Мазепина развитие навыков ребенка в играх тренингах тестах

Мазепина развитие навыков ребенка в играх тренингах тестах thumbnail

Мазепина Т.Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах

Доступные файлы (1):

n1.doc

  1   2   3

Мазепина развитие навыков ребенка в играх тренингах тестах

Серия «Мир вашего ребенка»

]

Т. Б. Мазепина

Развитие

пространственно-временных ориентиров ребенка

в играх, тренингах, тестах

Ростов-на-Дону

Феникс

2002

ББК 88.8

М13

Мазепина Т. Б.

М13 Развитие пространственно-временных ориентиров ре­бенка в играх, тренингах, тестах/ Серия «Мир ваше­го ребенка». — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 32 с.

Эта книга — для тех, кому небезразлично, каким вырас­тет ребенок: сообразительным, адекватно мыслящим, способ­ным к восприятию и усвоению нового и т.д. Автор предлагает вашему вниманию подборку игр, которые помогут в развитии памяти, внимания, воображения детей дошкольного возраста, сделают мир вашего ребенка разнообразнее и увлекательнее.

Книга предназначена любящим родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям детских дошкольных учреждений, организаторам досуга школьников младшего возраста.

ISBN 5-222-02708-2 ББК 88.8

© Мазепина Т. Б., 2002

© Изд-во «Феникс», оформление, 2002

Уважаемые родители!

Sbi держите в руках книгу, которая поможет вашему малышу более успешно усваивать новые знания в про­цессе игры, чем в учебной форме. Задача, которая ставится в игровой форме, наиболее понятна ребенку, который, увле­каясь привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он постоянно преодолевает какие-либо трудности и обогащает свой багаж знаний. И хотя каждая игра имеет определенную цель, по­мимо нее развиваются умственные, волевые, творческие спо­собности, воспитывается культура общения со взрослым и между детьми в совместной деятельности. И, что немаловаж­но, в процессе игры происходит сближение взрослого и ре­бенка. Играйте с детьми! Ваше путешествие по сложной, но очень интересной стране под названием «Игра» будет полез­но вам и вашему ребенку. Желаем удачи!

Вступление

Игра для ребенка не игра,

а действительность, это универсальное

и неотъемлемое право ребенка.

Ушинский

Для полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста необходимо всемерно обога­щать и расширять конкретно-чувственный опыт дошколь­ников. Для детей один из главных видов деятельности — игра, которая в данном возрасте является ведущей. Большую часть своего времени дети проводят не в общении, учебном или домашнем труде, а в игре, в которой протекает процесс воспитания, развития и коррекции познавательных способно­стей, т. е. навыков, внимания, мышления, воображения, воспри­ятия, личностных качеств, таких, как терпение, настойчивость, взаимовыручка, умение видеть «рамки» — правила, которые нельзя нарушать, чувство товарищества, дружелюбия и т. д., пространственно-ориентировочных и временных ориенти­ров, таких, как умение ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз и т. д.), во времени (вчера, сегодня, завтра, день, ночь и т. д.), физического развития и коорди­нации движения и т. д.

Игра — это основной вид деятельности дошкольника. За годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных (манипуляции с предметами) и символических до сложно-ролевых игр с правилами. Игра — это не способ извержения лишней энергии, а основная, ге­неральная форма развития, форма свободного проявления личности. Игра — это вид деятельности, управляющий раз­витием: в нем формируются не только личностные качества ребенка, но и его отношение к деятельности, людям.

Необходимо увеличение числа и разнообразия тех пред­метов, с которыми ребенок может активно иметь дело — от бытовых вещей до специальных материалов, игрушек, пред­назначенных для развития различных сторон детской пси­хики, т. к. наиболее эффективными направлениями работы с детьми младшего школьного возраста являются те, кото­рые предполагают активную, вместе проигрываемую дея­тельность самого ребенка. Такая деятельность позволяет ему вынести вовне объекты самовыражения. А самовыра­жение ребенка — это способ самопознания и саморазвития. Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состо­яние, он получает огромное наслаждение от игры, что урав­новешивает его психику, улучшает его физическое здоро­вье. Детям-дошкольникам требуется время для «вхожде­ния» в игру, поэтому не надо их торопить и побуждать к новым действиям, если они не усвоили предыдущих, в про­тивном случае это приводит к утомлению и взрывной си­туации. В процессе игры необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок смог ощутить радость от своей деятельнос­ти и, что немаловажно, от результата своей деятельности.

И, главное, необходимы специальные условия для «отра­ботки» ведущей игровой деятельности, т. к. в дальнейшем окажется недостаточно сформированной учебная деятель­ность (как ведущая в школьном возрасте).

В данной книге вашему вниманию предоставлены игры, направленные на развитие пространственно-ориентировоч­ных и временных ориентиров. Эти игры способствуют раз­витию умения ориентироваться в пространстве (влево, впра­во, вверх, вниз, спереди, сзади, вверху, внизу и т. п.); во вре­мени (вчера, сегодня, завтра, день, ночь, обед, вечер, утро, сут­ки и т. п.), а также корректирует недостатки психологичес­кой деятельности.

Читайте также:  Советы по развитию речи ребенка в 2 года

Для этих игр можно использовать как специальные игры-наборы, так и обыкновенные игрушки, которые име­ются в распоряжении вашего ребенка. Можно также играть в игры, для которых необязательно использовать какой-либо инвентарь или игрушки: без них они не становятся менее результативными. Это игры на свежем воздухе — на спортивных площадках, в парке и т. д.

Также здесь вы встретите сложно-ролевые игры. Дан­ные игры помогают развивать знания в различных сферах и областях социального пространства, дают возможность проявлять сообразительность, тренируют мышление, разви­вают умения ролевого воздействия на партнеров по игре, формируют различные виды поведения в различных сферах повседневной жизни. Для проведения с ребенком данной серии игр требуется, в основном, ваша фантазия и, естествен­но, фантазия вашего ребенка.

Все эти игры мы объединили под общим названием как дидактические, или можно назвать по-иному: игры, направ­ленные на развитие сенсорных эталонов (общепринятые об­разцы каждого вида свойств и отношений предметов). В данное понятие входят такие параметры, как: свойства предметов (цвет, форма, величина), которые должны высту­пать как постоянные признаки предметов, отношение пред­метов между собой, развитие глазомера, вообще восприятие предметов и их сочетаний. Эти игры способствуют форми­рованию сообразительности, тренируют мышление, внима­ние, воображение, речь.

Глава I. Развитие цветовосприятия предметов и их формы

Дидактические игры по своей сути это игры, на­правленные на расширение, углубление, систематиза­цию представлений детей об окружающем их мире, воспи­тание у них познавательных способностей. Еще К.Д. Ушин-ский обращал внимание на то, что обучение несовместимо с развлечением, обучение требует усилия мысли, умственного труда. Но проявление у детей интереса к учению, к ум­ственной деятельности, активность в усвоении знаний и умений еще на первых периодах познания — основное ус­ловие для успешного обучения и воспитания. Истоки появ­ления дидактических игр — обучения детей через игру — лежат в народном творчестве. Это всем известные игры-потешки, как «Сорока-белобока», «Ладушки», «Гули-гули» и многие другие.

Мама, играя с малышом, непринужденно привлекает его внимание к окружающим предметам, учит его производить элементарные игровые действия. Она просит показать, «где ушки, ручки, глазки, где носик, щечки» и т. д., тем самым ,закладывая самые первые основы и навыки общения на родном языке. Такие игры пробуждают у ребенка радост­ное настроение, стремление к игровым действиям, они со­держат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, по образцам, участвую­щим в игре. А. П. Усова в пособии «Русское народное творчество в детском саду» писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованны… В народных играх нет и тени педагогической навязчивости, и вместе с тем все они вполне педагогичны».

Дидактические игры направлены на развитие сенсорики — умения детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту зву­ков и т. п.). Тем самым у ребенка расширяется ориенти­ровка в окружающем пространстве, формируется и обога­щается словарный запас.

Предлагаемые вашему вниманию дидактические игры рас­положены по мере нарастания трудности их выполнения — от простого к более сложному, в зависимости от возраста ва­шего ребенка и от уровня его знаний и умений.

Развитие цветовосприятия предметов и их формы 1. «Домино»

Цель: научить детей находить среди многих одну опре­деленную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о гео­метрических фигурах.

Стимулъный материал: 28 карточек, на каждой поло­винке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.

Карточки выкладываются на стол фигурками вниз. Пос­ле объяснения ребенку правил игра начинается выкладыва­нием карточки «дубль-пусто». Как и в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке необходимой фигуры, он подыскивает картинку с этой фигурой из общего числа карточек. Если ребенок не назовет фигуру, он не имеет пра­ва на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

Мазепина развитие навыков ребенка в играх тренингах тестах

2. «Распутай путаницу»

Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению.

Материал: игрушки, по-разному оформленные, которые можно сгруппировать, (куклы, зверушки, автомобили, пира­мидки, мячи и т. д.).

Все игрушки расставляются на столе в определенном по­рядке. Ребенок отворачивается, а ведущий меняет располо­жение игрушек. Ребенок должен заметить путаницу, вспом­нить, как было раньше, и восстановить прежний порядок.

Читайте также:  Ребенок ранний возраст нормы развития

Вначале, например, поменяйте синий кубик с красным. Потом усложняйте задание: положите куклу спать под кровать, укройте мяч одеялом. Войдя во вкус, ребенок мо­жет и сам создавать путаницу, придумывая самые неверо­ятные ситуации.

3. «Подбери пару»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, раз­меру, цвету, назначению.

Материал: геометрические фигуры или тематические под­борки изображений разных предметов, которые можно объеди­нить по парам (яблоки разного цвета, большие и маленькие, корзинки разного размера или домики разных размеров и та­кие же мишки, куклы и одежда, машины, домики и т. д.).

В зависимости от того, какой у вас стимульный матери­ал, ставится перед ребенком проблема: помоги кукле одеть­ся, помоги собрать урожай и т. д.

Игрушки благодарят ребенка за удачно выбранную пару.

Мазепина развитие навыков ребенка в играх тренингах тестах

4. «Помоги Федоре»

Цель: формировать и развивать у детей цветовое пред­ставление. Научить их соотносить цвета разнородных пред­метов.

Стимулъный материал: карточки с изображениями ча­шек и ручек к-ним разных цветов.

Мазепина развитие навыков ребенка в играх тренингах тестах

«Ребята, у бедной бабушки Федоры побились в доме все чашки. У них отломались ручки, и она теперь не сможет из них пить свой любимый чай с малиновым вареньем. Да­вайте поможет бабушке Федоре склеить ее чашки. Но для этого вам нужно внимательно посмотреть на эти карточки с изображением чашек и найти к ним ручки, подходящие по цвету». Если ребенок затрудняется в выполнении данно­го задания, покажите ему, каким образом необходимо ис­кать парные карточки. Затем это задание выполняют само­стоятельно.

5. «Радуга-дуга»

Цель: познакомить детей с последовательным располо­жением цветов у радуги, упражнять детей в составлении предметов по их цвету.

Стимулъный материал: на белом листе бумаги нарисо­вана радуга, наполовину раскрашенная. Вторую половину ребенок должен нарисовать сам.

«Посмотри, на небо вышла радуга-дуга, но почему-то кто-то стер краски. Давай посмотрим, какие цвета у радуги, в какой очередности они расположены. Давай вместе дори­суем радугу-дугу!»

После того как радуга будет готова, можно ребенку про­читать стихотворение Е. Измайлова:

Вышла радуга-краса,

Разноцветная коса.

Ленты пестрые в косе

А всего их ровно семь.

Дарит их красавица

Бери, какая нравится!

Красная

Если красный помидор, То поспел он, ясно, Если красный светофор, То идти опасно, Ну, а если красный нос Значит, на дворе мороз.

Оранжевая

Что за мяч оранжевый Весело наряженный? Мячик не резиновый, Мячик апельсиновый.

Желтая

Желтый лимон на цыпленка похож, Только вот ног у него не найдешь. Желтый цыпленок похож на лимон, Только растет не на дереве он.

Зеленая

Ваш. кузнечик Кузька Зеленое пузико. Спинка, лапки, голова –Весь зеленый, как трава.

Голубая

Нравятся Насте голубые краски: Голубые платья, Голубые глазки, Голубика в лесах, Дали голубые. Голубые чудеса Выбирай любые!

Синяя

Слышал я, будто стащила синица В небо лоскутик синего ситца. Сшила синица из ситца косынку, Синими стали крылья и спинка.

Лиловая

Цвет лиловый цвет сирени,

Цвет фиалок,

Цвет весенний.

Цветет он и колышется,

И в нем приятно дышится!

После чтения следует обратить внимание ребенка на то, что в данном стихотворении о цветах радуги говорится в той же последовательности, в какой они изображены на рисунке у радуги-дуги. Также следует ребенку объяснить, что в своем стихотворении поэт последнюю краску радуги — фиолетовую — называет лиловой, так как фиолетовым и лиловым называют один и тот же цвет.

6. «Найди предметы похожего цвета»

Цель: упражнять ребенка в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении по признаку цвета.

Стимулъный материал: различные почтовые предметы, игрушки пяти оттенков каждого цвета (чашка, блюдце, нит­ки; одежда для кукол: платье, туфли, юбка; игрушки: фла­жок, мишка, мяч и т. д.).

На двух столах, сдвинутых рядом, расставляют игрушки. Ребенку дается предмет или игрушка. Он должен самостоя­тельно к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их и постараться назвать цвет.

7. «Найди предмет такой же формы»

Цель: научить ребенка выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометри­ческими образцами.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круг­лой формы (мячи, шарики, пуговицы), квадратной формы (ку­бики, платок, карточки), треугольной формы (строительный материал, флажок, книжка), овальной формы (яйцо, огурец).

Разложить на две кучки геометрические фигуры и пред­меты. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть пред­меты. Затем показываем ребенку фигуру (хорошо, если ре­бенок ее назовет) и просим его найти предмет такой же формы. Если он ошибается, предложите ребенку обвести пальцем вначале фигуру, а затем предмет.

Читайте также:  Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка

8. «Волшебные круги»

Цель: продолжить обучение ребенка выделять по форме конкретные предметы.

Стимулъный материал: лист бумаги с нарисованными на нем кругами одинакового размера (всего десять кругов).

«Посмотрим внимательно на этот лист. Что ты на нем видишь? Какая фигура нарисована на листе бумаги? Теперь закрой глаза и представь себе круг».

Далее ребенку предлагается из круга, нарисованного на бумаге, нарисовать какой-нибудь предмет. Пусть ребенок из каждого круга нарисует что-нибудь, имеющее в своей осно­ве круг.

Мазепина развитие навыков ребенка в играх тренингах тестах

9. «Выложи орнамент»

Цель: научить ребенка выделять пространственное рас­положение геометрических фигур, воспроизводить в точно­сти такое же расположение при выкладывании орнамента.

Стимулъный материал: 5 вырезанных из цветной бу­маги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.

«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь поста­райся из вырезанных геометрических фигур выложить та­кой же орнамент».

Мазепина развитие навыков ребенка в играх тренингах тестах

Затем предлагается следующая карточка. Задание оста­ется прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

10. «Игра с кругами»

Цель: научить детей обозначать словами отношения предметов по величине («самый большой», «меньше», «больше»).

Стимулъный материал: три круга (нарисованных и вы­резанных из бумаги) разной величины.

Предлагается внимательно посмотреть на круги, разло­жить их перед собою, обвести на бумаге по контуру. Далее предлагается ребенку сравнить 2 круга, затем другие 2 кру­га. Постарайтесь, чтобы ребенок назвал величину всех трех кругов.

11. «Шары»

Цель: развивать и закреплять умение устанавливать от­ношение между элементами по величине (больше — мень­ше, толще, длиннее, короче).

Стимулъный материал: набор из пяти палочек, равно­мерно уменьшающихся по длине и ширине, набор из пяти кругов, которые так же равномерно уменьшаются в соответ­ствии с палочками.

«Посмотрим, что получилось. На улице добрый дедушка Федот продавал шары. До чего же они красивые! Всем нра­вились. Но вот вдруг откуда ни возьмись поднялся ветер, до такой сильный, что все шары дедушки Федота оторва­лись от своих палочек и разлетелись кто куда. Целую неде­лю добрые соседи приносили назад шары, найденные ими. Но вот беда! Не может дедушка Федот понять, к какой па­лочке крепился какой шарик. Давай ему поможем!»

Вначале вместе с ребенком на столе раскладываются па­лочки по величине от самой длинной и толстой до самой короткой и тонкой. Затем по этому же методу раскладыва­ются «шары» — от самого большого до самого маленького.

Далее сопоставляются палочки и круги. Можно переме­шать все фигуры и попросить ребенка самостоятельно ус­тановить соотношение между элементами по величине и длине.

12. «Помоги деду Морозу»

Цель: учить ребенка использовать промежуточное сред­ство — мерку — при определении высоты предметов.

Стимулъный материал: набор из пяти полосок, длина которых планомерно изменяется, четыре пирамидки, высота которых также уменьшается.

«Дед Мороз пришел на праздник к ребятишкам и при­нес им в подарок игрушки — пирамидки. Они все разные по величине: самая маленькая пирамидка — для самых ма­леньких, а самая большая — для самых старших. Найди вот такую пирамидку (показывается одна из полосок)».

После того как все пирамидки найдены, попросите ре­бенка показать самую большую пирамидку, затем самую маленькую. Далее предложите ребенку расставить «пира­мидки» по мере уменьшения. Далее пусть проверит себя, прикладывая полоски-мерки.

Мазепина развитие навыков ребенка в играх тренингах тестах

13. «Умный гость»

Цель: развивать умение обследовать форму предметов, давать и понимать их сложное описание.

Стимульный материал: детская пластмассовая посуда, мешок.

Игрушки рассматриваются участниками, затем склады­ваются в мешок. Ребенок садится спиной к играющим. Те по очереди подходят к нему, стучат по плечу и говорят: «Ане нужно что-то такое, но я не скажу, как называется, но объясню тебе, что оно… (И далее следует описание предме­та. Например, чашка: «круглая, с выпуклыми боками, невы­сокая, внизу узкая, сверху — шире, сбоку — ручка»).

Когда ребенок найдет на ощупь нужный предмет, он его вынимает из мешка; далее оценивается, правильно ли вы­полнено задание.

14. «Веселый человечек»

Цель: формировать у детей умение расчленять опреде­ленную фигуру на элементы (геометрические фигуры) и, на­оборот, из отдельных элементов, соответствующих геометрическим образцам, составлять предметы определенной за­данной формы.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (1 тре­угольник, 1 полукруг, 1 прямоугольник, 2 овала, 4 узких прямоугольника, рисунок «Веселого человечка»).

«Сегодня к нам в гости пришел веселый человечек. По­смотрите, какой он забавный! Давайте постараемся из гео­метрических фигурок, которые лежат на столе, сделать та­кого же человечка».

Мазепина развитие навыков ребенка в играх тренингах тестах

  1   2   3

Источник