Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста

Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

1.       Организация коррекционной деятельности в процессе осуществления математического развития ребенка- математика как средство коррекции недостатков развития дошкольников.

2.       Примеры упражнений математического содержания для работы в группах коррекционно развивающего обучения, ориентированная на быстрого дошкольника.

1. Математика как средство коррекции недостатковразвития ребёнка дошкольного возраста.

1. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками как одновременно обучающая и диагностическая.

Рассматривая взаимодействие вопросов обучения, развития и коррекции, нельзя подходить к ним как к вопросам не взаимосвязанным. Дети дошкольного возраста отличаются повышенным уровнем реагирования. Характер этого реагирования зависит от того, насколько полно и точно педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, конкретные обстоятельства его жизни и развития.

Если педагогическое воздействие строится с учётом уровня развития, опирается на сильные стороны его личности, то это воздействие обеспечивает успешное включение ребёнка в учебно-познавательную деятельность, способствует формированию положительного отношения к этой деятельности, влияет на формирование старательности, трудолюбия, активности. Становится мощным стимулом развития основных психических процессов и благоприятной базой для специальных коррекционных мероприятий.

Если же индивидуальные особенности ребёнка учитываются мало, то в процессе обучения исходные отклонения в развитии лишь усугубляются, возникают упущения, компенсировать или наверстать которые в будущем окажется почти невозможно. Такой эффект возникает, когда требования, предъявляемые к ребёнку, превышают его возможности, а также и когда они занижены.

Особенно сложной в этом смысле является ситуация для детей с теми или иными недостатками или отклонениями развития, требующими организации коррекционно-педагогической работы. Терминкоррекция часто воспринимается педагогами как синоним термина «исправление», хотя с точки зрения развивающй системы обучения правильнее было бы трактовать его как «доразвитие» до возможного для данного ребёнка максимума.И на этом этапе проблема коррекции смыкается с рассмотренной ранее проблемой диагностики и прогнозирования. И в этом смысле функция развития «плавно» перетекает в функцию коррекции. Очевидно, что такое понимание проблемы коррекции позволяет так же «плавно» вплести её в систему регулярных занятий с ребёнком.1.       Организация коррекционной деятельности в процессе осуществления математического развития ребенка- математика как средство коррекции недостатков развития дошкольников.

2.       Примеры упражнений математического содержания для работы в группах коррекционно развивающего обучения, ориентированная на быстрого дошкольника.

1. Математика как средство коррекции недостатковразвития ребёнка дошкольного возраста.

1. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками как одновременно обучающая и диагностическая.

Рассматривая взаимодействие вопросов обучения, развития и коррекции, нельзя подходить к ним как к вопросам не взаимосвязанным. Дети дошкольного возраста отличаются повышенным уровнем реагирования. Характер этого реагирования зависит от того, насколько полно и точно педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, конкретные обстоятельства его жизни и развития.

Если педагогическое воздействие строится с учётом уровня развития, опирается на сильные стороны его личности, то это воздействие обеспечивает успешное включение ребёнка в учебно-познавательную деятельность, способствует формированию положительного отношения к этой деятельности, влияет на формирование старательности, трудолюбия, активности. Становится мощным стимулом развития основных психических процессов и благоприятной базой для специальных коррекционных мероприятий.

Если же индивидуальные особенности ребёнка учитываются мало, то в процессе обучения исходные отклонения в развитии лишь усугубляются, возникают упущения, компенсировать или наверстать которые в будущем окажется почти невозможно. Такой эффект возникает, когда требования, предъявляемые к ребёнку, превышают его возможности, а также и когда они занижены.

Особенно сложной в этом смысле является ситуация для детей с теми или иными недостатками или отклонениями развития, требующими организации коррекционно-педагогической работы. Терминкоррекция часто воспринимается педагогами как синоним термина «исправление», хотя с точки зрения развивающй системы обучения правильнее было бы трактовать его как «доразвитие» до возможного для данного ребёнка максимума.И на этом этапе проблема коррекции смыкается с рассмотренной ранее проблемой диагностики и прогнозирования. И в этом смысле функция развития «плавно» перетекает в функцию коррекции. Очевидно, что такое понимание проблемы коррекции позволяет так же «плавно» вплести её в систему регулярных занятий с ребёнком.м

Источник

1. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками как одновременно обучающая и диагностическая.

Рассматривая
взаимодействие вопросов обучения,
развития и коррекции,
нельзя
подходить к ним как к вопросам не
взаимосвязанным. Дети дошкольного
возраста отличаются повышенным уровнем
реагирования. Характер этого реагирования
зависит от того, насколько полно и точно
педагог учитывает индивидуальные
особенности каждого ребёнка, конкретные
обстоятельства его жизни и развития.

Читайте также:  Грудной ребенок развитие по месяцам таблица

Если педагогическое
воздействие строится с учётом уровня
развития, опирается на сильные стороны
его личности, то это воздействие
обеспечивает успешное включение ребёнка
в учебно-познавательную деятельность,
способствует формированию положительного
отношения к этой деятельности, влияет
на формирование старательности,
трудолюбия, активности. Становится
мощным стимулом развития основных
психических процессов и благоприятной
базой для специальных коррекционных
мероприятий.

Если же индивидуальные
особенности ребёнка учитываются мало,
то в процессе обучения исходные отклонения
в развитии лишь усугубляются, возникают
упущения, компенсировать или наверстать
которые в будущем окажется почти
невозможно. Такой эффект возникает,
когда требования, предъявляемые к
ребёнку, превышают его возможности, а
также и когда они занижены.

Особенно сложной
в этом смысле является ситуация для
детей с теми или иными недостатками или
отклонениями развития, требующими
организации коррекционно-педагогической
работы.
Термин
коррекция
часто
воспринимается педагогами как синоним
термина «исправление», хотя с точки
зрения развивающй системы обучения
правильнее было бы трактовать его как
«доразвитие» до возможного для данного
ребёнка максимума. И
на этом этапе проблема коррекции
смыкается с рассмотренной ранее проблемой
диагностики и прогнозирования.
И
в этом смысле функция развития «плавно»
перетекает в функцию коррекции. Очевидно,
что такое понимание проблемы коррекции
позволяет так же «плавно» вплести её в
систему регулярных занятий с ребёнком.

Дефектологи и
олигофренопедагоги признают, что
«диагностирование умственной отсталости
в дошкольном возрасте, если она нерезко
выражена, представляет большую
сложность… В дошкольном возрасте
осложняется дифференциация умственной
отсталости и состояний, сходных с ней…
Среди детей, которые направляются в
медико-педагогические комиссии и
консультации, могут быть дети с задержкой
психического развития разной этиологии,
социально и педагогически запущенные,
с общим недоразвитием речи, а также с
нарушением деятельности анализаторов.
Во всех случаях отмечается отставание
умственного развития, носящее вторичный
характер. В задачи специалистов,
обследующих детей, входит ограничение
умственного недоразвития как основного
дефекта, которое может сопровождаться
дефектами анализаторов, от интеллектуального
отставания вторичного характера».

2. Методические подходы к организации коррекционно-развивающего обучения в доу.

Существует
значительное количество педагогических
и психологических исследований
коррекционной работы на математическом
материале как в условиях детского сада,
так и в условиях начальной школы,
убедительно показывающих, что математика
является мощнейшим средством коррекции
и компенсации недостатков интеллектуального
развития самого разного происхождения.

В отечественной
педагогической литературе в этих случаях
обычно используется аббревиатура ЗПР
(задержка психического развития), в
западных источниках термин «дети с
проблемами обучения». Эти определения
подразумевают, явления задержки или
несоответствия норме, наблюдаемые в
генезисе развития ребёнка на данный
момент, поддаются педагогическому
воздействию, преходящи и со временем
компенсируются или корригируются у
большинства таких детей при
правильно организованном процессе их
обучения и воспитания.

Коррекционно-развивающее
обучение представляет собой реализацию
«особо прицельного», усиленного внимания
педагога • к развитию тех психических
процессов, становление которых -у данного
ребёнка либо несколько задержалось,
либо не совсем соответствует нашим
примерным представлениям о норме
развития. Именно для таких детей
предусмотрены специальные подготовительные
группы. Сегодня такие группы в детских
садах организуются для детей от 4-5 лет.
Однако сегодня педагоги вынуждены
пользоваться на занятиях по математике
в системе коррекционно-развивающего
обучения методическими пособиями,
фактически не предназначенными для
реализации целей и задач
коррекционно-развивающего обучения
средствами предмета и в связи с этим не
содержащими необходимого для решения
этих задач материала. 3. Цели
коррекционно-развивающей работы на

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Презентация “МАТЕМАТИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”

МАТЕМАТИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  ДОШКОЛЬНОГО...

Описание презентации по отдельным слайдам:

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка глен доман epub

1 слайд

МАТЕМАТИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  ДОШКОЛЬНОГО

Описание слайда:

МАТЕМАТИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выполнила: Буянкина М.Н. учитель-дефектолог 2020г . г.Усолг.Угггсольеье-Сибирское .

2 слайд

«Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменени

Описание слайда:

«Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» Лев Семенович Выготский.

3 слайд

Цель: Создать условия для развития элементарных математических представлений

Описание слайда:

Цель: Создать условия для развития элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: -всесторонне развивать ребенка: развивать любознательность, мыслительные операции, математическое мышление -формировать количественные, пространственные и временные представления -приобщать детей к математическому материалу -развивать воображение, интеллект, эмоциональную сферу ребенка.

4 слайд

Харакерные особенности детей с ЗПР Низкий уровень познавательной активности;

Описание слайда:

Харакерные особенности детей с ЗПР Низкий уровень познавательной активности; Незрелость к мотивации учебной деятельности; Снижение работоспособности; Ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем; Неравномерность проявлений недостаточности развития; Несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту; Недостаточная сформированность умственных операций; Замедленный темп переработки информации; Отставание в речевом развитии.

5 слайд

Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования в этой обла

Описание слайда:

Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования в этой области являются: -проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно исследовательской деятельности, конструировании и др.; -обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; -ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

6 слайд

Методическая литература

Описание слайда:

Методическая литература

7 слайд

Программные задачи. Дети должны знать уметь: - сравнивать предметы по размеру

Описание слайда:

Программные задачи. Дети должны знать уметь: – сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; -считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; -Уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным; -сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково; -уметь присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10; – практически иллюстрировать состав чисел в пределах 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел; -решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания; -пользоваться знаками и обозначениями:=+-; -ориентироваться на странице альбома и листе бумаги ( различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.; -понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже); -распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал.

8 слайд

Математические познавательные способности Сенсорные (восприятие: форма, разме

Описание слайда:

Математические познавательные способности Сенсорные (восприятие: форма, размер, количество, пространственное расположение Интеллектуальные (мышление: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и др. Внимание, память, воображение (условия успешности)

9 слайд

Математическое развитие является мощным инструментом: -для сенсорного развити

Описание слайда:

Математическое развитие является мощным инструментом: -для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.) -формирование графомоторных навыков( графическое решение – обвести, соединить, дорисовать) Развитие конструктивного праксиса, пространственных и временных представлений -формирование мыслительных операций, логического мышления, развитие памяти, внимания, восприятия -для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др. ) -развития речи(формирование навыков построения развернутых высказываний , логико-грамматических конструкций -подготовка к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.)  

10 слайд

А.В. Белошистая выделяет следующие основные цели коррекционно-развивающей раб

Описание слайда:

А.В. Белошистая выделяет следующие основные цели коррекционно-развивающей работы: 1.Цели интеллектуально-перцептивного характера: коррекция и развитие адекватного восприятия информации, предъявляемой зрительно и на слух; коррекция и развитие  умений аналитического характера — существенных признаков, отделение главного от второстепенного, выделение закономерностей, осуществление распределения по выделенным признакам (классификация) и обобщение результатов деятельности (в предеметно-практической или вербальной форме).  2.Цели регуляторно-динамического характера: формиро­вание элементов учебно-познавательной деятельности — понимание поставленной учебной задачи, самостоятельный выбор нужных средств в соответствии с задачей планирование деятельности и самоанализ (умение находить и исправлять ошибки), стимулирование учебно-познавательной мотивации, познавательного интереса и учебной самостоятельности.  3.Цели психофизиологического характера: развитие, коррекция или компенсация нарушенной деятельности анали­заторов, развитие мелкой моторики, кинестезической чувствительности, пространственной ориентации, координации в системе « глаз—рука». 

Читайте также:  История развития ребенка форма 112 фото

11 слайд

-В специальных занятиях по формированию элементарных математических представл

Описание слайда:

-В специальных занятиях по формированию элементарных математических представлений. -В работе по развитию речи (обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов «из личного опыта», рассказыванию текста арифметических задач, сочинению текста с элементарным математическим содержанием при выполнении роли в сюжетно-дидактических и театрализованных играх и пр.). – В развитии двигательных и музыкальных упражнений на занятиях у инструктора по физической культуре и музыкального руководителя В рисовании, лепке, конструировании, хозяйственно-бытовом труде при наполнении их элементарным математическим содержанием. -В комплексных игровых занятиях, где одновременно используются вербальный, графический и образно-двигательный знаки для выражения одного содержания. -В сюжетно-дидактических и театрализованных играх (режиссерских играх и играх-драматизациях), где выявление, осознание и воссоздание количественных, величинных, пространственно-временных отношений является целью и средством деятельности. -В Привлечение родителей в образовательный процесс. Присутствие на индивидуальных занятиях, выполнение методических рекомендаций, беседы по выполнению заданий, консультации и буклеты о математическом развитии ребенка. Формирование элементарных математических представлений осуществляется:

12 слайд

Виды помощи ребёнку при проведении занятия. стимулирующая помощь. направляюща

Описание слайда:

Виды помощи ребёнку при проведении занятия. стимулирующая помощь. направляющая помощь. обучающая помощь.

13 слайд

Виды математических игр: — игры с числами и цифрами; — путешествие во времени

Описание слайда:

Виды математических игр: — игры с числами и цифрами; — путешествие во времени; — ориентировку в пространстве; — игры с геометрическими фигурами; — логическое мышление.

14 слайд

Требования к материалу, используемому педагогами для развития математических

Описание слайда:

Требования к материалу, используемому педагогами для развития математических способностей (в том числе к игровому материалу): — он должен соответствовать возрасту и интересам детей; -должен быть ориентирован на зону ближайшего развития; — должен соответствовать программе ДОО (дошкольной образовательной организации) -обязан быть безопасным; — обязан быть эстетичным. -должен быть разнообразным. Таким образом, демонстрационный и раздаточный материал, используемый в процессе формирования элементарных математических представлений, должен быть разнообразным, подбираться с учетом особенностей восприятия детей с проблемами в интеллектуальном развитии и отвечать следующим требованиям: §   предметы, плоскостные и объемные модели должны быть знакомы детям, понятны, привлекательны, вызывать интерес и желание играть с ними; §   образные игрушки, различные их модели должны быть реалистичны, то есть соответствовать реальным объектам, что особенно важно в работе с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии, так как представления о реальных объектах у данной категории детей могут отсутствовать, быть неадекватными или неполными; §   все предлагаемые игрушки и пособия должны быть эстетичными, аккуратными и безопасными для детей.

15 слайд

Альтернативные образовательные программы и технологии

Описание слайда:

Альтернативные образовательные программы и технологии

16 слайд

Задания на количество и счет

Описание слайда:

Задания на количество и счет

17 слайд

Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста

18 слайд

Задания на закрепление геометрических фигур и развитие логического мышления

Описание слайда:

Задания на закрепление геометрических фигур и развитие логического мышления

19 слайд

Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста

20 слайд

Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста

21 слайд

Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста

22 слайд

Планшет «Логико-Малыш»

Описание слайда:

Планшет «Логико-Малыш»

23 слайд

РППС нашей группы

Описание слайда:

РППС нашей группы

24 слайд

Pinterest recommendations@inspire.pinterest.com https://www.pinterest.ru/sear

Описание слайда:

Pinterest recommendations@inspire.pinterest.com https://www.pinterest.ru/search/pins/?rs=srs&q=Занятия+По+Математике+Для+Дошкольников&source_id=ers_Y73fn7Hr&utm_campaign=recommended_searches&utm_medium=2031&utm_source=31&e_t=9455e45c3dad44b1aa4084f8026e9d75

25 слайд

Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста

26 слайд

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика дол

Описание слайда:

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. (В. Ф. Одоевский)

27 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1279240

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник