Математическое развития ребенка на современном этапе

Статья посвящена проблеме математического развития дошкольников. Расмотрены современные требования к математической подготовке  дошкольников в России в соответстии с различными историческими периодами.

Особенности предматематической подготовки  дошкольников в современных условиях

Обучение дошкольной математике очень важно для ребенка, поскольку в этом возрасте  закладываются основы знаний, необходимых ребенку  в школе.

            В соответствии с  «Программой  воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, которая  на протяжении долгого времени являлась единой программой дошкольного образования, основной целью математического образования считались  формирование элементарных математических представлений и подготовка детей к школе. Основной формой работы считались занятия, на которых в определенной последовательности вырабатывались  необходимые математические знания и умения. Зачастую педагог   показывал и объяснял задание, демонстрируя образец, выделяя свойства и связи математических объектов, а дети слушали его объяснения, отвечали на вопросы.

            Таким образом, обеспечивалась  учебно-дисциплинарная модель дошкольного образования и детский ад превращался  в «маленькую школу» с засилием в нем  «учебных занятий»  по математике и  другим предметам с игнорированием первенствующего значения игры и других исконно «дошкольных»  видов деятельности, в результате чего возникли трудности с освоением ребенком  учебной деятельности в начальных классах.

            Исследования  последних  десятилетий показали, сто маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, он может освоить значительно больше, чем считалось прежде, что открывает новые перспективы  существенного обогащения   познавательного содержания дошкольной программы обучения.

            Исследования  Давыдова В.В. и  Запорожца А. В. Подчеркивают,  что дошкольный возраст самоценен тем, что  позволяет ребенку осуществлять разные виды свободно деятельности.  Многообразие  этих видов деятельности осуществляемых ребенком по собственному желанию (без каких-либо жестких правил и норм) не только дает детям много знаний и умений, но ии развивает их чувства, мышление, воображение, внимание. Развивающее – образовательные задачи в дошкольном возрасте должны решаться именно таким опосредованным образом. Доказано, что такой подход позволяет  избежать значительных проблем в школьном обучении детей.

            В  соответствии с новой концепцией дошкольного образования к традиционным требованиям математической подготовки были добавлены такие, как:

– обеспечение системности в процессе формирования математических  знаний  у дошкольников;

– формирование  не только математических способностей ребенка, но и базовых математических понятий;

– ориентация  на развитие  умственных способностей: формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, схематизировать, обобщать, делать выводы, умозаключения;

– создание благоприятных  условий для развития математических способностей ребенка;

– развитие познавательных процессов и способностей в процессе  формирования математических представлений;

– овладение приемами учебной деятельности в процессе математического развития.

            В соответствии с ФГОС  ДО содержание образовательной работы должно обеспечивать  развитие первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии.

            В последнее время произошло обновление содержания методики математической подготовки, совершенствуются формы и средства обучения. Это связано с введением новой деятельностной парадигмы образования в РФ, которая характеризуется личностно-ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, постулирующей   в качестве цели образования развитие личности ребенка. Таким образом, учебно-дисциплинарная модель организации  педагогического процесса в дошкольных  образовательных учреждениях России меняется на личностно-ориентированную.

            Эффективность  математического развития детей дошкольного возраста в большей степени определяется  целенаправленной работой педагогов: грамотно  подобранными технологиями, формами, методами и приемами работы, их рациональным сочетанием в процессе различных видов деятельности. Методики проведении занятий построены таким образом, что программная  задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей.

В практике работы  педагогами  используются  логические блоки Дьенеша и цветные счетные  палочки Кюизенера. Игры-занятия   палочками  позволяют ребенку овладеть способами действий, приобрести чувственный опыт, развить желание владеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями. Использование логических блоков способствует  логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формирует навыки, необходимые для решения логических задач. Подобные игры способствуют ускорению  процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Значительным потенциалом   для формирования математических представлений обладают русские народные сказки. Например,  рассматривая сказку «Репка» можно предложить  детям ответить на вопросы:

– Кто пришел тянуть репку первым? За кем была бабка? Между кем стоит бабка?  Кто стоит перед Жучкой?  Кто в  сказке самый высокий? Самый низкий?  Сколько человек тянули репку?

Подобные  вопросы позволяют формировать у дошкольников порядковую и количественную   характеристику натурального числа, пространственную ориентировку, представление о величине.

Кроме сказок при обучении детей математике педагогами активно используются малые фольклорные жанры: потешки, стихи, поговорки, загадки, песенки.

Практически  все знания, умения и навыки, полученные на занятиях, можно закреплять во время прогулок в естественной, непринужденной обстановке, работая с детьми индивидуально. Можно спросить у ребенка, сколько  пуговиц на его рубашке, какой из двух шарфов длиннее (шире), где правая варежка, а где левая.

Педагоги начальных классов  отмечают, что учащиеся  из групп, где использовался  деятельностный метод обучения, быстрее своих сверстников (по сравнению  с контрольным классом школы) усваивали учебный материал, были склонны к исследовательской деятельности, оказывались способны четко обосновать  свою точку зрения. Они более самостоятельны, активны и общительны,  обладают более  высоким уровнем математической подготовки, с удовольствием учатся.

Список использованной литературы:

  1. Белошистая  А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. –М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Выготский  Л. С. Психология. – М., 2002.
  3. Габова  М. А. Математическое  развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. – М.: Директ-Медиа, 2014.
  4. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Непомнящая Р. Л. Математическое развитие дошкольников. СПб., 1998.
  5. Международный научный журнал «Инновационная наука» № 1-1/ 2017. Игракова О. В. Особенности  математического  развития детей дошкольного возраста в современных условиях.

Источник

Анализ современных подходов к организации математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

В.В. Халикова, канд. пед. наук,

отличник народного просвещения,

старший воспитатель,

halikova-valentina@yandex.ru

 ГБОУ «Школа № 842», Москва, Зеленоград. Россия.

Аннотация: Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации мы рассматриваем современные подходы к организации математического развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: особенности планирования и проживания целостного образовательного процесса с детьми в русле ведущего вида деятельности – игре; способы интеграции математического  и речевого развития детей; использования современных ИКТ, технологий лего-конструирования для формирования активности, самостоятельности и инициативности детей, становления у них предпосылок УУД.

Ключевые слова: математическое образование, математическое содержание, интеграция, инновационные технологии, современные подходы.

В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Формирование у детей раннего и дошкольного возраста первичных математических навыков и элементарных представлений из области математики» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», – так гласит Концепция.  Согласно Концепции система учебных программ математического образования в дошкольном и начальном образовании при участии семьи должна обеспечить: в дошкольном образовании – условия (прежде всего, предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

С учетом выше сказанного мы рассматриваем современные подходы к организации математического развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: особенности планирования и проживания целостного образовательного процесса с детьми в русле ведущего вида деятельности – игре; способы интеграции математического  и речевого развития детей; использования современных ИКТ, технологий лего-конструирования для формирования активности, самостоятельности и инициативности детей, становления у них предпосылок УУД.

Согласно плану работы инновационной деятельности проведен анализ результативности математического образования в дошкольных группах ГБОУ «Школа № 842», который показал следующее:

Для проектирования и организации образовательного процесса по данному направлению педагогами выбирается не только содержание примерной общеобразовательной программы, но и весь учебно-методический комплект к ней (методические пособия, рекомендации, тетради на печатной основе). В соответствии с п.11.3. ФГОС ДО в организационном разделе ООП   прописана обеспеченность выбранными методическими материалами и средствами обучения и воспитания, как в обязательной части, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений (выбранных парциальных программ). При разработке ООП коллективы дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842» выбрали  Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3 изд., испр. И доп.-М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. -368с. Для планирования и организации образовательного процесса по математическому образованию дошкольников   педагоги используют пособия и тетради на печатной основе И.А. Помораевой, В.А Позиной «Формирование элементарных математических представлений» для всех возрастных групп. Кроме того, каждый педагог имеет методическую копилку, в которой собран интересный познавательный материал по математическому развитию дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями группы. В календарном плане каждой возрастной группы прописан перечень методических пособий, используемых в планировании и организации образовательного процесса по математическому образованию в том числе. На педагогических планерках воспитатели знакомят коллег с методическими новинками (пособиями, разработками конспектов, литературой),  в том числе и методическими новинками математического развития дошкольников.  

Развивающая предметно – пространственная среда, обустроенная для математического развития детей – результат и продукт совместного проектирования, конструирования всех субъектов образовательного процесса – педагогов, детей и родителей. Педагоги проектировали развивающую предметно – пространственную среду  так, чтобы она была средством диагностики и развития  детей. Дети  и педагоги ДОО  активно предлагают идеи изменения среды и ее использования, в чем им помогают родители.

В ФГОС дошкольного  и начального общего  образования представлены требования  к развивающей предметно – пространственной среде. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей, обеспечивать условия для реализации интересов, особенностей и способностей  детей, быть доступной для всех категорий детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями. Все элементы ее надежные и безопасные при использовании. Создавая среду для математического развития детей, для нас важно было стимулировать различные виды активности ребенка – игровую, познавательную, творческую, двигательную и эмоциональную. Особого внимания требует создание условий для самовыражения ребенка. Это обеспечивается возможностью трансформировать пространство, изменять его в зависимости от образовательной ситуации, а также полифункциональностью предметов. Среда, на наш взгляд, способствует развитию различных видов деятельности детей дошкольного возраста, побуждает их к сознательному выбору, выдвижению и реализации собственных инициатив, самостоятельным решениям, развивает у них творческие способности, формирует жизненный опыт. У нас, к сожалению, нет дорогостоящих игровых материалов для развития математических способностей детей (Дары Фребеля, наборы Пертра, Кубиков Коса и т.д.), но Центры математического развития детей как структурный компонент целостной развивающей предметно – пространственной среды имеются в каждой возрастной группе. Это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно – эстетически  оформленное место. Организовали мы  его, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

«Математический островок», «Математический центр» – это не только возможность обеспечения детей разнообразными материалами для творчества и возможности в любое время  действовать с ними, но и особая атмосфера в коллективе, «психологический климат и комфорт». Психологический комфорт мы рассматриваем как «совокупность удобств, уютства, приволья (свобода выбора), покоя, избытка для детей и взрослых (возможность выбора), которая обеспечивает каждому из них подкрепление (поддержку), состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с самим собой и окружающими людьми». Он складывается  из чувства внешней и внутренней  безопасности, когда ребенок понимает, что его идеи и действия не получат отрицательной оценки взрослых.
Для развития самостоятельной познавательно – игровой, конструктивной  деятельности в группах оформлены «Островки развития и удивления», «Островки математики». В островках мы располагаем различны предметы   и объекты с математическим содержанием.

Традиционно в содержании математического образования дошкольников выделяются четыре линии: арифметическая, алгебраическая, геометрическая и величинная. Сегодня, с учетом обновления содержания дошкольного образования добавляется пятая содержательная линия – алгоритмическая (схемы, модели, алгоритмы). В связи с этим, реализуя программное математическое содержание, используем различные современные формы взаимодействия с детьми.

Реализация ФГОС ДО требует необходимости предусмотреть, как обязательное условие, возможность самореализации ребенка на всех этапах работы по математическому развитию в системе образования дошкольника.

Главные задачи формирования элементарных математических представлений как основы математического развития в аспекте ФГОС ДО:

– развитие представлений о множестве, числе, величине, форме и др. как основах математического развития;

– формирование ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

– формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании и т.п.;

– овладение математической терминологией;

– развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие.

Эти задачи решаются в различных формах математического образования дошкольников:

– Непосредственно организованная образовательная деятельность.

При проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности, игр-занятий, воспитатель осваивает позицию организатора, мудрого наставника, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.

– Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

При организации и проведении совместной деятельности педагог осваивает позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.

– Самостоятельная деятельность детей.

Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или индивидуально.

– Познавательно-игровые комплексы.

Познавательно-игровые комплексы – это развивающие занятия, которые могут  иметь особую структуру.

– Игровые занятия (комплексные, интегрированные)

На наш взгляд, именно игры-занятия являются наиболее эффективной формой организации образовательного процесса, где создаются условия для заинтересованного овладения детьми познавательным содержанием и освоения универсальных учебных действий. Педагогам необходимо помнить о том, чтобы включение познавательного содержания не разрушало саму игру, не лишало ее непосредственной естественности и того духа свободы самовыражения, который ей присущ.

– Занятия-спектакли.

Особенностью проведения занятий-спектаклей является процесс коллективного творчества детей и педагога, превращение занятия в импровизированный спектакль. На таких занятиях создаются условия для проявления творческого самостоятельного мышления ребенка, его повышенной эмоциональности и интереса к познанию и исследовательской деятельности, а также стремления к достижению результата разными способами. Проведение занятий-спектаклей требует от педагогов длительной предварительной подготовки.

– Познавательно-игровые развлечения.

Обычно развлечения проводятся не чаще одного раза в месяц. За основу организации таких занятий можно взять образы телевизионных передач: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Математический ринг» и т. д. Математические развлечения помогают сплотить детско-взрослый коллектив, развивать у детей уверенность в себе, своих силах.

– Использование  LEGO и FUN S BOT, Дупло и Дакта дает возможность знакомить детей с основами строения технических объектов.

Подход ЛЕГО к обучению основан на принципе 4С, который побуждает детей экспериментировать и исследовать в процессе приобретения и усвоения знаний. Педагоги поощряют детей взаимодействовать в процессе решения задач с открытым решением, создавая сложные учебные ситуации и обеспечивая доступ к необходимой информации. Использование ЛЕГО в обучении детей осуществляется как в непосредственно образовательной деятельности, так и на дополнительных занятиях с детьми.

При организации различных форм взаимодействия с детьми уделяем особое значение интеграции математического и речевого развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДО.

Интеграция, как цель обучения, предполагает обеспечить восприятие ребенком целостной картины мира, сформулировать единое представление о природе, обществе, своем месте в нем, основываясь на законе взаимосвязей и взаимоотношений. Интеграция, как средство обучения, позволяет создать необходимые условия для формирования у детей познавательных интересов, восприятия элементов окружающего мира с различных позиций в процессе разнообразной деятельности. Интеграция как технология организации образовательного процесса в ДОУ способствует формированию у ребенка целостных представлений, которые отражают связанность отдельных частей мира как систему; помогает  ребенку с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

На сегодняшний день лучшую практику математического образования дошкольников в нашем образовательном комплексе могут представить следующие достижения:

– Использование инновационных технологий познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития детей дошкольного возраста (Сингапур). Это замечательные технологии, которые интегрируют математическое образование и речевое развитие детей, решают задачи социализации ребенка.

– «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» – дополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста.  

Формирование первичных математических навыков и представлений происходит в занимательных видах деятельности, где ребенок может математику «трогать руками», «нюхать», «пробовать на вкус», так как тактильный опыт очень важен для ребенка. Здесь малыши намного эффективнее осваивают математическое содержание в процессе непосредственной исследовательской деятельности  с разнообразными игрушками, предметами, материалами.

– Реализация Программы курса «Легоконструирование и робототехника» в рамках преемственности ДОУ и НОШ.

 Педагогическая целесообразность  данной образовательной программы   обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольников и младших школьников навыков  пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у детей пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает  развитие  интеллектуальных способностей у дошкольников и общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов   и соответствует возрастным особенностям дошкольников и младших школьников. Данная программа реализуется во всех дошкольных группах ГБОУ «Школа № 842» и первых классах начальной школы. Учителя и воспитатели ведут совместную деятельность в этом направлении.

Проблема становления и развития непрерывного образовательного пространства в звене детский сад – школа является одной из наиболее значимых проблем   дошкольного и начального школьного образования. Реализация инновационного проекта в системе дошкольного и начального образования диктует необходимость нахождения современных способов выстраивания преемственно-перспективных связей между ДОУ и школой. Несомненно, сегодня идет активный поиск новых подходов к решению проблемы преемственности, в том числе преемственности в математическом образовании, но, к сожалению, пока нет ощутимых положительных результатов в достижении этой важной цели. Проблемы заключаются в следующем:

1. Отсутствует связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы: целей, задач, содержания, методов математического образования дошкольников и младших школьников. Педагоги не владеют содержанием программ дошкольного и начального школьного образования.

2. Отсутствует полная и системная включенность в процесс преемственности педагогов дошкольных групп и начальной школы. Отсутствует система взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе. Педагоги имею слабое представление об особенностях образовательного процесса в дошкольном учреждении и начальной школе.  

 3. В процессе специально организованных занятий (занимательной деятельности) по математике  педагогам дошкольной ступени важно   создавать условия для формирования у детей предпосылок формирования универсальных учебных действий, что пока является одной из проблем преемственности в математическом развитии детей.  

4.  Для развития умения понимать, проектировать и решать учебные задачи, на основе которых строится школьное обучение, важно и необходимо создать оптимальные условия для проживания дошкольниками познавательных и игровых ситуаций, в которых у детей успешно развиваются воображение, фантазия и творческие способности.

5. У педагогов дошкольных групп отсутствует информация о результатах школьной диагностики и первоклассников, что очень важно для решения вопросов преемственности двух ступеней образования.

6. Если педагоги в дошкольном учреждении обеспечат участие детей в разнообразных играх, продуктивных видах деятельности (где дети осваивают способы достижения игровых и познавательных задач), в начальной школе у ребят гораздо успешнее развивается процесс смыслообразования: ребенок осознает границы собственного знания и незнания, понимает значимость процесса учения. На сегодняшний день это тоже является одной из проблем.

Таким образом, анализ современных подходов к организации математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста  выявил ряд проблем в вопросах преемственности образовательного процесса в ДОУ и начальной школе. Используя современные технологии, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, существует реальная возможность  выстроить единую линию математического образования в ДОУ и школе.

Источник