Материнство как условие для развития ребенка

Материнство как условие для развития ребенка thumbnail

Материнство как обеспечение условий для развития ребенка

В этих исследованиях материнство рассматривается в контексте материнско-детского взаимодействия. Основной ход рассуждений в постановке целей работ и интерпретации получаемых данных — от задач воспитания ребенка к особенностям матери. Выделяются материнские качества и характеристики материнского поведения, а также их культурные, социальные, эволюционные, физиологические и психологические основы. Все это часто рассматривается в аспекте определенного возраста ребенка, в результате чего сами материнские качества и функции, анализируемые в разных работах, не всегда легко сопоставить между собой. В исследованиях, проводимых с этих позиций, можно выделить несколько направлений.

Культурно-исторические аспекты материнства.

В современных исследованиях институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе [И. Кон, М. Мид, Е. Badinter, R. Gelles, D. Jil, В. Kornel и другие]. Однако имеется значительное разнообразие во взглядах по ключевым аспектам этой проблемы. Культурные и исторические аспекты материнства проанализированы в диссертационном исследовании М. С. Радионовой.

Работы М. Мид показали, что материнская забота и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью, что только сложные социальные установки могут полностью подавить их. Женщины по самой своей природе являются матерями, разве, что их специально будут учить отрицанию своих детородных качеств: «Общество должно исказить их самосознание, извратить врожденные закономерности их развития, совершить целый ряд надругательств над ними при их воспитании, чтобы они перестали желать заботиться о своем ребенке, по крайней мере в течение нескольких лет, ибо они уже кормили его в течение девяти месяцев в надежном убежище своих тел» [М. Мид, 1989, с. 3]. Там, где беременность наказывается социальным неодобрением и наносит оскорбление супружеским чувствам, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей. Если женское чувство адекватности своей половой роли грубо искажено, если роды скрыты наркозом, мешающим женщине осознать, что она родила ребенка, а кормление грудью заменено искусственным кормлением по педиатрическим рецептам, то в этих условиях обнаруживается значительное нарушение материнских чувств. Кросс-культурные исследования [И. Кон, М. Мид, М. Е. Lamb, К. McCartney, D. Phillips и другие] свидетельствуют, что там, где люди превыше всего ценят социальный ранг, женщина может задушить своего ребенка собственными руками. Это делали некоторые женщины Таити, а также некоторые индианки из племени натчез, когда детоубийство могло повысить их социальное положение. М. Мид проводит параллели между «примитивными» и «развитыми» цивилизациями в том, как происходит подавление естественных материнских чувств. Ее наблюдения показывают, что там, где общество чрезвычайно высоко ставит принцип законнорожденности, мать незаконнорожденного ребенка может бросить его или убить.

Другую крайнюю социоцентристскую позицию занимает Элизабет Бадинтер [цит. по М. С. Радионовой, 1997]. Проследив историю материнских установок на протяжении четырех столетий (с XVII до XX в.), она пришла к выводу, что «материнский инстинкт — это миф». Она не обнаружила никакого всеобщего и необходимого поведения матери, а напротив — чрезвычайную изменчивость ее чувств в зависимости от ее культуры, амбиций или фрустраций. Материнская любовь — это понятие, которое не просто эволюционирует, но наполняется в различные периоды истории различным содержанием. Исследовательница рассматривает во взаимосвязи три главные социальные женские роли: матери, жены и свободно реализующейся женщины. Она полагает, что в различные эпохи та или иная из этих ролей становилась главенствующей. Э. Бадинтер указала на связь между общественными потребностями и мерой материнской ответственности за рождение ребенка: «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство». Она проанализировала динамику материнских установок на протяжении нескольких веков во Франции и пришла к выводу, что до конца XVIII в. материнская любовь была делом индивидуального усмотрения, случайным явлением. В те времена репродуктивная функция женщины воспринималась лишь как рядовая, ничем не выделяющаяся, часть ее обязанностей в семье, ничуть не более важная, чем участие женщины в семейном производстве. Однако, при отсутствии или малой эффективности контроля рождаемости репродукция оставалась неотъемлемой стороной жизни почти всякой женщины. Ценность ребенка определялась его сословным положением, порядком рождения и полом (ценился прежде всего законнорожденный мальчик и первенец), а отнюдь не личными качествами.

Расхожим являлось спокойное отношение к гибели ребенка: «Бог дал, Бог и взял», «в мире ином ему будет лучше». При появлении нежеланных и внебрачных младенцев был распространен так называемый «закамуфлированный инфантицид» — практика несчастных случаев или же подбрасывания новорожденных в чужие дома.

