Мастер класс по развитию личности ребенка в доу

Мастер –класс  «Сотрудничество ДОУ и семьи- залог развития личности успешного ребёнка»

Цель: Презентация инновационной формы организации взаимодействия с родителями воспитанников – совместной деятельности с одновременным участием детей и их родителей.

Задачи:

  1. Актуализировать значение взаимодействия с родителями воспитанников для полноценного развития дошкольников.
  2. Показать модель вовлечения родителей, как равноправных участников образовательного процесса в ДОУ на примере организации НОД в подготовительной группе.
  3. Создать условия для профессионального общения по вопросу вовлечения родителей в образовательное пространство ДОУ.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Обратите, пожалуйста, внимание на слайд.

На слайде представлены термины: сотрудничество, развитие, личность, успех. 

Ведущий: Пожалуйста, соедините эти слова в одно предложение.  

Участники мастер-класса составляют из предложенных слов предложение, формулируя тем самым тему встречи.

Ведущий: Итак, тема нашей встречи: «Сотрудничество ДОУ и Семьи – залог развития  личности успешного ребенка».

Ведущий: И не случайно все эти термины размещены в таком порядке. Сотрудничество является фундаментом  основания дома, только при тесном взаимодействии с семьями воспитанников, мы можем создать благоприятные условия для развития ребёнка,  вместе с родителями выявить индивидуальные особенности ребёнка, которые помогут раскрыться ему как личности, что неизменно приведет его к успеху.

Для этого необходимо создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи, через разные формы работы. Фестивали, форумы, мастер-классы, семейные клубы, и др.

Сегодня я раскрою для вас одну из форм – совместная деятельность педагогов с детьми и родителями воспитанников. Покажу на конкретном примере как можно привлечь родителей к организации занятий с дошкольниками. Посмотрите, пожалуйста, на спинку стула, на котором вы сидите.

На спинке стула прикреплены картинки – паззлы. Участникам предлагается составить три картинки из паззлов.

Ведущий: У нас образовались две команды – команда, которая возьмет на себя роль детей и команда, которая возьмет на себя роль родителей этих детей. Очень рада всех Вас видеть. Вы любите смотреть мультфильмы?

Ответы участников мастер-класса.

Ведущий: Давайте посмотрим мультфильмы.

Ведущий включает мультфильм. Мультфильм идет без звука. Ведущий пытается найти причины неполадок.

Ведущий: (рассуждает сам с собой) Что такое случилось? Почему нет звука? Что делать? (Обращаясь к участникам мастер-класса, исполняющим роль детей.)

Участники мастер-класса, исполняющие роль детей: Добавить звук, подключить колонки, потрогать шнуры…

Ведущий:  Ничего не могу понять, звук добавлен полностью, провода в порядке, колонки подключены. Может быть, «родители» помогут мне найти причину неисправности? (Обращаясь к участникам мастер-класса, исполняющим роль родителей.)

Ответы и предположения участников, исполняющих роль родителей.

Ведущий:  Устранить неполадки не удалось, значит, нужно искать выход из сложившейся ситуации. Ребята, какие варианты вы можете предложить?  

Ответы и предположения участников, исполняющих роль детей.

В ходе обсуждения приходят к решению – озвучить мультфильм самим.

Ведущий:  Сегодня у нас есть уникальная возможность стать актерами, которые будут озвучивать героев мультфильма за кадром и режиссерами, которые направляют данный процесс, согласно сценария. Предлагаю пройти в киностудию «Мульти – Пульти». Свое рабочее место и группу, в которой будете работать, вы узнали, собрав из паззлов картинки в самом начале мастер-класса. Прежде чем начать работу предлагаю вспомнить, что мы будем делать?

Участники мастер- класса:  Озвучивать мультфильм

Ведущий: Воспитатель: Чтобы, в ходе работы не возникало трудностей у «детей», которые будут актерами, им  будут помогать «взрослые» (родители), они возьмут на себя  роль режиссера по работе с актерами. Я поработаю оператором, буду снимать  мультфильмы, озвученные вами с помощью видеокамеры. В итоге у нас получится мультфильм со звуком. Приступаем к работе. Время для работы в подгруппах  5 минут.

Работа в подгруппах. Подгруппы озвучивают мультфильмы, оператор снимает мультфильм, который озвучивают дети.

Ведущий: При организации подобной деятельности с детьми и родителями в реальных условиях важно показать результат этой деятельности для участников. Можно просмотреть видеосъемку озвученного мультфильма. Давайте еще раз вспомним, какая перед нами стояла цель? (Ответы участников мастер-класса.)

Ведущий: Как вы считаете, удалось ли нам ее достичь?  (Ответы участников мастер-класса.)

Ведущий: Является ли, по-вашему мнению, данная форма взаимодействия с детьми и родителями результативной? Почему? (Ответы участников мастер-класса.)

Ведущий: Какие задачи могут быть, по – вашему мнению, успешно решены посредством организации данной формы взаимодействия с родителями воспитанников?

Ведущий: Что для вас было новым, необычным?

Ведущий: С какими трудностями вы можете столкнуться во время организации совместной деятельности с одновременным участием детей и их родителей? (Ответы участников мастер-класса.)

Ведущий: Мне было приятно с вами работать и общаться.  Спасибо вам за участие в мастер-классе. Свой мастер-класс хочу закончить словами Генри Форда: «Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Сотрудничать вместе – это успех». Желаю плодотворного сотрудничества с семьями воспитанников!

Источник

Светлана Чопей
Мастер-класс для педагогов «Развитие личности в процессе общения»

Оборудование: листы цветной и белой бумаги, набор для творчества (клей, ножницы, простой карандаш).

Читайте также:  Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати читать

Ход мастер-класса:

I. Организационный момент «Встреча педагогов».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут Чопей Светлана Валентиновна, я работаю воспитателем в МБДОУ д/с № 15 «Ручеёк». Сегодня Вашему вниманию я представлю мастер-класс по теме: «Развитие личности в процессе общения».

Цель мастер-класса: представить педагогический опыт работы по развитию личности ребенка дошкольного возраста в процессе общения.

II. Теоретическая часть.

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его развития.

Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Как показывает практика в настоящее время нравственное и социально-коммуникативное развитие детей вызывает тревогу. Следует отметить, что всё чаще педагоги и родители стали сталкиваться с нарушениями в сфере культуры общения, а также с недостаточным социально-нравственным развитием детей. Считаю, что это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Как показывают результаты соцопроса сегодня ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Именно поэтому приоритетным направлением в своей деятельности выбрала решение вопросов связанных с нравственным и социально-коммуникативным развитием детей в процессе общения.

Мною были поставлены следующие задачи:

Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и с другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Формировать у детей умения и навыки практического овладения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой).

В ходе анализа и освоения нормативной базы,научно-методической литературы и имеющегося практического опыта по данной проблеме мною были изучены:

основные нормативные документы – это ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

программы и методические рекомендации Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. «От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования», Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду»;

методические пособия такие, как Буре Р. С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников», Волкова Б. С., Волковой Н. В. «Учим общаться детей 3-7 лет», Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Этические беседы с дошкольниками», Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников», Клюевой Н. В., Касаткиной Ю. В. «Учим детей общению», Панфилова М. А. «Игротерапия общения» и др.

На основе изученной литературы разработала и внедрила в работу с детьми дошкольного возраста игры и игровые ситуации по формированию социальных навыков общения, перспективные планы работы по разным видам деятельности с усложнением возрастных образовательных задач, которые направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в первую очередь – моральных и нравственных. Кроме того определила наиболее эффективные методы и приемы успешной работы по речевому и социально-коммуникативному развитию.

В систему своей работы включила основные разделы,которые направлены на формирование у детей социально-коммуникативных навыков:

• социализация, развитие общения, нравственное воспитание;

• ребенок в семье и сообществе;

• самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;

• формирование основ безопасности.

Для эффективной деятельности с детьми по формированию культуры общения необходима определенная развивающая предметно пространственная среда, которая в моей группе преобразована с учётом пяти образовательных областей и отвечает основным требованиям ФГОС.

Учитывая принципы развивающей предметно – пространственной среды всё пространство группы включает в себя наличие центров, в которых находятся различные материалы, игры, игрушки, оборудование, обеспечивающие свободный выбор для детей с учетом их возрастных, и индивидуальных особенностей и интересов, как девочек, так и мальчиков.

Находясь в постоянном поиске новых методов и средств, способствующих становлению личности дошкольника, стараясь не упустить оптимальные сроки формирования основ гармоничного развития ребенка, начиная со среднего дошкольного возраста, регулярно организую этические беседы, которые позволяют познакомить детей с разнообразными нравственными ситуациями, правилами и нормами общения.

Этические беседы объединила по темам: вежливость, семья, дружба, взаимопомощь, доброжелательность, правда – неправда, трудолюбие, бережливость, которые раскрывают для детей разные стороны нравственного общения.

Читайте также:  Мой ребенок отстает в развитии что делать ему 7 лет

В основе каждой беседы лежит художественное произведение. Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения.

Понять детям главное в нравственном содержании текста помогают вопросы и объяснения, которые способствуют осознанию, почему совершается тот или иной поступок. Так, например, знакомя с понятием «вежливость»начинаю беседу с вопросов: что вы говорите, приходя в детский сад, кому вы говорите «здравствуйте», нужны ли вежливые слова? Подобные вопросы и объяснения стимулируют детей к общению и способствуют накоплению базовых представлений о нравственных нормах.

Основные правила, с которыми знакомлю воспитанников в ходе бесед, использую в повседневной жизни. Например, при ссоре детей вспоминаем, почему «… в речке утром рано утонули два барана». Знакомые образы помогают детям вспомнить правила поведения.

Для закрепления нравственных норм и моральных ценностей организую разнообразную деятельность детей: коммуникативную, чтение с инсценированием литературных произведений, трудовую деятельность, игровую деятельность, продуктивную, например, рисование доброго и злого носорога.

Но поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др., то я в воспитательно-образовательном процессе широко использую игровую технологию, как одну из наиболее эффективных и доступных для формирования коммуникативных навыков общения дошкольников.

Для формирования целостного представления о собственном «Я»и отработки коммуникативных навыков организую с детьми такие игры как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (например, за что тебя можно любить, за что можно пожурить, «Мои любимые вещи», «Какой я», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

Игровое упражнение для педагогов «Закончи предложение».

Уважаемые коллеги, предлагаю провести игровое упражнение, которое я провожу со своими воспитанниками в форме метода незаконченных предложений.Цель упражнения: развивать у детей навыки общения, учить детей вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать

«Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…». Молодцы!

Необходимо отметить, что эффективными в работе с детьми являются и игровые приемы ситуации, направленные на формирование навыков социального восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом, например,обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них: «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Что можно сделать для друга». Аналогичные игровые приемы способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.

Кроме вышеперечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков использую различные методы и приёмы:

Традиционные:

проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения,

чтение художественной литературы для выражения детьми эмоционального сопереживания,

проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки,

организация совместной деятельности с детьми из других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, походы, участие в кукольных спектаклях, драматизации сказок, соревнованиях, фестивалях, конкурсах);

Нетрадиционные:

минутки шалости; (дети превращаются в любимое животное, сказочного персонажа и т. д.);

минутки вхождения в день.

Наблюдения показывают, что приход утром в детский сад многих детей и родителей связан с эмоциональным дискомфортом, болезненным расставанием, тревогой. Именно поэтому успешно использую так называемые ритуалы «вхождения в день», в содержание которых включены различные игры на сближение, коммуникативные массажи, игры на телесный контакт. Своё настроение дети отмечают смайликами, которые вывешивают на свою кабинку. Функция таких приёмов – положительный настрой и доброжелательное отношение к окружающим, снятие напряжения, плавное переключение с одного вида деятельности детей на другой. Подобные «минутки вхождения» использую и в специально-организованной деятельности. Их вариативность зависит от тематики и содержания, общего настроения группы, наличием наглядного материала.

Основная цель «минуток вхождения в день» – это развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Для соответствующего настроения использую музыку. Минутки вхождения в день, утренние настрои –помогают создать в группе атмосферу доброжелательности, радости, защищенности, настроить на доброжелательные взаимоотношения с взрослыми и другими детьми.

В этих минутках я, как воспитатель являюсь равноправным участником и союзником, делюсь своими собственными впечатлениями, раздумьями, переживаниями и ни в коем случае нельзя здесь играть роль учителя.

Хочется отметить, что все «минутки» будут эффективными, если в своей деятельности вы не будете применять метод оценивания детей, добиваться правильных ответов и насильно привлекать к играм.

В настоящее время реализация федерального государственного образовательного стандарта в системе дошкольного образования без психолого-педагогического сопровождения невозможна, поэтому в ДОУ отработано тесное взаимодействие с педагогом-психологом. Совместно с ним мы используем систему игр, которая направлена на укрепление эмоционального благополучия, развитие эмоций, формирование социальной адаптации.

Читайте также:  Развитие у ребенка элементарных математических представлений

Регулярно с педагогом-психологом мы проводим игры,направленные на сближение детей друг с другом такие как: «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. Данные игры способствуют снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.

Игровое упражнение для педагогов «Массаж чувствами»

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию игровое упражнение «Массаж чувствами».Данное упражнение с детьми я провожу следующим образом: дети стоят или садятся «цепочкой» и подушечками пальцев упираются в спину ребенка, который находится впереди. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, страх, злость, любовь и т. д. А вам я предлагаю разбиться по парам и по моему сигналу изобразить на спине рядом сидящего коллеги чувство радости, волнения, уверенности…

Массаж не только сохраняет и укрепляет физическое здоровье детей, но и вызывает положительный эмоциональный отклик, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости.

С этой же целью проводим мимические и пантомимические упражнения: «Тренируем эмоции» (например, нахмурься,как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса, «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии, «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (например, походи, как младенец, как старик, как медведь и др.). Часто подобные упражнения включаю (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в совместную образовательную деятельность с детьми в начало занятия, заключительную часть или в физкультминутку.

Находясь в постоянном поиске, я активно распространяю свой педагогический опыт через участие в научно-практической конференции, в городских конкурсах и Неделях профессионального мастерства:

21.03.2014г., педагогическоемероприятие с детьми второй младшей группы по теме: «Тили-тили бом, мы потушим Кошкин дом», неделя профессионального мастерства на тему: «Детский сад и семья – безграничное пространство для формирования личности современного ребенка в образовательном мире», сертификат участника.

14.11.2014г., педагогическоемероприятие в средней группе по теме: «Когда мои друзья со мной», неделя профессионального мастерства «Профессиональная палитра», сертификат участника.

10.11.2015г., городской конкурс среди ДОУ «Маленькая страна», направленный на создание предметно – развивающей среды в контексте ФГОС ДО, сертификат участника.

29.01.2016г., IV Всероссийская научно-практическая конференция «Современное дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы», статья в сборнике.

Выводы, перспектива.

Практика показала эффективность работы над данной проблемой. По итогам наблюдений и ежегодных мониторинговых исследований отмечается удовлетворенность родителей педагогической деятельностью с детьми. Результатом эффективности работы является позитивная динамика качества семейного воспитания, выражающаяся, прежде всего, в повышении активности участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.

С целью подготовки детей к школьной жизни в содружестве с педагогами и родителями планирую продолжать работу по формированию личности ребенка дошкольного возраста в процессе общения. Также планирую продолжать активно привлекать родителей к решению данной проблемы.

Опыт моей работы предполагаю распространить на региональном и Всероссийском уровнях.

III. Практическая часть. «Создание дерева «Формула успеха»

А сейчас я предлагаю вам в рамках мастер-класса заняться совместной работой. У каждого есть индивидуальный набор необходимый для этого. Техника выполнения нашей работы называется айрис-фолдинг (скручивание бумаги).

Возьмем белый лист бумаги, он чистый как наши детки, которые приходят к нам в детские сады из маминых рук в руки воспитателей. А вот полоски гофрированной бумаги на концах, которых скручиваем жгутики – это наши листочки, будущая крона дерева. Наши листочки разного цвета, размера, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники разные по характеру, по традициям, по интересам, по поведению они и есть «наши листочки», наша крона, наклеиваем их. Берем лист коричневого цвета, обводим каждый свою ладошку с запястьем – это будет наше дерево, наклеиваем на крону. Посмотрите, что у нас получилось? Все наши «детки-листочки» согреты нашими руками. Именно в наших детских садах мы должны научить наших детей общаться, уметь любить и прощать, быть терпимыми.

А в заключение я хотела бы сказать, что самая главная формула успеха – знание, как общаться с людьми. Я желаю Вам всем быть успешными и в совершенстве освоить данную формулу.

Спасибо за внимание!

IV. Рефлексия «Метод пяти пальцев»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Литература:

1. Буре Р. С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников». – М.: Мозаика-Синтез, 2011. 80с.

2. Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»,

3. Волкова Б. С., Волковой Н. В. «Учим общаться детей 3-7 лет». – Мозаика

Источник