Маршрут развития на ребенка с умственной отсталостью

Раздел программы
Работа с ребенком
Работа с родителями /консультации, показ элементов НОД, брошюры/
Развитие ручной моторики
Массаж пальцев и кистей рук мячиком-ежиком, точечный массаж
- Информация на стенде «Массаж и игровые упражнения для развития мелкой моторики»
- Закрепление и выполнение дома массажа пальцев и кистей рук
развитие хватания: учить захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в действиях форму, величину предмета (маленькие предметы хватать одной рукой, большие – двумя руками), учить хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;
- Брошюра «Игры для развития хватательных движений»
- Выполнение дома игр на развитие хватательных движений: сортировка мелких предметов, пересыпание сыпучих предметов, шнуровка, нанизывание бус на нить.
развитие соотносящих действий: учить использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);
- Брошюра «Игры для развития соотносящих движений»
- Выполнение дома игр на развитие соотносящих движений: разбор и складывание пирамидки, матрешки, рамок-вкладышей с учетом величины
подражание движениям рук: научить подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
- Информация на стенде «Пальчиковые кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики»
- Выполнение дома игр на развитие движений кистей и пальцев рук: пальчиковая гимнастика по лексическим темам, кинезиологические упражнения, шнуровка, застегивание пуговиц, молний, закручивание лент, пробок на бутылки, выкладывание фигур из мозаики, счетных палочек
развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.
развитие графических навыков: учить правильно держать карандаш; проводить прямые, ломанные линии определенной длины в указанном направлении сначала пальцем, затем карандашом; проведение линий по контуру, обозначенному точками; обведение по контуру предметов: по точкам, пунктирным линиям, с помощью трафарета и шаблона; штриховка фигур с указанным наклоном и в указанном направлении; дорисовывание недостающих частей предметов; дорисовывание узоров из различных элементов на листе в клетку; раскрашивание предметов и сюжетных рисунков; копирование точек на листе в клетку; письмо в клетке: прямые, наклонные палочки; письмо элементов букв; письмо букв в прописях
- Информация на стенде «Развитие графических навыков»
- Выполнение дома упражнений на развитие графических навыков.
Развитие речи
а) Развитие импрессивной стороны речи
- Формировать невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению. Давать возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых.
- Развивать понимание инструкций
- Научить детей быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое: с предметом, без предмета
- Учить выполнять совместные действия по речевой инструкции со взрослым, со сверстником
- Учить понимать действия, изображенные на картинке
- Информация на стенде «Как общаться с ребенком?», «Игры для развития понимания речи»
- Выполнение дома упражнений и дидактических игр на развитие у ребенка импрессивной стороны речи
б)Развитие экспрессивной стороны речи
- Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, фонематического слуха
- Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками – учить воспроизводить звукоподражания
- Накопление словаря по лексическим темам
- Работа над слоговой структурой слов
- Учить строить фразу из 2-3 слов
- Учить высказывать свои потребности в активной речи
- Учить составлять описательный рассказ с опорной схемой
- Учить составлять предложения по картине
- Брошюра «Развитие речи ребенка», «Развитие неречевого слуха», «Работа над звукоподражаниями», «Развитие словаря ребенка» и пр.
- Выполнение домашних заданий по лексическим темам
Формирование элементарных количественных представлений
- Выделять 1, 2 и много предметов из группы;
- Соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев;
- Находить 1, 2 и много однородных предметов в окружающей обстановке;
- Различать дискретные и непрерывные множества по количеству: 1, 2, много, мало, пустой, полный, употреблять в речи названия количеств;
- Составлять равные по количеству группы предметов;
- Пересчитывать предметы в пределах трех-пяти;
- Осуществлять группировку предметов по количественному признаку на основе образца;
- Выполнять операции объединения и разъединения в пределах трех
- Информация на стенде «Закрепление математических знаний в играх»
- Выполнение дома упражнений на закрепление математических представлений: закреплять умение считать в пределах 5, название геометрических фигур, величин, составлять аппликации из геометрических фигур, выкладывать фигуры из счетных палочек
Сенсорное развитие
а) зрительное
восприятие
- Сличение основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) – такой, не такой, зрительное соотнесение, закрепление представлений о цвете в слове.
- Сличение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) – такой, не такой, зрительное соотнесение фигур, закрепление представлений о форме в слове.
- Сличение величин (“такой – не такой”), затем большой – маленький и только потом используются понятия, обозначающие конкретную величину (высокий – низки, длинный – короткий и т.д.)
- Развитие ориентировки в пространстве (в схеме собственного тела, по основным пространственным направлениям, ориентировка на листе бумаги)
- Информация на стенде «Сенсорное развитие ребенка с нарушением в развитии»
- Брошюра «Игры на различение цвета, величины, формы»
- Консультации на тему «Как научить ребенка различать цвета?»
- Изготовление пособий по сенсорному развитию и презентация их на родительском собрании совместно с ребенком.
- Выполнение игр и упражнений на сенсорное развитие
б)слуховое восприятие
- Различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые домашними животными и птицами;
- Различать звуки, издаваемые на различных музыкальных инструментах;
- Определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента;
- Определять направления в пространстве по звуку без зрительного сопровождения;
- Воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы;
- Усвоить понятия «громко—тихо», «высоко—низко», «быстро-медленно».
в)тактильное восприятие
- ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми, с закрытыми глазами; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.);
- нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);
- нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4);
- определение по контуру с закрытыми глазами самого предмета;
- нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.
Развитие психических процессов
а)память
б)внимание
в)мышление
Развитие процессов переработки сенсорной информации
Развитие внимания (объем, концентрация, устойчивость)
Развитие памяти (непроизвольного, произвольного, кратковременного и долговременного)
Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
Развитие познавательной активности
- Информация на стенд «Развитие высших психических функций»
- Изготовление пособий «Игры и упражнения для развития психических процессов»
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросам интеллектуального развития ребенка
Социальное развитие
а) Развитие навыков самообслуживания
б) Развитие коммуникативных навыков
а) Совместно с воспитателями и родителями формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания: самостоятельно снимать, одевать одежду, обувь; посещать туалетную комнату; мыть руки мылом, вытирать салфеткой руки, рот; убирать игрушки на место.
б)Развивать коммуникативные навыки: учить адекватно вести себя в знакомой ситуации, выражать словом свои основные потребности и желания; здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании; благодарить за услугу; участвоватьт в коллективной деятельности со сверстниками (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной).
- Информация на стенде «Социальное развитие ребенка с нарушением в развитии»
- Изготовление совместно с ребенком альбома «Моя семья»
- Изготовление поделок по темам «Любимое животное», «Любимая игрушка» (аппликация, рисунок, поделка из природных материалов)
- Учить ребенка самостоятельно снимать, одевать одежду, вытирать руки, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и пр.
(подпись родителей) (расшифровка)
Источник
Разработка индивидуального образовательного маршрута сопровождения
ребёнка с интеллектуальными нарушениями
Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Являясь гражданами Российского государства, дети, подростки с интеллектуальными нарушениями имеют право на образование. Эти права закреплены в Конституции РФ, в Федеральном законе об образовании (ред. от 29.12.2004), в перечне мер по реализации Федеральных законов ” О государственной социальной помощи” (от 17.07.1999), “О социальной защите инвалидов в РФ” (от 24.11.1995), а также в регистре Минздравсоцразвития РФ (от 16.11.2004).
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач — к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка в системе
психолого-педагогической деятельности.
Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для индивидуального развития всех дошкольников, в особенности тех, кто в большей степени нуждается в специально организованных условиях обучения.
Основной целью администрации и всего педагогического коллектива образовательного учреждения в рамках ФГОС ОВЗ ребенка с нарушением интеллекта является создание специальных условий для усвоения образовательных программ и социальной адаптации.
Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
В соответствии с Законом об образовании есть понятие «индивидуальный учебный план» – это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося», и «адаптированная образовательная программа» – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц». Обучая лиц с ОВЗ, образовательное учреждение должно для каждого обучающегося разработать учебный план, адаптировать программу, предусмотреть сопровождение и иметь в наличии соответствующий персонал.
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС предусматривает систему профессиональной деятельности психолога и педагогов с целью создания социальнопсихологических условий для успешного развития и воспитания дошкольников. Данные условия можно создать в ходе построения индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие (физических способностей и т.д.), либо на обучение.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы).
Индивидуальный маршрут развития особого ребенка
На сегодняшний день значительно расширился контингент детей, которые, хотя и были ранее
признаны необучаемыми, могут быть включены в систему образования. Родителей, имеющих детей с
ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, часто
интересует вопрос: где и как могут обучаться их дети? Поэтому в ДОУ создаются условия для
индивидуального развития особого ребенка и включение его в социум на принципах приспособления
к окружающей среде и освоения общественно-исторического опыта.
Одним из способов реализации задач индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов для детей с
ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательное пространство, которое
создается в процессе осуществления образовательного и психолого-педагогического сопровождения
конкретного ребенка (и его семьи) в конкретном образовательном округе командой специалистов
различного профиля с расчетом на определенный срок.
Цель создания подобных маршрутов – обеспечить формирование и реализацию образовательных
потребностей на основании выбора и оптимизации учебной, психической и физической нагрузок с
учетом индивидуальных особенностей их развития.
Отправные точки для построения индивидуального маршрута развития (по Л.С. Выготскому):
1. Целостность процесса развития, единство разных сторон и линий развития.
2. Наличие в развитии не только количественных, но и качественных изменений.
3. Общая неравномерность развития, т.е. изменение его скорости или темпа.
4. Гетерохронность и диспропорциональность развития.
5. Вероятность регресса и инволюции более ранних приобретений при появлении
новообразования.
6. Развитие характеризуется такими структурными изменениями, при которых происходит
дифференциация прежних структур, а части целого развиваются с разной скоростью.
7. Существование оптимальных периодов для развития той или иной стороны организма и
личности.
Схема разработки индивидуального образовательного маршрута:
1. Определить уровень развития ребенка.
2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и путь к их достижению.
3. Определить время, которое должен затратить ребенок на усвоение того или иного материала.
4. Предусмотреть участие родителей.
5. Определить способы оценки успехов воспитанника.
Образовательный маршрут включает ряд основных направлений:
организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-
игровой, продуктивных видов – лепки, рисования, аппликации, формирование практической, конструирования);развитие речи (формирование чувственной основы речи, развитие фонематического слуха, сенсомоторного механизма, речевых функций);
формирование представление об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Схема работы по построению индивидуального образовательного
маршрута развития дошкольника
Изучение запроса педагогов. Запрос формулируется устно, это происходит в индивидуальной беседе. Так же проводится анкетирование. Педагогом излагаются проблемы: усвоения программы, поведения или взаимоотношения со сверстниками.
Далее происходит анализ полученных данных, намечается и организуется наблюдение за определенным ребенком.
Наблюдение самостоятельной, и учебной деятельности. Для регистрации наблюдения можно использовать карты наблюдений.
Следующим этапом работы является установление контакта с ребенком или беседа. Для регистрации, которой используется бланк протокола беседы.
Далее происходит сбор информации о ребенке, о его соматическом здоровье, о родителях, и т.д.
Диагностическая работа проводится индивидуально, в несколько этапов. Время диагностирования, исходя из особенностей возраста. Затем происходит обработка полученных данных и написание заключения.
Построение индивидуального образовательного маршрута
Разработка индивидуального маршрута будет исходить из результатов диагностики, наблюдения, сбора информации о ребенке, а также от постановки целей.
Цель данного индивидуального образовательного маршрута:
1. Активизация всех сторон психического развития с учетом доступных ребенку способов обучения.
2. Активизация и стимуляция познавательного интереса к ближайшему окружению.
Задачи ИОМ для детей с легкой умственной отсталостью:
– пропедевтика рисков социальной дезинтеграции в среде сверстников,
– накопление разнообразных представлений о ближнем окружении жизненно-значимых для социальной адаптации,
– овладение социальными нормами поведения в среде сверстников,
– овладение самостоятельностью в разных бытовых ситуациях,
– формирование социального поведения в детском коллективе;
– воспитание самостоятельности в разных видах детской деятельности, в том числе досуговой.
Дальнейшей работой учителя-дефектолога будет разработка плана индивидуальных занятий с ребенком. В данном случае проводятся индивидуальные занятия, 1 раз в неделю, а также подгрупповые занятия – 2 раза в неделю. Таким образом, индивидуальная работа проводится 3-4 раза ежемесячно, в период с октября по март, подгрупповая работа составляет 6-8 занятий в месяц.
Важными направлениями в содержании обучения и воспитания являются: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое развитие. Кроме этого, специфической задачей обучения этой категории детей является создание условий для формирования всех видов детской деятельности (общения, предметной, игровой, продуктивных видов и элементов трудовой).
В рамках возрастного, деятельностного и дифференцированного подходов к коррекционноразвивающему обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта является выделение специфических коррекционно-педагогических задач, направленных на развитие и коррекцию индивидуальных речевых нарушений детей в процессе занятий с логопедом, а также на формирование детско-родительских отношений с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим проблемным ребенком также относится к области значимых направлений работы педагогов дошкольных организаций.
Задачи ИОМ для детей с умеренной умственной отсталостью:
– накопление и овладение доступными средствами коммуникации и навыками самообслуживания, жизненно-значимыми для социальной адаптации в окружающей бытовой среде,
– социальное ориентирование на сверстника через знакомого взрослого,
– овладение самостоятельностью в знакомых бытовых ситуациях,
– активизация познавательного потенциала к обучению в ситуациях взаимодействия, близких к жизненному опыту ребенка;
– создание ситуаций для овладения нормами поведения в детском коллективе сверстников.
Содержание обучения и воспитания может быть ориентированным на содержание обучения первого варианта развития. Однако приоритетной задачей коррекционного обучения является формирование доступных ребенку способов овладения культурным опытом, которые реализуются через совместную предметно-игровую деятельность со взрослым в знакомых ситуациях взаимодействия.
Задачи ИОМ для детей с тяжелой степенью умственной отсталости:
– овладение доступными средствами коммуникации для поддержания потребности в общении со знакомым (близким) взрослым,
– социальное ориентирование на знакомого взрослого,
– овладение элементарными навыками самообслуживания (прием пищи, опрятность),
– реализация эмоционально-двигательного потенциала к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, продолжение и увеличение времени взаимодействия,
– специальные технические средства (ТСР) реабилитации (вертикализаторы, ходунки- опоры, кресла-каталки с поддержками для рук и таза и др.).
Содержание обучения и воспитания детей может быть ориентировано на жизненно-значимые потребности ребенка: в социально-коммуникативном и эмоционально-когнитивном направлениях, физическом развитии.
Приоритетной задачей коррекционного обучения является создание комфортной для ребенка ситуации взаимодействия, реализация его сенсорных и двигательных возможностей в процессе целенаправленной деятельности, организуемой взрослым при использовании специальных технических средств (ТСР) реабилитации (вертикализаторы, ходунки-опоры, кресла-каталки с поддержками для рук и таза и др.).
По окончанию периода реализации индивидуального образовательного маршрута, проводится итоговая диагностическая работа, учителем-дефектологом пишется отчет и составляется сравнительный анализ полученных результатов. Проводится анализ поставленных целей и задач с фактическим итогом. Делаются выводы о продуктивности проведенной работы между специалистами.
Разработка индивидуального образовательного маршрута очень трудоемкий процесс, требующий от педагога проявления профессиональных знаний и навыков.
Учитель-дефектолог в данном случае выполняет и контролирующую функцию, т.к. работает в тандеме с другими специалистами, а результат организованной деятельности зависит и от взаимодействия всех звеньев данной профессиональной цепочки.
Как показывает практика, реализация индивидуального образовательного маршрута дает положительную динамику в развитии ребенка.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
5
Источник