Массаж головы для ребенка для развития речи

Массаж головы для ребенка для развития речи thumbnail
Логопедический массаж при ЗРР

Задержку речевого развития ребёнка специалист может ставить (диагностировать) уже с 3-4 лет. Причин, по которым ребёнок отстаёт от нормы много. Вся коррекционная работа, которая направлена на преодоление задержки речевого развития, должна вестись разными специалистами: психологами, педагогами, медиками. Только при слаженном взаимодействии всех профессионалов, можно говорить о положительном конечном результате.

Значительную роль при работе с детьми с патологией речи отводится на логокоррекцию. Опытный логопед с помощью специальных методов и приёмов обследует ребёнка с ЗРР и планирует свою дальнейшую работу. В состав этой работы, как правило, входит и специальный логомассаж, так как логопедический массаж при ЗРР – это эффективное средство в борьбе с недугом.

Основные понятия и требования к проведению логопедического массажа

Качественный логопедический массаж при задержке речевого развития даёт отличный результат по устранению речевого нарушения. Количество сеансов рассчитывается индивидуально для каждого ребёнка с ЗРР. Сеансы в основном должны проводятся ежедневно. Для того, чтобы специалист мог делать данную процедуру ребёнку, ему необходимо пройти специальное обучение – медицинские курсы, при этом детально изучить анатомию и физиологию детского организма, во избежание нанесения ему травм.

Важно! Строго запрещается специалисту делать массаж, имея украшения на руках или поражённые кожные покровы. Ногти должны быть острижены, руки чистые и тёплые.

Разновидности массажа рекомендованных при ЗРР

На практике используется два вида массажа:

Вид массажа

Особенности применения

Логопедический массаж

Способствует нормальной работе тонуса мышечной мускулатуры и улучшает работу мышц артикуляционного аппарата.

Массаж воротниковой зоны

Позволяет с помощью определённого воздействия на отдел воротниковой зоны, насытить кислородом и усилить кровообращение в той зоне коры головного мозга, которая отвечает непосредственно за речь.

Противопоказания к применению

Запрещается проводить процедуру, если наблюдается один из ниже перечисленных диагнозов:

  • острые инфекционные заболевания;
  • повышение температуры, озноб;
  • инфекционные заболевания кожных покровов (герпесы, язвы, дерматиты);
  • лимфаденит (воспаление лимфатических узлов);
  • инфекционные болезни глаз (конъюнктивиты);
  • инфекции полости рта (стоматиты, гингивиты);
  • повышенное / пониженное артериальное давление.

Инструменты в работе логопеда

Во время проведения процедуры специалист может использовать следующие инструменты для логопедического массажа:

  • профессиональные вибромассажёры;
  • массажные зонды;
  • руки.

Какую бы технологию и рабочий инструмент не выбрал логопед, одним из первых и самых главных аспектов в работе специалиста – это умение найти контакт с ребёнком, расслабить его.

Место проведения массажа

Ряд требований предъявляется и к кабинету, для проведения процедуры. Он должен быть оснащён всем необходимым: детские игрушки, кушетка, табурет и кресло для работы. Если же процедуры проводятся в больнице, то из кабинета стоит убрать те вещи, которые могут напугать малыша (медицинские инструменты, наглядные пособия и материалы). В кабинете для проведения процедур всегда должна быть комфортная температура.

Технология проведения логопедического массажа лица

При логокоррекционной работе с детьми логопатами наряду с традиционными формами, приёмами используется и логопедический массаж лица. Классический массаж детям с задержкой речи проводится руками. При поведении используются четыре основные приёма:

  • поглаживание,
  • растирание,
  • разминание,
  • вибрация.

Его выполнение состоит из проведения манипуляций на разных участках лица:

  • лоб,
  • щёки,
  • нос,
  • рот,
  • подбородок.

Каждое движение повторяется по 8-10 раз.

Массаж лба

Производится следующим образом:

Действие

Чем выполняется

Примечания

Поглаживающие движения

Ладонь

От середины лба к височной части.

Разминающие движения

Рука

От бровей к верхней части лба.

Вибрация

Рука или виборомассажёр

От бровей к верхней части лба.

Массаж щёк

Следующим этапом будет массирование щёк. В ходе выполнения используют разминающие и растягивающие движения. Производят их от уголков рта вверх к вискам по направление расположения мышц щёк. После переходят к лёгкому поглаживанию от скул до низа челюсти.

Массаж носа

Массаж носа выполняют поглаживающими, растягивающими и вибрационными движениями по крыльях носа. Дальше переходят на лёгкие поглаживания носогубной складки от крыльев носа к углам рта.

Массаж рта

На следующем этапе специалист делает массаж рта. Для этого поглаживают и растягивают кожу с середины верхней губы, плавно переходя к углам рта. Для нижней губы проводятся аналогичные действия. Тип движения – поглаживающий, растирающий и вибрационный.

Массаж подбородка

Завершается процедура массированием подбородка. Для этого используют технологии поглаживание и разминание движениями от подбородка к углу рта. Тип движения – поглаживающий и разминающий.

Качественно проведённая процедура – это преодоление больной ступени на пути к преодолению патологии речи.

Массаж воротниковой зоны ребёнку при ЗРР

Учёными давно доказана взаимосвязь между воротниковым отделом и функцией коммуникации (речевая функция). Шейно-воротниковый отдел – это не только шея, он состоит из многих других составляющих, а именно:

  • область шейных позвонков,
  • задней части шеи,
  • верхние мышцы плечевого пояса,
  • боковая поверхность шеи,
  • надключичные ямки.

Зная строение воротниковой зоны и механизмы воздействия, при правильной технологии проведения манипуляций можно получить хороший результат. Именно данный вид процедуры способствует приближению к норме речевых навыков и обеспечивает полноценное функционирование нервной системы. Массаж ребёнку при ЗРР нужно делать для того, чтобы стимулировать непосредственно речевые зоны мозга.

Задержка речи – массаж воротниковой зоны, технология его выполнения

Как только ребенок полностью расслабится и мастер убедиться в удовлетворительном состоянии, после этого можно начинать массаж воротниковой зоны при ЗРР. Его кладут на кушетку спиной вверх, руки вытягивают вдоль туловища. Детям с ЗРР, у которых есть сколиоз, поворачивают голову в противоположную сторону по отношению к искривлению. Далее выполняются манипуляции, описанные ниже в таблице.

Действие

Чем выполняется

Примечание

Лёгкое поглаживание сверху вниз

Ладонь

Не затрагивая область позвоночника.

Поглаживание сверху вниз

Ладонь

Не затрагивая область позвоночника.Давление усиливается.

Растирание

3 фалангами пальцев

Активно массируется трапециевидная мышца.

Выжимание

3 фалангами пальцев

Активно массируется трапециевидная мышца.

Разминание

Рука

Прорабатывается верхняя часть спины и плечевые суставы.

Начинают первые сеансы с 15 минут, а в дальнейшем наращивают время до 25 минут. При его правильном проведении малыш не должен ощущать боли. Поэтому массаж при ЗРР воротниковой зоны стоит оградить от сильных растираний и разминания, чтобы избежать боли в шейном сегменте.

Важно! Массаж при задержке речи ребёнку сопровождается разговором логопеда с малышом, при этом важно использовать каждую минутку и побуждать ребёнка к разговору и развитию навыков коммуникации.

Курс массажа

Для получения хорошего результата специалист назначает целый курс массажа воротниковой зоны при ЗРР. Это минимум 20 сеансов и возможно еще увеличение их количества. Через 1,5 – 2 месяца это курс можно повторить.

Положительная динамика заметна уже после несколько проведённых процедур. Так, дети с ЗРР, у которых присущи признаки гиперактивности, после проведения процедуры стают более спокойными, улучшается их общее самочувствие. Данный вид процедуры поможет ребёнку с ЗРР быстрее не только справиться с нарушениями речи, а ещё и улучшить его физическое развитие.

Видео

025

Источник

Ответственное дело – провести массаж головы ребенку. Требуется правильный подход и без особых знаний, также консультации с врачом поведение, конечно, недопустимо. Массировать черепную зону можно только лишь после полного сформирования черепа, как правило, в 3 месяца.

Чем полезен

Именно массаж нужен крохе для:

  • Улучшения кровоснабжения;
  • Нормализации оттока лимфы, обменных процессов;
  • Укрепления иммунитета;
  • Тренировки моторики, развития речи;
  • Правильного восприятия окружающей действительности;
  • Развития системы кроветворения;
  • Ослабления мышц головы (часто бывает, что у малыша они просто окаменевшие);
  • Улучшения работы мозга;
  • Успокоения нервной системы, окончательно не сформированной у новорожденных.

Массаж незаменим недоношенным деткам, плохо набирающим вес, и просто, когда малыши рождаются слабенькими, для полноценного развития не хватает сил. Кроме массажа нужно чаще выкладывать младенца на животик для укрепления шейных мышц. В период проведения процедуры можно напевать песенку. Детям обычно это нравится и они с удовольствием подпевают в ответ.

Подготовка к процедуре

Процедуры можно выполнять в любое время суток, но необходимо пребывать в хорошем настроении, проводить процедуру в проветренном, чистом помещении при t+ 20 г.

  1. Положить малыша на не слишком мягкую и не слишком твердую поверхность, постелить под спинку пленку.
  2. Можно смазать руки маслом, но сначала проверить состав на аллергии во избежание закупорки кожных покровов, появления высыпаний на нежной коже младенца.
  3. Проводить мягкие, плавные движения по ходу прохождения сосудов. Массаж лучше начать с конечностей.
  4. Можно обложить малыша игрушками, включить спокойную музыку.
  5. Проведение должно быть не более 20 мин, при проведении впервые в 3месяца -10 мин. Рекомендуется посмотреть сначала видео.
  6. Обычно малышу процедура нравится, и он не капризничает. Если же начал себя неадекватно вести, то процесс нужно прекратить. Как правило, противопоказаний для проведения массажа нет. Но подход должен быть правильным, осторожным. Если повышена температура и протекают инфекционные заболевания в острой фазе, то процедуру нужно отложить и сначала посоветоваться с врачом.

Пошаговая техника

Начать проведение легкого массажа нужно с поглаживаний, аккуратно нажимая круговыми движениями на волосистую часть головы то по часовой, то против часовой стрелки.

  1. Начинать массирование головы справа налево, сверху вниз и вкруговую с зоны корней волос на лбу, расположенной прямо посередине лба над бровями, отвечающей за самосознание, развитие речи.
  2. Далее зону на макушке головы, где соединяются кости черепа. У новорожденных они еще мягкие, поэтому массировать можно лёгкими движениями влево-вправо, смазав немного руки маслом. Это позволит малышу успокоиться и быстро заснуть.
  3. Зона на верхушке головы (прямо на макушке), откуда начинают расти волосы по спирали. Можно слегка поглаживать данное место для расслабления, улучшения сна.
  4. Зона у основания черепа состоит сразу из нескольких точек, массировать которые нужно поглаживать легкими движениями, начиная от затылка и в разные направления. Данное место отвечает за двигательную информацию, обмен чувств. Это зона соединения черепа с позвоночником, постоянно прибывает в напряжении. Если малыша уложить на животик, то практически полностью нагрузка ложится на данную зону головы, поэтому массировать можно снизу вверх при положении ребенка на спине.

Для удобства проведения всю технику можно посмотреть на видео.

Массаж в 3 месяца

Если малышу исполнилось 3 месяца, и он уже умеет немного держать головку, то этапы проведения процедуры следующие.

  1. Положить ребенка на теплый пеленальный столик.
  2. Обхватить головку ладонями, проводить массирующие движения по направлению роста волос, не затрагивая при этом центр макушки, зону темечка.
  3. Погладить слегка крылья носа, продвигаясь к зоне висков. Нельзя торопиться. Все движения должны быть нежными и мягкими.
  4. Взять малыша за подбородок, массировать вкруговую сначала нижнюю часть лица, далее медленно продвигаясь к верхней.
  5. Помассировать щечки поступательными движениями для снятия напряжения мышц мимики.
  6. Растереть ушки, слегка пощипать мочки, погладить за ними, перебирая постепенно.
  7. Ладонями погладить по челюсти, подбородку.
  8. Когда малыш начнет в 3-4 месяца немного понимать, то можно попросить его самого делать себе массаж, прикладывая при этом руки ко лбу, медленно передвигаясь к крыльям носа, месту, где проходят нервные окончания.
  9. Помассировать носогубный участок и верхнюю губу для стимуляции кровообращения. На видео можно посмотреть всю технику массажа в 3 месяца.

Если ребенок не разговаривает в 5 лет

Не разговаривающему  ребенку в 5 лет крайне важно помочь усовершенствовать навыки речи. Процедура требует знаний, поэтому мамам нужно немного подучиться и для начала провести несколько курсов массажа с привлечением специалиста или посмотреть видео. Затем можно делать простой массаж самостоятельно, главное, не нанести вред детской и нежной коже, также хрупким косточкам, хрящикам.

Логопедический

Для проведения логопедического массажа необходимо:

  • помассировать мышцы шеи и головы, область верхнего плечевого пояса;
  • уделить внимание губам и языку, слегка поглаживать их успокаивающе воздействия на ткани и мышцы;
  • провести поступательные движения как при мытье волос в каждой зоне головы. Именно логопедический массаж необходим малышу в 5 лет, если не разговаривает для активации артикуляционного аппарата и речевого аппарата, укреплению глоточного рефлекса, развития жестикуляции и координации движений. Рекомендуется разговаривать в процессе с ребенком, просить чтобы он повторял следом все произнесенные слова и звуки.

Технику проведения массажа ребенку в 5 лет можно посмотреть на видео, в целях обучения так более удобно.

Расслабляющий

Расслабляющий массаж показан к поведению с целью повышения речевой мускулатуры, тонуса мышц, при ассиметрии лицевой мускулатуры. Ребенка нужно:

  • уложить на спину так, чтобы голова немного свешивалась вниз;
  • поддерживая за шею, обхватить голову руками и массировать сначала по часовой, затем против часовой стрелки, медленно раскачивая голову из стороны в сторону;
  • далее погладить, пощипать зону мышц языка, губ, шеи, проводя скользящие движения;
  • начиная от середины лба продвигаться ближе к вискам, перейти от части волос на брови, переносицу, щечки;
  • помассировать мышцы на лице, начиная от корней волос и передвигаясь вниз, проводя слегка надавливающие движения. Это помогает для расслабления мускулатуры лица и губ;
  • поглаживать сначала верхнюю, затем нижнюю губы снизу вверх
  • перейти на носогубные складки, начиная от крыльев носа и ближе к уголкам глаз;
  • можно провести точечный массаж губ вращательными движениями;
  • в завершении слегка постучать пальцами по губам. На видео хорошо продемонстрировано, как проводить расслабляющий массаж правильно.

Стимулирующий

Для проведения стимулирующего массажа нужно:

  • разминать пассивными движениями мышцы на периферии, начиная от центра головы и передвигаясь к середине;
  • погладить щеки, нос, подбородок;
  • размять скулы и щечки спиралевидными движениями, как бы перетирая кожу в руках;
  • погладить носогубные складки, пощипать губы.

Можно рассказывать ребенку в 5 лет сказку, либо напевать песенку, чтобы ребенок чувствовал себя удобно и комфортно.

Ряд терапевтический процесс процедур, в частности массаж, способствует восстановлению всех жизненно-важных систем, поврежденных при прохождении через родовые пути у новорожденного, укреплению косточек черепа.

  • Читайте также: перелом теменной кости у ребенка

Зачастую именно теменная часть остается открытой на протяжении нескольких месяцев после родов и в помощь придет массаж. Ласковые легкие прикосновения рук мамы, как правило, нравятся детям. Манипуляции должны быть продуманными и запланированными во избежание случайных травм и повреждений.

Оцените статью: 89 Пожалуйста оцените статью

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 89 , средняя оценка: 4,03 из 5

Загрузка…

Источник

??Логопедический (артикуляционный) массаж для детей для развития речи ??

Первые звуки малыши начинают произносить в 2-3, а после 9 месяцев — первые слоги и слова. Однако в результате индивидуальных особенностей, травм или болезней происходит отставание в развитии речевого аппарата. Чтобы восстановить артикуляцию необходимо обратиться за консультацией к врачу и проводить ежедневные занятия с массажем.

Польза логопедического массажа

Что такое логопедический массаж — это направленное механическое воздействие на мышцы, нервы, сосуды и ткани периферического речевого аппарата. Проводят его для нормализации произношения звуков. Регулярные процедуры также помогают:

  • стимулировать развитие разговорной речи;
  • разработать правильное произношение звуков и слов;
  • нормализовать мышечный тонус речевого аппарата;
  • развить спектр кинестетических ощущений;
  • повысить эластичность мышечных волокон;
  • восстановить голос и улучшить его качество;
  • развить правильное дыхание;
  • улучшить глотательные рефлексы.

Логопедический массаж детям

Массаж не имеет возрастных ограничений, и для профилактики возникновения нарушений его можно делать новорожденным с 2 месячного возраста.

Показания

Логопедический массаж для развития речи у детей назначают при:

  • алалии, которая сопровождается отсутствующей или недоразвитой речью при нормальном слухе и интеллекте;
  • дислалии или нарушенном произношении звуков при отсутствии проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата;
  • паралалии, которая отличается тем, что имеет несовершенное произношение как органический недостаток;
  • дизартрии или проблемах с произношением, вызванным заболеваниями нервной системы;
  • задержке развития речи и нарушениях голоса;
  • заикании и дрожании связок;
  • гипотонии и нарушении речевой деятельности;
  • церебральном параличе.

Артикуляционный массаж проводят в комплексе с дыхательной и артикуляционной детской гимнастикой. Их совместное выполнение нужно для облегчения процесса произношения большого количества звуков, в т.ч. и сложных.

Артикуляционная гимнастика

Противопоказания

Необходимость проведения сеансов, их количество и тип согласуется с логопедом. Массаж и упражнения выполняются ежедневно, если у малыша хорошее самочувствие и нет противопоказаний. К ним относят:

  • повышенная температура, простуда и ОРЗ;
  • воспаленные десна, герпес или стоматит;
  • увеличенные лимфоузлы;
  • кровотечения из носа;
  • болезни кожи, аллергия или диатез;
  • тошноту, рвоту, понос;
  • болезни глаз;
  • онкологию;
  • психические расстройства, заболевания ЦНС, дефекты развития ВНС;
  • эпилепсию;
  • эмоциональную или физическую усталость.

Проведение массажа в домашних условиях включает в себя активное воздействие на нервные рецепторы, поэтому, если ребенок склонен к судорогам, нужна осторожность. Если малыш начинает во время проработки плакать, кричать, показывать недовольство — сеанс прекращают.

Разновидности массажа

В зависимости от типа расстройства речевого аппарата, возраста малыша и его эмоционального состояния подбирается вид процедур и интенсивность проведения. Техника классического логопедического массажа для детей основана на применении традиционных приемов:

  • поглаживания;
  • растирания;
  • разминания;
  • вибрационного воздействия.

Поглаживания в артикуляционном массаже

Процедура начинается и заканчивается поглаживаниями — это обязательное условие правильного сеанса массажа. Сила воздействия зависит от патологии: если необходимо расслабить мышцы, то используют легкие поглаживания. Для укрепления мышечного тонуса необходимы более активные движения.

Точечный массаж предполагает воздействие на определенные биологически активные участки.

Аппаратный метод основан на применении вакуумных и вибрационных приборов. Автором зондовой техники является Е.В. Новикова, которая использовала в своей работе несколько видов зондов для массирования губ, языка, неба.

Врачи применяют несколько видов инструментов для логопедического массажа, таких как:

  • саночки;
  • крестовины;
  • топорики;
  • толкачи;
  • восьмерки.

Инструмент для логопедического массажа

Для детей с церебральным параличом рекомендуют систему Е.Архиповой. А для малышей старшего дошкольного и школьного возраста разработана система самостоятельного массажа лица и языка.

Классическая массажная техника

В домашних условиях упражнения и массаж выполняют из положения сидя или лежа. Начинают сеанс с массажа воротниковой зоны и плеч. Его проводят поглаживаниями всей области сверху вниз. Затем переходят к плавным поворотам головы ребенка в разные стороны: одна рука мамы придерживает за лоб, а вторая — лежит на задней поверхности шеи.

Расслабление мимической мускулатуры лица проводят приемом поглаживания с помощью пальцев. Направление движений:

  • от центральной точки лба в сторону висков;
  • от линии бровей к линии роста волос;
  • вокруг глаз;
  • от переносицы по нижнему веку к вискам;
  • от уголков губ к мочке уха.

Классическая тезника логопедического массажа

Каждое из движений повторяют не более 10 раз. Расслабление губ также проводится поглаживающими движениями от уголков рта 5-7 раз, затем разглаживают область носогубных складок кончиками указательных пальцев. После этого массируют ротовую полость. Техника выполнения логопедического массажа языка следующая:

  • при помощи салфетки берут кончик языка и передвигают его в разные стороны;
  • левая рука придерживает высунутый изо рта кончик языка, а правая при помощи зубной щетки поглаживает всю поверхность;
  • легкими движениями проходят еще раз всю поверхность языка, после чего поворачивают его в стороны.

Массирование языка нужно проводить осторожно, без применения силы и нажатий. Если малыш испытывает дискомфорт — проработку прекращают.

Активирующее массирование

Как делать активирующий логопедический массаж:

  • после предварительного расслабляющего массирования проводят ритмичное сжатие подбородка;
  • затем переходят к поглаживанию двумя пальцами щек и скул по спирали;
  • после поглаживаний идут активные разминания проработанной области;
  • далее следует энергичное пощипывание щек.

Затем поглаживаниями проходят верхнюю и нижнюю губу. Снизу прорабатывают похлопываниями и вибрационными движениями, задействуя только кончики пальцев.

Массирование языка

Массирование языка проводят более интенсивно растиранием и разминанием. Направление движений от корня языка к кончику. Последовательность приемов такова:

  • растирание вдоль, поперек и по спирали;
  • сжатие боков языка с пощипыванием краев;
  • похлопывание по всей поверхности зубной щеткой.

Завершают массажный сеанс растиранием шеи по нижней части к мочкам ушей, от лопаток к затылку и по всей поверхности.

Массирование ложками

Для проведения сеанса понадобится пара чайных ложек. Логопедический массаж ребенку начинают с поглаживания области висков выпуклой частью ложки. Круговые движения совершают по часовой стрелке с ровным и плавным нажатием. Затем поглаживают надбровные дуги от внутреннего края ко внешнему, и по нижнему веку к переносице. Аналогично разминают жевательные мышцы и область под подбородком.

Поглаживание щек выпуклой стороной начинают от уголков губ, поднимаясь постепенно к вискам. Виски проходят спиралеобразными движениями, заканчивая проработку области интенсивными и ритмичными нажатиями. По губам проходят поглаживаниями и легкими разминаниями.

Массаж специальные ложкамиМассаж специальные ложками

Каждый из приемов повторяют до 8 раз. Массаж лица для детей с использованием ложек может включать и проработку языка, но выполняться он должен только специалистом. В домашних условиях велик шанс травмирования и растяжения мышц.

Самомассаж

Обучение логопедическому массажу лица начинается с проработки ушей на 10 счетов. Уши медленно оттягивают вперед и назад, затем совершают несколько круговых движений по щекам и по подбородку в течение минуты. Нижнее и верхнее веко поглаживают около 50 секунд, а область вокруг глаз проходят круговыми движениями. Начинают от внутреннего уголка глаз и до верхнего века. По крыльям носа совершают до 20 несильных нажатий. В завершение нужно открыть рот и сделать 5 быстрых и резких движений нижней челюстью в правую и в левую сторону.

Комплекс массажных упражнений

После массажа желательно перейти к специальным упражнениям, которые не только закрепляют эффект от процедур, но и позволяют развить речевой аппарат, улучшают моторику, двигательную функцию мышц.

Для губ

Упражнения для улучшения подвижности губ включают в себя:

  • медленные поглаживания от середины к уголкам;
  • плотное смыкание губ, после чего по ним проходят легкими постукиваниями. Повторить не более 4 раз;
  • 3-4 спиральных движения указательным пальцем. Ведем от середины губ к уголкам. Выполняется при сомкнутых или приоткрытых губах;
  • сомкнутые и вытянутые вперед губы;
  • круговые движения пальцев в уголках рта (5-7 повторов);
  • поглаживание с легким нажатием.

Движения должны быть направлены на стимуляцию мышечной ткани, поэтому слишком медленные и мягкие поглаживания желательно не использовать.

Для языка

Упражнения для работы с языком подразделяются на несколько комплексов. Первый — это классическое массирование, дополненное вибрационными похлопываниями в течение 15 секунд.

Второй начинается с расслабляющего массирования, включающего:

  • надавливание на подчелюстную ямку в течение 15 секунд;
  • проведение пальцами от середины подбородка к краю скулы.

Затем с использованием салфетки одной рукой придерживают язык за кончик, а второй массируют. Движения — прямолинейные, спиралевидные или круговые. Направление:

  • от центра к кончику и в стороны;
  • поперек.

После этого переходят к перекатыванию языка, пощипыванию краев, поглаживанию всей поверхности и поглаживанию подъязычной зоны. Десну проходят в горизонтальном направлении.

Третий комплекс упражнений требует использование зубной щетки. Если у малыша язык слабый, то движения проводят от краев к центру. При напряженных мышцах приемы совершают от центра в стороны. Ребенка просят высунуть язык. Если имеется патология, то язык через некоторое время отклонится в сторону. Сторона отклонения — спастическая, и ее нужно прорабатывать поглаживаниями, мягкими растираниями и вибрациями. Воздействие на нее минимально. Вторая сторона — вялая, и ее нужно стимулировать сильными пощипываниями и надавливаниями.

Во время проработки язык удерживают 2 пальцами левой руки. Тыльной стороной зубной щетки проводят в разных направлениях волнообразными, спиралевидными и прямыми движениями.

Самомассаж ложками

Для ушей

На ушах расположено много биологически активных точек, и воздействие на них позволяет улучшить слух и зрение, речь, память, концентрацию внимания. Детский массаж ушей может выполняться как родителями, так и самостоятельно уже подросшими малышами.

При проведении обязательно соблюдать последовательность:

  • мочку размять и потянуть вниз;
  • размять завиток;
  • хорошо растереть внутреннюю и наружную поверхность;
  • скрутить ушную раковину, потянув вперед и назад, вверх и вниз;
  • сделать несколько круговых движений ушами.

Упражнения можно повторять несколько раз в день, а лучшее время для проведения — утро и вечер.

Для шеи и рук

Массирование шеи выполняется из положения лежа. Голова должна лежать ниже уровня плеч. Шею поддерживают одной рукой, другой совершают медленные вращательные движения головой в стороны. Затем плавно поворачивают голову вправо, влево, вперед и назад. Не более 5 повторов для каждой стороны. После этого переходят к поглаживанию задней поверхности от линии роста волос вниз и в стороны. Увеличивая нажим, совершают разминания и растирания сверху вниз.

Массаж рук рекомендован с двухмесячного возраста. Начинают с массирования суставов пальцев, затем на каждую подушечку нажимают до 10 раз. Сила нажима увеличивается постепенно. За нажатиями следуют круговые движения по ладошке и поглаживания от центра к краям. Дополнительно можно пкрутить пальцами, сделать несколько сгибательно-разгибательных движений или массировать от основания ладони вверх.

Условия проведения сеансов

Массажные процедуры необходимо проводить в помещении с хорошей вентиляцией и светом. Перед работой ребенок должен умыться и прополоскать рот. Все приемы должны быть легкими, удобными, комфортными для малышей. При малейшем дискомфорте или боли проработку прекращают.

Последовательность массажных приемов

Во время воздействия обязательна проработка губ, нижней челюсти и языка, а каждая процедура начинается и заканчивается поглаживаниями. Если не указано иное количество, то приемы повторяют по 5-6 раз. Первый сеанс не должен длиться более, чем 5 минут. Время проработки увеличивают постепенно, доводя до 15-20 минут. Для детей младше 2 лет общее время сеанса ограничено 2-3 минутами.

Процедуры проводят ежедневно или через день, через 2-2,5 часа после приема пищи. Курс массажа включает 15-20 сеансов. После последнего сеанса делают перерыв в 1-3 месяца, и повторяют курс. Разрешено не более 60 сеансов в год. Второй год массажных процедур должен начинаться с повторной консультации у логопеда и корректировки техники.

При нарушении работы речевого аппарата проводят специальный массаж. Он состоит из несложных приемов, которые можно освоить за несколько процедур и проводить в домашних условиях. Польза массирования не только в улучшении речевых навыков, но и в стимуляции работы мышечной ткани, развитии глотательного рефлекса. Если нет противопоказаний, то сеансы можно проводить ежедневно. Логопеды рекомендуют несколько массажных техник, состоящих как из классических приемов, так и из специфических — сжатия языка, пощипывания его поверхности. Тип процедур, продолжительность, интенсивность и количество проработок обязательно оговаривается с врачом.

Источник