Мазепина развитие навыков ребенка в играх тренингах тестах
Мазепина Т.Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах
Доступные файлы (1):
n1.doc
1 2 3
Серия «Мир вашего ребенка»
]
Т. Б. Мазепина
Развитие
пространственно-временных ориентиров ребенка
в играх, тренингах, тестах
Ростов-на-Дону
Феникс
2002
ББК 88.8
М13
Мазепина Т. Б.
М13 Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах/ Серия «Мир вашего ребенка». — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 32 с.
Эта книга — для тех, кому небезразлично, каким вырастет ребенок: сообразительным, адекватно мыслящим, способным к восприятию и усвоению нового и т.д. Автор предлагает вашему вниманию подборку игр, которые помогут в развитии памяти, внимания, воображения детей дошкольного возраста, сделают мир вашего ребенка разнообразнее и увлекательнее.
Книга предназначена любящим родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям детских дошкольных учреждений, организаторам досуга школьников младшего возраста.
ISBN 5-222-02708-2 ББК 88.8
© Мазепина Т. Б., 2002
© Изд-во «Феникс», оформление, 2002
Уважаемые родители!
Sbi держите в руках книгу, которая поможет вашему малышу более успешно усваивать новые знания в процессе игры, чем в учебной форме. Задача, которая ставится в игровой форме, наиболее понятна ребенку, который, увлекаясь привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он постоянно преодолевает какие-либо трудности и обогащает свой багаж знаний. И хотя каждая игра имеет определенную цель, помимо нее развиваются умственные, волевые, творческие способности, воспитывается культура общения со взрослым и между детьми в совместной деятельности. И, что немаловажно, в процессе игры происходит сближение взрослого и ребенка. Играйте с детьми! Ваше путешествие по сложной, но очень интересной стране под названием «Игра» будет полезно вам и вашему ребенку. Желаем удачи!
Вступление
Игра для ребенка — не игра,
а действительность, это универсальное
и неотъемлемое право ребенка.
Ушинский
Для полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста необходимо всемерно обогащать и расширять конкретно-чувственный опыт дошкольников. Для детей один из главных видов деятельности — игра, которая в данном возрасте является ведущей. Большую часть своего времени дети проводят не в общении, учебном или домашнем труде, а в игре, в которой протекает процесс воспитания, развития и коррекции познавательных способностей, т. е. навыков, внимания, мышления, воображения, восприятия, личностных качеств, таких, как терпение, настойчивость, взаимовыручка, умение видеть «рамки» — правила, которые нельзя нарушать, чувство товарищества, дружелюбия и т. д., пространственно-ориентировочных и временных ориентиров, таких, как умение ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз и т. д.), во времени (вчера, сегодня, завтра, день, ночь и т. д.), физического развития и координации движения и т. д.
Игра — это основной вид деятельности дошкольника. За годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных (манипуляции с предметами) и символических до сложно-ролевых игр с правилами. Игра — это не способ извержения лишней энергии, а основная, генеральная форма развития, форма свободного проявления личности. Игра — это вид деятельности, управляющий развитием: в нем формируются не только личностные качества ребенка, но и его отношение к деятельности, людям.
Необходимо увеличение числа и разнообразия тех предметов, с которыми ребенок может активно иметь дело — от бытовых вещей до специальных материалов, игрушек, предназначенных для развития различных сторон детской психики, т. к. наиболее эффективными направлениями работы с детьми младшего школьного возраста являются те, которые предполагают активную, вместе проигрываемую деятельность самого ребенка. Такая деятельность позволяет ему вынести вовне объекты самовыражения. А самовыражение ребенка — это способ самопознания и саморазвития. Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье. Детям-дошкольникам требуется время для «вхождения» в игру, поэтому не надо их торопить и побуждать к новым действиям, если они не усвоили предыдущих, в противном случае это приводит к утомлению и взрывной ситуации. В процессе игры необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок смог ощутить радость от своей деятельности и, что немаловажно, от результата своей деятельности.
И, главное, необходимы специальные условия для «отработки» ведущей игровой деятельности, т. к. в дальнейшем окажется недостаточно сформированной учебная деятельность (как ведущая в школьном возрасте).
В данной книге вашему вниманию предоставлены игры, направленные на развитие пространственно-ориентировочных и временных ориентиров. Эти игры способствуют развитию умения ориентироваться в пространстве (влево, вправо, вверх, вниз, спереди, сзади, вверху, внизу и т. п.); во времени (вчера, сегодня, завтра, день, ночь, обед, вечер, утро, сутки и т. п.), а также корректирует недостатки психологической деятельности.
Для этих игр можно использовать как специальные игры-наборы, так и обыкновенные игрушки, которые имеются в распоряжении вашего ребенка. Можно также играть в игры, для которых необязательно использовать какой-либо инвентарь или игрушки: без них они не становятся менее результативными. Это игры на свежем воздухе — на спортивных площадках, в парке и т. д.
Также здесь вы встретите сложно-ролевые игры. Данные игры помогают развивать знания в различных сферах и областях социального пространства, дают возможность проявлять сообразительность, тренируют мышление, развивают умения ролевого воздействия на партнеров по игре, формируют различные виды поведения в различных сферах повседневной жизни. Для проведения с ребенком данной серии игр требуется, в основном, ваша фантазия и, естественно, фантазия вашего ребенка.
Все эти игры мы объединили под общим названием как дидактические, или можно назвать по-иному: игры, направленные на развитие сенсорных эталонов (общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов). В данное понятие входят такие параметры, как: свойства предметов (цвет, форма, величина), которые должны выступать как постоянные признаки предметов, отношение предметов между собой, развитие глазомера, вообще восприятие предметов и их сочетаний. Эти игры способствуют формированию сообразительности, тренируют мышление, внимание, воображение, речь.
Глава I. Развитие цветовосприятия предметов и их формы
Дидактические игры по своей сути это игры, направленные на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем их мире, воспитание у них познавательных способностей. Еще К.Д. Ушин-ский обращал внимание на то, что обучение несовместимо с развлечением, обучение требует усилия мысли, умственного труда. Но проявление у детей интереса к учению, к умственной деятельности, активность в усвоении знаний и умений еще на первых периодах познания — основное условие для успешного обучения и воспитания. Истоки появления дидактических игр — обучения детей через игру — лежат в народном творчестве. Это всем известные игры-потешки, как «Сорока-белобока», «Ладушки», «Гули-гули» и многие другие.
Мама, играя с малышом, непринужденно привлекает его внимание к окружающим предметам, учит его производить элементарные игровые действия. Она просит показать, «где ушки, ручки, глазки, где носик, щечки» и т. д., тем самым ,закладывая самые первые основы и навыки общения на родном языке. Такие игры пробуждают у ребенка радостное настроение, стремление к игровым действиям, они содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, по образцам, участвующим в игре. А. П. Усова в пособии «Русское народное творчество в детском саду» писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованны… В народных играх нет и тени педагогической навязчивости, и вместе с тем все они вполне педагогичны».
Дидактические игры направлены на развитие сенсорики — умения детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Тем самым у ребенка расширяется ориентировка в окружающем пространстве, формируется и обогащается словарный запас.
Предлагаемые вашему вниманию дидактические игры расположены по мере нарастания трудности их выполнения — от простого к более сложному, в зависимости от возраста вашего ребенка и от уровня его знаний и умений.
Развитие цветовосприятия предметов и их формы 1. «Домино»
Цель: научить детей находить среди многих одну определенную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о геометрических фигурах.
Стимулъный материал: 28 карточек, на каждой половинке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.
Карточки выкладываются на стол фигурками вниз. После объяснения ребенку правил игра начинается выкладыванием карточки «дубль-пусто». Как и в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке необходимой фигуры, он подыскивает картинку с этой фигурой из общего числа карточек. Если ребенок не назовет фигуру, он не имеет права на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.
2. «Распутай путаницу»
Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению.
Материал: игрушки, по-разному оформленные, которые можно сгруппировать, (куклы, зверушки, автомобили, пирамидки, мячи и т. д.).
Все игрушки расставляются на столе в определенном порядке. Ребенок отворачивается, а ведущий меняет расположение игрушек. Ребенок должен заметить путаницу, вспомнить, как было раньше, и восстановить прежний порядок.
Вначале, например, поменяйте синий кубик с красным. Потом усложняйте задание: положите куклу спать под кровать, укройте мяч одеялом. Войдя во вкус, ребенок может и сам создавать путаницу, придумывая самые невероятные ситуации.
3. «Подбери пару»
Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению.
Материал: геометрические фигуры или тематические подборки изображений разных предметов, которые можно объединить по парам (яблоки разного цвета, большие и маленькие, корзинки разного размера или домики разных размеров и такие же мишки, куклы и одежда, машины, домики и т. д.).
В зависимости от того, какой у вас стимульный материал, ставится перед ребенком проблема: помоги кукле одеться, помоги собрать урожай и т. д.
Игрушки благодарят ребенка за удачно выбранную пару.
4. «Помоги Федоре»
Цель: формировать и развивать у детей цветовое представление. Научить их соотносить цвета разнородных предметов.
Стимулъный материал: карточки с изображениями чашек и ручек к-ним разных цветов.
«Ребята, у бедной бабушки Федоры побились в доме все чашки. У них отломались ручки, и она теперь не сможет из них пить свой любимый чай с малиновым вареньем. Давайте поможет бабушке Федоре склеить ее чашки. Но для этого вам нужно внимательно посмотреть на эти карточки с изображением чашек и найти к ним ручки, подходящие по цвету». Если ребенок затрудняется в выполнении данного задания, покажите ему, каким образом необходимо искать парные карточки. Затем это задание выполняют самостоятельно.
5. «Радуга-дуга»
Цель: познакомить детей с последовательным расположением цветов у радуги, упражнять детей в составлении предметов по их цвету.
Стимулъный материал: на белом листе бумаги нарисована радуга, наполовину раскрашенная. Вторую половину ребенок должен нарисовать сам.
«Посмотри, на небо вышла радуга-дуга, но почему-то кто-то стер краски. Давай посмотрим, какие цвета у радуги, в какой очередности они расположены. Давай вместе дорисуем радугу-дугу!»
После того как радуга будет готова, можно ребенку прочитать стихотворение Е. Измайлова:
Вышла радуга-краса,
Разноцветная коса.
Ленты пестрые в косе —
А всего их ровно семь.
Дарит их красавица —
Бери, какая нравится!
Красная
Если красный помидор, То поспел он, ясно, Если красный светофор, То идти опасно, Ну, а если красный нос — Значит, на дворе мороз.
Оранжевая
Что за мяч оранжевый Весело наряженный? Мячик не резиновый, Мячик апельсиновый.
Желтая
Желтый лимон на цыпленка похож, Только вот ног у него не найдешь. Желтый цыпленок похож на лимон, Только растет не на дереве он.
Зеленая
Ваш. кузнечик Кузька — Зеленое пузико. Спинка, лапки, голова –Весь зеленый, как трава.
Голубая
Нравятся Насте голубые краски: Голубые платья, Голубые глазки, Голубика в лесах, Дали голубые. Голубые чудеса — Выбирай любые!
Синяя
Слышал я, будто стащила синица В небо лоскутик синего ситца. Сшила синица из ситца косынку, Синими стали крылья и спинка.
Лиловая
Цвет лиловый — цвет сирени,
Цвет фиалок,
Цвет весенний.
Цветет он и колышется,
И в нем приятно дышится!
После чтения следует обратить внимание ребенка на то, что в данном стихотворении о цветах радуги говорится в той же последовательности, в какой они изображены на рисунке у радуги-дуги. Также следует ребенку объяснить, что в своем стихотворении поэт последнюю краску радуги — фиолетовую — называет лиловой, так как фиолетовым и лиловым называют один и тот же цвет.
6. «Найди предметы похожего цвета»
Цель: упражнять ребенка в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении по признаку цвета.
Стимулъный материал: различные почтовые предметы, игрушки пяти оттенков каждого цвета (чашка, блюдце, нитки; одежда для кукол: платье, туфли, юбка; игрушки: флажок, мишка, мяч и т. д.).
На двух столах, сдвинутых рядом, расставляют игрушки. Ребенку дается предмет или игрушка. Он должен самостоятельно к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их и постараться назвать цвет.
7. «Найди предмет такой же формы»
Цель: научить ребенка выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.
Стимулъный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (мячи, шарики, пуговицы), квадратной формы (кубики, платок, карточки), треугольной формы (строительный материал, флажок, книжка), овальной формы (яйцо, огурец).
Разложить на две кучки геометрические фигуры и предметы. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть предметы. Затем показываем ребенку фигуру (хорошо, если ребенок ее назовет) и просим его найти предмет такой же формы. Если он ошибается, предложите ребенку обвести пальцем вначале фигуру, а затем предмет.
8. «Волшебные круги»
Цель: продолжить обучение ребенка выделять по форме конкретные предметы.
Стимулъный материал: лист бумаги с нарисованными на нем кругами одинакового размера (всего десять кругов).
«Посмотрим внимательно на этот лист. Что ты на нем видишь? Какая фигура нарисована на листе бумаги? Теперь закрой глаза и представь себе круг».
Далее ребенку предлагается из круга, нарисованного на бумаге, нарисовать какой-нибудь предмет. Пусть ребенок из каждого круга нарисует что-нибудь, имеющее в своей основе круг.
9. «Выложи орнамент»
Цель: научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.
Стимулъный материал: 5 вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.
«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить такой же орнамент».
Затем предлагается следующая карточка. Задание остается прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.
10. «Игра с кругами»
Цель: научить детей обозначать словами отношения предметов по величине («самый большой», «меньше», «больше»).
Стимулъный материал: три круга (нарисованных и вырезанных из бумаги) разной величины.
Предлагается внимательно посмотреть на круги, разложить их перед собою, обвести на бумаге по контуру. Далее предлагается ребенку сравнить 2 круга, затем другие 2 круга. Постарайтесь, чтобы ребенок назвал величину всех трех кругов.
11. «Шары»
Цель: развивать и закреплять умение устанавливать отношение между элементами по величине (больше — меньше, толще, длиннее, короче).
Стимулъный материал: набор из пяти палочек, равномерно уменьшающихся по длине и ширине, набор из пяти кругов, которые так же равномерно уменьшаются в соответствии с палочками.
«Посмотрим, что получилось. На улице добрый дедушка Федот продавал шары. До чего же они красивые! Всем нравились. Но вот вдруг откуда ни возьмись поднялся ветер, до такой сильный, что все шары дедушки Федота оторвались от своих палочек и разлетелись кто куда. Целую неделю добрые соседи приносили назад шары, найденные ими. Но вот беда! Не может дедушка Федот понять, к какой палочке крепился какой шарик. Давай ему поможем!»
Вначале вместе с ребенком на столе раскладываются палочки по величине от самой длинной и толстой до самой короткой и тонкой. Затем по этому же методу раскладываются «шары» — от самого большого до самого маленького.
Далее сопоставляются палочки и круги. Можно перемешать все фигуры и попросить ребенка самостоятельно установить соотношение между элементами по величине и длине.
12. «Помоги деду Морозу»
Цель: учить ребенка использовать промежуточное средство — мерку — при определении высоты предметов.
Стимулъный материал: набор из пяти полосок, длина которых планомерно изменяется, четыре пирамидки, высота которых также уменьшается.
«Дед Мороз пришел на праздник к ребятишкам и принес им в подарок игрушки — пирамидки. Они все разные по величине: самая маленькая пирамидка — для самых маленьких, а самая большая — для самых старших. Найди вот такую пирамидку (показывается одна из полосок)».
После того как все пирамидки найдены, попросите ребенка показать самую большую пирамидку, затем самую маленькую. Далее предложите ребенку расставить «пирамидки» по мере уменьшения. Далее пусть проверит себя, прикладывая полоски-мерки.
13. «Умный гость»
Цель: развивать умение обследовать форму предметов, давать и понимать их сложное описание.
Стимульный материал: детская пластмассовая посуда, мешок.
Игрушки рассматриваются участниками, затем складываются в мешок. Ребенок садится спиной к играющим. Те по очереди подходят к нему, стучат по плечу и говорят: «Ане нужно что-то такое, но я не скажу, как называется, но объясню тебе, что оно… (И далее следует описание предмета. Например, чашка: «круглая, с выпуклыми боками, невысокая, внизу узкая, сверху — шире, сбоку — ручка»).
Когда ребенок найдет на ощупь нужный предмет, он его вынимает из мешка; далее оценивается, правильно ли выполнено задание.
14. «Веселый человечек»
Цель: формировать у детей умение расчленять определенную фигуру на элементы (геометрические фигуры) и, наоборот, из отдельных элементов, соответствующих геометрическим образцам, составлять предметы определенной заданной формы.
Стимулъный материал: геометрические фигуры (1 треугольник, 1 полукруг, 1 прямоугольник, 2 овала, 4 узких прямоугольника, рисунок «Веселого человечка»).
«Сегодня к нам в гости пришел веселый человечек. Посмотрите, какой он забавный! Давайте постараемся из геометрических фигурок, которые лежат на столе, сделать такого же человечка».
1 2 3
Источник