Массаж языка ребенку для развития речи в домашних условиях
Сегодня, к сожалению, многие детки страдают недостатками речи, некоторым даже ставят различные диагнозы по нарушениям. Логопедический массаж для детей сопутствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения малышей. Ведь тонус мышц новорожденных влияет на будущую речь. Поэтому при помощи массажа происходит расслабление лицевых мышц и тканей, что формирует правильную речь.
Польза
Совмещение посещений логопеда и массажа будет продуктивно и принесет свою пользу.
Корректировка включает в себя следующие задачи:
- происходит коррекция звуков, сложных для ребенка, а поэтому они не соответствуют норме, это может быть замена шипящих или букв Л и Р, Г и Д;
- приведение показателей речевого дыхания к норме необходимо, если у ребенка из-за неправильного дыхания неправильно формируется произношение;
- снижение эмоционального перенапряжения;
- корректировка заикания, дизартрии, ринолалии, нарушения голоса;
- увеличение тонуса мышц лица, если ребенок применяет мало усилий при произношении звуков;
- уменьшение повышенного слюноотделения;
- работа над артикуляционным аппаратом;
- закрепление рефлекса глотки при говорении и улучшение состояния голоса – по медицинским показаниям.
Все это при правильном подходе и систематизации приводит к качественному результату.
Показания к процедуре
- Первое и самое важное показание, если вы водите ребенка к логопеду – закрепление результата. Логопедический массаж ускорит процесс произношения, это важно для деток, речь которых отстает от ровесников.
- Слабый или же, наоборот, повышенный тонус лицевых мышц.
- Заикание – ребенок повторяет слоги в слове или же вовсе не может до конца произнести слово, зацикливаясь на одной части. Часто этим страдают дети напуганные, испытавшие сильное потрясение или просто нерешительные малыши.
- Нарушение голоса – ребенок устает говорить, делает это тихо и жалуется на боль и першение в горле, ощущение «кома» и тяжести при говорении.
- Дизартрия. Нарушение, скорее, психологическое, чем артикуляционное. На фоне различных психических расстройств ребенок не может правильно говорить.
- Усиленное слюноотделение также является показанием к массажу, оно свидетельствует о слабых мышцах не только лица, но и языка.
- Дети с ДЦП.
Однако не всегда можно делать логопедический массаж.
Он противопоказан при кожных заболеваниях лица, губ и полости рта (сыпь, герпес, стоматит, вирусные инфекции, гингивит, болезни горла, воспаление лимфоузлов, а также конъюнктивиты и чирьи).
Все они принесут болезненные ощущения и дискомфорт, из-за которых ребенок даже в здоровом состоянии может отказаться от занятий.
Разновидности
Не секрет, что для развития речи нужно работать не только с речевым аппаратом, ведь в человеческом организме все взаимосвязано.
- Массаж для языка. Предварительно необходимо расслабить челюстные мышцы, шейные и плечевые, чтобы расслабился корень язычка. Если касание языка вызывает спазм и рвотный рефлекс, то массаж ограничивают лишь кончиком языка во рту малыша, постепенно увеличивая расстояние и заставляя выдвигать язык длиннее.
- Массаж губ. Все движения повторяются не менее 50 раз и очень нежно.
- Массаж шеи. Выполняется до еды или после прохождения от приема пищи 2 часов.
- Массаж ушей. Стимулирует артикуляционный аппарат.
- Массаж для рук. Каждый палец отвечает за определенный орган, поэтому такое массирование эффективно не только для речи. Большой палец – головной мозг, указательный – желудок, средний – позвоночник, кишечный отдел, безымянный – печень, мизинец – сердце. Начинать лучше с пальчикового массажа, постепенно увеличивая площадь манипуляций.
- Массаж ложками. Требует аккуратности в проведении.
Условия для проведения
В идеале логопедический массаж назначается врачом-специалистом. Однако не у каждого есть возможность его посетить, поэтому легкие упражнения можно выполнять на дому самостоятельно. Для начала необходимо создать благоприятные условия – покой и тишину, чтобы ребенок не отвлекался. Помещение должно быть светлым и проветриваемым. Руки массирующего теплыми и чистыми.
Первое занятие не более пяти минут, ребенок должен привыкнуть к необычной для него процедуре. Первое время массаж должен составлять не более 10 минут, через неделю время можно увеличить до 25-30 минут. Время варьируется в зависимости от возраста: самые маленькие детки могут выдержать только 10 минут, дошколята до 15-20, а вот школьники полноценно могут протерпеть 25 минут.
Занятия должны быть систематизированы, примерно 2-3 раза в неделю, чем меньше разрыв между занятиями, тем выше эффективность. Однако каждодневное повторение тоже может привести к отторжению.
Ребенок должен пройти курс не менее 15 занятий.
Для массажа следует приобрести массажное масло либо масла растений, предварительно проверив их на аллергическую реакцию. Во избежание инфекций используйте перчатки и маску, это важно особенно для грудничков. Также может понадобиться и нашатырный спирт, в случае потери сознания, что случается крайне редко.
Техника проведения на дому
Многие считают, что в домашних условиях мама справиться с нарушениями речи не сможет. Однако это большое заблуждение. Все логопеды говорят о необходимости занятий дома, иначе трудно закрепить полученный результат каждого занятия.
Массирование лучше начинать со всего лица, что снимет гипертонус и общее напряжение малыша. Начиная со лба, постепенно поглаживаниями опускаемся к подбородку. Движения мягкие, от центра лица к краю, по горизонтали. Лоб – виски, брови – линия роста волос, веки, щеки – от носа к уху, от губ к уху. Повторить их можно 2-3 раза.
Если же ребенку неприятно или он просто не хочет, то стоит ограничиться легкими поглаживаниями, постепенно переходя к комплексу.
Язык
Выполняется от кончика язычка к его корню.
- Схватив конец язычка, нужно поводить вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад.
- Поглаживания языка большим пальцем, причем нужно поддерживать его снизу, движения производятся от центра, по кругу или продольно.
- Поглаживания сверху и снизу языка большим и средним пальцем.
- Создание вибрации. Аккуратно покачивайте язычок, легко постукивайте пальцем.
- Массаж уздечки языка движениями вверх-вниз.
- Тканью разной текстуры произвести поглаживания языка.
- Используем мягкую зубную щетку, проводя по язычку, вырисовываем буквы.
Без подготовки эти упражнения сделать не так легко. Множество обучающих видео для массажа языка поможет новичкам.
Еще одно важное условие – ребенок должен контролировать слюноотделение, если это получается плохо, можно под язык подложить салфеточку и менять по мере намокания.
Губы
Сюда входят также подбородок и носогубная складка.
- Растирание губ пальцами.
- Круговыми движениями пальцев идем от одного уголка к другому.
- Обе губы массируем в противоположные стороны, верхнюю – влево, нижнюю – вправо и меняем направление.
- Пощипывание губ и области вокруг.
- Надавливание на губы с круговыми движениями.
- Легкие шлепки пальцами.
Данный комплекс повторяется несколько раз за один сеанс.
Руки
Прорабатываются отдельно пальчики и вся поверхность ладони. Пальцы массируются от кончика до основания. Начинать лучше всего с мизинца.
- Массирование пальцев, надавливанием на подушечки, усиливая нажим.
- Знакомое из детства стихотворение «Сорока-белобока» поможет проработать всю ладошку. Предложите ребенку самомассаж в стихах.
- Рисуем на ладошке пальцем спираль, от центра – к краю.
- Запаситесь резиновым шариком с шипами (су-джок) и водите им по ладошке малыша, предложите ему самому катать его между ладоней. Можно использовать и специальную щетку «Ежик» для проработки нервных окончаний.
- Насыпьте в тарелочку крупу разного размера и погружайте в нее пальчики.
Шея
- Повороты и наклоны шеи влево-вправо, вперед-назад.
- Кручение головы.
- Массирование области кадыка аккуратными поглаживаниями.
- Массаж шейного отдела позвоночника легкими похлопываниями пальцев.
Уши
- Сверху к мочке и обратно совершить потирания (5 раз).
- Оттягивание мочки вниз.
- Массаж козелка уха легкими надавливаниями и круговыми движениями.
- Массаж обратной стороны уха протирающими движениями (30 секунд).
Массировать можно по одному уху, а затем оба ушка одновременно.
Массаж ложками
Для такого массажа требуется две ложки. Размер зависит от возраста ребенка. Малышам лучше применять детские силиконовые и пластмассовые ложечки.
- Выпуклой частью ложек проглаживаются верхняя и нижняя губа.
- Круговые движения по губам.
- Кончиком ложки мягко нажимать на носогубную складку.
- По обеим губам скребем ложечкой.
- Массаж подбородка и щек круговыми движениями выпуклой частью.
- Такой же массаж висков и глаз – по веку и обратно под глазами.
- Растирание межбровного пространства, скул.
Закончить комплекс массажа важно мягко и аккуратно, чтобы ребенок получал от процедуры только положительные эмоции и не отказывался в дальнейшем.
