Маршрут развития ребенка с онр

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР I уровня

  1. Развитие слухового и зрительного внимания.

– Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых.

–  Формирование слухового внимания к речевым и неречевым звукам (игра «Звучащие игрушки»: бубен, погремушка, колокольчик; игра «Звучащие предметы»: льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага), умение дифференцировать их на слух.

–  Развитие дифференциации громкого и тихого звучания («Эхо»).

–  Формирование зрительного внимания и восприятия («Чего не стало?», «Что лишнее?»)

  1. Формирование целеноправленной воздушной струи.

–  Развитие длительного плавного выдоха (упражнения: «Осенние листочки», «Задуй свечу», «Подуй на снежинку».)

–  Развитие речевого дыхания, ощущений движения органов дыхания (упражнение «Приятный запах»).

  1. Накопление пассивного словаря.

– Учить правильно выполнять простые речевые инструкции, адекватно использовать звукоподражательные слова в конкретной ситуации общения.

–  Учить ребенка жестовой речи (прощание, согласие и несогласие; указательным жестам, которые показывают положение предмета в пространстве).

– Развитие навыка ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

  1. Развитие понимания речи.

–  Учить ребенка по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и  игрушки.

–  Учить ребенка показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.

 –  Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой,  косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

  1. Формирование начального детского лексикона и развитие активной подражательной речевой деятельности.

–  Учить подражанию: голосам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов.

– Учить ребенка отдавать приказания (на, иди, дай); указывать на определенные предметы (вот, это, тут).

– Развивать ситуативную речь, как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР II уровня

1.Развитие понимания речи.

– Развивать у ребенка умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Использование приемов для актуализации речи:

1. Появление и исчезновение предмета: «Что это?», «Кто это?», «Кто спрятался?».
2. Совместное проговаривание слова.
3. Отраженное проговаривание.
4. Договаривание слова в ситуации, показывающей нужное слово.
– Использование приема комментирования действий с предметами (многократность повторения: Вова завязывает шарф. И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф.).

– Учить понимать конструкции, состоящие из глаголов в повелительном наклонении и существительного в именительном падеже.

Формировать понимание обобщающего значения слов.

2. Развитие словарного запаса.

– Обогащение словаря ребенка новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе (рассматривание и обследование предметов, дидактические игры и упражнения). Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы («Игрушки», «Продукты питания», «Транспорт» и т.д.)

– Активизация словаря.  Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи.

3. Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.

       – Учить ребенка составлять простые предложения по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!); преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит.)

        – Формирование у ребенка навыка употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).

         – Учить составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений по вопросному плану или с использованием пиктограмм, опираясь на лексические темы: «Одежда», «Посуда», «Фрукты», «Осень», «Зима» и т.д.

– Учить: составлению рассказа по картине (серии картин), рассказа-описания, пересказу.

4.  Развитие фонематического слуха

– Учить ребенка различать речевые и неречевые звуки и их направление  (постукивание, похлопывание,  шуршание бумаги, звуки бубна, звуки металлофона и т. д.); дифференцировать  звуки  далеки и близкие по звучанию (мишка – миска, бочка – почка, крыша  – крыса, осел – козел, газон – вагон).

– Учить ребенка отхлопывать предложенный ритмический рисунок.

5. Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.

            – Постановка и автоматизация согласных и гласных звуков. Усвоению произношения звуков способствует система артикуляционных упражнений, направленная на активизацию и развитию подвижности артикуляционного аппарата.

           – Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной структуры (кот, мак, муха, ваза,         лопата, молоко).

           – Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами  -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т.д.)

          – Учить ребенка запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов («па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией); воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку); воспроизводить слога со стечением согласных (та-кта, по-пто).

6. Формирование связной речи.

– Учить ребенка составлять 2-, 3- словные предложения (использовани пиктографического кода).

– Учить дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы с помощью вопросов «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» (Жук летит. Самолет летит. Ёж колется. Иголка колется)._

– Обучать составлению рассказа с простой композицией с опорой на пиктографическую запись (Птичка сидела на дереве. Она пела веселую песенку. Кошка услышала веселую песенку и увидела птичку).

– Обучение пересказу, опираясь на небольшие по объёму тексты, интересный сюжет и знакомый ребенку словарь.

– Обучение ребенка составлению рассказа-описания, состоящего из 5-6 простых распространенных предложений (объектами для описания служат красочные игрушки, бытовые предметы, мебель, одежда). Использование приема параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов .

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР III уровня

1.Формирование звукопроизношения и обучение элементам грамоты.

– Совершенствовать у ребенка точные, координированные движения речедвигательного аппарата, правильное произношение имеющихся звуков и постановку отсутствующих звуков (уточнение произношения простых звуков: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, б, бь; постановка и закрепление отсутствующих звуков: к, кь, г, гь, х, хь, йот, ы, с, сь, з, зь, р; различение на слух гласных и согласных звуков, выделение первого ударного звука: Аня,ухо; анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа).

– Автоматизировать и дифференцировать у ребенка поставленные звуки в самостоятельной речи. — Обучение  чтению с использованием символов гласных звуков; знакомство с согласными;
– Знакомство с понятиями: предложение, слово, слог, звук;
– Формирование навыка осознанного чтения (Игра «Почини слово») ;
– Работа по развитию слуховой, зрительной памяти;

2.Развитие осознанного восприятия речи и слухового внимания.

 – Учить ребенка вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.

– Формировать у ребенка умение правильно действовать на основе словесных обращений и указаний логопеда.  (Н-р: предлагается  ряд поручений, побуждающих ребенка понимать и различать предмет, его части, признак и назначение: «Принеси маленький стульчик. Покажи, где у него ножка, спинка, сиденье».  Направление действия на предмет: «Дай мне синий карандаш, а Коле красный»).

–  Развитие понимания речи на основе упражнений («Найди в предложении лишние слова», «Выбери из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации»). 

3. Формирование словарного запаса.

– Учить практическому  употреблению  категорий ед. и мн. числа, глаголов настоящего времени;

– Учить ребенка элементарным способам словообразования (понимание различных оттенков слов: Саша – Сашенька, Шурик).

– Учить сравнению предметов по свойственным им признакам и действиям (Морковь сладкая, а лук горький. Заяц прыгает, а змея ползает).

– Знакомство с суффиксальным образованием слов (суффикс  – очк, ечк, чик – чашечка, ложечка, суффикс вместилище сахар – сахарница, сухарь – сухарница).

– Учить ребенка образовывать относительное прилагательное от существительного ( мех – меховой,  дерево – деревянный), подбирать антонимы по признакам (широкий – узкий, большой – маленький, легкий – тяжелый), образовывать сложные слова (листопад, снегопад).

4. Формирование грамматического строя языка.

– Учить ребенка вслушиваться в изменения падежных окончаний одного и того же слова.

– Знакомство с предлогами на материале словосочетаний и несложных фраз (предлоги места действия –на, под).

– Формирование и закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций (посредством различных упражнений: «Положи книгу  …  стол, а мяч  …  стул»).

– Учить составлять разные виды сложных предложений.

Например: «Сначала надо вымыть посуду, а потом ее вытереть». «У Вовы карандаш, он будет                           рисовать дом или раскрашивать машину».

5. Формирование фразовой речи.

– Учить ребенка самостоятельному построению фраз различного типа (в том числе с опорой на образец – речь педагога, иллюстративный материал и т.д.);

– Учить слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их.

– Учить самостоятельно строить и восстанавливать незаконченные фразы в соответствии с заданной темой.(“Ветер … листву” (срывал); “Дождь …” (накрапывал); “Птицы поднялись …” (высоко, ввысь) и т.п.)

6. Обучение связной речи.

– Учить составлению  рассказа по картине из 10-12 предложений (используя многофигурные картины с яркой сюжетной линий, пейзажные картины).
– Учить составлению рассказа по серии сюжетных картин (с яркой сюжетной линией) с использованием основного и дополнительного картинного материала.

       -Использование методики обучения пересказу на основе цепного текста (по В.К. Воробьевой),
       методики обучения составлению рассказа-описания (описание предмета по памяти, описание                предмета по выполненному рисунку, включение описания в игровые ситуации).

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: НОНР

1.Формирование фонетического строя языка и обучение элементам грамоты.

– Развитие у детей  умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, Р – Л), далее отработка их в произношении.

– Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков (птичница, термометр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрюля, баскетболисты играют в баскетбол).

– Развитие речевого слуха и осознания звукобуквенного состава слов наибольшего  по сложности.

– Знакомство с правилами раздельного написания слов в предложении (предлог рассматривается как маленькое самостоятельное слово), заглавной буквы в именах собственных и начале предложения, постановки точки в конце предложения.
– Формирование правописания звонких и глухих согласных в конце слова (словоизменение таз-тазы, дуб-дубок), сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; слов с безударной гласной, которую можно проверить ударением (стол-столы).

– Закрепление навыка чтения: складывания из букв разрезной азбуки слов, коротких предложений, преобразование слов путем изменения букв, слога, самостоятельное составление слов и предложений.

– Знакомство со всеми буквами алфавита, чтение слогов, слов, предложений, коротких текстов.

2. Уточнение и расширение словарного запаса.

– Развитие лексического компонента языка (уточнение и расширение значений слова, формирование семантической структуры слова, введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь).

– Обучение детей навыкам практического употребления в речи: существительных с уменьшительным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище); существительных с противоположным значением (холод  – тепло); глаголов с противоположным значением (пригнуть – отогнуть); прилагательных с противоположным значением (румяное лицо – бледное лицо); сложных слов (книголюб, мышеловка, пчеловод, сталевар).

– Учить детей:  подбору предметов с тем же признаком (узкая дорожка, лента, полоска); узнаванию предмета по его признакам (желтая, гладкая, треугольная, сочная, сладкая – груша); узнаванию предмета по действиям, связанным с ним (Живет в норе. Следы хвостом заметает. Кур таскает.); образованию названий профессий мужского и женского рода (проводник – проводница, скрипач – скрипачка); подбору родственных слов (лес – леса – лесовик); образованию притяжательных и относительных прилагательных от существительных (хвост лисы – лисий хвост, кофта бабушки – бабушкина кофта).

3. Формирование грамматического строя речи.

– Учить навыкам изменения слов по числам, родам, падежам, лицам.

– Учить:  употреблению различных синтаксических конструкций, выражающих одновременность или последовательность действий с использованием союзов  -А, НО, ОДНАКО; включению в предложения словосочетаний с предлогами  – С (СО), ИЗ, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ ЗА, НАД, которые обозначают пространственные отношения (вышел из дома);  – ПОСЛЕ, ЧЕРЕЗ, ДО, ПЕРЕД, которые передают временные отношения (после завтрака, через час).

– Учить: образованию сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных (красивый – красивее – красивейший); согласованию прилагательных с существительными при изменении их по падежам и числам (нет красного карандаша, нет красных карандашей); согласованию местоимений и числительных с существительными и изменение их по падежам (два моих блюдца – нет двух моих блюдец).

4. Обучение связной речи.

– Формировать умение логично и последовательно строить свои высказывания, привносить в продуцируемые тексты элементы творчества.

– Формировать умение планировать свои высказывания, использовать в связной речи распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

– Формировать умение составлять тексты объёмом  15–16 предложений.

– Развивать умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа.

Применение приемов:

–  Логопед пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.
–  Если ребенок пересказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.
–  Перед началом пересказа логопед предлагает план рассказа.
–  Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, следующий продолжает, а третий заканчивает.
– Часто применятся пересказ в лицах, в виде драматизации, выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание.
–  Методика обучения составления рассказа по серии картин.
–  Методика обучения составления рассказа по пейзажной картине.

Источник

Цель: коррекция и развитие познавательно-речевых навыков.

Развитие  общих речевых навыков

  1. Развивать дыхание:

– плавность выдоха;

– длительность выдоха;

– произвольность  выдоха через рот.

2. Работа  над выразительностью мимики, укрепление мышц артикуляционного аппарата.

3. Работа над модуляцией голоса (понижение и повышение голоса).

– Подуй на шарик, бабочку, снежинку и т.д. (в зависимости от лексической темы).

– Комплекс мимических упражнений (авт. Нищева)

– Комплекс артикуляционной гимнастики (авт. Нищева)

– Паровозик едет  близко/далеко и т.п.

Развитие фонетико-фонематической сторону речи.

  1. Закреплять умение различать неречевые звуки и определять направление.
  1. Формирование умения дифференцировать на слух слова, отличающиеся один  звуком (миска-мишка), отличающимися несколькими звуками (змея-земля; миска –  мышка).
  2. Формирование умения выделять заданный звук из ряда звуков.

– Покажи, что звенело.

–  Что звучит?

– Подними сигнал, когда услышишь…?!

– Откуда звук? и др.

– Покажи, кого я назову.

– и т.п.

– Подними сигнал, когда услышишь звук (гласные звуки).

Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слова.

  1. Уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи (гласные  звуки и согласные звуки раннего онтогенеза).
  2. Выполнение   артикуляционной  гимнастики для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата,  отработки определенных положений губ и языка, необходимых для правильного произнесения звуков.
  1. Формирование навыков правильного  воспроизведения слов, относящихся к 1 классу (вата, папа), 2 классу (малина,кубики) и 3 классу (мак, лак) слов.

– Делай как я (учить подражать действиям губ: по-по-по; по-пу-пы; мо-мы» и т.п.

-Статические подготовительные упражнения: улыбка-трубочка; змейка, горка;

– Динамические подготовительные упражнения: качели,  вкусное варенье, часики, катушка, почисти зубки, лошадка, футбол и т.п

-Тренировка мышц глотки и мягкого неба: зевни с открытым ртом; покашляй, помычи и т.д.

– Кто как голос подает?

– Д/И «Дубль»

– Найди картинку и т.п

Формирование лексико-грамматических категорий.

  1. Грамматический строй  речи:
  • Формирование умения согласовывать существительные с глаголами.
  • Формирование умения согласовывать существительные с местоимениями.
  1. Лексический строй речи
  • Уточнение и расширение словарного  запаса по лексическим темам, за счет слов, обозначающих предметы, признаки и действия.
  • Обучение выполнению различных поручений с использованием предметов и без них.
  • Продолжать формировать умение называть окружающие предметы и людей.

– На материале 1 класса слов слоговой структуры (лежу, несу, везу).

– Используя местоимения «Я, ты, мы».

– Лото, домино (по лексическим темам).

– Д/И «Магазин», «Кто, что делает?», «Кому что нужно», «Найди и назови»,  «Подбери по форме» и т.д.

– И/упр «Поручения, Внимательные ушки»,  «Слушай и показывай» и т.д.

– Назоваи, как зовут? (называть имена друзей, окружающих взрослых ( в первую очередь слова, относящиеся к 1 и 2 классу слов.

Развитие общей и мелкой моторики, неречевых психических функций

  1. Развитие   координации движений.
  1. Развитие точности движений пальцев рук.
  2. Развитие силы пальцев рук.
  3. Формирование  графомоторных навыков.
  1. Формирование умения ориентироваться в пространстве, на листе бумаги и схеме собственного тела.

– Самомассаж ушных раковин, пальцев рук.

– Самомассаж карандашами, палочками, шишками.

– Речь с движением (выполнение движений соответственно тексту).

– Пальчиковые игры.

– Закрути/раскрути гайку.

– Веселые прищепки.

– Рисуем на манке.

– Собери бусы.

– Надень ежам иголки.

– Порви салфетку/скатай  шарик.

– Шнуровки.

– Штриховки.

–  Раскраски.

– и т.п.

– Пристегни фигуры по заданию.

– Нарисуй фигуры на листе бумаги по заданию.

– Покажи где?! (левая рука/нога).

– Дотронься до… (левой рукой до правой ноги) и т.д.

– Разрезные картинки, пазлы.

Развивать связную  речь:

  1. Учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации.

– Тетя, дай!

– Мама, идем/иди.

– Коля на мяч.

– «Идем спать/гулять» и т.д.

Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны.

При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.

Ребенок не допускает ошибок при различении и соотнесении цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм.

Ребенок не допускает ошибок при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, с легкостью может сложить картинку из 2 частей, фигуры из 3-4-5 палочек.

Ручная моторика развита достаточно, темп выполнения движений несколько замедлен. Ребенок умеет правильно держать карандаш, но испытывает некоторые затруднения в рисовании заданных линий, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую.

Объем пассивного словаря соответствует норме. Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий. Понимание обращенной речи в норме.

В речи активно используются слова 1,2,3 класса слов слоговой структуры, обозначающие предметы, действия. При согласовании существительных с местоимениями допускает некоторые ошибки.

Ребенок может выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации.

Источник