Медленное развитие ребенка в 2 года
Пишу это для всех мам, оказавшихся в такой же ситуации, как и я. Все мы в курсе, что темпы развития детей очень индивидуальны, что ребенок никому ничего не должен, что мальчики в среднем развиваются медленнее девочек. Но потом рождается малыш, который развивается медленнее, чем его сверстники, и начинается….
– А что, Алеша еще не встал на четвереньки?
– Ну что, Алеша сел? Как, нет еще??? Ой-ой-ой, что же это такое… Ну, наверное, рано еще…
– Как? Вы еще не встали? А мы уже во всю в кроватке стоим.
– Ой, а у меня дочка в полгода уже и стоит, и садится. В 5 села, а в 6 встала.
– В смысле, в девять месяцев только на четвереньки учится вставать???
– Ой, а мы во всю уже бегаем!
– Ну он хоть встает сам, без поддержки?
Как вы уже поняли, в нашем случае речь идет о более медленном развитии крупной моторики. Но, в каком бы плане малыш ни развивался медленнее, думаю, у мам, оказавшихся в такой ситуации, схожие чувства: полная фрустрация, постоянно обуревающие мысли о том, что с малышом что-то не так, и желание уничтожить всех, кто спросит еще хоть что-то о развитии ребенка. Еще и публикуемые повсеместно нормы развития ребенка подливают масла в огонь. Честно, сильно перепсиховала, когда в одном издании прочитала, что в 7 месяцев ребенок должен уметь катать машинку за веревочку, а в 10 – собирать пирамидку.
Так вот, в качестве морально-психологической поддержки всех мам, оказавшихся в схожей ситуации, предлагаю небольшой план действий:
1) Убедиться, что с малышом действительно все в порядке. Для этого есть план диспансеризации.
2) УСПОКОИТЬСЯ. Для меня это был самый сложный пункт, но он просто жизненно необходим.
3) Поверить в то, что прогресс не остановить. В нас генетически заложена программа развития, и сомнения в этом быть не должно! Просто сроки могут варьироваться, и порой значительно. Мы до 9 месяцев не садились, не ползали, только перекатывались. Это при том, что прошли 3 курса массажей. Невролог была в шоке, но, проверив сына, сказала, что он просто ленится, а мышцы все в норме. Посоветовала принудительно учиться сидеть, ползать и тд. Через 2 дня мы уверенно сели, а вот ползать учиться отказывались так, что слышно на первом этаже было! Еще мы попробовали поставить Алешу на ножки, и выяснилось, что он уверенно стоит. Врач сказал, что если он уже узнал, что можно стоять, он уже не поползет. Ан-нет! В 10 месяцев мы сами встали, а в 11 поползли! За день до дня рожденья сынуля стал стоять без поддержки. Сейчас, в год и два, бегает так, что не остановить, и все во дворе восхищаются, как он хорошо ходит. Так что, что бы мы ни пытались форсировать, из-за чего бы ни переживали, программа в ребенка заложена, и он все положенное сделает, но тогда, когда ЕМУ это будет нужно. И все столь часто встречающиеся волнения по поводу того, что точно ли он встанет-сядет-пойдет на самом деле безосновательны!
4) Послать мысленно далеко, надолго и от души всех знакомых с «детьми-акселератами»! Вы столько всего умеете? Что ж, мы очень за вас рады! А мы никуда не спешим!
5) Развивать умения и навыки, интересные ребенку на данный момент. Все дети разные! К примеру, моему сыночку глубоко безразличны пирамидки, да и вообще большинство игрушек. Ему уже сто раз показывали, как с ними играть, уверенна, что он про все уже знает, но вот интересны нам кастрюли! И еще, мы не машем пока-пока. Хоть показывали тоже сто раз, как это делать. Зато, когда стукаемся, сразу начинаем тереть головку, показываем, что больно (замечу, что этому ребенка никто не учил! Сам стал делать). А еще умеем ручки в разные стороны разводить и показывать, что нету ничего, морщить носик, когда что-то из еды не нравится, играть в прятки с занавеской. Этим жестам мы научились за один день. А вот махать не хочется нам, и все тут. И пусть все во дворе обхвастаются, как замечательно они машут!
Каждый ребенок – это уникальный мир с уникальными умениями и талантами. Всех под одну гребенку равнять нельзя. Мне очень импонируют издания, которые используют формулировку «может делать к такому-то возрасту». Может, но не должен, не обязан. А мы будем любить наших крох такими, какие они есть, и развивать в них те уникальные дары, которые были предназначены именно для них!
Источник
Переживаете, что с ребенком что-то не так?
Соседский малыш уже болтает, а ваш молчит?
С тревогой наблюдаете за сыном или дочерью?
Опыт многих российских мам показывает: иногда во время стандартного осмотра педиатр может пропустить что-то важное. В условиях существующей нормы «три минуты на пациента», к сожалению, это не редкость. Заметить, что малыш в развитии чем-то отличается от своих сверстников, может только внимательный глаз родителей, ведь они проводят с ребенком больше времени, чем кто-либо.
Чем раньше вы забьете тревогу и обратитесь за помощью к специалисту, пройдете обследование, тем больше шансов найти нарушение и скорректировать его с наименьшими негативными последствиями. Даже если в итоге вы услышите неутешительный диагноз, вам будет легче справиться с особенностями малыша и подготовить его к самостоятельной жизни, потому что вы будете знать, почему это происходит и как действовать.
Почему происходит задержка в развитии?
По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок. Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека.
Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм.
При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается.
Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило.
Когда нужно срочно посетить специалиста?
Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:
- ребенок плохо ест без видимой причины;
- к 1,5 годам не ходит самостоятельно;
- часто падает, неуверенно ходит, ему не удается удержать равновесие при сидении, стоянии или ходьбе;
- не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
- не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
- не играет в подвижные игры.
При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:
- малыш не реагирует на свое имя;
- не обращает никакого внимания на других детей и взрослых, избегает общения с ними, не может выстроить зрительный контакт,
- его поведение и настроение постоянно резко меняются;
- у него осталась младенческая привычка сосать большой палец;
- он не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон.
О том, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.
Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:
- не слышит и не понимает обращенную речь;
- не произносит простейшие слова, даже из «своего» языка;
- не может составить фразу из двух-трех слов;
- не отвечает на простые вопросы;
- не выражает словесно свои потребности.
Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.
Читайте также: Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?
Что делать, если ребенок в 2 года отстает в развитии?
В первую очередь, конечно, обратиться к врачу. Он проведет обследование, поставит диагноз и подберет терапию. Но многое вы можете сделать и самостоятельно в домашних условиях. Например,
- Создайте систему четких правил поведения. В этом пространстве будет легче и вам, и ребенку.
- Дайте малышу проявить самостоятельность и обязательно радуйтесь его успехам.
- Обсуждайте вместе его чувства и причины поведения, если он нахулиганил.
- Постоянно разговаривайте с малышом, выводите на общение, интересуйтесь его мнением.
Читайте также: Ребенок глотает окончания слов: почему и как исправить?
- Работайте над пополнением словаря. Позаботьтесь о том, чтобы малыш хорошо различал предмет или действие, о котором идет речь.
- Обратите внимание на свою дикцию, выговаривайте слова четко и правильно. Старайтесь почаще читать вслух стихи, сказки и другие произведения по возрасту.
- Поощряйте игры с мелкими предметами, песком, пуговицами, водой, занятия рисованием, лепкой. Это разовьет мелкую моторику.
- Включите в досуг ребенка подвижные игры, игры на узнавание и подражание. При возможности установите в квартире детский спортивный уголок. Чаще бывайте на улице.
Самостоятельные занятия дома должны быть регулярными и проходить в спокойной обстановке. Лучше заниматься хотя бы по 15 минут, но каждый день, чем не заниматься вообще.
Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?
Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.
Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.
Источник
В возрасте 2 лет у ребенка формируется личность, многие родители начинают сравнивать своих чад со сверстниками. Кто-то быстрее заговорил, а кто-то уже определяет основные цвета. Родителей интересует, чему должен научиться их карапуз к двум годам.
Уровень раннего развития ребенка в 2 года во многом зависит от нормального своевременного обучения, о котором пойдёт речь в этой статье.
Как выглядит ребёнок в 2 года
Вес ребенка ко второму году достигает 12-13 килограмм, а рост приближается к 87 см. Эти параметры приблизительны, и зависят от наследственности. Возрастное развитие не у всех детей одинаковое.
Если рост или вес малыша не входит в границы общепринятых стандартов, не стоит переживать.
На втором году жизни ребёнка вес каждый месяц прибавляется на 200-250 грамм, а рост на 1 сантиметр.
Средний показатель прибавки в весе за год 2.5 кг, а в росте 10 см. Между ребёнком в 2 и 2,4 года или 2,7 большая разница.
Физиологические изменения
- рост окружности головы замедляется, увеличивается рост конечностей: ножки становятся длинными и стройными, меняются все пропорции ребенка;
- форма лица теряет свою округлость, становится более вытянутой;
- происходит завершение процесса окостенения. Хребет и череп уже достаточно прочные, хотя на сгибах локтей ещё заметны ямочки, как и младенческие складки, которые вскоре уступят место развитой мускулатуре;
- жировые подушечки на пальцах и внутренней стороне стопы начинают пропадать, таким образом, исчезает плоскостопие;
- количество жировой ткани в организме снижается: фигура становится стройнее, исчезают пухлые щёчки выпирающий животик;
- происходит общее укрепление организма, мышцы становятся более крепкими и упругими, тело двухлетнего ребёнка становится все больше похоже на взрослое.
- Заметно укрепились связки, хотя малыш всё также быстро устает и нуждается в передышке для восстановления сил;
- окружность грудной клетки у девочек становится, шире, чем у мальчиков.
Уход за ребёнком
В 2 года главным в режиме малыша является регулярность. Если ребенок посещает детский сад, то дома тоже необходимо придерживаться расписания образовательного учреждения.
Примерный режим дня для ребенка 2-х лет
- 7-8 часов – завтрак, водные процедуры, небольшие игры и прогулка 1-2 часа по погоде;
- 12 часов – обед, дневной сон 1,5-2 часа;
- 15 часов – полдник и игры на свежем воздухе;
- 19 часов – ужин, спокойные игры;
- 21 час – водные процедуры и ночной сон.
Днем и ночью малыш активно развивается, и полноценный сон укрепляет детский организм.
Питание
Ребёнок 2-3 лет кушает 4-5 раз в день. Малыш много двигается и мы должны обеспечить его организм углеводами, которые содержатся в крупах: перловая, гречневая, овсяная, кукурузная, пшеничная. Манная и рисовая крупы также содержат углеводы, но немного меньше. Не забывайте про фрукты и овощи.
Важно обеспечивать растущий организм необходимым количеством белков, жиров и углеводов. Не нужно давать обезжиренный творог или кефир, жиры необходимы для правильного развития головного мозга и нервной системы.
В детском рационе обязательно должны присутствовать: крупы, мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко, творог, кефир. Кондитерские изделия в рацион лучше не включать или сводить к минимуму.
Читайте также:
Ребёнок плохо ест. Стоит ли драматизировать?
Рацион ребёнка от 1.5 до 3 лет
Активные прогулки на свежем воздухе
Не нужно все время возить свое чадо на велосипеде, санях или коляске. Пусть больше ходит, бегает, прыгает, лазает на площадке, играет в догонялки с другими детьми.
В 2 года ребёнок может освоить беговел (двухколёсный велосипед без педалей, есть в виде машинок и мотоциклов). для физического развития ему будет достаточно 10-15 минут в день.
Закаливание
- Чаще проветривайте помещение.
В комнате должен быть свежий и влажный воздух, особенно перед сном. приобретите увлажнитель или расставьте в комнатах небольшие ёмкости с водой, подливайте воду по мере испарения. Свежий воздух усиливает все процессы, протекающие в организме, укрепляет иммунитет. - Пусть ребёнок бегает по дому босиком.
Холодные ножки — не показатель того, что кроха замерз, это всего лишь реакция организма на пониженную температуру пола. - Летом разрешайте ходить босиком по траве, песку, камням, земле.
Это не только закаляет, но и служит хорошей профилактикой плоскостопия. - Устраивайте воздушные ванны.
Дети не любят, когда на них много одежды, а здесь ещё и польза для здоровья. Пусть бегает в одних трусиках. - Организуйте спортивный уголок в доме или во дворе.
Нервно-психическое развитие
Психика двухлетнего ребёнка полностью открыта для получения новой информации. Она достигла той стадии, когда малыш впитывает в себя всё как губка. Главное знать, как правильно развивать.
Двухлетка моментально усваивает новую информацию, ничего не забывает и не упускает из виду. Наступил самый благоприятный период для максимально эффективного умственного развития.
Сейчас малыш находится на сенсорном этапе формирования психики. Движения становятся более осознанными, уверенными и целенаправленными. Сенсорная моторика становится базой для формирования других, более сложных психических функций.
При правильном подходе к развитию, ребёнок в период от двух до трёх лет должен научиться:
- воспроизводить несложные логические действия:
самостоятельно собирать пирамидку, строить простую башню, собирать конструктор, соответствующий возрастной категории; - удерживать внимание на каком либо действии долгое время: слушать сказки, рассматривать картинки, рисовать, заниматься лепкой, играть с сортерами и другими развивающими игрушками;
- подражать родителям:
выполнять с мамой работу по дому, стремиться поговорить по телефону, повторять простые танцевальные движения; - знать и называть своё имя и имена родных;
- знать назначение предметов, понимать, что у вещей и действий есть определённый смысл.
Заметно интеллектуальное развитие : ребенок в 2 года способен разгадывать головоломки, логические задачки, но чаще логика его своеобразна.
На умственную деятельность тратится много энергии, дети быстро утомляются. Развивая ребенка в 2 года дома, следует учитывать, что обучающие игры или занятия не должны длиться более 30 минут.
Физическое развитие
Двухлетке требуются ежедневные физические нагрузки, они помогают становиться организму выносливее и сильнее.
Особенности физического развития
- подниматься и спускаться по лестнице приставным шагом держась за поручень или руку взрослого;
- перешагивать через препятствия;
- приседать и наклоняться, не теряя равновесия;
- ловко лазать;
- подпрыгивать и бегать;
- пинать,бросать мяч и пытаться ловить его;
- надувать щеки и втягивать их;
- управлять своими губами, растягивать их в улыбке или вытягивать трубочкой;
- поднимать лежащие на полу предметы;
- отдаёт предпочтение доминирующей руке;
- держать в руках карандаш, проводить им прямые линии или рисовать овал.
Все это позволяет ребенку 2-х лет прекрасно ориентироваться в пространстве и чувствовать себя самостоятельным.
В период от 2 до 3 лет за счет активного развития мышечной массы, координации, равновесия ребёнок освоит ряд следующих навыков:
- прыжки от пола на одной и двух ногах;
- ходьба на носочках;
- преодоление небольших препятствий выстой до 50 см;
- умение удерживать равновесие, стоя на одной ноге(чувствуют себя недостаточно уверенно, поэтому интуитивно помогают себе разведёнными в разные стороны руками);
- езда на самокате или трёхколёсном велосипеде.
Физические упражнения повышают иммунитет, улучшают кровообращение, способствуют адаптации ребёнка к детскому саду. В процессе подвижных игр дети приобретают новые навыки и усовершенствуют умения, которые уже есть.
С двух лет проще приучить ребёнка делать зарядку. Можно включить детский канал, где показывают несложные физические упражнения.
Физкультура для ребёнка в 2 года должна быть в игровой форме. Заниматься обязательно нужно всей семьёй.
Чтобы развивать физические способности у ребенка в 2 года можно использовать разнообразные игры с мячом.«Съедобное – несъедобное», катание мяча по определенной траектории, футбол, подбрасывание мяча вверх, бросать мячик из рук в руки.
В процессе игры развивается хватательный рефлекс, формируется умение точно и быстро рассчитывать каждое движение.Для полноценного физического развития ребенка в 2 года полезно преодолевать различные препятствия.
Читайте также:
Как приучить ребёнка к спорту с малых лет
Речевое развитие
В возрасте двух лет ребенок должен уметь здороваться и прощаться, воспринимать простые предложения и просьбы, составлять несколько слов в предложения, формулировать свои просьбы, например: на горшок или хочу пить.
Родители в игровой форме могут помочь малышу пополнить словарный запас, тем самым ускорить развитие речи.
Рекомендуется называть процессы, которые вы выполняете. Например, «я возьму ложку», «поставлю кружку» и т.д.
Для развития артикуляционного аппарата ребенка очень помогают скороговорки и поговорки. С их помощью малыш быстрее научится говорить большими полноценными предложениями.
Как развивать речь ребёнку 2 лет
- «Свистулька или дудочка»
Сначала можно взять свистульку, для получения звука в нее достаточно дунуть. После освоения свистульки можно показать ребенку дудочку. Упражнение тренирует дыхание. - «Кто дольше?»
Выбирается любой гласный звук, и кто дольше его протянет, тот и победил. - «Умывашка»
Упражнение занимает по времени 2-3 минуты. Перед зеркалом следует показать малышу, как можно корчить рожицы: вытянуть губы трубочкой, сказать звуки «во», «мо», «о» и т.д. - «Закончи слово»
Нужно говорить только начало слова, вторую половину должен закончить ребенок сам. Это могут быть любые предметы, которые окружают вас в период игры: «пе-сок», «вед-ро», «мага-зин» и т.д. Упражнение развивает память, речь и внимание. - «Голоса животных»
В процессе игры у ребенка формируется представление о животных и пополняется словарный запас. Можно использовать карточки или кубики, сводить ребенка в зоопарк или включить запись голосов различных животных. Петух – кукареку, утка – кря-кря, ворона – кар-кар, кошка – мяу-мяу и т.д.
Упражнений направленных на правильное развитие ребенка в 2 года довольно много. Их можно чередовать или выбирать наиболее подходящие на текущий момент, исходя из интересов и общего развития ребенка.
Читайте также:
Как научить ребёнка говорить
Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста
Игры для развития речи: в поле зрения существительные
Мелкая моторика в 2 года
Ученые доказали, что развитие мелкой моторика тесно связано с развитием речи.
Мелкая моторика оказывает свое воздействие на нервную систему, память, внимание и зрительное восприятие. Моторика у ребенка развивается постепенно, изначально движения неумелые и неловкие.
Чтобы усовершенствовать навыки, рекомендуется использовать развивающие игры и упражнения.
Занятия для развития мелкой моторики
- Всевозможные конструкторы.
Крупные разноцветные детали заинтересуют ребенка и благоприятно воздействуют на развитие усидчивости и пространственного мышления. Любители конструкторов легче осваивают физику и математику, прекрасно ориентируются на местности и не рискуют нигде заблудиться. - Пуговицы, молнии, шнурки.
Если в течение длительного времени повторять и показывать определенные манипуляции, со временем малыш сможет освоить процесс одевания. - Подручные средства в качестве игрушек.
Это могут быть пуговицы, ложки, крупы и другие мелкие и безопасные для малыша предметы. С их помощью развивается воображение и совершенствуется моторика рук. Разумеется, заниматься нужно под контролем родителей. - Рисование – еще один прекрасный способ для развития мелкой моторики у детей.
Первые рисунки будут бесформенными и непонятными, но со временем ребенок освоит кисть и сможет выразить на бумаге свое настроение или переживания. Психологи рекомендуют обращать внимание родителей на рисунки детей, по ним можно понять психо-эмоциональное состояние малыша. Особенно хороши для развития моторики пальчиковые краски.
м - Лепка
Оказывает воздействие на мышцы рук, тем самым развивается ловкость и формируется воображение. Малыши очень любят использовать разноцветный пластилин.
Развитие мелкой моторики очень важно в возрасте 2 лет. От этого зависит не только дальнейшее развитие ребенка, но и будущее обучение в школе.
Читайте также:
Сенсорное развитие ребёнка от 0 до 6 лет
Кинетический песок для детей — чудная забава
Музыкальное развитие ребенка в 2 года
У ребенка формируется чувство прекрасного, появляется возможность выработать личный вкус.
Музыка оказывает благоприятное воздействие на нервную систему, развитие личности, помогает познать себя и окружающий мир.
Включайте музыкальные композиции, лучше, если они сопровождаются голосом матери. Колыбельные и другие песни ребенок слышит с первого дня своей жизни, поэтому спокойная музыка является неотъемлемой частью развития ребенка.
Можно купить детское пианино, барабанную установку, клавесин и любой другой игрушечный музыкальный инструмент. Нажмите на клавишу пианино несколько раз и попросите малыша повторить, эта игра очень увлекает ребёнка и развивает слух.
Социальное развитие ребёнка в 2 года
Двухлетка активно старается взаимодействовать с окружающей средой, контактирует со взрослыми и другими детьми.
Нормально развивающийся ребёнок в этом возрасте уже умеет:
- самостоятельно ходить на горшок;
- мыть руки и их вытирать;
- кушать и пить;
- чистить зубы и умываться;
- общаться со сверстниками
- пытаться одеваться самостоятельно;
- назвать свое имя.
Читайте также:
Как отучить ребёнка от памперсов
Почему ребёнок жадничает и как научить его делиться
Чем занять ребёнка 2 лет
Многие мамы допускают огромную ошибку, не привлекая свое чадо к домашним делам, считая, что дети очень медлительны и малы для этого. Самой все сделать гораздо проще и быстрее. А потом эти малыши вырастают и превращаются в ленивых подростков, перевоспитать которых очень сложно.
С самого раннего детства ребёнка можно приучать к домашним делам.
- В возрасте 2-3 года ребёнок может убрать за собой игрушки. Сложить кубики в корзину, расставить по местам куклы или машинки. Никто не говорит, что это произойдет в первый же день, но постепенно к этому нужно подходить.
- Приготовить вместе обед или ужин.
Разумеется, не нужно давать ребёнку настоящий нож. Малыш будет доволен и пластиковым ножичком. Пусть сам заправит салат и перемешает его. - Дети любят протирать пыль, мыть пол, пылесосить, стирать(под присмотром взрослого).
Маме грех этим не воспользоваться. Никто не говорит, что кроха все сделает идеально, но пока он будет занят, мама может спокойно выполнить домашние дела.
Мы ознакомились с нормами развития ребёнка 2-3 лет, узнали, как развивать ребёнка в 2 года, какие занятия и методики необходимы для полноценного развития крохи.
Читайте также:
Развивающие игры для детей до 3 лет
Занятия по методике Монтессори
Источник