Это можно сделать мягкими поглаживаниями лица, щек, волос ребенка, при этом хваля малыша за терпение и усидчивость.
Массаж в домашних условиях дает положительные результаты. Это можно увидеть, не только прочитав отзывы довольных мам, но и выслушав компетентное мнение специалистов-логопедов. Многие отмечают, что первые результаты становятся заметны уже через 4-5 занятий. У деток с тяжелыми нарушениями динамика заметна через 7-8 занятий.
Логопедический массаж в домашних условиях прекрасно справляется со многими речевыми нарушениями. Главное, быть настойчивым в этом деле и не прерывать сеансы.
О том, как правильно выполнять логопедический массаж в домашних условиях, смотрите в следующем видео.
Источник
Что такое массаж для развития речи?
Как он поможет улучшить речь ребенка?
Какие виды речевого массажа можно делать дома самостоятельно, а какие нужно доверить специалисту?
На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.
Содержание:
- Логопедический массаж. Понятие
- Требования к проведению речевого массажа
- Какой специалист назначает речевой массаж
- Показания к проведению
- Противопоказания к применению
- Массаж ладошек для развития речи
- Приемы пассивного массажа
- Приемы активного массажа
- Массаж лица для развития речи
- Массаж лба
- Массаж щек
- Массаж рта
- Массаж подбородка
- Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития
Логопедический массаж. Понятие
Логопедический (речевой) массаж — это один из методов коррекции нарушений речи. Он помогает развить артикуляционные мышцы ребенка и улучшить состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж снимает артикуляционные спазмы и нормализует тонус мышц. Как следствие — речь заметно улучшается.
Обычно логопедический массаж назначают детям с 4-5 лет, если у них есть задержка речевого развития (ЗРР) или другие патологии речи (например, дизартрия).
Этот метод логокоррекции проводится в комплексе с артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой.
Требования к проведению речевого массажа
Проводить такой массаж должен логопед, прошедший специальный курс обучения и владеющий детской анатомией и физиологией. Иначе неумелыми действиями можно нанести вред ребенку.
Для массажа обычно используют массажный зонд или только руки.
Стоит обратить внимание на кабинет, в котором будет проводиться массаж. В помещении обязательно должны быть детские игрушки, кушетка и кресла. Там не должно быть предметов, которые могут напугать ребенка — например, медицинских инструментов. В помещении должно быть тепло.
Процедуру проводят чистыми руками с остриженными ногтями, без порезов на коже и украшений. Другой вариант — в одноразовых перчатках.
Речевой массаж рекомендуется делать ежедневно. Так процедура даст ощутимый эффект. Продолжительность курса устанавливается логопедом.
Родители могут делать некоторые элементы логопедического массажа дома, перед этим посоветовавшись со специалистом. А также можно использовать облегченные варианты логопедического массажа — например, массировать ребенку ладошки под забавные стихотворения.
Какой специалист назначает речевой массаж
Речевой массаж проводится только по показаниям и по рекомендации невролога.
Именно он, осмотрев малыша, принимает решение о необходимости этой процедуры. Невролог может назначить массаж как по рекомендации логопеда, так и без нее.
Показания к проведению
Показаниями к процедуре являются такие нарушения:
- ЗРР — задержка речевого развития (т.е. более позднее овладение устной речью у детей до 3 лет);
- дислалия (нарушение произношения звуков);
- дизартрия (ограниченная подвижность артикуляционных мышц и нарушения речевых нервов);
- ЗПР — задержка психического развития (т.е. нарушение нормального темпа развития внимания, памяти, мышления и т.д).
Противопоказания к применению
Существует ряд ограничений для проведения логопедического массажа. К ним относятся:
- недавно перенесенные ребенком заболевания типа ОРЗ и ангины — перед новой процедурой надо выждать хотя бы 10 дней;
- гнойные или грибковые заболевания на коже у ребенка или логопеда;
- гематомы на массируемых участках;
- инфекционные раны на коже;
- эпилепсия;
- онкологические заболевания;
- туберкулез;
- болезни сосудов или капилляров;
- острые аллергические заболевания.
Массаж ладошек для развития речи
Массаж ладошек для развития речи
В домашних условиях можно проводить массаж ладошек для развития мелкой моторики. Ведь давно известно, что на ладонях находится множество нервных окончаний, стимуляция которых развивает речь.
Для достижения заметного эффекта лучше заниматься каждый день, около 15 минут.
Массаж стоит проводить в форме игры и сопровождать детскими стихотворениями.
Сперва применяют приемы пассивного массажа, когда массирующие движения делает взрослый. Затем переходят к приемам активного массажа, которые выполняет сам ребенок.
Приемы пассивного массажа
- «Солнышко». Кисти рук ребенка гладят с обеих сторон подушечками пальцев, как будто лучами солнца.
Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама, лишь одно бывает.
- «Сорока-белобока». Кисти рук малыша поглаживают с обеих сторон спиралевидными движениями.
— Сорока-сорока, где была?
— Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.
- «Метель». Кисти рук с обеих сторон зигзагообразно поглаживают.
Свистели метели, летели снега,
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду, как подушки, лежат.
- «Улитка». Края ладоней растирают и легонько щипают.
Толстушка–ползушка, дом-завитушка!
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке.
Ползи, не спеши, рога покажи.
- «Пила». Ребром ладони “пилят” вдоль и поперек ладошку ребенка.
Принялась пила за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
Приемы активного массажа
- «Зверята». Надо массировать подушечки пальцев (по пять строк на одну руку и пять на другую).
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа. (мизинец)
- «Огород». Массируют фаланги пальцев на каждый ударный слог стихотворения.
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг-огород!
- «Щелчки». Ладошка прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, затем отпускает, и палец со стуком падает на стол. Стихотворение произносится так: на каждую строчку — массаж 1 пальчика.
Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
— Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
— А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!
- «Мячик». Нужно катать между ладоней массажный мячик с «шипами».
Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.
Массаж лица для развития речи
Во время этого логопедического массажа специалист руками воздействует на лоб, щеки, нос, рот и подбородок ребенка. В массажный комплекс входят поглаживания, растирания, разминания и вибрации этих лицевых зон.
Массаж лба
Массаж проводится следующим способом:
- поглаживающими движениями ладоней двигаются от середины лба к височной части;
- разминающими движениями руки массируют лоб от бровей до верхней части лба;
- вибрирующими движениями руки или вибромассажером двигаются от бровей к верхней части лба.
Массаж языка
Массаж щек
Далее массируют щеки:
- разминающими и растирающими движениями направляются вдоль мышц щек — от уголков рта к вискам;
- легкими поглаживаниями щек перемещаются от скул до низа челюсти.
Массаж рта
Этот участок массируют так:
- поглаживают, растягивают и растирают кожу верхней губы от середины к уголкам рта;
- аналогичными движениями массируют нижнюю губу.
Массаж подбородка
Подбородок поглаживают и разминают, начиная снизу и двигаясь к уголкам рта.
Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития
Массаж воротниковый зоны помогает детям с ЗРР не только развить речь, но и улучшить общее физическое состояние организма.
При воздействии на воротниковую зону активизируется работа нервной системы, улучшается кровоснабжение, насыщаются кислородом те зоны в коре головного мозга, которые отвечают за речь.
Сеанс массажа обычно длится 15-25 минут. Он не доставляет боль или дискомфорт ребенку.
Массаж воротниковой зоны должен проводить логопед или невролог.
Специалисты назначают курс примерно на 20 сеансов, а через 1,5-2 месяца его рекомендуется повторить. При ежедневном проведении положительный эффект от массажа будет заметен довольно быстро.
Перед процедурой нужно убедиться, что ребенок не боится и что он расслаблен.
Ребенка кладут на кушетку на живот, руки опускают вдоль туловища.
Массаж проводится так:
- Легкими поглаживающими движениями двигаются сверху вниз по шее, не затрагивая позвоночную область.
- Растирающими движениями, более сильными, массируют эту же зону 3-мя фалангами пальцев.
- Затем массируют трапециевидную мышцу с помощью 3 фаланг пальцев.
- Разминающими движениями прорабатывают верхнюю часть спины и плечи ребенка.
Логопедический (речевой) массаж — эффективный метод коррекции речи у детей с ЗРР и другими подобными нарушениями. Для достижения наибольшего эффекта его используют совместно с другими приемами логокоррекции — артикуляционной, дыхательной, голосовой гимнастикой и т.д.
Логопедический массаж проводится только специалистом по рекомендации невролога. Во время процедуры логопед воздействует на мышцы артикуляционного аппарата с помощью рук или массажного зонда.
Невролог назначает ребенку и процедуру массажа воротниковой зоны. С помощью него улучшается работа тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь.
Родители также могут развивать речь ребенка с помощью массажа — например, ежедневно занимаясь массажем ладошек или выполняя некоторые элементы логопедического массажа после консультации со специалистом.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник