Математическое развитие ребенка к школе

«Математическая подготовка детей к школе».

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие элементарных математических представлений (знания о количестве и счете, о величине, о форме, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени). В соответствии с этой программой дети должны знать и уметь:

Знать

  • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Цифры от 0 до 10; знаки +, -, =; Монеты достоинством 1, 5, 10 коп.
  • Название текущего месяца, а также последовательность дней недели.

Уметь

  • Называть числа в прямом и обратном порядке.
  • Соотносить цифру и количество предметов.
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.
  • Измерять длину предметов с помощью условной меры.
  • Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.
  • Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.
  • Ориентироваться на листе бумаги.
  • Считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20.
  • Пользоваться порядковыми числительными для определения общего количества предметов и места определенного предмета в ряду.
  • Составлять число из единиц (в пределах 10).
  • Составлять из двух меньших и раскладывать на два меньших числа (в пределах 10).
  • Называть текущий месяц, последовательность дней недели.

При этом естественно, что у детей разные возможности, разная подготовка, да и цели, которые ставит семья, решая, в какую школу определить ребенка, тоже разные. Однако независимо от этих факторов ребенок к 6-7 годам должен многое знать и уметь. Если ребенок не посещал детского сада или каких-либо других групповых занятий, получить необходимые знания и умения ему должны помочь родители, занимаясь с ним дома. Поэтому, задача педагога и родителей – помочь ребенку еще до школы научиться ориентироваться в названных выше вопросах, подготовить его к восприятию школьной программы.

Начиная заниматься с ребенком, помните, что совместная работа с вами должна вызывать у него радость. Проявляйте максимум тактичности, доброжелательности, терпения. Важно вселять в ребенка уверенность в своих силах, уверенность в возможности выполнить какое-либо задание. С самого начала работы предупреждайте ошибки, подробно объясняйте ребенку инструкцию или правила игры, следите за ходом их выполнения. Если ребенок не понимает задания, начните работу вместе, постепенно уменьшая долю своего участия в совместной работе, игре. Пользуйтесь следующими принципами, занимаясь с ребенком: сознательность и активность, наглядность, деятельностный подход, систематичность и последовательность, постоянная повторяемость, научность, доступность, связь с жизнью, развивающее обучение и др.

Рекомендуем родителям широко использовать игрушки, предметы окружающей действительности, разнообразный дидактический и настольно-печатный материал, картинки, раскраски, математические наборы, палочки, интерактивные и развивающие игры. Все занятия лучше проводить в игровой форме. Однако не сводите занятия только к игре. Ребенок должен понимать, что учение — труд. Чтобы выполнить работу, приходится сдерживать свои желания и делать совсем не то, что хочется в данный момент.

В процессе ФЭМП осуществляется всестороннее развитие ребенка.

Сенсорное развитие (ощущение и восприятие).

Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития.

Развитие мышления

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях. В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое.

Развитие памяти, внимания, воображения

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его.

Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).

Развитие речи

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:

  • обогащение   словаря (числительные, пространственные
    предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);
  • согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);
  • формулировка ответов полным предложением;
  • логические рассуждения.

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируя, мысль формируется.

Развитие специальных навыков и умений

На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

Развитие познавательных интересов 

Формирование познавательного интереса у дошкольника является одной из важнейших задач в обучении.  Познавательный интерес к математике – это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности. Познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:

  • интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
  • развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность;
  • благоприятствует формированию способностей;
  • создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех

психических процессов.

Например, один из методов, способствующих развитию познавательного интереса – элементарные опыты.

Читая дошкольнику книжку или рассказывая сказки, когда встречаются

числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в

сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого — меньше, кого —

одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше —

зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста. Пусть ваш дошкольник сам придумывает сказки с числительными. Пусть ребенок скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше-меньше, выше-ниже), попросите его во время повествования откладывать счетные палочки. А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить словесные портреты и сравнить их. Математические сказки помогают усваивать знания,

запоминать цифры, решать несложные задачи, получить первые представления о времени, пространстве, величине, геометрических формах,

творчески мыслить, находить правильное решение. 

Для формирования у дошкольника математических представлений используйте разнообразные дидактические игры. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр в обучении дошкольников математике широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Также советуем родителям широко использовать разнообразные настольно-печатные, интерактивные и развивающие игры, раскраски, головоломки, занимательные задачки, игры на плоскостное моделирование, кроссворды, ребусы и многое другое.

Все описанные приемы активно используются на занятиях в детском саду по формированию элементарных математических представлений. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала. Но это не только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к изучению основ математики важно не переусердствовать. Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме и не занимать много времени.

Читайте также:  Карта развития ребенка с проблемами в развитии зарин скачать

Пример обучению состава числа из двух меньших чисел.

В плане подготовки детей к деятельности вычисления необходимо познакомить их с составом числа из 2 меньших чисел. Эта задача рассматривается как одна из наиболее важных в подготовке детей к вычислительной деятельности.

Детей знакомят не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы как условного объединения 2 слагаемых.

Детям показывают все варианты состава чисел в пределах пятка.

Число 2 — это 1 и 1,

3 — это 2 и 1, 1 и 2,

4 — это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3,

5 — это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: операции с множествами предметов, создание множества из подмножества, деление множеств на подмножества, сравнение их между собой.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: осознание ребенком того, как число может быть образовано из других чисел на основе анализа того, как множество может быть образовано из частей.

МАТЕРИАЛ: дискретные величины, геометрические фигуры, предметы.

ТРЕБОВАНИЯ:

  • постепенность (начинать с чисел 3, 4,5…),
  • не заучивать состав, а учить понимать способ действия,
  • использовать предметные, символические, вербальные и графические модели,
  • показать ВСЕ возможные варианты разложения числа на два меньших (по формуле n-1, где n – натуральное число).

ПРИЕМЫ РАБОТЫ

(для числа 3)

 Выкладываете на наборном полотне в ряд 3 кружка одного цвета, просите детей сказать, сколько всего кружков, и указывает, что в данном случае группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1. «Группу из 3 кружков можно составить и по-другому», — говорите и поворачивает третий кружок обратной стороной. «Как теперь составлена группа?» — спрашивает ребенка. Ребенок отвечает, что группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего — из 3 разноцветных кружков.

Делаете вывод, что число 3 можно составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3. Затем поворачиваете обратной стороной второй кружок, и ребенок рассказывает, что теперь группа составлена из 1 красного и 2 синих кружков. Обобщая в заключение ответ ребенка, вы подчеркиваете, что число 3 можно составить по-разному: из 2 и 1, из 1 и 2. Данное упражнение наглядно выявляет состав числа, отношение целого и части, поэтому с него целесообразно начинать знакомство ребенка с составом чисел.

(для числа 5):

1. Выкладываете 5 кругов одного цвета, с обратной стороны круги имеют другой цвет (например, красный и синий). Выясняете, сколько кругов, чем они похожи.

Перевернуть первый круг, уточнить: сколько синих? сколько красных? сколько всего кругов? Сколько взяли синих и красных кругов, чтобы всего получилось 5? Выяснить, как получилось число 5:

                                                                                 

               1 да 4,    2 да 3,  3 да 2,  4 да 1

2. Медведица попросила медвежонка принести из леса 5 грибов. Это должны быть подосиновики и белые грибы. Покажи, как медвежонок может составить группу из этих грибов.

                    

                  

3. На 4 клумбах надо посадить по 5 цветов, причем на одной клумбе должны расти розы и тюльпаны. Как по-разному это можно сделать?

                   

     

      

4.  Расставь 5 пирамидок на двух полках. Как это можно сделать? (2,3; 3,2; 4,1; 1,4)

                                                                                

———————                                                             —————————–                            

                                                                                                                   

—————————–                                               ——————————-                  

                                                                    

————————————                         —————————————-

                                                   

————————————–                                   ——————————————-

5. Разделить 5 карандашей между двумя детьми. Сколькими способами это можно сделать? (четырьмя)

6. У меня в двух руках 5 пуговиц. Сколько может быть пуговиц в каждой руке? Если в правой 3, то сколько в левой?(два) (данное задание ребенок выполняет исходя из отчетливых представлений о составе числа 5, в случае затруднения предложить воспользоваться предметной моделью, например, палочками, для того, чтобы восстановить вариант разложения: отсчитать 5 палочек, отложить в сторону 3, посмотреть, сколько осталось в другой группе).

7. Работа с числовыми фигурами: всего на карточке 5 кругов, сколько вы видите? Сколько я закрыла? (три)

8. Разделите 5 треугольников на две группы разными способами: (1,4; 2,3; 3,2; 4,1)

9. Заполни пустые кружочки, «домики»: (2 в кружочке и 1,4; 2,3в таблице)                                                             

         

10. Обведите числа, из которых состоит число 5:

1, 4, 3, 4, 1, 5, 2, 4, 1, 3, 2

Образец:

1, 4                         3, 2                   4, 1                  4, 1                   3, 2         

Для закрепления знаний детей о составе числа из 2 меньших чисел используют разнообразные упражнения с предметами и моделями геометрических фигур.

Ребенку предлагают рассказы-задачи, например:

«На верхнем проводе сидели 3 ласточки, 1 ласточка пересела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Как они теперь сидят? Как они еще могут сидеть?» (Ласточек на наборном полотне пересаживают с провода на провод.)

Или: «Вере подарили 4 карандаша. Она поделилась с Аней. Как она могла разделить карандаши?»

С этой же целью дают задания:

нужно взять 3 камешка (желудя) в обе руки, а ребенку догадаться, сколько камешков у вас в каждой руке; разделить группу из 3 (4, 5) игрушек между вами и ребенком; нарисовать 2 разновидности фигур, например круги и квадраты, всего 4 фигуры; полезно рассмотреть с детьми числовые фигуры, на которых кружки расчленены на 2 группы.

Выполнив то или иное задание, ребенок каждый раз рассказывают о том, на какие 2 группы расчленена совокупность, сколько всего предметов в нее входит, и делает обобщение о составе числа из 2 меньших чисел. Например, ребенок говорит: «Я взяла 2 зеленые и 1 желтую ленточку, а всего 3 ленточки. Число 3 можно составить из 2 и 1; 2 и 1 вместе составляют 3».

Важно приучить ребенка по-разному строить ответы: идти как от частного к общему, так и от общего к частному: «Всего я нарисовал 4 фигуры: 3 квадрата и 1 фигуру овальной формы».

Не менее важно побуждать ребенка устанавливать отношение между целым и частями, т. е. делать вывод о составе числа: «Число 4 можно составить из 3 и 1; 3 и 1 вместе составляют 4».

Для подведения ребенка к обобщению ему нужно давать такие задания:

 показываете карточку, на которой изображено от 3 до 5 предметов, но часть их закрываете и говорите: «На карточке нарисованы 4 зайчика. Угадайте, сколько зайчиков я закрыла».

Можно побуждать детей находить в комнате примеры разложения числа на 2 группы. Например, в детской комнате может оказаться 2 больших стула и 1 маленький, а всего 3 стула; 2 большие книжки и 3 маленькие, а всего 5 книжек и т. п.

Знакомство с составом числа из 2 меньших чисел обеспечивает переход к обучению детей вычислению.

Успехов вам, уважаемые взрослые, в ответственном деле – подготовке ребенка к школе.

Список используемых источников:

  1. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. с. 20-24.
  2. Белошистая А.В. Формирование математических способностей: пу-ти и формы // Ребенок в детском саду, 2001. № 1. е. 5-17; № 2. с. 9-25.
  3. Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. № 1. с. 72.
  4. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. 128 с.
  5. Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996. № 2. с. 17.
  6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М.: Просвещение, 1988. 136 с.
  7. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1996. № 1. 21; №2. с. 20.

Источник

Математическая подготовка дошкольников.

                                                                                    Дементьева О.Ж.

учитель начальных классов

  высшей квалификационной категории

 МОУ СОШ № 10 г. Павлово

Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития математических способностей.

Читайте также:  Развитие ребенка занятия в твери

«МАТЕМАТИКА” …Какие ассоциации возникают у большинства людей, когда они встречают это слово? Числа, формулы, корни, синусы, тангенсы, шпаргалка…

Тех, кто пережил в школе радость математических «открытий», видит красоту математики, изучает ее с интересом и увлечением, — единицы. А ведь интерес к обучению важен не только для личностного развития ребенка, но и для сохранения и поддержки его здоровья!  

Какие же задачи решает дошкольная подготовка детей по математике? Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует личностные качества, жизненно важные для каждого человека, — внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.

Для того чтобы снизить уровень трудностей адаптационного периода, ребенка обычно учат читать и считать. К сожалению, бытует мнение, что этого достаточно для успешного обучения детей в школе. Исходя из этой логики, подготовка детей по математике часто сводится к простому переносу содержания курса 1-го класса на дошкольную ступень. Главным достижением детей в этом случае является их умение считать до 100 или даже до 1000, выполнять действия с числами вплоть до сложения и вычитания с переходом через разряд, умножения и деления. Однако такая подготовка в целом не решает проблему успешного обучения детей в школе и может принести больше вреда, чем пользы. Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память — достаточно вспомнить, как легко они осваивают родной и иностранные языки, запоминают стихотворения. Не составляет для них труда запомнить и порядковый счет, и даже ответ примера 32—15.

Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно? Особенно остро этот вопрос стоит у родителей, чьи дети не посещают дошкольное учебное заведение. В возрасте 5-7 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру. Поэтому все занятия с ребенком необходимо проводить в  игре. В этом главный залог успеха. Это так же время постепенного перехода к такому обучению, когда ребёнок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. У детей формируется социальная зрелость. Это важный фактор успешного обучения в школе.

Поэтому для успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по предмету, которая при неумелом ее проведении может привести к перегрузке, нежеланию учиться и, таким образом, затормозит развитие детей. Главное — сформировать психологическую готовность ребенка к школе, то есть познавательный интерес, определенный уровень развития мышления, внимания, памяти, речи, инициативности, коммуникативности, творческих способностей, навыков самоконтроля.

Дошкольники должны уметь  называть:

-предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

-числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;

-фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, овал, прямая линия);

-состав чисел первого десятка с опорой на счетный материал;

Различать:

-число и цифру;

-знаки арифметических действий (+, –,)

-многоугольники: треугольник, квадрат, четырехугольник, пятиугольник;

Сравнивать:

-предметы с целью выявления в них сходства и различия;

-предметы по форме, по размерам (больше, меньше);

-два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше”, “меньше”

Развиваем  логическое мышление ребенка:

-Помогаем находить «лишний» предмет в ряду;

Учим называть группу предметов одним словом;

Составляем простейшие закономерности;

Решаем головоломки и ребусы.

Формируем представления о числе и количестве:

– Совершенствуем навыки счета в пределах десяти в прямом и обратном порядке.

– Учим называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

– Учим раскладывать число  на два меньших и составлять из двух меньших

большее число (используя числа от 6 до 10). 

Развиваем представления о величине и форме:

-Учим раскладывать предметы разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке.

– Объясняем порядок расположения предметов и соотношение между ними.

– Учим сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

– Развиваем умения на глаз определять величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже) образца и равные ему.

Готовим ребенка к моделирующей деятельности посредством простых конструктивных действий:

-Учим составлять фигуры из частей и разбивать фигуры на части;

Помогаем конструировать из счетных  палочек (геометрические фигуры,

 буквы, цифры, рисунки на плоскости).

Развиваем умения ориентироваться в пространстве:

– Закрепляем и расширяем пространственные представления: слева, права, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом.

– Учим ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).

– Знакомим с тетрадью в клетку.

–Развиваем умения ориентироваться на листе бумаги в клетку (от, до, над, под).

– Вместе пишем графические диктанты.

 Но самое главное – воспитываем у дошкольника интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений. Не занимаемся с ребенком, а играем с ним!

Учим ребенка слушать и слышать,  смотреть и видеть,  думать и вдумываться!

 И только тогда успех будет обеспечен!

Приложение.

Упражнение 1

Материал: набор фигур – пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат.

Задание: “Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные – круги.)”.

Упражнение 2

Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

Задание: “Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)”.

Упражнение 3

Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: “Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)”.

Упражнение 4

Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники).

Задание: “Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку ,Дидактический набор”. Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3). Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)”.

Традиционной формой заданий на развитие визуального анализа являются задания на выбор “лишней” фигуры (предмета).

Упражнение 5

Материал: рисунок фигурок-рожиц.

Задание: “Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?”

Упражнение 6

Материал: рисунок фигурок-человечков.

Задание: “Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему она лишняя?”

Упражнение 7

Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой.

Задание: “На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их”.

Примечание. Нужно помочь ребенку правильно показать треугольники (обвести маленькой указкой или пальцем).

Упражнение 8

Материал:  4 одинаковых треугольника.

Задание: “Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы. Чем они отличаются? (Один высокий, другой – низкий; один узкий, другой – широкий.) Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (Да.) Квадрат? (Нет.)”.

Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по типу “делай как я”. На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем – повторяя процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельно восстанавливает способ построения уже готового объекта (задания вида “сделай такой же”). Четвертый этап заданий такого рода – творческий: “построй высокий дом”, “построй гараж для этой машины”, “сложи петуха”. Задания даются без образца, ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров: гараж именно для этой машины.

Читайте также:  Лего конструктор в развитие ребенка

Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый играет роль ненавязчивого помощника, его цель – способствовать доведению работы до конца, то есть до получения задуманного или требуемого целого объекта.

Сравнение – логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру “Найди это по указанным признакам”: “Что (из этих предметов) большое желтое? (Мяч и медведь.) Что большое желтое круглое? (Мяч.)” и т. д.

Ребенок должен использовать роль ведущего так же часто, как и отвечающего, это подготовит его к следующему этапу – умению отвечать на вопрос: “Что ты можешь рассказать о нем? (Арбуз большой, круглый, зеленый. Солнце круглое, желтое, горячее.)”. Или: “Кто больше расскажет об этом? (Лента длинная, синяя, блестящая, шелковая.)”. Или: “Что это: белое, холодное, рассыпчатое?” и т. д. Рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы объектов. Маленькому ребенку легче сначала найти признаки различия объектов, затем – признаки их сходства.

Типы заданий на сравнение:

1. Задания на разделение группы объектов по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие и

т. п.).

2. Все игры вида “Найди такой же”. Для ребенка двух – четырех лет набор признаков, по которым ищется сходство, должен быть четко обозначен. Для более старших детей предлагаются упражнения, в которых количество и характер признаков сходства может широко варьироваться.

Упражнение 9

Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

Задание: “Найди среди своих фигур похожую на яблоко”. Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. “Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)”.

Упражнение 10

Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.

Задание: “Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный – их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата – разбираются все варианты.)”. Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. “Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)”.

Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения).

Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:

– по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);

– по размеру (в одну группу большие мячи, в другую – маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую – короткие и т. д.);

– по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту – зеленые);

– по форме (в эту коробку квадраты, а в эту – кружки; в эту коробку – кубики, в эту – кирпичики и т. д.);

– по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.

Все перечисленные выше примеры – это классификации по заданному основанию: взрослый сообщает его ребенку, а ребенок выполняет разделение. В другом случае классификация выполняется по основанию, определенному ребенком самостоятельно Здесь взрослый задает количество групп, на которые следует разделить множество предметов (объектов), а ребенок самостоятельно ищет соответствующее основание. При этом такое основание может быть определено не единственным образом.

Например, задания для детей пяти – семи лет.

Упражнение 11

Материал: несколько кругов одинакового размера, но разного цвета (два цвета).

Задание: “Раздели круги на две группы. По какому признаку это можно сделать? (По цвету.)”.

Упражнение 12

Материал: к предыдущему набору добавляются несколько квадратов тех же цветов (два цвета). Фигуры перемешиваются.

Задание: “Попробуй снова разделить фигуры на две группы”. Возможны два варианта разделения: по форме и по цвету. Взрослый помогает ребенку уточнить формулировки. Ребенок говорит обычно: “Эти – круги, эти – квадраты”. Взрослый обобщает: “Значит, разделили по форме”.

Обобщение – это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все – большие, эти все – маленькие; эти все – красные, эти все – синие; эти все – летают, эти все – бегают и др.

Приведем примеры заданий на обобщение для детей пяти – семи лет.

Упражнение 14

Материал: набор из шести фигур разной формы.

Задание: “Одна из этих фигур лишняя. Найди ее. (Фигура 4.)”. Детям этого возраста незнакомо понятие выпуклости, но они обычно всегда указывают на эту фигуру. Объяснять они могут так: “У нее угол ушел внутрь”. Такое объяснение вполне подходит. “Чем похожи все остальные фигуры? (У них 4 угла, это четырехугольники.)”.

Далее приведем пример нескольких взаимосвязанных упражнений (заданий) логико-конструктивного характера по формированию представления о треугольнике для детей пяти лет. Для моделирующей конструктивной деятельности ребенок используют счетные палочки, рамку-трафарет с прорезями в форме геометрических фигур, бумагу, цветные карандаши. Взрослый также использует палочки и фигуры.

Упражнение 15

Цель упражнения – подготовить ребенка к последующей моделирующей деятельности посредством простых конструктивных действий, актуализировать счетные умения, организовать внимание.

Материал: счетные палочки двух цветов.

Задание: “Возьми из коробки столько палочек, сколько у меня (две). Положи перед собой так же (вертикально рядом). Сколько палочек? (Две.) Какого цвета у тебя палочки (палочки в коробке двух цветов: красные и зеленые)? Сделай так, чтобы они были разного цвета. Какого цвета у тебя палочки? (Одна – красная, одна – зеленая.) Один да один. Сколько вместе? (Две.)”.

Упражнение 16

Материал: счетные палочки двух цветов.

Задание: “Возьми еще одну палочку и положи ее сверху. Сколько стало палочек? Сосчитаем. (Три.) На что похожа фигура? (На ворота, на букву “П”.) Какие слова начинаются на “П”?”

Упражнение 17

Материал: счетные палочки двух цветов.

Задание: “Верхнюю палочку переложи так (взрослый сдвигает палочку вниз, чтобы она оказалась посередине вертикально лежащих палочек). Изменилось ли количество палочек? Почему не изменилось? (Палочку переставили, но не убрали и не добавили.) На что теперь похожа фигура? (На букву “Н”.) Назови слова, начинающиеся на “Н””.

Упражнение 18

Материал: счетные палочки двух цветов.

Задание: “Что еще можно сложить из трех палочек? (Ребенок складывает фигурки и буквы. Называет их, придумывает слова.)”.

Упражнение 19

Материал: счетные палочки двух цветов, нарисованный взрослым треугольник.

Задание: “Сложи из палочек фигуру”. Если ребенок сам не сложил треугольник, взрослый помогает ему. “Сколько палочек понадобилось для этой фигуры? (Три.) Что это за фигура? (Треугольник.) Почему он так называется? (Три угла.)”. Если ребенок не может назвать фигуру, взрослый подсказывает ее название и просит ребенка объяснить, как он его понимает. Далее взрослый просит обвести фигуру пальцем, сосчитать углы (