Математическое развитие ребенка дошкольного среднего возраста

Математическое развитие ребенка дошкольного среднего возраста thumbnail

Колточихина Альфия
Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного

возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В тексте рассматриваются проблемы связанные с изменениями в дошкольном образовании и в познавательном развитии.

Ключевые слова: дошкольное образование, математические представления, ребенок как субъект познания.

Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации обязывает дошкольные образовательные организации создавать условия для совместного обучения и воспитания детей.

Одним из важных направлений дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, является формирование математических представлений, включенное в образовательную область «Познавательное развитие».

Многие исследователи (как отечественные, так и зарубежные) формирование и развитие математических способностей связывают ее не с содержательной стороной предмета, а с процессом мыслительной деятельности.

Как говорил В. А.Крутецкий: «Математические способности — это специальные способности человека, определяющие успешность освоения и практического использования им разнообразных математических знаний».

Другие исследователи отмечают такие способности мыслительного процесса математически способного ребенка, как гибкость мышления, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому и умение находить новые способы решения проблемы.

Математические способности относятся к группе специальных способностей. Для того, чтобы они могли проявиться и развиваться требуется усвоение человеком определенного запаса математических знаний, наличие умений оперировать абстрактными объектами, изучающими в математике, в том числе и умение применять знания в мыслительной деятельности.

В средней группе перечень освоенных детьми умений по формированию математических представлений расширяется. В этом возрасте дети умеют выстраивать предметы от короткого до длинного, от узкого до широкого, от низкого до высокого и наоборот в группе из 3 – 4 предметов, а потом из 5 – 7.

При рассмотрении величин предметов (линейных размеров – длина, ширина, высота) показывать движением рук размер предмета, в процессе формирования представлений о величине поверхности (площади, о вместимости сосудов и объёме жидких и сыпучих тел, о массе (тяжелее – легче) опираться на опыт предметных действий детей и сопровождении этих действий речью взрослого, а затем и самих маленьких «исследователей». Большое значение нужно придать соединению математического развития с познанием окружающей среды, овладением соответствующей лексикой и речевыми конструкциями. Так, при познании детьми формы предметов, овладении способами ее обозначения с помощью моделей геометрических фигур и соответствующих слов, словосочетаний и речевых высказываний полезно использовать мебель, которая находится в группе, игрушки, предметы интерьера, посуды, как из игрушечных наборов, так и из комплектов, используемых за завтраком, обедом и т. п.

В познавательной деятельности у детей дошкольного возраста значительное место занимает чувственное познание и речь, потому как познавательная деятельность дошкольника строится на основе чувственного восприятия. Ее результат — знание, представленное образами. Оно проявляется в поведении, практических действиях и частично — речи. Знание, в том числе познание, средствами и объектами которого являются математические объекты, невозможны вне языка, вне включения простейших элементов математического языка в речь детей, реализующую не только когнитивную функцию, но и коммуникативную и обобщающую.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержанию дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование математических представлений.

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного и игрового общения для формирования математических представлений.

Источник

      КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«Математическое развитие детей дошкольного возраста».

     Исследования последних лет показала, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние на его психическое развитие. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Важно не столько дать знания по математике, сколько научить детей логически мыслить, развивать  математическое мышление. В ДОУ хорошо известны и широко используются в практике игры и упражнения на развитие логико – математических представлений и умений. Педагоги в своей работе используют разнообразный развивающий дидактический материал. В ходе игр решаются задачи, способствующие развитию у дошкольников простейших логических операций (сравнение, синтез, анализ, классификация, обобщение, вывод,…) Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи.

Читайте также:  Светлана плотникова развитие лексикона ребенка учебное пособие скачать

              Часто в начальной школе дети испытывают затруднения при освоении школьной программы по математике. Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в ориентации ДОУ на развитие математических способностей, познавательных интересов, в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков.
           Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока. Единственно правильный путь развития и совершенствования познавательных интересов ребенка стоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития в его гармоническом единстве с развитием физическим, т.е. в соответствии с психофизическими особенностями каждой возрастной группы дошкольников.
         Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.
Крутецкий  Вадим Андреевич (1917-1989) – доктор психологических наук, профессор, один из видных специалистов в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей, выделил девять компонентов математических способностей:
1. способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания абстрагированного, от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;
2. способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне разном;
3. способность к последовательному, правильно расчлененному логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательстве, обосновании, выводах;
4.  способность сокращать процесс рассуждения, мыслить развернутыми структурами, мыслить свернутыми структурами;
5. способность сокращать процесс рассуждения, мыслить развернутыми структурами, мыслить свернутыми структурами;
6. способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
7. гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой. Свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
8. математическая память – память на обобщенные формализованные структуры, логические схемы;
9. способность к пространственным представлениям.

           Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание.

           Мир, в котором живет малыш – это мир мышления и логики, подлинных приключений, невероятных открытий, которые встречаются на каждом шагу. Ведь в каждом ребенке заключено чудо от рождения. Чудо – это его мозг. Поэтому никогда не надо забывать о том, что «Чудеса заключены не в методах, а в самом ребенке. И каждый ребенок имеет право овладеть этим чудом. А нам только остается купить билет в эту страну чудес».

          Делая вывод, хочу сказать, что ребенка можно учить практически всему на свете и при этом, все сделать вместе со своим малышом.

Источник

тамара матвеева
Рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

 Дошкольный возраст, как нам известно, является промежуточным этапом между ранним возрастом и школой. Этот этап невероятно ответственен, поскольку ребенок должен отправиться в школу, имея за плечами приличный багаж жизненных навыков и знаний, в том числе – математических. Именно этот возраст формирует у детей элементарные математические представления.

Объём элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста следует рассматривать в качестве основы познавательного развития, без освоения которого дальнейшее познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно. Активность ребёнка этого возраста, направленная на математическое познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем играх.

Читайте также:  Социально коммуникативное развитие ребенка дошкольника

Взрослый должен создавать условия и игровую обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка среднего дошкольного возраста в игровую деятельность с целью формирования элементарных математических представлений. Но при этом инициатива в развёртывании игры, игровые действия должны принадлежать ребёнку. А взрослый может анализировать ситуацию, направлять процесс её развития, способствовать получению результата. Любой вид игровой деятельности при условии правильного руководства со стороны взрослого может привести к формированию элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте. И это не только развивающие игры математической направленности, но и творческие игры, в том числе сюжетно-ролевые.

Современные малыши среднего дошкольного возраста куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности?Фразы: «Сидите тихо!», «Слушайте внимательно отпугнут кого угодно. Остаётся один выход – игра. Игровая деятельность привлекала дошкольников во все времена, и в этом плане ничего не изменилось в наши дни!

К счастью, формирование элементарных математических представлений вписывается в любое игровое действие, в том числе и в процесс организации сюжетно-ролевой игры. Первое, что мы должны сделать – это заинтересовать детей. А уж если интерес к игре появился, то появится и желание более тесно познакомиться с математикой. Второе – мы, взрослые, должны организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя. Надо помнить, что для этого нам понадобится большое количество наглядного материала, иначе нельзя, особенно это касается сюжетно-ролевых игр, и особенно, если наша цель в этих играх – формирование элементарных математических представлений. Без наглядности, без большого количества атрибутов, всевозможных предметов-заместителей в данной ситуации не обойтись.

Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие и интеллектуальные способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Без образовательного процесса в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово – игра!

Сюжетно-ролевая игра на определенную тему осваивается детьми среднего дошкольного возраста поэтапно. Важное условие организации сюжетно-ролевых игр — предварительное формирование у детей определенных представлений об окружающей действительности, соответствующих лексической теме игры, для этого проводятся сюжетно-дидактические игры. Подготовительная работа к сюжетно-ролевым играм с точки зрения математического развития заключается в формировании элементарных математических представлений с использованием игрового материала, который затем вводится в игровое действие. Это возможно сделать в познавательных беседах, в дидактических играх.

После того как дети среднего дошкольного возраста усвоят содержание сюжетно-ролевой игры, освоят ролевое поведение, проводится сюжетно-дидактическая игра на заданную тему. Она разворачивается при непосредственном участии взрослого, который  не только принимает активное участие в игре, но и берет на себя наиболее сложную роль, требующую математических навыков.

Далее в групповой комнате выделяется место для сюжетно-ролевой игры, где размещается кукольный уголок со всеми атрибутами для сюжетно-ролевой игры, дети соотносят эти предметы между собой в соответствии с содержанием игры.

Важно направлять сюжетно – ролевые игры для детей с целями формирования элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте с использованием косвенных методов, сохраняя при этом самодеятельный и творческий характер игры.

В организации и проведении сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста можно условно выделить три этапа.

1 этап – воспитатель направляет развитие сюжета, контролирует действия детей.

2 этап – ведущую роль начинают выполнять дети, воспитатель принимает участие на второстепенных ролях.

3 этап – дети самостоятельно выбирают сюжет игры, разыгрывают роли, используют счетно-измерительные действия, а воспитатель наблюдает за игрой и лишь в некоторых случаях включается в игру.

Развитие сюжета с учетом средств сюжетно-ролевой игры, применением дидактического материала математического содержания в игровой форме отражает проникновение детей в жизнь окружающих взрослых людей. Помимо основных задач математического содержания в сюжетно-ролевых играх обязательно уделяется внимание нравственно-воспитывающим аспектам. С ознакомлением детей с трудом взрослых параллельно воспитывается и уважение к труду, бережное отношение к продукту труда.

Читайте также:  Развитие речи ребенка с помощью общения

Для проведения сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста игровой материал подготавливается заранее. Целесообразно подключить к этому родителей. Дети также с радостью участвуют в создании атрибутов для игры. У детей при этом развивается инициатива, и они получают чувство удовлетворения от использования в игре самостоятельно сделанного атрибута. Игровой материал обыгрывается до начала занятия, при этом предупреждая детей о его назначении. Это нужно, чтобы во время сюжетно-ролевой игры внимание детей привлекала не только игровая сторона, но и математическая.

Источник

Показаны публикации 1-10 из 4584.
Все разделы
| Математика. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 – 5 лет

Конспект интегрированного занятия по ПДД и математике средняя группа «Поиграем, посчитаем — ПДД мы изучаем» Конспект интегрированного занятия по ПДД и математике средняя группа «Поиграем, посчитаем — ПДД мы изучаем»
Конспект интегрированного занятия по ПДД и математике средняя группа Тема: «Поиграем, посчитаем – ПДД мы изучаем» Цель: закрепить знания по ПДД, дорожные знаки, знания геометрических фигур. Задачи: Образовательные: • Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и…

Программа кружка «Занимательная математика» для детей от 3 до 4 лет
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА для детей от 3 до 4 лет Пояснительная записка. Интеллектуальное развитие дошкольников – центральная задача педагогов-психологов, воспитателей и родителей. Однако в практической работе данному вопросу уделяется незначительное количество…

Математика. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) – Конспект интегрированного занятия по ФЭМП с элементами аппликации в средней группе «Помогаем обезьянке сделать подарок»

Публикация «Конспект интегрированного занятия по ФЭМП с элементами аппликации в…»
Конспект интегрированного занятия ФЭМП с элементами аппликация в средней группе. Тема: «Помогаем обезьянке сделать подарок на День Рождения мышке». Цель: знакомство с новым нетрадиционным способом рисования – ватными палочками и закрепление знаний о геометрических фигурах,…

Конспект занятия по ФЭМП «Сюрприз для Мишки» для средней группы
Конспект НОД «Сюрприз для Мишки» ФЭМП для средней группы. Тема недели «Наши добрые дела». Программное содержание: 1. Закрепить умение сравнивать две группы предметов, формировать представление о равенстве и не равенстве групп; умение различать правую, левую сторону, верх и низ….

План-конспект НОД по ФЭМП в средней группе «По математическим ступенькам»
План-конспект НОД по ФЭМП в средней группе «По математическим ступенькам» Программное содержание: – выявить у детей полученные знания, представления, умения, которые они получили на занятиях по математике: закрепить умение ориентироваться в пространстве и на плоскости, уточнять…

Проект «Сказочная математика» в средней группе
Проект «Сказочная математика» (средний возраст)[/b] Актуальность: Математика – достаточно сложная область научного знания, особенно для познания детьми дошкольного возраста, но её изучение можно сделать более интересным, отвечающим современным требованиям ФГОС ДО. Чем любит…

Математика. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) – Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в средней группе «Письмо от Буратино»

Статья «Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в средней группе «Письмо от…»
Программное содержание: -Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 5. -Закрепить представления о последовательности частей суток: ут-ро,день,вечер,ночь. -Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5, закреплять умение отвечать на вопросы:…

Конспект игровой образовательной ситуации ФЭМП «В гости к нам пришли игрушки» в средней группе
Конспект игровой образовательной ситуации «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «В гости к нам пришли игрушки» Задачи: дать возможность детям применить на практике полученные знания о сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме определяя их…

Конспект занятия по математике в средней группе «Помочь зайчику найти свой домик в лесу»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – «Детский сад №209 «Росток» МБДОУ ЦРР – «Детский сад №209» Конспект занятия по математике в средней группе Тема: «Помочь зайчику найти свой домик в лесу» Составила: воспитатель группы №7…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему «Больше, меньше, поровну» в средней группе
Цель: закрепить знания детей о количественном и порядковом счете, обогатить словарный запас детей «больше, меньше», продолжать закреплять знания детей соотносить цифру с количеством предметов. Задачи: Образовательные.  учить уравнивать неравные группы двумя…

Источник