Медико психолого педагогическая программа развития ребенка

Медико психолого педагогическая программа развития ребенка thumbnail

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения по результатам ПМПК

Комплексная индивидуальная

коррекционно-развивающая программа

Никулина Ивана Ивановича

Возраст: 25.07.2011 г.

на 2016 – 2017 учебный год

Заключение логопеда: ЗРР от 03.11.2016г.

Заключение психиатра: F 88 от 11.11.2016г.

Заключение ПМПК:___

Протокол № ___

Педагог-психолог: Рюгина-Семенова М. В.

Пояснительная записка

Для устранения трудностей в обучении у детей необходимо использовать комплексную методику коррекции. Основными направлениями этой методики являются двигательные, когнитивные и игровые методы, которые применяются в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

В ходе коррекционной работы воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Двигательные методы, используемые в ходе коррекционного процесса, создают некоторый потенциал для будущей работы, активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Основные проблемы развития:

– низкий уровень психических процессов: внимания, предметного и социального восприятия, представлений, памяти, мышления;

– несформированность мотивационно-потребностной сферы;

– недоразвитие и искажение эмоционально-волевой сферы;

– недостаточность моторного и психомоторного развития;

– снижение произвольности психических процессов, деятельности, поведения.

– низкая речевая активность, использование речи только в роли обиходно-коммуникативного средства.

Все эти факторы необходимо учитывать при организации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. В систему индивидуальной работы включены игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Большое и разностороннее влияние игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Ребенок адекватно реагирует на замечания, указания при выполнении предложенных заданий. Иногда бывает застенчив. В случае затруднений принимает помощь педагога.

Графическая деятельность (рисунок, письмо) слабо координирована за счет отсутствия тренировки. Ярко выражено двигательное беспокойство, недоразвитие движений в виде общей моторной неловкости, не может долго сидеть на месте, проявляется избыточность движений.

Неустойчивость функции восприятия (проявления по астеническому типу): трудности переключения с одного воспринимаемого образа на другой связаны с неустойчивостью психических процессов, в результате наблюдается «соскальзывание», т. е. повышенная переключаемость.

Снижение устойчивости и объема и продуктивности внимания из-за отсутствия тренировки.

В общении со сверстниками не претендует на лидерство, по предложенным игровым сюжетам играет с удовольствием. Не агрессивен.

Задачи программы

– интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи, создание ситуаций, требующих речевой активности;

– расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи;

– овладение различными навыками в процессе подражания;

– формирование адекватного взаимодействия с педагогами;

– становление представлений о себе;

– формирование системы сенсорных эталонов;

– формирование количественных представлений;

– развитие наглядно-образного мышления;

Содержание

Программа рассчитана на 6 месяцев (середина октября по май, 1 занятие в неделю, по 15-20 минут каждое в зависимости от состояния ребенка.

В организации занятий необходимо учитывать следующие виды педагогической поддержки:

– обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

– одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

– использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, мнемокарт и др.);

– формулирование определений по установленному образцу, использование алгоритмов, инструкций;

– дополнительные упражнения;

– оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Занятия проводятся индивидуально. Каждое занятие состоит из нескольких заданий. На протяжении всего курса происходит постепенное усложнение материала.

Также на занятиях применяются:

– подвижные игры,

– продуктивные виды деятельности.

В планировании занятий использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем.

Практический материал для занятий распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения проговаривать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, сенсорными эталонами и т. д.

Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, формирование сенсорных эталонов и количественных представлений, развитие речи) – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в занятиях.

В занятиях часто используются театрализованные игры, которые помогают ребёнку имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением.

Театрализованные игры – занятия включают в себя все виды театра, доступные детям (настольный театр, театр на фланелеграфе, би-ба-бо, пальчиковый) и другие виды театров, в которых чётко фиксируются различные ситуации и разыгрываются сценки.

Читайте также:  Факторы риска развития бронхита у ребенка

В игре нарастает активность ребёнка, они запоминают текст, «входят в образ». Педагог остаётся активным её участником. Своими пояснениями он направляет внимание воспитанника на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.

№ Время проведения Программное содержание Краткое содержание занятия.

1 октябрь Развитие операции мышления: обобщения.

Развитие мелкой моторики.

Восприятия величины, наглядно-действенного мышления.подбери картинки: «домашние животные», «игрушки», «овощи», «фрукты», «цветы».

«раскрась кукле платье».

собери матрешку 4 части

разрезная картинка 5 частей.

2 октябрь Развитие восприятия формы и величины.

Развитие зрительной памяти.

Развитие наглядно-действенного мышления. ящик с формами.

пирамидка 5 колец

Запомни пару. Найди, кто с кем дружит.

кубики.

3 ноябрь Развитие логики.

Развитие внимания.

Развитие словаря и знаний об окружающем. 4-й лишний.

чего не хватает на рисунке.

назови животных и их детенышей.

кубики.

4 ноябрь мелкая моторика руки. Пластилиновая живопись.

5 декабрь Развитие зрительной памяти.

Развитие внимания.

Логического мышления.

Восприятия цвета. запомни игрушки.

найди одинаковых бабочек, жуков.

найди пару

разрезная картинка 4 части.

цветные коврики.

6 декабрь Развитие разговорной речи.

Развитие логики.

Зрительного восприятия беседа по картине «зимой».

эталоны.

7 декабрь Развитие операций мышления.

Творческого мышления.

Тактильного восприятия.кубики Никитина: «елочка», «дорожка», «квадрат», «лесенка».

сложи свою картинку.

чудесный мешочек.

8 Развитие логического мышления.

Развитие связной речи.

Развитие мелкой моторики. простые аналогии

рассказ по картине «дети в песочнице»

собери узор из палочек.

застегни пуговицы на домике.

9 январь Развитие внимания.

Зрительного восприятия.

Зрительной памяти.

Творческого мышления. найди двух одинаковых кошек.

найди отличие у кукол.

найди щенка, похожего на маму.

какие предметы пропали с полки магазина?

дорисуй предмет.

10 январь Развитие зрительной памяти.

Мышления.

Мелкой моторики. запомни, что везет каждая машина.

лабиринты

раскрась предметы, которые ты видел на картинке.

подбери карман к платью Маши.

11 февраль Развитие восприятия формы, величины.

Логического мышления, умения обобщать.

почта.

миски

разрезная картинка 6 частей

4-й лишний

назови предметы одним словом.

12 февраль Развитие словаря.

Развитие внимания, зрительного восприятия.

Логического мышления.

Мелкой моторики. о ком так говорят?

помоги зайцу добраться до морковки

найди контур автомобилей

раскрась кубики до конца

пуговицы

13 март Обогащение словаря, развитие знаний об окружающем.

Развитие мышления, операции обобщения.

Развитие умения рассуждать. назови профессии. Подбери предметы, нужные для работы.

разложи фрукты и овощи по корзинкам.

кто из зверей быстрее доберется до домика. Почему?

лабиринт.

14 март Развитие связной речи.

Развитие мышления.

Восприятия.

Мелкой моторики. закончи предложение.

аналогии.

собери гирлянду из флажков.

найди тень у каждой игрушки.

пальчиковая гимнастика.

15 апрель Развитие логического мышления.

Зрительного восприятия.

Мелкой моторики.

логические задачки.

найди фигуру такую же, как в рамочке.

что сначала, что потом.

раскрась узор на ковре по образцу.

16 апрель Развитие зрительного восприятия. Умения производить синтез.

Развитие мелкой моторики руки. Заплатки. Подбери недостающий фрагмент к картинке.

пальчиковая гимнастика

«зоопарк»

17 май Развитие мыслительных процессов. Кубики Никитина.

18 май Развитие воображения.

Развитие связной речи.

Мелкой моторики. что ты видишь на картинке?

закончи сказку.

дорисуй незаконченный рисунок.

Ожидаемые результаты

Ребенок, полностью усвоивший программу обучения:

– с интересом включается в спланированную педагогом деятельность, имеет хороший пассивный и активный словарь, проявляет активность в речевых ситуациях;

– основные ВПФ соответствуют возрастным показателям;

– правильно понимает смысл обращенной к нему речи;

– владеет различными навыками в процессе подражания;

– адекватно взаимодействует с педагогами и сверстниками;

– сформирована система сенсорных эталонов;

– сформированы навыки социального поведения;

– есть предпосылки к формированию основных понятий;

Литература:

1. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей.

2. Закраквская О. В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.

3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.

4. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучение.

Источник

Можно по-разному относиться к ребенку, но
нужно, прежде всего, отказаться от взгляда на
ребенка как на собрание достоинств и
недостатков. Любой ребенок – весь достоинство,
хотя бы потому, что сочетание его черт и качеств
уникально.

Н.Е. Щуркова

Мир, в котором живет современный ребенок, образ
жизни среднестатистической семьи, по сравнению с
недавним прошлым, существенно изменился.
Социально-экономические проблемы жизни общества
порождают условия, при которых значительно
снижается уровень физического и
нервно-психического здоровья детей.

Читайте также:  Моторное развитие 5 месячного ребенка

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и
подростков Научного центра здоровья детей РАМН
за последнее время число здоровых дошкольников
уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10%
среди контингента детей, поступающих в школу;
распространенность функциональных отклонений
достигает более 70%, хронических заболеваний — 50%,
физиологической незрелости — 60%, более 20% детей
имеет дефицит массы тела
(Инстуктивно-методическое письмо “О
гигиенических требованиях к максимальной
нагрузке на детей дошокольного возраста в
организованных формах обучения” от 14.03.2000
№65/23-16).

Количество детей, у которых уже в дошкольном
возрасте обнаруживаются отклонения в развитии,
весьма значительно. Соответственно, велик риск
школьной дизадаптации, неуспеваемости,
социокриминальных последствий в будущем.

На современном этапе развития системы
образования на первый план выдвигаются задачи
создания условий для становления личности
каждого ребенка в соответствии с особенностями
его психического и физического развития,
возможностями и способностями. Поэтому в нашем
учреждении особое внимание было уделено
организации комплексного
психолого-педагогического сопровождения детей
дошкольного возраста, с целью раннего выявления
недостатков развития и оказания комплексной
лечебно-оздоровительной и
коррекционно-психологической помощи в условиях
образовательного учреждения.

Система комплексного сопровождения детей
позволяет выявить отклонения в развитии, либо
способности на ранних этапах и выбрать
образовательный маршрут, позволяющий
скорректировать развитие ребенка, либо наиболее
полно развить его способности.

В практике своей работы творчески
интерпретируем методические рекомендации по
психолого-педагогическому медико-социальному
сопровождению дошкольников специальных
(коррекционных) ДОУ г. Санкт — Петербурга и
адаптации их к условиям детского сада общего
вида.

При организации работы появился ряд проблем,
которые требовали своего решения:

  • Недостаточное осознание педагогами сущности
    проблемы и перспективности ее решения.
  • Обособленность в действиях специалистов разных
    систем (здравоохранения, образования, соцзащиты),
    осуществляющих сопровождение; недостаточная
    связь между компонентами сопровождения.
  • Разрозненность информации.
  • Отсутствие необходимых специалистов в штатном
    расписании.
  • Непринятие проблем ребенка со стороны
    родителей.

Основной целью работы стало выявление
отклонений в развитии, склонностей и
способностей ребенка, определение их характера и
выбор оптимального образовательного маршрута.

Задачи:

  • защита прав и интересов ребенка;
  • массовая диагностика по проблемам развития;
  • выявление групп детей, требующих внимания
    специалистов;
  • консультирование по возможным путям решения
    всех участников образовательного процесса;
  • групповые занятия, семинары и тренинги с
    педагогами и детьми по изменению стереотипов
    поведения, коммуникативным навыкам.

Основными направлениями деятельности службы
сопровождения в учреждении являются:

  • оказание помощи в решении проблем:
  • формирования здорового образа жизни;
  • личностных проблем развития ребенка;
  • выбора образовательного маршрута;
  • преодоления затруднений в обучении;
  • разработка, уточнение с учетом данных
    динамического обследования и реализация схем и
    программ сопровождения;
  • гигиеническое нормирование нагрузок;
  • обеспечение преемственности и
    последовательности в работе с ребенком;
  • организация и проведение
    медико-психолого-педагогических консилиумов.

Для организации службы сопровождения в
учреждении был проведен мониторинг
обеспеченности специалистами, которые будут
осуществлять психолого-медико-педагогическое
сопровождение детей. Мониторинг показал, что
учреждение в целом укомплектовано штатами для
создания психолого-медико-педагогического
консилиума. Но для обеспечения наиболее полного
сопровождения необходимо заключить договора с
МОУ “Центр диагностики и консультирования” для
привлечения к работе консилиума, в необходимых
случаях учителя-дефектолога и с МУЗ “Детская
поликлиника №3” для привлечения к работе таких
врачей, как: невролог, окулист, кардиолог,
отолоринголог и др., а также с МУЗ
“Психиатрический диспансер” для консультаций
психиатра.

Цикл организации индивидуального
сопровождения ребенка учреждением был взят с
некоторой адаптацией у М.Р. Битяновой и
представлен в следующем виде:

Медико психолого педагогическая программа развития ребенка

Деятельность службы сопровождения направлена
на обеспечение двух согласованных процессов:

  • индивидуальное сопровождение детей;
  • системное сопровождение, направленное на
    профилактику или коррекцию проблемы,
    характерной не для одного ребенка, а для системы
    в целом.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

  1. сбор информации о ребенке;
  2. анализ полученной информации;
  3. совместная выработка рекомендаций;
  4. консультирование всех участников
    сопровождения;
  5. решение проблем;
  6. анализ выполненных рекомендаций;
  7. дальнейший анализ развития ребенка.

Первые два этапа индивидуального
сопровождения проходят все дети учреждения,
дальнейшая работа ведется в случае выявления
проблем в развитии ребенка или способностей.

Основные этапы системного сопровождения:

  1. диагностический этап;
  2. поисковый этап;
  3. консультативно-проективный (или договорной)
    этап;
  4. деятельностный этап;
  5. рефлексивный этап.

Служба сопровождения начинает работу с
ребенком в следующих случаях:

  • выявление проблем в ходе массовой диагностики;
  • обращение родителей за консультациями;
  • обращения педагогов, администрации;
  • обращение специалистов других социальных
    служб.

Реально “сопровождение” заложено в
организации взаимодействия между участниками
сопровождения в совместно организованной
деятельности по созданию благоприятных условий
воспитания, коррекции и развития детей в системе
дошкольного образовательного учреждения. В
системе этого взаимодействия постарались
определить четко функции и содержание работы
каждого субъекта сопровождения, что
представлено в таблице.

Читайте также:  Развитие нормального и аномального ребенка

Приложение 1

В учреждение разработан вариант системы
сопровождения через создание условий.

Приложение 2

Консилиумы проводятся систематически 1 раз в
месяц. Работа службы сопровождения планируется
на месяц. Заранее определяется списочный состав
детей, проблемы которых планируется обсуждать,
извещаются специалисты, которые будут
участвовать и должны подготовить материалы.

Приложение 3

По результатам докладов и обсуждений выносится
заключение, контроль за реализацией которого
возлагается на администрацию учреждения.

Эффективность сопровождения определяется не
только по частным данным психологической,
педагогической, медицинской диагностики, но и по
более общим показателям:

  • удовлетворенность ребенка и родителей
    пребыванием в учреждении;
  • уверенность ребенка (тенденция к формированию
    позитивной, адекватной Я-концепции);
  • способность ребенка к сотрудничеству с другими
    детьми и со взрослыми;
  • успешность в овладении адекватными возрастному
    этапу и особенностям ребенка видам деятельности.

Для определения эффективности службы
сопровождения используется метод катамнеза.
Сбор данных организуется через полгода после
перевода ребенка, а затем раз в год.

Примерная схема сбора катамнеза (предложена
Шипицыной Л.М., Хилько А.А.)

  1. Фамилия, имя ребенка.
  2. Возраст.
  3. Соматический статус.
  4. Психический статус.
  5. Приоритетные интересы в отношении к разным
    видам деятельности.
  6. Характер адаптации по мнению специалистов
    учреждения, в которое он поступил.
  7. Характер адаптации ребенка по мнению родителей.

Анализ катамнеза выпускников проводится с
участием всех специалистов службы сопровождения
в ходе педагогического совета.

В результате:

  • Созданы условия для гармоничного развития
    личности каждого ребенка.
  • Создана система
    психолого-медико-педагогического сопровождения
    детей в группах общего вида.
  • Разработан механизм взаимодействия учреждения
    с МОУ “Центр диагностики и консультирования”,
    медицинскими учреждениями.
  • Разработаны варианты
    психолого-педагогического сопровождения детей
    дошкольного возраста для групп общего вида и
    специализированных групп (2 варианта).
  • Обеспечивается комплексное сопровождение
    детей, позволяющее оказывать своевременную
    реальную помощь с учетом личностных и
    психофизиологических особенностей
    воспитанников.
  • Повысились творческий потенциал,
    компетентность и мастерство педагогов.
  • Понизился уровень психического выгорания
    сотрудников, улучшился микроклимат.

В своей работе опирались на следующие
литературные источники:

  1. Головченко Г.В., Андреева Л.А., Егорова Л.А.,
    Евстешина О.И. О работе городской
    медико-психолого-педагогической комиссии Москвы
    // Воспитание и обучение детей с нарушениями
    развития.-2002.-№2.-С.52-56.
  2. Долженко Ю.А. Проблемы формирования
    “успешного” педагога в системе постдипломного
    образования. / Практико-ориентированное пособие
    для руководителей ОУ. — Барнаул: АКИПКРО, 2001. — 569
    с.
  3. Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как
    составная часть процесса реабилитации детей с
    проблемами в умственном развитии //
    Дефектология.-2002.-№2.-С.14-16.
  4. Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка
    различными специалистами // Воспитание и
    обучение детей с нарушениями
    развития.-2004.-№3.-С.63-67.
  5. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в
    общеобразовательных учреждениях. — М., АРКТИ,
    2001.-64с.
  6. Информационное письмо Министерства
    образования РФ № 27 12722-6 от3.04.2003 г. “Об
    организации работы с обучающимися, имеющими
    сложный дефект”.
  7. Кокосова И.В. Организация психологического
    сопровождения детей с отклонениями в развитии //
    Воспитание и обучение детей с нарушениями
    развития.-2005.-№3.-С. 65-67.
  8. Комплексное сопровождение детей дошкольного
    возраста /Под ред. Л.М.Шипицыной.-СПб, Речь, 2003.-240с.
  9. Леонгард Э.И. Интеграция детей с ограниченными
    возможностями здоровья как нормализующий фактор
    жизнедеятельности социума//Воспитание и
    обучение детей с нарушениями
    развития.-2005.-№2.-С.3-7.
  10. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с
    отклонениями в развитии. –М., ВЛАДОС. 2003.-С.337-353,
    356-361.
  11. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Воспитание в семье
    ребенка с нарушением внимания и гиперактивным
    поведением // Воспитание и обучение детей с
    нарушениями развития.-2002.-№2.-С.41-52.
  12. Новые формы работы с семьей: Из опыта работы
    дошкольных образовательных учреждений г.
    Рубцовска. Рубцовск: МОУ ДО
    “Информационно-методический центр”, 2004.
  13. Опыт работы психолого-медико-социального
    центра “Юго-Запад” г. Москвы // Вестник
    психосоциальной и
    коррекционно-реабилитационной
    работы.-1999.-№2.-С.59-75.
  14. Остапенко Ю.И. Проблемы реабилитации детей с
    особыми нуждами.//Дефектология.-2005.-№1.-С.3-8.
  15. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным
    образованием.-М., Академия, 1999.-432с.
  16. Психолого-медико-педагогическая консультация:
    Методические рекомендации / Науч.ред.
    Л.М.Шипицына.-СПб., Детство –ПРЕСС.-2002.-352 с.
  17. Психолого-педагогическое консультирование и
    сопровождение развития ребенка: Пособие для
    учителя-дефектолога/Под ред. Л.М.Шипицыной-М.,
    ВЛАДОС, 2003.-528с.
  18. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и
    психофизиологическое сопровождение обучения. –
    М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
  19. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты
    индивидуальной программы воспитания и
    коррекционно-развивающего обучения ребенка
    раннего возраста с психофизическими нарушениями
    //Дефектология.-2000.-№ 5.-С.86-96.
  20. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты
    индивидуальной программы воспитания и
    коррекционно-развивающего обучения ребенка
    раннего возраста с психофизическими нарушениями
    //Дефектология.-2002.-№1.-С.80-86.

Материалы по данной теме были представлены в
виде презентации.

Приложение 4

Источник