Медицинский контроль за развитием ребенка

Медицинский контроль за развитием ребенка thumbnail

Слайд 1

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №67 г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Медицинский контроль за физическим развитием детей дошкольного возраста Подготовила : заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе Махалина И.А .

Слайд 2

В настоящее время число здоровых дошкольников составляет лишь около 10 % от поступающих в школу. В связи с этим сохранить и укрепить здоровье детей, учитывая их индивидуальные особенности, обеспечить качественное образование без увеличения учебной нагрузки является одной из приоритетных задач дошкольного образования . В нашем дошкольном учреждении применяется система медико-педагогического контроля. В его содержание входят следующие разделы: Санитарно-гигиенический режим Организация питание Режим дня Двигательный режим Охрана жизни и безопасность жизнедеятельности

Слайд 3

№ Вопросы контроля Периодичность Ответственный за проведения контроля 1 Температурный режим помещений 1 раз в месяц Заведующий, старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 2 Одежда детей и взрослых 1 раз в месяц старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 3 Режим проветривания 1 раз в месяц старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 4 Мебель и оборудование 1 раз в квартал старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 5 Освещение 1 раз в месяц старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 6 Санитарное состояние помещений и участка 1 раз в месяц Старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 7 Соблюдение личной гигиены работниками детского сада Ежедневно Ст. медсестра, врач 8 Профилактический осмотр сотрудников, наличие медицинской книжки. 1 раз в квартал Заведующий, ст. медсестра 9 Соблюдение санитарно-эпидемиологических мероприятий при инфекции или эпидемии. При возникновении неблагоприятных условий Заведующий, ст. медсестра, врач Санитарно-гигиенический режим

Слайд 4

Организация питания № Вопросы контроля Периодичность Ответственные за контроль 1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кладовых, пищеблоке, группах 1 раз в неделю Заведующий, старшая медсестра, врач 2. Условия хранения и соблюдения сроков реализации продуктов питания. 1 раз в неделю Заведующий, старшая медсестра, врач 3. Качество продуктов питания Ежедневно Заведующий, старшая медсестра 4. Выполнение финансового норматива Ежедневно Заведующий, бухгалтер 5. Выполнение натуральных норм питания 1 раз в две недели Заведующий, старшая медсестра, врач 6. Нормативные показатели калорийности 1 раз в месяц Заведующий, старшая медсестра, врач 7. Закладка основных продуктов Ежедневно Сотрудники ДОУ ответственные за это мероприятие и утвержденные приказом по ДОУ 8. Бракераж готовой пищи Ежедневно Заведующий, старшая медсестра, врач

Слайд 5

Культура питания № Вопросы контроля Периодичность Ответственные 1. Режим питания В течение месяца Заведующий Зам.зав. по ВОР 2 Сервировка стола В течение месяца Заведующий Зам.зав. по ВОР 3 Подготовка к приему пищи В разные периоды (завтрак, обед, полдник) приема пищи Заведующий Зам.зав. по ВОР 4 Формирование культуры еды Заведующий Зам.зав. по ВОР 5 Роль педагога в организации Заведующий Зам.зав. по ВОР 6 Роль помощника воспитателя в организации и проведении питания детей Заведующий Зам.зав. по ВОР

Слайд 6

Режим дня № Вопросы контроля Периодичность Ответственные 1. Прием детей Ежедневно Старшая медсестра, зам.зав.по ВОР, врач 2. Подготовка педагогов к работе текущего дня Ежедневно Заведующий, зам.зав.по ВОР 3. Выполнение режимных моментов в соответствии с требованиями программы, возраста, сезона 1 раз в неделю Заведующий, зам.зав.по ВОР, старшая медсестра 4. Соблюдение норм учебной нагрузки на детей 1 раз в неделю Заведующий, зам.зав.по ВОР 5 Организация и проведение утренней гимнастики 1 раз в неделю Заведующий, зам.зав.по ВОР 6. Прогулка, особенности ее организации и содержания в группах разного возраста. 1 раз в неделю Заведующая, зам.зав.по ВОР, старшая медсестра 7. Сон, педагогические условия организации сна. 1 раз в неделю Психолог, зам.зав.по ВОР, старшая медсестра 8. Гимнастика пробуждения в системе физкультурно-оздоровительной работы группы 1 раз в неделю Старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 9. Система закаливания группы 1 раз в месяц Старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 10. Обучение – фактор укрепления и охраны здоровье детей 1 раз в квартал Заведующий, зам.зав.по ВОР, старшая медсестра

