Математические развития и развития речи ребенка

Александра Львова
Как связано развитие речи и математика?

Как связано развитие речи и математика?

Коммуникативные навыки – это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию.

Развитие речи это один из главных аспектов развития ребенка, его успешности среди сверстников. Словарь, который усваивается детьми на занятиях по математике, по мнению З. А. Михайловой, Р. Л. Непомнящей складывается из отдельных слов, представленных существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами, и словосочетаний. А специфическая особенность математики заключается в преобладании таких частей речи, как числительные, прилагательные, наречия, предлоги, которые в обыденном речевом общении детей используются редко и не всегда точно.

Поэтому мы предлагаем, в процессе развития математических представлений и речи использовать словесные игры и упражнения.

Дети в непринужденной форме закрепляют математические понятия и термины. Именно поэтому, словесная игра поможет ребенку овладеть в легкой, непринужденной форме логико-математическими представлениями. Их можно использовать во всех формах работы по развитию математическихпредставлений у детей дошкольного возраста: занятиях; в режимных моментах; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно в самостоятельной деятельности.

Дети правильно отвечают на поставленные вопросы простыми и распространёнными предложениями, используя в своей речи предлоги, местоимения, числительные и математические понятия, умеют правильно объяснить.

Словесные игры можно условно разделить на лексические, грамматические, а также игры, способствующие развитию связной речи. Это игры которые вы проводите на непосредственно образовательной деятельности по математике на систематизацию, уточнение представлений, знаний и умений, расширение области их применения. Когда даете новую информацию, или на закрепление полученной ранее информации. Так же в совместной, индивидуальной деятельности, или даже на прогулках, в повседневных видах детской деятельности, и в познавательно-игровой деятельности. Словесные игры с математическимсодержанием помогают детям:

– в знании терминов и понимании и символов изучаемых математических объектов и отношений между ними;

– в умении использовать термины и символы математических понятий в математической речи;

– в осознании законов построения и структуры выражений математического языка, конструирования математических предложений;

– в понимании логической структуры определения понятий, алгоритма решения задач;

–в умении сравнивать объекты по указанному признаку, выделять существенные признаки для их сравнения;

–в умении проводить классификацию понятий по заданному и самостоятельно найденному признаку;

– в умении формулировать, противоположное значение;

– в умении логически правильно обосновывать свой ответ;

Это такие игры как: «Парные картинки», «Один-много», «Математическое лото», «Скажи, где находиться?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Чем отличается», «Узнай по описанию», «Я начну, ты продолжи», «Цепочка слов», «Чего не стало?», «Разложи по полочкам», «Посчитай», «Четвёртый лишний».

Так, словесная игра «Цепочка слов» используется для увеличения словарного запаса слов и развития памяти старших дошкольников. Детям предлагается запомнить тройки слов,которые воспитатель называет один раз: круг, треугольник, квадрат; больше, меньше, столько же; слева, справа, прямо; пятый, шестой, седьмой; вверху, внизу, между; наблюдай, считай, сравнивай. Педагог произносит только первое слово тройки, а второе и третье вспоминают и произносят дети. Анализируя ответы детей, следует обращать внимания на способ запоминания таких групп слов, которые связаны по смыслу. В играх с правилами продумываются различные варианты.

«Посчитай».

Цель: Закреплять умение правильно согласовывать числительные до десяти с существительными. Правильно ставить ударения в существительных и числительных. Развивать активный словарь, память, внимание, восприятие.

Игра «Концовка» используется для развития речи детей, включения в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий» и др. Сначала воспитатель произносит начало предложения, затем дети продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы,например: «Если сосна выше, чем березы, то береза … (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы. (тоньше ствола дуба)». Воспитатель предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например, «колобок. (круглый, Буратино. (тонкий, дядя Степа. (высокий, гном (низкий).

«Составь загадку».

Дети сочиняют математические загадки, для чего им потребуется выделить в них существенные свойства предмета и представить их в образной форме. Воспитатель показывает детям хорошо знакомую геометрическую фигуру (цифру). Коллективно выделяют его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание дети составляют без помощи педагога.

«Четвёртый лишний».

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные, логические связи. Воспитывать умение точно следовать инструкции, целеустремленность.

Словесные дидактические игры, несомненно, способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствуют чёткое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить лексико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом в соответствии с возрастом.

Еще нам бы хотелось сказать про речь педагога которая должна соответствовать некоторым требованиям:

– полная ясность, соответствие речевой динамики возрастным особенностям;

-научность, логическая обоснованность рассуждений;

-соблюдение правил этимологии и синтаксиса (правильное употребление падежей, союзов,);

– литературность (живость, образность изложения);

– четкость, лаконичность.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сенситивными периодом речевого развития ребенка, и одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает “не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи“.

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. И напоследок повторю, что математика предоставляет настоящему педагогу большие возможности для обогащения лексики, не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения речью, а также развития грамматического строя речи и связной речи в целом.

Источник

Яськова Мария Михайловна                                                                                   учитель-логопед                                                                                                            МАДОУ № 21 «Искорка» г. Бердск

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ                                                                С УЧЕТОМ ФГОС ДО

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама.

Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речевое развитие и владение речью, как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях интеграции разных  видов деятельности. Речевое развитие осуществляется не только через мероприятия речевого цикла, но и через другие виды деятельности, например формирование математических представлений.

Использование элементов элементарных математических представлений  возможно в совершенствовании разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи, в том числе объяснительной.

Понятия  “низкий – высокий”, “узкий – широкий”, “длинный- короткий”, “вверх-вниз”, “вправо-влево”, “вперед-назад” применимы на разных этапах работы. Так уже при диагностике используется  принцип классификации предметов по одному или нескольким признакам: покажи фигуры только красного цвета, назови все маленькие фигуры, используется согласование числительных и существительных в роде, в числе и падеже, например задание: покажи 1 яблоко, теперь покажи 2 ,3 яблока; “продолжи ряд”  1 роза, две…., три …., пять…

Установлено, что уровень развития речи ребенка прямо зависит от сформированности тонких  движений пальцев рук, это обусловлено близостью речевого и двигательного центров в коре головного мозга. Несформированность тонкой моторики рук – это неточность движений, трудности в усвоении движений, а, следовательно, и в  мыслительном процессе, а поэтому возникает неточность в выборе правильного по описанию, по форме, по цвету предмета, неточность в соотнесении предметов по признакам, количеству или определения той или иной последовательности предметов. Для активизации этих центров хорошо использовать пальчиковую гимнастику с пальчиковыми куклами и без. Но конечно в пальчиковой гимнастике не обойтись без счета и соблюдения логически последовательных действий. Например, на каждую строчку стиха дети соединяют подушечки одноименных пальцев.

Для формирования предпосылок правильной артикуляции целесообразно использовать игры, развивающие кинестетические и тактильные ощущения, например «волшебный мешочек», предлагать детям на ощупь достать все круглые предметы или все большие. Тактильные ощущения также развивает прием  моделирования цифр, геометрических фигур из пластилина. Интересно, что сдавливания подушек пальцев стимулируют созревание клеток коры головного мозга. Здесь поможет  “Игра с прищепками”, а в игре с “резиночками” мы решаем сразу несколько задач:

– закреплений понятия о цвете, давая задание – соедини, только красные кружки или красные и желтые; сделай квадрат, треугольник;

– усовершенствуем и развиваем лексический словарь, наполняя его понятиями (красный, синий, зеленый, желтый, круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, большой, маленький, узкий, широкий и др.);    

– учим классифицировать  и дифференцировать по признакам;

–  прививаем навыки логического мышления.

В артикуляционной гимнастике, дети, выполняя упражнения под счет – используют слуховой и двигательный анализаторы, или считают про себя самостоятельно, заданное количество раз – ведя внутренний контроль и закрепляя порядковый счет.

При отработке артикуляции использование понятий, говоря о языке, “узкий-широкий”, “вверх-вниз”, “вправо-влево”, развивает ориентировочно-пространственное восприятие. При произнесении ребенком звука изолированно или в слогах, словах выполняется задача автоматизации порядкового счета, например, произнеси звук десять раз или слог, слово три раза.

Заучивание стихов, чистоговорок, участие в физминутках, отгадывание загадок в которых присутствуют математические понятия, решение математических задач, способствуют закреплению математических представлений и развитию речи.

Использование  приема сравнения в  разных практических  действиях детей, например:  покажи домик низкий, затем домик выше, переходит в  задания с усложнением –  выложи справа высокий домик, а слева низкий; выложи справа высокий желтый домик, а слева синий низкий на этом же примере отрабатываются понятия формы фигур.  Это задания: сложи машину из зеленых квадратов и треугольников; сложи так, чтобы кабина была из красных треугольников, а кузов из желтых квадратов  или сложи кабину из маленьких квадратов, а кузов из больших.

Отвечая на вопросы, рассматривая сюжетные картинки, дети оформляют свои мысли в разные по сложности предложениях. Например: “Кукла сидит между зайчиком и собачкой. Кукла сидит выше матрешки, машины и пирамидки”. “В лесу дерево выше, чем куст. Цветок ниже куста”. В описании сюжетной картинки отвечают на вопросы: “Сколько детей на картинке, посчитай”, “Девочка играет, с чем? Мячик какой?” и т.д.

Как показывает практика, использование элементарных математических представлений на разных этапах развития речи способствует развитию правильных представлений о позиции  звука в слове, о расположении звука по отношению к рядом стоящему звуку, о количестве звуков в слове, количестве слов в предложении;  активизирует логические связи, что напрямую развивает представления о грамматических конструкциях, т.е. употребление падежных окончаний, согласование существительного с числительным и наоборот, образование притяжательных прилагательных. Безусловно, использование элементарных математических представлений, как часть представлений ребенка  о мире, ускоряет процесс обследования речевого развития, помогает на начальных этапах по постановке звукопроизношения, активизации звуков  в словах по средствам чистоговорок и считалок, в которых представлен порядковый счет, представления о форме и  величине.

Использование игровых методов и приемов формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.

Список литературы:

1. Антакова-Фомина Л. В. “Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук”. – М.: 1997. – с . 210.

2 . Новикова В.П. “Математика в детском саду”. – М.: Мозайка-Синтез, 2010.-

с. 101.

3. Ткаченко Т. А. “Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики”, М.: Эксмо,2013. –  с.154.

4. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. – с. 109-131.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 179 «Детский сад присмотра и оздоровления»

Консультация для воспитателей

«Расширение словаря и развитие связной речи на занятиях РЭМП»

Составила воспитатель Вербицкая Т. Л.

Кемерово 2013

На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы формируем у детей специальный словарь – математических терминов и, кроме того, имеем возможность создать специальную речевую среду, дающую детям образцы речи (речь воспитателя, художественное слово) и позволяющую развивать собственную. Для этого мы используем самые разнообразные приемы, как основные на занятии, так и дополнтельные.

Формируя словарь, мы должны помнить, что одновременно с термином мы формируем и образ. Даже один неправильно сформированный образ ведет к искажению процесса коммуникации. Если произношение слова мы можем услышать и скорректировать сразу, то увидеть образ, который возникает в голове у ребенка мы не в силах.

Мы знаем, что  у детей примерно до 3-х лет (пока мышление является предметно-действенным и довербальным, неречевым) формирование образа идет от частного, конкретного случая к общему, а у детей после трех лет (когда мышление становится наглядно-образным) – само слово уже является обобщением, неким образом. Одной из особенностей организации нашего головного мозга является то, что при созревании определенного его отдела, функция, для которой такой отдел предназначен, формируется наипростейшим путем.  И все то, что попадает в нашу голову, остается там навсегда, пока головной мозг существует. И нужное (проблема в том, что не всегда легко его оттуда достать), и ненужное. И в ситуации, когда место этого кратчайшего пути «занято» ошибочно, проблема исправляется прокладыванием «обходного» пути, что конечно происходит сложнее и дольше. Аналогично происходит в случаях микропоражений мозга при минимальной мозговой дисфункции (ММД), нарушениях структуры головного мозга при перинатальной энцефалопатии (ПЭП) и других проблемах развития, не влияющих пагубно на интеллектуальное развитие ребенка. При леворукости, когда в силу доминантности правого полушария развитие мозга происходит аномально и непредсказуемо, большее количество «дорожек» имеют сложную организацию. Дополнительные пути прохождения сигналов наслаиваются на основные, а также являются более уязвимыми в силу своей сложной и поздней организации. Так, при болезни Альцгеймера человек забывает, начиная с последних событий, как говорят «впадает в детство». Это раньше детей делили на умных и неумных. Сегодня, зная об особенностях созревания головного мозга и его функций, мы говорим об индивидуальной траектории развития.

Мы рискуем заполнить кратчайший путь неверной информацией, когда не принимаем во внимание особенности развития ребенка. Например, у ребенка нарушено звукопроизношение. К двум годам формируется центр фонематического восприятия, и он становится взаимосвязан с центром моторной речи: воспринимаемая речь на слух сопровождается моторными движениями (артикуляцией). Слыша, например, «круг» – ребенок артикулирует «кух», а в результате формируется неверный образ. Или другая ситуация: на фоне ММД у ребенка развилась гиперактивность, расторможенность и прочее. Сигнал может бы и сформировался, да на пути наткнулся на точечное поражение мозга, стал искать обходной путь, да зацепил по дороге соседние каналы. Те – активизируются, да не «по делу», в голове у ребенка начинается «салют», ребенка начинает «трясти»: он может подскочить, закричать, начать что-то бросать, толкать, стучать и пр. У другого ребенка, наоборот, – гипоактивность. Сигнал пошел, да на полпути затух, его встрепенули чем-либо, а на месте, где сигнал застрял – другая информация записана, ребенок начинает «ее думать» и т.д. Такой ребенок вроде и сидит тихо – да находится не здесь, а где-то далеко. Леворукий ребенок из-за обилия сложных, извилистых путей прохождения сигналов часто бывает тревожен, неуверен в себе, даже настроен на неуспех. Встречались вам такие ситуации?..

Какими приемами мы можем помочь ребенку сформировать правильный образ слова?.. Прежде всего, задействуя основные органы чувств:

  • Увидеть, проследить глазами (например, во время зрительной гимнастика)
  • Услышать – многократно, но из разных уст, с разной интонацией (попросите детей с хорошим произношением повторить за вами), у детей младшего возраста желательно отдифференцировать от сходных по звучанию слов: кружок – кусок, треугольник – игрушка, елочка и пр. (особенно полезно обращаться к отдельным гипоактивным детям)
  • Потрогать – обследовать, сопровождая словами, либо по словесной инструкции (последнее важно для гиперактивных детей – ритм их успокаивает и организует)
  • Хорошо бы и понюхать и попробовать (например, в совместной деятельности с родителями – испечь печенье в виде фигурок, цифр)

А также:

  • Создавая дополнительный эмоциональный фон – с помощью художественного слова, музыкальных произведений – мы  помогаем, что называется «упасть зерну на взрыхленную почву», т.е. прочнее усвоить то или иное понятие (особенно важно для леворуких детей).
  • Другой полезный прием: называть слово по частям (необязательно по слогам – можно и в музыкальном размере, и с паузами) и сопровождать речь движениями: кру-жок (дуги правой-левой рукой), треу-голь-ник (рисовать грани треугольника рукой), четы-реху-голь-ник и т.п.

Приемов усвоения лексики огромное множество. Но чтобы слова прочно «засели» в голове и были «легко вынимаемыми» необходимо ввести их в связную речь.

Для этого на следующем этапе мы соединяем новый термин, понятие с уже знакомыми (в том числе и по другим занятиям) словами. Важно помнить, что в голове при образовании связного высказывания происходят тысячи наисложнейших операций. В семантических полях хранятся корни и суффиксы, несущие смысловую и оттеночную нагрузку, вернее коды их звуковых оболочек, а окончания, приставки, предлоги являются самостоятельными слоями организации речи головного мозга. Чтобы связать слова друг с другом, нейроны в головном мозге прокладывают достаточно сложный извилистый путь. Русский язык часто необъясним правилами и логикой, многое нужно просто запомнить, то есть сформировать прочные «пути-дорожки».

Поэтому, мы поупражняем детей в образовании множественного числа существительных, изучая, например, «один – много»: шкаф – шкафы, стол – столы, но стул – стулья. Изучая числительные – тренируем их согласование с существительными: одно яблоко, два яблока,… четыре яблока, пять яблок. Знакомя с цветом – уделяем внимание родовым окончаниям: у кого красный шарф, а у кого зеленая шапочка? Обучая ориентироваться в пространстве – активно употребляем приставочные глаголы: подкатился, закатился, вкатился; зашел, подошел, ушел, обошел и т.д.

Для формирования связной речи широко используются такие приемы:

  • упражнение «На что похоже?»
  • вопросы, формулировка которых требует развернутого ответа: «Какая фигура подойдет мышонку, чтобы скатываться, а медвежонку – посидеть?», «Почему?»
  • Задание, придумываемое ребенком по указанию или по аналогии с образцом воспитателя: «Какое число меньше 8, но больше 4? – спрашивает педагог, а затем говорит: Придумай свой вопрос, но с одним вариантом ответа».
  • Игра «Волшебники»: нужно изменить одно слово в предложении, чтобы изменить картинку на фланелеграфе, например: Красный треугольник выше синего квадрата.
  • Разыгрывание ситуаций для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Путешествие» и др.
  • Пересказ по схемам-опорам либо драматизация эпизодов сказок с математическим содержанием: «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Жихарка», «Цветик-семицветик»
  • Сочинение сказок по известным мотивам, например: «Колобок» – с геометрическими фигурами, «Теремок» – с цветными зверятами, «Курочка Ряба» – на пространственные отношения.
  • Рефлексия – показывает владение ребенка речью, уровень сформированности связного высказывания.

Таким образом, в курса математики для дошкольников развитию мышления неразрывно сопутствует развитие речи, включающее формирование умений слушать, связно и доказательно говорить.

Практическая часть

Задания педагогам:

Придумайте такое начало математической сказки, чтобы детям было легко продолжить:

  • о цвете;
  • о формах;
  • о числах, цифрах, математических действиях;
  • на ориентировку в пространстве.

Источник