Механизмы и движущие силы социального развития ребенка

Механизмы и движущие силы социального развития ребенка thumbnail

Источники и движущие силы социального развития ребенка

Социальное развитие личности представляет собой количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно имеет непрерывный и неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности.

Человек, появившись на свет, развивается, формируется и становится личностью. Для социального развития он наделен значительным потенциалом и механизмом его реализации, который с рождения включает определенные для каждого человека биологические, физиологические, психические, энергетические и социальные возможности для развития и самореализации (Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.). Индивидуальные возможности ребенка определяются основными источниками и их движущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека.

Источники – «это то, что питает и на основе чего имеет место социальное развитие человека» [12, 54]. Они подразделяются на внутренние (присущие с рождения) и внешние (на основе которых происходит реализация внутренней обусловленности человека).

К основным, наиболее существенным внутренним источникам социального развития, по мнению Л. В. Мардахаева, относятся:

  • • Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком от рождения и приобретенный им в процессе жизнедеятельности. У каждого ребенка индивидуальный потенциал социального развития значителен. Развиваясь в соответствующих условиях, человек может достичь в личностном плане именно того уровня, к которому он был потенциально предрасположен. Проблема заключается в том, до какого уровня удается реализовать его в процессе социального развития у конкретного ребенка в целом и в тех или иных условиях (дома, в детском саду, школе) в частности.
  • • Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии биологического, физиологического, психологического и социального факторов человека. Задержка человека в биологическом, физиологическом или психическом развитии сказывается на социальном, и наоборот.
  • • Органы чувств и уровень их развития. С их помощью ребенок познает среду жизнедеятельности. При этом он обогащается и формируется. Характерно, что своеобразие познания ребенка окружающего мира определяется адекватностью его развития, действий и поступков. Недостатки в структуре формирования органов чувств создают для него значительные трудности при взаимодействии со средой жизнедеятельности и ее изучении. При этом восприятие среды имеет индивидуальный характер, обусловленный уровнем и особенностями его органов чувств.
  • • Врожденные рефлексы. Именно они позволяют ребенку поддерживать жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать свои индивидуальные возможности и потребности в процессе социального развития и воспитания [12, 55-561.

К внешним источникам, стимулирующим социальное развитие и воспитание ребенка, относится все то, что его окружает и с чем он непосредственно и опосредованно взаимодействует. Например, на микроуровне — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта: семья, школьные коллективы, неформальные групповые объединения, отдельные личности. На ме~ зоуровне — СМИ, искусство, литература, которые во многом определяют интересы ребенка, его нравственные ценности и идеалы, общее восприятие им мира и тех явлений, которые происходят вокруг него (М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев, Н. Н. Михайлова, Р. В. Овчарова).

Движущие силы – один из важнейших факторов, которые обеспечивают реализацию потенциальных источников социального развития, воспитания и обучения ребенка. Они также подразделяются на внутренние и внешние (Л. В. Мардахаев).

Внутренние движущие силы, обеспечивающие развитие личности ребенка, способствуют реализации его индивидуального потенциала в процессе социализации. К основным из них относятся неосознаваемые и осознаваемые биопсихические механизмы.

Неосознаваемые механизмы развития человека обусловлены физиологическими и психическими потенциями, которые получает ребенок от рождения. Их характерной особенностью является то, что они функционируют на уровне подсознания (рефлекторно), им присуща ранняя активность и стабильность. Наиболее существенное влияние они оказывают на психологическое и социальное развитие растущего человека.

К наиболее важным движущим силам, обеспечивающим функционирование неосознаваемых механизмов человека, Л. В. Мардахаев относит:

A) Устремленность в самом раннем возрасте к тому человеку, в ком ребенок чувствует наибольшую потребность и защищенность, преимущественно к матери.

Б) Эмоциональная заразительность ребенка. Уже на первом месяце жизни ребенка можно наблюдать, что вид улыбающейся мамы, подходящей к нему, вызывает у него улыбку.

B) Эмоциональная обусловленность активности и устремленности ребенка. Ребенок с момента рождения нуждается во внимании и ласке, что способствует поддержанию и укреплению его эмоциональной обусловленности. Неразумность в проявлении любви к ребенку нередко приводит к вседозволенности, формированию эгоцентризма.

С таким ребенком приходится тяжело взаимодействовать его социальному окружению.

  • Г) Подражательность. Благодаря подражательности ребенок неосознанно усваивает первый (изначальный) социальный опыт: отношения к чему-либо, нормы поведения, действий и поступков.
  • Д) Внушаемость в раннем детстве выступает значительным двигателем действий и поступков ребенка, его отношения к различным явлениям, реакциям на что-либо и пр. Внушаемость воздействует на подсознание. Влияние внушения достаточно сильно, если оно направлено на оценку, характеристику или перспективу безопасности человека, его здоровья и благополучия. При наличии у человека негативного опыта, соответствующего внушаемому воздействию, его влияние значительно возрастает. Например, «дети улицы», имеющие негативный опыт поведения, объединяются в «стаю». Для них лидер «стаи» является авторитетом. Его пример, действия обладают внушающим воздействием и побуждают невольно подражать ему в отношениях и поведении, беспрекословно подчиняются его указаниям.
  • Е) Потребность человека в социальном общении появляется с рождения и требует удовлетворения. Такая потребность получает именно в семье наибольшую возможность в реализации.
  • Ж) Любознательность, как и потребность в общении, существенно влияет на социальное развитие человека. Эти потребности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
  • 3) Активность присуща ребенку с рождения. Она проявляется в общей динамике поведения, способствуя формированию организма ребенка в целом [12, 59-601.

Осознаваемые механизмы социального развития обусловлены всевозрастающей ролью сознания человека с учетом его возраста и способствуют дальнейшему социальному развитию, воспитанию и обучению. В основе их лежит влияние формируемого сознания на саморазвитие и самовоспитание. К осознаваемым механизмам развития относят:

  • А) Осознаваемые механизмы, связанные с психикой человека: саморазвитие психики человека, эмоциональная восприимчивость, волевая активность.
  • Б) Осознаваемые механизмы, связанные с развитием сознания: социальная предрасположенность к развитию; уровень развития сознания человека как основы социальной перспективы; интеллектуальные потребности, желания, интересы, устремления, цели, идеалы; самокритичность и самоуправление своими эмоциями, поведением.

Между внутренними движущими силами (неосознаваемыми и осознаваемыми) социального развития человека существует тесная взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимодополнение. Учет их своеобразия обеспечивает наиболее действенное направление и интенсивное индивидуальное развитие и воспитание ребенка.

Выделяют внешние движущие силы, обеспечивающие реализацию личностного потенциала ребенка. Они стимулируют, активизируют или сдерживают социальное развитие и воспитание ребенка. К ним относятся:

A) Среда непосредственного воздействия на микроуровне: уход за ребенком; семья; среда жизнедеятельности и воспитания; коллективы и группы, в отношения с которыми вступает ребенок; отдельные личности, мнение и деятельность которых имеют особое значение для ребенка; воспитание.

Б) Среда непосредственного и опосредованного воздействия на ребенка на мезоуровне: средства массовой коммуникации, компьютерные технологии, искусство, литература и пр.

B) Социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внешних движущих сил: доверие; соответствие групповым ожиданиям (выполнение ролевых предписаний, стереотипы действий и поступков); наличие референтной группы (имеет особую значимость при оценке поступков ребенка) и авторитета; взаимопомощь, поддержка (М. А. Галагузова, И. С. Кон, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик и др.).

Между всеми внутренними и внешними движущими силами социального развития ребенка существует тесная взаимосвязь и взаимодополнение. Характерно, что развитие ребенка в одном направлении стимулирует и активизирует его развитие в других сферах творчества и жизнедеятельности. Следует отметить, что направленная активность ребенка не означает разносторонность его становления, а лишь способствует созданию условий для этого. В этом случае необходимы направленные усилия по стимулированию активности ребенка, его самопроявления в других сферах с целью достижения его наиболее разностороннего развития.

Источник

Тема 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка

Механизмы и движущие силы социального развития ребенка

Семинарское занятие № 6

Цель:сформировать представления об основных механизмах социального развития человека, о роли в нем движущих сил.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление о механизмах развития;

· знать особенности возрастного развития человека;

· знать определение развития и иметь представление о нем как о непрерывном процессе.

Вопросы для изучения:

1. Источники социального развития.

2.Внутренние движущие силы социального развития человека.

3. Внешние движущие силы социального развития человека.

4. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В., М.: 2003. С. 20-31; 35-51.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 54-73.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 127-134.

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

Тема 6. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы

Семинарское занятие № 7

Цель:сформировать представления о категории трудновоспитуемых детей, причинах формирования трудновоспитуемости.

Исходный уровень знаний:

· знать особенности возрастного развития ребенка;

· иметь представление о «трудных» детях.

Вопросы для изучения:

1. Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике. Причины трудновоспитуемости.

2. Типичные группы трудновоспитуемых.

3. Формы проявления трудновоспитуемости.

4. Предупреждение трудновоспитуемости.

5. Практика преодоления трудностей обучения по Сухомлинскому.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 95-112, 133-153.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 132-148.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999.

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

Тема 7. Семья как социокультурная среда воспитания

И развития личности

Семинарское занятие № 8

Цель:сформировать представления о семье как социокультурной среде воспитания, о типах семейного воспитания.

Исходный уровень знаний:

· знать что такое семья и ее место в работе социального педагога;

· иметь представление о роли семьи в воспитании ребенка.

Вопросы для изучения:

1. Понятие «семья» в социальной педагогике. Функции семьи.

2. Факторы, оказывающие существенное влияние на ребенка в семье.

3. Типы семейного воспитания.

4. Типы семейных взаимоотношений.

5. Авторитет родителей. Виды ложного родительского авторитета.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 63-94.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 149-161.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999. С. 166-192.

4. Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова. М., 2000. С. 426-433.

5. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В. М., 2003. С. 91-98.

6. Леви В. «Нестандартный ребенок». Изд. 3-е. М., Знания, 1989.

Семинарское занятие № 9

Цель:сформировать представления о семье как социокультурной среде воспитания, о типах семейного воспитания.

Исходный уровень знаний:

· знать что такое семья и ее место в работе социального педагога;

· иметь представление о роли семьи в воспитании ребенка;

· знать типы семейного воспитания и семейных взаимоотношений, виды ложного авторитета родителей.

Вопросы для изучения:

1. Типичные проблемы, обуславливающие негативное воспитательное воздействие родителей на ребенка, и их характеристика.

2. Типичные ошибки семейного воспитания и их характеристика.

3. Повышение воспитательных возможностей семьи.

4. Наиболее ответственные периоды воспитания. Диагностика результатов воспитания.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 63-94.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 149-161.

Дополнительная:

3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999. С. 166-192.

4. Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова. М., 2000. С. 426-433.

5. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В. М., 2003. С. 91-98.

6. Леви В. «Нестандартный ребенок». Изд. 3-е. М., Знания, 1989.

Тема 8. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления

Семинарское занятие № 10

Цель:сформировать представления о социальных отклонениях.

Исходный уровень знаний:

· знать понятие нормы и отклонения;

· иметь представление о возможных проявлениях социальных отклонений.

Вопросы для изучения:

1. Понятие социальной нормы и социального отклонения.

2. Аномия: виды и общая характеристика.

3. Девиантное поведение.

4. Делинквентное поведение.

5. Основные факторы, обуславливающие формирование отклоняющегося поведения.

6. Основные направления социально-педагогической деятельности профилактике отклоняющегося поведения.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 133-153.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999. С. 212-260.

Источник: https://cyberpedia.su/13x10bca.html

Движущие силы и механизмы психического развития

Механизмы и движущие силы социального развития ребенка

Что является движущей силой развития? Подлинным содержанием психического развития явля­ется борьба внутренних противоречий, борьба между отжи­вающими формами психики и новыми, нарождающимися (Л.С. Выготский, Алексей Ник. Леонтьев, Сергей Леонидович Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития.

Они отличаются в каждом возрас­те и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия — между потребностью ребенка быть взрос­лым, жить вместе с ними общей жизнью, заниматьопределенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлет­ворения.

На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоре­чие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расширить границы самостоятельности и повы­сить уровень возможностей.

В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему не доступны, но куда он стремится «войти» .

Личность развивается, создается общественными отношениями. Л.С.Выготский разработал теорию, кото­рая показывает, как «через других мы становимся сами собой». Механизмом присвоения человеческой сущности является идентификация (отождествление).

Механизмом отстаивания индивидом своей природ­ной и человеческой сущности является обособление. Частным случаем обособления является отчуждение (рождение, кризис 1 года, кризис 3 лет «я – сам», подро­стковая эмансипация и т.п.). Идентификация и обо­собление – диалектически связанные механизмы разви­тия, находящиеся в единстве и противоположности.

(диалектическое единство – это единство противоположностей).

Идентификация выступает как социализация (процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности), а обособ­ление как механизм индивидуализации (это процесс самоопределения, выделения из сообщества, приобретения своей уникальности и неповторимости) личности.

В целом развитие протекает у детей неодинаково и зависит от следующих условий:

– наследственности, среды, обучения и воспитания, активности самого ребенка.

Активность ребенка является одним из суще­ственных условий его психического развития. Без активности самого ребенка процесс влияния на него среды, обучения и воспитания будет малоэф­фективен.

Но и в этом случае обратим внимание на то, что в развитии активности ребенка социальная среда, условия его жизни играют ведущую роль.

Мы можем развить или погубить природную любознатель­ность ребенка; его задатки, его веру в себя и свои воз­можности.

Основные понятия возрастной психологии: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования, кризис.

Возраст или возрастной период – это цикл детско­го развития, имеющий свою структуру и динамику. Каждый возрастной период характе­ризуется: 1) социальной ситуацией развития, 2) образом жизни ре­бенка, ведущей деятельностью, 3) новообразованиями в сфе­ре сознания и личности.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (Ал.Ник.Леонтьев).

Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития.

В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности.

Условия жизни ребенка таковы, что на каждом возрастном этапе он получает возможность наиболее интенсивно развиваться в опре­деленном виде деятельности: в младенчестве – в непо­средственно-эмоциональном общении с матерью, ран­нем возрасте – манипулируя с предметами, дошкольном детстве – играя со сверстниками, младшем школьном возрасте – в учебной деятельности, подростковом – в интимно-личностном общении со сверстниками, стар­шем школьном – при подготовке к будущей профессии.

Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С.Выготского развитие – это, прежде всего возникно­вение нового.

Именно в контексте ведущей деятельности возникают специфические для данной возрастной стадии психологические новообразования, имеющие первостепенное значение для последующего развития ребенка. Воз­растные новообразования – это качества или свойства, которых не было раньше в готовом виде.

Возникшие новообразования приводят к тому, что изменяется сама личность ребенка, структура его сознания. Новообразования, приводящие к перестройке сознания, изменяют всю систему отношений его к действительности и к самому себе.

Соответственно изменяется и социальная ситуация развития поскольку она представляет собой систему отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно перестраиваются и эти отношения, и он стремится изменить то место, которое занимает в системе общественных отношений.

Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. «Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста» (Л.С.Выготский).

«Тем самым происходит переход к новой стадии развития его психической жизни», в связи с чем происходит и смена его ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев). Например, ребенок научившийся ходить становится относительно автономен, разрушая тем самым социальную ситуацию младенчества, характеризующуюся полной зависимостью от взрослого, и т.о.

переходит в новый возраст – раннее детство.

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появля­ются новообразования, среди которых особое место за­нимает центральное новообразование, имеющее наи­большее значение для развития на следующей стадии.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/36428.html

Источник