Материал для развития связной речи ребенку

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад» №27 г.Балахна Нижегородской области

Портфолио:
игры и упражнения для развития
связной речи детей.

Выполнил:
воспитатель МБДОУ «Детский сад» №27
г.Балахна Нижегородской области

Карпова Юлия Александровна

Балахна, 2016 год

Речевое развитие дошкольников, вернее, отсутствие у детей необходимых умений и навыков, способствующих успешному речевому развитию – глобальная проблема современности. В век компьютерных технологий дети практически перестали общаться, ну, или, по крайней мере, делать это правильно. Так как речь – основное средство социализации , мощнейший фактор успешного умственного развития, то нам- педагогам дошкольного образования- просто необходимо обратить на эту проблему особое внимание.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.
В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.
Основными средствами развития связной речи являются:
– сказки;
– дидактические игры;
– театрализованные игры.

В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

ОПИШИ ПРЕДМЕТ

Цель: учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки; развивать связную речь, её интонационную выразительность.

Оборудование: набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.

Содержание. Выбрав одну игрушку, воспитатель предлагает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания дает учитель. Затем описываются две игрушки    одновременно  (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «воспитателем». Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).

У КОГО КАКОЙ ЗВЕРЬ

Цель: формировать умение детей описывать игрушки совместно с воспитателем или другим ребенком; развитие связной речи детей.
Содержание: Воспитатель и ребёнок описывают разных зверят. Начинает воспитатель:
– У меня утёнок.

Ребёнок называет свою игрушку:
– А у меня цыплёнок.
– Утёнок жёлтый.
– И цыплёнок жёлтый.
– У утёнка большие красные лапы.
– А у цыплёнка лапки маленькие. И т.д.

Сначала для сравнения берутся игрушки, похожие внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно брать игрушки совсем разные: лягушонок и гусёнок, медведь и заяц, курочка и козлик.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Цель: развивать связную речь; упражнять детей в умении отвечать на вопрос полными предложениями; уточнить представления о временах года.

Оборудование: сюжетные картинки на тему «Времена года».

Содержание. Участники получают по одной сюжетной картинке. Учитель задает детям вопросы: когда собирают овощи и фрукты? Когда опадают листья? Когда дети катаются на санках? Ребенок, имеющий соответствующую картинку, показывает ее и отвечает на вопросы учителя двумя-тремя предложениями.

КТО УВИДИТ БОЛЬШЕ ВСЕХ?

Цель: выявлять активный словарь детей; развивать связную речь.

Оборудование: сюжетная картина.

Содержание. Воспитатель вывешивает перед детьми картину и предлагает рассказать, что на ней изображено. Дети, не умеющие рассказывать, могут назвать два-три главных предмета. Дети с большим запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Дети, владеющие связной речью, могут составить четыре-пять предложений. Игра продолжается, пока не будет названо все существенное.

В а р и ант. Дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята должны по памяти рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается еще раз.

ОПИШИ, НЕ ВИДЯ

Цель: совершенствовать умение описывать предмет, не видя его.

Оборудование: различные предметы, игрушки.

Содержание. Дети запоминают предметы, стоящие на полочке, затем отворачиваются. Один из предметов убирается. Ребенок должен определить, какого предмета не стало, и описать его несколькими фразами. Первоначально предметов на полочке должно быть не больше четырех, в дальнейшем  число их увеличивается до шести-восьми. Предметы могут быть подобраны так, чтобы в их названии содержались определенные звуки. Лучшие ответы поощряются.

ПРО КУКЛУ

Цель: развивать монологическую речь детей; вводить в их речь элементы повествования; проверить умение детей слышать в словах определенные звуки.

Оборудование: разные куклы.

Содержание. Дети придумывают рассказ из трех-четырех предложений про куклу Катю. В каждом предложении должно быть слово со звуком к. Воспитатель дает образец рассказа. Слова со звуком к анализируются. Кто придумает лучший рассказ, в этот день играет с куклой или дает ее поиграть другу. В дальнейшем дети придумывают рассказ про куклу Риту и т. д.

КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЁТ ДЕЙСТВИЙ

Цель: развивать связную речь детей; формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия, процессы.

Содержание: Воспитатель задаёт вопросы, а дети, отвечая на них, подбирают глаголы. За каждый правильный ответ даётся ленточка. В конце игры побеждает тот, кто набрал ленточки всех расцветок.
Что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.
Что делает дворник? – подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.
Что можно делать с мячом? – играть, бросать, ловить, пинать.

КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ

Цель: формировать умение подбирать определения к существительным, согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Содержание: Буратино принёс много картинок, я вам их покажу. Я вам буду показывать, а вы подбирать слова и хвалить. Например, я покажу картинку, на ней нарисовано яблоко. Можно так похвалить яблоко: «Яблоко вкусное, яблоко румяное!», а хлеб как можно похвалить? Тому, кто похвалит лучше всех, Буратино подарит картинку.
Лексический материал: собака, молоко, пальто, мама, дом, лиса, конфета, чай, заяц, мальчик и др.

Читайте также:  Ребенок 3 года развитие не разговаривает

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПОДБЕРИ К НЕМУ КАРТИНКУ

Цель: Формировать умение детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; развивать связную речь детей.

Материал: предметные картинки: мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, ёлки, дом, диван.

Содержание: Девочка рисует…. (ёлка, дом, диван)
Папа читает… (книга, журнал, газета)
Мальчик ловит… (мяч, кит, рыба, лягушка) и т.д.

МЕСТНОЕ РАДИО

Цель: развивать связную речь, наблюдательность, память детей; способствовать проявлению чувства юмора в детской речи.

Материал: фанты.

Содержание: воспитатель говорит, что сегодня диктор сделает важное сообщение. Он будет описывать потерявшегося ребенка, а мы должны найти того, кто потерялся. Образец сообщения дает воспитатель (описывает кого-нибудь из детей), затем назначает диктора. Надо отметить характерные особенности внешности потерявшегося. Если диктор дал описание, по которому дети никого не узнали, они отвечают: «У нас такого ребенка нет!». Тогда диктор платит фант. Фанты в конце игры разыгрываются.

СОСТАВИМ РАССКАЗ ВМЕСТЕ

Цель: вводить в речь детей элементы рассуждения (т. е. сообщения о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях); развивать связную речь; развивать умение работать сообща.

Материал: набор картинок, сюжеты которых отражают трудовые процессы и отдых людей в разное время года: «Сенокос», «На почте», «День урожая» и др.

Содержание: воспитатель делит детей на две подгруппы, раздает им картинки  (каждая подгруппа работает с набором  картинок по одной теме), предлагает детям внимательно их рассмотреть и рассказать, что они видят на картинке. Из отдельных рассказов составляется общий. Игра проводится как соревнование между подгруппами, выявляется коллектив-победитель.

Источник

Каждый ребёнок должен научиться говорить развёрнутыми предложениями, точно формулировать мысли, логически строить высказывания. Такие навыки необходимы для успешного обучения в школе.

Связная речь начинает развиваться примерно с 3-летнего возраста, а самое активное её формирование проходит в период с 5 до 7 лет. В раннем возрасте создаются предпосылки для развития связной речи. Очень важно понимать, что речь ребёнка развивается только в процессе живого общения. Поэтому лучше развивать речевые навыки в свободном общении с малышом, во время игр и бытовых дел.

1. Возраст с рождения до 1 года.

• С первых дней жизни разговаривайте с малышом, в процессе кормления, купания, одевания называйте все свои действия и предметы.

• Показывайте крохе звучащие игрушки, играйте с ними – это будет способствовать развитию слухового внимания у ребёнка.

2. Возраст от 1 до 2 лет.

• Не забывайте, что ваша речь является образцом для ребёнка. Поэтому продолжайте всё называть и комментировать.

• Читайте детские книги с яркими картинками, просите, чтобы малыш показал на картинке то, о чём вы прочитали.

• Повторяйте новые слова по несколько раз.

• Вовлекайте ребёнка в простые сюжетные игры (укачиваем куклу, загоним машину в гараж) и озвучивайте все действия в процессе игры.

3. Возраст с 2 до 3 лет.

• Обязательно объясняйте то, что интересует вашего малыша, отвечайте на его вопросы.

• Читайте стишки и сказки, в которых есть неоднократно повторяющиеся слова и фразы: «Репка», «Колобок» и др. Просите ребёнка, чтобы он повторял эти слова вместе с вами после нескольких прочтений.

• Просите малыша рассказать о том, что он видит сейчас, чем занимаются его близкие, что он сам делает. Это хороший приём для развития связной речи.

• Давайте ребёнку поручения, состоящие из нескольких действий. Например: «Возьми газету и отнеси папе». Такие поручения развивают слухоречевую память и понимание речи.

• Пойте весёлые песенки вместе с крохой, отстукивая или отхлопывая их ритм.

4. Возраст с 3 до 7 лет.

• Рассматривая какой-нибудь предмет, задавайте малышу вопросы: «Какой он по размеру? Какого цвета предмет? Какой по форме? Из какого материала сделан?» и др. Отвечая на такие вопросы, ребёнок научится составлять описательные рассказы.

• Научить ребёнка пересказывать поможет приём, который называется «отражённый пересказ». Используя данный приём, взрослый начинает говорить фразу («В некотором царстве, в некотором…»), а ребёнок заканчивает.

• Следующий приём – пересказ по наводящим вопросам. Дети с удовольствием пересказывают сюжеты, которые захватывают их эмоционально. Задавайте вопросы по сюжету любимой сказки или мультфильма, спектакля или циркового представления, и ребёнок всё подробно перескажет вам.

• Для развития связной речи хорошо использовать ряды сюжетных картинок (их можно вырезать из детских журналов). Возьмите картинки, перемешайте, попросите малыша разложить их в правильной последовательности и рассказать, что получилось.

• Можно предложить ребёнку стать «телевизионным ведущим». Для этого нужно дать ему в руки «микрофон» и попросить взять интервью у членов семьи.

Заранее подскажите вопросы, которые может задать малыш своим близким. Например: «Какое твоё любимое блюдо? Какая книга тебе больше всего нравится?» и т.д.

• Можно читать малышу перед сном книгу с условием, что ему приснится другое окончание прочитанного рассказа или сказки, а утром малыш вам его расскажет.

Не забудьте поощрять своего ребёнка улыбкой и похвалой за любой, даже небольшой успех, и у вас всё получится.

Интересная статья?

Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Читайте также:  Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка от 3 лет

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

                                   Развитие связной речи детей дома

Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в учебе в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.

Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате “вопрос — ответ”. Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.

В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?

Использовать можно все, что видит ребенок  вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: “Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?” Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов “ширина”, “высота”, “длина”, “высокий”, “низкий” . Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки

 Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.

                       Упражнение “Диалог”.

Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.

Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог:

Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Молодец!

                         Игра “Что мы видим во дворе?”

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру “Кто больше увидит”. По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

 Например: “Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки”. Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами.  “Ты увидел дом? Он низкий или высокий?”.  Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности,  пополнению словарного запаса.  Что мы видели вчера?

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания,  наблюдательности, пополнению словарного запаса.  Что мы будем делать завтра?

                                     Игра “Профессии”.

С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность.

Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.

Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: “Кто ты?”

Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: “Я врач”. Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.

Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:

Как называется человек этой профессии на картинке?

Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?

Чем занимается человек на этой работе?

Где он работает?

Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?

Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?

Например, можно  рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.

                                     Игра “Коллекция”.

Читайте также:  Развитие речи ребенка при умственной отсталости

Действенным  способом в процессе усвоения  детьми  слов, обогащающих  качества  предметов  (конфигурацию,  цвет  величину),  считаются  игры  по  классификации  предметов, изображений, геометрических фигур в  согласовании  с  данным качеством.

Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких  игр удобно  применять коллекции маленьких игрушек, к примеру:

– подбери все машины;

– подбери всех кукол.

Разрешено систематизировать геометрические тела:

– подбери все шарики;

– принеси все кружки.

Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).

                   Упражнение “Давай поговорим”.

 Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.

                       Упражнение “Назови действие”.

 Ребёнок называет  слова, обозначающие  действия.

Вам понадобится картинный материал и вопросы.

Ребёнку задают вопросы:

– Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).

Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).

Что делает щенок?

Что делает птичка?

                            Упражнение “Повтори скороговорку”

Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

                         Упражнение ” Выучи стихотворение”.

Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения,  расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.

                                 Упражнение “Загадки”.

Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

                Упражнение “Посмотри, что увидел, расскажи”.

Упражнение направлено на развитие связной речи и текстообразования.

 Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: “Кто изображен на картинке?”, “Во что одета девочка?”

Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: “Видел девочку”. Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа,  можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок:

Какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч?  Чем больше вопросов будет задано, тем лучше будет подготовлен следующий этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка.

                             Игра “Угадай по описанию”

Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: “Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, На ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее”.

Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

                Упражнение “Рисуем словами”

Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценка описываемого предмета.

Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно “рисуем” этот предмет. И предложите “нарисовать” словесный портрет какого-нибудь предмета.

                  Игра “А что было дальше?”

В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:

— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.

— Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!

— Маша спросила “Кто тут?” (Что было дальше?)

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Источник