте другого возраста, но результат будет иным, чем в норме.
Преемственность психического развития означает, что все последние этапы развития связаны с предыдущими. При этом старые структуры и образования не исчезают, а перестраиваются и входят в состав новых.
С преемственностью связана кумулятивность (накопление) развития.
Кумулятивность развития — это накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.
Кумулятивность развития означает, что результат развития каждого последующего этапа включается в последний, при этом определенным образом трансформируясь.
Такое накопление изменений подготавливает качественное преобразование в психическом развитии.
Пример кумулятивности — это последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждый последующий вид мышления возникает на базе предыдущего.
Индивидуализация психического развития — это существование возрастных особенностей в индивидуальных вариантах. Индивидуализация в развитии выступает не сразу, не полностью, а изменяется и обогащается от возраста к возрасту.
Индивидуальные варианты развития проявляются:
- в сроках наступления сензитивности к обучающим воздействиям;
- в темпе и ритме приближения к зрелости и старости;
- в разнообразии динамических особенностей, вызванных типом ВНД (высшей нервной деятельности), типом темперамента.
Неравномерность психического развития
Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.
Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.
Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.
Неравномерность психического развития проявляется:
- В гетерохронности (неодновременность) отдельных сторон психического развития;
- В гетерохронности появления индивида и личности в человеке;
- В темпе развития.
Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.
Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.
В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.
Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.
Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).
Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.
Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.
Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.
Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.
Ретардация — это замедление развития.
Акселерация — это ускорение развития.
Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.
Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.
Причины акселерации и ретардации
- Расширение и сужение круга брачных связей: у родителей разных этнических групп чаще рождаются акселераты, а у родителей-родственников чаще рождаются ретарданты.
- Влияние на растущий организм дозированных факторов природной среды, при этом мужской организм более чувствителен.
- Социально обусловленные явления, например, жизнь в мегаполисе, особенности питания, физические нагрузки.
- Влияние геомагнитной активности: низкая солнечная активность ведет к акселерации, а высокая — к ретардации.
Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.
Источник
В настоящее время понятие “развитие” стало неотъемлемой частью нашего взгляда на мир и жизнь. Оно касается как глобальных, так и обыденных явлений, связанных в широком смысле с развитием жизни, цивилизации, культуры и т.д. и в узком смысле – с развитием ребенка, форм сознания, мышления, способностей, функций, развития личности в целом. Само слово “развитие” (лат. evolutio – развертывание) существует со времен Древнего Рима; там оно означало развертывание свитка (книги) при чтении. В таком толковании (развитие как развертывание того, что уже есть) это понятие просуществовало вплоть до XVIII в. и вошло в самые разные системы знаний. В XVIII столетии идея развития значительно обогатилась. Новый подход к пониманию развития, выражающийся в его процессуальности, изменениях между двумя различными моментами, был введен немецким философом и математиком Г. В. Лейбницем (1646–1716). Такой подход существенно отличался от преформистских позиций (о постепенном развитии всего из вечно существующих зародышей).
В русском языке существуют близкие по значению слова, фиксирующие особенности изменений, происходящих с человеком во времени, интерпретируемые как развитие. К числу наиболее употребляемых из них относятся “возникновение”, “становление”, “рост”, “преобразование”, “формирование”, “совершенствование”, “усложнение”, “саморазвитие”. В обыденном языке используются понятия, обозначающие качественный аспект развития: “рождение”, “созревание”, “расцвет”, “плодоношение”, “увядание”, “смерть”, а также этапы жизненного пути человека: “детство”, “отрочество”, “юность”, “молодость”, “взрослость”, “зрелость”, “старость” и т.п. В силу этого нередко встречается неразличение двух специфических предметных содержаний – психического развития (как развития психики, ее систем и структур) и психологии развития (как развития человеческой субъективности, внутреннего мира человека). Поэтому категория “развитие”, как указывают исследователи, одновременно должна удерживать и совмещать в себе три достаточно самостоятельных процесса:
- 1) становление – как созревание и рост, переход от одного состояния к другому состоянию более высокого уровня; как единство уже осуществленного и потенциально возможного; единство производящей причины и закономерных следствий в акте развития;
- 2) формирование – как оформление (обретение формы, а не формовка по заданному штампу) и совершенствование (обретение совершенного, предсуществующего в культуре образца); единство социокультурной цели и общественно значимого результата развития;
- 3) преобразование – как саморазвитие и смена основного жизненного вектора; преображение, т.е. кардинальное преодоление сложившегося режима жизнедеятельности в соответствии с некоторой иерархией ценностей и смыслов бытия человека[1].
Факторы, механизмы и закономерности развития
Анализ категории “развитие” предполагает выделение в ней таких базовых особенностей, как факторы, механизмы и закономерности. В отечественной психологии эти категории рассматриваются в контексте условий, источников и движущих сил психического развития (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, В. И. Слободчиков и др.). Некоторые характеристики базовых категорий психического развития приведены ниже.
► Факторы психического развития – это ведущие детерминанты (предпосылки) развития человека. Среди них выделяют наследственность, среду и активность.
Наследственность – это свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития. Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде (во-первых, информацию об историческом прошлом человека; во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития) и тем самым определяет диапазон развития индивидуальных особенностей человека. Уровень и целостность генотипических особенностей оказывает существенное влияние на развитие познавательных, индивидных и личностных особенностей. Вследствие этого наследственные или биологические особенности в отечественной психологии относятся к условиям развития.
Среда – это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Следует подчеркнуть, что среда – понятие очень широкое. Выделяют разные виды сред, каждая из которых по-своему влияет на развитие человека, поэтому при описании детерминант психического развития данное понятие нуждается в конкретизации. Так, например, на психическое развитие ребенка оказывают влияние макро- (от греч. makros – большой; страна, этнос, общество, государство), мезо- (от греч. mesos – средний; регион, СМИ, субкультуры, тип поселения) и микрофакторы (от греч. mikros – малый; семья, соседство, группы сверстников). Влияние социальной среды опосредовано воздействием общения: начиная с младенческого возраста общение занимает ведущую роль в становлении личности. Социальная среда в сочетании с обучением в отечественной психологии относится к источникам психического развития.
Активность – это деятельное состояние индивида как условие его существования и поведения; она проявляется в деятельности, оказывающей влияние на развитие психических процессов, сознания, личности. Активность проявляет себя в активации, преодолении жизненных противоречий, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения. Учитывая, что движущей силой развития личности является система противоречий, их разрешение немыслимо без активности личности. Особенно это касается преодоления противоречий между растущими требованиями к взрослеющему человеку со стороны общества, коллектива, взрослых и привычными формами его поведения или противоречий между новыми познавательными потребностями и недостаточными условиями их удовлетворения и т.д.
► Механизмы психического развития и реализации имманентных свойств включают в себя следующие составляющие.
- 1. Социальная ситуация развития – это конкретная форма значимых для человека отношений, в которых он находится с окружающей его социальной действительностью в тот или иной период своей жизни. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития, и, только оценив ее, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития.
- 2. Ведущая деятельность – это та деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на данной ступени развития.
- 3. Кризис развития (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход). Понятием “кризис”, трактуемым как резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние, обозначаются особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, возникающими при смене (на стыке) стабильных периодов развития и знаменующие собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. В представлении Л. С. Выготского кризис выражается как сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в развитии личности.
Кризис развития обусловлен возникновением основных психологических новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой ситуации, адекватной новому психологическому облику личности.
В хронологическом развитии человека выделяются следующие возрастные кризисы: кризис первого года жизни; кризис трех лет; кризис шести-семи лет; подростковый кризис (10–11 лет); кризис “вырывания родительских корней” и профессионального самоопределения (14–21 год); кризис завоевания жизненного базиса (22–28 лет); кризис осмысления основ жизни (28–35 лет); кризис середины жизни (35–42 года); кризис несмирения с наступающим старением (42–49 лет); кризис борьбы с собственным закатом (45–58 лет). Кризисы в последующих возрастных периодах не содержат достоверных экспериментальных данных.
4. Психологическое новообразование представляет собой совокупность психических и социальных изменений, возникающих на гой или иной ступени развития и определяющих сознание человека, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, процесс и результат развития в данный возрастной период. Таким образом, развитие связано с тем, что в определенные возрастные периоды в психике появляется нечто качественно новое, например субъективная готовность к школьному обучению у детей семилетнего возраста, чувство взрослости у подростков, профессиональное самоопределение у юношей и девушек.
► Закономерности развития. Среди них, в частности, выделяют:
- • гетерохронность (неравномерность) психического развития, которая заключается в том, что при любых, в том числе самых благоприятных условиях обучения и воспитания у ребенка, школьника различные психические проявления, психические функции и психические свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития;
- • сензитивность (чувствительность) к соответствующим внешним воздействиям, обучению и воспитанию. Например, для развития речи сензитивен период от года до трех лет, для формирования многих двигательных навыков – младший школьный возраст. Наиболее продуктивным периодом развития мышления является девятилетний возраст. Если упущен сензитивный период, то в дальнейшем соответствующие качества развиваются с трудом и не достигают совершенства;
- • пластичность – способность компенсации или замещения одних психических функций другими. Например, недостаточность развития зрительных параметров может компенсироваться слуховыми или психомоторными особенностями.
Источник