Материнство и развитие ребенка в психологии

Хочется затронуть очень важную тему для каждого человека. А именно поговорить о роли матери в жизни ребенка. О том, какое влияние она оказывает на него и его будущее.

Мама это первый и самый важный человек на свете. И именно материнское влияние оказывает, наверное, главную роль на будущее детей. И поэтому очень важно увидеть себя со стороны, для того чтобы взять ответственность за свои действия совершенные по отношению к детям. Это важно знать, хотя бы для того, чтобы не думать, что во всем что происходит с детьми, виноваты только сами дети. Давайте начнем с нас матерей. Нам посвящают песни, стихи, даже праздник посвятили в честь нас. Но всегда ли мы этого заслуживаем? Да, благодаря нам, рождаются дети. Мы их любим и заботимся о них. Но всегда ли наша любовь и забота о них, ведет к счастливому, безмятежному детству? И как мы проявляем себя с ними? Все ли наши действия идут им на благо? Это статья поможет посмотреть на себя со стороны. И понять, как мы взаимодействуем с детьми и какое влияние на них оказываем.

И так представлю вам несколько образов матери, личностные черты которых неблагоприятно влияют на психоэмоциональное развитие ребенка. Их описал А. И. Захаров в книге ” Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез”. Возможно, ознакомившись с ними, вы увидите себя. Не отрицайте, если это так. Потому – что это важно для ваших детей.

  1. Образ «Царевны – Несмияны». И так такая мама всегда чем-то озабочена, обеспокоена, принципиальна и честолюбива, эмоционально сдержана, никогда не смеется. Также ее сдержанность распространяется на проявление любви и отзывчивости. К детским шалостям и непосредственности относится строга, так как считает это пустым времяпрепровождением. Больше всего боится избаловать ребенка, поэтому постоянно читает мораль, выискивает недостатки. Всегда поступает подчеркнуто правильно. И поэтому, не проявляет к ребенку любовь.
  2. Образ « Снежной королевы». Такая мама любит повелевать, держать всех на расстоянии. Она жестока и непреклонна, холодная и не отзывчивая. Равнодушная, эгоистичная, расчетливая. И любую критику в свой адрес воспринимает как злой умысел.
  3. Образ «Спящей красавицы». Такие мамы склонны к мечтательности, они воспринимают окружающий мир через призму пессимизма и депрессии. Они заторможенные и самовлюбленные. Они пребывают в идеализированном мире, находясь в постоянном поиске « идеального» принца. Разочарованная и отстранённая от внешнего мира и от своих детей.

Эти три образа объединяет, то, что они:

всегда молоды и прекрасны;

много времени уделяют себе;

учитывают только свою точку зрения;

высокомерны по отношению к тем, кого считают ниже себя;

стремятся, во что бы то ни стало доминировать в отношениях;

больше всего боится остаться без восхищения и внимания.

  1. Образ «Унтер Пришибеев» Недостаточно чуткая, грубая и безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, принижает их чувство собственного достоинства, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности. Она легко раздражается и выходит из себя. Она часто выражает свой гнев и раздражение. Нетерпима к слабостям и недостаткам, придирчива. Часто прибегает к физическим наказаниям, злопамятная.
  2. Образ «Суматошной матери» Она неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях непостоянная, она часто впадает в крайности. Часто взрывается, кричит, из всего создает трагедию из ничего и бурно на это реагирует.
  3. Образ «Наседки» Она жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, ограничивает самостоятельность детей, старается предупредить любые трудности, часто мнимые. Ограничивает общение со сверстниками, старается все сделать за ребенка.
  4. Образ «Вечного ребенка» проявляется в том, что она еще не повзрослела. Она по-детски капризна и обидчива. Она драматизирует любые события, в своих действиях часто противоречива. Жизнь считает очень сложной, дети для нее обуза. Сама себя считает жертвой и постоянно ищет поддержки, покровительства. Не может справиться с самыми простыми проблемами своих детей, постоянно сдает их «на поруки». Часто чувствует себя беспомощной и бессильной.

Приведенные образы могут взаимодополнять друг друга и их тенденции в отношениях к детям. Дети таких матерей часто страдают неврозами и впоследствии перенимают черты характера и поведения. Часто в таких случаях говорят « яблоко от яблони не далеко падает».

Образ матери всегда идеализируется в обществе и ассоциируется только со светлыми и чистыми красками, где в каждом оттенке отображается любовь и чистота. Самый известный является образ Девы Марии. И тем сильнее на ее фоне контрастируют образы матерей с их не идеальными проявлениями.

Источник

Содержание:

  • Развитие ребенка в период беременности
  • Развитие и психология новорожденного

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения беременности,
особенностям протекания родов, а также закономерностям развития
ребенка в первый год жизни можно предугадать уникальную и
неповторимую траекторию жизни будущего взрослого человека.

Поэтому целесообразно начать разговор об особенностях психологии
младенца с момента образования пупочного канатика, когда мать и ее
будущее дитя становятся единым организмом.

Развитие ребенка в период беременности

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, в
результате законченной дифференцировки органов, превращается в
зародыш мужского или женского пола. Тревоги и опасения матери по
поводу пола ее будущего ребенка, желание иметь ребенка строго
определенного пола по хорошо налаженному каналу гормональной
связи передаются в формирующийся мозг плода и на всю жизнь
оставляют в нем следы, способные стать источником серьезных
психологических проблем ребенка в будущем.

С третьего до начала седьмого месяца беременности происходит
развитие функций и систем, которые позволяют плоду выжить к
моменту рождения. В этот период плод наиболее уязвим для вредных
влияний: инфекционные заболевания матери, прием сильнодействующих
лекарств, алкоголя, стрессовые ситуации, нежеланность ребенка
– все это предвестники будущих психических и психологических
проблем малыша.

К началу седьмого месяца плод приобретает способность к выживанию в
воздушной среде – с этого момента его нередко называют уже
ребенком. К этому моменту ребенок, находящийся внутри материнского
организма, уже слышит все, что происходит за его пределами. Если
у матери на чей-то голос выделяется гормон
беспокойства (адреналин), учащается сердцебиение, то есть, появляются
гормональные и физиологические признаки страха, все это вместе с
ней испытывает и плод. Тревога и страх матери, передавшись
младенцу, формируют у еще не появившегося на свет ребенка страх
перед тем миром, в который ему придется выйти.
И наоборот, спокойствие и уверенность матери в себе, общение с
любящими родственниками и друзьями, обращающими к будущему члену
семьи теплые и ласковые слова, вызывают у еще не родившегося
ребенка ощущение безопасности того мира, который скоро станет для
него родным.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 209

До сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, какие
механизмы “запускают” процесс родов. Но то, в какие сроки, в какой
форме произойдут роды, какими они будут по скорости и т.д., имеет
большое значение для будущего психического развития человека.
Но это – тема отдельного разговора.

Развитие и психология новорожденного

Итак, ребенок появился на свет!
В его мозге уже содержится большое количество информации о мире, в
который он попал. У него имеются достаточно зрелые и эффективные
органы чувств.

Новорожденный с первых часов способен распознавать отчетливые
звуки различной интенсивности. Он даже способен отличить голос
матери от других голосов, произносящих его имя. Ко второму месяцу
жизни ребенок улыбается, когда слышит голос матери или других
значимых взрослых. Развивалась эта
способность еще в период внутриутробной жизни: известно, что слух,
так же, как и зрение, функционируют уже у семимесячного плода.
До трех-шести месяцев слух новорожденного недифференцированно
воспринимает звуки различных языков. К концу этого периода ребенок
начинает различать звуки родного языка, то есть того языка, на
котором к нему обращается значимый для него человек (обычно это
мама). Но на каком бы языке ни были произнесены слова, какой бы
смысл они в себе ни заключали, для нормального психического
развития младенца самое важное – это интонация любви и
эмоционального принятия взрослыми существа, который воспринимает
себя через общение с ними.

С четырехмесячного возраста ребенок способен различать цвета:
синий (голубой), зеленый, желтый и красный. Ребенок,
чьи потребности хорошо удовлетворяются, отдает предпочтение синему
и красному цветам. Предпочтение желтого и отказ от синего – это
сигнал о том, что какая-то жизненно важная потребность младенца
остается неудовлетворенной.

До сих пор открытым остается вопрос о вкусовых предпочтениях
младенца. Некоторые исследователи считают, что эта способность
врожденная, и ребенок может самостоятельно выбирать ту еду,
которая соответствует потребностям его организма.
Другая точка зрения – вкус к еде формируется в результате
воспитания: какой пищей ребенка кормят с детства, к той он и
привыкает. Однако огромное количество проблем с кормлением детей
не позволяет согласиться с последним утверждением.

Остановимся поподробнее на наиболее важном моменте в развитии
младенца – способе его кормления матерью.

Уже на третий день жизни новорожденный может узнавать мать по
запаху ее шеи и груди.
На четвертый день кормления младенец, имевший с матерью
положительную эмоциональную связь в течение беременности
(положительное эмоциональное принятие беременности, желанность
ребенка, отсутствие тревог по поводу его половой принадлежности),
проявляет врожденную способность к узнаванию лица матери.
На радостное выражение лица матери младенец отзывается
физиологической реакцией радости.

Способ кормления является важнейшим моментом в понимании ребенком,
как к нему относится мать и сможет ли она в нужный момент
оказаться рядом, накормить, поддержать, защитить.

Однако мама может кормить ребенка с недоступной для его понимания
частотой, определяемой ее собственными желаниями и тревогами, а не
по мере возникновения у малыша потребности в еде.
Некоторые матери тщательно соблюдают кормление по часам, выжидая
минуты до положенного срока, в то время как голодный младенец
криком призывает единственный известный ему источник пищи, тепла и
ласки.

Если мать дает столько еды, сколько нужно младенцу,
когда у ребенка возникает потребность в этом, если она понимает,
что, кроме еды и одежды, у малыша существует врожденная
потребность в эмоционально окрашенном общении с ней, и
удовлетворяет эту потребность, то у младенца формируется
ощущение безопасности и чувство доверия к окружающему миру.

Таким образом, первый год жизни ребенка является критическим
периодом для
принятия или непринятия им окружающего мира. Если малыш попадает в
ситуацию, когда на его зов о помощи отсутствует реакция, или,
наоборот, независимо от желаний младенца, мать навязывает ему свое
собственное понимание пути его развития, то формируется защитная
или агрессивная реакция по отношению к ситуациям, когда потребности
ребенка не удовлетворяются в адекватной форме.

Дорогие мамы! Оставив позади двери роддома, помните, что вашему
младенцу, в первую очередь, сейчас нужны заботливый уход, тепло,
понимание и любовь.

Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать
и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших
ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с
маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас.

А может быть врач прав? Моей доченьке уже 12 лет.В 2 месяца мне пришлось перевести ее на искусственное питание. В то время со смесями было трудновато, а то что предлагали магазины мое дите просто не переваривало. Я делала так: мыла (если нужно), сушила и молола в кофемолке различные крупы:гречку,рис, геркулес (кроме манки).Варила на обычном магазинном молоке очень жидкие отвары. В рисовый добавляла 1 ч.ложку растительного масла на 200гр (чтобы не было запоров). Все эти “кашки” мы ели с огромным удовольствием. А на ночь высасывали бутылочку кефира с растворенной в нем 1ч.л. меда. И спали часов до 5-6 утра. Ну, а где-то с 4 месяцев пошли соки, фруктовые и овощные пюре. С 6 месяцев овощи с мясом. И т.д.и т.п. Я конечно не говорю, что я права на 100%, но наши результаты налицо. Судите сами: моя дочь абсолютно не болела до 1 года. В 1год 2месяца пошла в ясли. Тогда конечно начались простуды, но ни одного серьезного заболевания.За 12 лет она только 1раз переболела гриппом и 1 раз ветрянкой – и то уже в школе. И у нас никогда не было никакого диатеза, аллергии и т.п.
в отличии от многих детей, вскармливаемых грудью. Так что смелее! Не ленитесь, готовьте своим деткам сами, и пусть они растут крепкими и здоровыми. Ирина.

Читайте также:  Карта физического развития ребенка доу

2000-11-26, ирина

Вот докопались до первоначальной бесполости. Скорее всего автор просто имел ввиду, что до определенного времени пол ребенка невозможно определить никакими методами, даже если под микроскопом разглядывать, ну очепятка вышла.

А насчет недоказанности статьи – зачем что-то доказывать, если инстинкт говорит, что ребенок все слышит, понимает настрой матери… в последнее время наука конечно это может доказать, проводятся опыты, исследования – но уже много веков назад матери это знали, чувствовали!!! И уж поверьте, никому тогда бы в голову не пришло кормить ребенка по часам или приучать “прокричаться”, учиться успокаиваться и засыпать самостоятельно, как советуют в некоторых современных “научных трудах”.

“Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас.” – в принципе одной этой строки уже достаточно, чтобы считать статью хорошей.

2008-07-14, Мария

Не знаю, мне статья показалась чересчур уж сухой и категоричной. Думаюдело в том, что представленные факты носят в основном описательный характер, а феноменология – вещь довольно непрочная. Хотя, может, это все просто проверенные медицинские факты и потому все так категорично… А еще мне показалось, что данные, на которых основывался при написании статьи автор, все-таки несколько устарели – вроде бы везде теперь пишут как точно установленный факт о том, что маму новорожденный способен узнавать сразу же после своего появления на свет, что вкусовые пристастия малыша довольно четко очерчены уже в утробе, а потом дифференцируются и расширяются. Наверняка что-то еще тоже легко можно найти, но я, признаться, не очень вчитывалась сейчас.
Но статью все равно скачаю, хоть и не уверена, что она останется в моем “архиве” после прочтения.

2004-08-11, perseveration

Поперли по пунктам, благословясь!
Тревоги мамы по поводу пола ребенка расшатывают последнему нервную систему, но уж никак не могут стать причиной комплекса. Потому что гормональная связь – не телепатическая, и плод не может знать, чем именно вызван приток адреналина.
Нежные разговоры? Слышать-то он слышит, но как? После родов только голос матери (переданный полостями “через внутрь” тела более-менее качественно) детка и узнает! А уловить интонации через кожу-жир-мыщцы-матку-плаценту-воды… Большое ХМ!
Если психологи не знают, какой механизм запускает роды – это говорит лишьо влезании в чужой огород. Гормональный, душенька!
дальше лень читать

2006-04-30, breL

Хочу заметить, что это ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ точка зрения на данный вопрос. Для тех, кто не знаком с психологией – психоанализ – не единственное направление. Доказать эмоциональную связь матери с плодом сложно. Да, можно сравнить детей желанных и нежеланных, но как тут изолировать наследственные факторы?
Конечно, совершенно бесспорно и доказано миллион раз, что родительская любовь, выраженная в тактильных контактах с ребенком, разговоре с ним и т.д., положительно влияет на его физическое, психическое, интеллектуальное развитие. Так что начинать надо с рождения. В этом согласна на 100%

2000-12-07, Ластик

и не говори – страшно подумать, что наши детятки вынуждены перееносить вместе с нами… знаеш меня недавно даже какое-то новое чуство посетило – вот так вот носишся с делами, проблемами, что-то решаеш, переживаеш вдвойне от того, что понимаеш беполезность данной суеты… а потом так остановишся, вспомниш про малыша – погладиш животик, и как буд-то солнышко внутри тебя пригреет, успокоит… вот думаю – маха ты моя любимая, такой еще маленький, а уже маму успокаивает, и и сил придает, и со спокойствием продолжаю этот неизбежный бег… 🙂

2000-09-29, Mria

Помню что читала эту статью еще когда была беременная, но не высказывалась. А теперь нам уже полтора годика и так интересно было натолкнуться опять на эту публикацию. Она очень добрая успокаивающая именно то, чего так не хватает беременным будущим мамам. Боже из за чего только мы не переживали… И зачем спрашивается 🙂 Ведь наше солнышко которое появилось на свет так нуждается в нашей защите нашем спокойствии и уверенности. Так что спасибо вам Элла за хорошие слова вовремя сказанные . И успехов.

2002-05-16, Leonida

Всего 28 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник

Научный альманах (Психологические науки)

Горчуева К. В.

Материнство как психологический феномен

Материнство изучается в психологии в различных аспектах, психологических школах и направлениях. Есть немало научных и научно-популярных изданий, посвященных этой проблеме. Разные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и т.д. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования [1, с.1].

Материнская забота и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью, что только сложные социальные установки могут полностью подавить их. Женщины по самой своей природе являются матерями, разве, что их специально будут учить отрицанию своих детородных качеств [2, с.1].

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка 123

Развитие привязанности матери к ребенку в послеродовом периоде и его связь с гормональным фоном рассматривается в трех аспектах:

1. Влияние гормонального фона на восприятие самкой детенышей, изменение гормонального фона самки и детенышей при сепарации. Исследования на животных (грызуны, приматы) показали, что уровень эстрогенов, прогестинов, тестостерона и пролактина способствует своевременному проявлению материнского поведения и его интенсификации. Однако само поведение реализуется как взаимосвязь биологических условий (гормональный фон), жизненного опыта, индивидуальных особенностей самки и условий ситуации взаимодействия с детенышами. При сепарации в основном исследуется изменение гормонального фона самки и детенышей, отражающий уровень стресса.

2. Влияние гормонального фона в послеродовом периоде на установление привязанности матери к ребенку. Исследования Klaus and Kennel и др. позволили предположить, что для возникновения и дальнейшего успешного развития привязанности матери к ребенку необходим эмоциональный и тактильный контакт матери с ребенком в течение 36 часов после родов. Последующие исследования показали, что влияние 36-часового периода различно при желанной и нежеланной беременности, причем эффект сохраняется лишь в течение первого месяца, после чего происходит компенсация за счет развития более поздних форм взаимодействия матери с ребенком. Кроме того, выявились различия влияния качества и продолжительности послеродового контакта от пола-ребенка.

К этой области примыкают исследования послеродовой депрессии. Считается, что состояние матери, обеспеченное ее гормональным фоном, интерпретируется ею в зависимости от личностных и ситуативных факторов (склонность к депрессивным переживаниям во время соответствующего гормонального фона в другие фазы репродуктивного цикла, принятие беременности и материнства, жизненная ситуация, личностные качества, психическая патология и др.) [3, с.1].

3. Влияние пролактина на эмоциональное состояние то время грудного вскармливания, основанное на его свойстве повышать секрецию эндорфинов. Считается, что это обеспечивает физиологическую поддержку развития привязанности матери к ребенку. Однако это должно гармонировать с принятием ребенка и своего материнства.

Считается, что особенности материнского отношения определяются не только культурным и социальным статусом женщины, но и ее собственной психической историей до и после рождения [4, с.1].

Изучая формирование чувства привязанности матери к ребенку,     В.И. Брушан дает следующую трактовку основным этапам беременности:

Фаза преднастройки. До беременности — формирование матрицы материнского отношения в онтогенезе, на которое влияют опыт взаимодействия с матерью, семейные традиции, культурные ценности, существующие в обществе. В начале беременности (с момента узнавания и до момента шевеления) начинается формирование Я – концепции матери и концепции ребенка, до конца еще не наделенного качествами «родного».

Фаза первичного телесного опыта: интрацептивный опыт во время шевеления, результатом которого будет разделение «Я» и «не Я»,являющееся ростком будущей амбивалентности отношения к ребенку, и формирование нового смысла «родной», «свой», «мой (частичка меня)». В период после родов происходит достройка смысла «родного» за счет экстрацептивной стимуляции. В дальнейшем происходит отделение витального смысла «родной» от социального смысла ребенка, при этом последний постепенно нарастает, а первый, наоборот, становится менее сильным и значимым [5, с.1].

Функции матери в развитии ребенка достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребенка, обеспечении эмоционального благополучия, развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств и самой структуры деятельности. Далеко не все эти функции осознаются матерью. Даже науке многие из них стали известны только в последние десятилетия, и нет оснований считать, что их познание уже закончено. Однако мать успешно выполняет эти функции много тысячелетий. Культурой они также хорошо освоены и представлены в своде правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях. Некоторые из материнских функций, такие, как удовлетворение органических потребностей ребенка, формирование у него некоторых личностных качеств, в достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в общественном сознании и сознании матери в преобразованной форме, представления об их значении для ребенка в разной степени приближаются к биологическим и социокультурным задачам его развития. Так, поддержание эмоционального благополучия, развитие привязанности и ее культурных особенностей, развитие общения обеспечены принятыми в культуре и передающимися из поколения в поколение способами взаимодействия с ребенком, включающими установление режима кормления, способов пеленания, количеством и качеством тактильного контакта, способами и сроками отнятия от груди, формами перераспределения материнских функций, манерой жалеть, поощрять и наказывать ребенка. Все это вполне определенно интерпретируется в аспекте будущих качеств характера ребенка, его физических и личностных особенностей.

Различное поведение матери в зависимости от пола ребенка обращает на себя внимание уже с первых недель его жизни. В течение первых месяцев матери чаще находятся в физическом контакте с сыновьями, однако с девочками они больше разговаривают. После шестого месяца в этих отношениях наступает изменение: у матерей увеличивается физический контакт с девочками. В последующем мальчиков отлучают от физического контакта раньше, чем девочек. Предполагается, что это способствует большей самостоятельности мальчиков [6, с.2].

Таким образом, материнство — это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам [7, с.2].

Список используемых источников:

  1. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие.  М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. С.  240.
  2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2007. С. 544 .

Источник