Инфантицид предпочитался искусственным родам из-за большой токсичности абортивных веществ. В целом общество было безразлично к фактам исчезновения, внезапной болезни и гибели детей. К. Боннэ, прослеживая историю социального сиротства, утверждает, что между проявлением инфантицидов и отказом от ребенка имеется глубокая связь. В зависимости от того, за какую форму отказа от материнства общество могло законодательно меньше покарать, та и проявляется в большей степени.

Трансформации в общественном сознании подвергались не только материнские установки, но и образ ребенка. Л. Стоун выявил четыре альтернативных образа новорожденного ребенка в европейской культуре: 1) традиционно-христианский, предполагающий, что новорожденный несет на себе печать первородного греха и спасти его может только беспощадное подавление воли, подчинение родителям и духовным пастырям; 2) социально-педагогический детерминизм, согласно которому ребенок по природе своей не склонен ни к добру, ни ко злу, а представляет собой tabula rasa, на которой общество и воспитатель могут написать что угодно; 3) природный детерминизм, по которому характер и возможности ребенка предопределены до его рождения; 4) утопически-гуманистический взгляд, утверждающий, что ребенок рождается хорошим и добрым и портится только под влиянием общества.

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка с нарушениями зрения

Во второй половине XX в. вновь отчетливо проявились тенденции, враждебные «детоцентризму». Социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое вовлечение их в общественное производство делает их семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для них. Самоуважение женщины имеет, кроме материнства, многие другие основания — профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству общественное положение. Некоторые традиционно-материнские функции в институте семьи принимают на себя общественные институты и профессионалы (врачи, воспитатели, специализированные общественные учреждения и пр.). Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно изменяет характер материнского поведения [Е. Badinter], Как пишет историк Ф. Ариес, в последние десятилетия изменился образ ребенка в общественном европейском сознании: он стал мыслиться как докучливое, ненужное создание, которое стараются «отодвинуть» даже чисто физически, уменьшая количество и качество телесного контакта, делая воспитание ребенка подобным технологическому процессу. Спад рождаемости связан с боязнью будущего, ростом мотивации личностного развития, желанием утвердить свое место в жизни, свою индивидуальность, иметь устойчивое социальное положение раньше, чем посвятить себя заботе о детях [Ph. Aries].

Исследования разных культурных вариантов материнства в современном обществе также свидетельствуют о влиянии имеющихся моделей семьи, детства и ценностей, принятых в данной культуре, на материнское поведение и переживания женщины [М. L. Grossman, G. F. D. Louis and Е. Margolis, A. Phoenix at all]. Большой интерес представляет приведенное в этих работах сравнение распределения материнских функций в разных культурах, материнского поведения и отношения к ребенку, которые обеспечивают формирование необходимых в данной культуре личностных качеств (например, особенности когнитивной и эмоциональной сферы, качества привязанности, особенностей переживания успеха и неудачи в достижении цели).

Таким образом, материнство — это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Откло-

ю няющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам.

Источник

Библиографическое описание:

Мягкова, М. А. Основные направления изучения материнства в отечественной психологии / М. А. Мягкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/70/ (дата обращения: 28.09.2020).

Материнство изучается в русле различных наук:
культурологи, медицины, физиологии, истории, социологии, психологии.
Такой интерес к данной проблематике не случаен. Научно-технические и
социальные изменения в обществе с одной стороны, привели к
возрастанию роли женщины во всех сферах общественной жизни, с другой
стороны к появлению таких явлений как снижение ценности семьи,
увеличение количества разводов, абортов, незарегистрированных браков
и т.д. Именно поэтому, сегодня проблема материнства не теряет своей
актуальности и продолжает будоражить умы многих ученых, в том числе
психологов.

В данной статье я буду рассматривать основные
направления изучения материнства в отечественной психологи. Все
исследования, посвященные данной проблематике можно условно разделить
на несколько групп:

I. В рамках перинатальной психологии (Г.И.
Брехман, И.В. Добряков, Ж.В. Колесова, Л.В. Наумова, О.В. Баженова,
Л.Л. Баз, Т.В. Сколбо и др.) акцент ставится на изучении
эмоционального состояния матери с момента зачатия ребенка и после
родов. Большое внимание уделяется динамики этого состояния,
исследованию отдельных аспектов его проявления, таких как
тревожность, раздражительность, депрессивность, особенно проблеме
послеродовой депрессии. Главной целью такого подробного изучения
является выявление зависимости между психологическим состоянием
женщины во время беременности и после родов на развитие ребенка и
отношение к нему как к объекту материнства.

II. Отдельно обсуждаются проблемы юного
материнства, ранней беременности (О.И. Лебединская, М.С. Радионова,
Е.В. Андрюшина, В.Б. Якубович и др.), в частности качества молодой
матери, ее особенности взаимодействия с ребенком после родов,
изучение отношений с матерью как причина ранней беременности.

III. В данном направлении
изучаются проблемы бесплодия, абортов, осложнений при беременности,
феномен суррогатного материнства (Г.И. Брехмен, Н.В. Шабалин, В.Т.
Волков и др.)

IV. Психологи также изучают материнство в
соответствии с возрастом ребенка: от раннего и дошкольного возраста
до школьного и подросткового (А.Д. Кошелева, Г.А. Свердлова, И.Ю.
Ильина, В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Г.Г.
Хоментаускас и др.).

Читайте также:  Задержка психоречевого развития у ребенка инвалидность

Особое внимание в этих исследованиях уделяется эмоциональному
состоянию матери, ребенка и влияние его на развитие личности.

V. В последние десятилетия стали появляться
исследования, в которых материнство рассматривается как
самостоятельный психологический феномен (С.Ю. Мещерякова, А.С.
Спиваковская, Н.Н. Васягина, Н.А. Устинова, О.Е. Смирнова, Е.Н.
Рыбакова).

Огромный вклад в изучении и развитии данного
направления внесла Г.Г. Филиппова [7]. Она условно разделила
материнство на две составляющие:

1.Материнство как часть личностной сферы женщины.

По мнению Г.Г. Филипповой материнство должно изучаться с учетом того,
какие функции выполняет мать для развития ребенка и то, как они
представлены в субъективной сфере самой матери. Автор выделила 2
группы таких функций: видотипичные и конкретно-культурные. Успешность
выполнения всех этих функций во многом определяет развитие ребенка на
каждом этапе его становления и особенности построения взаимоотношений
с окружающим миром. Специфика материнского поведения заключается в
том, что являясь достаточно самостоятельной сферой, оно проходит в
своем развитии несколько этапов:

1.Взаимодействие с собственной матерью, которое продолжается на
протяжении всей жизни. Особенно оно важно на пренатальном периоде и
после рождения ребенка, поскольку именно «во время беременности
актуализируется весь эмоциональный опыт, который влияет на содержание
ее собственного материнства» [7, С.78].

2. Развитие материнской сферы в игровой деятельности особенно в
дочки-матери и в семью, где девочки принимают на себя роль матери,
таким образом, применяя ее на свою жизнь.

3.Няньчание характеризуется налаживанием эмоционального контакта с
элементами ухода, заботы за детьми младшими по возрасту.

4.Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер. На
этом этапе происходит формирование ценности ребенка как
самостоятельной, не связанной с другими.

5.Взаимодействие с собственным ребенком. Представляет реализацию всех
вышеперечисленных функций матерью по отношению к своему ребенку.

6.Отношение с ребенком после окончания возраста с характерным
гештальтом младенчества.

Материнство, по мнению Г.Г.Филипповой, имеет свою определенную
структуру, в которую входят три компонента:

– потребность в продолжении рода;

– модель детства и материнства, существующая в данном обществе;

– потребности, желания, идеалы, цели самой матери.

В содержании материнской сферы автор выделяет три блока:

1.Потребностно-эмоциональный блок – собственно эмоциональное
отношение к своему ребенку.

2.Операциональный блок, включающий в себя операции по уходу,
кормлению, общению и воспитанию ребенка.

3.Ценностно-смысловой блок представляет собой отношение к ребенку и к
материнству как к самостоятельной ценности.

Существует еще одна концепция «базовых качеств» матери,
принадлежащая данному направлению – это концепция Исениной
Е.И.[2].

Базовые качества матери – это качества, необходимые женщине для
развития ребенка как «представителя рода homo
sapiens, члена культурного сообщества и
индивида» [2, С.50].Ею было выделено две группы этих качеств:

1. Качества, связанные с отношением к ребенку (Я-ТЫ), среди этих
качеств она выделяет такие, как:

– принятие – безусловно эмоциональное теплое отношение к
ребенку;

– отзывчивость – внимание матери к действиям ребенка, ее
эмпатия ко всем мыслям, чувствам и другим проявлениям ребенка. Сюда
также входят мотивационные, когнитивные, действенные характеристики
родителя как субъекта обучения (например, мотивация матери побуждать
к продолжению разговора с другими людьми).

Все эти качества развиваются, прежде всего, через отношение матери
со значимыми для него людьми (ребенком, мужем, родственниками) в
соответствии с ее индивидуальными особенностями.

2. Качества, связанные с отношением матери к окружающему миру
(Я-МИР).

2. Материнство как обеспечение условий для развития
ребенка.

Материнство как обеспечение условий для развития ребенка
рассматривается, прежде всего, с позиции детско-родительских
отношений. Традиционно в отечественной психологии процесс общения и
взаимодействия с родителями является источником развития ребенка,
ведь именно в процессе общения передаются культурный опыт от
поколения к поколению.

По мнению М.И.Лисиной [10] взрослый выступает не
только как основной безликий источник социализации ребенка, но и как
уникальная личность со своими ценностями, переживаниями, целями,
мотивами, смыслом жизни, которые естественно нельзя упускать из
внимания.

Все исследования данного направления условно можно разделить на две
группы – психофизиологические и психологические. О
физиологических уже было сказано – это исследования,
посвященные материнству в период беременности. Психологические
включают в себя изучение ценностей, материнского поведения,
родительских установок, отношений, чувств, позиций, ответственность и
их влияние на развитие личности ребенка, каждый из которых состоит из
трех компонентов:

– когнитивный;

– эмоциональный;

– поведенческий.

В социальной психологии «ценность» включает в себя цели,
идеалы, убеждения, интересы и другие значимые для личности
мировоззренческие проявления, которые формируются при усвоении
социального опыта. [3,С.383] Именно в семье происходит формирование,
развитие, передача этих ценностей, являющихся мировоззренческой
основой любого человека. Родительские установки и ожидания –
«это установки на цели и средства деятельности в области
родительства» [5, С.18].

А.Я.Варга [1] под термином «родительское отношение»
понимает совокупность чувств и поведенческих проявлений по отношению
к ребенку, способность к пониманию ребенка и его поступков.

Кроме того, она выделила 4 типа родительского отношения:

– принимающе-авторитарное;

– отвергающее;

– симбиотическое;

– межличностная дистанция.

И.С.Кон [4] выделил 4 составляющие родительской роли:

– родительские ценности, установки;

– социальные роли отца и матери;

– родительские чувства, такое как любовь;

– культурные символы отцовства и материнства.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка 4 могилев отзывы

Он также считает, что изменения, которые происходят в обществе,
существенно влияют на детско-родительские отношения. Каждая эпоха по
– своему рассматривает эти взаимоотношения, диктуя свои правила
родителям.

И.С.Кон считает, что эти изменения происходили 6 раз, в соответствии
с этим он выделили 6 стадий развития детско-родительских отношений:
инфантицид, «бросающий» стиль, амбивалентный стиль,
«навязчивый» стиль, социализирующий, помогающий стиль
воспитания.

М.В. Полевая [10] выделила две основные характеристик родительского
отношения:

– принятие (лояльность) – способность родителя поддерживать
любую активность ребенка, прежде всего неординарную.

– отчуждение (непринятие) проявляется соответственно в отвержении
родителями неординарных проявлений ребенка.

В качестве характеристик родительского отношения А.С.Спиваковской [6]
были выделены такие как:

– адекватность;

– динамичность – способность применять методы воспитания в
соответствии с ситуацией;

– прогностичность – выбор воспитательной позиции в соответствии
с требованиями, которые ставит перед ребенком жизнь.

Б.Ю. Шапиро [10] выделил следующие детерминанты
родительского отношения:

-особенности личностей родителей;

– личностные и клинико-психологические особенности родителей;

– этологические факторы;

– социокультурные детерминанты;

-особенности внутрисемейных отношений.

Родительские позиции – реальная направленность воспитательной
деятельности родителя, возникающая под влиянием мотивов воспитания.

А.Рое и М.Сигельман [5] выделяют такие родительские позиции как
отвержение, безразличие, гиперопека, сверхтребовательность,
устойчивость, активная любовь.

Родительские чувства. Одним из чувств является материнская любовь.
Материнская любовь по мнению Э. Фромма [8] существенно отличается от
всех остальных видов любви тем, что она несет в себе две
составляющие:

1.Забота о росте и развитии ребенка

2.Установка матери внушающая «ребенку любовь к жизни, которая
дает ему почувствовать, что хорошо быть живым» [8, С. 485].

В.В. Столин [5] определяет родительскую любовь как отношение,
сочетающее в себе одновременно симпатию, близость, уважение.

По мнению Г.Г. Хоментаускаса [9] 99 родителей из 100 скажут, что они
любят своих детей. Ребенок ощущает любовь со стороны родителей в том
случае, если:

– родитель умеет выражать свои чувства;

– ребенок понимает своего родителя;

– родитель понимает внутреннее состояние ребенка.

Родители же считают, что любовь проявляется, прежде всего, в заботе о
ребенке, способности выражать все свои нежные чувства, делать
приятное и проводить как можно больше времени вместе.

По мнению Е.В.Милюковой [5] родительская любовь включает в себя 4
компонента:

1.Биологический – подразумевает наличие взаимосвязи между
ребенком и родителем на физиологическом уровне.

2.Эмоционально-чувственный компонент содержит в себе аффективные
состояния, эмоции, чувства, проявляющиеся у родителя по отношению к
ребенку. Благодаря этому компоненту налаживается эмоциональная связь
в детско-родительских отношениях.

3.Когнитивный включает в себя представление родителей о любви и
способах ее проявления с учетом индивидуальных особенностей.

4.Поведенческий представляет собой реальные проявления данного
чувства в поведении родителей.

А.С. Спиваковская выделяет следующие типы любви: действенная,
отстраненная, действенная жалость, любовь по типу снисходительного
отстранения, отвержение, презрение, отказ, преследования.

Кроме любви также выделяет позитивные родительские чувства не только
к ребенку, но и к себе как к родителю, к супругу как к родителю, к
родительству в целом.

«Ответственность – это склонность
личности придерживаться в своем поведении общепринятых норм в данном
обществе, исполнять ролевые обязанности» [5, С.17].

Ответственность в семье предполагает наличие ее, прежде всего, в
воспитании детей, в отношениях между супругами.

Стиль семейного воспитания – система приемов и
средств, а также характер эмоционального взаимодействия родителей и
детей. На сегодняшний день выделено уже достаточно большое количество
классификаций стилей семейного воспитания (Э.Г.Эйдемиллер,
Е.Т.Соколова, Э.Роу и др.), но все они фактически являются
совокупностью отдельных структурных компонентов, которые уже были
описаны выше (ценностные ориентации, установки, отношения, чувства,
позиции, ответственность).

Таким образом, в отечественной психологии отсутствует единый
теоретический подход к изучению феномена материнства. Оно
рассматривается в рамках той или иной проблематики. Несмотря на
появившиеся исследования женщины как субъекта материнства, ее
личностных качеств, мотивов, ценностных ориентаций, эмоционального
состояния, она является менее изученной из всех и требует дальнейшей
разработки в исследованиях отечественных психологов.

Литература:

  1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореферат
    канд. дисс./ А.Я.Варга. – М, 1987. – 35 с.

  2. Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери
    / Е.И.Исенина // Журнал практического психолога. – 2000. –
    №4-5. – С. 49-63.

  3. Карпенко Л.А. Краткий словарь психологических
    терминов / Л.А.Карпенко. – Феникс, 1998.- 512 с.

  4. Кон И.С. Ребенок и общество/ И.С.Кон. – М.: Наука, 1988. –
    270 с.

  5. Овчарова, Р.В. Психология родительства: Учебное пособие для
    студентов высших учебных заведений/ Р.В.Овчарова. – М.:
    Академия, 2005. – 368 с.

  6. Спиваковская А.С. Как быть родителем/ А.С.Спиваковская. –
    М.:Педагогика, 1986. – 160 с.

  7. Филиппова Г.Г. Психология материнства/ Г.Г.Филиппова. – М.:
    Изд-во института психотерапии, 2002. – 240 с.

  8. Фромм Э. Душа человека/ Э.Фромм. – М.: Транзиткнига, 2004. –
    572 с.

  9. Хоментаускас Г.Г. Семья глазами ребенка/ Г.Г.Хоментаускас. –
    М.: Педагогика, 1989. – 160 с.

  10. Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании
    современной молодой женщины: дисс.канд.психол.наук/ М.Ю.Чибисова. –
    М, 2003. – 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие ребенка, ребенок, отношение, родительское отношение, материнство, родитель, чувство, качество, материнская любовь, материнская сфера.

Источник