Маршрут развития ребенка от 2 до 3 лет волгоград

ФИО: Жилякова Надежда Владимировна
Место работы: МБДОУ ДСКВ 36 «Жемчужинка» г. Юрга Кемеровской области
Должность: воспитатель детского сада
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 36 Жемчужинка»
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка 1 младшей группы «Пчелки» по речевому развитию
(2 – 3 года)
Разработан: воспитатель Жилякова Н. В.
г. Юрга
2019 – 2020 г
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Цель :
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника (период с января по май 2019-2020 уч.год)
Ф.И.О. ребенка: Козлов Макар Дмитриевич
Возраст: 3 года
Группа: 13
Воспитатели: Жилякова Н. В., Саханова Т. Л.
Результаты педагогической диагностики по 5 образовательным областям
дата обследования январь
ОО | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Физическое развитие | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие |
Уровень развития % |
ОО | ПРОБЛЕМА |
Речевое развитие | Не достаточно сформирована речь, не может сопровождать речью игровые и бытовые действия, не проговаривает слова и небольшие фразы, не может отвечать на простейшие вопросы |
Познавательное развитие | В связи с недостаточно сформированной речью, не может называть предметы ближайшего окружения; |
Направление работы:
Обогащать словарь ребенка;
Активизировать знакомые слова в речи и развивать связную речь;
Учить составлять элементарные конструкции и обыгрывать их;
Развивать мелкую моторику.
В результате проведения промежуточной диагностики, можно сделать вывод, что есть небольшие сдвиги. У Макара появились звукоподражательные звуки, первые слоги и легкие слова. Он еще не может сказать, ответить на вопросы при помощи речи, но может показать, сгруппировать предметы по количеству и цвету.
Необходимо продолжить работу во втором полугодии по:
развитию словаря через словесные и дидактические игры;
развитию правильного звукопроизношения через ежедневные организации артикуляционной и пальчиковой гимнастики, в ходе индивидуальных занятий и режимных моментов.
Количество инд.занятий, время по циклограмме
Основное содержание:
Режимные моменты | Методы и приемы, используемые в работе |
Подготовка к завтраку и обеду | Пальчиковая гимнастика: «Снежок», «Снеговик», «Сосульки», «Весна на ладошках» «Чтобы мишке было теплее» – нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку Упражнение с массажными мячиками: «Ёжик», «Орех» Катание между ладонями карандашей, теннисных шариков. |
Совместная и самостоятельная деятельность | Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте» «Прятки игрушек под платочком»; «Дай!» (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера); «Покажи»! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой); «Сортировка по цвету, форме или размеру». (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые). Дидактическое упражнение «Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов)» — ребенок находит, взрослый называет. Игровое упражнение: «Колобок»; Пропевание гласных звуков |
Подготовка ко сну и подъем | Поручение: «заправь одеяло», «Расправь постель», «Одень правило вещи» |
Прогулка и подготовка к обеду | Беседа «Что изменилось на участке», «Моя Родина» д/и «Что, где находится» |
Ожидаемый результат:
Усовершенствование устной речи ребенка;
Развитие мелкой моторики;
Развитие сенсорного восприятия окружающего мира
Взаимодействие с родителями:
Рекомендации по пальчиковой и артикуляционной гимнастике;
Буклет «Развитие речи через игру»
Консультация «Правильная речь родителей и близкого окружения дома и вне дома».
Взаимодействие с специалистами:_______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
П.1. Область развития: РЕЧЬ
Месяц
Возраст
От 2 – х до 3 – х лет
Группа развития
III – IV
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
Тема
Специалисты
Задачи
Содержание
Ожидаемый результат
3.Детский сад
4.Профессии в д/с
5.Семья
3.Детский сад
4.Профессии в д/с
5.Семья
Педагог-психолог
Воспитатель
Инструктор по физической культуре
Музыкальный руководитель
Д И А Г Н О С Т И К А
Знакомить с детским садом: группой, кухней, музыкальным залом и т.д., работниками детского сада.
Учить называть членов семьи, себя (имя, фамилию, возраст)
Познакомить с историей детского сада.
Показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессий в детском саду
Учить понимать словесные команды двигательных упражнений, повторять счет, считалки, физкультминутки за воспитателем (инструктором по физо)
Способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, самостоятельности.
Обогащать словарный запас
Учить пропевать музыкальные распевки, коротенькие песенки, повторять интонацию, высоту голоса за муз. руководителем
Игры с речевым сопровождением «Мамочка моя», «Варим, варим», «Я тоже»
Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Мальчики», «Раз ладошка, два ладошка»
Упражнения «Пузырики», «Ветерок», «Мельница»
Элементы с/р игры «Детский сад», «Повар»
Беседа «Кто готовит нам еду дома и в д/саду?»
Д/и «С какой ветки детки?»
«Узнай свою маму» (фото).
Пальчиковая игра «Этот пальчик-папочка».
Заучивание стихотворения «Моя мама»
Считалочки «Раз, два», «Кукушка», «Мячик прыг»
Распевка «Здравствуйте»
«Ля, ля, ля»
Песенки с танцевальными движениями «Хоровод», «Каравай»
Словарный запас увеличивается. Облегченные слова заменяются полными.
Появляются вопросы
Понимает словесные команды двигательных упражнений, повторяет счет, считалки, физкультминутки за воспитателем
Пропевает музыкальные распевки, коротенькие песенки, повторяет интонацию, высоту голоса за муз. руководителем
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
1.Птицы
2.Домашние животные
3.Фрукты
4.Осень. Деревья
Педагог-психолог
Учить: говорить многословными предложениями (более 3-х слов)
Побуждать задавать вопросы: где? куда?
Улучшать функцию внешнего дыхания, осваивать первичные приемы дыхательной гимнастики.
Формировать навыки правильного звукопроизношения; тренировать органы артикуляции.
Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Контактные игры: «Хлопушки», «Коготки»
Дыхательные упражнения и игры «Качели», «Листопад», «Ветерок», «Яблоня»
Игровая сказка «Язычок»
Упражнение «Заборчик».
Подвижные игры с речевым сопровождением «Гуси-гуси», «Кот Васька» «Мы корзиночки возьмем»
Игры – подражания с речевым сопровождением «Птичий двор»
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья», «Веселые капельки», «Прилетайте птички», «Апельсин»
Заучивание стишков А.Барто «Киска, киска, киска, брысь», «Идет бычок качается»
Во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями. Говорит многословными предложениями (более 3-х слов)
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
1.Птицы
2.Домашние животные
3.Фрукты
4.Осень. Деревья
Воспитатель
Учить называть особенности внешнего вида и поведения птиц, способы передвижения и питания, цвет перьев, размер.
Учить называть характерные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни животных; Обогащать и совершенствовать словарь о фруктах.
. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
Учить называть характерные признаки осени на примере литературных произведений расширять словарь и представление о временах года и сезонных изменениях
Игра «Перелет птиц»
П/и «Птички в гнездышке.
«Воробушки и автомобиль» «Птичка и кошка», «Пёс Барбос»
Развивающая игра «Зоопарк»
Д/и «Чей малыш», «Узнай, кто кричит?», «Чего не стало?»
Игра «Узнай на вкус», Чудесный мешочек».Элементы с/р игры «Магазин»
Беседа на тему «Зачем нужны фрукты».
Игра «Солнышко и дождик».
С/и «А что потом?»
Ди «Красный, желтый, зеленый»
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо», Рассматривание осеннего пейзажа. Чтение стихов: А.Плещеев «Осень наступила…».
Называет особенности внешнего вида и поведения птиц, способы передвижения и питания, цвет перьев, размер.
Называет характерные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни животных;
Узнает и называет фрукты
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
1.Птицы
2.Домашние животные
3.Фрукты
4.Осень. Деревья
Инструктор по физической культуре
Обучить бегу в прямом направлении, ходьбе на носках, на пятках. Развивать основные движения Обучить прыжкам на двух ногах на месте.
Закрепить бег в прямом направлении, ходьбу на носках, на пятках. Обучить навыку передвижения по гимнастической скамейке. Развивать координационные способности.
