Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка

Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка thumbnail

1.       Организация коррекционной деятельности в процессе осуществления математического развития ребенка- математика как средство коррекции недостатков развития дошкольников.

2.       Примеры упражнений математического содержания для работы в группах коррекционно развивающего обучения, ориентированная на быстрого дошкольника.

1. Математика как средство коррекции недостатковразвития ребёнка дошкольного возраста.

1. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками как одновременно обучающая и диагностическая.

Рассматривая взаимодействие вопросов обучения, развития и коррекции, нельзя подходить к ним как к вопросам не взаимосвязанным. Дети дошкольного возраста отличаются повышенным уровнем реагирования. Характер этого реагирования зависит от того, насколько полно и точно педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, конкретные обстоятельства его жизни и развития.

Если педагогическое воздействие строится с учётом уровня развития, опирается на сильные стороны его личности, то это воздействие обеспечивает успешное включение ребёнка в учебно-познавательную деятельность, способствует формированию положительного отношения к этой деятельности, влияет на формирование старательности, трудолюбия, активности. Становится мощным стимулом развития основных психических процессов и благоприятной базой для специальных коррекционных мероприятий.

Если же индивидуальные особенности ребёнка учитываются мало, то в процессе обучения исходные отклонения в развитии лишь усугубляются, возникают упущения, компенсировать или наверстать которые в будущем окажется почти невозможно. Такой эффект возникает, когда требования, предъявляемые к ребёнку, превышают его возможности, а также и когда они занижены.

Особенно сложной в этом смысле является ситуация для детей с теми или иными недостатками или отклонениями развития, требующими организации коррекционно-педагогической работы. Терминкоррекция часто воспринимается педагогами как синоним термина «исправление», хотя с точки зрения развивающй системы обучения правильнее было бы трактовать его как «доразвитие» до возможного для данного ребёнка максимума.И на этом этапе проблема коррекции смыкается с рассмотренной ранее проблемой диагностики и прогнозирования. И в этом смысле функция развития «плавно» перетекает в функцию коррекции. Очевидно, что такое понимание проблемы коррекции позволяет так же «плавно» вплести её в систему регулярных занятий с ребёнком.1.       Организация коррекционной деятельности в процессе осуществления математического развития ребенка- математика как средство коррекции недостатков развития дошкольников.

2.       Примеры упражнений математического содержания для работы в группах коррекционно развивающего обучения, ориентированная на быстрого дошкольника.

1. Математика как средство коррекции недостатковразвития ребёнка дошкольного возраста.

1. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками как одновременно обучающая и диагностическая.

Рассматривая взаимодействие вопросов обучения, развития и коррекции, нельзя подходить к ним как к вопросам не взаимосвязанным. Дети дошкольного возраста отличаются повышенным уровнем реагирования. Характер этого реагирования зависит от того, насколько полно и точно педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, конкретные обстоятельства его жизни и развития.

Если педагогическое воздействие строится с учётом уровня развития, опирается на сильные стороны его личности, то это воздействие обеспечивает успешное включение ребёнка в учебно-познавательную деятельность, способствует формированию положительного отношения к этой деятельности, влияет на формирование старательности, трудолюбия, активности. Становится мощным стимулом развития основных психических процессов и благоприятной базой для специальных коррекционных мероприятий.

Если же индивидуальные особенности ребёнка учитываются мало, то в процессе обучения исходные отклонения в развитии лишь усугубляются, возникают упущения, компенсировать или наверстать которые в будущем окажется почти невозможно. Такой эффект возникает, когда требования, предъявляемые к ребёнку, превышают его возможности, а также и когда они занижены.

Особенно сложной в этом смысле является ситуация для детей с теми или иными недостатками или отклонениями развития, требующими организации коррекционно-педагогической работы. Терминкоррекция часто воспринимается педагогами как синоним термина «исправление», хотя с точки зрения развивающй системы обучения правильнее было бы трактовать его как «доразвитие» до возможного для данного ребёнка максимума.И на этом этапе проблема коррекции смыкается с рассмотренной ранее проблемой диагностики и прогнозирования. И в этом смысле функция развития «плавно» перетекает в функцию коррекции. Очевидно, что такое понимание проблемы коррекции позволяет так же «плавно» вплести её в систему регулярных занятий с ребёнком.м

Источник

1. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками как одновременно обучающая и диагностическая.

Рассматривая
взаимодействие вопросов обучения,
развития и коррекции,
нельзя
подходить к ним как к вопросам не
взаимосвязанным. Дети дошкольного
возраста отличаются повышенным уровнем
реагирования. Характер этого реагирования
зависит от того, насколько полно и точно
педагог учитывает индивидуальные
особенности каждого ребёнка, конкретные
обстоятельства его жизни и развития.

Если педагогическое
воздействие строится с учётом уровня
развития, опирается на сильные стороны
его личности, то это воздействие
обеспечивает успешное включение ребёнка
в учебно-познавательную деятельность,
способствует формированию положительного
отношения к этой деятельности, влияет
на формирование старательности,
трудолюбия, активности. Становится
мощным стимулом развития основных
психических процессов и благоприятной
базой для специальных коррекционных
мероприятий.

Если же индивидуальные
особенности ребёнка учитываются мало,
то в процессе обучения исходные отклонения
в развитии лишь усугубляются, возникают
упущения, компенсировать или наверстать
которые в будущем окажется почти
невозможно. Такой эффект возникает,
когда требования, предъявляемые к
ребёнку, превышают его возможности, а
также и когда они занижены.

Особенно сложной
в этом смысле является ситуация для
детей с теми или иными недостатками или
отклонениями развития, требующими
организации коррекционно-педагогической
работы.
Термин
коррекция
часто
воспринимается педагогами как синоним
термина «исправление», хотя с точки
зрения развивающй системы обучения
правильнее было бы трактовать его как
«доразвитие» до возможного для данного
ребёнка максимума. И
на этом этапе проблема коррекции
смыкается с рассмотренной ранее проблемой
диагностики и прогнозирования.
И
в этом смысле функция развития «плавно»
перетекает в функцию коррекции. Очевидно,
что такое понимание проблемы коррекции
позволяет так же «плавно» вплести её в
систему регулярных занятий с ребёнком.

Дефектологи и
олигофренопедагоги признают, что
«диагностирование умственной отсталости
в дошкольном возрасте, если она нерезко
выражена, представляет большую
сложность… В дошкольном возрасте
осложняется дифференциация умственной
отсталости и состояний, сходных с ней…
Среди детей, которые направляются в
медико-педагогические комиссии и
консультации, могут быть дети с задержкой
психического развития разной этиологии,
социально и педагогически запущенные,
с общим недоразвитием речи, а также с
нарушением деятельности анализаторов.
Во всех случаях отмечается отставание
умственного развития, носящее вторичный
характер. В задачи специалистов,
обследующих детей, входит ограничение
умственного недоразвития как основного
дефекта, которое может сопровождаться
дефектами анализаторов, от интеллектуального
отставания вторичного характера».

Читайте также:  Основы развития личности ребенка обязаны закладывать

2. Методические подходы к организации коррекционно-развивающего обучения в доу.

Существует
значительное количество педагогических
и психологических исследований
коррекционной работы на математическом
материале как в условиях детского сада,
так и в условиях начальной школы,
убедительно показывающих, что математика
является мощнейшим средством коррекции
и компенсации недостатков интеллектуального
развития самого разного происхождения.

В отечественной
педагогической литературе в этих случаях
обычно используется аббревиатура ЗПР
(задержка психического развития), в
западных источниках термин «дети с
проблемами обучения». Эти определения
подразумевают, явления задержки или
несоответствия норме, наблюдаемые в
генезисе развития ребёнка на данный
момент, поддаются педагогическому
воздействию, преходящи и со временем
компенсируются или корригируются у
большинства таких детей при
правильно организованном процессе их
обучения и воспитания.

Коррекционно-развивающее
обучение представляет собой реализацию
«особо прицельного», усиленного внимания
педагога • к развитию тех психических
процессов, становление которых -у данного
ребёнка либо несколько задержалось,
либо не совсем соответствует нашим
примерным представлениям о норме
развития. Именно для таких детей
предусмотрены специальные подготовительные
группы. Сегодня такие группы в детских
садах организуются для детей от 4-5 лет.
Однако сегодня педагоги вынуждены
пользоваться на занятиях по математике
в системе коррекционно-развивающего
обучения методическими пособиями,
фактически не предназначенными для
реализации целей и задач
коррекционно-развивающего обучения
средствами предмета и в связи с этим не
содержащими необходимого для решения
этих задач материала. 3. Цели
коррекционно-развивающей работы на

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В  настоящее время  проблеме  воспитания  и развития детей дошкольников с особенностями  в развитии уделяется значительное внимание, как в сфере практики. Это обусловлено, прежде всего, тенденцией к увеличению количества детей с различными проблемами в развитии.

Формирование элементарных математических представлений ребенка- дошкольника  с особыми образовательными потребностями в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий , в которых он обучается, нежели математическое развитие его сверстников.

Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с особыми образовательными   потребностями не развивается полноценно без специального обучения. Коррекционное воздействие состоит, прежде всего, в формировании   психологических механизмов деятельности. Все структурные компоненты деятельности: потребностно- мотивационный, содержательный, операционный и результативный, оказываются несформированными у данной категории детей.

Но, те  не менее, многочисленные исследования  подтверждают оптимистическую идею о том, что  данный ребенок может овладеть математическими представлениями  пари наличии адекватной и своевременной коррекционно- развивающей помощи.

Развитие ребенка по формированию элементарных математических представлений не является изолированной задачей , а входит в общий комплекс коррекционной работы.

Методика формирования элементарных математических представлений  у дошкольников с трудностями в обучения базируется на основных положениях методики  формирования элементарных математических представлений у нормально развивающихся  детей.  Но вместе с  тем, процесс обучения детей интеллектуальной недостаточностью  в целом, и процесс формирования элементарных математических представлений , в частности, имеют свои особенности.  Это, прежде всего, индивидуальный  и дифференцированный  подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, опора на наглядно- образное восприятие, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.

Работа во время непосредственно  образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений начинается с повторения пройденного материала, для детей важна системность, постоянство некоторых структурных элементов, поэтому мы всегда начинаем и заканчиваем традиционным кругом ( все дети и педагог берутся за руки, образуя круг). Это помогает мотивировать детей на предстоящую деятельность, создать эмоциональный настрой.

Разминка всегда у нас проходит в форме игровых  упражнений ( « Бывает – не бывает?», « Что сначала? Что потом?», « Кого больше? и т.д ) и занимает от 1 до  5 минут. Она стимулирует проявление смекалки и сообразительности, позволяет сосредоточить внимание детей, активизировать их мышление, повторить ранее пройденный материал.

Практически весь процесс формирования элементарных математических представлений у детей с проблемами в развитии строится на игровой основе. Игра- это наиболее лучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания.

Детям с неустойчивым вниманием необходимы частая смена деятельности, двигательная зарядка. Мы обязательно включаем задания, связанные с выполнением движений, содержание динамической паузы, связано с темой непосредственно образовательной деятельности, а так же с лексической темой.

Часто своим детям мы создаем проблемные ситуации, это позволяет стимулировать познавательную активность детей.  Побудительным мотивом к поиску является предложение решить какую- либо игровую или практическую задачу.

Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, необходимо мотивировать их на предстоящую деятельность( проверить, научится, узнавать новое и т.п). При подаче нового материала, закреплении и уточнении знаний, способов действий детям предлагаются задачи, в содержании которых отражаются  близкие , понятные им ситуации.  Так, они выясняют, какой длины ленточки, шнурки у ботинок и т.д. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.

Большое внимание в обучении детей имеет активное включение  в работу разных анализаторов, широкое применение наглядных пособий. Наглядной опорой могут служить «заместители» реальных предметов ( модели геометрических фигур).

Например, дети угадывают, каких листьев больше кленовых или дубовых, если кленовые обозначены большими кругами, а дубовые- маленькими. Наш опыт показывает, что дети успешно пользуются такими моделями.

Внимание у детей с трудностями в обучении:

— неустойчивое;

— снижена концентрация ;

— они не могут сосредоточится;

— снижен объем принимаемой информации;

— испытывает «трудности переключения»;

— повышенная отвлекаемость.

У данных детишек страдает целостность восприятий, замедление процесса поступающих через органы чувств информации. Нарушена ориентировка в пространстве.  В этой ситуации я использую математические игры с прищепками. Дается инструкция: возьми треугольник и преврати его в елочку.  С правой стороны прицепи 5 прищепок. А с левой — на одну меньше. ( Если ребенок путает стороны, на левой или правой руке надевается цветная резинка, браслетик). Возьми круг и при помощи прищепок сделай лучики, их должно быть не более 8. Положи елочку в  правый нижний угол, а солнышко- в верхний левый.

Читайте также:  Образовательная программа детство центр развития ребенка

Память у этих детей непроизвольная, вербальную информацию воспринимают плохо. Чтобы улучшить произвольную память у детей, мы обучаем их различным формам организации запоминания, даем им опорные схемы, модели для запоминания, заучиваем стихи по математическим темам.

Низкое произвольное внимание — одна из причин неуспешности детей. Поэтому постоянно показываем зависимость результата работы от того, как

дети выслушали и запомнили задание, приучать их действовать точно в соответствии с инструкциями.

Мышление у детей с проблемами развития – наглядно- действенное, мы стараемся развить у них наглядно- образное мышление , а далее- словесно-логическое, т.е. абстрактное мышление, при помощи логических, познавательных, сюжетных- математических игр.    Например: «Магазин», «Путешествие на автобусе» и т.д. с билетами из цифр , из геометрических фигур и прочими математическими атрибутами.

Также применяем математические игры в «Сухом бассейне». Например, цифроед съел из цифрового ряда цифры; пропущенные цифры найди в бассейне. ( Дети ищут шарики с нужной цифрой). Или ответ данной задачи спрятан в бассейне. Найди его.

Вводим математические компьютерные игры, т.е. всячески  мотивируем детей для успешного усвоения элементарных математических представлений.

Помимо заданий,  направленных на решение учебной задачи, из области «Познание», мы обязательно интегрируем образовательную область «Физическую культуру». Проводим комплексную психокоррекционную работу. Формами такой работы у нас являются: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, а также точечный массаж. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальце рук.  Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Приведем несколько упражнений: 1. «Качание головой». Покачиваем головой — неприятности долой. (Дышать глубоко.  Расправить плечи, закрыть глаза,  опустить голову вперед  и медленно покачивать головой из стороны в сторону).  2. «Массаж ушных раковин». Ушки сильно разотрем, и погладим, и помнем. (Помассировать мочки ушей,  затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками. 3. «Кивки». Покачиваем головой, чтобы в душе был покой. ( Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед- назад) и т.д. Эти упражнения направлены для развития межполушарного взаимодействия и улучшают мысленную деятельность, запоминание, синхронизируют работу полушарий головного мозга.

Коррекционно — воспитательная работа, основанная на комплексном подходе к формированию математических представлений у детей с трудностями в обучении, в дошкольном возрасте будет способствовать их целостному развитию и подготовке к обучению к школе.

Источник

Екатерина Качалова
Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста

Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста.

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В психолого-педагогической,а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью» (У. В. Ульенкова, «отстающие в учении» (Н. А. Менчинская, «нервные дети» (А. И. Захаров).

К числу детей с задержкой психического развития относятся такие,у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

– низкий уровень познавательной активности;

– незрелость мотивации к учебной деятельности;

– сниженная работоспособность к приему и переработке информации;

– ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

– недостаточная сформированность умственных операций;

– отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально -волевой сферы и поведения

У дошкольников с задержкой психического развития замедленно формируются навыки счета. Они передвигают предметы манипулируют ими, произносят вслух числительные.

У значительной части детей с задержкой психического развития вызывают затруднения задания на порядковый счет.

Дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза к началу школьного обучения без затруднений ориентируются лишь о пределах пяти. Только некоторым из них доступен отвлеченный счет. В большинстве случаев они считают лишь с опорой на наглядный материал.

Дошкольники с задержкой психического развития выделяют и показывают предметы с заданными признаками размера, большой и маленький, высокий и низкий, длинный и короткий, толстый и тонкий, широкий и узкий. Самостоятельное употребление этих слов-терминов у многих из них отсутствует. Дошкольники с задержкой психического развития хуже нормально развивающихся сверстников ориентируются на листе бумаги, не могут сразу показать верх, низ, найти левую и правую стороны тетради. Они часто сомневаются, действуют робко, неуверенно,

Существенные проблемы возникают у дошкольников с задержкой психического развития при решении арифметических задач.

Процесс овладения математическими знаниями, умениями и навыками является сложной деятельностью для старших дошкольников с ЗПР. С целью успешного усвоения математической деятельности необходимы определённые интеллектуальные и речевые предпосылки, а при обследовании таких детей очень часто выявляется отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированностью умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений о себе и об окружающем, недоразвитии коммуникативной сферы. Не соответствует возрасту развитие внимания, восприятия, памяти. Отставание происходит и в речевом развитии. Это – низкий уровень речевой активности, замедленный темп становления регулирующей функции речи, недостатки произношения, аграмматизмы, затруднения в словообразовании, бедный словарный запас. Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, импульсивности действий, гиперактивности, несформированности произвольной регуляции поведения, несформированности способов самоконтроля, планирования, недостаточной выраженности ориентировочного этапа, целенаправленности, низкой продуктивности деятельности, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Для этой группы детей характерными также являются недостатки моторики, особенно мелкой, затруднения в координации движений.

Читайте также:  Развитие речи ребенка дошкольного возраста презентация

Проводить работу по развитию элементарных математических представлений с детьми с ЗПР необходимо не обособленно, а в сочетании с развитием внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления. Развитие элементарных математических представлений, обучение счету должны опираться на сформированные пространственные и временные понятий у детей, на умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. С этой целью на занятиях можно использовать набор материалов для обследования сенсорных возможностей ребенка, а также давать задания (картинный материал) для определения предметов во времени и пространстве.

Для стимулирования процессов анализа и синтеза, сравнения,обобщения и абстрагирования детям даются:

а) задания, способствующие развитию умения сравнивать предметы по определенным признакам, с противоположными по значению понятиями («широкий – узкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «начало – конец» и др.);

б) задания, способствующие формированию умений устанавливать сходство и различие в предметах, умение выделять главные признаки предметов, классифицировать предметы,сравнивать и анализировать:

– найти предмет, как на образце (по форме, узору, составным деталям и т. д.);

-найти предмет, отличающийся от других, или определить, чем похожи эти предметы (группировка предметов);

– найти лишний предмет (развитие понятийного аппарата ребенка);

– найти закономерность и подобрать недостающий предмет, либо продолжить ряд;

в) задания, развивающие творческое мышление, воображение, а заодно и знание геометрических фигур (дорисовать предметы: круг -солнышко, квадрат, треугольник, прямоугольник – дом, трапеция -цветочный горшок, юбка, овал – озеро, огурец и т. д.).

Содержание коррекционно-развивающих заданий должно способствовать развитию представлений об окружающем мире, а также формированию умения устанавливать логические связи.Например: пройти по лабиринту от взрослого животного к его детенышу, найти закономерность в парных изображениях.

При диагностических занятиях с детьми с ЗПР по обучению счету необходимо установить предел знаний у ребенка последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в прямом и обратном порядке, от заданного числа до заданного, соотношение количества и числа, владение способами вычисления (конкретно на наглядном материале, отвлеченно, знание состава числа, знание вычислительных приемов, умение устанавливать логические связи при решении простых задач.

В целях выявления обучаемости (зоны ближайшего развития) каждого конкретного ребенка на диагностических занятиях используются задания для выявления у ребенка

1) способности к обобщению математического материала (числа, цифры, знаки):

– соотнесение числа и количества;

– знание цифр и математических знаков;

– сравнение и уравнивание количеств;

– знание числового ряда;

– знание величины, формы;

– знание геометрических фигур;

– ориентировка во времени и пространстве.

2)способности к обратимости мыслительных процессов:

– прямой и обратный счет;

– счет от заданного до заданного числа прямой и обратный;

«соседи» чисел;

– сложение и вычитание;

– деление геометрических фигур на более мелкие составные части;

– сравнение предметов по величине от наименьшего к наибольшему и наоборот.

3) способности к свертыванию математического рассуждения и соответствующих математических действий (переход от практических действий с предметами к действиям в уме):

– сложение и вычитание;

– состав числа;

– сравнение чисел;

определение математических знаков в математических выражениях;

– нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания;

– решение логических задач.

Коррекционные задания должны быть обязательно доступными и вызывающими интерес у детей. Усложнять задания следует с большой осторожностью, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его настроение и состояние на момент занятий с ним. И тогда работа обязательно достигнет положительного результата.

Для удобства планирования дефектолог ориентируется на два ведущих компонента в содержании коррекционно-педагогической работы.

1) Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению элементарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование мелкой моторики, формирование пространственной ориентации, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность.

2) Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, расширение словарного запаса, стимуляция коммуникативной активности).

Основной целью работы является создание для детей с ЗПР оптимальных условий для развития познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. При исследовании познавательной деятельности учитель дефектолог определяетхарактеристики интеллектуальной и продуктивной деятельности ребенка:

-особенности мотивации;

-способность к пониманию инструкции;

-сформированность знаний, практических умений навыков, необходимых для решения задач;

-особенности самоконтроля и самооценки.

Занимаясь с детьми с задержкой психического развития нужно понимать, что ЗПР – это дизонтогенное (аномальное) развитие. Оно характеризуется нарушением познавательной деятельности и расстройством эмоционального развития (инфантилизмом). ЗПР – это временный диагноз. Поэтому очень важно еще в дошкольном возрасте выявить у ребенка отставание в развитии, определить его зону ближайшего развития и начать с ним коррекционную работу, чтобы подготовить к обучению в условиях общеобразовательной (массовой) школы. Реализация задач воспитательно-образовательной работы позволяет сформировать у детей с ЗПР запас представлений об окружающей действительности, знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения школьной программы.

Источник