Слайд 7

Двигательный режим № Вопросы контроля Периодичность Ответственные 1. Двигательный режим группы; время двигательной активности в течение недели Сентябрь Апрель Заведующий, зам.зав.по ВОР старшая медсестра 2. Физкультурные занятия 1 раз в месяц Заведующий, зам.зав.по ВОР старшая медсестра 3. Подвижная игра 1 раз в месяц Заведующий, зам.зав.по ВОР старшая медсестра 4. Спортивные упражнения 1 раз в квартал Зам.зав.по ВОР 5. Спортивные игры 1 раз в квартал Зам.зав.по ВОР 6. Гимнастика после дневного сна 1 раз в месяц Старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 7. Спортивный досуг 1 раз в месяц Зам.зав.по ВОР заведующая 8. Спортивный праздник 1 раз в год Зам.зав.по ВОР заведующая 9. Дни здоровья 1 раз в месяц Заведующий, зам.зав.по ВОР старшая медсестра 10. Комплексная оценка двигательной активности детей в каждой возрастной группе ДОУ (время (по режиму), Объем двигательной активности (по шагомеру), интенсивность (пульсометрия) 1 раз в квартал Заведующий, зам.зав.по ВОР старшая медсестра, врач

Слайд 8

Медико-педагогический контроль может проводиться врачом или медсестрой совместно с заведующим или заместителем заведующего. Постоянного внимания требуют вопросы питания, режима дня, двигательного режима и организации учебной нагрузки в организованных формах обучения. В системе медико-педагогического контроля особое место занимает медицинский контроль, который осуществляется медицинскими работниками ДОУ. В обязанности врача входит комплексная оценка состояния здоровья детей, систематический контроль за организацией всех разделов физического воспитания и закаливания в детском саду, проведение медико-педагогических наблюдений на физкультурных занятиях не менее 2 раз в каждой возрастной группе в течение года.

Слайд 9

Медицинский контроль за физическим развитием детей в дошкольных учреждениях включает : Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, которое осуществляется при осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка; контроль за осуществлением системы закаливания. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещения, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви. Санитарно-просветительную работу по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреждения и родителей.

Слайд 10

Главное внимание в процессе наблюдения за физическим развитием детей необходимо уделять двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей при свободных и организованных формах деятельности. Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей: Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража. Объёма двигательной деятельности детей с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности. Интенсивности двигательной деятельности детей с помощью метода пульсометрии (частота сердечных сокращений ударов в минуту) при выполнении различных видов мышечной деятельности. Объем двигательной активности по шагомеру Для достижения высокого уровня двигательной активности детей в дошкольном образовательном учреждении реализуются все формы двигательной активности : физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия, трудовая, игровая деятельность. Возраст Теплое время Холодное время 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет 11-12 тысяч 12,5-13,5 тысяч 14-15 тысяч 15,5-17,5 тысяч 18-20 тысяч 9-9,5 тысяч 10-10,5 тысяч 11-12 тысяч 12,5-14,5 тысяч 14,5-17,5 тысяч

Слайд 11

Карта контроля занятия по физической культуре учебный год 2014-2015 Ф.И.О. воспитателя Дубинкина М.И. Группа № 14 количество детей: 15 Начало режимного момента 9 ч. 35 мин. Окончание 10 ч. 00 мин. Дата 12.11.2014 Примечание Критерии: высокий уровень – 3 балла, достаточный уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл Характеристика условий проведения занятия 1.1. Соответствие требованиям СанПин (проветривание, достаточная освещенность, температурный режим, влажная уборка) 3 1.2. Состояние используемого оборудования 3 1.3. Соответствие одежды детей проводимому занятию 3 1.4. Соответствие деятельности занятия Сан. гигиеническим нормам 3 Характеристика деятельности педагога 2.1. Готовность педагога к занятию (план, оборудование) 3 2.2. Организация индивидуальной работы с детьми 3 2.3. Контроль за правильностью осанки детей во время занятий 3 2.4. Соответствие физической нагрузки нормам: в вводной части в основной части в заключительной части соотв. 2.5. Моторная плотность занятия 2.6. Развитие основных движений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание 3 2.7. Использование нетрадиционных форм проведения занятия 3 2.8. Подведение итогов занятия 3

Слайд 12

Характеристика деятельности детей на занятии 3.1. Активность детей на занятии при выполнении задания 3 3.2. Готовность детей к занятию (желание заниматься, эмоциональный настрой, комфортность) 3 3.3. Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание? Вывод: Предложения и замечания: замечаний нет Подпись проверяющего: ____________________ Подпись проверяемого _______________________________________

Слайд 13

Учебный год 2014-2015 Карта контроля утренней гимнастики Дата № группы Ф.И.О. воспитателя Место проведения Соблюдение гигиенических требований Одежда детей Руководство воспитателя Форма организации гимнастики Помещение группы Спортивная площадка Физкультурный зал Влажная уборка Проветривание Температурные Показатели Спортивная Облегченная Подготовка педагога Одежда педагога Использование муз. сопровождения Комплекс ОРУ Ритмическая гимнастика Комбинированная

Слайд 14

Учебный год 2014-2015 Карта контроля прогулки Дата Группа Ф.И.О. воспитателя Педагогические требования к организации прогулки Подготовка участка к прогулке Выносной материал Одежда детей Время прогулки Самостоятельная деятельность детей Подвижные игры Трудовые поручения Наблюдение в природе Индивидуальная работа с детьми Другие формы двигательной деятельности (указать какие) Формы общения детей на прогулке Работа с ЧБ детьми Кто осуществляет контроль

Слайд 15

Физкультурные занятия являются основной формой организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям в детском саду. При этом решаются взаимосвязанные задачи – оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Слайд 16

При проведении медико-педагогического контроля наше дошкольное учреждение использует протокол ПРОТОКОЛ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАНЯТИИ Протокол № 3 Медико-педагогическое наблюдение от «12» ноября 2014 г. Мною, медсестрою детского сада №67 проведено наблюдение на занятии физкультурой в старшей группе № 14 в количестве 15 детей. Занятие проводилось в присутствии воспитателя Дубинкиной М.И. В результате проведенного наблюдения выявлено следующее: Подготовка к занятию Занятие проводится в физкультурном зале Санитарное состояние зала Проведена влажная уборка, проветривание физкультурного зала Соответствие и опрятность физкультурной формы Все дети в спортивной форме Наличие специальной обуви Все дети в спортивной обуви Условия, в которых проходило Занятие соответствует требованиям СаНПин Соответствие места занятия количеству детей С оответствует Состояние воздуха Освещенность достаточная Наблюдения во время занятия: Занятие началось 9.35 закончилось 10.00 Наличие плана занятия у инструктора Есть, оборудование достаточное Дисциплина во время занятия Все дети дисциплинированы Имелись ли у детей признаки переутомляемости Внешних признаков утомляемости не отмечено Имели ли место во время занятия срывы. Падения, травмы Нет Общая плотность занятия: 23*100/25=92% Моторная плотность занятия: 21*100/25=84% Для наблюдения взят ребенок Шишков Серёжа, 26.08.09г Частота сердечных сокращений 100 ударов Пульс до занятия 90 уд/в минуту 1-часть Вводная часть 3 минуты ОРУ 5 минут ОД 11 минут ПИ 4 минуты 3-я часть Заключительная: С нагрузкой ребёнок справился Признаков утомляемости нет PS пришёл к N 90 ударов в минуту Замечаний по занятию нет. Медсестра МАДОУ детского сада №67 Зайцева Т.В.

Слайд 17

Для оценки правильности построения занятий, соответствия физической нагрузки функциональным возможностям детей данной возрастной группы, соответствие содержания занятий программе, уровню физической подготовленности детей используется метод индивидуального хронометража. Он включает определение времени всего занятия и отдельных его частей: вводной, основной и заключительной. При проведении хронометража отмечается рациональность использования каждой части занятия – двигательная активность. Оценка двигательной активности проводится путем вычисления общей и моторной плотности . Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%. Общая плотность = полезное время продолжительность занятия х 100 Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребёнком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженного в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 75%-80%. Моторная плотность = время движений общее время занятия х 100

Слайд 18

Для определения интенсивности мышечной нагрузки , правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений 10-секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3-5 минут. На основании изменений частоты сердечных сокращений строят физиологическую кривую занятия – графическое изображение частоты сердечных сокращений. По горизонтали откладываются в масштабе времени части занятия, а по вертикали показатели частоты сердечных сокращений. При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части . Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей.

Слайд 19

№ Структура занятия ЧСС 1. Вводная часть 120 ударов в минуту 2. Общеразвивающие упражнения 150 ударов в минуту 3. Основные движения 170 ударов в минуту 4. Подвижная игра 110 ударов в минуту 5. Заключительная часть 130 ударов в минуту 6. До начала занятия 90 ударов в минуту 7. Итоговые показатели 90 ударов в минуту

Слайд 20

Важным показателем является определение внешних признаков утомления. Осуществляя контроль, необходимо отмечать внешние признаки утомления и степень их выраженности, используя схему ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ Наблюдаемые признаки и состояние ребенка Степень выраженности утомления небольшая средняя Окраска кожи, лица, шеи Небольшое покраснение лица, выражение спокойное Значительное покраснение лица, выраженное напряжение Потливость Незначительная Выраженная потливость лица Дыхание Несколько учащенное, ровное Резко учащенное Движения Бодрые задания выполняются четко Не уверенные, не четкие появляются дополнительные движения Самочувствие Хорошее, жалоб нет Жалобы на усталость, отказ от дополнительного выполнения заданий Организация работы по физическому развитию и оздоровлению не может идти сама по себе, она должна базироваться на педагогических и медицинских знаниях взаимодополняющих друг друга.

Источник

Скрининг-тестов.

По приказу МЗ РФ от 05.05.84 года №610 и 30.05.86 года №780 «Диспансеризация детей школьного возраста должна проводиться с использованием специальной скрининг-программы, разработанной НИИ «Гигиена и профилактика заболеваний детей, подростковой молодежи»

Госкомсанэпиднадзора.

Вся скрининг программа состоит из 10 тестов и дифференцирована для обследования детей разного возраста. Включённые в неё тесты позволяют повысить выявляемость отклонения со стороны различных органов и систем, физического развития в целом, а так же аллергические заболевания и реакции.

Скрининг-программа включает три этапа:

I этап – доврачебное обследование детей по скрининг-программе (выполняется медицинской сестрой дошкольного учреждения, школы, поликлиники).

II этап – обследование детей, выделенных с помощью скрининг-тестов, врачом дошкольного учреждения, школы, педиатром поликлиники.

III этап – обследование специалистами поликлиники детей, направленных из дошкольного учреждения, школы, а также педиатром поликлиники на консультацию.

Методика обследования.

1. Анкетный тест

В данной анкете в виде простых вопросов сгруппированы основные «ключевые» жалобы, возникающие у детей и подростков при наличии отклонений со стороны нервной, сердечно-со­судистой систем, желудочно-кишечного тракта, почек, при заболеваниях носоглотки и аллергических состояниях. Целенаправленный oтбop таких детей при массовых осмотрах в дошколь­ных учреждениях и школах имеет особое значение, так как нередко данная патология выявляется недостаточно полно, что в свою очередь приводит к несвоевременному назначению лечеб­ных мероприятий и значительно снижает их эффективность.

При обследовании дошкольников и учащихся 1 —5 классов анкету должны заполнять роди­тели. При обследовании школьников 6—11 классов анкету могут заполнять и сами учащиеся.

Вопросы 1—9 направлены на выявление возможной патологии нервной системы (невроти­ческие и вегетативные расстройства), 10—11 — возможных заболеваний сердечно-сосудистой системы, 12—14 носоглотки, 15—20 органов пищеварения, 21—22 почек, 23—25 аллергии.

Результаты анкетного опроса обобщаются медицинской сестрой дошкольного учреждения, школы, участковой медицинской сестрой поликлиники. При обобщении результатов медицин­ская сестра подчеркивает (или обводит кружком) номера вопросов, на которые получен поло­жительный ответ. После этого врач дошкольного учреждения, школы, поликлиники оценивает результаты опроса и дает предварительное заключение по его итогам. На основании этого за­ключения врач отбирает детей, нуждающихся в обследовании, и после осмотра решает вопрос о необходимости дополнительных исследований, консультации специалистов (невропатолога, отоларинголога, ревматолога, гастроэнтеролога, нефролога, аллерголога).

Оценка анкетного теста:

I. Вопросы 1—9: при положительном ответе на вопросы 1,3,5, — раздельно или в сочетании (например, 1 и 2; 2 и 3; 3 и 5; и т. д.) — наблюдение врачом учреждения; при по­ложительном ответе на вопросы 2,4, 6, 7,8. 9 раздельно или в сочетании (например, 1 и 4; 2 и 6; 3 и 7 и т. д.), а также при положительном ответе на 3 и более вопроса данного раздела (в любом сочетании) — консультация невропатолога обязательна.

П. Вопросы 10—11: при положительном ответе на каждый или оба вопроса — обследо­вание врачом учреждения, по показаниям консультации ревматолога.

III. Вопросы 12—14: при положительном ответе на каждый или несколько

вопросов данного раздела — консультация отоларинголога обязательна.

IV. Вопросы 15—20: при положительном ответе на один из вопросов 15,20

обследо­вание врачом учреждения; при положительном ответе на один из

вопросов 16, 17, 18, 19, а также на 2 и белее вопроса данного раздела (в

любом сочетании) — обследование врачом учреждения с допол-

нительными специальными исследованиями, по показаниям –

консультация гастроэнтеролога.

V. Вопросы 21—22: при положительном отчете на один или оба вопроса —

обследова­ние врачом учреждения,по показаниям дополнительные

специальные исследования и консультация нефролога.

VI. Вопросы 23—25: при положительном ответе на один или три вопроса

обследование врачом учреждения, по показаниям консультации

аллерголога.

АНКЕТА

(для родителей и учащихся 6—11 классов)

Ребенок (ученик)

Фамилия____________________________________________

Имя_________________________________________________

Не посещает детское учреждение (подчеркнуть)__________

Группа ______________________________________________

Детсад ______________________________________________

Класс_______________________________________________

Школа № ____________________________________________

Уважаемые товарищи!

Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и постарайтесь максимально точно ответить на вопросы. Эти сведения необходимы врачу для оценки состояния здоровья Вашего ребенка (Вашего состояния здо-ровья) и своевременного врачебного совета.

Бывают ли:_______________________________________________________

1. Головные боли (беспричинные, при волнении, после физической нагрузки,

после посещения детского сада, школы)

Да Нет

2. Слезливость, частые колебания настроения, страхи.

Да Нет

3. Слабость, утомляемость после занятий (в школе, детском саду, дома).

Да Нет

4. Нарушение сна (долгое засыпание, чуткий сон, снохождение, ночное

недержание мочи, трудное пробуждение по утрам)

Да Нет

5. Повышенная потливость или появление красных пятен при волнении.

Да Нет

6. Головокружение, неустойчивость при перемене положения тела.

Да Нет

7. Обмороки

Да Нет

8.Двигательная расторможенность (не может долго усидеть на месте).

Да Нет

9. Навязчивые движения (теребит одежду, волосы, облизывает гу6ы,

грызетногти,сосет палец, часто мигает, заикается).

Да Нет

10. Боли, неприятные ощущения в области сердца сердцебиение, перебои.

Да Нет

11. Повышение артериального давления.

Да Нет

12. Часто насморк (4 или более раз в году).

Да Нет

13.Часто кашель (4 и более раз в году)

Да Нет

14.Часто потеря голоса (4 и более раз в году)

Да Нет

15. Боли в животе

Да Нет

16. Боли в животе после приема пищи

Да Нет

17. Боли в животе до еды

Да Нет

18. Тошнота, отрыжка, изжога

Да Нет

19. Нарушения стула (запоры, поносы)

Да Нет

20. Заболевания желудка, печени, кишечника

Да Нет

21. Боли в пояснице.

Да Нет

22. Боли при мочеиспускании

Да Нет

23. Реакция на какую-то пищу, запахи, цветы, пыль, лекарства (отеки,

затрудненное дыхание, сыпь)

Да Нет

24. Реакция на прививки (сыпь, отеки, затрудненное дыхание)

Да Нет

25. Появление экссудативного диатеза (покраснение кожи, шелушение,

экзема)

Да Нет

Дата заполнения анкеты____________________________________

Подпись заполнявшего анкету _______________________________

Обобщение результатов Заключение (предварительное)

I. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

II. 10, 11

III. 12, 13, 14

IV. 15, 16, 17, 18, 19, 20 Врач

V. 21, 22 Дата

VI. 23, 24, 25

Подпись медицинской сестры _____________

2.Индивидуальная оценка физического развития детей и подростков.

Ведущими параметрами, отражающими состояние физического развития детей и подростков, по праву считают длину и массу тела. Длина тела является признаком, характеризующим ростовые процессы детского организма, масса тела – свидетельствующим о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов.

Методику антропометрии и оценки физического развития смотри в учебном пособии для работы со здоровым ребенком.

Дети с отклонениями физического развития от нормы направляются к педиатру и эндокринологу для установления причины.

3. Измерение артериального давления (у младших школьников с учетом поправок на стандартную манжетку).

Это исследование имеет большое значение для профилактики сосудистых заболеваний и почечной патологии.

Исследование проводят ежегодно у школьников, начиная с первого класса ( с 7 лет).

Артериальное давление измеряется аппаратом Рива-Роччи или тонометром на правой руке в положении сидя после 10-минутного отдыха. Манжетку накладывают на середину обнаженного плеча на 1 – 2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению, а исчезновение их – диастолическому. Измерение проводят не менее 3-х раз, фиксируя повторяющиеся параметры. При отсутствии «возрастных» манжеток при осмотрах у младших школьников можно пользоваться стандартной манжеткой, а для оценки АД следует использовать специальные возрастные коррективы с учетом физического развития. Полученные данные сравнивают со средне-возрастными показателями для данной местности.

Величины поправок к показателям систолического АД, полученным при использовании стандартной манжеты* (мм рт.ст.)

Оценка физического развития**
Возраст, годы нормальное физическое развитие дефицит массы тела избыток массы тела

13***

+ 10
+ 10
+ 10
+ 10
+ 5

+ 15
+ 15
+ 15
+ 15
+ 10
+ 5

+ 5
+ 5
+ 5

* Показатели диастолического АД корректировке не подлежат.

** Оценка физического развития по методике, представленной ранее (см. тест 2 базовой скрининг-программы).

*** У детей (3 лет и старше, независимо от уровня физического развития) истинные цифры артериального давления (систолического и диастолического) могут быть получены при использовании стандартной манжетки.

4. Комбинированный визуально-инструментальный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата.

а) Визуальное выявление нарушений осанки – проводится врачом.

б) Визуальное выявление истинного сколиоза – проводится врачом.

в) Плантография для выявления продольного плоскостопия.

Плантография имеет значение для выявления нерезко выраженных форм деформации свода стопы.

Плантография проводится с помощью плантографа у детей, начиная с 6 лет.

Плантограф представляет собой деревянную рамку (высотой 2 см и размером

40 х 40 см), на которую натянуто полотно (или мешковина) и поверх него полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается чернилами для авторучки или штемпельной краской. На пол под плантограф кладется чистый лист бумаги. Ребенок становится обеими ногами или поочередно то одной, то другой ногой на середину рамки на полиэтиленовую пленку. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь с бумагой и оставляя отпечатки стоп – плантограмму. При этом надо следить, чтобы обследуемый стоял на обеих ногах с равномерной нагрузкой. При раздельном получении отпечатков (у старших школьников при больших размерах стопы) одна нога ставится на середину плантографа, другая рядом с плантографом на пол.

Оценка плантограммы:

На отпечатке стопы от точки на середине пятки проводят две линии: ко второму межпальцевому промежутку и к середине основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная; если первая линия внутри отпечатка – уплощена и обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы – стопа плоская.

Детей с уплощенной и плоской стопой необходимо направить на консультацию к ортопеду.

Плантограммы должны храниться в «Медицинской карте ребенка» Ф. № 026/у или в «Истории развития ребенка» Ф. № 112/у.

Оценка плантограммы

а – нормальная стопа, б – уплощенная стопа, в – плоская стопа

5. Исследование остроты зрения.

Проводится врачом-окулистом.

6. Тест Малиновского для выявления предмиопии

(для учащихся 1-х классов).

Проводится врачом-окулистом.

7. Тест для выявления нарушений бинокулярного зрения.

Проводится врачом-окулистом.

8. Исследование остроты слуха шепотной речью.

Проводится ЛОР-врачом

9. Лабораторные скрининг тесты для выявления протеинурии и глюкозурии.

Тест-контроль.

1. Кто входит в состав участковой бригады:

1. Врач-педиатр (фельдшер)

2. Процедурная медсестра

3. Хирург

4. Окулист

2. Активное посещение здорового ребенка на дому называется …

………………………………………………………………………..

3. Разделы работы кабинета здорового ребенка:

1. Лечение детей

2. Обучение элементам массажа

3. Проведение прививок детям

4. Проведение занятий в «Школе матери»

4. Задачи санитарно-просветительной работы в поликлинике:

1. Лечение детей

2. Организация противоэпидемических мероприятий

3. Пропаганда здорового образа жизни

4. Обучение работы с документацией

5. Что входит в состав педиатрического отделения поликлиники:

1. Кабинеты узких специалистов

2. Клиническая лаборатория

3. Рентген-кабинет

4. Сестринский кабинет с картотекой

6. Укажите номер учетных форм документации:

1. История развития ребенка – форма № …

2. Карта профилактических прививок – форма №…

3. Медицинская карта ребенка – форма №…

4. Карта диспансерного наблюдения больного – форма №…

7. Одна из главных задач в работе участкового врача-педиатра (фельдшера):

1. Снижение травматизма

2. Снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов

3. Проведение массовых профилактических осмотров

4. Организацию сан-эпид режима в поликлинике

8. Как часто проводятся занятия в школе грудного вскармливания в поликлинике:

1. 1 раз в неделю

2. 2 раза в месяц

3. 1 раз в месяц

4. 1 раз в 2 месяца

9. Функции кабинета доврачебной осмотра:

1. Термометрия

2. Аускультация легких

3. Пальпация живота

4. Оформление истории болезни

10. Что входит в оснащение педиатрического кабинета:

1. Компьютер

2. Шкаф для медикаментов

3. Пеленальный стол

4. Функциональная кровать

11. Медицинская сестра ДДУ непосредственно подчиняется:

1. Заведующей ДДУ

2. Главному врачу ДГМП

3. Врачу ДДУ

12. Медицинская сестра не должна проводить следующие мероприятия:

1. Диспансерный осмотр детей

1. Оказывать доврачебную помощь в случае острого заболевания или

травм

2. Санитарно-просветительную работу среди сотрудников

учреждения и родителей

13. К медицинской документации ДДУ не относятся:

1. Журнал профилактических прививок

2. Медицинская карта ребенка (Ф № 026/у)

3. Медицинская карта (Ф № 063/у)

14. Перечислите, какие помещения находятся в здании ДДУ:

1.

2.

3. и т.д.

15. Полы моют:

1. Один раз в день

2. Один раз в два дня

3. Два раза в день

16. В ДДУ запрещается приготовление:

1. Каш со сливочным маслом

2. Запеканок

3. Кисло-молочных продуктов

17. Сроки реализации сырково-творожных изделий:

1. 12 часов

2. 36 часов

3. 24 часа

18. На полдник рационально давать:

1. Каши + соки

2. Фрукты и овощи

3. Молочно-кислые продукты + выпечку

19. Прививки должны быть проведены до поступления в ДДУ не позднее,

чем за:

1. 2 недели

2. 1 – 1,5 месяца

1. Не имеет значения

20. После перенесенного ОРВИ впервые ребенок направляется в ДДУ не

раньше, чем:

1. Через две недели после выздоровления

2. Через один месяц после выздоровления

3. Не имеет значения

21. Обязанностью фельдшера является:

1. Ежемесячная антропрометрия уч-ся

2. Организация и помощь в проведении мед.осмотров

3. Проведение лечебных мероприятий больным уч-ся

22. Температура в классах должна быть:

1. 16 – 18 градусов

2. 17 – 21 градус

3. 20 – 22 градуса

23. Медицинский работник обязан следить за:

1. Ежедневной уборкой школьного участка

2. Чистотой кожи преподавателя

3. ЧСС и ЧД у первоклассников

24. Уборка классов производится:

1. 2% мыльно-содовым раствором после второго и пятого урока

2. Ежемесячно 0,5% р-ра хлорной извести

3. Влажная уборка после последнего урока

25. Не готовы к школьному обучению:

1. Часто болеющие дети

2. С биологическими и функциональными отклонениями

3. Имеющие в 7 лет – 6 постоянных зубов

26. У подростков потребность в сне:

1. 7 – 8 часов

2. 8 – 9 часов

3. 9 – 12 часов

27. Пребывание на воздухе подростков:

1. 1 – 2 часа

2. 2 – 3 часа

3. 3 – 4 часа

28. Соотношение белков:жиров:углеводов для школьников должно быть:

1. 1:1:4

2. 1:1,5:3

3. 1:2:3

29. Срок хранения молока:

1. 24 часа

2. 18 часов

3. 36 часов

30. Срок хранения столового яйца:

1. 21 день

2. 1- 2 дня

3. 5 – 10 суток

Эталон ответов.

1. – 1

2. – патронаж

3. – 2

4. – 3

5. – 4

6. – 1) № 112/у

2) № 063/у

3) № 026/у

4) № 030/у

7. – 2

8. – 3

9. – 1

10. – 3

11. – 3

12. – 1

13. – 3

14. – Медицинский кабинет (изолятор – процедурный)

Методический кабинет

Пищеблок

Музыкальный зал

Спортивный зал

Помещение групп

15. – 3

16. – 3

17. – 2

18. – 3

19. – 1

20. – 1

21. – 2

22. – 2

23. – 1

24. – 3

25. – 2

26. – 2

27. – 2

28. – 1

29. – 3

30. – 1

Литература:

Основная:

1. «Педиатрия» Н.В. Ежова, Минск, 1998 год, «Высшая школа».

Дополнительная:

1. .«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных

учреждений». Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы

Сан ПиН 2.4.1178-02 Минздрав России. Москва, 2003год.

1. « Здоровый ребенок» Усов И.Н. Минск, «Беларусь» 1994 г.

2. «Инструкция о работе медицинского персонала в школе». Приложение к
приказу Министерства здравоохранения СССр №189 от 24 апреля 1963 г.

3. «Мероприятия по облегчению адаптации детей к условиям дошкольного
учреждения и школы». Методические рекомендации, Минздрав РСФСР,

Иваново, 1987 год. .

5. « Мероприятия по облегчению адаптации детей к условиям дошколь-

ного учреждения и школы», Методические рекомендации. Иваново. 1991 г.

6. «Медицинский контроль за питанием детей в образовательных

учреждениях» Каневская Л.Я. учебное пособие Москва 2002г.

7. «Настольная книга медицинской сестры детского сада». Москва, «Линко-
пресс», 1998 год, Обижесвет В.П., В.Н. Касаткина, приложение к Жур
налу «Обруч».

8.«О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в

образовательных учреждениях» Приказ Минздрава РФ и Минобразования

РФ от 30 июня 1992года «186/272.

9. «Поликлиническая педиатрия», Доскин В.А.., Москва, ГОУВУНМЦ МЗ РФ,

2002 год.

10. Приказ №240 по отделу здравоохранения облисполкома г. Челябинска от

04.05.1988 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы

педиатрической службы области по медико-гигиеническому обучению и

воспитанию населения»

11. « Руководство для среднего медицинского персонала школ»

Н.А. Ананьева, Е.Л. Вишневская и т. д Москва, Медицина, 1991г.

12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» –

Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.1249-03.

13. «Справочник педиатра по организации медицинской помощи детям» ,

Устинович А.К., «Беларусь», г. Минск, 1985 год.

14. «Справочник врача подросткового кабинета». В.А. Минкина,

Н.З. Зуброва, Киев, «Здоровье», 1991 год.

Прокрутить вверх

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: