Математика и речевое развитие ребенка

Александра Львова
Как связано развитие речи и математика?

Как связано развитие речи и математика?

Коммуникативные навыки – это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию.

Развитие речи это один из главных аспектов развития ребенка, его успешности среди сверстников. Словарь, который усваивается детьми на занятиях по математике, по мнению З. А. Михайловой, Р. Л. Непомнящей складывается из отдельных слов, представленных существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами, и словосочетаний. А специфическая особенность математики заключается в преобладании таких частей речи, как числительные, прилагательные, наречия, предлоги, которые в обыденном речевом общении детей используются редко и не всегда точно.

Поэтому мы предлагаем, в процессе развития математических представлений и речи использовать словесные игры и упражнения.

Дети в непринужденной форме закрепляют математические понятия и термины. Именно поэтому, словесная игра поможет ребенку овладеть в легкой, непринужденной форме логико-математическими представлениями. Их можно использовать во всех формах работы по развитию математическихпредставлений у детей дошкольного возраста: занятиях; в режимных моментах; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно в самостоятельной деятельности.

Дети правильно отвечают на поставленные вопросы простыми и распространёнными предложениями, используя в своей речи предлоги, местоимения, числительные и математические понятия, умеют правильно объяснить.

Словесные игры можно условно разделить на лексические, грамматические, а также игры, способствующие развитию связной речи. Это игры которые вы проводите на непосредственно образовательной деятельности по математике на систематизацию, уточнение представлений, знаний и умений, расширение области их применения. Когда даете новую информацию, или на закрепление полученной ранее информации. Так же в совместной, индивидуальной деятельности, или даже на прогулках, в повседневных видах детской деятельности, и в познавательно-игровой деятельности. Словесные игры с математическимсодержанием помогают детям:

– в знании терминов и понимании и символов изучаемых математических объектов и отношений между ними;

– в умении использовать термины и символы математических понятий в математической речи;

– в осознании законов построения и структуры выражений математического языка, конструирования математических предложений;

– в понимании логической структуры определения понятий, алгоритма решения задач;

–в умении сравнивать объекты по указанному признаку, выделять существенные признаки для их сравнения;

–в умении проводить классификацию понятий по заданному и самостоятельно найденному признаку;

– в умении формулировать, противоположное значение;

– в умении логически правильно обосновывать свой ответ;

Это такие игры как: «Парные картинки», «Один-много», «Математическое лото», «Скажи, где находиться?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Чем отличается», «Узнай по описанию», «Я начну, ты продолжи», «Цепочка слов», «Чего не стало?», «Разложи по полочкам», «Посчитай», «Четвёртый лишний».

Так, словесная игра «Цепочка слов» используется для увеличения словарного запаса слов и развития памяти старших дошкольников. Детям предлагается запомнить тройки слов,которые воспитатель называет один раз: круг, треугольник, квадрат; больше, меньше, столько же; слева, справа, прямо; пятый, шестой, седьмой; вверху, внизу, между; наблюдай, считай, сравнивай. Педагог произносит только первое слово тройки, а второе и третье вспоминают и произносят дети. Анализируя ответы детей, следует обращать внимания на способ запоминания таких групп слов, которые связаны по смыслу. В играх с правилами продумываются различные варианты.

«Посчитай».

Цель: Закреплять умение правильно согласовывать числительные до десяти с существительными. Правильно ставить ударения в существительных и числительных. Развивать активный словарь, память, внимание, восприятие.

Игра «Концовка» используется для развития речи детей, включения в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий» и др. Сначала воспитатель произносит начало предложения, затем дети продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы,например: «Если сосна выше, чем березы, то береза … (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы. (тоньше ствола дуба)». Воспитатель предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например, «колобок. (круглый, Буратино. (тонкий, дядя Степа. (высокий, гном (низкий).

«Составь загадку».

Дети сочиняют математические загадки, для чего им потребуется выделить в них существенные свойства предмета и представить их в образной форме. Воспитатель показывает детям хорошо знакомую геометрическую фигуру (цифру). Коллективно выделяют его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание дети составляют без помощи педагога.

«Четвёртый лишний».

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные, логические связи. Воспитывать умение точно следовать инструкции, целеустремленность.

Словесные дидактические игры, несомненно, способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствуют чёткое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить лексико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом в соответствии с возрастом.

Еще нам бы хотелось сказать про речь педагога которая должна соответствовать некоторым требованиям:

– полная ясность, соответствие речевой динамики возрастным особенностям;

-научность, логическая обоснованность рассуждений;

-соблюдение правил этимологии и синтаксиса (правильное употребление падежей, союзов,);

– литературность (живость, образность изложения);

– четкость, лаконичность.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сенситивными периодом речевого развития ребенка, и одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает “не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи“.

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. И напоследок повторю, что математика предоставляет настоящему педагогу большие возможности для обогащения лексики, не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения речью, а также развития грамматического строя речи и связной речи в целом.

Читайте также:  Методика развития речи у не говорящего ребенка

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 179 «Детский сад присмотра и оздоровления»

Консультация для воспитателей

«Расширение словаря и развитие связной речи на занятиях РЭМП»

Составила воспитатель Вербицкая Т. Л.

Кемерово 2013

На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы формируем у детей специальный словарь – математических терминов и, кроме того, имеем возможность создать специальную речевую среду, дающую детям образцы речи (речь воспитателя, художественное слово) и позволяющую развивать собственную. Для этого мы используем самые разнообразные приемы, как основные на занятии, так и дополнтельные.

Формируя словарь, мы должны помнить, что одновременно с термином мы формируем и образ. Даже один неправильно сформированный образ ведет к искажению процесса коммуникации. Если произношение слова мы можем услышать и скорректировать сразу, то увидеть образ, который возникает в голове у ребенка мы не в силах.

Мы знаем, что  у детей примерно до 3-х лет (пока мышление является предметно-действенным и довербальным, неречевым) формирование образа идет от частного, конкретного случая к общему, а у детей после трех лет (когда мышление становится наглядно-образным) – само слово уже является обобщением, неким образом. Одной из особенностей организации нашего головного мозга является то, что при созревании определенного его отдела, функция, для которой такой отдел предназначен, формируется наипростейшим путем.  И все то, что попадает в нашу голову, остается там навсегда, пока головной мозг существует. И нужное (проблема в том, что не всегда легко его оттуда достать), и ненужное. И в ситуации, когда место этого кратчайшего пути «занято» ошибочно, проблема исправляется прокладыванием «обходного» пути, что конечно происходит сложнее и дольше. Аналогично происходит в случаях микропоражений мозга при минимальной мозговой дисфункции (ММД), нарушениях структуры головного мозга при перинатальной энцефалопатии (ПЭП) и других проблемах развития, не влияющих пагубно на интеллектуальное развитие ребенка. При леворукости, когда в силу доминантности правого полушария развитие мозга происходит аномально и непредсказуемо, большее количество «дорожек» имеют сложную организацию. Дополнительные пути прохождения сигналов наслаиваются на основные, а также являются более уязвимыми в силу своей сложной и поздней организации. Так, при болезни Альцгеймера человек забывает, начиная с последних событий, как говорят «впадает в детство». Это раньше детей делили на умных и неумных. Сегодня, зная об особенностях созревания головного мозга и его функций, мы говорим об индивидуальной траектории развития.

Мы рискуем заполнить кратчайший путь неверной информацией, когда не принимаем во внимание особенности развития ребенка. Например, у ребенка нарушено звукопроизношение. К двум годам формируется центр фонематического восприятия, и он становится взаимосвязан с центром моторной речи: воспринимаемая речь на слух сопровождается моторными движениями (артикуляцией). Слыша, например, «круг» – ребенок артикулирует «кух», а в результате формируется неверный образ. Или другая ситуация: на фоне ММД у ребенка развилась гиперактивность, расторможенность и прочее. Сигнал может бы и сформировался, да на пути наткнулся на точечное поражение мозга, стал искать обходной путь, да зацепил по дороге соседние каналы. Те – активизируются, да не «по делу», в голове у ребенка начинается «салют», ребенка начинает «трясти»: он может подскочить, закричать, начать что-то бросать, толкать, стучать и пр. У другого ребенка, наоборот, – гипоактивность. Сигнал пошел, да на полпути затух, его встрепенули чем-либо, а на месте, где сигнал застрял – другая информация записана, ребенок начинает «ее думать» и т.д. Такой ребенок вроде и сидит тихо – да находится не здесь, а где-то далеко. Леворукий ребенок из-за обилия сложных, извилистых путей прохождения сигналов часто бывает тревожен, неуверен в себе, даже настроен на неуспех. Встречались вам такие ситуации?..

Какими приемами мы можем помочь ребенку сформировать правильный образ слова?.. Прежде всего, задействуя основные органы чувств:

  • Увидеть, проследить глазами (например, во время зрительной гимнастика)
  • Услышать – многократно, но из разных уст, с разной интонацией (попросите детей с хорошим произношением повторить за вами), у детей младшего возраста желательно отдифференцировать от сходных по звучанию слов: кружок – кусок, треугольник – игрушка, елочка и пр. (особенно полезно обращаться к отдельным гипоактивным детям)
  • Потрогать – обследовать, сопровождая словами, либо по словесной инструкции (последнее важно для гиперактивных детей – ритм их успокаивает и организует)
  • Хорошо бы и понюхать и попробовать (например, в совместной деятельности с родителями – испечь печенье в виде фигурок, цифр)

А также:

  • Создавая дополнительный эмоциональный фон – с помощью художественного слова, музыкальных произведений – мы  помогаем, что называется «упасть зерну на взрыхленную почву», т.е. прочнее усвоить то или иное понятие (особенно важно для леворуких детей).
  • Другой полезный прием: называть слово по частям (необязательно по слогам – можно и в музыкальном размере, и с паузами) и сопровождать речь движениями: кру-жок (дуги правой-левой рукой), треу-голь-ник (рисовать грани треугольника рукой), четы-реху-голь-ник и т.п.

Приемов усвоения лексики огромное множество. Но чтобы слова прочно «засели» в голове и были «легко вынимаемыми» необходимо ввести их в связную речь.

Для этого на следующем этапе мы соединяем новый термин, понятие с уже знакомыми (в том числе и по другим занятиям) словами. Важно помнить, что в голове при образовании связного высказывания происходят тысячи наисложнейших операций. В семантических полях хранятся корни и суффиксы, несущие смысловую и оттеночную нагрузку, вернее коды их звуковых оболочек, а окончания, приставки, предлоги являются самостоятельными слоями организации речи головного мозга. Чтобы связать слова друг с другом, нейроны в головном мозге прокладывают достаточно сложный извилистый путь. Русский язык часто необъясним правилами и логикой, многое нужно просто запомнить, то есть сформировать прочные «пути-дорожки».

Поэтому, мы поупражняем детей в образовании множественного числа существительных, изучая, например, «один – много»: шкаф – шкафы, стол – столы, но стул – стулья. Изучая числительные – тренируем их согласование с существительными: одно яблоко, два яблока,… четыре яблока, пять яблок. Знакомя с цветом – уделяем внимание родовым окончаниям: у кого красный шарф, а у кого зеленая шапочка? Обучая ориентироваться в пространстве – активно употребляем приставочные глаголы: подкатился, закатился, вкатился; зашел, подошел, ушел, обошел и т.д.

Читайте также:  Развитие ребенка в 3 хода

Для формирования связной речи широко используются такие приемы:

  • упражнение «На что похоже?»
  • вопросы, формулировка которых требует развернутого ответа: «Какая фигура подойдет мышонку, чтобы скатываться, а медвежонку – посидеть?», «Почему?»
  • Задание, придумываемое ребенком по указанию или по аналогии с образцом воспитателя: «Какое число меньше 8, но больше 4? – спрашивает педагог, а затем говорит: Придумай свой вопрос, но с одним вариантом ответа».
  • Игра «Волшебники»: нужно изменить одно слово в предложении, чтобы изменить картинку на фланелеграфе, например: Красный треугольник выше синего квадрата.
  • Разыгрывание ситуаций для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Путешествие» и др.
  • Пересказ по схемам-опорам либо драматизация эпизодов сказок с математическим содержанием: «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Жихарка», «Цветик-семицветик»
  • Сочинение сказок по известным мотивам, например: «Колобок» – с геометрическими фигурами, «Теремок» – с цветными зверятами, «Курочка Ряба» – на пространственные отношения.
  • Рефлексия – показывает владение ребенка речью, уровень сформированности связного высказывания.

Таким образом, в курса математики для дошкольников развитию мышления неразрывно сопутствует развитие речи, включающее формирование умений слушать, связно и доказательно говорить.

Практическая часть

Задания педагогам:

Придумайте такое начало математической сказки, чтобы детям было легко продолжить:

  • о цвете;
  • о формах;
  • о числах, цифрах, математических действиях;
  • на ориентировку в пространстве.

Источник

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном размышлении, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Работа по развитию речевых навыков и умений является важнейшим звеном в системе обучения и осуществляется она практически на всех занятиях.

Процесс формирования элементарных математических представлений способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи – точной, краткой, развитию умений обосновать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки. ФЭМП решается посредством накопления непосредственных эмоционально-образных впечатлений, усвоения и умения адекватно использовать речь для выражения сущности практического действия, доказательства.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы формируем у детей специальный словарь – математических терминов и, кроме того, имеем возможность создать специальную речевую среду, дающую детям образцы речи (речь воспитателя, художественное слово) и позволяющую развивать собственную. Для этого используем самые разнообразные приемы- наполняя словарь младшего дошкольника мы одновременно с термином формируем и образ, а один неправильно сформированный образ ведет к искажению процесса коммуникации. Какие приемы я использовала ,чтобы помочь ребенку сформировать правильный образ слова? Прежде всего, нужно задействовать основные органы чувств: Увидеть, проследить глазами (например, во время зрительной гимнастики)Услышать – многократно, но из разных уст, с разной интонацией, а так же– называла слово по частям и сопровождала речь движениями: кру-жок (дуги правой-левой рукой).Потрогать – обследовать, сопровождая словами, либо по словесной инструкции. Хорошо бы и понюхать и попробовать (например, в совместной деятельности с родителями – испечь печенье в виде фигурок, цифр).А также: создавая дополнительный эмоциональный фон – с помощью художественного слова, музыкальных произведений. Приемов усвоения лексики много. Затем проводила работу по введению нового словаря в связную речь, для этого соединяла новый термин, понятие с уже знакомыми словами. Этому способствовали упражнения: образование множественного числа существительных, изучая, например, «один – много»: шкаф – шкафы; согласование числительных с существительными: одно яблоко– два яблока, пять яблок; обучая ориентироваться в пространстве – активно употребляли приставочные глаголы: подкатился, закатился, вкатился; знакомя с цветом – уделяла внимание родовым окончаниям: красный круг.

Для формирования связной речи использовала приемы развивающих методик (ТРИЗ, мнемотехники, логоритмики и др.): подбор ассоциативных связей –игра «Только одно свойство»,«Найди такой же», «Найди и опиши»,классификация объектов по признакам- «На что похоже?»,вопросы, формулировка которых требует развернутого ответа: «Какая фигура подойдет мышонку, чтобы скатываться, а медвежонку – посидеть?», «Почему?»; задание, по указанию или по аналогии с образцом воспитателя: «Какое число меньше 8, но больше 4?»;игра «Волшебники»: нужно изменить одно слово в предложении, чтобы изменить картинку на фланелеграфе, например: Красный треугольник выше синего квадрата; моделирование и обыгрывание сказок с помощью геометрических фигур, кодирование и отгадывание сказки с помощью мнемотаблиц, разыгрывание ситуаций в сюжетно-ролевых играх «Супермаркет», «Путешествие» и др.

Современные дети не мыслят себя без разных гаджетов, поэтому активно использую возможности интерактивной доски. Использование интерактивных игр, презентаций, упражнений на внимание и смекалку на занятиях и в свободной деятельности помогает наглядно донести материал, а заодно и проверить, как дети его усвоили.

Часто от взрослых можно услышать, что математика – скучная наука. Это неверно. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность дошкольников. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Практика показывает, что на успешность усвоения материала влияет также содержание предлагаемого материала и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Чем любит заниматься ребёнок больше всего? Играть и слушать сказки. Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей, т. к. сказки любимы детьми, понятны и знакомы им. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко. Многие исследователи (Большунова Н. Я., Шарыгина Т. А., Ерофеева Т. И.) считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок, т. к. облегчает процесс обучения. К. Д Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики – это урок сельского хозяйства или домашней экономии. Когда речь идёт о дошкольниках, то рекомендуется математику максимально связать с окружающей жизнью. А для ребёнка сказки – это его жизнь. Поэтому использовала приёмы: пересказ по схемам-опорам, драматизация эпизодов сказок с математическим содержанием: «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Жихарка», «Цветик-семицветик» и др; сочинение сказок по известным мотивам, например: «Колобок» – с геометрическими фигурами, «Курочка Ряба» – на пространственные отношения; изготовление книжек-малышек с математическим содержанием (сказки, загадки, примеры, логические задачи, ребусы). Все эти приёмы помогают воспитанникам овладеть связанной речью, помогают выявить уровень сформированности связного высказывания.

Читайте также:  Бланк медицинский история развития ребенка brauberg

На занятиях по ФЭМП я использую игровые ситуации, подвижные игры, они помогают снять нервное напряжение и лучше овладеть математическим словарём ( игры с мячом «Я знаю…», «Назови соседей числа» ,«Угадай, что изменилось?») Часто проводим игру «Встань туда, где я скажу», «Назови предмет слева, справа и т.д.», «Где спрятался зайка?», «Найди клад». Игра «Цветная неделя» – закрепляет знания детей о последовательности дней, которые составляют неделю (на примере запоминания последовательности цветов спектра «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»(красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)). Вводим красный ( 1)- понедельник, оранжевый( 2)-вторник и тд. Дети по сигналу разбегаются по площадке и по сигналу строятся в правильном порядке.Использую на занятиях принцип соревнования между группами, рядами. Например «Цветик-семицветик» (кто быстрее и правильно соберёт цветок с определённым количеством лепестков) Стараюсь подбирать пальчиковые гимнастики и физкультминутки со стихами математического содержания, а так же игры-оживлялки .

Разнообразить обучающий процесс, поднять степень результативности усвоения и понимания математических основ мне помогают дидактические игры. Я их провожу с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети находят элементарные причинно – следственные связи. Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными и промышленными и самодельными, их выбор зависит от поставленной цели.

Рекомендую использовать дидактические игры: Магазин и геометрия, Раз, два, три… ко мне беги!, Опиши узор, Реши пример, Найди ошибку, Покажи, Соберем урожай , Поможем посадить деревья ,они развивают логическое мышление и формируют компоненты научного мышления(высказывание суждений, приведение доводов, подведение итога). Также они помогают развивать креативность и нестандартное мышление.

Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры-головоломки, ребусы, логические задачи и т.д. Целесообразно включать в занятия задачи в стихах, задачи – пантомимы. Обучение решению занимательных задач способствует развитию самостоятельности детей. Ребёнок, решающий задачу, на основе имеющихся у него знаний, умений, усвоенных принципов решения, логики проявляет смекалку, сообразительность, самостоятельность, что помогает ему найти правильный ответ. В старшем возрасте ребёнок учится описывать происходящие с ним преобразования с помощью математических символов. Математика становится языком описания происходящих в реальном мире процессов. Если до 5 лет дети имели дело лишь с отдельными понятиями (число, величина, пространственное расположение), то в старшем дошкольном возрасте переходим уже к математическим (равенство, неравенство, подобие, больше, меньше). Из многообразия математических игр и развлечений моим воспитанникам наиболее интересны загадки. Поэтому, на занятиях я всегда стараюсь использовать их. Они приобщают детей к активной умственной деятельности, учат их выделять главные свойства. В загадках подмечены простейшие математические отношения. Преподношу загадки разными способами через игры и упражнения: «Чудесный мешочек», «Копилка загадок», «Отгадай, о ком (о чём) я говорю», «Отгадаете – узнаете»и т.д. Отгадывая загадку, дети решают не одну задачу: они учатся абстрактно мыслить, развивают сообразительность, выполняют действие – ориентировка в пространстве, развивают речь – объясняют. Одним из эффективных приёмов считаю – упражнения на постановку вопроса. В конкретной ситуации на наглядном материале дети задавали вопросы, охватывающие количество предметов, порядковое место предмета, его размер, форму, метод изменения и т.д. Все приёмы – учебные, игровые, занимательные – преследовали одну цель – развивать у детей мыслительную активность, воспитывать самостоятельность.

С целью роста познавательного интереса у воспитанников мы должны стараться разнообразить ход учения. Для этого разрабатываю и изготавливаю собственные обучающие игры. В изготовлении наглядности может пригодиться все, что находится под рукой, основное условие – безвредность для воспитанников детского сада. Мной изготовлены 2 геоборда( классический и круглый) – это геометрические доски для конструирования плоских изображений. Вариантов игры с геобордом много: задания по схеме, игра на воображение, лабиринт, нарисуйте резиночками цифры и буквы, продолжите симметричный рисунок, отметьте время.

Игровое пособие «Поможем Федоре»- формирует элементарные математические знания и представления у детей старшего дошкольного возраста (пространственные и количественные представления: развивает представления о геометрических фигурах, упражняет в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме; упражняет в умении производить арифметические действия; помогает усвоить соотношения целого и части, развивает умение определять пространственные направления от себя, помогает овладеть пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Пособие «Умные ленточки»-закрепляет пространственные представления и помогают активно использовать в речи слова –ориентиры( верхний правый угол, правая сторона и т.д.)

Для успешной работы с детьми по развитию речи дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений в группе созданы соответствующие условия. Свою работу в предметно – развивающей среде я начала с организации уголка занимательной математики. В уголке подобраны различные художественные произведения, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки ( р.н.сказки «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Два жадных медвежонка» и д.р). В уголке размещен разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя, настольно-печатные игры, головоломки («Лабиринт», «Игры со счетными палочками» ); логические задачи («Какие цифры поменялись?», «Найди похожую фигуру», «Только одно свойство», «Какой фигуры не хватает?»).

Имеющийся материал располагается таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия и при желании не только воспроизводить, но и продолжить то, что они делали на занятиях. Игры меняются с учётом изучения новой темы, возрастных особенностей детей. В уголке «живут» книги по математике: «Математика» Н.Павловой, «Логика» И.В.Кралиной, «Математика» М.А.Серебряковой, разнообразные рабочие тетради, «Книжки –малышки».Такие игры, как пазлы, конструкторы «Лего», «Магнитный конструктор»тоже способствуют развитию у детей математических способностей. Да и вся окружающая обстановка тоже. Проводились математические занятия-конкурсы «Решай, смекай, отгадывай», КВН «Заниматика».

Источник