Математические знания в развитии ребенка

Математические знания в развитии ребенка thumbnail

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №10 г. о. Кинель Самарской области

структурное подразделение детский сад «Лучик»

Подготовила:

Воспитатель Горнова

Татьяна Витальевна.

2015 г.

Математические знания и их роль в развитии ребенка.

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Эффективное развитие умственных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить программный материал.

Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются: формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни; развитие познавательных психических процессов — ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков; формирование простейших способов умственной деятельности.

Ребёнок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л. Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал много, быстро, что во всю остальную жизнь не приобретал и одной сотой того≤ От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние». Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочения, уточнении, систематизации. Ребёнок должен получить чёткие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма).

Передо мной стоит задача — формировать умственные способности младших дошкольников посредством развивающих игр математического содержания. Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности. Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость. Я организую умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности провожу игры, где надо быстро дать ответ («Один много», «Скажи наоборот», «Летает — не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекаю детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организую элементарную исследовательскую деятельность, предлагаю задачи-головоломки.

Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций. Если удается найти ключ к управлению развитием мышления дошкольника, то это означает, что открываются возможности для совершенствования всех других познавательных процессов. Детский интеллект функционирует на основе принципа системности. В нем при необходимости включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Играми, моделирующими творческий процесс и создающими такой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, являются развивающие игры, которые служат «пищей» для детей Разнообразны по содержанию, очень динамичны, способны удовлетворять потребности ребенка в моторной активности, движении, помогают использовать счет, контролировать правильность выполнения действий.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребенка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений.

Как и в любой работе, прежде чем начать, необходимо поставить перед собой основные задачи:

– создать условия для развития логического мышления у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

– укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;

– развивать детскую самостоятельность в решении поставленных задач;

– формировать геометрическое мышление, графические навыки;

– развивать память, внимание, воображение, наблюдательность;

формировать умение прослеживать, понимать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;

– формировать умение разбивать сложную задачу на несколько простых;

развивать математическое мышление;

– совершенствовать речь, моторику, активизацию словарного запаса;

– воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности;

– воспитывать аккуратность, бережное отношение к играм.

Для успешного решения этих задач в группах должна быть создана соответствующая предметно-развивающая среда. Игровой материал состоит из пособий как для одного ребенка, так и для небольшого детского коллектива. Одно из требований к дидактическому материалу — это многообразие игр от простого к сложному. Насыщенность игрового материала определяют возрастные особенности детей. Основной формой обучения являются игровые занятия с группой детей из 7–9 человек. Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Педагогу необходимо строить свою работу на основе следующих принципов:

– от простого к сложному — предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;

индивидуальность — предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;

– безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка;

-сотворчество детей и взрослых;

В младшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.

Работу с малышами я начинаю с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку («Отбери все синие кубики» и т п.). Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств). Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; кисточек столько, сколько детей, и т. п.).

Малышей я не учу считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подвожу к усвоению счета, создаю возможности для формирования понятия о натуральном числе.

Большое внимание в младшей группе уделяю упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах. Дети продолжают знакомиться с геометрическими фигурами, учатся различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Дети учатся ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа) А также во времени (правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь).

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Геометрическая мозаика», «Лего», пазловые мозаики, блоки Дьенеша, счетные палочки. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками: «Назови фигуру», «Узнай на ощупь», «Веселый счет», «Собери картинку», «Сложи фигуру», «Танграм», игры с плоским вариантом блоков Дьенеша («Логические фигуры», «Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин»). Универсальность этих игр в том, что они имеют различные степени сложности, многие из них можно предложить ребенку уже с 2–3-летнего возраста. Тем не менее эти игры не теряют актуальности для детей постарше, ведь сюжет игры постепенно усложняется.

Таким образом, отбор развивающих игр осуществлён, исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придание обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания, а также данные игры являются актуальными, наиболее приемлемыми для младших дошкольников. В совместной и самостоятельной деятельности используются игры и упражнения на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур силуэтов, образных изображений из определенных частей. Игра осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям.

Подводя итог вышесказанному, хочется особо подчеркнуть, что развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Для формирования умственных способностей младших дошкольников важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Литература:

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., Просвещение, 1987.

2. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. — М., Просвещение, 1984.

3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М., Просвещение, 1989.

4. Венгер Л. А. Диагностика умственного развития дошкольника — М., Педагогика, 1996.

5. Михайлова З. А. Математика от трех до семи. — СПб: Детство-Пресс, 1999.

6. Панова Е. Н. Дидактические игры — занятия в ДОУ. — Воронеж, ТЦ Учитель, 2006.

7. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М., Педагогика, 1997.

Источник

Консультация: «Математические знания и их роль в развитии познавательных способностей ребенка»

Формирование у детей – дошкольников первоначальных математических представлений, знаний и умений должно осуществляться таким образом, чтобы был получен не только непосредственный практический материал (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект. Иначе говоря, обучение должно способствовать общему развитию познавательных способностей и интересов  детей, и прежде всего, формированию у детей способности ориентироваться в определенной области деятельности (в данном случае – математической), доступных форм осознания математических отношений и зависимостей. Обучая детей счету и развивая у них количественные, пространственные и временные представления, мы должны одновременно думать о том, какова роль этих знаний в общем развитии ребенка, как развивается при этом мысль, умственные способности (находчивость, сообразительность, заинтересованность). Нередко считают, что сам по себе факт приобретения знаний развивает ум ребенка. Такой взгляд ошибочен. Ведь случается, что дети запоминают сообщаемые им знания, не осмыслив их, не умея использовать в иных условиях.

Обучение счету должно не только сообщать знания, но и воспитывать и развивать личность. Поэтому при обучении нельзя ограничиваться сообщением знаний, требовать их запоминания. Сообщая детям знания, важно следить, чтобы у ребенка формировался интерес к знаниям, чтобы развивалась умственная активность детей.

При изучении нового материала нужна и инструкция воспитателя, его показ и требование подражать.

Но по мере усвоения способа действия детям даже на ранних этапах должна быть предоставлена самостоятельность мысли. При обучении детей счету необходимо разнообразить способы решений, добиваться того, чтобы дети думали, как лучше ответить на поставленный вопрос, как можно сказать по-другому, как доказать правильность ответа. Такие вопросы: «Кто заметил ошибку в ответе Иры?», «Как следует ее исправить?», «Кто дополнит ответ Наташи?», «Кто сделал по-другому, чем Саша?».

Такие вопросы развивают внимание детей. При обучении детей счету намечают 5 этапов:

I этап: обучение ребенка 3-х лет происходит на предметах (кружки, грибки, флажки, и т.д.). Сначала дается детям задание: наложить на картинки пуговицы или кружки, которые нарисованы на карточке. Действие здесь состоит из 3-х частей:

а) различать правую руку от левой,

б) показывать направление слева направо,

в) точно накладывая пуговицы или кружки на изображенные предметы.

Все операции воспитатель объясняет, а дети потом выполняют, Здесь дети обучаются способам действия.

На II этапе обучения у детей навыки автоматизируются. Дети получают задание: на нижней полке положить столько кружков, сколько на верхней (прием приложения).

III этап – этап громкой речи без опоры на предметы.

Переход от действия с предметами к действию без предметов очень сложный. Воспитателю необходимо добиваться от детей объяснение по величине: 4 и 3 – что больше, на сколько. Тем самым речь детей приобретает новое значение: ребенок рассказывает о действии так, чтобы оно было понятно другому.

Задача IV этапа – научить детей выполнять действие без предметов. Ребенок выполняет упражнение самостоятельно – создает собственный план действия.

Например: «молча про себя считает предметы, а если не уверен, то громко».

V этап – внутренняя беззвуковая речь.

Для V этапа характерна быстрота ответа. Первые математические представления формируются у ребенка на основе деятельности с множествами. Он убеждается, что множества могут быть равными и неравными.

Ребенок может производить сложения и вычитания и овладеть приемами присчитывания и отсчитывания.

В возрасте 3-х – 4-х лет дети усваивают понятие равенства и неравенства множеств на конкретном материале.

На основе сравнения у детей формируются парные понятия: пространственные, количественные, временные; правая – левая рука, сторона, больше – меньше, сверху – снизу, над – под, до – после, сегодня – вчера. Противопоставления помогают лучше понять и усвоить эти парные понятия.

В дальнейшем программа усложняется, и в подготовительной группе детей знакомят со знаками >,

В период обучения дети усваивают правила, на основе которых у них формируются навыки. Дети овладевают и такими навыками, как организация своего учебного труда – способы размещения пособий во время занятий и после них, приучаются не играть с пособиями до и после занятий, а внимательно слушать воспитателя, учатся доводить работу до конца, стремясь к точности и аккуратности выполнения, приобретают навыки умения следить за ответами товарищей.

Все это формирует интерес к напряженной работе. На занятиях по математике широко используется наглядность.

Наглядность создает более глубокое чувственное восприятие и помогает умственному развитию.

Очень важно учить детей пользоваться наглядными средствами, искать и применять их. Наглядность может служить не только источником получения знаний, но и средством контроля.

Обучать детей счету необходимо систематично и последовательно; важно, чтобы знания у детей были взаимосвязаны.

Умственное воспитание осуществляется не только на обучающих занятиях, но в играх, труде, в быту, в процессе общения взрослого с ребенком.

Во всех этих видах деятельности ребенок приобретает знания и умения, развивает его ум. Но в процессе игр, труда и быта эти знания приобретаются ребенку в стройной системе и последовательности, а сообщаются отрывками.

Другое дело на обучающих занятиях, здесь необходимо давать детям знания в последовательности, от простого к сложному, от конкретного к абстрактному важен при обучении детей счету. А последовательность в подаче знаний развивает мысль детей. Постепенно усложняющийся материал, являясь доступным детям, в то же время требует от них мобилизации прежних знаний, отбора их для решения нужной задачи, а это воспитывает внимание, сосредоточенность, развивает сообразительность.

Нужно чаще обращаться к детям с заданиями, подумать, догадаться. Система и последовательность в обучении приучают детей к организованности. Воспитывающее значение обучения возрастает, если знания, приобретаемые детьми на занятиях, используются в жизни. Их жизнь – это игра, труд, занятия.

Приобретаемые знания по счету следует использовать в указанных видах деятельности. Так, например, готовя материал для сюжетной игры, дети могут использовать свои умения считать, выполняя ноль кассира, продавца. В изобразительной деятельности могут использовать количественные и пространственные представления, знания геометрических форм. Жизнь создает многообразные условия для применения математических знаний. Например, при накрывании на стол необходим отсчет нужного количества тарелок, ложек и т.д., пространственное размещение (справа, слева, с края, посередине).

При подвижных играх на площадке надо отмерить расстояние между «домами» 2-х играющих групп. Детей необходимо приучать наблюдать, как взрослые используют свои математические знания, зачем им нужны знания счета, измерения, в каких случаях ими пользуются.

Все это развивает познавательные способности детей, дальнейший интерес к приобретению математических знаний, развивает интерес к учению.

Источник