Массаж воротниковой зоны ребенку при задержке речевого развития

Логопедический массаж при ЗРР

Задержку речевого развития ребёнка специалист может ставить (диагностировать) уже с 3-4 лет. Причин, по которым ребёнок отстаёт от нормы много. Вся коррекционная работа, которая направлена на преодоление задержки речевого развития, должна вестись разными специалистами: психологами, педагогами, медиками. Только при слаженном взаимодействии всех профессионалов, можно говорить о положительном конечном результате.

Значительную роль при работе с детьми с патологией речи отводится на логокоррекцию. Опытный логопед с помощью специальных методов и приёмов обследует ребёнка с ЗРР и планирует свою дальнейшую работу. В состав этой работы, как правило, входит и специальный логомассаж, так как логопедический массаж при ЗРР – это эффективное средство в борьбе с недугом.

Основные понятия и требования к проведению логопедического массажа

Качественный логопедический массаж при задержке речевого развития даёт отличный результат по устранению речевого нарушения. Количество сеансов рассчитывается индивидуально для каждого ребёнка с ЗРР. Сеансы в основном должны проводятся ежедневно. Для того, чтобы специалист мог делать данную процедуру ребёнку, ему необходимо пройти специальное обучение – медицинские курсы, при этом детально изучить анатомию и физиологию детского организма, во избежание нанесения ему травм.

Важно! Строго запрещается специалисту делать массаж, имея украшения на руках или поражённые кожные покровы. Ногти должны быть острижены, руки чистые и тёплые.

Разновидности массажа рекомендованных при ЗРР

На практике используется два вида массажа:

Вид массажа

Особенности применения

Логопедический массаж

Способствует нормальной работе тонуса мышечной мускулатуры и улучшает работу мышц артикуляционного аппарата.

Массаж воротниковой зоны

Позволяет с помощью определённого воздействия на отдел воротниковой зоны, насытить кислородом и усилить кровообращение в той зоне коры головного мозга, которая отвечает непосредственно за речь.

Противопоказания к применению

Запрещается проводить процедуру, если наблюдается один из ниже перечисленных диагнозов:

  • острые инфекционные заболевания;
  • повышение температуры, озноб;
  • инфекционные заболевания кожных покровов (герпесы, язвы, дерматиты);
  • лимфаденит (воспаление лимфатических узлов);
  • инфекционные болезни глаз (конъюнктивиты);
  • инфекции полости рта (стоматиты, гингивиты);
  • повышенное / пониженное артериальное давление.

Инструменты в работе логопеда

Во время проведения процедуры специалист может использовать следующие инструменты для логопедического массажа:

  • профессиональные вибромассажёры;
  • массажные зонды;
  • руки.

Какую бы технологию и рабочий инструмент не выбрал логопед, одним из первых и самых главных аспектов в работе специалиста – это умение найти контакт с ребёнком, расслабить его.

Место проведения массажа

Ряд требований предъявляется и к кабинету, для проведения процедуры. Он должен быть оснащён всем необходимым: детские игрушки, кушетка, табурет и кресло для работы. Если же процедуры проводятся в больнице, то из кабинета стоит убрать те вещи, которые могут напугать малыша (медицинские инструменты, наглядные пособия и материалы). В кабинете для проведения процедур всегда должна быть комфортная температура.

Технология проведения логопедического массажа лица

При логокоррекционной работе с детьми логопатами наряду с традиционными формами, приёмами используется и логопедический массаж лица. Классический массаж детям с задержкой речи проводится руками. При поведении используются четыре основные приёма:

  • поглаживание,
  • растирание,
  • разминание,
  • вибрация.

Его выполнение состоит из проведения манипуляций на разных участках лица:

  • лоб,
  • щёки,
  • нос,
  • рот,
  • подбородок.

Каждое движение повторяется по 8-10 раз.

Массаж лба

Производится следующим образом:

Действие

Чем выполняется

Примечания

Поглаживающие движения

Ладонь

От середины лба к височной части.

Разминающие движения

Рука

От бровей к верхней части лба.

Вибрация

Рука или виборомассажёр

От бровей к верхней части лба.

Массаж щёк

Следующим этапом будет массирование щёк. В ходе выполнения используют разминающие и растягивающие движения. Производят их от уголков рта вверх к вискам по направление расположения мышц щёк. После переходят к лёгкому поглаживанию от скул до низа челюсти.

Массаж носа

Массаж носа выполняют поглаживающими, растягивающими и вибрационными движениями по крыльях носа. Дальше переходят на лёгкие поглаживания носогубной складки от крыльев носа к углам рта.

Массаж рта

На следующем этапе специалист делает массаж рта. Для этого поглаживают и растягивают кожу с середины верхней губы, плавно переходя к углам рта. Для нижней губы проводятся аналогичные действия. Тип движения – поглаживающий, растирающий и вибрационный.

Массаж подбородка

Завершается процедура массированием подбородка. Для этого используют технологии поглаживание и разминание движениями от подбородка к углу рта. Тип движения – поглаживающий и разминающий.

Качественно проведённая процедура – это преодоление больной ступени на пути к преодолению патологии речи.

Массаж воротниковой зоны ребёнку при ЗРР

Учёными давно доказана взаимосвязь между воротниковым отделом и функцией коммуникации (речевая функция). Шейно-воротниковый отдел – это не только шея, он состоит из многих других составляющих, а именно:

  • область шейных позвонков,
  • задней части шеи,
  • верхние мышцы плечевого пояса,
  • боковая поверхность шеи,
  • надключичные ямки.

Зная строение воротниковой зоны и механизмы воздействия, при правильной технологии проведения манипуляций можно получить хороший результат. Именно данный вид процедуры способствует приближению к норме речевых навыков и обеспечивает полноценное функционирование нервной системы. Массаж ребёнку при ЗРР нужно делать для того, чтобы стимулировать непосредственно речевые зоны мозга.

Задержка речи – массаж воротниковой зоны, технология его выполнения

Как только ребенок полностью расслабится и мастер убедиться в удовлетворительном состоянии, после этого можно начинать массаж воротниковой зоны при ЗРР. Его кладут на кушетку спиной вверх, руки вытягивают вдоль туловища. Детям с ЗРР, у которых есть сколиоз, поворачивают голову в противоположную сторону по отношению к искривлению. Далее выполняются манипуляции, описанные ниже в таблице.

Действие

Чем выполняется

Примечание

Лёгкое поглаживание сверху вниз

Ладонь

Не затрагивая область позвоночника.

Поглаживание сверху вниз

Ладонь

Не затрагивая область позвоночника.Давление усиливается.

Растирание

3 фалангами пальцев

Активно массируется трапециевидная мышца.

Выжимание

3 фалангами пальцев

Активно массируется трапециевидная мышца.

Разминание

Рука

Прорабатывается верхняя часть спины и плечевые суставы.

Начинают первые сеансы с 15 минут, а в дальнейшем наращивают время до 25 минут. При его правильном проведении малыш не должен ощущать боли. Поэтому массаж при ЗРР воротниковой зоны стоит оградить от сильных растираний и разминания, чтобы избежать боли в шейном сегменте.

Важно! Массаж при задержке речи ребёнку сопровождается разговором логопеда с малышом, при этом важно использовать каждую минутку и побуждать ребёнка к разговору и развитию навыков коммуникации.

Курс массажа

Для получения хорошего результата специалист назначает целый курс массажа воротниковой зоны при ЗРР. Это минимум 20 сеансов и возможно еще увеличение их количества. Через 1,5 – 2 месяца это курс можно повторить.

Положительная динамика заметна уже после несколько проведённых процедур. Так, дети с ЗРР, у которых присущи признаки гиперактивности, после проведения процедуры стают более спокойными, улучшается их общее самочувствие. Данный вид процедуры поможет ребёнку с ЗРР быстрее не только справиться с нарушениями речи, а ещё и улучшить его физическое развитие.

Видео

025

Источник

Инструкция по выполнению логопедического массажа при ЗРР.

Массаж при задержке речевого развития — важный элемент в лечении ребенка. Существует несколько способов, и каждый из них симулирует определенную зону. В этой статье мы расскажем о разновидностях массажа при ЗРР у ребенка. 

Какой нужно делать массаж ребенку при ЗЗР?

Вообще все виды массажа можно разделить на несколько категорий.

Какой нужно делать массаж ребенку при ЗЗР:

  • Логопедический  
  • Ладошек и рук  
  • Лица. Это лоб, щеки, рот и подбородок 
  • Воротниковой зоны 

На приеме

Кем проводится логопедический массаж при ЗЗР?

Все процедуры отличаются способами выполнения, и зонами воздействия. Что касается логопедического массажа, то его основная задача — развитие артикуляционных мышц, улучшение состояния нервов. Таким образом производится массаж исключительно в области ротовой полости, языка. Его часто назначают детям, в возрасте 4-5 лет, при диагностике ЗРР. Обычно комбинируется с другими видами массажа и артикуляционной гимнастики.

Кем проводится логопедический массаж при ЗЗР:

  • Для того чтобы проводить речевой массаж, необходимо использовать зонд или пальцы. Обычно проводится логопедом или родителями. Обратите внимание, что должны быть подстриженные ногти, на руках не должно быть украшений.
  • Чаще всего проводится такая манипуляция в перчатках. Стоит отметить, что любой массаж при ЗРР назначается исключительно неврологом. После обследования ребенка, доктор может выписать направление к логопеду.  

У доктора

Как проводится массаж ладошек для развития речи малыша?

Довольно эффективно справляется с ЗРР массаж ладошек. Обычно его проводят самостоятельно родители, или дети. Разделить его можно на активный и пассивный. Пассивный выполняется родителями или доктором, в результате массажа прорабатываются участки на ладонях и пальцах детей. Массируется как наружная, так и внутренняя часть ладони, а также область до локтя. Достаточно всего 15 минут, чтобы размять эти зоны. Для того чтобы ребенок спокойно воспринимал выполнение массажа, его осуществляют в игровой форме, дополняя стихами и потешками.  

Пока ребенок маленький, родители самостоятельно выполняют этот массаж. Как только малыш освоит технику осуществления подобного массажа, он может делать его самостоятельно.  

Массаж ладошек для развития речи малыша:

  • Необходимо гладить руки ребенка с наружной и внутренней стороны. Для этого прикосновения должны быть очень легкими, и как бы щекотливыми. Родители щекочут ладонь ребенка.  
  • Сорока-белобока. Это всем известная потешка, в ходе которой пальцем выполняются спиралевидные движения в области внутренней стороны ладони. 
  • Метель. Необходимо кисти рук поглаживать зигзагообразно. При этом рассказывать стихотворение про метель.  
  • Улитка. Во время проведения этого упражнение ладони не просто поглаживает, а тщательно массируют, пощипывают.  

Активные точки

Как проводится массаж лица при ЗРР?

При осуществлении процедуры доктор воздействует на лоб, щеки, подбородок ребенка. Обычно в этой области осуществляются поглаживания, вибрация, растирания и даже постукивания. 

Как проводится массаж лица при ЗРР:

  • Для того чтобы выполнить массаж лба, необходимо проводить его по массажным линиям. Для этого необходимо кончиками пальцев, очень легким прикосновением, двигаться двумя ладонями от середины лба к височной части. Упражнение выполняется сразу двумя руками. Далее, необходимо массировать лоб от бровей до верхней части лба. Получаются зигзагообразные движения.  
  • При выполнении массажа щек, необходимо растирать вдоль линий, от уголков губ к вискам. Как и в первом случае, необходимо осуществлять движения сразу двумя руками. Далее, необходимо выполнять поглаживающие движения от виска, затрагивая область скул, и по направлению к нижней челюсти, спускаясь к области ключицы.  
  • Растирают верхнюю губу от средины, к уголкам рта. Движения должны быть круговыми, или зигзагообразными. Проводят точно такие же упражнения с нижней губой.  
  • Часто выполняют массаж подбородка, осуществляя круговые движения по спирали, по направлению от подбородка к уголкам рта. 

Довольный ребенок

Как проводится массаж воротниковой зоны при ЗРР?

При ЗРР довольно эффективным является массаж шеи, лопаток, ключиц. Он назначает не только для стимуляции, но и общего улучшения состояния организма. Дело в том, что частой причиной ЗРР, является родовая травма, а также зажатие нерва в области шеи. Это позволяет улучшить кровообращение в области головного мозга, тем самым стимулировать развитие речевого аппарата. В ходе массажа все мышцы, а также мозг насыщаются кислородом. Это происходит из-за стимуляции зоны, отвечающей за речь.  

Как проводится массаж воротниковой зоны при ЗРР:

  • Обычно сеанс массажа не очень длительный, всего 20 минут. Обратите внимание, что он выполняется без боли и сильного надавливания. Состоит примерно из 20 сеансов. Рекомендует повторять через 2 месяца. При выполнении массажа, ребенка выкладывают на живот, руки при этом находятся вдоль туловища. Начинается массаж с легких поглаживаний, движений сверху вниз, в области шеи. 
  • После этого можно усилить нажим, и выполнять растирающее движения в этой зоне, но уже тремя фалангами пальцев. После этого проводится массаж мышцы, которая находится между шеей и плечами. Необходимо прорабатывать не только шею, но и верхнюю часть спины.  
  • Стоит отметить, что довольно полезным является логопедический, речевой массаж, но, чтобы он давал хороший результат, его стоит комбинировать с дыхательной и голосовой гимнастикой.  

Видео: Массаж воротниковой зоны ребенку при ЗРР

Какой можно использовать массаж при ЗЗР у детей 3 лет?

Для детей возрастом 3 года, обычно используется массаж зоны воротника, реже артикуляционная гимнастика. В этом возрасте самое главное — развивать мелкую моторику рук, воздействуя на центры, находящиеся на ладошках и кистях рук.

Какой можно использовать массаж при ЗЗР у детей 3 лет:

  • Поэтому оптимальным вариантом является приобретение колючих шариков, мелких прищепок, и крупы. Чаще давайте ребенку перебирать крупу, играть с ней. Необходимо, чтобы активные точки на пальцах ребенка постоянно были задействованы. Это стимулирует развитие головного мозга, тем самым улучшая речь ребенка.  
  • Помните, наиболее эффективным в возрасте 3 лет является массаж шеи. Он позволяет улучшить кровообращение в головном мозге, тем самым улучшая общее самочувствие ребенка.  
  • Лучше всего выполнять массаж только после консультации с доктором, и демонстрации упражнений опытным массажистом. Дело в том, что при достаточно сильном нажатии, можно навредить ребенку.

Массаж зондом

Как проводится логопедический массаж языка в домашних условиях?

Очень эффективным в борьбе с ЗРР является логопедический массаж языка. Он может проводиться как специальным зондом, так и зубной щеткой. Проводится с использованием перчаток, безворсовых салфеток, а также чистой зубной щетки с силиконовыми ворсинками.

Как проводится логопедический массаж языка в домашних условиях:

  • Изначально выполняется поглаживание языка вдоль, потом от центра вправо и влево. Выполняется с небольшими перерывами, так как удерживается все время кончик языка, что приводит к постоянному слюнотечению и дискомфорту у ребенка.
  • Мягкие поглаживания необходимо выполнять без сильного надавливания, так как ворсинки щетки могут быть достаточно жесткими и неприятными. Ни в коем случае нельзя причинять болезненных ощущений у ребенка.
  • В ходе массажа часто выполняются похлопывающие и постукивающие движения. Для этих целей лучше всего использовать зубную щетку с силиконовым ворсом, а не стандартную, из капрона.
  • Это помогает сделать массаж ощутимым, и воздействовать на точки, которые находятся на языке. Это позволяет стимулировать мышцы языка, улучшать его работу, что помогает в воспроизведении некоторых шипящих звуков, которые трудно даются ребенку.

Схема массирования языка

Массаж шейно-воротниковой зоны при ЗРР: отзывы

Необходимо, чтобы массаж у ребенка ассоциировался не с чем-то болезненным, а с приятными манипуляциями. Существует масса техник, которые будут восприниматься ребенком не как лечение и процедуры, а развлечения, игры.

Массаж шейно-воротниковой зоны при ЗРР, отзывы:

Наталья. Делала массаж своему сыну, ему 5 лет. Скоро в школу, но имеются проблемы с речью. Невролог назначил такой массаж. В кабинет к доктору сын ходить не стал, постоянные истерики. Делала дома курсами. После 2 курсов появились улучшения.

Вера. С речью у моей дочери были серьезные проблемы. Основная причина — родовая травма в шейном отделе. Знакомая порекомендовала массаж воротниковой зоны. Нанимали массажистку, которая приходила домой. Эффект заметен, но кроме массажа мы занимались артикуляционной гимнастикой.

Елизавета. Люблю своего сына, вкладываю в него много средств и времени. Заговорил очень поздно, поэтому в 6 лет имеются проблемы с речью. Постоянно делаем массаж шеи, верхнего отдела спины, лица. Ходим к логопеду, постепенно речь улучшается.

Массаж лица

Много полезных статей для развития детей можно найти на нашем сайте:

  • Чистоговорки для детей: лучшая подборка
  • Детские игры от 6 лет на развитие слуха и восприятия
  • Развивающие игры для детей от 5 лет
  • Развивающие игры для детей от 1 года
  • Поговорки и пословицы для детей дошкольного возраста

Можно смело комбинировать массаж со стихами, потешками. Можете рассказывать популярную басню, например “Ехали медведи”, и массировать воротниковую зону малыша. Старайтесь также проработать каждый позвоночник в области шейного отдела. 

ВИДЕО: Логопедический массаж

Источник

Статья:

Речь – это средство интеллектуального развития человека, его успешной адаптации и социализации, поэтому важнейшим аспектом психического развития детей является их речевая деятельность [6, с. 78].

На сегодняшний день одной из основных проблем в области логопедии и дефектологии является задержка речевого развития (ЗРР). Согласно статистике, задержкой речевого развития страдает каждый пятый ребёнок. Задержка речи у ребёнка очень настораживает родителей и, если вовремя не принять меры по её устранению, она может перерасти в огромную проблему.

ЗРР представляет собой более позднее в сравнении с соответствующей возрастной нормой овладение устными речевыми умениями детьми младше трёхлетнего возраста. Это состояние характеризуется качественным и количественным нарушением развития словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребёнка фразы к двухлетнему возрасту и связной речи к трёхлетнему возрасту [4, с. 42].

Как утверждают многие отечественные психологи и педагоги, речь является неотъемлемым звеном в процессе социализации ребёнка в современном обществе. Кроме того, опираясь на литературные источники, с уверенностью можно сказать, что речевая деятельность – это искусный, тонкий психологический процесс, формирование которого происходит в первые годы жизни ребёнка. Соответственно, процесс овладения речью в ходе онтогенеза обладает специфическими и индивидуальными характеристиками и зависит от множества факторов, к которым можно отнести:

а) пол ребёнка (у мальчиков данный недуг встречается в 4 раза чаще, чем у девочек;

б) социальная среда;

в) внутрисемейные взаимоотношения;

г) физическое и психическое развитие;

д) функционирование нервной системы и т. д.

Теперь подробно рассмотрим возможные причины, приводящие к ЗРР. Их можно распределить на две большие группы: причины биологического и причины социального характера. Прочный фундамент, который более сложно поддаётся коррекции, таят в себе биологические причины. Они имеют органическую основу. Сюда специалисты относят пренатальное поражение головного мозга ребёнка: минимальная мозговая дисфункция, гипоксия плода, инфекционные заболевания. Кроме того, в анамнезе таких детей наиболее часто встречаются такие нарушения, как: асфиксия, родовые травмы, недоношенность или переношенность, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, частые заболевания. Также необходимо учитывать функционирование слухового анализатора ребёнка: если у ребёнка имеются нарушения слуха, то и развитие речевой функции будет задержано, и она будет претерпевать ряд изменений. Немаловажным фактором служит и генетическая предрасположенность к нарушениям речи: если родитель заговорил в достаточно позднем возрасте, то велика вероятность, что данный недуг передался и ребёнку [3, с. 100].

Социальные причины имеют иной фундамент и более легко поддаются коррекционному вмешательству. Социальные и педагогические предпосылки кроются в неблагоприятной окружающей среде внутри семьи, которая, как правило, приводит к дефициту речевого общения. К причинам социального характера можно отнести педагогическую запущенность, гипо- или гиперопеку, «синдром госпитализма» по причине частых болезней ребёнка, переездов или по причине нахождения в неблагополучной семье; присутствие двуязычия в семье, неблагоприятной речевой среды и стрессов [5].

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что огромное воздействие на развитие речи в раннем возрасте оказывают как недостаток речевого общения, так и слишком информированная окружающая среда. Здесь ребёнок, как правило, сталкивается с избытком информации, которая не интересна ему и не соответствует возрасту. Итогом такой ситуации становится отказ ребёнка слушать речь, вникать в сказанное; малыш отказывается осмысливать и осознавать значение слов и фраз. В дальнейшем ребёнок начинает пользоваться в речи шаблонными фразами, которые не имеют отношения к возникшей ситуации.

Также следует отметить, что процесс речевого развития напрямую зависит от развития мелкой моторики ребёнка. Именно по этой причине с самого рождения ребёнка окружающие его люди должны принимать меры, которые позволят развить это необходимое умение и обеспечить дальнейшее развитие речевой функции и, как следствие, его успешную учёбу и социализацию. К таким мерам можно отнести массаж пальцев и ладоней младенца, приобретение игрушек и погремушек с шершавой и неоднородной поверхностью и деталями; в дальнейшем игрушки со шнуровкой, Су-Джок шарики, кольца и т.д.

Задержка речевого развития не может изначально протекать бессимптомно. На различных стадиях речевого развития у таких детей проявляются характерные признаки, которые указывают на нарушенное развитие. Например, в течении доречевого периода у ребёнка может наблюдаться малая активность гуления, лепета, беззвучность речи, вокализации однотипного характера. Самой яркой причиной выступает отсутствие на звуки речи, игрушек у ребёнка в возрасте 1 года. Эта причина должна всерьёз насторожить родителей. Позднее ЗРР может проявляться в неактивных попытках повторения слов окружающих людей ребёнком в возрасте 1,5 лет, невозможность выполнить простую словесную инструкцию, воспринимаемую на слух, отсутствие самостоятельных слов в активном словаре; использование неречевых средств коммуникативного общения. В итоге, к трём годам у ребёнка может возникнуть полное отсутствие самостоятельной, ситуативной речи. Его речевые возможности будут ограничиваться лишь употреблением в речи заученных слов, фраз [2, с. 151].

Устранение задержки речевого развития – очень трудоёмкий, комплексный, длительный процесс, требующий внимания специалистов педагогического, психологического, дефектологического и медицинского направлений. Ребёнку назначается педиатром полное медицинское обследование, которое включает в себя следующие процедуры: ЭКГ, ЭЭГ, МРТ. Далее обследование проводят отоларинголог и невролог. С ребёнком практически ежедневно будут проводить коррекционную работу детский психиатр, психолог, логопед и дефектолог.

Родителям необходимо понять, что исключительно логопедической помощи в устранении ЗРР у ребёнка будет недостаточно. Необходим приём медикаментозных средств, осуществление различных физиотерапевтических процедур. Но терапия с применением лекарственных препаратов будет приносить мало результатов, если родители откажутся от вспомогательного педагогического влияния со стороны дефектолога и психолога. Также близким родственникам необходимо освоить логопедический массаж и специальные упражнения, которые помогут гораздо быстрее и продуктивнее справиться с недугом своего ребёнка.

Безусловно, каждый специалист в процессе обследования, лечения и коррекционной работы использует свои средства и методики, которые исключительно в положительном направлении влияют на психическое, физическое и речевое состояние ребёнка. В первую очередь, специалистом с родителями обговаривается необходимость создания благоприятной и комфортной речевой среды, в которой необходима демонстрация правильной речи, которая должна служить «толчком» в стимулировании речевой деятельности ребёнка. Далее речь ребёнка корригируется на логопедических занятиях.

Логопед в своей работе с детьми с ЗРР может применять различные методики: игровые технологии, работу со стихотворениями, мнемотехнику, пескотерапию, моделирование, метод проектной деятельности, массаж. Массажные методики в данном случае делятся на две категории: логопедический массаж (массаж лица, языка, щёк) и массаж воротниковой зоны. Подробнее хотелось бы остановиться на работе с воротниковой зоной.

Трудно переоценить важность и необходимость такого коррекционного средства при ЗРР, как массаж шейно – воротниковой зоны. Многие специалисты медицинского профиля изучали зависимость речи и состояние шейного отдела ребёнка: очень часто встречались застойные явления из-за постоянного напряжения воротниковой зоны (неправильно положение туловища во время сна, родовые травмы, долгое нахождение в сидячем положении и т.д.). К сожалению, на сегодняшний день этому средству коррекции речевых патологий отводится мало внимания. Именно по этой причине ниже мы раскроем необходимость внедрения в логопедию этой методики.

Согласно медицинским источникам, массажные методики шейно-воротникового отдела могут привести в нормальное функционирование не только речевые умения ребёнка, но и функционирование его нервной системы в целом. Самым уязвимым местом в рассматриваемом нами сегменте тела является первый позвонок Атлант, который локализуется в самом основании шеи. Статистика нарушения строения этого позвонка шокирует – более чем у 90% людей он смещён. Причиной тому служат неправильные роды, так как при родах малыш подвергается очень сильной механической нагрузке. Ситуация усугубляется, если роды проходят неестественным путём, а при помощи акушерских приборов. Итогом такой ситуации является смещение этого жизненно важного сегмента позвоночника.

Необходимо учитывать, что даже минимальное повреждение шейного позвонка Атлант чаще всего приводит к его смещению. Результатом данного повреждения становится нарушение, снижение мозгового кровотока из-за сужения или пережатия артерий каналов позвоночника. Так как кровообращение во всём организме нарушается, его жизнедеятельность начинает заметно страдать. Это проявляется в проблемах с ОДА, понижении умственных способностей и осознанности, болезни органов и систем, мигренях, головокружениях, эпилепсии, нарушении функционирования речевых зон (возможен отказ от речи, непонимание сказанного), ЗПР и ЗРР; в тяжёлых случаях это проявляется в умственной отсталости, нарушениях темпа роста и физического развития. При смещении Атланта изначально уже существуют предпосылки в организме, приводящие к возникновению радикулита, остеохондроза шейного отдела, зажатия нервных отростков и заболеваниям, связанным с деформированием позвоночника человека. Естественно, что при таком раскладе ребёнок будет развиваться неполноценно. Помимо вышесказанного, неправильно расположенный шейный позвонок оказывает значительное давление на спинной мозг. Сигналы организма доходят до нервной системы с опозданием, что снижает способность мозга к обработке инфорации, влияет на время и правильность, адекватность реакции.

Так как смещенный Атлант пережимает кровеносные артерии, питающие головной мозг, ребёнок заметно начинает отставать в развитии, у него снижается интерес к речи, внимание, ясность ума, осознанность и память. Ребёнок не желает вникать в речь окружающих людей, не может выполнить элементарные инструкции; у него не формируются или заметно отстают звуки раннего онтогенеза и другие компоненты речи, развивающиеся позднее: словарь, грамматика, фразовая и связная речь.

Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что логопед в работе с ребёнком, имеющим ЗРР, должен использовать не только методики, развивающие речевые умения, но и массажную технику шейно-воротникового отдела, необходимую для восстановления нормальной физиологической базы детского организма. Массаж воротниковой зоны у детей способствует увеличению притока крови к мозгу (в частности лучше снабжается кровью речевая зона), питательных веществ и кислорода. Далее подробно рассмотрим методику массажа при ЗРР.

Чтобы использовать в логопедической практике массажную технику шейного отдела, специалисту необходимо пройти медицинские курсы, получить основные, базовые медицинские знания анатомии и физиологии детского организма, чтобы не навредить ребёнку ещё больше. В методике использования массажа первый и самый важный шаг – расположить к себе ребёнка. Процедура должна проводиться в непринуждённой обстановке, даже если логопед работает в медицинском кабинете. Комната должна быть оборудована игрушками, кушеткой, табуреткой либо небольшим креслом для проведения процедуры массажа. В обстановке комнаты ни в коем случае не должно встречаться предметов, которые могут напугать ребёнка или вызвать у него негативную реакция – шприцы, клизмы, градусники – всё это необходимо убрать с глаз. В ходе выполнения массажа на заднем фоне можно включить расслабляющую классическую музыку либо весёлые детские песенки. Перед процедурой необходимо поинтересоваться у ребёнка, как он себя чувствует, как у него прошёл день, болит ли у него что-нибудь и т. д. Главная цель – максимальное расслабление ребёнка [1, с. 52].

Если ребёнок посещает логопедические занятия у специалиста (логопеда, логопеда-дефектолога), который делает ему массаж, то занятие можно построить следующим образом: речевая разминка, знакомство с темой занятия, побуждение ребёнка к говорению с помощью различных методик и игровых упражнений и, как только ребёнок ощутит усталость, необходимо прекратить занятие и сделать ему массаж по требованиям, изложенным ниже. Во время выполнения массажной техники необходимо общаться с ребёнком, повторять пройденный материал.

Во время массажа движения выполняются сверху вниз, при этом необходимо избегать область позвоночного столба. Массаж начинают с легкого поглаживания, давление постепенно увеличивается, движения переходят в «растирание» и «выжимание». После «выжимания» переходят к растиранию. Его выполняют тремя пальцами: указательным, средним и большим; разминают, как правило, трапециевидную мышцу. Завершается массаж растиранием и разминанием по верхней части спины и по плечевым суставам. Продолжительность одного сеанса массажа составляет на начальных этапах 15 минут, позднее – до 25 минут. Следует отметить, что при наличии табурета в массажном кабинете или комнате, необходимо приобрести высокий стол. В таком случае, массаж будет выполняться следующим образом: табурет необходимо поставить перед высоким столом. На стол кладётся мягкая, удобная подушка (желательно яркая, детская), на которую опускается голова ребёнка [1, с.43].

Так как массаж выполняется логопедом, специалисту ни в коем случае нельзя молчать во время процесса: любое движение сопровождается речью в спокойном, нежном тоне (тем самым мы провоцируем ребёнка с ЗРР на говорение). Необходимо учитывать тот факт, что при выполнении массажной техники ребёнок может испытывать болевые ощущения. В таком случае необходимо уменьшить силу давления и постараться максимально расслабить напряжённую мышцу.

Вообще, детский массаж имеет ряд специфических особенностей и требует повышенного внимания со стороны специалиста и особого оснащения рабочего кабинета. Кроме того, для каждой возрастной группы детей в медицине существуют определённые требования, предъявляемые к специалисту: например, детям до годовалого возраста можно выполнять массаж исключительно после достижения ими семи недель. Для таких пациентов разрешается только поглаживание воротниковой зоны. После достижения ребёнком 6 месяцев допускается применение приёма растирания шейно-воротниковой зоны. Трапециевидные мышцы необходимо массажировать сверху вниз и ни в коем случае не допускать давления на позвоночник, так как кости и мышцы ребёнка ещё не окрепли и вместо пользы можно нанести необратимый урон.

Необходимо отметить, что при правильном выполнении массажной техники, можно уже после первого посещения массажного кабинета убедиться в положительном эффекте массажа шейно-воротниковой зоны. Если ребёнок был гиперактивным, неусидчивым, то после процедуры ребёнок становится более расположенным к занятиям, може?