Массаж при задержке моторного развития у ребенка

Массаж при задержке моторного развития у ребенка thumbnail

06 апреля 2017 г.Коррекция моторного развития: игры, эффективные способы и упражнения

Нарушения моторного развития у детей встречаются достаточно часто, что делает актуальным вопрос о методах их коррекции с помощью специальных игр или упражнений.

Существует специально разработанные комплексы, позволяющие помочь малышам в освоении различных двигательных актов, начиная с простого переворота с живота на живот, заканчивая такими сложными навыками как ходьба. Подобную информацию можно узнать, как у врача-педиатра, так и из специальной литературы или статей. Важно быть внимательным к ребенку и вовремя начать коррекцию моторного развития при его нарушении.

Лечение нарушений моторного развития

В медицинской практике принято связывать двигательное развитие, в том числе, и с сенсорной информацией, получаемой через орган зрения, слуха и осязания. Поэтому существует большой спектр методик для улучшения моторики, среди которых принято выделять три больших направления:

  1. Улучшение общей моторики.
  2. Улучшение мелкой моторики.
  3. Работа над артикуляционной моторикой.

Как правило, к работе в определенном направлении имеются свои собственные требования, в том числе и к людям, занимающимися ими.

Стоит особенно выделить такие распространенные методы коррекции моторного развития:

  • Массаж;
  • Лечебная физкультура;
  • Иные двигательные треинировки.

Массаж направлен на пассивное развитие мышц, а так же костно-суставной системы. Эту процедуру выполняют родители или медицинская сестра, специально обученные массажу. Процедура позволяет нормализовать тонус в мышцах, их кровоснабжение, а так же увеличить амплитуду движений в различных суставах.

массаж грудничку

Лечебная физкультура может проводиться с любого возраста ребенка и включает в себя как пассивные, так и активные движения в мышцах. Регулярные занятия упражнениями позволяют восстановить адекватный тонус в мышцах, справиться с их гипертонусом, исправить контрактуры и т.д.

Очень важно проводить лечебную физкультуру ребенку только после специального обучения при медицинском учреждении. Главное не навредить формирующемуся организму.

Помимо этого существуют и другие двигательные тренировки, направленные на нормализацию работы мышц, укрепление связок и т.д. К ним относят: 

  • занятия в бассейне;
  • различные виды гимнастики;
  • кинезотерапию и пр.

Перед использованием любого из указанных методов необходимо обязательно проконсультироваться со своим врачом-педиатром, детским неврологом и получить от них рекомендации по коррекции моторного развития.

Игры для моторного развития

В зависимости от возраста малыша к играм на развитие двигательных навыков предъявляются определенные требования. Например, игры для детей менее одного года должны быть максимально простыми, так как ребенок не сможет выполнять какие-либо сложные комплексны действия или просто быстро потеряет к ним интерес.

Самое главное – обеспечить вовлеченность малыша в процесс, позволяя ему удовлетворять свое любопытство, одновременно проводя коррекцию моторного развития.

Отдельно стоит выделить игры на развитие зрительно моторной координации, позволяющие ребенку развивать как моторные навыки, так и их ассоциацию с органами чувств.

На самом деле, подобные упражнения могут выглядеть очень простыми с точки зрения взрослого человека, однако даже простое перекладывание игрушки из руки в руку при наблюдении со стороны ребенка способствует формированию у него зрительно моторной координации.

Подобные занятия в первый год жизни направлены на формирование у ребенка внимательности, координации движений, а так же ловкости, что очень важно для правильного моторного развития.

игры с малышом в кубики

Какие игры можно использовать?

Лечение задержки моторного развития может включать в себя самые различные игры, в том числе, и придуманные самими родителями. Ниже приведен список примерных игры для улучшения двигательных навыков, которые могут помочь родителям в самом начале.

Многим родителям известна очень старая игра – сорока-белобока. Наверное, многие помнят ее еще с детства. Данная игра позволяет сочетать движения со звуками и прикосновениями, что положительно сказывается на развитии зрительно моторной координации. Благодаря подобному развлечению у малыша развивается и мелкая моторика, что очень важно для эффективного познания мира.

В развитии моторного развития может помочь и использование обычной неваляшки. Последнюю ставят на определенном расстоянии от ребенка и начинают раскачивать. Малыш старается дотянуться до игрушки, тем самым развивая свои двигательные навыки, в том числе умение ползать.

Большое количество простых и доступных упражнений, разновидностей массажа и игр, позволяет легко улучшить моторное развитие у ребенка. Однако важно помнить, что при задержке в двигательном развитии необходимо обратиться к врачу (педиатру, неврологу), который поможет провести диагностические процедуры и назначить адекватную программу коррекции нарушений.

Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro

Полезное видео

Источник

Продолжаем беседу с детским неврологом Евгенией Тихомировой. Сегодня затронем животрепещущие вопросы: нужен ли массаж, зачем делать ребенку уколы, эффективен ли электрофорез и что такое ноотропы. 

Массаж только по показаниям

— Есть популярный форум, где на вопросы родителей отвечают специалисты. Так вот они часто пишут, что массаж не несет никакой пользы, уколы (актовегин, кортексин) могут даже навредить, электрофорез — прошлый век, пережиток прошлого. И, тем не менее, участковые неврологи продолжают делать назначения…

— Есть термин «доказательная медицина» — медицина, основанная на исследованиях, доказывающих эффективность и безопасность. Исследования разные по уровню доказательности, есть исследования «наивысшей пробы», есть спорные, плюс личный опыт врачей, плюс экспертное мнение. Но вся проблема в том, что есть вещи, которые доказать очень сложно, и многие исследования заканчиваются фразой: «нет точных данных», «требуются дальнейшие исследования», невозможно. И многое не доказано, потому что еще не доказывалось. Вообще детскую неврология штормит от гипердиагностики и избыточного лечения до полного нигилизма. Истина где-то посередине, согласны?

Нужно учитывать еще фактор страховой медицины в зарубежных странах: массаж и физиотерапия (электрофорез, магнитотерапия) невыгодны, трудоемки и неволшебны. Никого не излечивают, однако помогают в комплексе улучшить состояние. Исследовать их эффективность неинтересно.

Исследовать эффективность массажа сложно: она зависит от мастера и его техники. Есть данные, что конкретно на темпы освоения навыков массаж не влияет. И все же он влияет на мышечный тонус и чувство своего тела. А вкупе с гимнастикой – это единственный эффективный метод повлиять на двигательные нарушения у младенцев.

Большинство моих коллег, и я в том числе, за массаж, но по показаниям. Здоровым детям достаточно маминого массажа, детям с нарушениями мышечного тонуса – профессиональный.

Ребенок осваивает четверенькиАвтор Ксения Кудрина

Нет заговора с фармкомпаниями

— А как быть с ноотропами, уколами?

— Вокруг ноотропов (определение здесь) в нашей стране ведется много горячих споров среди врачей. Да, их назначают отечественные неврологи, потому что видят в своей ежедневной практике положительный результат. Назначают из лучших побуждений, поверьте! Нет заговора с фармкомпаниями и злого умысла.

Зарубежных исследований по ноотропным препаратам нет, в нашей стране исследования ведутся, но они не «наивысшей пробы», поэтому доказать их эффективность сложно. Они относительно безопасны, за исключением аллергических реакций и лекарственной нагрузки. Но что скрывать: они не волшебные. Ноотропы никого не смогут научить ходить, говорить, читать. Если их и назначают, то не «для стимуляции» навыков, а с целью «подпитать», наладить связи между нейронами, «полечить» пострадавший от гипоксии мозг. Страдания мозга приводят к ЗМР, поэтому лечить пытаемся именно его, а не саму задержку развития. Другой вопрос, насколько это эффективно.

Читайте также:  Отклонения в физическом развитии ребенка

Уколы – только по существенным показаниям. Есть ведь много сладких сиропов, чего детей мучить? По парадокс в том, что они «работают» — после курса часто отмечают скачок в развитии. Все дело в том, что уколы – стресс для организма, а стресс подстегивает: «таак, в меня тычут чем-то острым, надо срочно мобилизоваться и ползти-бежать в безопасное место». И все же лучше «расшевелить» ребенка новыми впечатлениями: прогулками, бассейном и пр.

Любой контакт с мамой лечит

— Чем грозит ЗМР, если время упущено? 

— Самые плохие последствия — это формирование стойкого двигательного дефицита: парезы, ДЦП. Но на пустом месте ДЦП не формируется — только если есть повреждение мозга.
«Золотое время» для реабилитации после тяжелых родов: с 4 до 12 месяцев, на этом этапе должны быть приняты все возможные меры, чем больше будет сделано, тем лучше конечный результат.
Если причина — состояния и болезни, которые лечатся (тот же рахит, целиакия, ВПС, эпилепсия и пр.) — нужно вовремя диагностировать и лечить. И не терять время! Задержка моторного развития переходит в задержку психического развития.

— Существуют ли безопасные рекомендации? Для мам, которые просто не могут ничего не делать.

— На самом деле, эффект плацебо работает и с детьми: любое взаимодействие с мамой лечит, мама «заряжает» ребенка своими установками. Безопасны и эффективны:

  • Гимнастика — на укрепление мышц, на обучение навыку через многократное повторение, на развитие вестибулярного аппарата
  • Плавание
  • Занятия: по Глену Доману, по Монтессори, по логоритмике Железновой, по сенсорной интеграции и прочим методикам. Да, уже с полугода дети все впитывают. Главное, не переборщить с ранним развитием.
  • Витамин Д
  • Полезная еда: овощи, рыба, грудное молоко и все остальное.

Начало здесь.

Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook

Автор фото Ксения Кудрина

я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…

Источник

Первый врач, к которому ребенок попадает на консультацию, — это педиатр. Плановое ежемесячно посещение педиатра позволяет вовремя определить есть ли задержка моторного развития у детей. Педиатры для оценки моторного развития ребёнка используют общепринятую возрастную шкалу, где каждому возрастному месяцу ребёнка соответствует определённый моторный навык.

задержка моторного развития у детейпсихомоторное развитие

Сначала по возрасту ребёнок учится держать голову, затем переворачиваться, затем садиться, ползать, вставать на ноги, ходить. Но, исходя из практических наблюдений, можно отметить значительные возрастные вариации овладения навыком даже у здоровых детей. Примером этому может быть возраст начала самостоятельной ходьбы. В группе детей, находящихся под моим наблюдением, были несколько человек, которые пошли самостоятельно в 8 месяцев. Неврологи считают поздним сроком начало ходьбы 15 месяцев. После этого возраста не ходящие дети попадают в группу задержки моторного развития.
Если вам интересно оценить моторное развитие малыша самим, то можете воспользоваться тестами на 12 месяцев и оценочной шкалой, которую я составила специально для родителей. Тестирование моторных (двигательных) навыков поможет оценить соответствие общего психомоторного развития вашего ребенка возрастным нормам, продемонстрирует его успехи во время занятий и, соответственно, позволит сделать вывод о правильности выполнения и соблюдения вами рекомендаций специалистов.
Задержка моторного развития у детей может быть темповой, это бывает при неправильном уходе за ребенком, отсутствии должного внимания со стороны взрослых, отсутствия условий для активного бодрствования, у ослабленных детей после ряда инфекционных заболеваний или оперативных вмешательств, при нарушении питания: как при его недостатке, так и при избыточном питании. В этих случаях педиатр первым видит нарушения в развитии малыша, дает родителям советы по уходу и физическому воспитанию, либо при необходимости решает, к какому врачу-специалисту направить маленького пациента.

Задержка психомоторного развития

Задержка моторного развития у детей может быть не только темповая, но и психомоторная. Она может проявляться с возраста 1-2 месяцев, сначала в виде нарушения угасания безусловных врожденных рефлексов, затем в виде задержки формирования выпрямительных тонических рефлексов. Это ситуация более сложная, бывает при перинатальной патологии (т.е. поражении головного или спинного мозга ребенка во время беременности и/или родов). В этих случаях диагноз ставит невролог. Он оценивает не только моторное, но и психическое развитие ребенка, наличие у него двигательных нарушений, изменений мышечного тонуса. Из дополнительных методов обследования часто назначается чрезродничковая нейросонграфия.
Если с данными нарушениями не удается справиться в течение первого года жизни ребенка, то на втором году последствия перинатальной патологии для нервной системы могут перейти в минимальную мозговую дисфункцию(ММД).
ММД – это минимальная статико-моторная недостаточность. При расспросе родителей обычно удается установить задержку развития двигательных навыков. Когда ребенок начинает ходить, он постоянно спотыкается, часто падает. Неловкость движений сохраняется и в более старшем возрасте. Отмечается неустойчивость, дети с трудом меняют движения на прямо противоположные. У них появляются двигательное беспокойство и содружественные движения пальцев рук, иногда отдельные мышечные подергивания. Таким детям плохо удаются спортивные игры, они не могут обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстают от сверстников. Они испытывают затруднения при выполнении движений с участием мелкой моторики, нечетко выполняют координаторные пробы.
Какие специалисты могут помочь ребенку? Невролог после диагностики в сложных случаях назначает медикаментозную терапию: это могут быть препараты из группы ноотропов, витаминов, сосудистых. Физиотерапевты могут назначить курс электрофореза, озокерита, парафинотерапии, электростимуляции. Врач ЛФК, оценив двигательные стереотипы и мышечный тонус ребенка, подбирает для него комплекс гимнастических упражнений и дает рекомендации специалисту по массажу. В ряде случаев с проблемой можно справится, не применяя медикаментов, так как в приоритете остается лечебная физкультура и массаж. А чем может помочь остеопат, если есть задержка моторного развития у детей?

Рекомендации остеопата

Я, как врач с 20 летним стажем в области реабилитации детей с перинатальной патологией, в своей работе применяла все перечисленные выше методы. На сегодня могу с уверенностью сказать, что остеопатический метод коррекции нарушений хорошо сочетается с другими медикаментозными и немедикаментозными видами лечения, на порядок увеличивая эффективность терапии. В моей практике я обязательно совмещаю остеопатию с лечебной физкультурой по такой схеме:
1. диагностика соматических дисфункций и двигательных нарушений
2. остеопатическая коррекция дисфункций
3. комплекс индивидуально подобранных упражнений для выполнения на 1-2 недели
4. повторная остеопатическая коррекция дисфункций
5. новый комплекс упражнений на следующие 1-2 недели
Длительность курса будет зависеть от степени выраженности проблемы. Например, чем больше отстает ребенок в моторном и психическом развитии, тем дольше понадобиться его сопровождение по мере роста и взросления. Общие же тенденции таковы: по ходу остеопатического лечения и по мере тренировок у ребенка возрастает физическая выносливость. Малыш меньше устает во время повседневного бодрствования, хотя активность его постепенно начинает возрастать. Он реже просится на руки к родителям. У него появляются новые двигательные навыки. Лучше и легче получаются уже освоенные движения. Вместе с моторным (двигательным) развитием совершенствуются психические функции. Ребенок лучше концентрирует свое внимание. У него появляется интерес к исследованию окружающего его пространства и предметов. Он может самостоятельно занять себя игрушками. Начинают преобладать положительные эмоции — малыш чаще выглядит довольным. Во время активных игр с родителями и на самих занятиях вместо испуга и вздрагиваний появляется звонкий смех. Нормализуются процессы торможения и возбуждения нервной системы, в том числе сна и бодрствования. После адекватной физической нагрузки ребенок быстрее засыпает, обычно без дополнительного укачивания. Сон становится более глубоким и продолжительным.
Если у вашего ребенка есть задержка моторного развития, то в дополнение к назначениям ваших лечащих врачей вы можете использовать тренировки, описанные в моей книге, строго придерживаясь рекомендаций.
Если нужна очная консультация и остеопатическое лечение

  • Вопросы по теме задавайте на форуме. 
  • Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграм.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграм.
  • Записывайтесь на очный прием в Москве.
Читайте также:  Использование игры как средство развития личности ребенка

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Источник

Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.

Рыжая девочка сидит за столом с книгой

Что такое задержка развития и виды

Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости
развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного
возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:

  • ЗРР – задержка речевого развития;
  • ЗПРР – психоречевого;
  • ЗПР – психического;
  • ЗМР – моторного;
  • ЗПМР – психомоторного.

В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции.
Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества
выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители
обратились за помощью.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Речь присуща только людям и является основой общего
развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок
воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать.
Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия
мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем
собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.

Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).

В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.

Ребенок закрыл рот рукой

ЗРР может возникать в результате:

  • поражения центральной нервной системы:
    • афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
      что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только
      функция говорения, но и понимания речи другого человека);
    • алалии – полное отсутствие или грубое
      недоразвитие речи;
    • дизартрии – неправильное произношение или
      сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
  • Развития функциональных нарушений в ее работе:
    • заикание – частое повторение звуков, их
      удлинение, постоянные остановки в речи;
    • мутизм – отсутствие реакции на вопросы,
      обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих
      сохраняется;
    • судромутизм – функциональная, т. е. обратимая
      утрата речи.
  • Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
    • ринолалия – искажение многих звуков, что
      обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
    • механические дисплазии – изменения строения
      органов, принимающих участие в произношении звуков.

Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого
фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня
считается, что ЗРР может быть вызвана:

  • родовыми травмами разного рода;
  • патологиями беременности;
  • заболеваниями головного мозга, включая аномалии
    развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли;
  • нарушениями слуха;
  • травмами головы;
  • нарушениями развития мышц лица и ротовой
    полости.

Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.

Маленький мальчик разводит руками

Когда нужно обратиться к врачу

В качестве повода для обращения к специалисту стоит
расценивать следующие признаки:

  • отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
  • не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
  • возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
  • ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
  • активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
  • в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.

При психоречевой задержке развития дети обычно имеют
инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют
нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять
однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в
связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.

Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.

Ребенок с ДЦП

Диагностика ЗРР

Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить
ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс
исследований, включающий:

  • оценку уровня речевого развития и степень
    отклонения от нормы;
  • осмотр отоларинголога и проверку слуха у
    сурдолога;
  • тесты, направленные на оценку степени понимания
    речи;
  • психологические тесты и анализ характера
    взаимодействия взрослых с ребенком;
  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиографию;
  • УЗИ с допплером головного мозга и пр.
Читайте также:  Изучение ребенка с проблемами в развитии

Тем не менее часто точно установить причину возникновения
ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только
характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение,
направленное на улучшение работы нервной системы.

МРТ для детей

Лечение ЗРР

Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем
легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов
на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер,
но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером
обнаруженных проблем.

Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:

  • Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
  • Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
  • Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.

Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.

Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР
является мануальная терапия с элементами остеопатии.

Мальчик выполняет логопедическое упражнение

Задержка психомоторного развития (ЗПМР)

Задержка психомоторного развития диагностируется у многих
детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные
органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения
функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать
следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В
последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной
предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного
развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания,
отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому
толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие
любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.

Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.

Девочка и растущий график

При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных
мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных,
психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов
и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не
может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание
только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка
психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.

ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании
чего различают:

  • ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного
    развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся
    тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой
    форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по
    характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при
    условии проведения грамотного лечения.
  • ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1
    возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и
    сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции
    к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение,
    но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может
    дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления
    ребенка.
  • ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного
    развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее
    тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в
    психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые,
    психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.

Мальчик собирает пазл

Признаки

Задержка психомоторного развития может начать проявляться в
любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов.
Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:

  • апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление
    чувства голода или насыщения, усталость и т. д.;
  • слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные
    быстро угасать при многократном раздражающем воздействии;
  • отсутствие попыток поднимать голову при
    переворачивании на живот.

При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается
нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В
следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке
психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и
слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с
3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно
запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается
перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.

Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В
таком случае на наличие отклонений может указывать:

  • низкий уровень выраженной активности во время
    общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов;
  • слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков,
    лепета;
  • отсутствие способности брать предметы 2-мя
    пальцами;
  • отсутствие попыток встать, ребенок не может
    самостоятельно сесть и плохо ползает.

Признаки ЗПМР в 8—9 месяцев

К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.

Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом
году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей
насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:

  • эмоциональную незрелость – настроение ребенка
    часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо
    контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется
    в коллективе сверстников, например, в детском саду;
  • расстройство внимания – ребенку трудно
    концентрироваться на чем-либо, в результате чего он постоянно отвлекается от
    своего занятия, склонен бросать дело на полпути (иногда проявляется
    возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности);
  • нарушение восприятия окружающего мира – ребенку
    сложно сформировать целостное представление о чем-от, в