Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста
1. Организация коррекционной деятельности в процессе осуществления математического развития ребенка- математика как средство коррекции недостатков развития дошкольников.
2. Примеры упражнений математического содержания для работы в группах коррекционно развивающего обучения, ориентированная на быстрого дошкольника.
1. Математика как средство коррекции недостатковразвития ребёнка дошкольного возраста.
1. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками как одновременно обучающая и диагностическая.
Рассматривая взаимодействие вопросов обучения, развития и коррекции, нельзя подходить к ним как к вопросам не взаимосвязанным. Дети дошкольного возраста отличаются повышенным уровнем реагирования. Характер этого реагирования зависит от того, насколько полно и точно педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, конкретные обстоятельства его жизни и развития.
Если педагогическое воздействие строится с учётом уровня развития, опирается на сильные стороны его личности, то это воздействие обеспечивает успешное включение ребёнка в учебно-познавательную деятельность, способствует формированию положительного отношения к этой деятельности, влияет на формирование старательности, трудолюбия, активности. Становится мощным стимулом развития основных психических процессов и благоприятной базой для специальных коррекционных мероприятий.
Если же индивидуальные особенности ребёнка учитываются мало, то в процессе обучения исходные отклонения в развитии лишь усугубляются, возникают упущения, компенсировать или наверстать которые в будущем окажется почти невозможно. Такой эффект возникает, когда требования, предъявляемые к ребёнку, превышают его возможности, а также и когда они занижены.
Особенно сложной в этом смысле является ситуация для детей с теми или иными недостатками или отклонениями развития, требующими организации коррекционно-педагогической работы. Терминкоррекция часто воспринимается педагогами как синоним термина «исправление», хотя с точки зрения развивающй системы обучения правильнее было бы трактовать его как «доразвитие» до возможного для данного ребёнка максимума.И на этом этапе проблема коррекции смыкается с рассмотренной ранее проблемой диагностики и прогнозирования. И в этом смысле функция развития «плавно» перетекает в функцию коррекции. Очевидно, что такое понимание проблемы коррекции позволяет так же «плавно» вплести её в систему регулярных занятий с ребёнком.1. Организация коррекционной деятельности в процессе осуществления математического развития ребенка- математика как средство коррекции недостатков развития дошкольников.
2. Примеры упражнений математического содержания для работы в группах коррекционно развивающего обучения, ориентированная на быстрого дошкольника.
1. Математика как средство коррекции недостатковразвития ребёнка дошкольного возраста.
1. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками как одновременно обучающая и диагностическая.
Рассматривая взаимодействие вопросов обучения, развития и коррекции, нельзя подходить к ним как к вопросам не взаимосвязанным. Дети дошкольного возраста отличаются повышенным уровнем реагирования. Характер этого реагирования зависит от того, насколько полно и точно педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, конкретные обстоятельства его жизни и развития.
Если педагогическое воздействие строится с учётом уровня развития, опирается на сильные стороны его личности, то это воздействие обеспечивает успешное включение ребёнка в учебно-познавательную деятельность, способствует формированию положительного отношения к этой деятельности, влияет на формирование старательности, трудолюбия, активности. Становится мощным стимулом развития основных психических процессов и благоприятной базой для специальных коррекционных мероприятий.
Если же индивидуальные особенности ребёнка учитываются мало, то в процессе обучения исходные отклонения в развитии лишь усугубляются, возникают упущения, компенсировать или наверстать которые в будущем окажется почти невозможно. Такой эффект возникает, когда требования, предъявляемые к ребёнку, превышают его возможности, а также и когда они занижены.
Особенно сложной в этом смысле является ситуация для детей с теми или иными недостатками или отклонениями развития, требующими организации коррекционно-педагогической работы. Терминкоррекция часто воспринимается педагогами как синоним термина «исправление», хотя с точки зрения развивающй системы обучения правильнее было бы трактовать его как «доразвитие» до возможного для данного ребёнка максимума.И на этом этапе проблема коррекции смыкается с рассмотренной ранее проблемой диагностики и прогнозирования. И в этом смысле функция развития «плавно» перетекает в функцию коррекции. Очевидно, что такое понимание проблемы коррекции позволяет так же «плавно» вплести её в систему регулярных занятий с ребёнком.м
Источник
1. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками как одновременно обучающая и диагностическая.
Рассматривая
взаимодействие вопросов обучения,
развития и коррекции, нельзя
подходить к ним как к вопросам не
взаимосвязанным. Дети дошкольного
возраста отличаются повышенным уровнем
реагирования. Характер этого реагирования
зависит от того, насколько полно и точно
педагог учитывает индивидуальные
особенности каждого ребёнка, конкретные
обстоятельства его жизни и развития.
Если педагогическое
воздействие строится с учётом уровня
развития, опирается на сильные стороны
его личности, то это воздействие
обеспечивает успешное включение ребёнка
в учебно-познавательную деятельность,
способствует формированию положительного
отношения к этой деятельности, влияет
на формирование старательности,
трудолюбия, активности. Становится
мощным стимулом развития основных
психических процессов и благоприятной
базой для специальных коррекционных
мероприятий.
Если же индивидуальные
особенности ребёнка учитываются мало,
то в процессе обучения исходные отклонения
в развитии лишь усугубляются, возникают
упущения, компенсировать или наверстать
которые в будущем окажется почти
невозможно. Такой эффект возникает,
когда требования, предъявляемые к
ребёнку, превышают его возможности, а
также и когда они занижены.
Особенно сложной
в этом смысле является ситуация для
детей с теми или иными недостатками или
отклонениями развития, требующими
организации коррекционно-педагогической
работы. Термин
коррекция
часто
воспринимается педагогами как синоним
термина «исправление», хотя с точки
зрения развивающй системы обучения
правильнее было бы трактовать его как
«доразвитие» до возможного для данного
ребёнка максимума. И
на этом этапе проблема коррекции
смыкается с рассмотренной ранее проблемой
диагностики и прогнозирования. И
в этом смысле функция развития «плавно»
перетекает в функцию коррекции. Очевидно,
что такое понимание проблемы коррекции
позволяет так же «плавно» вплести её в
систему регулярных занятий с ребёнком.
Дефектологи и
олигофренопедагоги признают, что
«диагностирование умственной отсталости
в дошкольном возрасте, если она нерезко
выражена, представляет большую
сложность… В дошкольном возрасте
осложняется дифференциация умственной
отсталости и состояний, сходных с ней…
Среди детей, которые направляются в
медико-педагогические комиссии и
консультации, могут быть дети с задержкой
психического развития разной этиологии,
социально и педагогически запущенные,
с общим недоразвитием речи, а также с
нарушением деятельности анализаторов.
Во всех случаях отмечается отставание
умственного развития, носящее вторичный
характер. В задачи специалистов,
обследующих детей, входит ограничение
умственного недоразвития как основного
дефекта, которое может сопровождаться
дефектами анализаторов, от интеллектуального
отставания вторичного характера».
2. Методические подходы к организации коррекционно-развивающего обучения в доу.
Существует
значительное количество педагогических
и психологических исследований
коррекционной работы на математическом
материале как в условиях детского сада,
так и в условиях начальной школы,
убедительно показывающих, что математика
является мощнейшим средством коррекции
и компенсации недостатков интеллектуального
развития самого разного происхождения.
В отечественной
педагогической литературе в этих случаях
обычно используется аббревиатура ЗПР
(задержка психического развития), в
западных источниках термин «дети с
проблемами обучения». Эти определения
подразумевают, явления задержки или
несоответствия норме, наблюдаемые в
генезисе развития ребёнка на данный
момент, поддаются педагогическому
воздействию, преходящи и со временем
компенсируются или корригируются у
большинства таких детей при
правильно организованном процессе их
обучения и воспитания.
Коррекционно-развивающее
обучение представляет собой реализацию
«особо прицельного», усиленного внимания
педагога • к развитию тех психических
процессов, становление которых -у данного
ребёнка либо несколько задержалось,
либо не совсем соответствует нашим
примерным представлениям о норме
развития. Именно для таких детей
предусмотрены специальные подготовительные
группы. Сегодня такие группы в детских
садах организуются для детей от 4-5 лет.
Однако сегодня педагоги вынуждены
пользоваться на занятиях по математике
в системе коррекционно-развивающего
обучения методическими пособиями,
фактически не предназначенными для
реализации целей и задач
коррекционно-развивающего обучения
средствами предмета и в связи с этим не
содержащими необходимого для решения
этих задач материала. 3. Цели
коррекционно-развивающей работы на
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›Презентация “МАТЕМАТИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
МАТЕМАТИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выполнила: Буянкина М.Н. учитель-дефектолог 2020г . г.Усолг.Угггсольеье-Сибирское .
2 слайд
Описание слайда:
«Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» Лев Семенович Выготский.
3 слайд
Описание слайда:
Цель: Создать условия для развития элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: -всесторонне развивать ребенка: развивать любознательность, мыслительные операции, математическое мышление -формировать количественные, пространственные и временные представления -приобщать детей к математическому материалу -развивать воображение, интеллект, эмоциональную сферу ребенка.
4 слайд
Описание слайда:
Харакерные особенности детей с ЗПР Низкий уровень познавательной активности; Незрелость к мотивации учебной деятельности; Снижение работоспособности; Ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем; Неравномерность проявлений недостаточности развития; Несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту; Недостаточная сформированность умственных операций; Замедленный темп переработки информации; Отставание в речевом развитии.
5 слайд
Описание слайда:
Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования в этой области являются: -проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно исследовательской деятельности, конструировании и др.; -обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; -ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
6 слайд
Описание слайда:
Методическая литература
7 слайд
Описание слайда:
Программные задачи. Дети должны знать уметь: – сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; -считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; -Уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным; -сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково; -уметь присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10; – практически иллюстрировать состав чисел в пределах 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел; -решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания; -пользоваться знаками и обозначениями:=+-; -ориентироваться на странице альбома и листе бумаги ( различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.; -понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже); -распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал.
8 слайд
Описание слайда:
Математические познавательные способности Сенсорные (восприятие: форма, размер, количество, пространственное расположение Интеллектуальные (мышление: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и др. Внимание, память, воображение (условия успешности)
9 слайд
Описание слайда:
Математическое развитие является мощным инструментом: -для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.) -формирование графомоторных навыков( графическое решение – обвести, соединить, дорисовать) Развитие конструктивного праксиса, пространственных и временных представлений -формирование мыслительных операций, логического мышления, развитие памяти, внимания, восприятия -для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др. ) -развития речи(формирование навыков построения развернутых высказываний , логико-грамматических конструкций -подготовка к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.)
10 слайд
Описание слайда:
А.В. Белошистая выделяет следующие основные цели коррекционно-развивающей работы: 1.Цели интеллектуально-перцептивного характера: коррекция и развитие адекватного восприятия информации, предъявляемой зрительно и на слух; коррекция и развитие умений аналитического характера — существенных признаков, отделение главного от второстепенного, выделение закономерностей, осуществление распределения по выделенным признакам (классификация) и обобщение результатов деятельности (в предеметно-практической или вербальной форме). 2.Цели регуляторно-динамического характера: формирование элементов учебно-познавательной деятельности — понимание поставленной учебной задачи, самостоятельный выбор нужных средств в соответствии с задачей планирование деятельности и самоанализ (умение находить и исправлять ошибки), стимулирование учебно-познавательной мотивации, познавательного интереса и учебной самостоятельности. 3.Цели психофизиологического характера: развитие, коррекция или компенсация нарушенной деятельности анализаторов, развитие мелкой моторики, кинестезической чувствительности, пространственной ориентации, координации в системе « глаз—рука».
11 слайд
Описание слайда:
-В специальных занятиях по формированию элементарных математических представлений. -В работе по развитию речи (обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов «из личного опыта», рассказыванию текста арифметических задач, сочинению текста с элементарным математическим содержанием при выполнении роли в сюжетно-дидактических и театрализованных играх и пр.). – В развитии двигательных и музыкальных упражнений на занятиях у инструктора по физической культуре и музыкального руководителя В рисовании, лепке, конструировании, хозяйственно-бытовом труде при наполнении их элементарным математическим содержанием. -В комплексных игровых занятиях, где одновременно используются вербальный, графический и образно-двигательный знаки для выражения одного содержания. -В сюжетно-дидактических и театрализованных играх (режиссерских играх и играх-драматизациях), где выявление, осознание и воссоздание количественных, величинных, пространственно-временных отношений является целью и средством деятельности. -В Привлечение родителей в образовательный процесс. Присутствие на индивидуальных занятиях, выполнение методических рекомендаций, беседы по выполнению заданий, консультации и буклеты о математическом развитии ребенка. Формирование элементарных математических представлений осуществляется:
12 слайд
Описание слайда:
Виды помощи ребёнку при проведении занятия. стимулирующая помощь. направляющая помощь. обучающая помощь.
13 слайд
Описание слайда:
Виды математических игр: — игры с числами и цифрами; — путешествие во времени; — ориентировку в пространстве; — игры с геометрическими фигурами; — логическое мышление.
14 слайд
Описание слайда:
Требования к материалу, используемому педагогами для развития математических способностей (в том числе к игровому материалу): — он должен соответствовать возрасту и интересам детей; -должен быть ориентирован на зону ближайшего развития; — должен соответствовать программе ДОО (дошкольной образовательной организации) -обязан быть безопасным; — обязан быть эстетичным. -должен быть разнообразным. Таким образом, демонстрационный и раздаточный материал, используемый в процессе формирования элементарных математических представлений, должен быть разнообразным, подбираться с учетом особенностей восприятия детей с проблемами в интеллектуальном развитии и отвечать следующим требованиям: § предметы, плоскостные и объемные модели должны быть знакомы детям, понятны, привлекательны, вызывать интерес и желание играть с ними; § образные игрушки, различные их модели должны быть реалистичны, то есть соответствовать реальным объектам, что особенно важно в работе с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии, так как представления о реальных объектах у данной категории детей могут отсутствовать, быть неадекватными или неполными; § все предлагаемые игрушки и пособия должны быть эстетичными, аккуратными и безопасными для детей.
15 слайд
Описание слайда:
Альтернативные образовательные программы и технологии
16 слайд
Описание слайда:
Задания на количество и счет
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
Задания на закрепление геометрических фигур и развитие логического мышления
19 слайд
20 слайд
21 слайд
22 слайд
Описание слайда:
Планшет «Логико-Малыш»
23 слайд
Описание слайда:
РППС нашей группы
24 слайд
Описание слайда:
Pinterest recommendations@inspire.pinterest.com https://www.pinterest.ru/search/pins/?rs=srs&q=Занятия+По+Математике+Для+Дошкольников&source_id=ers_Y73fn7Hr&utm_campaign=recommended_searches&utm_medium=2031&utm_source=31&e_t=9455e45c3dad44b1aa4084f8026e9d75
25 слайд
26 слайд
Описание слайда:
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. (В. Ф. Одоевский)
27 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1279240
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник