Маршрут развития ребенка с онр
Коррекционный маршрут ребенка
Логопедическое заключение: ОНР I уровня
- Развитие слухового и зрительного внимания.
– Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых.
– Формирование слухового внимания к речевым и неречевым звукам (игра «Звучащие игрушки»: бубен, погремушка, колокольчик; игра «Звучащие предметы»: льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага), умение дифференцировать их на слух.
– Развитие дифференциации громкого и тихого звучания («Эхо»).
– Формирование зрительного внимания и восприятия («Чего не стало?», «Что лишнее?»)
- Формирование целеноправленной воздушной струи.
– Развитие длительного плавного выдоха (упражнения: «Осенние листочки», «Задуй свечу», «Подуй на снежинку».)
– Развитие речевого дыхания, ощущений движения органов дыхания (упражнение «Приятный запах»).
- Накопление пассивного словаря.
– Учить правильно выполнять простые речевые инструкции, адекватно использовать звукоподражательные слова в конкретной ситуации общения.
– Учить ребенка жестовой речи (прощание, согласие и несогласие; указательным жестам, которые показывают положение предмета в пространстве).
– Развитие навыка ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).
- Развитие понимания речи.
– Учить ребенка по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
– Учить ребенка показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.
– Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
- Формирование начального детского лексикона и развитие активной подражательной речевой деятельности.
– Учить подражанию: голосам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов.
– Учить ребенка отдавать приказания (на, иди, дай); указывать на определенные предметы (вот, это, тут).
– Развивать ситуативную речь, как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.
Коррекционный маршрут ребенка
Логопедическое заключение: ОНР II уровня
1.Развитие понимания речи.
– Развивать у ребенка умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Использование приемов для актуализации речи:
1. Появление и исчезновение предмета: «Что это?», «Кто это?», «Кто спрятался?».
2. Совместное проговаривание слова.
3. Отраженное проговаривание.
4. Договаривание слова в ситуации, показывающей нужное слово.
– Использование приема комментирования действий с предметами (многократность повторения: Вова завязывает шарф. И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф.).
– Учить понимать конструкции, состоящие из глаголов в повелительном наклонении и существительного в именительном падеже.
Формировать понимание обобщающего значения слов.
2. Развитие словарного запаса.
– Обогащение словаря ребенка новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе (рассматривание и обследование предметов, дидактические игры и упражнения). Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы («Игрушки», «Продукты питания», «Транспорт» и т.д.)
– Активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи.
3. Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.
– Учить ребенка составлять простые предложения по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!); преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит.)
– Формирование у ребенка навыка употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).
– Учить составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений по вопросному плану или с использованием пиктограмм, опираясь на лексические темы: «Одежда», «Посуда», «Фрукты», «Осень», «Зима» и т.д.
– Учить: составлению рассказа по картине (серии картин), рассказа-описания, пересказу.
4. Развитие фонематического слуха
– Учить ребенка различать речевые и неречевые звуки и их направление (постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, звуки бубна, звуки металлофона и т. д.); дифференцировать звуки далеки и близкие по звучанию (мишка – миска, бочка – почка, крыша – крыса, осел – козел, газон – вагон).
– Учить ребенка отхлопывать предложенный ритмический рисунок.
5. Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.
– Постановка и автоматизация согласных и гласных звуков. Усвоению произношения звуков способствует система артикуляционных упражнений, направленная на активизацию и развитию подвижности артикуляционного аппарата.
– Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).
– Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т.д.)
– Учить ребенка запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов («па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией); воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку); воспроизводить слога со стечением согласных (та-кта, по-пто).
6. Формирование связной речи.
– Учить ребенка составлять 2-, 3- словные предложения (использовани пиктографического кода).
– Учить дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы с помощью вопросов «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» (Жук летит. Самолет летит. Ёж колется. Иголка колется)._
– Обучать составлению рассказа с простой композицией с опорой на пиктографическую запись (Птичка сидела на дереве. Она пела веселую песенку. Кошка услышала веселую песенку и увидела птичку).
– Обучение пересказу, опираясь на небольшие по объёму тексты, интересный сюжет и знакомый ребенку словарь.
– Обучение ребенка составлению рассказа-описания, состоящего из 5-6 простых распространенных предложений (объектами для описания служат красочные игрушки, бытовые предметы, мебель, одежда). Использование приема параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов .
Коррекционный маршрут ребенка
Логопедическое заключение: ОНР III уровня
1.Формирование звукопроизношения и обучение элементам грамоты.
– Совершенствовать у ребенка точные, координированные движения речедвигательного аппарата, правильное произношение имеющихся звуков и постановку отсутствующих звуков (уточнение произношения простых звуков: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, б, бь; постановка и закрепление отсутствующих звуков: к, кь, г, гь, х, хь, йот, ы, с, сь, з, зь, р; различение на слух гласных и согласных звуков, выделение первого ударного звука: Аня,ухо; анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа).
– Автоматизировать и дифференцировать у ребенка поставленные звуки в самостоятельной речи. — Обучение чтению с использованием символов гласных звуков; знакомство с согласными;
– Знакомство с понятиями: предложение, слово, слог, звук;
– Формирование навыка осознанного чтения (Игра «Почини слово») ;
– Работа по развитию слуховой, зрительной памяти;
2.Развитие осознанного восприятия речи и слухового внимания.
– Учить ребенка вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.
– Формировать у ребенка умение правильно действовать на основе словесных обращений и указаний логопеда. (Н-р: предлагается ряд поручений, побуждающих ребенка понимать и различать предмет, его части, признак и назначение: «Принеси маленький стульчик. Покажи, где у него ножка, спинка, сиденье». Направление действия на предмет: «Дай мне синий карандаш, а Коле красный»).
– Развитие понимания речи на основе упражнений («Найди в предложении лишние слова», «Выбери из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации»).
3. Формирование словарного запаса.
– Учить практическому употреблению категорий ед. и мн. числа, глаголов настоящего времени;
– Учить ребенка элементарным способам словообразования (понимание различных оттенков слов: Саша – Сашенька, Шурик).
– Учить сравнению предметов по свойственным им признакам и действиям (Морковь сладкая, а лук горький. Заяц прыгает, а змея ползает).
– Знакомство с суффиксальным образованием слов (суффикс – очк, ечк, чик – чашечка, ложечка, суффикс вместилище сахар – сахарница, сухарь – сухарница).
– Учить ребенка образовывать относительное прилагательное от существительного ( мех – меховой, дерево – деревянный), подбирать антонимы по признакам (широкий – узкий, большой – маленький, легкий – тяжелый), образовывать сложные слова (листопад, снегопад).
4. Формирование грамматического строя языка.
– Учить ребенка вслушиваться в изменения падежных окончаний одного и того же слова.
– Знакомство с предлогами на материале словосочетаний и несложных фраз (предлоги места действия –на, под).
– Формирование и закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций (посредством различных упражнений: «Положи книгу … стол, а мяч … стул»).
– Учить составлять разные виды сложных предложений.
Например: «Сначала надо вымыть посуду, а потом ее вытереть». «У Вовы карандаш, он будет рисовать дом или раскрашивать машину».
5. Формирование фразовой речи.
– Учить ребенка самостоятельному построению фраз различного типа (в том числе с опорой на образец – речь педагога, иллюстративный материал и т.д.);
– Учить слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их.
– Учить самостоятельно строить и восстанавливать незаконченные фразы в соответствии с заданной темой.(“Ветер … листву” (срывал); “Дождь …” (накрапывал); “Птицы поднялись …” (высоко, ввысь) и т.п.)
6. Обучение связной речи.
– Учить составлению рассказа по картине из 10-12 предложений (используя многофигурные картины с яркой сюжетной линий, пейзажные картины).
– Учить составлению рассказа по серии сюжетных картин (с яркой сюжетной линией) с использованием основного и дополнительного картинного материала.
-Использование методики обучения пересказу на основе цепного текста (по В.К. Воробьевой),
методики обучения составлению рассказа-описания (описание предмета по памяти, описание предмета по выполненному рисунку, включение описания в игровые ситуации).
Коррекционный маршрут ребенка
Логопедическое заключение: НОНР
1.Формирование фонетического строя языка и обучение элементам грамоты.
– Развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, Р – Л), далее отработка их в произношении.
– Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков (птичница, термометр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрюля, баскетболисты играют в баскетбол).
– Развитие речевого слуха и осознания звукобуквенного состава слов наибольшего по сложности.
– Знакомство с правилами раздельного написания слов в предложении (предлог рассматривается как маленькое самостоятельное слово), заглавной буквы в именах собственных и начале предложения, постановки точки в конце предложения.
– Формирование правописания звонких и глухих согласных в конце слова (словоизменение таз-тазы, дуб-дубок), сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; слов с безударной гласной, которую можно проверить ударением (стол-столы).
– Закрепление навыка чтения: складывания из букв разрезной азбуки слов, коротких предложений, преобразование слов путем изменения букв, слога, самостоятельное составление слов и предложений.
– Знакомство со всеми буквами алфавита, чтение слогов, слов, предложений, коротких текстов.
2. Уточнение и расширение словарного запаса.
– Развитие лексического компонента языка (уточнение и расширение значений слова, формирование семантической структуры слова, введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь).
– Обучение детей навыкам практического употребления в речи: существительных с уменьшительным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище); существительных с противоположным значением (холод – тепло); глаголов с противоположным значением (пригнуть – отогнуть); прилагательных с противоположным значением (румяное лицо – бледное лицо); сложных слов (книголюб, мышеловка, пчеловод, сталевар).
– Учить детей: подбору предметов с тем же признаком (узкая дорожка, лента, полоска); узнаванию предмета по его признакам (желтая, гладкая, треугольная, сочная, сладкая – груша); узнаванию предмета по действиям, связанным с ним (Живет в норе. Следы хвостом заметает. Кур таскает.); образованию названий профессий мужского и женского рода (проводник – проводница, скрипач – скрипачка); подбору родственных слов (лес – леса – лесовик); образованию притяжательных и относительных прилагательных от существительных (хвост лисы – лисий хвост, кофта бабушки – бабушкина кофта).
3. Формирование грамматического строя речи.
– Учить навыкам изменения слов по числам, родам, падежам, лицам.
– Учить: употреблению различных синтаксических конструкций, выражающих одновременность или последовательность действий с использованием союзов -А, НО, ОДНАКО; включению в предложения словосочетаний с предлогами – С (СО), ИЗ, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ ЗА, НАД, которые обозначают пространственные отношения (вышел из дома); – ПОСЛЕ, ЧЕРЕЗ, ДО, ПЕРЕД, которые передают временные отношения (после завтрака, через час).
– Учить: образованию сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных (красивый – красивее – красивейший); согласованию прилагательных с существительными при изменении их по падежам и числам (нет красного карандаша, нет красных карандашей); согласованию местоимений и числительных с существительными и изменение их по падежам (два моих блюдца – нет двух моих блюдец).
4. Обучение связной речи.
– Формировать умение логично и последовательно строить свои высказывания, привносить в продуцируемые тексты элементы творчества.
– Формировать умение планировать свои высказывания, использовать в связной речи распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
– Формировать умение составлять тексты объёмом 15–16 предложений.
– Развивать умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа.
Применение приемов:
– Логопед пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.
– Если ребенок пересказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.
– Перед началом пересказа логопед предлагает план рассказа.
– Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, следующий продолжает, а третий заканчивает.
– Часто применятся пересказ в лицах, в виде драматизации, выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание.
– Методика обучения составления рассказа по серии картин.
– Методика обучения составления рассказа по пейзажной картине.
Источник
Цель: коррекция и развитие познавательно-речевых навыков.
Развитие общих речевых навыков
- Развивать дыхание:
– плавность выдоха;
– длительность выдоха;
– произвольность выдоха через рот.
2. Работа над выразительностью мимики, укрепление мышц артикуляционного аппарата.
3. Работа над модуляцией голоса (понижение и повышение голоса).
– Подуй на шарик, бабочку, снежинку и т.д. (в зависимости от лексической темы).
– Комплекс мимических упражнений (авт. Нищева)
– Комплекс артикуляционной гимнастики (авт. Нищева)
– Паровозик едет близко/далеко и т.п.
Развитие фонетико-фонематической сторону речи.
- Закреплять умение различать неречевые звуки и определять направление.
- Формирование умения дифференцировать на слух слова, отличающиеся один звуком (миска-мишка), отличающимися несколькими звуками (змея-земля; миска – мышка).
- Формирование умения выделять заданный звук из ряда звуков.
– Покажи, что звенело.
– Что звучит?
– Подними сигнал, когда услышишь…?!
– Откуда звук? и др.
– Покажи, кого я назову.
– и т.п.
– Подними сигнал, когда услышишь звук (гласные звуки).
Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слова.
- Уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи (гласные звуки и согласные звуки раннего онтогенеза).
- Выполнение артикуляционной гимнастики для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ и языка, необходимых для правильного произнесения звуков.
- Формирование навыков правильного воспроизведения слов, относящихся к 1 классу (вата, папа), 2 классу (малина,кубики) и 3 классу (мак, лак) слов.
– Делай как я (учить подражать действиям губ: по-по-по; по-пу-пы; мо-мы» и т.п.
-Статические подготовительные упражнения: улыбка-трубочка; змейка, горка;
– Динамические подготовительные упражнения: качели, вкусное варенье, часики, катушка, почисти зубки, лошадка, футбол и т.п
-Тренировка мышц глотки и мягкого неба: зевни с открытым ртом; покашляй, помычи и т.д.
– Кто как голос подает?
– Д/И «Дубль»
– Найди картинку и т.п
Формирование лексико-грамматических категорий.
- Грамматический строй речи:
- Формирование умения согласовывать существительные с глаголами.
- Формирование умения согласовывать существительные с местоимениями.
- Лексический строй речи
- Уточнение и расширение словарного запаса по лексическим темам, за счет слов, обозначающих предметы, признаки и действия.
- Обучение выполнению различных поручений с использованием предметов и без них.
- Продолжать формировать умение называть окружающие предметы и людей.
– На материале 1 класса слов слоговой структуры (лежу, несу, везу).
– Используя местоимения «Я, ты, мы».
– Лото, домино (по лексическим темам).
– Д/И «Магазин», «Кто, что делает?», «Кому что нужно», «Найди и назови», «Подбери по форме» и т.д.
– И/упр «Поручения, Внимательные ушки», «Слушай и показывай» и т.д.
– Назоваи, как зовут? (называть имена друзей, окружающих взрослых ( в первую очередь слова, относящиеся к 1 и 2 классу слов.
Развитие общей и мелкой моторики, неречевых психических функций
- Развитие координации движений.
- Развитие точности движений пальцев рук.
- Развитие силы пальцев рук.
- Формирование графомоторных навыков.
- Формирование умения ориентироваться в пространстве, на листе бумаги и схеме собственного тела.
– Самомассаж ушных раковин, пальцев рук.
– Самомассаж карандашами, палочками, шишками.
– Речь с движением (выполнение движений соответственно тексту).
– Пальчиковые игры.
– Закрути/раскрути гайку.
– Веселые прищепки.
– Рисуем на манке.
– Собери бусы.
– Надень ежам иголки.
– Порви салфетку/скатай шарик.
– Шнуровки.
– Штриховки.
– Раскраски.
– и т.п.
– Пристегни фигуры по заданию.
– Нарисуй фигуры на листе бумаги по заданию.
– Покажи где?! (левая рука/нога).
– Дотронься до… (левой рукой до правой ноги) и т.д.
– Разрезные картинки, пазлы.
Развивать связную речь:
- Учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации.
– Тетя, дай!
– Мама, идем/иди.
– Коля на мяч.
– «Идем спать/гулять» и т.д.
Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны.
При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.
Ребенок не допускает ошибок при различении и соотнесении цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм.
Ребенок не допускает ошибок при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, с легкостью может сложить картинку из 2 частей, фигуры из 3-4-5 палочек.
Ручная моторика развита достаточно, темп выполнения движений несколько замедлен. Ребенок умеет правильно держать карандаш, но испытывает некоторые затруднения в рисовании заданных линий, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую.
Объем пассивного словаря соответствует норме. Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий. Понимание обращенной речи в норме.
В речи активно используются слова 1,2,3 класса слов слоговой структуры, обозначающие предметы, действия. При согласовании существительных с местоимениями допускает некоторые ошибки.
Ребенок может выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации.
Источник