Медленное развитие речи у ребенка

Медленное развитие речи у ребенка thumbnail

С момента рождения и на протяжении первых трех лет жизни развитие речи у детей проходит стремительными темпами.

Развитие речи у ребенка – это процесс индивидуальный, но существуют определенные возрастные нормы, отклонение от которых является поводом для беспокойства у родителей и может свидетельствовать о наличии такого нарушения, как задержка речевого развития (ЗРР).

Речь трехлетнего ребенка должна быть разборчивой, то есть понятной не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям, которые слышат его впервые.

Причины задержки речевого развития у детей

Нарушение речевого развития у детей часто связана с патологиями, возникшими во время беременности или родов.

Наиболее пагубное воздействие на формирование речевых зон плода оказывают:

  • травмы матери во время беременности;
  • вредные привычки матери – курение и употребление алкоголя;
  • внутриутробная гипоксия;
  • состояние стресса у матери;
  • наличие у матери инфекционных заболеваний;
  • прием матерью некоторых видов лекарств.

Но наиболее опасным осложнением во время родов является асфиксия – нарушение дыхания у ребенка, которое приводит к недостаточному поступлению кислорода к клеткам головного мозга.

Также большое значение в формировании задержки речевого развития имеют:

  1. Наследственность – если у одного или обеих родителей в раннем возрасте были нарушения, связанные с развитием речи, не исключено, что у ребенка будут те же проблемы.
  2. Обстановка в семье – для каждого ребенка очень важно общение с близкими людьми, особенно с матерью, часто и в благополучных семьях родители уделяют недостаточно времени общению со своим чадом, из-за чего даже у здорового ребенка может возникнуть темповая задержка речевого развития, то есть отсутствие у ребенка потребности в общении или гиперопека.
  3. Заболевания с поражением зон речи в головном мозге или среднем и внутреннем ухе – менингит, воспаление среднего и внутреннего уха, менингоэнцефалит.

Поэтому родителям нужно знать симптомы, которые свидетельствуют о нарушении слуха:

  • 1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;
  • 2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);
  • 3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;
  • 4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;
  • 5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;
  • 6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;
  • 7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;
  • 8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;
  • 9 месяцев – не откликается на свое имя:
  • 10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;
  • 12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.

Этапы речевого развития

В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:

  • Доречевой, от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).
  • Этап первичного освоения языка, длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.
  • Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.

Признаки задержки речевого развития

Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:

  1. Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
  2. Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
  3. Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
  4. Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
  5. Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
  6. Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.

Задержка развития речи у ребенка характеризуется сочетанием всех этих проблем одновременно.

Диагностика и коррекция

При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят сначала проверку остроты слуха.

Далее определяют:

  1. Обследование понимания речи.
  2. Обследование мелкой и крупной моторики.
  3. Обследование органов артикуляции – осмотр губ, языка, зубов, прикуса, неба, челюстей для выявления аномалий.
  4. Исследование словарного запаса.
  5. Обследование грамматического строя речи.
  6. Обследование фразовой речи.
  7. Обследование слоговой структуры слова.

Родители ребенка, у которого наблюдается задержка в речевом развитии, должны понять, что для решения проблемы необходимо уделять ему больше времени – читать вслух, окружить малыша вниманием и заботой.

Обстановка в семье является важнейшим фактором, который часто недооценивается, и родители продолжают плыть по течению, ожидая, что вот-вот ребенок сам заговорит.

Кроме того, необходимо:

  • работа с дефектологом для детей с задержкой речевого развития (логопедом);
  • арт-терапия (занятия танцами, музыкой, рисованием, лепкой), ритмика, гимнастика, дельфинотерапия, иппотерапия;
  • взаимодействие с домашними животными.

Задержка речевого развития исчезает самостоятельно у относительно малого количества детей, поэтому при появлении первых признаков родителям не стоит ждать и откладывать проблему, ожидая что она решится без их участия. Если не принимать мер по коррекции нарушения речевого развития, у ребенка могут появиться более серьезные отклонения.

Источник

Брадилалия – это патология, при которой ребёнок говорит очень медленно. Специалисты квалифицируют её как нарушение темпа и ритма речи, носящее несудорожный характер. Брадилалия проявляется в качестве:

  • самостоятельного расстройства. Такой тип патологии свойственен для медлительных, чрезмерно спокойных и вялых детей;
  • симптома заболевания. Ребёнок может начать страдать от брадилалии из-за приобретённой или врождённой умственной отсталости, при дистрофических или органических поражениях ЦНС, после перенесённых инфекционных заболеваний. В этом случае у ребёнка наблюдается замедление не только речи, но и движений. Малыши плохо говорят, быстро устают, чувствуют слабость и заторможенность.
Читайте также:  Отставание в развитии ребенка лечение

Специалистами различаются разные степени брадилалии. В некоторых случаях ребёнок говорит слегка медлительно, что практически незаметно для окружающих людей. При более тяжелых степенях патологии могут наблюдаться проблемы с адаптацией в социуме, задержки в развитии. Мозжечковую брадилалию относятся к отдельной категории. Она характеризуется скандированной речью.

Признаки брадилалии

Наличие брадилалии у ребёнка можно установить по присутствию вербальных и невербальных симптомов. В первом случае наблюдается:

  • замедление разговорной речи;
  • возникновение задержек между словами и звуками во время того, как ребёнок говорит (малыш может растягивать гласные);
  • монотонность голоса, произношение звуков «в нос», гнусавость;
  • растягивание слогов и звуков (хотя дети говорят все слова абсолютно правильно);
  • медлительность ребёнка при чтении и письме.

К невербальным признакам относятся:

  • нарушения мимики и моторики;
  • невнимательность, заторможенность и плохая координация;
  • ухудшение внимания, памяти и мыслительных процессов;
  • сложность при переключении с одного занятия на другое (для ребёнка также может быть характерно повторение одного и того же движения);
  • замкнутость, молчаливость и очень сложная адаптация.

Если ваш ребёнок медленно говорит, то это может быть просто проявлением его темперамента. Однако родители не должны игнорировать данную проблему. Обращение к специалистам для коррекции патологии позволит ребёнку избавиться от брадилалии и вести полноценную жизнь.

Причины возникновения

Дети говорят очень медлительно по самым разным причинам. К основному фактору развития брадилалии относят усиление тормозных процессов, которые со временем начинают преобладать над возбудительными. Логопеды разделяют физиологические и психологические причины патологии.

Ребенок может унаследовать брадилалию, приобрести в результате перинатального поражения центральной нервной системы. Также она является симптомом:

  • олигофрении;
  • болезни Паркинсона;
  • травмы головного мозга;
  • менингита;
  • депрессивного расстройства;
  • опухоли головного мозга;
  • энцефалита.

Дети говорят размеренно и очень медленно из-за отсутствия обучения речи или подражая близкому человеку. Патология также может развиться из-за снижения умственных функций и психической заторможенности. Очень часто брадилалия появляется у флегматичных детей. Такой ребёнок от природы заторможен и медлителен.

Диагностика брадилалии

img-vpravi-dlya-viraznogo-chitannya-ta-movlennya.jpg

Родители ребёнка, который говорит медленно, должны обратиться за помощью к специалисту. Комплексное обследование может потребовать участия невролога, психиатра, логопеда и психолога. Для выявления физиологических причин речевой патологии используются инструментальные исследования. Ребёнку могут быть назначены:

  • МРТ головного мозга;
  • ПЭТ;
  • реоэнцефалография;
  • ЭЭГ и т. д.

Помимо того ребёнка осматривает логопед. Он проводит диагностику речи, чтобы установить степень брадилалии и подобрать эффективный метод коррекции.

Коррекция речевой патологии

Если ребёнок медленно говорит из-за физиологических нарушений, то терапия нацелена на ликвидацию основного заболевания. В первую очередь лечение предполагает нормализацию работу ЦНС. Комплексная терапия может включать:

  • приём медикаментозных средств. Для ребёнка подбираются укрепляющие и стимулирующие препараты, а также витаминные комплексы. Активно используются лекарственные средства с глютаминовой кислотой;
  • лечебную физкультуру. Очень эффективны водные занятия, плавание, массаж и физиотерапевтические процедуры;
  • консультации с психотерапевтом. Также возможны занятия с психологом для преодоления эмоциональных проблем. Ребёнок, который медленно говорил в течение долгого времени, мог отдалиться от социума и потерять уверенность в себе;
  • развивающие игры. Ребёнку будут полезны занятия, улучшающие моторику, мимику и эмоциональность речи. Например, детям помогают уроки по актёрскому мастерству и выступления на сцене. Ребёнку также необходимо больше читать, отгадывать загадки, учить и петь ритмичные песни;
  • ручной труд. Собирание конструктора, вышивание и другие занятия помогают развить мелкую моторику. Темп речи ребенка улучшается при разучивании танцевальных движений. Не будут лишними занятия физкультурой и спортом.

Безусловно, ребёнок, который очень медленно говорит, нуждается в помощи квалифицированных педагогов и логопедов. Это одна из наиболее важных частей лечения.

Как проходят занятия с педагогом?

Для ребёнка, страдающего замедлением речи, наиболее эффективным методом коррекции является логоритмика. На занятиях малыши бегают, маршируют или выполняют другие физические упражнения под ритмичную музыку. Также проводятся игры, сопровождающиеся произнесением различных предложений и слов.

Речь ребёнка на занятиях с педагогом стимулируется постепенно. Занятия по коррекции включают четыре основных этапа.

  1. Педагог проговаривает очень простое предложение, например «са-са-са по лесу идёт лиса». При этом он задаёт темп при помощи хлопков, постукиваний по столу или движений руками. Ребёнку необходимо повторить предложение несколько раз. Темп, который задаёт педагог, постепенно увеличивается. Поэтому ребёнку приходится говорить фразу всё быстрее и быстрее.
  2. Ребёнку предлагается выучить несколько простых стихотворений. Затем он должен быстро проговаривать строчки из них. Если ребёнок уже знает стихи, то можно использовать его любимые.
  3. На третьем этапе ребёнку необходимо научиться не только быстрому темпу речи, но и её выразительности. Поэтому на занятиях дети говорят по ролям, разыгрывая отрывки из сказок.
  4. На последней стадии дети учат скороговорки. Это позволяет ребёнку закрепить приобретённые в ходе коррекции навыки.

Своевременное выявление брадилалии у ребёнка даёт возможность приступить к коррекции. Комплексный подход к устранению патологии позволяет добиться хороших результатов. Однако помимо занятий ребёнку требуется помощь родителей. Они должны внимательно следить за тем, чтобы малыш снова не начал говорить медленно. Рекомендуется повторять стихи и скороговорки дома.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев прогноз при брадилалии благоприятный. Особенно, если родители своевременно заметили, что ребёнок медленно говорит, и обратились за помощью к специалистам. Однако после успешной коррекции не стоит ослаблять бдительность. В качестве профилактики рекомендуется:

Читайте также:  Игра как средство развития ребенка реферат

  • вести здоровый образ жизни и следовать рекомендациям врачей во время беременности;
  • оберегать ребёнка от черепно-мозговых травм и инфекционных заболеваний;
  • поддерживать режим дня и питания;
  • следить за тем, чтобы ребёнок развивал речь, и заниматься с ним;
  • разговаривать с малышом, учить стихи и песни.

Далеко не всегда медлительная речь является симптомом заболевания. В большинстве случаев достаточно занятий с педагогом. Поэтому не стоит очень переживать при появлении признаков брадилалии. Но если вы волнуетесь за своего малыша, то обратитесь в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные педагоги помогут скорректировать речевое нарушение.

Источник

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития

Причины ЗРР

Органические причины

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:

  1. Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
  2. Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
  3. Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
  4. Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социальные причины

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Патогенез

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I – 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно – повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Развитие речи в норме

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:

  • гуления (с 2-3 мес.);
  • лепета (с 5-6 мес.);
  • лепетных слов (с 8-10 мес.);
  • первых слов (в 10-12 мес.).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре – около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).

Читайте также:  Факторы развития ребенка с отклонениями

Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Симптомы ЗРР

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Диагностика

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

  1. Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
  2. Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
  3. Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Источник