ОРУ « Кто живет у нас в квартире?»
о/и «Прыгаем как пружинки»
«Цветные автомобили»
п/и «Мыши в кладовой»
Бег по кругу к ориентирам. ОРУ. ОВД: ходьба на носках, пятках. п/и «У медведя во бору»
Ходьба по гимнастической скамейке.
п/и «Мыши в кладовой»
Действует в соответствии с речью взрослого. Овладевает прыжком вверх на месте с сохранением исходного положения.
Пытается повторять стихотворение во время игры.
С подстраховкой передвигается по гимнастической скамейке.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
1.Птицы
2.Домашние животные
3.Фрукты
4.Осень. Деревья
Музыкальный руководитель
Учить пропевать музыкальные распевки, коротенькие песенки, повторять интонацию голоса за муз. руководителем
С помощью распевок учить внимательно слушать музыкальные фразы.
Разучивать гласные звуки в распевках – «а», «я».
«Баю» муз. М. Раухвергера.
«Белые гуси» «Колыбельная», муз. М. Красева.
«Дождик» руск. нар.мел. в обр. В.Фере.
«Кошка» муз. Ан. Александрова.
Распевка «Здравствуйте»
«Ля, ля, ля»
Песенки с простыми танцевальными движениями «Хоровод», «Каравай»
Реагирует на музыку, узнаёт знакомые мелодии, старается слушать.
Старается правильно формировать гласные при произношении слов.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
1.Овощи
2.Мебель
3.Одежда
4.Человек
Педагог-психолог
Учить: употреблять сложные придаточные предложения, задавать вопросы: почему? когда? Закреплять в активном словаре понятия большой, средний, маленький.
Учить называть части предметов (детали одежды: рукава, манжеты, воротник, карман и т.д.), группировать предметы по назначению (мебель, одежда и т.д.)
Контактные игры: «Тушки – тутушки» Дыхательные упражнения и игры: «Дыхание», «Воздушный футбол», «Потягушеньки»
Подвижные игры с речевым сопровождением: «В огороде у ребяток», «Маша вышла на прогулку» Пальчиковая гимнастика: «У Лариски две редиски», «На базар ходили мы», «Маша варежку надела»
Заучивание стишков А.Барто
«Наша Таня»
Начинает употреблять сложные придаточные предложения.
Появляются вопросы: где? куда?
Во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
1.Овощи
2.Мебель
3.Одежда
4.Человек
Воспитатель
Учить узнавать и называть овощи
предметы мебели и их назначение, учить различать и называть детали мебели, формировать обобщающее понятие «Мебель».
Учить называть предметы одежды, ее детали.
Учить различать и называть части тела, лица
Активизировать словарный запас
Д/игра «Хрюша и Степашка готовят обед», «Подбери овощи по цвету», «Собираем урожай», «Назови одним словом», «Что где растет», «Что сажают в огороде», «Садовник», «Узнай овощи на вкус», «Что лишнее», «Из каких частей состоит одежда», «Назови одним словом».
С/р игра «А что потом?», «Магазин овощей»,Физкультминутка «Кабачок», «Водичка, водичка»
Развивающее лото «Одежда»
Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
«Семья»
Называет и группирует предметы и их детали
Называет части тела, лица
Речевые проявления наблюдаются во время игры, режимных процессов, занятий.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
1.Овощи
2.Мебель
3.Одежда
4.Человек
Инструктор по физической культуре
Развитие основных движений. Закрепить бег в прямом направлении, ходьбу на носках, на пятках. Учить лазить по гимнастической стенке.
п/и «Мы ногами топ-топ!»
ОРУ: Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел:
Целовал, миловал,
Да к себе прижимал.
ОРУ: Утром гномы в лес пошли) Ходьба по прямой, переступая через цветные кубики, лежащие друг за другом.
И грибы все уронили! (присесть) п/и «У медведя во бору»
Действует в соответствии с речью взрослого. Пытается повторять стихотворение во время игры. С подстраховкой передвигается по гимнастической скамье.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
1.Овощи
2.Мебель
3.Одежда
4.Человек
Музыкальный руководитель
Учить реагировать пропеванием на различные музыкальные образы, используя знакомые гласные буквы.
Учить пропевать музыкальные распевки, коротенькие песенки, повторять интонацию голоса за муз. руководителем
«Собачка» муз. Раухвергера
«Кто нас крепко любит» муз.и сл. Арсеева.
«Кошечка» муз. В Витлина
Распевка «Здравствуйте»
«Ля, ля, ля»
Песенки с простыми танцевальными движениями «Хоровод», «Каравай»
Узнавая музыкальный образ в мелодии повторяет за педагогом фразы.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1.Игрушки
2.Домашние птицы
3.Зима Зимние забавы
4.Новый год! Новогодние игрушки
Педагог-психолог
Продолжать учить употреблять многословные предложения, придаточные предложения, задавать вопросы
Учить детей осмысленному запоминанию материала, способствовать расширению объёма памяти, развивать словесную память, формировать механизмы распределения и переключения внимания
Контактные игры: «Часики»
Дыхательные упражнения и игры: «Веселые движения», «Эхо»
Подвижные игры с речевым сопровождением: «Я люблю свои игрушки», «Здравствуй, зимушка-зима», «Курочка»
Пальчиковая гимнастика: «Кормушка», «Снежок», «Елочка», «Прогулка», «Наряжаем елку»
Заучивание стишков А.Барто «Грузовик»
Уверенно пользуется многословными предложениями, употребляет придаточные предложения Появляются вопросы: почему? когда?
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1.Игрушки
2.Домашние птицы
3.Зима Зимние забавы
4.Новый год! Новогодние игрушки
Воспитатель
Обогащать, активизировать словарный запас, учить пользоваться трехсловными предложениями.
Называть игрушки, елку, елочные украшения, новогодние праздники, подарки, огоньки и др.
Узнавать и называть новогодних героев Деда Мороза, Снегурочку, Б.Ягу
Учить называть приметы, природные явления зимы (мороз, снег, холод, лед)
Игра «Тюти, вот она», «Дай, на», «Как», «Чудесный мешочек», «Что для чего»
Пальчиковые игры «Сорока», «Раз, два». П/и «Мишка по лесу гулял», «Доползи», «Достань игрушку», «Наша елка»
Хороводы «Елочка», «Дед Мороз», «Игрушки»
Стих А Барто «Мишка косолапый»,
Потешки: «Сидит белка на тележке».
«Зайка серенький», «Зайчишка-трусишка». Участие в новогоднем утреннике, развлечения
Называет новые слова, выполняет просьбы воспитателя, повторяет движения в хороводе, проговаривает стишки, повторяет песенки
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1.Игрушки
2.Домашние птицы
3.Зима Зимние забавы
4.Новый год! Новогодние игрушки
Инструктор по физической культуре
Развивать ориентировку в пространстве. Продолжать обучение ходьбе по ровной дорожке, переступанием. Обучить ползанию по доске, лежащей на полу Развитие основыных движений.
пи «Птички, летите ко мне» ОРУ: Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,(Руки сцеплены в замок)
Это желтый колобок! Ходьба по прямой, переступая через цветные кубики, лежащие друг за другом. Ползание по гимнастической скамье посредством о/и «Ползем как кошка»
Действует в соответствии с речью взрослого. Пытается повторять стихотворение во время игры. Самостоятельно ползет по доске. Техника выполнения движений правильная.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1.Игрушки
2.Домашние птицы
3.Зима Зимние забавы
4.Новый год! Новогодние игрушки
Музыкальный руководитель
Прививать навык пения без напряжения, интонировать мелодию
Учить отвечать на вопросы о знакомых героях.
«Петушок» (М.Красева)
«Курочка» (муз.Н.Любарского), « Первый снег» (муз.А.Ладана, сл. О.Высотской)
«Ёлочка» муз. Тиличеевой.
«Птичка» муз. Раухвергера.
«Цыплята» муз. Филлипенко.
Участие в новогоднем утреннике
Свободное пение, без напряжения
Слушая музыкальные отрывки озвучивает героев, правильно формируя гласные.
Источник